скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Цели и задачи управления банковскими рисками на кредитном рынке - (реферат) скачать рефераты

p>Преобладающая часть банковской деятельности связана с предоставлением кредитных ресурсов. Значительная часть рискованности банковских операций возникает из-за неправильного оформления или недостаточно обоснованных банковских гарантий . Определяя стратегию банка его менеджеры в первую очередь должны выяснить о каких гарантиях идет речь полных или частичных, прямых или непрямых, срочных и бессрочных, с правом регресса или без него. Если перечисленные выше особенности гарантий не отображены в кредитных договорах, то у банка не будет юридических оснований для взыскания рисковых сумм с гарантов. Использование в кредитных договорах поручений и залоговых операций также позволяет предупредить или свести к минимуму банковский риск. В банковской стратегии имеет смысл учитывать и возможности предупреждения или минимизации рисков (например, невозврата кредитов) путем их страхования. Такие страховые услуги получают все большее распространение на Украине. Для предупреждения кредитного риска важно постоянно вести работу с клиентами. Управление кредитными рисками не сводится лишь к выдаче банком ссуды , полученных процентов и ожидании погашения основной суммы долга. Но эффективность банковской стратегии может обеспечиваться лишь тогда, когда после выдачи кредита будет постепенно контролироваться производственный процесс клиента и будут анализироваться перебои в нем, проверяться правильность и обоснованность использования ресурсов, составление бухгалтерской отчетности. Постоянно анализируя производственную деятельность и финансовую результативность клиента, банк имеет возможность принимать немедленные решения относительно предупреждения или ликвидации негативной ситуации в плане усиления банковского риска. Осуществление всех возможных мероприятий по предупреждению банковских рисков не означает , что есть полная гарантия от потерь. Когда они возникают, их необходимо компенсировать. Решающее значение для решения данной проблемы имеет процесс формирования общих и специальных резервов, одна из основных функций которых - обеспечение ликвидности банка в случае: когда он понесет потери вследствие проведения рисковых операций.

При регулировании банковских рисков, которые обуславливают потери, особое значение имеет оценка возможности должника вернуть кредитные ресурсы. Очень значительным риском для банковской деятельности является сосредоточение большой части кредитных вложений у одного заемщика. Максимальный размер риска на одного клиента является границей кредита , который может быть выдан одному субъекту. Особое значение в реализации стратегии управления риском имеет придерживание банком уровня достаточности капитала. Этот критерий отображает обобщающую оценку надежности финансово-кредитного учреждения, степень его подверженности риску. Достаточность капитала зависит от объема капитала и суммы депозитов. Другой показатель - отношение капитала к объему активов, так как именно состав и качество банковского портфеля активов относятся к главным причинам банковских крахов.

Так как кредитный риск результат одного из основных видов банковской деятельности - кредитования заемщиков , то этот процесс должен быть тщательно продуман и мастерство предоставления кредита постоянно должно совершенствоваться работниками банка постоянно на основании прошлого опыта отечественных и зарубежных практиков, с учетом постоянно изменяющихся внешних условий работы.

Оценка кpедитоспособности - пpоцесс твоpческий, тpебующий от банковских pаботников глубоких экономических знаний, аналитического мышления, умения опpеделять и оценивать тенденции в хозяйственной деятельности и хозяйственном положении заемщика, возможности соблюдения ими пpинципов кpедитования, пpогнозиpовать будущее состояние дел заемщика и обстоятельства, котоpые могут на них повлиять. А также наличие в банке коллективного органа при руководителе банка позволит обеспечить:

    1) недопущение выдачи кредита под взятку;

2) невозможность выдачи кредита под неэффективный проект; 3) ответственности каждого из должностных лиц, предоставляющих информацию и голосующих за выдачу кредита;

4) согласованность работы всех подразделений банка так или иначе причастных к принятию решения и работе по кредиту.

Одной из главных причин низкой эффективности деятельности многих коммерческих банков является их недостаточно профессиональная работа в области кредитной деятельности, которая не что иное как: Во-первых, высокопрофессиональная работа со своими клиентами, которые формируют для банка его кредитные ресурсы и являются потенциальными заемщиками.

Чтобы эффективно работать с клиентами, необходимо хорошо знать и постоянно отслеживать их финансово-хозяйственную и маркетинговую деятельность. А для этого в банке нужно создать информационно-аналитическую систему и иметь службу, которая формировала бы эту систему. Возможно, целесообразно было бы иметь службу, которая:

1. Проверяла бы достоверность документов, предоставленных заемщиком. 2. Проводила бы такую же работу относительно банков, страховых компаний и других организаций, которые выступают гарантами кредита.

3. Осуществляла бы комплекс мероприятий, касающихся проверки наличия и физического сохранения имущества, которое предоставляется заемщиком банку в залог. По результатам проверки составляла бы справку, которая прилагалась бы к кредитному делу и рассматривалась бы на заседании Кредитного Комитета. 4. После выдачи кредита:

обеспечивала бы контроль за целевым использованием заемщиком предоставленого кредита;

в случае выявления нецелевого использования заемщиком предоставленного кредита немедленно докладывала бы руководству банка о таких фактах и принимала бы непосредственное участие в решении руководством соответствующих вопросов относительно заемщика;

обеспечивала бы документирование действий заемщика в случае невыплаты им процентов по кредиту или невозврата кредита с целью определения признаков криминального преступления;

в соответствии с требованиями действующего законодательства осуществляла бы мероприятия по возврату банку средств в случае невыполнения заемщиком условий кредитного договора.

5. Собирала бы и анализировала сведения о нарушении требований, установленных в соответствии с порядком предоставления кредитов заемщикам.

6. Параллельно с учетом заемщиков, которые получили кредит, вела бы учет юридических и физических лиц, которые обращались в банк за кредитом, но не получили его.

Во-вторых, маркетинговая деятельность банков, либо сотрудничество с маркетинговыми фирмами.

В банке целесообразно иметь в качестве клиентов, как минимум, одну страховую и одну маркетинговую фирмы. Без знания конъюнктуры рынка, без умения просчитать эффективность кредитуемого проекта и проконсультировать клиента-заемщика невозможно обеспечить эффективную кредитную деятельность банка. Эти знания и навыки нужны банку и при обеспечении гарантий выдачи кредитов путем оформления залога или заклада.

В-третьих, профессиональная проверка банками всех параметров технико экономического обоснования (ТЭО) кредитуемого проекта и контроль за деятельностью заемщика по его реализации Если банк не может проверить ТЭО и проконтролировать его реализацию заемщиком, а большинство заемщиков не могут грамотно составить ТЭО кредитуемого проекта и рассчет его окупаемости, то зачастую такие проекты рушатся, а деньги уходят неизвестно куда. Кроме того, отсутствие контроля за деятельностью заемщика по реализации ими кредитуемого проекта не позволит банку своевремено принять надлежащие меры по недопущению ущерба для банка либо его максимальному снижению.

В-четвертых, партнерская работа со страховыми компаниями. Банки и страховщики должны четко разграничить ( в трехсторонних договорах: банк - заемщик страховщик ) ответственность каждой из сторон за проверку, контроль и своевременность принятия мер по недопущению невозврата кредита из-за непрофессиональных либо преднамеренных действий заемщика. Такой договор также исключит возможность сговора между заемщиком и банком либо заемщиком и страховщиком. Если банк выдает кредит собственному клиенту, страхует кредит в страховой фирме, которая является также клиентом банка, то банку невыгодно ни разорение страховщика в результате постоянных страховых выплат по причине непрофессиональной деятельности банка и заемщика, ни разорение заемщика в результате его неграмотных действий на рынке. Решить эту проблему можно только деловым партнерством со страховщиком и профессиональной работой с собственными клиентами.

Работник банка и аналитик перед выдачей кредита должны иметь четкое понимание характера той деятельности, на которое ссужают деньги; если такое понимание отсутствует, то ссуда не должна выдаваться. Это должно отвечать четко выработанной кредитной политике банка и лимитам риска потенциальных убытков. Работнику кредитного отдела следует разбираться в таких вещах. Признаки хорошего банковского работника общеизвестны: рассудительность и опыт. Если возникают какие-либо сомнения, надо спросить себя: " Предоставил ли бы я в ссуду свои собственные деньги? "

Из этого следует, что предоставить деньги в ссуду может каждый, а хороший банкир - это тот, кто сможет вернуть их.

11. Основные элементы системы управления кредитными рисками. В процессе управления кредитным риском коммерческого банка следует отметить следующие этапы:

    -- разработка целей и задач кредитной политики банка;

-- создание административной структуры управления кредитным риском и системы принятия административных решений;

    -- изучение финансового состояния заемщика;

-- изучение кредитной истории заемщика, его деловых связей; -- разработка и подписание кредитного соглашения;

    -- анализ рисков невозврата кредитов;
    -- кредитный мониторинг заемщика и всего портфеля ссуд;

--мероприятия по возврату просроченных и сомнительных ссуд и по реализации залогов.

Основные элементы кредитной деятельности правильное составление и соблюдение которых приводит к успешным результатам работы банка по снижению риска в сфере кредитования:

    - Развитая кредитная политика и процедуры;
    - Эффективное управление портфелем;
    - Контроль за кредитами;
    - Квалифицированный персонал.
    2. 1 Кредитная политика банка.

Кредитная политика банка является основой всего процесса управления кредитами . Разработка рациональной и продуманной политики является основой для успешного управления кредитами. Политика определяет основные стандарты действий работников банка при предоставлении ссуд , их оформление и управление ими. Эта политика определяет основные направления деятельности лиц принимающих стратегические решения. В странах с развивающейся рыночной экономикой банки не всегда могут четко придерживаться своей кредитной политики из-за давления со стороны финансовых властей .

Основное предназначение кредитной политики - это определение последовательности действий , которые будут способствовать надежной и четкой работе. Основа банковской деятельности это обеспечение сбора и надежности депозитов и умелое ссужение этих средств, основой для чего служит разумная кредитная политика. Именно политика способствует минимизации риска, которому подвергаются вложенные в банки средства и обеспечивает получению прибыли, достаточной для стимулирования и привлечения достаточного притока капитала. Главная роль банкира это как и кому можно надежно доверить деньги вкладчика. И в связи с этим банк должен определиться какие кредиты он будет предоставлять , а какие нет , сколько кредитов какого типа и кому. Кредитная политика должна поддерживать оптимальное соотношение между кредитами , депозитами и другими обязательствами и собственным капиталом, поэтому достижение целей кредитной политики сочетает в себе элементы правового регулирования, доступность средств, степень доступного риска, баланс кредитного портфеля, структуру обязательств по срокам. Основные направления кредитной политики формирует Совет директоров. Особо важное значение кредитной политики следует отметить при адаптации банка к сложным постоянно меняющимся условиям экономики. Совету директоров необходимо определить уровень приемлемого риска для прибыльной деятельности на рынке , где работает банк.

Кредитная политика обычно оформлена в виде письменного решении о предоставлении и оформлении предоставленного кредита. В общем разделе документа обычно сформулированы основные принципы предоставления займов, определены структура и обязанности кредитных комитетов или работников, отвечающих за это направление, и устанавливаются конкретные лимиты по предоставляемым кредитам. Здесь же описаны процедуры разрешения предоставить такой кредит. Для того чтобы заняться вопросами политики в ответ на изменение, наблюдаемые на рынке и в экономике в целом, банки часто выпускают для ознакомления специально разработанные или директивы в области кредитной политики. Обычно директивы дают самый общий контекст, определяющий общие характеристики разновидностей кредитов, предлагаемых банком и характеристику разновидностей клиентов и рынков, на которых эти кредиты будут распространяться в соответствии с последними стратегическими решениями, принятыми в банке. В них также определяется степень концентрации кредитов по отраслям экономики. Кредитное отделение обычно готовит самостоятельно или модифицирует директивы, но изменения вносятся отделом кредитной политики, за который отвечает старший комитет по кредитной политике или по кредитам.

Директивы и документ с изложением политики банка представляют общее отражение кредитной политики банка в какой-либо конкретный момент или период времени. Ответственные сотрудники банка обязаны ознакомиться с этими документами и действовать в полном соответствии с ними. Следование документа контролируется как в процессе одобрения кредитов, так и после выдачи кредитов. Функции контроля выполняются внешними и внутренними аудиторами, независимыми службами анализа кредитов, Советом Директоров и органами регулирования. Многие банки возглавляют полномочия по разработке и распространению директив на определенную группу сотрудников, закрепив функции контроля за исполнением кредитной политики (а также определения и поддерживания качества кредитного портфеля банка) за другой группой.

Порядок предоставления кредитов также обычно разрабатывается и излагается в руководстве по кредитной политике и может охватывать такие стороны как подачу заявки на кредит, обработку заявки, процесс кредитного анализа, общие правила ведения кредитных документов, обмен кредитной информацией с другими банками и поставщиками. Процедуры также могут предусматривать те аспекты кредитования, которые регулируются и контролируются законодательно. К другим разделам, включаемым в перечень процедур, можно отнести оценку состояния и проверку предоставленных кредитов, состояние непогашенных долговых обязательств, сомнительные активы, и процесс взимания средств. Оперативные процедуры выполнения кредитной функции обычно отражаются в разделе инструкций для кредитного отдела. К ним относятся создание и ведение записи по обязательствам, которые могут существенно помочь в ходе регулярно проводимых в случае повторного обращения за кредитом проверок, при подготовке отчетов о выполнении условий кредитов, а также при подготовке отчетов о прибыльности счетов и подверженности риску.

Каждый банк разрабатывает и осуществляет свою кредитную политику , которая складывается под воздействием текущих и перспективных задач, а также экономической конъюнктуры. В крупных банках разрабатывается письменный меморандум о кредитной политике, которым руководствуются работники данного банка. Прежде всего формируется общая цель политики, Например, предоставление надежных и рентабельных кредитов. Степень риска должна соответствовать норме доходности по ссудам с учетом стоимости кредитных ресурсов и административных издержек банка.

Кроме этого в меморандуме дается расшифровка: каким образом банк собирается достигнуть заявленной цели. Для этого определяются:

    -- приемлемые для банка виды ссуд;
    -- ссуды от которых банк рекомендует воздерживаться;

-- нежелательные для банка заемщики по различным категориям; -- география работы банка по кредитованию;

    -- политика в области выдачи кредитов работникам банка;

-- ограничение размеров ссуд по различным категориям заемщиков; --политику банка в области управления кредитным риском, ревизии и контроля. Ниже приведена схема меморандума одного из крупных американских банков. Документ содержит 5 разделов: общее положение, категории кредитов, различные вопросы кредитной политики , контроль над качеством кредитного портфеля и комитеты банках[ ].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17