скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Правовая охрана вод скачать рефераты

1) установление научно-обоснованных правовых требований по охране вод, регламентирующих определенные права и обязанности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан;

2) проведение хозяйственно-организаторской работы по выполнению этих правовых требований;

3) осуществление государственного и общественного контроля за выполнением требований охраны вод;

4) применение мер ответственности к лицам и организациям, виновным в нарушении законодательства об охране вод Колбасов О.С. Правовая охрана вод и рыбных запасов в СССР. М., "Знание", 1974,с. 14-15..

1.3. Право государственной собственности на воды.

Право собственности на землю, ее недра, воды, леса является одним из революционных завоеваний народа. Оно было установлено в результате сплошной национализации земли вместе с другими природными материальными благами на основании ленинского декрета "О земле", принятого II Всероссийским съездом Советов 8 ноября 1917 года.

Проведенные за последние годы правовые исследования были в основном направлены на достижение более глубокого понимания сущности права собственности на землю, ее недра, воды и леса. Цель исследований включала также выявление объективно связанных с исключительностью права государственной социально-экономических и правовых последствий Подр.см.Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. М., "Юридическая литература", 1991,с.25-31..

Основной теоретический вывод, сделанный в результате правовых исследований заключался в доказывании и признании факта существования двух видов государственной собственности: исключительной государственной собственности на землю, ее недра, воды и леса, являющиеся одновременно основными компонентами окружающей природы, и государственной собственности на имущественные товарно-материальные объекты Колбасов О.С. Водное законодательство в СССР. М., "Юридическая литература", 1972,с.40-122..

Оба указанных вида государственной собственности однородны по сущности и общественно-экономическому содержанию. Оба эти вида собст венности представляют собой достояния всего народа, но в отличие от основных средств производства, имеющих характер имущества предприятий, средств транспорта и связи, не состоящих в собственности государства, воды как и другие природные объекты являются достоянием и принадлежат народу (ст. 11 Конституции Российской Федерации) Конституция Российской Федерации. М., 1993..

В области охраны природы одной из важных задач является создание и развитие системы кадастров природных ресурсов. Под кадастром в широком смысле слова понимается систематизированный, постоянно пополняемый и уточняемый фонд сведений о том или ином природном объекте, полученных с помощью соответствующей системы наблюдений.

Первые предложения о составлении водного кадастра нашей страны были выдвинуты в 1923 году на конференции, посвященной изучению естественных производительных сил России. Однако реально приступить к нему оказалось возможным лишь в 30-х годах, после того, как были накопле ны первые немногочисленные данные о гидрологическом режиме водных объектов. Составление первого водного кадастра было закончено перед началом Великой Отечественной войны.

Подготовка второго водного кадастра явилась важным этапом в развитии гидрологии. Однако уже в период составления второго кадастра наметился, как писал в свое время В.Г.Глушков - первый директор государственного гидрологического института, - "трагический разрыв между темпами нашей жизни и темпами издания справочников". Кроме того, издания второго кадастра содержали информацию только о поверхностных водных ресурсах. Тем самым, нарушался основополагающий принцип науки о водах, в соответствии с которым поверхностные и подземные воды должны рассматриваться в единстве и взаимной связи. Возникла необходимость как в совершенствовании технологии сбора, обработки и выдачи гидрологической информации с использованием современных средств вычислительной техники, так и в создании единой информационной системы, обеспечивающей получение взаимосвязанных данных о поверхностных и подземных водах и их использовании.

Средствами специализированного банка данных "Государственный водный кадастр" обеспечивается в отличие от .других банков получение обобщенных данных о водных ресурсах речных бассейнов, административных и экономических районов, независимых государств в целом, а также расчетных гидрологических отводов на реках и каналах. Данные о водопотреблении выдаются но речным бассейнам, отраслям народного хозяйства, министерствам, республикам, экономическим районам, отдельным организациям и предприятиям См.Колбасов О.С., Kaaqmn A.M. Новое в водном законодательстве. М., "Юридическая литература", 1982,с.25..

II. Правовое регулирование водопользования.

2.1. Общая характеристика права водопользования.

2.1.1. Понятие "водопользование"

По отношению к многочисленным и разнообразным конкретным общественным отношениям, возникающим в процессе использования природных запасов воды, понятие "водопользование" выступает как одно собирательное, обобщающее понятие.

Нужно отметить, что как таковое водопользо вание вообще на практике не существует. Есть добыча воды из реки, озера, моря, подземного водоносного горизонта и т.д. Добыча может производится как путем применения сложнейших гидротехнических сооружений, так и с помощью простейших бытовых приспособлений. Все случаи пользования природными запасами воды характеризуются разными свойствами и признаками, но когда они рассматриваются как водопользование, то учитываются не все их признаки и свойства, а лишь типичные, свойственные каждому случаю водопользования. В соответствии с этими общими признаками и свойствами и формируется понятие водопользования, которое является базой для юридического понятия права водопользования в Российской Федерации.

Но не все случаи пользования водой юридически признаются водопользованием. Это зависит от экономических и хозяйственных условий, в которых происходит пользование водой.

Водопользованием признается пользование водами (водными объектами), состоящими в собственности государства Петров В.В. Природно-ресурсовое право и правовая охрана окружающей среды. М., "Юридическая литература", 1988,с.242.. При этом понятие "воды" рассматривается как совокупность природных запасов воды, выступающих в качестве самостоятельного материального блага в виде водных объектов, использование которых поддается целенаправленному регулированию.

Разграничение водопользования и пользования водой, которое водопользованием не признается, обусловлено установлением четкой грани между природными запасами воды и добытой водой, отделенной от природной среды. В большинстве случаев такой гранью служит момент отделения трудом людей некоторой массы вещества воды от ее природных запасов.

Так, например, управление городского водопровода, когда оно "как юридическое лицо" при помощи своих водопроводных сооружений добывает воду из реки или другого источника, осуществляет водопользование, а предприятия, учреждения, организации или граждане, получающие воду из водопровода, не осуществляют водопользование и являются только стороной в гражданско-правовых отношениях с управлением городского водопровода, т.е. с покупателями воды.

Момент добычи воды не всегда проявляется ярко и отчетливо. На практике возникают сложные отношения по поводу использования воды, характе ризующиеся такой совокупностью признаков, при которых явно проявляется относительность этого критерия, например, при эксплуатации оросительных систем, где подача воды комбинированная по открытому и напорному водопроводу.

Как известно, воздействие людей на природу проявляется, главным образом, в труде. В процессе труда определенная часть материи внешнего мира отрывается от природной среды, изменяет свои первоначальные формы, оказывается в какой-то степени изолированной от стихийно действующих сил. Она представляет собой переработанный трудом материал, по выражению К.Маркса "соединение вещества природы с человеческим трудом" Маркс К., Энгельс Ф. Соч.т.23,с.195..

Не все предметы труда людей становятся общественными вещами, так как не отделяются от природной среды. Труд людей может быть направлен на видоизменение предметов природы, на преобразование природных условий, и тогда результатом труда являются искусственно созданные природные объекты, например, водохранилища. Не смотря на то, что их водный режим в некоторой степени управляется людьми, они в значительной степени находятся под воздействием стихийных сил природы "осадков, поверхностного и подземного водного стока" Колбасов О.С. Теоретические основы права водопользования водами в СССР. М., "Наука", 1972..

Отсюда следует, что основным базисным критерием разграничения природы и социальных вещей является отделение, отрыв трудом людей определенной части материи от природной среды. Он же лежит и в основе установления грани между природными водными объектами и товарно-материальными запасами воды, имеющими стоимостную оценку.

В сложных случаях, беря за основу базисный критерий, следует вводить дополнительные критерии с учетом всех реально существующих условий и принимать в какой-то мере формальные решения, закрепленные в законе, и став обязательными, они способствовали бы устранению неопределенности в практической деятельности. В этом проявляется творческая роль права, не копирующего, не отражающего механически коренные жизненные связи и ситуации, а вносит организующее начало, закрепляя в своих нормах осознанные, продуманные решения, отвечающие интересам нашего общества.

Правовая характеристика понятия "водопользование" требует рассмотрения вопроса о

том, являются ли водопользованием добыча полезных ископаемых со дна водоемов, прокладка и эксплуатация трубопроводов, линий связи, электропередач и других коммуникаций.

Очевидно, что такие действия оказывают существенное влияние на состояние водных объектов, затрагивают условия водопользования для тех или иных нужд, которое осуществляется на этих водных объектах, создавая угрозу загрязнения или истощения водоемов, а потому нуждаются в правовом регулировании с точки зрения водного законодательства. Сами действия водопользованием не являются, так как не заключаются в использовании природных запасов воды. Но водопользование часто служит для них предпосылкой или неизбежно сопутствующим фактором. Поэтому отношения, связанные с добычей полезных ископаемых, прокладкой и эксплуатацией коммуникаций, имеют смешанный, комбинированный характер, представляющий собой сочетание водопользования, землепользования, пользования недрами или другими водными объектами. В связи с существенным влия нием на водные объекты добычи полезных ископаемых, прокладкой и эксплуатацией коммуникаций, буровых, строительных, взрывных и других работ законодательством предусмотрено, что вся эта деятельность может производиться только по согласованию с органами по регулированию использования и охраны вод и другими органами в соответствии с законодательством.

Наряду с указанными видами работ на практике широко распространено пользование водными объектами как эстетическими средствами - отдых у моря и т.д. Такие действия не считаются водопользованием, так как не оказывают воздействия на состояние водных объектов и не затрагивают условий водопользования других объектов.

Однако постепенно, по мере того, как усиливается влияние тех или иных действий на состояние водоемов и условия пользования ими, эти дей ствия в правовом отношении признаются водопользованием. Таковы купание людей в водоемах, простейший водозабор для бытовых нужд, водопой скота, плавание на лодках и т.п. Все это уже водопользование, которое, правда, не нуждается еще в подробной законодательной регламентации, но занимает определенное место среди других видов во допользования.

На основании изложенного можно сделать следующий вывод. Фактическое пользование водой лишь тогда признается водопользованием, когда оно характеризуется следующими признаками:

1) использование природных запасов воды, состоящих в собственности государства;

2) использование самого вещества воды, а также поверхности водоемов или водной среды для удовлетворения дозволенных законом нужд и потребностей;

3) использование таким способом, при котором происходит какое-либо воздействие на состояние водных объектов, либо затрагиваются условия водопользования других объектов.

2.1.2. Понятие "права водопользования".

Согласно Водного законодательства России ской Федерации воды являются собственностью государства и предоставляются только в пользование. Следовательно, любое использование вод в нашей стране осуществляется только при сохранении за государством права собственности на них. Использование вод не может осуществляться ни путем передачи их в собственность граждан, общественных организаций или иностранных субъектов, ни путем передачи вод в оперативное управление государственным предприятиям, организациям или учреждениям. Все субъекты права кроме государства могут владеть водами только на правах пользователей.

Воды - это совокупность физико-географических водных объектов: рек, озер, водохранилищ, других поверхностных водоемов и водных источников, подземных вод, ледников, морей и т.д., которые составляют единый государственный водный фонд См.подр.Ерофеев Б.В. Экологическое право. М.,1992, с.287.. Именно эти водные объекты, заключающие в себе определенную часть природных запасов воды, состоят в собственности государства.

Право пользования водами, предлагающее возможность добычи воды и присвоения ее общественными организациями или гражданами или уста новление права оперативного управления, строго регламентируется законодательством, допускается при соблюдении установленных требований, и, основное, с сохранением за государством права собственности на эксплуатируемый водный объект.

Так, можно, например, добыть воду из реки или иного источника. Вода при этом может оказаться собственностью лица или организации, но река или какой-либо источник останется в собственности государства. Можно также вложить труд и средства в реконструкцию или создание водного объекта, но этот объект не будет и не может быть собственностью отдельных лиц или организаций. Он будет принадлежать только государству.

Важно отметить, что передача вод в оперативное управление хозяйствующих субъектов недопустима, так как право оперативного управления заключает в себе возможность отчуждения вод и передачу водных объектов в оперативное управление государственным организациям, что было бы сопряжено с правом этих организаций распоряжаться водными объектами в гражданско-правовом смысле, т.е. вплоть до перехода права собственности к иным субъектам. Законодательство Российской Федерации не допускает передачи водных объектов в оперативное управление государственных организаций. Поэтому социальная потребность правового регулирования отношений, складывающихся в связи с использованием водных объектов удовлетворяется при помощи права пользования. В отношениях по использованию вод право водопользования выступает как правовой титул, юридическое основание, показывающее правомерность пользования водным объектом со стороны того или иного предприятия, учреждения или лица.

Право водопользования регулирует прежде всего отношение между государством как субъектом права государственной собственности на воды и отдельными предприятиями, учреждениями, организациями или гражданами, пользующимися водами. Это право опосредствует отношения между различными водопользователями с одной стороны и всеми другими водопользователями и собственниками вод - с другой.

По водному законодательству Российской Федерации пользование водами возможно лишь при наличии полученного от компетентных государственных органов разрешения, согласия, за исключением случаев, когда отдельные виды пользования возможны без разрешения в силу общего государственного дозволения, выраженного непосредственно в законе См.Ерофеев Б.В. Экологичекое право. М.,1992, с.294..

Представив водные объекты в пользование, государство не утрачивает права собственности на них, хотя водопользователи получают довольно широкие возможности хозяйственной эксплуатации водных объектов или иного их использования. Государство постоянно наблюдает за водопользователями, следит за тем, чтобы они выполняли все те требования, которые связаны с использованием водных объектов.

Водопользователи могут вступать в отношения с третьими лицами, но под контролем государства и при сохранении всех прав и обязанностей водопользователей по отношению к государству. В предусмотренных законом случаях государство может распоряжаться водами, предоставленными в пользование: изъять их из пользования одних субъектов и предоставить в пользование другим Водный кодекс Республики Башкортостан. Уфа, 1994, Раздел 3..

Итак, специфическая особенность права водопользования состоит в том, что его происхождение обусловлено правом государственной собственности на воды и что пользование тем или иным водным объектом всегда осуществляется под эгидой права государственной собственности на воды.

Страницы: 1, 2, 3, 4