скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Установление ставок по кредитам в коммерческих банках - (диплом) скачать рефераты

p>- Срок кредитования. Для торгово-посреднических сделок кредит предоставляется обычно до 3-х месяцев, производственные затраты кредитуются в течение 1 года, инвестиционные проекты - до 2 лет. - Размер кредита. Кредит не должен быть больше, чем необходимо для конкретной сделки. Не должен быть он и меньше, чтобы не возникла потребность в дополнительных средствах. Ссуда обычно предоставляется при наличии и собственных вложений клиента в кредитуемое мероприятие, поскольку это повышает заинтересованность клиента. - Наличие обеспечения. Имущество должно быть собственностью клиента, обладать высокой ликвидностью, покрывать кредит и проценты по нему плюс возможные издержки по реализации. - Окупаемость кредитуемого проекта. Проект должен принести прибыль, срок окупаемости его должен быть меньше срока погашения кредита. По завершению 3-го этапа анализа кредитный работник составляет письменное заключение о возможности кредитования указанного мероприятия. Здесь же отражаются результаты анализа финансового состояния. Необходимо отметить, что по всем рассчитываемым коэффициентам результат сравнивается с нормативным значением и отмечается его выполнение или невыполнение. Комплексная же оценка кредитоспособности производится на основе представления о важности каждой составляющей этой оценки. Такой подход к оценке каждого фактора не дает полного представления о состоянии дел заемщика, поскольку нормативные значения одними предприятиями могут выполняться (не выполняться) в большей степени, чем другими. Важность каждого фактора в системе показателей кредитоспособности также не зафиксирована, что не позволяет определить его роль и дает возможность маневрирования с целью получения желаемого представления о клиенте. Кредитный риск не получает количественного выражения и если и включается в процентную ставку, то только на уровне общих представлений.

    2. 4 Резюме

В результате анализа доходной базы дирекции банка "Украина" по республике Крым было установлено:

1. Банк является одним ив крупнейших в Крыму. Его отделения, филиалы, кассы охватывают практически все города и райцентры.

2. Анализ статей баланса в динамике позволил определить, что банк развивается достаточно динамично. Рост капиталовложений банка обеспечит его надежное функционирование в будущем. За 1996- 1997 годы основные средства и капиталовложения банка увеличились более чем в 13 раз, их доля выросла с 5. 4% на 1. 01. 96г. до 38. 3% на 1. 01. 98г. Объемы кредитных вложений позволяют получать банку достаточную прибыль, позволяющую расширять свою деятельность. Макроэкономические изменения (снижение денежного предложения, темпа инфляции) привели к удорожанию денежных ресурсов и снижению доли прибыли банка. Если на 1. 01. 97г. прибыль составляла 8. 2 млн. грн. и 20, 8% всех пассивов, то на 1. 01. 98г. - 3, 2 млн. грн. и 5. 8% пассивов.

3. Анализ кредитных вложений и ценовой политики банка привел к. выводу, что у банка происходит смена приоритетов по отношению к отраслевым сегментам. Сельское хозяйство отходит на второй план ввиду его высокой рискованности. Из всей просроченной задолженности на долю сельского хозяйства приходилось: на 1. 01. 96г. -80%, на 1. 01. 97. - 75%, на 1. 01. 98г. - 60%, то есть "львиная доля". 4. Говоря об уровне риска кредитных вложений в сопоставлении с ценовой политикой наблюдается перекладывание риска с клиентов одних отраслей на другие, что можно охарактеризовать как ценовую дискриминацию. Торговля, практически не допускающая неплатежей, в системе ценовой политики находится на последнем месте. В результате риски сельского хозяйства перекрываются за счет увеличения ставок по другим отраслевым сегментам. С другой стороны, это можно объяснить стремлением банка не отпугивать клиентов сельского хозяйства, поддерживать их, перекладывая риски на других. В целом же можно сделать вывод, что банк при формировании ценовой политики практически не учитывает отраслевые риски и не закладывает их в процентные ставки с целью компенсации возможных потерь.

5. Процентная ставка в банке устанавливается на основе оценки кредитоспособности клиента и анализа кредитуемого проекта. Процентная ставка устанавливается на ocновe средней ставки кредитования, которая корректируется в зависимости от надежности клиента и надежности самого проекта. Средняя ставка кредитования зависит от таких объективных характеристик как уровень инфляции, избыток или недостаток денежных средств, учетная ставка Национального банка, фаза экономического развития, и др. На установление конкретной ставки кредитования отдельного заемщика оказывает влияние множество факторов, оценка которых и анализ как раз и составляет процесс анализа кредитоспособности клиента. В этом процессе можно выделить три этапа:

    Формирование общего представления о клиенте.
    Анализ финансового состояния.
    3. Анализ кредитуемого проекта (сделки).

Методика оценки кредитоспособности не позволяет с достаточной степенью точности определить класс клиента, а следовательно и вероятность невозврата кредита и процентов по нему. По всем рассчитываемым коэффициентам результат сравнивается с нормативным значением и отмечается его выполнение или невыполнение.

Комплексная же оценка кредитоспособности производится на основе представления о важности каждой составляющей этой оценки. Такой подход к оценке каждого фактора не дает полного представления о состоянии дел заемщика, поскольку нормативные значения одними предприятиями могут выполняться (не выполняться) в большей степени, чем другими. Приоритетность каждого фактора в системе показателей кредитоспособности также не зафиксирована, что не позволяет определить его роль и дает возможность маневрирования с целью получения желаемого представления о клиенте. Кредитный риск не получает количественного выражения и если и включается в процентную ставку, то только на уровне общих представлений.

    Глава 3. Пути совершенствования доходной базы АКБ Украины
    3. 1 Оценка кредитоспособности клиента балльным способом.

Основным недостатком методики оценки кредитоспособности, применяемой банком является отсутствие количественного измерения каждого фактора, его роли во всей системе показателей. Важность каждого фактора оценивается “на глаз”, что не позволяет обеспечить единый подход всех отделений к анализу кредитоспособности клиента. Это влечет за собой риск неверной оценки относительной значимости показателей и вывода о возможности кредитования в целом.

Балльный способ оценки кредитоспособности клиента позволяет избежать указанного недостатка. Каждому фактору в системе оценки кредитоспособности присваивается определенный балл (вес), который выражает значимость его в этой системе в целом и относительно других факторов. Для этого 100 баллов распределяются специалистами между показателями, входящими в систему.

Следующим недостатком применяемой методики являлось нечеткое определение уровня конкретного показателя относительно общепринятой нормы. Например, у двух предприятий один и тот же показатель превышает нормативное значение. Однако, у одного он в 2 раза выше (ниже) нормы, а другого только на 10 пунктов. Таким образом, банк не улавливает с необходимой точностью качественной характеристики заемщика, что также повышает риск кредитования.

Во избежание этого банку следует любой показатель оценивать по определенной системе, которая позволяет более точно охарактеризовать значение каждого коэффициента. Например, это можно делать с помощью 5-ти балльной оценки, когда показатель оценивается уровнями: 5 “очень хорошо”, 4 - “хорошо”, 3 - “удовлетворительно”, 2 - “плохо”, 1 - “очень плохо”. Оценка каждого показателя определяется путем умножения веса показателя на его уровень. А совокупная характеристика кредитоспособности получает количественное выражение в виде суммы оценок всех показателей. На основе этого количественного выражения определяется класс ссудозаемщика. Например, 1-й класс - кредиты с наименьшим риском 350-500

    2-й класс - кредиты с повышенным риском 250-350
    3-й класс - кредиты с предельным риском 180-250
    4-й класс - кредиты как исключение из правил 100-180

Методика оценки кредитоспособности на основе балльного способа будет выглядеть следующим образом. Таблица 3. 1

    Баллы
    5-очень хорошо
    4- хоро-шо
    3- удовл.
    2-плохо
    1 -очень плохо
    Система показателей
    Вес
    Класс заемщика
    1-й
    2-й
    3-й
    4-й
    пока-зате
    ля
    Кредиты с минимальным риском
    креди
    ты с повы
    шен
    ным риском
    креди-ты с пре
    дель
    ным. риском
    кредиты как исклю-чение
    - учредительные документы;
    3
    - период функционирования предприятия
    2
    - собственность на фонды;
    5
    - местонахождение заемщика;
    2
    - деловая активность клиента;
    3
    - рентабельность активов;
    4
    - рентабельность затрат;
    4
    - соотношение кредита и объема реализации продукции;
    5
    - обобщающий показатель платежеспособности;
    5
    - коэффициент автономии;
    4
    - коэффициент соотношения заемных и собственных средств;
    4
    - коэффициент ликвидности;
    5
    - коэффициент покрытия;
    5
    - коэффициент маневренности;
    4

- коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками формирования;

    4
    - оборот материалов и готовой продукции;
    2
    - длительность дебиторской задолженности;
    2
    - однодневная реализация;
    2
    прибыль;
    3
    бюджет денежных средств;
    4
    - объект кредитования;
    5
    - срок кредитования;
    4
    - размер кредита;
    4
    - наличие обеспечения;
    8
    - окупаемость кредитуемого проекта
    5
    Общая оценка:
    3. 2. Определение привлекательности рыночных сегментов.

В процессе анализа кредитных вложений и ссудной политики банка была выявлена проблема несоответствия приоритетов. Основная масса кредитных вложений осуществлялась в сельское хозяйство, которое имело самый большой риск возникновения просроченной задолженности и неуплаты процентов. При этом в 1996 году ему обеспечивалась минимальная процентная ставка по банку. В 1997 году торговля, имевшая значительные кредитные вложения, имела далеко не приоритетную ставку кредитования, при том, что практически не имела неплатежей по кредитам и процентам.

Определить привлекательность того или иного рыночного сегмента можно на основе матрицы "клиенты/услуги", по которой можно рассчитать целый ряд коэффициентов показывающих сравнительную характеристику. Приведем некоторые из них, воспользовавшись следующим примером (у - услуги, к клиенты):

    Таблица 3. 2
    Услуги (1)
    Группы потребителей (j)
    Всего
    1 (100)
    2 (200)
    3 (50)
    1
    150/70
    210/190
    70/50
    430/310
    2
    80/50
    180/110
    90/40
    350/200
    Всего
    230/120
    390/300
    160/90
    780/510
    (3. 1)
    Матрица коэффициентов A1j имеет следующий вид:

Значение A2j - 0. 3478 показывает, что 34. 783% услуг, приобретенных клиентом первой потребительской группы за рассматриваемый период, приходится на услуги второго вида. То есть коэффициенты A1j отражают структуру приобретенных услуг различных видов в рамках отдельных групп потребителей. 2) (3. 2)

    Матрица коэффициентов B1j примет вид:

Значение коэффициента Б21 - 0. 2286 показывает, что 22. 86% услуг второго вида, приобретенных клиентами всех потребительских групп, приходится на первую потребительскую группу. Следовательно, коэффициенты B1j характеризуют структуру распределения отдельных видов приобретенных услуг между различными группами потребителей. 3) (3. 3)

    Матрица коэффициентов B1j выглядит следующим образом:

Значение B21-0. 25 свидетельствует о том, что из всех клиентов, пользующихся услугами второго вида, каждый четвертый принадлежит к первой потребительской группе. Таким образом, коэффициенты B1j показывают структуру клиентов, принадлежащих к различным группам потребителей, в рамках используемых ими отдельных видов услуг.

    4), где Nj - число клиентов j-й группы (3. 4)
    Матрица коэффициентов Г1j имеет такой вид:

Коэффициент Г21 - 0. 8 показывает, что на одного клиента первой потребительской группы приходится приобретение 0. 8 услуг второго вида (на 5 клиентов 4 услуги) . Коэффициенты Г1j, следовательно, отражают значимость услуг данного вида для клиентов конкретной потребительской группы.

    5) (3. 5)
    Коэффициенты Д1j представляются в виде матрицы;

Значение Д21-0. 50 говорит о том, что половина клиентов первой группы потребителей пользуется услугами второго вида. Иначе говоря, коэффициенты Д1j характеризуют охват соответствующими видами услуг клиентов в рамках определенной потребительской группы. 6) (3. 6)

    Матрица коэффициентов E1j приобретает следующий вид:

Значение коэффициента Е21-1. 6 свидетельствует о том, что один клиент первой потребительской группы, пользующийся услугами второго вида, за рассматриваемый период приобретает 1. 6 услуги этого вида. Другими словами, коэффициенты E1J отражают активность клиентов отдельных потребительских групп, пользующихся услугами определенного вида, в их приобретении.

Тщательный анализ всех этих коэффициентов в совокупности позволяет получить сравнительную характеристику отдельных сегментов рынка. Однако, разовый расчет коэффициентов не дает полного представления для выявления наиболее привлекательных сегментов. Необходимо оценивать эти коэффициенты в динамике с целью отследить темп роста сбыта услуг, размер риска, доходность и т. д. Следует обращать внимание на относительность критериев. Наличие высокого уровня сбыта услуг может рассматриваться и как негативный момент в случае отсутствия темпов роста. Поскольку для банка невыгодно направлять туда дополнительные усилия в связи с относительным ростом расходов.

    3. 3. Ценовая стратегия с учетом кредитного риска.

В условиях перехода к рыночной экономике в банковской сфере возрастает значение правильной оценки риска, который принимает на себя банк при осуществлении различных операций. Что же такое риск? Под риском принято понимать вероятность, а точнее угрозу потери банком части своих ресурсов, недополучения доходов или произведения дополнительных расходов в результате осуществления определенных финансовых операций.

В основе оценки риска лежит нахождение зависимости между определенными размерами потерь банка и вероятностями их возникновения. Для расчета вероятностей возникновения потерь анализируются все статистические данные, касающиеся результативности осуществления банком рассматриваемых операций. Частота (вероятность) возникновения некоторого уровня потерь находится по следующей формуле:

    Ч, (3. 7)
    где: Ч - частота возникновения некоторого уровня потерь;
    СП - число случаев наступления конкретного уровня потерь;
    С - общее число случаев в статистической выборке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6