скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Значение института несостоятельности (банкротства) скачать рефераты

“ 1. Внешний управляющий вправе:

самостоятельно распоряжаться имуществом должника с ограничениями,

предусмотренными настоящим Федеральным законом;

заключать от имени должника мировое соглашение;

заявлять отказ от исполнения договоров должника;

2. Внешний управляющий обязан:

принять в ведение имущество должника и провести его инвентаризацию;

открыть специальный счет для проведения внешнего управления и

расчетов с кредиторами;

разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план

внешнего управления;

вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;

заявлять в установленном порядке возражения по предъявленным к

должнику требованиям кредиторов;

принимать меры по взысканию задолженности перед должником;

рассматривать требования кредиторов;

вести реестр требований кредиторов;

представить собранию кредиторов отчет по итогам реализации плана

внешнего управления;

осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным

законом.”

Согласно ст. 85 могут быть приняты следующие меры по восстановлению

платежеспособности должника:

“перепрофилирование производства;

закрытие нерентабельных производств;

ликвидация дебиторской задолженности;

продажа части имущества должника;

уступка прав требования должника;

исполнение обязательств должника собственником имущества должника -

унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);

продажа предприятия (бизнеса) должника;

иные способы”.

По окончании срока внешнего управления или при наличии оснований

для его досрочного прекращения, согласно ст. 90, внешний управляющий

представляет собранию кредиторов отчет, который помимо ряда обязательных

документов, определяемых п. 2 ст. 9 содержит предложение или о прекращении

внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника,

или о заключении мирового соглашения, или о продлении установленного срока

внешнего управления, или о прекращении внешнего управления и об обращении

в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об

открыти конкурсного производства. Отчет рассматривается на собрании

кредиторов, и в случае принятия его утверждается арбитражным судом, в

противном случае арбитражный суд принимает решение о признании должника

банкротом и об открытии конкурсного производства. Если утверждено

предложение о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением

платежеспособности должника, то после утверждения прекращается

производство по делу о банкротстве и начинаются расчеты с кредиторами.

. 2.3. Конкурсное производство.

Порядок конкурсного производства регламентируется главой 6 Закона

"О несостоятельности (банкротстве)".

Согласно ст. 97:

“Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом

влечет открытие конкурсного производства.”

Согласно ст. 98 с момента открытия конкурсного производства:

“срок исполнения всех денежных обязательств должника, а также

отсроченных обязательных платежей должника считается наступившим;

прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных

финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника;

сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к

категории сведений, носящих конфиденциальный характер, либо являющихся

коммерческой тайной;

совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо

влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам, допускается

исключительно в порядке, установленном настоящей главой;

снимаются ранее наложенные аресты имущества должника и иные

ограничения по распоряжению имуществом должника. Введение (наложение)

новых арестов имущества должника и иных ограничений по распоряжению

имуществом должника не допускается;

все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках

конкурсного производства;

исполнение обязательств должника допускается в случаях и порядке,

которые установлены настоящей главой.”

Согласно ст. 99:

“При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии

конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного

управляющего в порядке, предусмотренном для назначения внешнего

управляющего.”

Согласно ст. 100:

“Опубликование сведений о признании должника банкротом и об

открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим за

счет должника в “Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации”

и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и

финансовому оздоровлению”.

Согласно ст. 101 конкурсный управляющий с момента своего назначения

осуществляет следующие функции:

“принимает в ведение имущество должника, проводит инвентаризацию и

оценку имущества должника и принимает меры по обеспечению его сохранности;

анализирует финансовое состояние должника;

предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником,

требования о ее взыскании в порядке, установленном законодательством

Российской Федерации;

уведомляет работников должника о предстоящем увольнении в

соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;

заявляет в установленном порядке возражения по предъявленным к

должнику требованиям кредиторов;

заявляет отказ от исполнения договоров должника;

принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат

имущества должника, находящегося у третьих лиц;

передает на хранение документы должника, подлежащие обязательному

хранению в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами

Российской Федерации;

принимает иные меры установленные настоящим Федеральным законом.”

Очередность удовлетворения требований кредиторов определяется ст.

106:

“1. Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с

выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и

эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования

кредиторов по обязательствам должника, возникшим ходе наблюдения. Внешнего

управления и конкурсного производства.

2. Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми

должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем

капитализации соответствующих повременных платежей;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий

и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по

контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по

обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;

в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по

обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;

в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.”

Завершение конкурсного производства регламентируется ст. 119:

“1. После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного

управляющего о результатах проведения конкурсного производств арбитражный

суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

2. Конкурсный управляющий в течение десяти дней с момента вынесения

определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства должен

представить указанное определение в орган, осуществляющий государственную

регистрацию юридических лиц.

3. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного

производства является основанием для внесения в единый государственный

реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

4. С момента внесения в единый государственный реестр юридических

лиц записи о ликвидации должника полномочия конкурсного управляющего

прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник -

ликвидированным.”

. 2.4. Мировое соглашение.

Глава 7 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" регулирует

порядок мирового соглашения. Согласно ст. 120:

“ 1. На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о

банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение.

2. Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных

кредиторов принимается собранием кредиторов...

Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника

принимается гражданином-должником или руководителем должника, внешним

управляющим или конкурсным управляющим.

3. Допускается участие в мировом соглашении третьих лиц, которые

принимают на себя права и обязанности, предусмотренные мировым

соглашением.

4. Мировое соглашение подлежит утверждению арбитражным судом, о чем

указывается в определении арбитражного суда о прекращении производства по

делу о банкротстве. Если мировое соглашение заключается в ходе конкурсного

производства, арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового

соглашения.

5. Мировое соглашение вступает в силу для должника и конкурсных

кредиторов, а также для третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, со

дня его утверждения арбитражным судом и является для должника, конкурсных

кредиторов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, обязательным.

6. Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового

соглашения не допускается.”

Ст. 122 определяет содержание мирового соглашения:

“1. Мировое соглашение должно содержать положения о размерах,

порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении

обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства,

прощением долга либо иными способами, предусмотренными гражданским

законодательством Российской Федерации.

2. Мировое соглашение может содержать условия:

об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств должника;

об уступке прав требования должника;

об исполнении обязательств должника третьими лицами;

о скидке с долга;

об отмене требований на акции;

об удовлетворении требований кредиторов иными способами, на

противоречащими федеральным законам и иным правовым актам Российской

Федерации.

Согласно ст. 123, 125 мировое соглашение может быть утверждено

после удовлетворения требований должников первой и второй очереди, если

эти требования не удовлетворены, суд отказывает в утверждении мирового

соглашения.

Ст. 124 определяет последствия утверждения мирового соглашения:

“1. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом в ходе

наблюдения или внешнего управления является основанием для прекращения

производства по делу о банкротстве.

2. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом в ходе

внешнего управления является основанием для прекращения моратория на

удовлетворение требований кредиторов.

3. В случае, когда мировое соглашение утверждено арбитражным судом

в ходе конкурсного производства, решение арбитражного суда о признании

должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит

исполнению.

4. С момента утверждения мирового соглашения арбитражным судом

прекращаются полномочия временного управляющего, внешнего управляющего,

конкурсного управляющего...

5. С момента утверждения мирового соглашения соответственно

гражданин-должник или руководитель должника, внешний управляющий или

конкурсный управляющий приступают к погашению задолженности перед

кредиторами.”

Согласно ст. 127:

“По заявлению должника, кредитора или прокурора мировое соглашение

может быть признано арбитражным судом недействительным:

если мировое соглашение содержит условия, предусматривающие

преимущества для отдельных кредиторов или ущемление прав и законных

интересов отдельных кредиторов;

если исполнение мирового соглашения может привести должника к

банкротству;

при наличии иных оснований недействительности сделок,

предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.”

. 2.5. Упрощенные процедуры банкротства.

2.5.1. Особенности банкротства ликвидируемого должника.

Особенности банкротства ликвидируемого должника регулируются ( 1

главы 10 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" .

ст. 174 определяет порядок банкротства ликвидируемого должника:

“1. Если стоимость имущества должника - юридического лица, в

отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточно для

удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется

в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

2. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1

настоящей статьи, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана (обязан)

обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

3. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1

настоящей статьи, после принятия решения о ликвидации юридического лица и

до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявление о

признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд

собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителем

(участником) должника или руководителем должника.”

Особенности рассмотрения дела о банкротстве ликвидируемого должника

определяются ст. 175:

“1. Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого

должника банкротом и об открытии конкурсного производства и назначает

конкурсного управляющего.

Обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены на

председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) не зависимо от наличия

лицензии арбитражного управляющего.

2. Кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому

должнику в месячный срок с момента публикации объявления о признании

ликвидируемого должника банкротом.

3. В случае, когда о банкротстве возбуждено по заявлению

собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителя

(участника) должника или руководителя должника, поданному до создания

ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора), рассмотрение дела о

банкротстве осуществляется без учета особенностей, предусмотренных

настоящим параграфом.”

2.5.2. Банкротство отсутствующего должника.

Порядок банкротства отсутствующего должника определяется (2 главы

10 Закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Ст. 177 определяет особенности подачи заявления о признании

отсутствующего должника банкротом:

“В случаях, когда должник- гражданин либо руководитель должника -

юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствуют

и установить их местонахождение не представляется возможным, заявление о

признании отсутствующего должника банкротом может быть подано кредитором,

налоговым или иным уполномоченным органом, а также прокурором независимо

от размера кредиторской задолженности.”

Особенности рассмотрения дела о банкротстве отсутствующего должника

определяются ст. 178:

“1. Арбитражный суд в двухнедельный срок с момента принятия к

производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом

принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об

открытии конкурсного производства.

2. Решение арбитражного суда о признании отсутствующего должника

банкротом и об открытии конкурсного производства направляется в

государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению,

который в недельный срок со дня получения данного решения представляет

арбитражному суду кандидатуру конкурсного управляющего. Арбитражный суд

может назначить конкурсного управляющего из числа сотрудников

государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.

3. Конкурсный управляющий письменно уведомляет о банкротстве

отсутствующего должника всех известных ему кредиторов отсутствующего

должника, которые в месячный срок со дня получения уведомления могут

предъявить свои требования конкурсному управляющему.

4. По ходатайству конкурсного управляющего при обнаружении им

имущества отсутствующего должника арбитражный суд может вынести

определение о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к

общим процедурам банкротства, предусмотренным настоящим Федеральным

законом.”

Согласно ст. 180:

“Положения предусмотренные настоящим параграфом, применяются также

в случаях, когда имущество должника - юридического лица заведомо не

позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или когда в

течение последних 12 месяцев не проводились операции по счетам должника, а

также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии

предпринимательской или иной деятельности должника.”

3. Банкротство индивидуального предпринимателя.

Особенности банкротства индивидуального предпринимателя

регламентируется (2 главы 9 Закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Согласно ст. 164 основанием признания индивидуального

предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить

требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить

обязанность по уплате обязательных платежей.

Ст. 165 регламентирует подачу заявления о признании индивидуального

предпринимателя банкротом:

“1. Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом

может быть подано должником - индивидуальным предпринимателем, кредитором

по обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью,

налоговыми и иными уполномоченными органами по требованиям по обязательным

платежам, а также прокурором.

2. При применении процедур банкротства индивидуального

предпринимателя его кредиторы по обязательствам, не связанным с

предпринимательской деятельностью, а также кредиторы по требованиям

личного характера вправе также предъявить свои требования.”

Согласно ст. 166 последствиями признания индивидуального

предпринимателя банкротом являются:

“1. С момента принятия арбитражным судом решения о признании

индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного

производства утрачивает силу его государственная регистрация в качестве

индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему

лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской

деятельности.

2. Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может

быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течении

одного года с момента признания его банкротом.

3. Арбитражный суд направляет копию решения о признании

индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного

производства в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве

индивидуального предпринимателя.”

Заключение.

Ни к одной форме прекращения предприятия не имеется столь

значительного публичного интереса, как к прекращению его вследствие

несостоятельности. Получение вместо ожидаемых платежей по долгам

отрицательного финансового результата затрагивает самые существенные

интересы участников экономического оборота. Задача максимально смягчить

последствия такого эксцесса делает защиту частных интересов одновременно и

интересом публичным.

Признание предприятия банкротом создает остроту и болезненность

ситуации не только для кредиторов, но и для самого должника, в большинстве

случаев заинтересованного в спасении своего дела, защите имущества, на

базе которого функционировало предприятие.

Таким образом банкротство достаточно острая , но и одновременно

интересная ситуация (в правовом смысле), отличающаяся на мой взгляд очень

интересным правовым регулированием.

Список литературы:

. Нормативны акты:

1. Федеральный закон РФ от 08.01.98 г. “О несостоятельности

(банкротстве)”

2. Гражданский кодекс РФ.

3. Указ Президента РФ от 22.12.93 г. “О мерах по реализации

законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий”.

4. Постановление Правительства РФ от 20.05.94 г. “О некоторых мерах

по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве)

предприятий”.

. Литература:

1. Комментарий к гражданскому кодексу РФ, части первой. - М.:

Юринформцентр, 1995г. - 448с.

2. Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Том 1. Общие положения.

Курс лекций - М.: Издательство БЕК, 1994. - 312с.

Страницы: 1, 2, 3