Билеты (обществознание) для выпускных экзаменов в 11 классе
4) политические нормы – нормы, устанавливаемые различными политическими
организациями. Эти правила поведения прежде всего должны соблюдать члены
данных организаций. Реализация таких норм обеспечивается внутренними
убеждениями людей, входящих в эти организации, либо страхом быть
исключенными из них;
5) правовые нормы – формально определенные правила поведения,
установленные либо санкционированные государством, реализация которых
обеспечивается его авторитетом или принудительной силой.
Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей
применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было
указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними
убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и
социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций. Под
социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной
группы на поведение индивида в общественно-значимой ситуации. По своему
содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными
(наказывающими).
В реальности поведение людей в обществе далеко не всегда соответствует
установленным социальным нормам и даже, напротив, происходит их нарушение.
В таком случае говорят об отклоняющемся поведении субъекта. От-
кланяющимся (девиантным) принято называть такое поведение, которое не
соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм. Иногда
подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к
положительным последствиям. Но в большинстве случаев об отклоняющемся
поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред
обществу. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются
преступность, наркомания и алкоголизм.
Под алкоголизмом и наркоманией понимается вид хронического заболевания,
которое развивается в результате систематического употребления человеком
спиртных напитков или наркотиков.
Преступлением называется общественно опасное виновное деяние,
предусмотренное в Особенной части Уголовного кодекса. Совокупность
преступлений в социологии имеет особое название – де-линквентное поведение.
2.
Экономические отношения, в которые на протяжении жизни вступает человек,
многообразны. Место человека в экономических отношениях в первую очередь
характеризуют:
1) его положение в отношениях собственности;
2) его роль в процессе труда (производства);
3) его участие в бизнесе и предпринимательстве;
4) его положение в отношениях распределения и потребления
произведенного в обществе продукта.
Вступая в отношения собствен ности, человек реализует права владения
(возможность иметь у себя то или иное имущество), распоряжения (возможность
изменять назначение и принадлежность имущества), пользования (возможность
использовать полезные свойства имущества). Объем этих прав зависит от формы
собственности: общей, частной или смешанной.
Следует подчеркнуть, что влияние формы собственности на экономическое
поведение человека не является однозначным. На пример, частная
собственность, с одной стороны, разъединяет лю дей и отчуждает их от труда,
но, с другой – является необходимым условием их хозяйственной само
стоятельности и независимости Общая (или общественная) собст венность, в
определенной степени способствуя преодолению резкого имущественного и
социального не равенства, по мнению экономистов, не создает достаточных
стимулов к труду и не может обеспе чить устойчивый экономический рост.
Право собственности признает ся одним из естественных и неотчуждаемых
прав человека.
Важнейшая экономическая роль человека – его участие в процессе труда.
Объективными характеристиками трудовой деятельности че ловека являются
производительность, эффективность и место в системе общественного
разделения труда.
Ее оценка определяется степенью соответствия важнейшим требованиям, к ней
предъявляемым:
требованиями профессионализма, квалификации, трудовой, технологической и
договорной дисциплины, а также исполнительности и инициативности.
В современных условиях сильнейшее влияние на характер труда оказывает
научно-техническая и технологическая революция.
Предпринимательская деятельность в современных условиях становится одной
из важных форм участия человека в экономических отношениях.
Предпринимательством считается осуществляемая по собственной инициативе, на
свой риск и ответственность, самостоятельная, направленная на получение
прибыли деятельность людей.
Она предъявляет к человеку особые требования: изобретательность, глубокие
знания, инициативность, сила воли, готовность к риску, твердость, умение
самостоятельно принимать ответственные решения, верность слову.
Несоответствие этим требованиям превращает деятельность, внешне похожую на
предпринимательскую, в ее противоположность – обман и жульничество.
Наконец, человек является участником отношений распределения и
потребления.
Известны различные формы распределения произведенного в обществе
продукта: заработная плата, банковский процент, земельная рента, дивиденд
по купленным акциям и др. Неравенство доходов зависит от положения
человека в отношениях собственности, уровня его образования,
квалификации, профессиональной подготовки и других факторов. Неизбежный в
условиях рыночной экономики разрыв в уровнях доходов отдельных людей и
групп населения в современных условиях призвано компенсировать государство
(социальные программы, пособия).
Вступая в отношения потребления, человек на полученные доходы приобретает
необходимые ему товары и услуги, удовлетворяет имеющиеся материальные и
духовные потребности.
-
Билет № 6
1. Познание, истина и ее критерии.
2. Социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры
российского общества.
1.
Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным
содержанием которой является отражение объективной реальности в его
сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.
Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское,
художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной
деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно
взаимосвязаны.
В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъ-
ект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания
обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в
широком – все общество. Объектом познания соответственно являются либо
познаваемый предмет, либо – в широком смысле – весь окружающий мир в тех
границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в
целом.
Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая
называется чувственным (сенситивным) познанием (от нем. sensitiu –
«воспринимаемый чувствами»), человек получает информацию о предметах и
явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами
чувственного познания являются:
а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств
предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы
чувств;
б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется
целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств
предметы и их свойства;
в) представление – такая форма познания, при которой чувственное
отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании,
что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он
отсутствует и не воздействует на органы чувств.
Второй ступенью познавательной деятельности является рацио
нальное познание (от лат. ratio – «разум»). На этом этапе, опираясь на
данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с
окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и
предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений.
Рациональное познание осуществляется в формах понятия, суждения и
умозаключения,
Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и
существенные признаки познаваемых предметов или явлений.
Суждение – есть форма мысли, в которой устанавливается связь между
отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-
либо.
Умозаключением называется получение новых суждений на основе уже
имеющихся с помощью использования законов логического мышления.
Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т.
е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в
отличие от чувственного познания, существующего в форме образов, результаты
рационального познания закрепляются в форме знаков или в языке. Таким
образом, человеческое мышление, опираясь на чувственный опыт, путем
сравнения, уподобления, обобщения, абстрагирования преобразует чувственный
образ, а результаты преобразования фиксирует в знаковой форме.
Сущностью процесса познания является получение как можно более
объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные
философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира
и получения истинного знания. Агностики считали, что получить достоверные
знания невозможно, эмпирики – что это можно сделать только при помощи
ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины является только
разум.
В истории философии существовали различные определения понятия «истина».
Наиболее часто употребляемым является следующее: истина – это соответствие
полученных знаний содержанию объекта познания. Характерной чертой истины
является наличие в ней объективной и субъективной стороны. Объективная
сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не
зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Субъективная
сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда
субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит
взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное
участие принимает сознание последнего.
Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной
истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о
каком-либо предмете либо явлении. Однако в реальности подобное
практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с
относительной истиной (или истинами), которая представляет собой неполное,
ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает
человек (человечество) на данном этапе своего развития.
Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является
практика. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины
соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение,
эксперимент и т. д. Помимо практики существуют и другие критерии истины, в
частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда
нет возможности опереться на практику (например, выявление логических
противоречий в математических рассуждениях).
2.
Под социальной (стратификационной) структурой понимаются расслоение и
иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность
институтов и отношений между ними. Термин «стратификация» ведет свое
происхождение от латинского слова stratum – «слой», «пласт». Страты
представляют собой большие группы людей, отличающиеся по своему положению в
социальной структуре общества.
Ученые сходятся во мнении, что основой стратификационной структуры
общества является естествен-
ное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно служит
критерием неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в
обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком
собственности и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный
престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. П.
Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и
привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что
социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее
можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности,
религиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного
функционализма в качестве критерия предлагали учитывать социальные функции,
которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.
В современном обществе можно выделить три стратификаци онных уровня:
высший, средний и низший. В экономически развитых странах средний уровень
является преобладающим, придавая обществу известную стабильность. Внутри
каждого уровня находится также иерархически упорядоченная совокупность
различных социальных слоев. К ним обычно относят следующие стратовые блоки:
1) профессиональные администраторы;
2) технические специалисты;
3) предприниматели;
4) интеллектуалы, занятые различными видами умственного труда;
5) квалифицированные рабочие;
6) неквалифицированные рабочие и др.
Человек, занимающий некоторое место в этой структуре, имеет возможность
переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой
социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком-либо
уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называется
социальной мобильностью. В первом случае говорят о вертикальной
мобильности, во втором – о горизонтальной. Высокий показатель вертикальной
социальной мобильности при иных равных условиях считают важным
свидетельством демокрагичности общества.
Качественные изменения, происходящие сегодня в экономике современного
российского общест ва, повлекли за собой серьезные сдвиги в его социальной
структу ре. Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия отличается
противоречивостью, неустойчивостью и склонностью к существенным переменам.
К высшей страте (или элите) сегодня могут быть отнесены представители
нарождающейся буржуазии, государственного аппарата, а также интеллектуалы,
занятые в сфере финансового бизнеса (они составляют около 3–5% населения).
Создание так называемого среднего класса в России сегодня только
начинается (предполагается, что к нему в основном будут принадлежать
представители класса предпринимателей, а также рабочие, занятые
высококвалифицированным трудом, и работники умственного труда). В настоящий
момент по данным социологических исследований число людей, принадлежащих к
данному стратификационному уровню, колеблется от 10 до 15%. Наконец, низшая
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|