скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Мировой опыт использования банковских пластиковых карточек и его применение в России - (диплом) скачать рефераты

p>5. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ.

Карточная программа, реализуемая банком, может быть разных ступеней сложности и масштабности.

Нижняя ступень. Обслуживание карточек других банков и платежных систем. Банк в своих отделениях и пунктах обмена валют выдает наличные деньги держателям карточек, выпущенных другими банками или платежными системами. Эта форма работы не требует практически никаких капиталовлажений и участия специалистов карточного бизнеса.

Распространение карточек других банков. Эта ступень необходимо оличать от более высокой - эмитирования карточек платежных систем. Банк, распространяющий карточки, заключает с эмитентом агентское соглашение, в соответствии с которым выдает своим клиентам эмитированные “чужие” карточки, ведет все расчеты с клиентами и получает за это некоторые доходы от эмитента. Эта ступень работы также не требует специальных капиталовложений. Расходы у банка появляются только в связи с появлением клиента, за счет которого они сразу же и компенсируются. Фактически все предварительные расходы несет в этом случае эмитент. Эта ступень наиболее целесообразна для небольших и средних банков, которым трудно быстро набрать несколько тысяч держателей карточек, за счет обслуживания которых банк только и может окупить в разумные сроки полномасштабную карточную программу более высокого уровня. На этой ступени также работает значительное количество банков, распространяющих международные карточки российских и зарубежных эмитентов. Эмитирование карточек платежных систем. Обычно в этом случае подразумеваются международные карточки “Виза”, “Еврокард/МастерКард”. Однако в России сейчас уже сложились национальные платежные системы, участие в которых обходится банку-эмитенту на порядок дешевле, чем в международных. Работа на этой ступени требует высоквалифицированных специалистов не только при реализации, но уже при планировании программы.

Полное членство в платежной системе. Под этим подразумевается не только выпуск карточек какой-нибудь платежной системы, но и работы по развитию и поддержанию коммерческой сети этой системы, тоесть подписание договоров с магазинами, ресторанами и другими коммерческими точками, которые принимают карточку в качестве платежного средства. Эта ступень требует не только специалистов по карточкам в целом, но предполагает уже специализацию внутри подразделения, занимающегося карточками. Само собой разумеется, что работа на этой ступени предполгает еще больших первоначальных затрат, и еще больше зависит от организации бизнеса. Если говорить о российских платежных ситемах, то первоначальные вложения состовляют несколько десятков тысяч долларов и потребуется не менее 1, 5—2 лет работы по собственной программе. Для международных платежных систем — это несколько сотен тысяч долларов, и, самое меньшее — 2—3 года самостоятельной и эфективной работы. Работа в первом уровне платежной системы. Такая карточная программа подразумевает, что банк не только сам уверенно реализует полномасштабную карточную программу, но обслуживает банки второго уровня, то есть дает авторизацию, принимает и обрабатывает информацию о прошедших у них карточных операциях и производит от их имени расчеты с платежной системой. На 15—20 успешно работающих по карточкам банков примерно только один-два смогут справится с такими задачами.

Создание своей платеженой системы. Это высший уровень работы с карточками. Самостоятельные карточные платежные системы пытаются организовать Сбербанк, Промстройбанк с Агропромбанком. Едва ли одному коммерческому банку, даже очень крупному, удасться повторить что-либо подобное. Однако еще возможны и вполне реальны создание и выпуск “своих” карточек, не претендующих на масштабность крупной платежной системы.

В целом, работа по обслуживанию и распространению “чужих” карточек не требует высококласных специалистов, и ею могут заниматься любые банки, имеющие на то желание. Работа же на более высоких ступенях вполне под силу среднему “крепкому” банку, если он найдет и подготовит профессионалов. Доходы от эмитирования карточек складываются из взимаемых с клиента: — ежегодной ставки за выпуск карточки и обслуживание счета (сервисная ставка); — комиссии за операции выдачи наличных денег;

— комиссии за операции безналичной оплаты в коммерческой сети; —комиссии за конвертацию, если ее будет осуществлять ваш банк, для мультивалютных (российских) карточек.

Расходы по организации и реализации карточной программы складываются из следующих крупных блоков.

—вступительный взнос в платежную систему, консультации по организации и разработке бизнес-плана, обучение сотрудников;

    — приобретение пластиковых карточек и оборудования;

—приобретение или оплата создания компьютерной программы ведения карточных счетов, обучение работе с ней;

— оплата расходов, связанных с обработкой операций (процессингом); — расходы на рекламу, информирование клиентов, бланки слипов и т. п. — зарплата сотрудников отдела банковских карточек.

Выбор и приобретение оборудования является одним из самых сложных вопросов. Во-первых, оборудование является наиболее дорогстоящим элементом карточного бизнеса. Во-вторых, набор и количество техники определяется целями и степенью масштабности карточной программы.

Производственная цепочка в карточном бизнесе складывается из следующих звеньев. а) Изготовление пластиковых карточек установленного в данной платежной системе формата с логотипом вашего банка.

б) Персонализация карточки, то есть тиснение номера, фамилии и номера клиента, кодировки магнитной полосы и/или электронного чипа.

    в) открытие и ведение карточных счетов клиентов.
    г) Обработка операций по карточкам.
    д) Проведение расчетов по операциям.

Каждое звено в производственной цепочке работы с карточками требует своего оборудования.

    Успех банка в области банковских карточек основывается на:
    — работе с клиентами;
    — компьтеризации;
    — бухгалтерии (организации расчетов).

Без какой-либо из этих составляющих система просто не будет работать, а слабость хотя бы одной из них непременно приведет к сбою всей системы. Это означает, что для организации работы с банковскими карточками нужно иметь по меньшей мере трех высококласных специалистов. Каждое из этих направлений может вести профессионал в своей области, не имеющий прежде опыта работы с банковскими карточками . Но тогда их работу непременно должен координировать руководитель, являющийся хорошим специалистом именно в области карточного бизнеса, или высококвалифицированный консультант которому банк доверяет. 6. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРЕДИТНЫХ КАРТ

Основной проблемой использования самых распространенных в мире карточек с магнитной полосой, является их пассивность, так как они не защищены от всякого рода фальсификаций и злоупотреблений. Простейшим примером злоупотребления может служить перерасход, поскольку сведения о большинстве покупок не сообщаются немедленно компании, эмитировавшей карточку, клиент может истратить сумму, значительно превышающую максимальный размер кредита, сделав много сравнительно мелких покупок или одну крупную, стоимость которой выходит за рамки дозволенного предела. Трюки с фальсификацией могут быть более изощренными. Существуют, например, устройства, копирующие информацию, записанную на магнитной полоске кредитной карточки, на незаполненную карточку и снимающие отпечаток рельефных обозначений на копировальную бумагу. Эти устройства очень похожи на автоматы, применяемые в магазинах и ресторанах для выдачи чеков и регистрации покупок. Другой жульнический трюк связан с личными идентификационными номерами. Когда карточка с магнитной полосой вставляется в читающий кассовый автомат, машина просит владельца карточки назвать свой пароль. Затем она считывает пароль непосредственно с карточки и сравнивает его с тем, который был назван клиентом. Поэтому в определенный момент процедуры правильный пароль должен попасть в рабочую память компьютера, встроенного в кассовый аппарат. И любой жулик, располагающий каким-либо доступом к этой памяти, может таким образом узнать пароль владельца карточки. Борьба со злоупотреблениями имеет много разных аспектов. Важным в этой связи является контроль информационных связей между банковскими автоматами и центром обработки информации, контроль работы банковского персонала. Среди методов защиты пассивных кредитных карточек известны следующие:

— нанесение дополнительной полосы с узором, выполненным магнитными чернилами; — идентификация карточки долгоживущими радиоизотопами;

—исполнение карточки из материала, чувствительного к нагреванию и сжатию ( это поможет избавится от некоторых примитивных способов копирования информации пассивных карточек).

Возможным решением проблемы злоупотреблений является интелектуализация самой карточки (см. раздел 2. 2).

Электронные карточки (смарт-карты) обладают двумя важными качествами, обеспечивающими защиту от различного рода злоупотреблений. Во-первых, электронная карточка располагает энергонезависимой программируемой постоянной памятью. В эту память заносится текущая информация, и она сохраняется даже после отключения источника питания. В нее может быть записана стоимость каждой покупки, а также сумма всех затрат, и поэтому клиент, делая покупки не может превысить установленную сумму. Во-вторых , в каждую карточку вмонтирован свой процессор, который при соответствующем выборе архитектуры обеспечит работу карточки таким образом, чтобы определенные части памяти были недоступны никому, кроме фирмы, эмитировавшей карточку.

С помощью процессора карточка сама может сравнить названный ей пароль с правильным, который хранится в секретной зоне ее памяти. Карточка может не открывать своего пароля никакой внешней системе. На самом деле даже компании эмитенту карточки не обязательно знать ее пароль. При эмиссии карточки ее будущий владелец может сам ввести пароль в память, воспользовавшись специальным терминалом, читающим и записывающим данные в карточку. После того, как пароль введен ( владелец должен ввести его дважды или трижды, чтобы исключить возможные ошибки) и проверен, карточка запоминает его в "секретной зоне" своей памяти.

Кроме пароля, в "секретной зоне" хранится также текущий баланс владельца, серийный номер карточки, а также последовательность определенных букв и цифр, выбранная фирмой - эмитентом для последующей проверки карточки. В другой зоне программируемой постоянной памяти, которую можно назвать открытой зоной, может быть записано имя владельца, его адрес, номер телефона и номер его счета. Данные, содержащиеся в открытой зоне, можно прочесть при помощи любого считывающего устройства, работающего с подобными карточками, однако изменить эти данные нельзя—центральный процессор откажется выполнить любую команду на изменение информации в открытой зоне.

Всякий раз, когда при помощи карточки совершается какая-нибудь покупка, такие сведения, как стоимость покупки, название и адрес торгующей организации, а также дата, записываются в другую область памяти, называемую рабочей зоной. Данные в эту область могут быть записаны только при соблюдении определенных условий ( скажем, когда карточка вставлена в законный кассовый аппарат), причем чтение и запись могут быть произведены только с разрешения владельца карточки.

    8. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Голубович А. Д. , Миримская О. М. "Кредитные и другие банковские карточки в системе автоматизированных денежных расчетов". М. , Менатеп - Информ, 1991. 2. Голубович А. Д. , Клопотовский А. В. , Наумов А. В. "Создание системы кредитных карточек для коммерческих банков" М. , Менатеп-информ, 1992 г. 3. Э. Рид, Р. Коттер и др. , "Коммерческие банки". М. ,СП " Космополис", 1991г. с. 372— 380.

4. Крутяков А. Смарт-карты в безналичных расчетах. Журнал " Открытые системы сегодня " N 2 1994 г. сс. 1—7.

5. Ведеев Д. "Применение смарт-карточек в финансовых и информационных приложениях". Обозрение "Финансовые рынки" т. 2 N2, февраль. 1994 г. сс. 123-127.

6. Интерфакс - финансы (АО "Финансовые новости). Выпуски за период с июня 1993 по апрель 1994.

7. Уставные и рекламные материалы ТОО "Объединенная платежная система"

    Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации
    Институт переподготовки и повышения квалификации кадров
    по финансово-банковским специальностям
    Выпускная работа

на тему: "Мировой опыт использования банковских пластиковых карточек и его применение в России.

    Слушателя
    вечернего отделения (10 месяцев)
    Специальность: "Банковское и стра
    ховое дело"
    Научный руководитель_______________
    Москва. 1995 г.
    - 2
    Содержание стр.
    1. Вступление 3 2. Виды пластиковых карточек

2. 1 Классификация карточек с финансовой точки зрения 4 2. 2 Классификация карточек с технической точки зрения 5 3. Финансовые взаимоотношения между контрагентами в 10 процессе расчетов посредством пластиковых карт.

    4. Опыт российских банков на рынке пластиковых карт

на примере "Объединенной платежной системы". 18 5. Некоторые аспекты обеспечения безопасности функционирова- 24 ния пластиковых карточек.

    6. Список использованной литературы. 28
    - 2
    1. Вступление

Расчеты с использованием наличных денег чрезвычайно дорого обходятся государственным и коммерческим финансовым структурам. Выпуск в обращение новых купюр, обмен старых, содержание большого персонала, неудобства и большие потери времени рядовых клиентов - все это тяжелым бременем ложится на экономику страны. В России, например, около 20 % стоимости каждого рубля уходит на поддержание его же собственного обращения. Один из возможных и самых перспективных способов разрешения проблемы наличного оборота - создание эффективной автоматизированной системы безналичных расчетов. По экспертным оценкам, такая система может

обеспечить сокращение наличного денежного обращения почти на треть. С середины 20 века начинают появляться автоматизированные системы расчетов с помощью специальных банковских карточек, Пионером этого начинания можно считать платежную систему

Diners Club. Затем появляются , такие ныне известные системы, как American Express, VISA, Master Card.

В настоящее время этот способ безналичных расчетов получил такое широкое распространение, что трудно себе представить сферу обслуживания в которой бы они не использовались, Магазины, билетные кассы, гостиницы, всех стран мира готовы ослужить Вас, приняв вашу пластиковую карточку, как средство оплаты. Сегодня в России уже имеется опыт эмитирования как зарубежных карточек по лицензии крупнейших финансовых ассоциаций, так и собственных рублевых и валютных кредитных и дебетных карт. У нас в стране широко известны такие системы, как Union Card, STB-card, MostCard, OlLBI Card, Optimum, Золотая Корона, Тысячи магазинов и иных заведений, принимающих к оплате рублевые и валютные карточки российских эмитентов.

    2. Классификация пластиковых карточек
    2. 1 Классификация карточек с финансовой точки зрения

С точки зрения финансовых отношений, функционирующих в процессе использования пластиковых карт, можно ( с достаточной степенью условности ) выделить следующие типы карт.

1) Кредитные карточки (Credit card), которые используются для оплаты различных видов товаров и услуг за счет кредита, предоставленного клиенту банком или специализированной сервисной компанией (American Express). Оплата с помощью карточки может производиться в любой торговой точке оборудованной устройством для подготовки чека , который плательщик выписывает при покупке. Некоторые кредитные карточки могут также использоваться для получения наличных денег в банковских автоматах .

2) Кредитные карточки, которые используются для оплаты определенного вида услуг ( или нескольких взаимосвязанных видов услуг) за счет кредита , финансируемого ( в пределах установленного лимита) оказывающей данный вид услуг компанией. Как правило, владелец карточки получает определенные льготы. Подобные карточки можно назвать целевыми. Наиболее распространены карточки типа Diners Club, позволяющие оплачивать питание в тысячах различных ресторанов многих стран ; карточки оплаты телефонных разговоров, бензина, аренды машин. Существуют также карточки, применяемые для оплаты товаров в определенных магазинах, например в торговой сети, принадлежащей одной фирме.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7