Экология Калининградской области
Наиболее освоенными в сельскохозяйственном отношении являются ближняя пригородная зона Калининграда, Зеленоградский, Гурьевский, Полесский, Озерский и Багратионовский районы, средне освоенными - Гусевский, Нестеровский, Правдинский и менее освоенными - Черняховский, Славский, Краснознаменский, Гвардейский и Неманский.
3. Реки Неман и Преголя испытывают экологическое давление, прежде всего от целлюлозно-бумажных предприятий. Они же и, кроме того, другие малые реки области- Шешупе, Анграпа, Лава подвержены сельскохозяйственному загрязнению. Согласно исследованиям, проводимым кафедрой геоэкологии КГУ, только в пределах г.Калининграда в русло р.Преголи ежесуточно сбрасывается до 200 тыс.м3 сточных вод, содержащих 45 тонн органических и 16 тонн взвешенных веществ. В результате органическое загрязнение превышает в летний период предельно допустимые концентрации в 4 раза, а дно водотока покрыто метровыми отложениями в пределах городской среды.
4. Куршская и Вислинская косы занимают особое место на территории Калининградской области и не только в силу их уникального местоположения, но и по значимости их для территории и России в целом. Именно поэтому Куршская коса с 1988 года является государственным природным национальным парком. Уникальной ее делают дюнные ландшафты - 60-метровые песчаные дюны, сосновые леса, соседство моря и залива, животные, охраняемые человеком - лоси, олени, кабаны. Однако, эта территория одновременно и очень экологически уязвима - со стороны природы (частые размывы) и человека (разрушение растительного покрова и, как следствие, деградация дюн). Балтийская (Вислинская) коса не уступает по привлекательности и природной ценности Куршской косе. Расположенная в пограничной зоне, она долгое время оставалась недоступной для туристов. Уникальность и уязвимость данной территории стала причиной отнесения ее в разряд охраняемых.
5. Куршский и Вислинский заливы - акватории, подверженные загрязнению не только со стороны Калининградской области, но и со стороны прилежащих районов Польши (прежде всего через р.Лава) и Литвы (загрязнение р.Неман, Куршского залива). Малые размеры Калининградского (Вислинского) залива, его мелководность ( глубина -не более 3м) стали причиной быстрой потери его способности к самоочищению в результате поступления в залив загрязненных вод р.Преголи. В настоящее время он отнесен к категории “грязный”. Построенная учеными Калининградского государственного университета модель распространения загрязнения в Вислинском заливе показала, что больше всего грязи скапливается в его южной части, а значит, в большей степени страдает Польша. На данном фоне строительство внутри залива нового порта с нефтяными терминалами представляется довольно сомнительным проектом.
Куршский залив, принимая стоки р.Немана. одновременно принимает до 80 млн.м3 (1990г.) в год загрязненных промышленными, коммунальными и сельскохозяйственными предприятиями вод.
Среди загрязнителей - органические вещества, нефть и нефтепродукты. В результате загрязнения происходит снижение содержания в воде кислорода, обеднение флоры и фауны.
6. Леса, много столетий назад занимавшие почти всю поверхность области, вырубались издавна для расширения земельных угодий для сельского хозяйства. В настоящее время сохранились лишь отдельные лесные массивы и участки в пределах Краснознаменского, Гвардейского, Багратионовского, наиболее крупные- на территории Полесского, Славского, Нестеровского районов. Дефицит лесов в области по отношению к оптимальной лесистости составляет 50-75%. Результатом этого дефицита является отрицательное значение соотношения воспроизводства атмосферного кислорода, составляющего 700-760т/км2 в год, и использования его в Калининградской области. В целях совершенствования лесохозяйственного природопользования учеными Калининградского университета разработана концепция, где необходимыми мерами названы: реорганизация структуры управления лесным хозяйством, доведение нормы лесистости до оптимальной, установление оптимальной пространственной структуры лесных массивов и агроландшафтов.
7. Прибрежная зона является наиболее перспективной с точки зрения развития туризма и рекреации, а также портового хозяйства. Нагрузка на эту территорию уже является достаточно сильной и еще будет возрастать. К проблемам, стоящим на всей территории области, добавляется необходимость охраны акватории и берегов. Пагубное воздействие оказывают порты, особенно на близлежащие территории. К Калининградским портам приписано 1420 судов. Несмотря на оснащение портовых хозяйств устройствами для приемки с судов нефтесодержащих и сточных вод, мусора и их утилизации, а всех судов средствами по предотвращению загрязнения данными компонентами, в отдельные периоды вблизи портов Пионерский и Балтийский содержание нефтепродуктов в 4-8 раз превышает допустимые нормы, содержание фенола - от 3-5 до 10-13 раз. Количество кишечных палочек в несколько раз превышает норму, что в разгар летнего - купального сезона создает угрозу вспышек эпидемий. Это ведет к подрыву рыбного и рекреационного потенциала Балтийского моря. Ситуация может обостриться в результате планируемого строительства новых портов. Таким образом, центрами загрязнения прибрежной территории, заливов (Куршского и Вислинского), а значит по крупному счету и Балтики в целом, являются все те же города - Калининград, Пионерский, Светлый, Балтийск.
Среди наиболее важных природоохранных программ стало строительство системы очистных сооружений в курортной зоне, охватившей Зеленоградск, Пионерский, Светлогорск, Янтарный. Емкость системы по подсчетам составляет 40 тыс.куб.м в день. Однако, из-за конструкционных недостатков она до сих пор не функционирует. Комитет по берегозащите функционирует в тесном контакте с аналогичными организациями в Балтийском регионе. Единовременная рекреационная емкость прибрежной зоны составит 200 тыс. чел.
8. Наличие значительного, с точки зрения экологической нагрузки на территорию, военного присутствия, обусловленное ее стратегическим положением, использование территории под учебные полигоны, загрязнение почв, вод и атмосферы в результате эксплуатации военной техники наносит непоправимый вред природным комплексам области. С 1985 по 1990гг. воинскими подразделениями повреждено 15 км дорог, 500 га пашни, сенокосов и пастбищ.
Кроме того, выделяются особо охраняемые природные территории, которые занимают в области сравнительно небольшую площадь, но с экологической точки зрения требуют повышенного внимания к их состоянию и развитию.
Глава 3. Охрана окружающей среды при мэрии города Калининграда.
Отдел образован решением Калининградского городского Совета народных депутатов от 7 июня 1991года.
Отдел охраны окружающей среды (отдел ООС) является структурным подразделением мэрии г.Калининграда, входит в состав Комитета городского хозяйства и осуществляет в соответствие с законодательством управление и контроль в области использования и охраны вод, лесов и недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, других природных ресурсов на территории г.Калининграда.
Отдел ООС в своей деятельности руководствуется Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления", Законом "Об основах муниципальной службы в Калининградской области", Законом "Об охране окружающей среды", другими законодательными и нормативными актами и обеспечивает проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды.
1. Основными задачами отдела ООС являются:
· содействие в обеспечении благоприятного состояния окружающей природной среды на территории г.Калининграда на основе строгого соблюдения природопользователями научно обоснованных природоохранных норм;
· проведение экологической политики, основанной на правильном сочетании использования достижений научно-технического прогресса с бережным отношением к природе, ее ресурсам, внедрении малоотходных и безотходных технологических процессов и производств, создании наиболее благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения, при обязательном приоритете охраны здоровья человека;
· определение основных направлений охраны окружающей природной среды города, организация разработок экологических программ, экологическая оценка производственной деятельности предприятий;
· координация деятельности предприятий и организаций всех форм собственности в решении организационно-технических вопросов по охране окружающей природной среды в г.Калининграде;
· содействие экологическому образованию, воспитанию, просвещению.
2. Функции отдела ООС:
· обеспечивает организацию мероприятий по снижению вредного воздействия предприятий города на окружающую среду, как за счет повышения эффективности эксплуатации действующего природоохранного оборудования, так и за счет строительства, расширения и реконструкции очистных сооружений и других природоохранных объектов;
· участвует в подготовке предложений к проектам планов экономического и социального развития города по вопросам охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов, с участием заинтересованных предприятий и организаций;
· организует контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами экономического и социального развития города по вопросам охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов;
· согласовывает проекты текущих и перспективных планов по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов предприятиями и организациями города;
· согласовывает снос зелёных насаждений при проведении санитарных, ландшафтных и реконструктивных рубок на территории города;
· осуществляет координацию работ и оказывает методическую и консультационную помощь предприятиям и организациям в решении организационно-технических вопросов по охране окружающей среды.
3. В процессе своей работы отдел ООС подготавливает проекты распоряжений и указаний руководства мэрии по природоохранным вопросам, вносит предложения по выполнению предприятиями и организациями предписаний контролирующих органов.
4. Отдел ООС имеет право:
· получать от предприятий и организаций всех форм собственности, расположенных на территории города Калининграда, материалы по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, а также оперативную информацию об аварийных выбросах (сбросах) загрязняющих веществ, проверять на местах выполнение предусматриваемых природоохранных мероприятий;
· вносить предложения о приостановлении строительства или эксплуатации объектов промышленного или иного назначения, на территории города, осуществляемых с нарушением природоохранного законодательства, ограничении или запрещении использования питьевой воды в промышленных целях;
· принимать участие в совещаниях, симпозиумах, встречах, в том числе международных, по природоохранным вопросам.
5. Начальник отдела ООС руководит всей деятельностью отдела. Представляет отдел ООС при обсуждении вопросов, связанных с охраной окружающей среды города. Обеспечивает качественную подготовку материалов по вопросам охраны окружающей среды и представлению их руководству в установленные сроки. Имеет право принимать участие в проведении экологической экспертизы проектируемых объектов на территории города, а также объектов, комплексов и предприятий, размещаемых на сопредельной территории, в случае возможного воздействия их на окружающую природную среду города. Осуществляет руководство природоохранной деятельности муниципального учреждения "Экологического центра ЕКАТ-Калининград".
6. Отдел ООС в процессе своей деятельности осуществляет связь с Государственным комитетом природных ресурсов по Калининградской области, городским центром Госсанэпиднадзора, другими природоохранными организациями, в том числе зарубежными, а также научно-исследовательскими, учебными и проектными организациями.
Заключение.
В данном реферате показано, прежде всего, нынешнее состояние окружающей среды Калининградской области. Кроме того, дана информация об органах власти, занимающиеся охраной окружающей среды и мероприятиях, планируемых по ее улучшению.
Задачи, поставленные в начале данной работы, выполнены. Проанализировано общее состояние окружающей среды области, выявлены источники загрязнения атмосферы и вод.
Библиография.
1. Баринова Г.М., Зотов С.И. Картографирование экологической ситуации Калининградской области // Проблемы физической и экономической географии Калининградского региона. - Калининград, 1995.
2. Берникова Т.А., Рябой В.Е. Экологические и рекреационные особенности водоемов г.Калининграда и его окрестности // Основные направления науч.-технич. развития Калининградской области. Тезисы докладов. - Калиниград, 1994.
3. Ведерников И., Зайчикова Л. География Калининградской области. - Калининград: Кн. изд-во, 1972.
4. Краснов Е.В. Экология и природопользование. - Калининград, 1992.
5. Краснов Е.В., Блажчишин А.И. Экология Калининградской области. - Калининград: Янтарный сказ, 1999.
6. Рекреационный комплекс Калининградской области: К разработке программы развития / Балт.науч.центр. - Калининград, 1993.
7. Щагина Н.В. Каким воздухом мы дышим? //Экология Калининградской области. - Калининград, 1990, вып. 1. С.11-14.
8. Экология Балтийского региона (сборник научных трудов). - СПб.: изд. РГО, 1992.
9. Экология Калининградской области в вопросах и ответах / Ред. Литвин В.М. - Калининград, 1990-1991, вып. 1-4.
10. http://ecolife.org.ua/newarchive.php «Калининграду некуда девать свой мусор» (от 22.07.2002)
11. http://klgd.ru/ru/city/ecology.php
Приложения.
Приложение 1.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу
в Балтийске в 1994 году, в тоннах
Виды выбросов
|
Выброшено
всего
|
Уловлено и
утилизировано
|
Выброшено в атмосферу
|
|
Всего выбросов
|
274
|
-
|
274
|
|
Твердые вещества
|
99
|
-
|
99
|
|
Газообразные и жидкие
|
175
|
-
|
175
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
диоксид серы
|
95
|
-
|
95
|
|
окись углерода
|
68
|
-
|
68
|
|
окислы азота
|
12
|
-
|
12
|
|
Специфические вещества
|
99,3
|
|
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
сажа
|
0,37
|
|
|
|
|
Приложение 2.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу
в Светлогорской зоне в 1994 году, в тоннах
Виды выбросов
|
Выброшено
всего
|
Уловлено и
утилизировано
|
Выброшено в атмосферу
|
|
Всего выбросов
|
658
|
10
|
647
|
|
Твердые вещества
|
102
|
10
|
91
|
|
Газообразные и жидкие
|
556
|
-
|
556
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
диоксид серы
|
253
|
-
|
253
|
|
окись углерода
|
244
|
-
|
244
|
|
окислы азота
|
58
|
-
|
58
|
|
летучие органические
|
0,37
|
-
|
0,37
|
|
Специфические вещества
|
91,8
|
|
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
аммиак
|
0,27
|
|
|
|
сажа
|
7,62
|
|
|
|
ацетон
|
0,15
|
|
|
|
бензин
|
0.12
|
|
|
|
|
Приложение 3.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу
в Зеленоградском районе в 1994 году, в тоннах
Виды выбросов
|
Выброшено
всего
|
Уловлено и
утилизировано
|
Выброшено в атмосферу
|
|
Всего выбросов
|
1130
|
175
|
956
|
|
Твердые вещества
|
442
|
175
|
267
|
|
Газообразные и жидкие
|
689
|
-
|
689
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
диоксид серы
|
126
|
-
|
126
|
|
окислы азота
|
285
|
-
|
285
|
|
окись углерода
|
275
|
-
|
275
|
|
Специфические вещества
|
269,9
|
|
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
сажа
|
0,63
|
|
|
|
|
Приложение 4.
Средние значения различных показателей воды
в р.Б.Морянка в 1995 г.
Показатели
|
Средние значения по всем станциям
|
|
Температура воды, С
|
14,7
|
|
Минерализация, мг/л
|
567,5
|
|
Взвешенные вещества, мг/л
|
6,4
|
|
Общая жесткость, мгэкв/л
|
6,500
|
|
Щелочность, мгэкв/л
|
5,424
|
|
НСО31-, мг/л
|
332.6
|
|
SO42-, мг/л
|
59,0
|
|
Cl1- , мг/л
|
32,9
|
|
Ca2+ , мг/л
|
104,8
|
|
Na1+ , мг/л
|
25,9
|
|
Кислород: мг/л
|
7,09
|
|
%
|
68
|
|
СО2, мг/л
|
6.66
|
|
NH4+ + NH3, мг/л
|
0,274
|
|
NO2, мг/л
|
0,035
|
|
NO3, мг/л
|
0.276
|
|
Р, мг/л
|
0,124
|
|
Fe общ. , мг/л
|
0,47
|
|
Окисляемость перманг., мгО/л
|
11,77
|
|
Бихроматная окисл-ть (ХПК), мгО/л
|
61,4
(54,2) Цифры в скобках - ХПК без учета ст.1 за 18 октября.
|
|
БПК5 , мгО2/л
|
6,6
|
|
БПК20 , мгО2/л
|
18.8
|
|
|
Array
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|