скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Международные аспекты экологической политики скачать рефераты

Порядок централизации средств земельного налога (как и арендной платы) за городские земли, как правило, определяется в Законе о федеральном бюджете на соответствующий год. В 2000 г. цен-трализация этих средств установлена в следующих долях: 30% от общей суммы средств зачисляются в федеральный бюджет для финансирования Государственной программы повышения плодородия почв и ведения земельного кадастра; 20% налоговых поступлений направляются в бюджеты субъек-тов Российской Федерации на централизованно выполняемые мероприятия в соответствии со Ст. 24 Закона РФ «О плате за землю» (землеустройство, ведение земельного кадастра, мониторинг, охрана земель, освоение новых земель и т.п., а также инженерное и социальное обустройство территории); оставшиеся 50% налоговых поступлений остаются в распоряжении местных органов власти и посту-пают в соответствующие бюджеты. Исключением является г. Москва, в бюджет которой поступают все 70 % (т.е. без разбивки на городской и районные бюджеты) средств от земельного налога. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика природопользования и охраны окружающей среды: Учеб. пособ.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.стр.134.

Платежи за пользование недрами, акваторией и участками морского дна устанавливаются в соответствии с Законом РФ «О недрах». Они включают:

§ платежи за право пользования, разведку, добычу полезных ископаемых, строительство подземных сооружений (не связанных с добычей полезных ископаемых), захоронение вредных веществ;

§ отчисления пользователей недр на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

§ акцизные сборы;

§ сборы на выдачу лицензий на недропользование.

Платежи за право пользования недрами (роялти) устанавливаются в зависимости от экономиче-ской оценки и качества месторождений полезных ископаемых и определяются как процентная доля от стоимости добытого минерального сырья (точнее, валовой выручки). Эта процентная доля дифференцируется. Для нефтяных компаний она составляет от 6 до 16% при среднем уровне в 8%. Величи-на платежей закрепляется в лицензионном договоре.

Плата за недра поступает в бюджеты различных уровней. Порядок централизации средств и их распределения между бюджетами зависит от вида недропользования. Например, при добыче так на-зываемых общераспространенных полезных ископаемых (песок, гравий, глина, торф и т.п.) 100% ро-ялти поступает в местные бюджеты. При добыче не общераспространенных полезных ископаемых пропорция распределения платежей между федеральным, региональным и местными бюджетами со-ставляет, соответственно, 25, 25 и 50%. Платежи за пользование недрами континентального шельфа поступают в региональный бюджет (60% от общей суммы среды) и федеральный бюджет (40%).

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы осуществляются пользователями недр, добывающими все виды полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств. Эти от-числения тоже по сути имеют налоговую форму. Они устанавливаются по единым ставкам для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья, в процентах от так называемой чис-той выручки (стоимость добытого сырья за минусом НДС и акцизов). Процентная доля может меняться в соответствии с вносимыми в законодательство изменениями. Так, в середине 90-х годов российские нефтяные компании вносили 10% от чистой выручки в виде налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы являются элементом издер-жек производства горнодобывающих предприятий и включаются в себестоимость их продукции. От-числения направляются в федеральный бюджет и бюджет субъектов Российской Федерации и исполь-зуются по целевому назначению для финансирования работ по государственному геологическому изу-чению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы. С этой целью в составе бюджетов утвер-ждаются соответствующие федеральные и региональные государственные программы.

На отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучши-ми горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками, законодательством Рос-сии предусмотрено введение акцизов. В настоящее время акцизы установлены в частности на нефть, включая газовый конденсат. Ставки акцизов вводятся Правительством РФ с последующей индекса-цией. Так, акциз на природный газ впервые был введен в 1993 г. в размере 15% от стоимости реали-зованного раза газосбытовым предприятием непосредственным потребителям. С 1 сентября 1995г. ставка акциза была повышена до 30%. Акциз аналогичным образом взимается при реализации нефти и газового конденсата, а также природного газа на экспорт. Все разновидности акцизов поступают в бюджеты.

Имеет определенные особенности механизм платного недропользования для предприятий, осу-ществляющих свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разде-ле продукции» (1995 г., с изменениями и дополнениями от 7 января 1999 г.). Этот закон призван обеспечить правовые гарантии и стимулировать привлечение дополнительных инвестиций, в том числе иностранных, в поиск, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, континентальном шельфе и в пределах ее исключительной экономической зоны, а также в проведение природоохранных мероприятий. С этой целью в течение срока действия соот-ветствующего соглашения инвестор освобождается от взимания налогов, сборов, акцизов и иных обязательных платежей, за исключением налога на прибыль, платежей за пользование недрами, обязательных платежей по социальному и медицинскому страхованию, а также в Государственный фонд занятости населения РФ. Взимание этих налогов, сборов и платежей заменяется разделом продукции на условиях соглашения.

Платежи за пользование лесным фондом в соответствии с Лесным кодексом РФ имеют две ос-новные разновидности: 1) лесные подати; 2) арендная плата.

Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендные платежи - в случае их аренды. Отметим сразу, что в России пока преобладают среднесрочные дого-воры аренды на срок до 5 лет, что не создает заинтересованности в проведении арендаторами лесовосстановительных мероприятий. Ставки лесных податей устанавливаются либо за единицу лесного ресурса, либо (по отдельным видам лесопользования) - за гектар находящихся в пользовании участ-ков лесного фонда. Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей. При установле-нии ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (лесных податей), значительными правами обладают субъекты Российской Федерации. Централизованно Правительством РФ определяются лишь минимальные ставки этих платежей.

Платежи за пользование лесным фондом имеют, таким образом, рентную природу. Они поступа-ют в бюджеты всех трех уровней и используются, как это определено законодательством, для финан-сирования органов управления лесным хозяйством, а также на охрану и воспроизводство лесных ре-сурсов. Однако поскольку законом лесным платежам не придан статус целевых средств, централизуемые в результате их взимания средства могут использоваться не по назначению. Это и происходит на практике, особенно в условиях бюджетного дефицита, и приводит к хроническому недофинанси-рованию лесоохранных и лесовосстановительных работ.

Одним из направлений налоговой реформы, реализуемой в настоящее время в России, является увеличение в общей сумме налоговых поступлений в бюджет платежей (налогов) за природные ре-сурсы. Этим целям, в частности, служит уточнение ранее применявшегося порядка платного приро-допользования и введение ряда новых платежей. Так, с 1998 г. в России впервые были введены пла-тежи за животный мир. Кроме того, Федеральным законом «О плате за пользование водными объ-ектами» (1998) расширен перечень ранее применявшихся платежей за воду. В настоящее время пла-та взимается за:

§ в водные объекты. забор воды из водных объектов;

§ удовлетворение потребностей в воде гидроэнергетики;

§ использование акватории водных объектов для лесосплава, добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений. установок и оборудования для проведения буровых, строительных и иных работ;

§ осуществление сброса сточных вод

При этом минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бас-сейнам рек, озер, морям, экономическим районам России устанавливаются централизованно Прави-тельством РФ. Так, в настоящее время за забор из поверхностных водных источников 1тыс.м3 воды минимальная и максимальная ставки соответственно равны 30,0-176,0 руб. На этой основе законо-дательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются кон-кретные ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объ-ектами, их состояния и т.п. Сумма платы включается в себестоимость продукции (работ, услуг).

Платежи за забор воды из водных объектов, а также за сброс сточных вод доводятся до платель-щиков в совокупности с лимитами водопользования (месячными, годовыми). При превышении этих лимитов ставки платы в соответствии с Законом «О плате за пользование водными объектами» (Ст. 4.5) увеличиваются в 5 раз в сравнении с базовым уровнем. Одновременное применение платежей и экологических нормативов является примером совместного использования экономических и админи-стративных подходов к управлению природопользованием. И такой порядок призван стимулировать охрану и рациональное использование водных ресурсов. Пользование водными объектами, как и не-драми, осуществляется на основе лицензионного договора (разрешения). При его отсутствии ставки платежей также увеличиваются в 5 раз.

Платежи за пользование водными объектами зачисляются в федеральный бюджет и бюджет субъ-екта РФ в пропорции 40 и 60 % соответственно. Централизуемые в результате этого средства не ме-нее чем на половину должны направляться на мероприятия по восстановлению и охране водных объ-ектов. При этом средства, поступающие в бюджеты субъектов Федерации, могут быть по решению представительных органов этих субъектов полностью или частично перечислены в местные бюджеты с целью расходования на соответствующие водоохранные мероприятия.

1.2.2. Платежи за загрязнение окружающей природной среды

В России взимается плата за следующие виды загрязнений Примечание: В результате в 1994-2004 гг., по данным Министерства природных ресурсов РФ уровень промышленного загрязнения воздуха, воды и почвы ежегодно рос в среднем на 5%. В 2005 г. экологические платежи составляют: в электроэнергетике - 0,05% от затрат предприятий на производство, в топливной промышленности - 0,04%. Самая высокая доля затрат на экологические мероприятия в цветной металлургии и производстве целлюлозы - 0,1 и 0,12%. Доля «экологических» затрат предприятий ЕС, США и Канады в десятки раз выше среднероссийских.

:

§ выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников загрязнения;

§ сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

§ размещение отходов.

Эмиссионные платежи выполняют следующие основные функции:

§ являются важнейшим средством компенсации ущерба, наносимого окружающей природной среде, здоровью населения и материальным ценностям в результате выбросов (сбросов) вредных веществ и размещения отходов;

§ служат основным источником формирования специализированных фондов охраны природы, средства которых используются для финансирования природоохранных мероприятий, оздоровления окружающей природной среды и повышения уровня экологической безопасности производства и потребления;

§ стимулируют соблюдение экологических нормативов и стандартов, а также реализацию природоохранных инвестиции, благодаря их применению в комплексе с доводимыми до предприятий нормативами и существованию жестких санкций за сверхнормативное загрязнение природной среды (при соблюдении экологических нормативов предприятия вносят платежи по базовым ставкам, а сумма платежей включается в себестоимость; при нарушении экологических нормативов к базовым ставкам применяется повышающий коэффициент (как правило, в пределах пяти), и эта часть платежей компенсируется за счет прибыли предприятия-загрязнителя среды).

Данный порядок взимания платежей может быть проиллюстрирован следующим образом :

3

Рис. Порядок применения эмиссионных платежей в России.

Здесь pi - базовая ставка эмиссионного платежа по i-му виду загрязняющего вещества, входя-щему в круг веществ, выбросы которых на предприятии контролируются региональными экологиче-скими органами;

kpi - «штрафная» ставка за сверхнормативное загрязнение среды, где k - повы-шающий коэффициент (как правило, в пределах пяти единиц);

ni - установленный предприятию норматив допустимого выброса i-го вредного вещества;

fi - фактический выброс i-го вредного вещества.

Заштрихованный прямоугольник показывает сумму средств, которую предприятие оплачива-ет при соблюдении экологических нормативов и которая включается в издержки его производства. Прямоугольник (а) соответствует средствам, вносимым предприятием из прибыли при несоблюдении установленных нормативов выброса.

Базовые нормативы платежей по отдельным видам загрязняющих веществ и отходов с учетом степени их опасности для окружающей среды и здоровья населения устанавливаются централизован-но Федеральным Правительством. Далее эти нормативы уточняются с поправкой на экологическую ситуацию и экологические факторы регионов. Конкретные размеры эмиссионных платежей для пред-приятий-загрязнителей определяются в регионах (субъектах Федерации) соответствующими органа-ми исполнительной власти и территориальными органами экологического контроля. В случае реали-зации предприятием согласованных с региональными органами экологического контроля природо-охранных инвестиций соответствующие затраты могут быть зачтены путем сокращения суммы вно-симых им эмиссионных платежей.

В соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» 10% общей суммы эмисси-онных платежей направляется в федеральный бюджет и расходуется на содержание органов экологи-ческого контроля Примечание: Следует иметь в виду, что указанные платежи в доход бюджета вносят только предприятия, учреждения и организации, а также иностранные юридические и физические лица.. Оставшиеся 90 % перечисляются в экологические фонды (местные, региональные, федеральный) и используются для финансирования природоохранных мероприятий и экологических программ.

Эмиссионные платежи служат реализации важнейшего принципа современной экологической по-литики: загрязнитель - платит. Они призваны обеспечить экономическую ответственность предприятий-природопользователей за загрязнение окружающей среды и стимулировать проведение ими уп-реждающих природоохранных мероприятий. Реализация этого требования возможна при установле-нии эмиссионных платежей на уровне, при котором предельные экологические затраты балансируются с предельным ущербом от загрязнения среды, предотвращаемым вследствие этих затрат.

Однако на практике в России, как и в других странах, эмиссионные платежи занижаются. Ос-новными причинами являются недостаточная платежеспособность предприятий-загрязнителей среды и, как следствие, боязнь властей вызвать разорение соответствующих компаний и массовые увольне-ния; опасения, связанные со снижением конкурентоспособности национальных товаропроизводите-лей в системе международной торговли вследствие «чрезмерного бремени экологических издержек»; просто тот факт, что охрана окружающей среды не стала в той или иной стране одним из обществен-ных приоритетов. В случае занижения эмиссионные платежи не способны выполнить в полном объе-ме свойственные им функции и посылать рыночным субъектам правильные экономические сигналы, предопределяя их ориентацию на проведение адекватных экологических мероприятий.

В странах с переходной экономикой значение этого фактора еще более усиливается вследствие нестабильности социально-экономической ситуации и высокого уровня инфляции, сопровождающих особенно на начальных этапах рыночные реформы. Российским законодательством в этих целях пре-дусмотрена индексация эмиссионных платежей. Однако на практике в течение всего периода 90-х годов эта индексация существенно отставала от темпов инфляции и общего повышения индекса цен, что явилось одной из причин хронического недофинансирования природоохранных мероприятий и дальнейшего ухудшения экологической ситуации в стране.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5