скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Контрольная: Нравственные основы деятельности сотрудников правоохранительных органов скачать рефераты

Контрольная: Нравственные основы деятельности сотрудников правоохранительных органов

Калининградский юридический институт МВД России

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «Профессиональная этика» на тему: Нравственные основы деятельности

различных милицейских служб

Слушательницы 2-го курса заочного факультета, набора 1998г.

группа № ______ , зачетная книжка _______

__________________________________________________

Домашний адрес: _________________________________________

План

1. Нравственная культура сотрудников правоохранительных органов, 2-3

2. Структура нравственной культуры, 3-4

3. Профессионально – нравственная деформация и ее факторы, 4-6

4. Нравственные основы деятельности служб ОРД, 6-8

5. Этические начала следственной деятельности, 8-12

Нравственная культура занимает одно из центральных мест в личной культуре

сотрудников правоохранительных органов. Это обусловлено характером их

деятельности, т.к. она связана с обеспечением прав и свобод граждан,

выполнением их обязанностей перед обществом и государством.

Советский военачальник М.В. Фрунзе, отмечал «армия с устойчивой моралью будет

армией непобедимой». Его слова мог бы поддержать Ганнибал столкнувшийся с

тем, что в течение одного месяца, в Капуе, его войско занимаясь грабежами,

разбоями и увеселениями морально разложилось превратившись в вооруженный

сброд, что предопределило победу римлян.

Термин «нравственная культура» образовался на базе двух понятий

«нравственность» и «культура». Нравственность как известно, это практическая

воплощенность моральных идеалов, целей и установок в различных формах

социальной жизнедеятельности, в культуре поведения людей и отношениях между

ними. Само слово «культура», как известно, происходит от латинского

«cultura», что в переводе на русский означает возделывание, обра­ботка,

совершенствование, образование, воспитание. Субъекта культуры, ее носителем

являются как общество в целом, так и его структурные образования: нации,

классы, социальные слон, профес­сиональные общности и каждый человек в

отдельности. И во все этих случаях культура выступает как качественная

характеристика степени совершенства любой сферы человеческой

жизнедеятельно­сти и самого человека. Человек является субъектом и объектом

культуры. Специфика культуры заключается в том, что она раскрывает

качественную сторону человеческой деятельности, показывая, насколько

последняя выступает реализацией творческих потенций че­ловека, насколько эта

деятельность соответствует определенны» требованиям и нормам.

Уровень нравственного развития общества и личности может быть разным: высоким

или низким, поскольку степень усвоения нравственных ценностей, вы­работанных

обществом, и в особенности их реализации на практике в разное время,

различна. Когда эта степень, этот уровень высоки, мы говорим о высокой

нравственной культуре общества и наоборот. Сейчас, в переходный период,

нравственное здоровье нашего обще­ства и многих его граждан внушает серьезные

опасения. Эгоизм в яичных отношениях активно теснит коллективизм и гуманизм.

Нравственная культура как общества, так и отдельных людей резко снизилась.

Не обошло стороной это обстоятельство и правоохранительные органы и их

сотрудников. Правда, верно и другое: трудности, встающие перед ними,

высветили и тот факт, что многие из них на деле показали свою высокую

нравственную культуру, свои прекрас­ные нравственные качества, а иные,

выполняя свой служебный долг, к сожалению, отдали во имя блага Отечества

самое дорогое - свою жизнь.

В структурном отношении культуру личности можно рассмат­ривать исходя из

различных оснований, добиваясь таким образом всесторонности, ибо только это,

при прочих равных условиях, изба­вит нас от серьезных ошибок, С точки зрения

соотношения духовно­го и практического в ней с полным основанием можно

выделить следующие уровни: теоретический или рациональный, чувственно-

психологический и деятельностный. Таким образом, можно с основанием

утверждать, что культура - это духовный потенциал личности в действии.

В нравственном сознании личности можно вычленить два уровня: теоретический

(рациональный) и психологический (чувст­венный). Оба они тесно связаны между

собой, воздействуют друг на друга и позволяют наиболее полно и глубоко, умом

и сердцем оце­нивать социальные явления с позиции добра и зла и

воздействовать на поступки и дела человека с этих же позиций. Тем не менее

было бы ошибкой не замечать различий между ними. Содержанием теоретического

или рационального уровня нрав­ственного сознания являются этические знания,

взгляды и идеалы, принципы и нормы, нравственные потребности. Содержание

этого уровня нравственного сознания формируется целеустремленно как

соответствующими общественными государственными институтами (детсад, школа,

вуз, служебный коллектив), так и усилиями самой личности. Элементы данного

уровня более устойчивы, они теснее связаны с политическим и правовым

сознанием. Они более глубоки и основательны, ибо отражают наиболее

существенные связи, зако­номерности, тенденции моральной жизни общества.

Именно в силу этого они могут контролировать и ориентировать, сдерживать

нрав­ственные чувства и эмоции личности. Нравственные потребности, являясь,

как и убеждения, резуль­татом деятельности ума и сердца, становятся важной

целью переда­точного механизма от нравственного сознания к нравственному

по­ведению. Культура нравственных потребностей - это такой уровень их

развития, который выражает постоянное стремление сотрудника

правоохранительных органов сознательно и бескорыстно выполнять свой

гражданский и служебный долг, соблюдать требования обще­ственной морали и

воинской этики в повседневной служебной и внеслужебной деятельности. Чем

более возвышенный характер носят нравственные потребности, тем выше уровень

нравственных ка­честв. Как было отмечено выше, вторым уровнем нравственного

соз­нания является психологический, или чувственный, уровень. Иногда его

называют уровнем обыденного морального сознания Он вклю­чает в себя богатый

спектр моральных чувств, эмоций, симпатий и антипатий, представлений о

нравственном и безнравственном, мо­ральных правил, нравов, обычаев и т.д.,

выработанных и закреплен­ных личностью в процессе жизненного опыта Это своего

рода первоэлементы морального сознания. В чувствах, эмоциях, симпатиях и

антипатиях эмоционально и непосредственно происходит формирование

нравственной позиции личности. Иногда это проявляется очень импульсивно:

человек радуется или гневается, плачет или смеется впадает в прострацию,

замыкается, а иногда, как говорится дает волю рукам. Нравственные чувства

весьма многочисленны, и классифицируются по самым разным основаниям. Одни

делят их по жизненной сфере проявления: морально-политические, морально-

трудовые, морально-боевые, собственно моральные. Другие три группы:

ситуативные, интимные и чувства общественного переживания. Третьи

классифицируют исходя из глубины переживаний. Все эти и другие подходы имеют

право на жизнь, ибо помогают более глубоко и всесторонне познать их сущность

и социальную роль.

Например, интимные чувства - это чувства любви, дружбы, верности, ненависти

или преданности и т.п. Они возникают в отно­шениях к другим людям, в них

выражаются симпатия и антипатия, приязнь и неприязнь.

Совсем иной характер имеют чувства общественного переживания. Они, по сути

дела, являются морально-политическими чувст­вами, ибо в них отражаются

отношения не столько к другим люди, сколько к явлениям большого гражданского

звучания: это чувство патриотизма и интернационализма, коллективизма и

солидарности национальной гордости и т.д. Они сложны по своему содержанию,

многообразны по своему проявлению и представляют скорее сплав личного и

общественного. Следует подчеркнуть также, что в отличие, например, от

интимных чувств, которые подвижны и динамичны, чувства морально-политические

более устойчивы, стабилизированы.

Неотъемлемым нравственно-политическим качеством сотрудников

правоохранительных органов является подлинный интернационализм, который

реализуется в уважении к другим народам, нетерпимости к национальной и

расовой розни. Следует признать, что произвол, допущенный Сталиным в

от­ношении целых народов, стремление выдавать желаемое за действи­тельное в

застойные годы нанесли серьезный ущерб межнациональ­ным отношениям,

способствуя развитию у людей таких проявлений, как шовинизм, национализм,

национальная кичливость, нетерпи­мость к обычаям, языку других народов. Не

изжиты эти факты и в настоящее время.

Нравственные качества, которым уделяется особое внимание, и которые принято

на­зывать собственно моральными: честность, правдивость, скромность, чувство

собственного достоинства, умение себя вести. Бесчестность, лживость,

нескромность, амбициозность, половая распущенность - верный путь к

нравственной де­формации сотрудника.

Выделяются качества, характеризующее культуру общения со­трудников

правоохранительных органов как на службе, так и вне ее. К сотрудникам

правоохранительных органов общество предъявляет этом смысле особо жесткие

требования. То, что оно может про­стить рабочему, студенту, продавцу,

представителям многих кругах профессий, никогда не прощается им. И недаром,

как уже указывалось выше, требование высокой культуры общения специально

зафиксировано в служебно-директивных документах.

Важным структурным элементом нравственной культуры лич­ности является

культура нравственных отношений. Нравственные отношения это особый вид

общественных отношений, которые практически- не существуют в чистом виде, но

являются составной частью любых человеческих отношений, поддающихся

нравствен­ной оценке. Нравственные отношения принято классифицировать по

содержанию, по форме, и по способу связи между людьми.

Между безнравственным и преступным поведением граница весьма зыбка и

неопределенна. Между ними пролегает довольно широкая «пограничная полоса»,

которую непременно проходит личность, прежде чем из правопослушного

гражданина она превратится в преступника. То же отно­сится и к служебному

коллективу, когда в нем начинают преобла­дать негативные нравственные

ценности, так называемые «нравственные антиценности». Во всяком случае любому

преступлению предшествует нравственная деформация личности, образование у нее

на мировоззренческом уровне аморальных нравственных уста­новок. В конечном

счете это приводит к нравственной деградации личности (и коллектива, когда в

нем подобные установки начинают рассматриваться как «нормальные»).

Когда в коллективе начинается снижение уровня нравственной культуры, то в нем

создаются благоприятные условия для его последующей профессионально -

нравственной деформации, которые характеризуются следующими негативными

факторами - показателями морально-психологического климата в служебного

коллективе:

· скрытая критика условий труда;

· неточное выполнение приказаний;

· групповые сборища во время работы;

· опоздания и длительное отсутствие во время работы;

· уход с работы ранее положенного времени;

· распространение слухов;

· небрежное обращение с оборудованием и техникой.

Появление факторов - показателей негативного морального психологического

климата должно вызывать серьезную тревогу прежде всего, конечно, у

руководителя служебного коллектива и у наиболее нравственно зрелых его

членов. Они служат как бы крас­ными лампочками, предупреждающими о

надвигающейся аварии. В том случае, когда на них не обращают должного

внимания и не принимают соответствующих мер к их ликвидации, начинается

профессионально-нравственная деформация сначала отдельных членов служебного

коллектива, а затем и всего служебного коллектива. Эта деформация

характеризуется следующими показа­телями:

· формально-бюрократические методы руководства (высокоме­рие,

грубость, чванство, бездушное отношение к подчиненным)

· злоупотребление властью (грубость по отношению к гражданам, унижение

их человеческого достоинства, неоказание им помо­щи, неоправданное применение

физической силы, боевых приемов, специальных средств и оружия);

· терпимость к нарушениям служебной дисциплины и к фак­там

невыполнения служебного долга;

· формализм и упрощенчество при оформлении документации;

· нарушения процессуального кодекса;

· психологически конфликтная атмосфера в коллективе (ситуации

конфликта как постоянная норма служебных отношений);

· приоритетная ориентация в коллективе на моральные анти­ценности;

· неразборчивость в средствах;

· формирование атмосферы круговой поруки;

· грубые нарушения Правил дорожного движения, не вызван­ные служебной

необходимостью, как норма поведения за рулем;

· бытовое разложение, пьянство.

· грубые нарушения законности при одобрительном отноше­нии к этому

многих членов служебного коллектива;

· разглашение служебной тайны;

· сращивание с преступным миром;

· групповые преступления (кражи, грабежи, разбои и пр.).

Знание и учет вышеприведенных факторов и показателей имеют исключительно

важное значение прежде всего для руководителей и работников кадрового

аппарата, а также для сотрудников, осуще­ствляющих воспитательную работу с

личным составом. Для свое­временной нейтрализации и профилактики негативных

факторе» нравственной деформации и преступной деградации служебного

коллектива необходимо также знать и учитывать основные причины появления этих

факторов, которые, конечно, в конкретном проявле­нии зависят от действий

отдельных членов служебного коллектива, но в своей служебной основе имеют

объективно существующие при­чины, порождаемые как спецификой службы

(внутренние причины), так и определенными условиями общественной жизни

(внешние причины):

· негативный пример руководства;

· перегруженность работой;

· низкая нравственная воспитанность коллектива;

· низкая правовая культура коллектива, «правовой нигилизм», низкий

уровень

· низкий социальный престиж правоохранительных органов;

· воспитательной работы;

· негативное воздействие семьи (там, где это есть);

· изолированность, ограниченность общения с культурной средой,

определенная «кастовость» органов;

Подводя итог сказанному, выделим: невнимание к нравственной культуре, к

нравственно – психологическому климату служебного коллектива ведет не только

к снижению качества служебной деятельности, но и к его деградации, к его

полному развалу.

Традиционно к числу наиболее важных черт оперативна розыскной деятельности

принято относить то, что ее содержание составляют преимущественно негласные

оперативно-розыскные ме­роприятия, имеющие как нейтральный характер, так и

включающие в себя некоторые элементы принуждения и властных отношений,

связанные с ограничением конституционных прав граждан.

Данное обстоятельство (в ряду других, подобных, - прежде всего) оставляет место

для циничных утверждений о том, что «вопроса морали и этики для

профессионального оперативного работника к существует»

[1].

Страницы: 1, 2