скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Безработица и занятость по федеральным округам РФ скачать рефераты

Были увеличены объемы финансирования мероприятий активной политики занятости населения с учетом ситуации на региональных рынках труда. Также были введены нормы, обеспечивающие повышение уровня социальной защищенности граждан при увольнении по собственному желанию. В связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах Российской Федерации Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия по разработке и реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов, и право образовывать при формировании федерального бюджета резерв бюджетных ассигнований на эти цели и утверждать порядок их использования [18].

В целях предотвращения последствий экономического кризиса были утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, которыми устанавливались порядок и условия предоставления указанных субсидий. Всего на эти цели из Федерального бюджета в 2009 году были предусмотрены ассигнования в размере 43,5 млрд. рублей, из которых выделено - 38,1 млрд. рублей. В рамках этих средств были реализованы следующие мероприятия: опережающая профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 225,3 тыс. работников, создание временных рабочих мест для трудоустройства 1 680,7 тыс. человек, оказание адресной финансовой поддержки 13,5 тыс. граждан, переезжающих для работы в другую местность, оказание поддержки самозанятости 123,8 тыс. человек [18].

Несмотря на меры, принимаемые Правительством Российской Федерации, по созданию рабочих мест для снижения напряженности на рынке труда в 2009 году отмечалось сокращение потребности работодателей в работниках, судя по заявлениям в государственные учреждения службы занятости. Этот показатель в среднем за 2009 год по сравнению с 2008 годом снизился на 333,2 тыс. человек.

В 2010 году Правительством РФ было принято решение продолжить реализацию мер, позволивших в 2009 году стабилизировать ситуацию на рынке труда.

В рамках соответствующих региональных программ осуществляется предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях снижения напряженности на рынке труда, на реализацию чего в 2010 году в федеральном бюджете предусмотрено 40,5 млрд. рублей.

По состоянию на 6 октября 2010 года средства федерального бюджета для реализации региональных программ перечислены во все субъекты Российской Федерации в размере 36,6 млрд. рублей из 38,9 млрд. рублей, запланированных в региональных программах с учетом их корректировок.

Согласно Программе антикризисных мер Правительства РФ на 2010 год, субсидии из федерального бюджета субъектам Российской Федерации предполагалось предоставить на софинансирование региональных программ по следующим мероприятиям, в отношении которых в 2009 году накоплен положительный опыт реализации [18]:

- организация общественных работ, временного трудоустройства работников организаций в случае угрозы увольнения;

- опережающее профессиональное обучение работников организаций, находящихся под риском увольнения, стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы;

- содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания гражданами, из числа безработных, открывших собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;

- оказание адресной поддержки гражданам в целях их переезда для работы в другую местность.

Кроме того, субсидии могут быть предоставлены по новым направлениям:

- опережающее профессиональное обучение штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизацией и (или) переходом организаций воздушного транспорта гражданской авиации, осуществляющих перевозки, на эксплуатацию современных воздушных судов;

- содействие трудоустройству инвалидов.

Модернизация российской экономики, переход ее на инновационный путь развития, формирование благоприятного инвестиционного климата Российской Федерации предполагает дальнейшее развитие стимулирующих механизмов регулирования трудовой миграции, направленных на привлечение в Российскую Федерацию высококвалифицированных иностранных специалистов.

За период с начала 2010 года иностранным гражданам было выдано 853,1 тыс. разрешений на работу, что на 18,5% меньше, чем за аналогичный период 2009 года (1046,6 тыс. разрешений). Это связано с тем, что органы службы занятости населения стремились занимать вакантные рабочие места российскими гражданами, а не привлекать иностранных.

По состоянию на 1 октября 2010 г. в 32 субъектах Российской Федерации реализуется Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. С начала действия Государственной программы в Россию прибыло более 23 тысяч переселенцев с членами семей (за 8 месяцев 2010 года - 5551 человек).

Таким образом, были рассмотрены основные неэкономические, в том числе и социальные, последствия инфляции, а также меры государственного регулирования, осуществляемые Правительством РФ в целях снижения уровня безработицы и минимизации ее негативных последствий.

2.4 Анализ прогноза ситуации на рынке труда РФ в период с 2011 по 2013 года

Сценарные условия и основные параметры социально-экономического развития РФ на период с 2011 по 2013 года разработаны на вариантной основе, все варианты прогноза основаны на относительно консервативных оценках внешних условий и различаются качеством экономического роста [19].

Основные варианты прогноза (варианты 1b и 2b) базируются на гипотезах относительно устойчивого восстановления мировой экономики, обеспечиваемого ожидаемым ростом экономик США, Китая, Юго-Восточной Азии и Индии, и умеренного роста цен на нефть Urals до 78-79 долларов США за баррель в 2012-2013 годах.

Консервативный вариант 1b разработан в условиях сохранения рисков невысокого инвестиционного спроса, слабого роста потребительского спроса при сохранении заработной платы работников бюджетного сектора на уровне 2009 года, а также медленного восстановления кредитной активности; годовые темпы роста экономики могут составить 2,6-3,1%.

Умеренно-оптимистичный вариант 2b отражает более быстрое восстановление экономики в результате наиболее полной реализации потенциала ее роста на основе повышения эффективности бизнеса, роста банковского кредитования, а также стимулирования экономического роста и модернизации. В 2011-2013 годах реализуется более активная государственная политика, направленная на развитие транспортной инфраструктуры, сферы науки и технологий, жилищного строительства и ЖКХ, на региональное развитие, и сдержанная политика регулирования тарифов на электроэнергию. Рост ВВП в 2010-2013 годах прогнозируется на уровне 3,4-4,2%.

Дополнительно проработаны варианты с различной динамикой цен на нефть и темпами роста мировой экономики.

Вариант 1а разработан в условиях снижения цены на нефть Urals в 2012-2013 годах до 68-62 долларов США за баррель вследствие замедления роста мировой экономики до 2,7-3,3 процента. Адаптация российской экономики к этому пессимистическому сценарию развития мировой экономики потребует значительного снижения курса рубля и будет связана с замедлением темпов роста.

Вариант 2с отражает более оптимистичную гипотезу выхода мировой экономики из кризиса, более высокий уровень спроса на энергоносители и восстановление положительной тенденции роста цен на нефть до 85 долларов в 2012 году и до 90 долларов США за баррель в 2013 году.

В качестве основного варианта для разработки параметров федерального бюджета на 2011-2013 годы был выбран вариант 2b.

Анализ прогноза ситуации на рынке труда начинается с анализа демографической ситуации. После продолжительного периода сокращения населения РФ наступил перелом тенденции; в сценарных условиях предусматривается динамика демографических показателей исходя из высокого варианта прогноза Росстата до 2030 года, которая соответствует Концепции демографической политики на период до 2025 года. В 2013 году численность постоянного населения увеличится до 142,9 млн. человек [19].

Успешная реализация демографических программ по стимулированию рождаемости позволит увеличить общий коэффициент рождаемости с 12,4 в 2009 году до 13 в 2013 году, а консолидация национального проекта «Здоровье», ряда федеральный программ, внепрограммных мероприятий позволит сократить общий коэффициент смертности населения с 14,2 в 2009 года до 13,4 в 2013 году.

Несмотря на рост численности постоянного населения, численность населения в трудоспособном возрасте в указанный период будет ежегодно сокращаться на 0,8-1,1 млн. человек. Численность экономически активного населения даже с учетом положительного сальдо миграции и при сохранении высокого уровня экономической активности населения за четыре года сократится на 0,5 млн. человек.

Посткризисное развитие российской экономики в базовом сценарии будет происходить на фоне относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, которая будет способствовать росту как потребительского, так и инвестиционного спроса. Потребительский спрос будет обеспечен ростом доходов населения и снижением склонности к сбережениям; рост инвестиций в основной капитал будет поддержан масштабными инвестиционными программами естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием. При этом значительные риски будут связаны с сокращением государственного спроса и укреплением курса рубля, а также продолжающейся стагнацией банковского кредитования [19].

В 2011-2013 годах снижение безработицы будет происходить более медленно, чем в предкризисные годы. По варианту 2b безработица к 2013 году снизится до 6,9% экономически активного населения, занятость увеличится по сравнению с 2009 годом на 700 тысяч человек до 67,7 млн. человек. При реализации варианта 1b снижение безработицы будет более медленным до 7,3% экономически активного населения к 2013 году, численность занятых при этом увеличится до 67,4 млн. человек к 2013 году.

Динамика прогнозируемого уровня безработицы в процентах к экономически активному населению по варианту 2b представлена на рисунке 4.

Сохранение безработицы будет сдерживать рост зарплат в частном секторе в прогнозный период; в 2011-2013 года в условиях варианта 2b рост реальной зарплаты не будет превышать 2,5-3,1%. Локомотивами роста заработной платы по-прежнему будут экспортоориентированные отрасли, естественные монополии, а также финансовый сектор экономики. Стимулом для роста заработной платы в сфере торговли и оказания платных услуг станут восстановление спроса и потребительского кредитования. Данный вариант предусматривает увеличение оплаты труда бюджетников в соответствии с уровнем инфляции, начиная с 2011 года [19].

Рисунок 4. Динамика прогнозируемого уровня безработицы в процентах к экономически активному населению в период с 2011 по 2013 года (вариант 2b)

В условиях варианта 1b низкая инвестиционная активность бизнеса и государства будет сдерживать рост заработной платы в частном секторе, а бюджетные ограничения не позволят провести индексацию оплаты труда бюджетников в 2011-2012 годах. Как результат, реальный рост заработной платы в целом по экономике в этот период будет незначительно превышать 1%. В 2013 году предусматривается возможность проведения индексации оплаты труда бюджетников на индекс потребительских цен.

В целом за 2011-2013 годы реальная заработная плата по варианту 1b вырастет на 9,2 процента. За 2011-2013 годы по варианту 2b реальная заработная плата вырастет на 12,1 процента.

В большей степени в прогнозный период вырастут реальные располагаемые денежные доходы населения. В целом за период 2011-2013 гг. по варианту 2b реальные доходы вырастут на 14,6%, по варианту 1b - на 12,4%, что будет в основном связанно с существенным ростом социальных трансфертов, прежде всего в результате роста пенсионных выплат.

Во всех вариантах предусматривается восстановление потребительского кредитования. В варианте 2b объемы кредитов населению в 2012-2013 годах растут по 11-15% в год, а вариант 1b предполагает рост потребительского кредита, лишь незначительно превышающий уровень инфляции.

Рост кредитной доступности и снижение напряженности на рынке труда восстановят снижающийся тренд нормы чистых сбережений. Это будет стимулировать рост розничного товарооборота, который за прогнозный период вырастет по вариантам 2b и 1b на 21,5% и 18,2% соответственно.

В 2010-2013 годах будут реализовываться меры по дальнейшему повышению уровня материального обеспечения лиц, получающих трудовые и социальные пенсии. При этом, во всех вариантах прогноза предусматриваются одинаковые параметры пенсионного обеспечения.

Трудовые пенсии в прогнозный период будут индексироваться на индекс потребительских цен в начале года; кроме того, предполагается осуществить дополнительное увеличение трудовых пенсий с 1 апреля 2011 г. на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в РФ и суммарным коэффициентом произведенной индексации размера страховой части трудовой пенсии за предыдущий год в пределах роста доходов Пенсионного фонда РФ.

В целом за 2011-2013 годы средний размер трудовой пенсии увеличится в 1,8 раза. При этом прожиточный минимум за этот период возрастет на 37,5%.

Медленная динамика восстановления доходов населения будет препятствовать существенному сокращению бедного населения; в результате уровень бедности может снизиться с 13,1%, ожидаемых в 2009 году, лишь до 12,2-11,9% по 1b и 2b вариантам, соответственно, в 2013 году.

Таким образом, были проанализированы основные прогнозные сценарии развития ситуации на рынке труда РФ в соответствии с общими сценариями развития экономики в целом. Очевидно, что все сценарии в той или иной степени предусматривают снижение социальной напряженности на рынке труда и улучшение ситуации с занятостью, что можно объяснить действием реализуемых Правительством РФ антикризисных мер, а также общей стабилизацией экономики и постепенным ее выходом из кризиса.

Заключение

Под занятостью понимается деятельность трудоспособных (экономически активных) граждан в системе народного хозяйства с целью получения трудового дохода для удовлетворения личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству страны. Также существует понятие вторичной занятости, которая предполагает осуществление трудовой деятельности либо на основном месте работы путём удлинения рабочего дня (на том же предприятии), либо за пределами основной работы на новом рабочем месте (на другом предприятии или дома).

Существует несколько теорий занятости, которые, пройдя долгий путь эволюционного развития, отличаются многообразием концептуальных подходов, методов и инструментария исследования. Теоретические взгляды на проблему занятости характеризуются множеством направлений и школ

Одной из важнейших макроэкономических проблем является безработица, уровень которой непосредственно влияет на уровень цен и объём производства, на структуру и формы распределения доходов, на государственный бюджет и государственные расходы.

В рыночной экономике всегда существует определённое количество людей, не имеющих работы. Тем не менее, не всякий неработающий человек является безработным; например, очевидно, что дети, старики и инвалиды не относятся к трудоспособному населению. Таким образом, безработным является человек, который не имеет работы или какого-то другого дохода, ищущий подходящую работу и готовый приступить к ней.

Различные теории по-разному объясняют причины безработицы; для полного понимания этого сложного вопроса рекомендуется их комплексное рассмотрение.

Существуют несколько видов безработицы: фрикционная, структурная, естественная, институциональная, циклическая, сезонная, застойная, добровольная.

В настоящее время рынок труда РФ характеризуется превышением предложения труда над спросом. В то же время, дальнейший выход экономики из кризисного состояния может сопровождаться массовым высвобождением работников в результате реорганизации и ликвидации малорентабельных и убыточных предприятий, неэффективных рабочих мест, структурной перестройки производства и других подобных мероприятий.

В работе была проанализирована динамика занятости и безработицы в РФ за период с начала 2008 года по третий квартал 2010 года; анализ проводился по данным Министерства экономического развития РФ «Об итогах социально-экономического развития РФ» за 2008, 2009 годы, а также по итогам 3 квартала 2010 года.

Наилучшим образом ситуация с занятостью складывается в Чукотском автономном округе, Санкт-Петербурге, Магаданской области, Ямало-Ненецком автономном округе, Москве.

Наихудшим образом с безработицей дела обстоят в Республике Ингушетия, Чеченской Республике, Республике Тыва, Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике.

Также в работе были проанализированы основные сценарии прогнозирования развития ситуации на рынке труда РФ в соответствии с общими сценариями развития экономики в целом. Все рассмотренные сценарии так или иначе предусматривают снижение социальной напряженности на рынке труда, улучшение ситуации с занятостью, что можно объяснить воздействием антикризисных мер, реализуемых Правительством РФ, а также общей стабилизацией экономики и ее постепенным выходом из кризисной ситуации.

Таким образом, в работе были изучены основные теоретические аспекты безработицы и занятости, а также проанализировано современное состояние рынка труда РФ и прогнозы его дальнейшего развития.

Список использованной литературы

1. Амосова, В.В., Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория / В.В. Амосова, Г.М. Гукасьян, Г.А. Маховикова - СПб.: Питер, 2006. - 480с.

2. Борисов, Е.Ф.Экономическая теория: учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 399с.

3. Гуськова, И.В. Трансформация регионального рынка труда в условиях экономического кризиса: автореф. дис. … доктор эк. наук: 16.10.2010 / Гуськова Ирина Владимировна. - М., 2010. - 48 с.

4. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: учебник. - М.: Дело, 2006. - 472с.

5. Курс экономики: учебник / под ред. Б.А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 720с.

6. Макконел, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконел, С.Л. Брю. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 940с.

7. Седов, В.В. Экономическая теория. Введение в экономическую теорию: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 115с.

8. Симкина, Л.Г. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2006. - 384с.

9. Хайман, Д.Н. Современная экономическая теория - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 703с.

10. Экономика: учебник / под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 840с.

11. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 527с.

12. Экономическая теория (политэкономия): учебник / под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой - М.: ИНФРА-М, 2008. - 640с.

13. Экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2007. -1152с.

14. Безработица в Российской Федерации: причины и следствия [электронный ресурс] / Департамент аналитики «Интегрум» - Режим доступа к сайту: http://www.integrum.ru/ArticlesByCategoryPage.aspx?oid=2640.

15. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в январе-сентябре 2010 года [электронный ресурс] / Министерство экономического развития РФ. - Режим доступа к сайту: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/monitoring/doc20101025_06.

16. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2009 году [электронный ресурс] / Министерство экономического развития РФ. - Режим доступа к сайту: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/monitoring/doc20100203_01.

17. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2008 году [электронный ресурс] / Министерство экономического развития РФ. - Режим доступа к сайту: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/monitoring/doc1233928471437.

18. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2010 год [электронный ресурс] / Министерство экономического развития РФ. - Режим доступа к сайту: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/crisis/doc1248429993174.

19. Сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов [электронный ресурс] / Министерство экономического развития РФ. - Режим доступа к сайту: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20100604_04

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5