скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Технические резервы в страховой компании - (реферат) скачать рефераты

p>Источниками инвестиций страховой организации являются собственные средства страховщика и привлечённые ресурсы, среди которых особо выделяют средства страхователей, материализованные в форме страховых резервов. Государственному контролю подлежат в первую очередь активы, покрывающие резервы. Требования государства состоят в том, что в покрытие страховых резервов принимаются не любые активы, а только часть из них, называемая“размещёнными активами”. Общая стоимость активов, принимаемых в покрытие страховых резервов, должна быть не менее суммарной величины резервов страховой организации. В странах с развитым рынком страховые организации являются крупнейшим источником инвестиционного капитала. Объективной основой этого является инверсия цикла в страховой деятельности, когда страховой взнос предшествует выплате страхового возмещения. Этот временной разрыв позволяет страховым организациям накапливать значительные средства в форме технических резервов. Кроме того, они располагают немалым собственным капиталом. Осуществляя страхование, страховые организации аккумулируют значительные объёмы ресурсов, в связи с этим в странах с развитой экономикой страховое дело признаётся стратегическим сектором экономики.

Например, в США в среднем активы одной страховой компании составляют 950 млн. долл..., страховой рынок оценивается в 1, 6 трлн. долл. , а страховой сектор является единственным, который не попадает под антимонопольное законодательство. В 1984г. там же статистика показала, что страховые издержки и выплаты страховых сумм обществ по страхованию жизни составила 118 % от собранной премии, между тем, прибыль этих обществ по итогам года составила 6, 9 млрд. долл. Как пишет В. В. Шахов в своём учебнике“Страхование”: “Совершенно ясно, что она была получена не за счёт прямых страховых операций, а за счёт инвестиций. В России, несмотря на значительные темпы роста сбора страховых премий, доля премии в ВВП составила в 2000г. только около 2, 2 %. В 90-ые. годы этот показатель был около 3-ёх %.

II. 2 Анализ изменений Правил размещения страховых резервов в РФ.

С 93г. , когда были приняты первые Правила размещения страховых резервов [15 утверждены Приказом Росстрахнадзора от 9 июня 1993 г. № 02-02/17], новые Правила утверждались в 95г. и 99 . Целью таких изменений было повышение уровня контроля государственным органами финансовых потоков, повышение надёжности, конкурентоспособности российских страховых компаний, а также попытка власти использовать страховые ресурсы в качестве источника инвестиций. Причём новаторство властей не всегда находило понимание в страховых кругах, что понятно, поскольку требования, которые вполне обоснованно предъявляли государственные органы не выдерживали отдельные псевдостраховые компании. Наблюдается вполне закономерный процесс приведения страховой сферы, и прежде всего в отношении порядка размещения страховых резервов, в рамки“цивилизованного”, оптимального для общества законодательства. С этой точки зрения представляется интересным анализ хронологии развития Правил размещения страховых резервов в РФ.

“Хронология изменений в структуре размещаемых страховых резервов страховыми организациями с 1993 по 2000г. ”.

    Условные обозначения:
    Kн - Используется нормативный коэффициент оценки активов.

N - Актив не рассматривается в качестве объекта инвестирования Виды активов

1993 [? Не менее 80 % страховых резервов должны быть инвестированы на территории РФ, если иное не предусмотрено действующим законодательством РФ и международными соглашениями, заключёнными РФ. В Правилах 93г. устанавливается только нормативы по отдельным активам, перечень разрешённых активов появляется только в Правилах 95г. ]

1995 [? Поскольку используется коэффициентный метод, сравнение с Правилами 93 и 99г. затруднительно. В Правилах 95г. впервые приведён перечень активов, разрешённых для размещения страховых резервов. Размещение в другие активы без согласования с органом контроля не разрешается. Не менее 80 % страховых резервов должно быть инвестировано на территории РФ. ]г. (изменения от 20 октября 98г. ). 1999 [? Суммарная стоимость активов, принимаемых в покрытие страховых резервов, не относящихся к расположенным на территории РФ, за исключением доли иностранных перестраховщиков в резервах
    >=10%
    Kн
    Ограничений нет

Государственные ценные бумаги субъектов РФ [? Суммарная стоимость ценных бумаг 1-ого Субъекта РФ

Kн [? В государственные ценные бумаги должно быть размещено >=20 % страховых резервов, сформированных по долгосрочному страхованию жизни и >=10 % по рисковым видам страхования. ]

В сумме

Муниципальные ценные бумаги [? Суммарная стоимость муниципальных ценных бумаг одного органа местного самоуправления

Банковские депозиты, в том числе удостоверенные депозитными сертификатами и векселей банков (до 1995 банковские депозиты).

=40 % квоты]% Kн

    

Акции и облигации (кроме относящихся к подпунктам 1-3); (с 1993г. - 1995г. ценные бумаги акционерных обществ, прочие права участия, другие ценности; c 1995г. –1999г. –ценные бумаги)

        Kн
    

Дебиторская задолженность страхователей, перестраховщиков, перестрахователей, страховых посредников.

    Ограничений нет
    N
        Депо премий по рискам, принятым в перестрахование
    Ограничений нет
    N
    

Суммарная стоимость инвестиционных паёв паевых инвестиционных фондов и сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления Ограничений нет

    N
    

Суммарная стоимость долей в УК обществ с ограниченной ответственностью и вкладов в складочный капитал товариществ на вере и стоимость ценных бумаг (за исключением инвестиционных паёв паевых инвестиционных фондов и сертификатов долевого участия в общих фондах банковского управления), не включённых в котировальный лист ни одним организатором торговли на рынке ценных бумаг. ( c 1995г. – 1999г. – права собственности на долю участия в УК). Ограничений нет

    N
        Жилищные сертификаты (кроме относящихся к подпунктам 1-3)
    Ограничений нет
    N
        Недвижимое имущество

=50 % квоты]% Kн


    Ограничений нет
    N
    

Суммарная стоимость ценных бумаг, прав собственности на долю в УК, средств на банковских вкладах, в том числе удостоверенных депозитными сертификатами, а также в общих фондах банковского управления одного банка.

    Ограничений нет
    N

Суммарная стоимость ценных бумаг, эмитированных одним юридическим лицом и включённых в котировочный лист первого уровня хотя бы одним признанным организатором торговли на рынке ценных бумаг.

    Ограничений нет
    N
    

Суммарная стоимость ценных бумаг, эмитированных одним юридическим лицом и не включённых в котировальный лист первого уровня ни одним организатором торговли на рынке ценных бумаг, но включённый в котировальный лист 2-ого уровня хотя бы одним организатором торговли на рынке ценных бумаг.

    Ограничений нет
    N
    

Суммарная величина доли перестраховщиков (кроме как в Резерве заявленных, но не урегулированных убытков(РЗУ). )

    Ограничений нет
    N

Суммарная доля перестраховщиков, не являющихся резидентами РФ (кроме как в РЗУ) Ограничений нет

    N

Денежная наличность в рублях ( с 1995 - 1999г. – денежная наличность). Ограничений нет

    Kн
    Ограничений нет
    Денежные средства на счетах в банках
    >=5%

Kн [? Страховая компания должна обеспечить достаточное наличие резервов на р/с в банке. (>=3 %). ]

    Ограничений нет

Иностранная валюта на счетах в банках (до 95г. валютные ценности)
    Kн
    Ограничений нет

Принципиальным отличием правил 93г. и 95г. явилось наличие в последних раздела “направления размещения страховых резервов”, тогда как до этого регламентировались лишь минимальный размер инвестиций в государственные ценные бумаги и максимальная доля размещения в те или иные активы, например не более 40 % в недвижимое имущество. Т. е. фактически до 95г. это означало: “Инвестируйте не менее 10 % средств в государственные ценные бумаги, а остальное куда хотите за исключением того то и в рамках Правил”. Для сравнения с 95г. – “Инвестируйте в государственные ценные бумаги не менее 20 % резервов по договорам долгосрочного страхования жизни, не менее 10 % по видам страхования иным, чем страхование жизни, остальноетолько в указанные в Правилах активы за исключением того то и в рамках Правил”. Разница довольно ощутима, ведь многие активы попросту не были указаны, например один из разделов звучит так: не более 40 % -ценные бумаги акционерных обществ, прочие права участия, другие ценности, т. е. в акции инвестируйте не более 40 %, а, например, в облигации хоть все 100 %? Дебиторская задолженность, депо премий по рискам, переданным в перестрахование, доля перестраховщиков не рассматриваются как объекты размещения не только в Правилах 93 года, но и 95-ого. Значительные законодательные пробелы нашли своё отражение на российском страховом рынке в виде грюндерства с 93г. по 95г. Надо также отметить, что в Правилах 95г. был значительно расширен перечень запрещённых направлений инвестирования:

“Запрещены инвестиции в такие ценные бумаги, как: чек, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, приватизированная ценная бумага”. Исключается в качестве объекта инвестирования оплата труда работников страховой компании, оказание им материальной помощи и выдача ссуд, а также оплата налогов, штрафных санкций и т. д.

Запрещена торгово-посредническая, банковская и производственная деятельность. Отдельно отмечается, что страховые резервы не могут служить предметом залога, выступать в качестве источника уплаты кредитору денежных сумм по обязательствам гаранта, а наличие достаточного количества резервов на расчётном счёте в банке (не мене 3 % (ранее не менее 5 %) общей суммы страховых резервов) для осуществления текущих страховых выплат указывается в качестве прямой обязанности страховщика. Можно говорить о том, что в 94-95 годы был совершён определённый“законодательный прорыв”: произошёл переход к германской системе страховых резервов посредством принятия Правил формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни в 94 г. , введены в действие Правила размещения страховых резервов в 95г. Т. е. были приняты два базовых для страховой сферы документа, причём последний был значительно улучшен и доработан. К достоинствам Правил 95г. также следует добавить наличие следующих разделов: ценные бумаги (раздел №3), где законодатель явно пытается устранить свои предыдущие ошибки, пояснения к термину недвижимость для настоящих правил (раздел №4), регламентация порядка выдачи ссуд страхователям (раздел №6) и, наконец, раздел, посвящённый принципам размещения страховых резервов. Пункт 1–ый последнего раздела, который раскрывает принцип диверсификации, был приостановлен в 98г до 1 января 1999г. , а в последствии отменён, поскольку здесь в расчётах использовались абсолютные величины, а после проведения деноминации в 98 году использовать его оказалось невозможно, к тому же постоянная инфляция вносила определённые трудности. Пункт 4-ый раздела №6, где государство сделало“неосторожную”попытку представить принципы ликвидности возвратности и прибыльности активов в виде достаточно простых унифицированных коэффициентов, был также впоследствии отменён по той же причине. К сожалению, использованный коэффициентный метод расчёта 95г. не позволяет прямо сравнить структуру активов, но уже в Правилах 99г. эта методика не используется, там же, как можно заметить из таблицы, появляются новые виды активов, принимаемых в покрытие страховых резервов, а раздел ценные бумаги местных органов управления в связи проведённой реформой в сфере местного самоуправления (Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") заменён на муниципальные ценные бумаги. Прежде всего, говоря о появлении новых видов активов, следует особо остановиться на блоке перестрахования, поскольку этот раздел вызвал наибольшее количество жалоб со стороны страховщиков. Это было связано с тем, что государство, по сути, впервые предприняло попытку, и достаточно успешно, регулирования деятельности перестрахования посредством Правил размещения страховых резервов. И та, и другая сторона привела достаточно убедительные аргументы:

Например, в качестве обоснования этого раздела представитель Департамента И. В. Ломакин-Румянцев в своём выступлении в ответе на“Заключение на Правила размещения страховщиками страховых резервов, утверждённых Министерством финансов РФ от 22 февраля 1999г. в части, связанной с ограничением доли перестраховщиков в активах, принимаемых в покрытие страховых резервов [29 ” “Страховое Ревю” июнь 1999г; стр. 35. ]” привёл следующие данные: За 1995г. –1996г. передано в перестрахование за пределы Росси 1058 млрд. руб. (11, 6 % страховых взносов) из них:

Доля перестраховщиков-нерезидентов, выплаченная в возмещение убытков по этим же рискам– 312, 4 млрд. руб. (4, 14 %).

10 % от суммы взносов, переданных в перестрахование, (106 млрд. руб. ) вернулось в Россию в виде перестраховочной комиссии.

Итого: в Россию вернулось 420 млрд. руб. , а 650 млрд. руб. осталось за рубежом!

Страховщики, в свою очередь, указывали на тот факт, что с введением в действие данных Правил возможности страховой компании будут значительно ограничены, поскольку, с одной стороны, максимальная ответственность страховщика по одному риску не может превышать 10 % собственных средств страховщика, с другой максимальная доля по рискам, переданным в перестрахование, составляет только 60 % от величины страховых резервов. В результате всех споров раздел, устанавливающий нормативы по перестрахованию, был оставлен без изменения до 16 марта 2000 [30 Приказом Минфина РФ от 16 марта 2000 г. N 28н ]г, когда были внесены изменения в ст. 13, 17, 18, 19, где теперь при расчёте доли из страховых резервов необходимо исключать РЗНУ.

Ещё один важный момент это смена контролирующего органа, а именно: в разделе 1-ом“Общие положения” пункте 5-ом прямо указано – “Контроль за соблюдением страховщиками требований, установленных настоящими Правилами, осуществляется Министерством финансов РФ”, - тогда как до этого этим занимался Росстрахнадзор [31В 96г. Росстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора (ДСН) при Минфине РФ. ].

Неизменными за всё время в Правилах остались только, пожалуй, принципы размещения страховых резервов: диверсифицированность, возвратность, прибыльность и ликвидность.

    Итак, на сегодняшний день можно сделать следующие выводы:

Государство отказалось от попыток прямо принудить страховщиков к обязательному размещению страховых резервов в государственные ценные бумаги, что можно было наблюдать в самом начале развития Правил размещения страховых резервов. Обнадёживает также отказ государства от регулирования чисто технических моментов проведения страховой деятельности, в частности в Правилах 99г. уже не устанавливается норматив денежных средств на текущем счёте страховщика. Значительно расширился перечень “разрешённых” активов”, т. е. у страховщика появляются возможности для более гибкой политики в области инвестирования.

Наблюдается тенденция к снижению долей различных активов в размещении страховых резервов, например по акциям, банковским депозитам, объектам недвижимости, что опять же связано с появлением большего количества активов, в которые разрешено размещение. Можно предположить, что с их увеличением Департамент Страхового Надзора предпримет попытку сгруппировать таковые в достаточно крупные группы с индикацией их рисковости или надёжности, или применит доли в страховых резервах, уже опробованные ранее.

По мере накопления опыта страхового регулирования в рыночных условиях проводится разграничение в части размещения по некоторым видам активов по видам страхования иным, чем жизнь и страхованию жизни (см. табл. ). Такое разделение вполне обосновано спецификой видов страхования.

Страницы: 1, 2, 3, 4