Полиметрия
Полиметрия
Полиметрия
Вадим Руднев
Полиметрия
(или полиметрическая композиция). Когда перед стиховедением встала задача
описания стихотворных размеров, то иногда попадались тексты, написанные
несколькими размерами. Что с ними делать, не знали. Например, в поэме Некрасова
"Кому на Руси жить хорошо" есть основной размер - белый 3-стопный
ямб:
В
каком году - рассчитывай,
В
какой земле - угадывай,
На
столбовой дороженьке
Сошлись
семь мужиков.
Но
там есть и другие размеры - размеры песен и баллад, например об атамане
Кудеяре: "Было четыре разбойника, / Был Кудеяратаман". Это 3-стопный
дактиль.
Особенно
остро проблема встала при описании стиха ХХ в., например поэм Блока и
Маяковского, где размеры менялись буквально на каждом шагу и один мог незаметно
перетекать в другой. Тогда (по-видимому, не без бессознательного влияния
понятия "полифония" М. Бахтина (см. полифонический роман) П. А.
Руднев предложил термин П., который рассматривал многоразмерность одного текста
в духе системности структурной поэтики -
как один суперразмер. Если угодно, как нечто, похожее на верлибр , который тоже
состоит из строк, отсылающих к другим размерам.
Вот,
например, начало "Двенадцати" Блока, одного из труднейших для анализа
полиметрических текстов:
Черный
вечер.
Белый
снег.
Ветер,
ветер!
На
ногах не стоит человек.
Ветер,
ветер -
На
всем божьем свете!
Отчетливо
складывающийся в двух первых строках 4-стопный хорей в четвертой строке
сбивается на раешник (свободный рифмованный стих русского лубка). В дальнейшем
ритмика поэмы строится на противопоставлении 4-стопного хорея, передающего
чеканный шаг красногвардейцев, и других размеров, как правило, народного или
городского фольклора, отражающих стихийное начало в сюжетной и идеологической
коллизии поэмы. Вот появляется городской романс - 4-стопный ямб:
Не
слышно шуму городского,
Над
невской башней тишина,
И
больше нет городового -
Гуляй,
ребята, без вина!
А
вот размер, напоминающий кольцовские эксперименты, в нем отчетливо слышится
ритмика блатной песни:
Ужь
я времячко
Проведу,
проведу...
Ужь
я темячко
Почешу,
почешу (...)
Ужь
я ножичком
Полосну,
полосну!..
Самым
интересным в "открытии" П. оказалось то, что почти каждое звено в
многоразмерной системе текста несет свой зкспрессивносмысловой обертон.
Особенно очевидным это стало при анализе блоковской драмы "Роза и
крест", где у каждого персонажа, как показали несложные подсчеты, имеется
свой метрический голос.
В
целом явление П. было частью характерного для начала ХХ в. процесса
верлибризации культуры .
Список литературы
Руднев
П. А. О стихе драмы А. Блока "Роза и крест" // Учен. зап. Тартуского
ун-та, 1970. - Вып. 251.
Руднев
П.А. Опыт описания и семантической интерпретации полиметрической структуры
поэмы А. Блока "Двенадцать" // Там же, 1971. - Вып. 266.
Руднев
В.П. Стих и культура // Тыняновский сб.: Вторые Тыняновские чтения. - Рига,
1986.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/
|