скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Безработица и занятость по федеральным округам РФ скачать рефераты

Примечание: таблица составлена на основе данных [14]

Как видно из представленных данных, наибольший уровень занятости наблюдается в Северо-Западном, Центральном и Уральском федеральных округах.При этом, занятых среди мужчин существенно больше, чем занятых среди женщин; а относительная доля занятых в городах предвышает относительную долю занятых на селе.

Субъекты РФ, рынок труда которых характеризуется наибольшим уровнем занятости, представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Субъекты РФ с наибольшим уровнем занятости по итогам 3 квартала 2010 года (в %)

Очевидно, что наилучшим образом ситуация с занятостью обстоит в Чукотском автономном округе, Санкт-Петербурге, Магаданской области, Ямало-Ненецком автономном округе, Москве и других представленных на рисунке 1 субъектах РФ.

Таким образом, была рассмотрена динамика общего уровня занятости в РФ в 2008-2010 годах, а также выявлены округа РФ и субъекты РФ, характеризующиеся наивысшим уровнем занятости. Перейдем к анализу уровня безработицы.

2.2 Анализ безработицы в Российской Федерации

Как уже было отмечено выше, переломным в динамике уровня безработных в мире вообще и в России в частности, стал кризисный 2008 год.

Динамика общего уровня безработных в процентах от общего уровня экономически активного населения за период с 2008 по 3 квартал 2010 года, представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Уровень общей безработицы в процентах от экономически активного населения

Так, численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, в декабре 2008 года увеличилась по сравнению с декабрем 2007 года на 1,2 млн. человек, достигнув к концу декабря 2008 года 5,8 млн. человек, или 7,7% экономически активного населения. Такое резкое увеличение числа безработных явилось негативным последствием складывающейся под влиянием финансового кризиса экономической ситуации. В целом за 2008 год численность безработных относительно 2007 года увеличилась на 197 тыс. человек [17].

Начиная с ноября 2008 года, наблюдался рост численности официально зарегистрированных безработных; однако, к концу 2008 года численность этой категории безработных граждан не превысила показатель 2007 года и составила 1,522 млн. человек, или 2% экономически активного населения. При этом ожидалось, что сокращение численности занятых будет происходить, в первую очередь, в таких видах экономической деятельности, как финансовая деятельность, строительство, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства.

Потребность в работниках, заявленная работодателями в государственные учреждения службы занятости населения, на конец 2008 года уменьшилась по сравнению с 2007 годом на 231,6 тыс. человек, число вакансий в конце декабря 2008 г. составило 894,7 тыс. человек. Коэффициент напряженности (который определяется как численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию), по сравнению с декабрем 2007 года увеличился с 1,5 до 1,9 в декабре 2008 года.

В 2009 году негативное влияние экономического кризиса на рынок труда продолжилось. Снижение спроса на труд привело к тому, что численность занятых в экономике в 2009 году снизилась на 1,5 млн. человек и составила 69,4 млн. человек, эти люди пополнили собой ряды безработных. Именно на 1,5 млн. человек возросла среднегодовая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, которая составила в 2009 году 6,3 млн. человек (8,4% экономически активного населения) [16].

При этом, численность официально зарегистрированных безработных в среднем за 2009 год выросла на 685 тыс. человек и составила 2,1 млн. человек (2,8% экономически активного населения).

Влияние мирового финансово-экономического кризиса заставило работодателей принимать меры по снижению издержек производства, в том числе путем перевода работников в режим неполной занятости, и сокращения численности работников (по состоянию на 30 декабря 2009 года численность таких работников составила порядка 1,6 млн. человек).

При этом следует учитывать, что увеличение доли работников, работающих в режиме неполного рабочего времени, с одной стороны, позволило сохранить кадровый потенциал компаний, с другой стороны данные работники расширили категорию потенциально безработных граждан.

Экономический кризис затронул все виды экономической деятельности, однако, наибольшее сокращение численности занятых произошло в сельском хозяйстве, в строительстве, в обрабатывающих производствах, в том числе в автомобилестроении и машиностроении, и в торговле.

В 2010 году ситуация на рынке труда начала выправляться. Так, в среднем по итогам 3 квартала 2010 г. численность безработных, определяемых по методологии МОТ, составила 5,2 млн. человек или 6,8% экономически активного населения, что на 0,4 млн. человек меньше, чем в прошлом квартале. На конец сентября 2010 г. численность граждан, не имеющих работы, составила 5,0 млн. человек или 6,6% экономически активного населения, что на 732 тыс. человек меньше, чем на конец сентября прошлого года. Снижение численности безработных объясняется улучшением экономической ситуации в стране и восстановлением спроса на труд [15].

Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, сокращается с конца февраля 2010 года. За семь месяцев 2010 года она стала меньше на 30% или на 697 тыс. человек. На конец сентября 2010 г. численность официально зарегистрированных безработных составила 1,598 млн. человек (или 2,1% экономически активного населения). По сравнению с концом сентября 2009 г. численность безработных снизилась на 437 тыс. человек.

Число вакантных рабочих мест в органах службы занятости населения за сентябрь 2010 г. снизилось на 21 тысячу и по состоянию на конец сентября текущего года составило 1,236 млн. вакантных рабочих мест. Однако, вследствие сокращения численности незанятых граждан, обратившихся в службу занятости населения, продолжает снижаться коэффициент напряженности (в расчете на 100 вакансий); так, в сентябре текущего года коэффициент напряженности составил 146,0 против 211,7 в сентябре прошлого года.

В таблице 2 представлена характеристика федеральных округов РФ по отдельным показателям напряженности на рынке труда по итогам 3 квартала 2010 года: уровень безработицы, среднее время поиска работы безработными, доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более.

Таблица 2

Характеристика регионов России по отдельным показателям напряженности на рынке труда (в %)

Федеральные округа

Уровень безрабо-тицы, в %

Среднее время поиска работы безработными, месяцев

Доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более, в %

Центральный федеральный округ

5,6

7,2

25,3

Северо-Западный федеральный округ

7,1

6,9

24,6

Южный федеральный округ

8,7

7,3

29,5

Северо-Кавказский федеральный округ

19,5

9,0

40,8

Приволжский федеральный округ

9,1

7,2

27,3

Уральский федеральный округ

9,6

7,5

26,8

Сибирский федеральный округ

10,4

7,7

31,1

Дальневосточный федеральный округ

10,5

7,2

27,4

Примечание: таблица составлена на основе данных [14]

Очевидно, что наибольшее значение показатели, характеризующие напряженность на рынке труда, имеют в Северо-Кавказском федеральном округе. Далее по уровню напряженности идут Дальневосточный и Сибирский федеральные округа.

Рейтинг субъектов РФ, характеризующихся наивысшими значениями уровня безработицы, представлен на рисунке 3.

Рисунок 3. Субъекты РФ, характеризующиеся самым высоким уровнем безработицы (в процентах)

Очевидно, что худшим образом с безработицей дела обстоят в Республике Ингушетия, Чеченской Республике, Республике Тыва, Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике и других субъектах РФ, представленных на рисунке 3.

Таким образом, была рассмотрена динамика безработицы в целом по РФ за период с 2008 по 2010 года, определены федеральные округа, а также субъекты РФ, ситуация на рынке труда которых характеризуется самым высоким уровнем напряженности. Перейдем к рассмотрению социальных последствий безработицы, а также мер, предпринимаемых правительством РФ в целях минимизации их негативного влияния.

2.3 Социальные последствия безработицы

Существуют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном, так и на общественном уровне.

Рассмотрим подробнее неэкономические последствия безработицы, к которым относятся психологические, социальные и политические последствия потери работы.

На индивидуальном уровне неэкономические последствия безработицы состоят в том, что если человек в течение продолжительного времени не может найти работу, это часто приводит к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям, развалам семей. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), и другие типы асоциального поведения.

На уровне общества неэкономические последствия, в первую очередь, означают рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов, иногда сопровождающиеся военными переворотами и революциями, которые связаны именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности. Кроме того, социальными последствиями безработицы на общественном уровне являются рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также рост уровня преступности. К издержкам безработицы следует отнести потери, которые общество несет в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людей, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, и, следовательно, окупить [5, с.619].

Отмечается неодинаковое распределение бремени безработицы в обществе; так, наибольшие социально-экономические издержки несут наименее конкурентоспособные на рынке труда группы экономически активного населения: молодежь, люди предпенсионного возраста, женщины, лица, имеющие значительный перерыв в работе, национальные, религиозные и прочие меньшинства. В меньшей мере негативные последствия высокого уровня безработицы ощущают мужчины трудоспособного возраста, лица с высшим образованием, высококвалифицированные специалисты; уровень и длительность безработицы, потери доходов в данной группе, как правило, ниже.

Такие негативные последствия безработицы обуславливают необходимость ее государственного регулирования, а также минимизации негативных последствий.

В современной практике государственного регулирования, нацеленного на снижение уровня безработицы, предусматривается комплекс мер по следующим направлениям:

- стимулирование роста занятости и увеличение числа рабочих мест;

- содействие найму (развитие информационных служб, служб трудоустройства);

- подготовка и переподготовка рабочей силы;

- страхование безработицы и материальная помощь длительно безработным.

В рамках этого комплекса мер выделяют меры активной политики занятости, нацеленные на снижение уровня безработицы, и меры пассивной политики, которые ориентированы на смягчение ее негативных последствий [11, с.427].

К активным мерам относят следующие:

- создание новых и сохранение имеющихся рабочих мест;

- содействие самозанятости, в том числе помощь безработным в организации собственного дела (обучение, консультации, помощь в подготовке бизнес-плана, аренде помещений, приобретении оборудования, получении кредитов);

- содействие трудовой мобильности, в том числе межпрофессиональной (обучение и переподготовка) и межрегиональной;

- развитие государственных и коммерческих служб занятости и трудоустройства.

Меры пассивного характера включают в себя следующие:

- поддержание частичной занятости (неполное рабочее время) и нестандартных ее форм (например, надомная занятость);

- субсидирование заработной платы частично занятых (доплаты до уровня оплаты полнозанятых); для сохранения занятости высококвалифицированных работников (доплаты на период выхода предприятия из кризиса, компенсирующие им вынужденные простои из-за недозагруженности производственных мощностей); частичная или полная компенсация работодателю затрат на оплату труда нанятых безработных, прежде всего, из числа лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда (женщины, имеющие детей, молодежь, лица предпенсионного возраста);

- досрочный выход на пенсию лиц, потерявших работу;

- установление иммиграционных барьеров для защиты национального рынка труда;

- выплата пособий по безработице и материальная помощь безработным, утратившим право на пособие по окончании установленного срока его выплаты;

- организация оплачиваемых общественных работ, первоочередное право на участие в которых имеют безработные.

Рассмотрим меры государственного регулирования, которые были предприняты Правительством РФ в целях борьбы с безработицей и ее негативными последствиями [18].

В 2008 году в целях предотвращения возможных негативных последствий глобального финансового кризиса в рамках утвержденного Правительством Российской Федерации Плана действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, осуществлялся ряд мероприятий по поддержке рынка труда.

Так, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия в области содействия занятости населения организовывали работу консультационных пунктов, в том числе в организациях, планирующих увольнение работников в связи с ликвидацией либо сокращением штата, и телефонных «горячих линий» для информирования по вопросам содействия занятости населения и предоставляемых гарантий государства в этой сфере.

Кроме того, были предусмотрены меры по усилению социальной защиты работников в сфере занятости. В частности, с 1 января 2009 года была увеличена максимальная величина пособия по безработице до 4900 рублей, что повысило уровень оказания социальной поддержки безработных граждан в период поиска работы и позволило поддержать на более высоком уровне покупательную способность пособия по безработице в условиях инфляции у тех категорий безработных граждан, которые имели достаточный период работы и соответствующую заработную плату до начала безработицы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5