скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Билеты (обществознание) для выпускных экзаменов в 11 классе скачать рефераты

4) политические нормы – нормы, устанавливаемые различными политическими

организациями. Эти правила поведения прежде всего должны соблюдать члены

данных организаций. Реализация таких норм обеспечивается внутренними

убеждениями людей, входящих в эти организации, либо страхом быть

исключенными из них;

5) правовые нормы – формально определенные правила поведения,

установленные либо санкционированные государством, реализация которых

обеспечивается его авторитетом или принудительной силой.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей

применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было

указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними

убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и

социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций. Под

социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной

группы на поведение индивида в общественно-значимой ситуации. По своему

содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными

(наказывающими).

В реальности поведение людей в обществе далеко не всегда соответствует

установленным социальным нормам и даже, напротив, происходит их нарушение.

В таком случае говорят об отклоняющемся поведении субъекта. От-

кланяющимся (девиантным) принято называть такое поведение, которое не

соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм. Иногда

подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к

положительным последствиям. Но в большинстве случаев об отклоняющемся

поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред

обществу. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются

преступность, наркомания и алкоголизм.

Под алкоголизмом и наркоманией понимается вид хронического заболевания,

которое развивается в результате систематического употребления человеком

спиртных напитков или наркотиков.

Преступлением называется общественно опасное виновное деяние,

предусмотренное в Особенной части Уголовного кодекса. Совокупность

преступлений в социологии имеет особое название – де-линквентное поведение.

2.

Экономические отношения, в которые на протяжении жизни вступает человек,

многообразны. Место человека в экономических отношениях в первую очередь

характеризуют:

1) его положение в отношениях собственности;

2) его роль в процессе труда (производства);

3) его участие в бизнесе и предпринимательстве;

4) его положение в отношениях распределения и потребления

произведенного в обществе продукта.

Вступая в отношения собствен ности, человек реализует права владения

(возможность иметь у себя то или иное имущество), распоряжения (возможность

изменять назначение и принадлежность имущества), пользования (возможность

использовать полезные свойства имущества). Объем этих прав зависит от формы

собственности: общей, частной или смешанной.

Следует подчеркнуть, что влияние формы собственности на экономическое

поведение человека не является однозначным. На пример, частная

собственность, с одной стороны, разъединяет лю дей и отчуждает их от труда,

но, с другой – является необходимым условием их хозяйственной само

стоятельности и независимости Общая (или общественная) собст венность, в

определенной степени способствуя преодолению резкого имущественного и

социального не равенства, по мнению экономистов, не создает достаточных

стимулов к труду и не может обеспе чить устойчивый экономический рост.

Право собственности признает ся одним из естественных и неотчуждаемых

прав человека.

Важнейшая экономическая роль человека – его участие в процессе труда.

Объективными характеристиками трудовой деятельности че ловека являются

производительность, эффективность и место в системе общественного

разделения труда.

Ее оценка определяется степенью соответствия важнейшим требованиям, к ней

предъявляемым:

требованиями профессионализма, квалификации, трудовой, технологической и

договорной дисциплины, а также исполнительности и инициативности.

В современных условиях сильнейшее влияние на характер труда оказывает

научно-техническая и технологическая революция.

Предпринимательская деятельность в современных условиях становится одной

из важных форм участия человека в экономических отношениях.

Предпринимательством считается осуществляемая по собственной инициативе, на

свой риск и ответственность, самостоятельная, направленная на получение

прибыли деятельность людей.

Она предъявляет к человеку особые требования: изобретательность, глубокие

знания, инициативность, сила воли, готовность к риску, твердость, умение

самостоятельно принимать ответственные решения, верность слову.

Несоответствие этим требованиям превращает деятельность, внешне похожую на

предпринимательскую, в ее противоположность – обман и жульничество.

Наконец, человек является участником отношений распределения и

потребления.

Известны различные формы распределения произведенного в обществе

продукта: заработная плата, банковский процент, земельная рента, дивиденд

по купленным акциям и др. Неравенство доходов зависит от положения

человека в отношениях собственности, уровня его образования,

квалификации, профессиональной подготовки и других факторов. Неизбежный в

условиях рыночной экономики разрыв в уровнях доходов отдельных людей и

групп населения в современных условиях призвано компенсировать государство

(социальные программы, пособия).

Вступая в отношения потребления, человек на полученные доходы приобретает

необходимые ему товары и услуги, удовлетворяет имеющиеся материальные и

духовные потребности.

-

Билет № 6

1. Познание, истина и ее критерии.

2. Социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры

российского общества.

1.

Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным

содержанием которой является отражение объективной реальности в его

сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское,

художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной

деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно

взаимосвязаны.

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъ-

ект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания

обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в

широком – все общество. Объектом познания соответственно являются либо

познаваемый предмет, либо – в широком смысле – весь окружающий мир в тех

границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в

целом.

Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая

называется чувственным (сенситивным) познанием (от нем. sensitiu –

«воспринимаемый чувствами»), человек получает информацию о предметах и

явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами

чувственного познания являются:

а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств

предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы

чувств;

б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется

целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств

предметы и их свойства;

в) представление – такая форма познания, при которой чувственное

отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании,

что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он

отсутствует и не воздействует на органы чувств.

Второй ступенью познавательной деятельности является рацио

нальное познание (от лат. ratio – «разум»). На этом этапе, опираясь на

данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с

окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и

предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений.

Рациональное познание осуществляется в формах понятия, суждения и

умозаключения,

Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и

существенные признаки познаваемых предметов или явлений.

Суждение – есть форма мысли, в которой устанавливается связь между

отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-

либо.

Умозаключением называется получение новых суждений на основе уже

имеющихся с помощью использования законов логического мышления.

Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т.

е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в

отличие от чувственного познания, существующего в форме образов, результаты

рационального познания закрепляются в форме знаков или в языке. Таким

образом, человеческое мышление, опираясь на чувственный опыт, путем

сравнения, уподобления, обобщения, абстрагирования преобразует чувственный

образ, а результаты преобразования фиксирует в знаковой форме.

Сущностью процесса познания является получение как можно более

объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные

философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира

и получения истинного знания. Агностики считали, что получить достоверные

знания невозможно, эмпирики – что это можно сделать только при помощи

ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины является только

разум.

В истории философии существовали различные определения понятия «истина».

Наиболее часто употребляемым является следующее: истина – это соответствие

полученных знаний содержанию объекта познания. Характерной чертой истины

является наличие в ней объективной и субъективной стороны. Объективная

сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не

зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Субъективная

сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда

субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит

взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное

участие принимает сознание последнего.

Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной

истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о

каком-либо предмете либо явлении. Однако в реальности подобное

практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с

относительной истиной (или истинами), которая представляет собой неполное,

ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает

человек (человечество) на данном этапе своего развития.

Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является

практика. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины

соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение,

эксперимент и т. д. Помимо практики существуют и другие критерии истины, в

частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда

нет возможности опереться на практику (например, выявление логических

противоречий в математических рассуждениях).

2.

Под социальной (стратификационной) структурой понимаются расслоение и

иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность

институтов и отношений между ними. Термин «стратификация» ведет свое

происхождение от латинского слова stratum – «слой», «пласт». Страты

представляют собой большие группы людей, отличающиеся по своему положению в

социальной структуре общества.

Ученые сходятся во мнении, что основой стратификационной структуры

общества является естествен-

ное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно служит

критерием неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в

обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком

собственности и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный

престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. П.

Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и

привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что

социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее

можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности,

религиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного

функционализма в качестве критерия предлагали учитывать социальные функции,

которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.

В современном обществе можно выделить три стратификаци онных уровня:

высший, средний и низший. В экономически развитых странах средний уровень

является преобладающим, придавая обществу известную стабильность. Внутри

каждого уровня находится также иерархически упорядоченная совокупность

различных социальных слоев. К ним обычно относят следующие стратовые блоки:

1) профессиональные администраторы;

2) технические специалисты;

3) предприниматели;

4) интеллектуалы, занятые различными видами умственного труда;

5) квалифицированные рабочие;

6) неквалифицированные рабочие и др.

Человек, занимающий некоторое место в этой структуре, имеет возможность

переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой

социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком-либо

уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называется

социальной мобильностью. В первом случае говорят о вертикальной

мобильности, во втором – о горизонтальной. Высокий показатель вертикальной

социальной мобильности при иных равных условиях считают важным

свидетельством демокрагичности общества.

Качественные изменения, происходящие сегодня в экономике современного

российского общест ва, повлекли за собой серьезные сдвиги в его социальной

структу ре. Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия отличается

противоречивостью, неустойчивостью и склонностью к существенным переменам.

К высшей страте (или элите) сегодня могут быть отнесены представители

нарождающейся буржуазии, государственного аппарата, а также интеллектуалы,

занятые в сфере финансового бизнеса (они составляют около 3–5% населения).

Создание так называемого среднего класса в России сегодня только

начинается (предполагается, что к нему в основном будут принадлежать

представители класса предпринимателей, а также рабочие, занятые

высококвалифицированным трудом, и работники умственного труда). В настоящий

момент по данным социологических исследований число людей, принадлежащих к

данному стратификационному уровню, колеблется от 10 до 15%. Наконец, низшая

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11