скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Билеты (обществознание) для выпускных экзаменов в 11 классе скачать рефераты

(как общества одной формации), а на несовместимых системах социальных и

духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько

производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни,

системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

Различными историками выделяется множество локальных цивилизаций, которые

могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или

охватывать несколько стран (античная, западноевропейская цивилизации). С

течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому

одна цивилизация отличается от другой, сохраняется.

Абсолютизировать уникальность каждой цивилизации не следует:

все они проходят через общие для

мирового исторического процесса этапы. Обычно все многообразие локальных

цивилизаций делят на две большие группы – восточные и западные. Для первых

характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической

среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная

мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений, традиций

и обычаев. Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к

подчинению природы власти человека, приоритетом прав и свобод личности над

социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим

политическим режимом и правовым государством.

Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном,

общем, повторяющемся, то цивилизация – на локально-региональном,

уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключают друг друга. В

современном об-ществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза.

2.

Наукой принято называть теоретические систематизированные взгляды на

окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-

логической форме и основанные на данных научных исследований.

Европейской родиной науки считается Древняя Греция, жители которой

первыми поняли, что окружающий человека мир вовсе не таков, каким он

представляется людям, изучающим его только при

помощи методов чувственного познания. Греки первыми совершили переход от

ступени чувственного познания к абстрактному, от познания основных фактов

окружающего мира к познанию его законов. В эпоху средневековья наука попала

в зависимость от теологии и ее развитие существенно замедлилось. Однако

постепенно в результате открытий, сделанных Н. Коперником, Г. Галилеем, Дж.

Бруно, наука начинает оказывать все возрастающее влияние на жизнь общества.

С XVII в. в Европе идет процесс оформления науки в качестве общественного

института: создаются научные общества и академии, издаются научные журналы,

а в XIX в. появляется и само слово «ученый». На рубеже XIX– XX вв.

появляются и новые формы организации науки: научные лаборатории и

институты, исследовательские центры. Примерно с этого же времени наука

начинает оказывать огромное влияние на развитие производства, становясь его

особым видом – духовным производством.

Важнейшими социальными функциями науки являются:

а) познаватпельно-объяснитель ная – заключается в том, чтобы познать и

объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития;

б) мировоззренческая – помогает человеку не только объяснить известные

ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть

явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое

мировоззрение;

в) прогностическая – наука позволяет человеку не только изменять

окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать

последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут

показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации

по их преодолению.

Представляя собой подсистему более сложной системы, называемой обществом,

наука испытывает на себе определенное воздействие последней.

1. Потребности развития общества часто являются основным фактором,

определяющим проблематику научных исследований. Говорят о социальном

заказе, который общество дает ученым (например, найти способы избавления

человечества от рака и других тяжелых заболеваний).

2. Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы

общества, от тех средств, которые направляются на развитие науки. Так,

например, в Российской Федерации остро стоит проблема финансирования

фундаментальных наук, которые не дают сиюминутных результатов. Между тем

именно открытия, сделанные в этих отраслях научного познания, во многом

определяют уровень развития и состояние прикладных наук, основной задачей

которых является поиск решений текущих, подчас сиюминутных проблем.

Будучи особой формой общественного сознания, наука обладает относительной

самостоятельностью. Выполняя социальный за

каз, она тем не менее развивается по своим внутренним законам. Так,

например, существует закон «развитие науки в запас», соглас-но которому

решение любой научной проблемы может быть осуществлено только в том случае,

если для этого наукой уже накоплен соответствующий объем знаний. Если же

такового запаса нет, то выполнить общественный заказ наука не в состоянии.

Билет № 18

1. Традиционные и индустриальные общества.

2. Образование и его роль в развитии общества.

1.

Одной из сущесгвующих в нлу-ке классификаций современных обществ является

разделение их на традиционные и индустриальные.

Представления о характере этих обществ обобщены в таблице.

|Традиционное|Индустриальное|

|общество |общество |

|1 |1 История |

|«Непрерывнос|движет ( я |

|ть» |неравномерно, |

|историческою|«скачками», |

|процесса, |разрывы между |

|отсутствие |эпохами |

|явных граней|очевидны, |

|между |часто это |

|историческим|революции |

|и эпохами, |разных типов |

|резких | |

|сдвигов и | |

|толчков | |

|2. |2. |

|Неприменимос|Общественно-ис|

|ть |торический про|

|европейской |гресс |

|кон цепции |достаточно |

|линейного |очевиден и |

|прогресса к |может быгь |

|харак |«измерен» по |

|теристике |средством |

|особенно |разных |

|стей |критериев |

|историческог| |

|о развития | |

|Традиционное|Индустриальное|

|общество |общество |

|3. Тип |3. Общество |

|отношений |стремится |

|общества и |властвовать |

|природы |над природой, |

|построен не |подчиняя ее и |

|на принципе |извлекая |

|победы над |максимально |

|нею, а на |возможное из |

|идее слияния|нее |

|с нею | |

|4. Основа |4. Основа |

|экономическо|экономики – |

|й системы – |институт |

|общинно-госу|достигшей |

|дарственные |высокого |

|формы |развития |

|собственност|частной |

|и при слабом|собственности.|

|развитии |Право |

|института |собственности |

|частной |рассматриваетс|

|собственност|я как |

|и |естественное и|

| |неотъемлемое |

|5. Уровень |5. Социальная |

|социальной |мобильность |

|мобильности |населения |

|невысок, |высока, |

|границы |возможности |

|между |социальных |

|социальными |перемещений |

|общностями |практически |

|(кастами, |неограниченны |

|сословиями) | |

|устойчивы | |

|6. |6. Общество |

|Государство |автономно от |

|подчиняет |государства, |

|себе |сложилось |

|общество, |развитое |

|общество вне|гражданское |

|государства |общество |

|и его | |

|контроля не | |

|существует | |

|7. Принцип |7. Автономия, |

|автономии |свободы и |

|свободной от|права личности|

|государства |закреплены |

|и социальных|конституционно|

|общностей |в качестве |

|личности |неотъемлемых и|

|отсутствует.|прирожденных. |

|Человек |Отношения |

|стремится |личности и |

|включиться в|общества |

|существующую|строятся на |

|систему |началах |

|социальных |взаимной |

|общностей и |ответственност|

|«растворитьс|и |

|я» в ней | |

|8. Главный |8. Важнейшими |

|регулятор |социальными |

|общественной|ценностями |

|жизни – |признаны |

|традиция, |способность и |

|обычай, |готовность к |

|следование |изменениям, |

|нормам жизни|новациям |

|предшествующ| |

|их поколений| |

Как взаимодействуют общества этих двух типов в современном мире? Можно ли

говорить о превосходстве одного из них?

Исторические корни этих вопросов уходят в эпоху колониальной экспансии

европейских стран и создания могучих колониальных империй (XVII–XX вв.).

Колонизация большинства восточных государств, проникновение в них

иностранного капитала, культурных образцов, моделей поведения деформировали

традиционные структуры, но, как показывают исследования, не только не

уничтожили их, но в какой-то мере усилили. Последовавшая после второй

мировой войны деколонизация принесла политическое освобождение странам

Востока, но не ослабила западного влияния. О его роли и возможных

результатах в современной науке высказываются разные точки зрения. Приведем

три из них:

1) западное влияние на страны Востока с неизбежностью включает их в

общемировой процесс модернизации, обеспечивает переход от традиционного

общества к современному («западному»), стирает в конечном счете различия

между Востоком и Западом;

2) западное влияние на страны Востока порождает серьезные и острые

конфликты, оно привносит некоторые элементы « западной модели», но

оказывается бессильным против традиций, ценностей, своеобразия восточных

социальных структур;

3) Восток реагирует на вызовы современного мира по-разному. Можно

выделить три группы стран

с точки зрения перспектив их развития:

а) Япония и часть стран Дальнего Востока уверенно сближаются с развитыми

государствами западного мира, утрачивая собственно «восточную» специфику;

б) Индия, страны Юго-Восточ-ной Азии, Турция, Пакистан, Египет и др.

переживают своеобразные процессы: с одной стороны, сложились свойственные

индустриальному обществу экономические и политические структуры, с другой –

значительная часть населения никак не связана с ними и живет в традиционном

мире сохраняющих силу обычаев и стереотипов;

в) большинство африканских стран, часть азиатских государств (Бангладеш,

Бирма, Камбоджа и др.) реагирует на западное влияние нарастанием кризисных

тенденций. Углубляется экономическое отставание, нарастает политическая

нестабильность, усиливается нищета населения.

Что касается вопроса о превосходстве того или иного цивилиза-ционного

типа, то ответ, по-видимому, должен состоять в том, что разговор о Западе и

Востоке, переведенный в такую плоскость, малопродуктивен. Сегодня очевидна

несостоятельность тех социологических концепций, которые исходят из

безусловного превосходства Запада над Востоком. Конечно, «традиционное

общество» существенно ограничивает научно-технический прогресс, обладает

выраженной тенденцией к застою, не рассматривает в качестве важнейшей

ценности автономное разви

тие свободной личности. Но и западная цивилизация, добившись впечатляющих

успехов, сталкивается в настоящее время с рядом сложнейших проблем:

представления о возможностях неограниченного промышленного и научно-

технического роста оказались несостоятельны; баланс природы и общества

нарушен; темпы технологического прогресса непосильны и грозят глобальной

экологической катастрофой. Многие ученые обращают внимание на достоинства

традиционного мышления с его акцентом на приспособление к природе,

восприятием человеческой личности как части природного и социального

целого.

2.

Среди социальных институтов современного общества образование играет

чрезвычайно важную роль, являясь одной из основных отраслей человеческой

деятельности. По своей сути образование представляет собой целенаправленную

познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков,

либо по их совершенствованию. Если последние приобретаются индивидом

самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то обычно говорят о

самообразовании.

Основной целью образования является приобщение индивида к достижениям

человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного

достояния. В ходе процесса обучения происходит передача учащемуся

накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоя-

тельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества

образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы

его экономического и политического развития, его нравственное состояние.

Основным институтом современного образования является школа. От других

форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также

особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ»

общества, школа наряду с учебными заведениями иных типов осуществляет

подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой

деятельности.

Стремительное развитие науки и связанных с ней производственных

технологий поставило на повестку дня вопрос о реформировании как структуры,

так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся

реформы можно выделить:

а) демократизацию системы обучения и воспитания;

б) гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования;

в) компьютеризацию процесса образования;

г) интернационализацию процесса образования.

В ходе их реализации предполагается:

1) видоизменить организацию и технологию обучения, сделать ученика

полноценным субъектом образовательного процесса. Сегодня по-настоящему

эффективной может быть названа только такая модель образования, в рамках

кото

рой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение

его роли в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в

процессе освоения получаемой им информации;

2) выработать новую систему критериев эффективности результатов

образования. Ими должны стать не только полученные обучаемым знания, умения

и навыки, но и уровень творческого и нравственного развития его личности.

Это необходимо в свете глобальных проблем, поставивших перед человечеством

проблему его выживаемости в XXI в.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11