скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Правовое регулирование кредитных отношений в Украине скачать рефераты

подотчетных сумм, принятые от работников предприятия; суммы для

премирования рабочих и служащих.

Кроме того, многие предприятия имеют выручку от реализации продукции

и другие доходы, принимаемые непосредственно в кассу, например, поступления

за продаваемую рабочим спецодежду, за пользование общежитиями, взносы

родителей за пользование детским садом предприятия и т.д. При этом для

каждого предприятия банк устанавливает лимиты остатков наличных денег,

которые могут храниться ежедневно в кассе предприятия.

Предприятия и организации имеют право хранить в своих кассах сверх

установленных лимитов наличные деньги, полученные для выдачи заработной

платы и пособий, в течение трех дней со дня получения этих денег из банка.

Денежные средства, не использованные в этот срок на указанные цели,

возвращаются в банк и выдаются последним для производства расчетов по

первому требованию предприятия.

Всю денежную наличность сверх установленных банком предельных

размеров наличных денег в кассе предприятия обязаны сдавать в банк в

порядке и в сроки, установленные банком.

Задержка наличных денег в кассах предприятий и организаций сверх

установленных лимитов и сроков хранения является серьезным нарушением

кассовой дисциплины. Она приводит к сокращению размера наличности оборотных

касс учреждений банка и к осложнениям в области обращения, следовательно,

этому вопросу необходимо уделять особое внимание.

При проверке соблюдения правил хранения денежных средств в

учреждениях банка необходимо по журналам кассовых операций сравнить

фактические остатки денег в кассе предприятия (учреждения) на отдельные

даты и в среднем за месяц с лимитами остатков кассы. При журнально-ордерной

форме счетоводства кассовые операции учитываются в двух бухгалтерских

регистрах: в журнале-ордере № 1 по кредиту счета кассы в корреспонденции с

дебетом затрагиваемых этими операциями счетов и в ведомости по дебету счета

кассы также в разрезе корреспондирующих счетов.

Эти журналы ведутся, как правило, итогами по операциям за каждый день

с расшифровкой операций по приходу и расходу денег по важнейшим

назначениям. То есть, по журналам кассовых операций можно определить

соблюдение лимита переходящих остатков кассы, правильность использования

полученных средств и соблюдения норм расходования наличных денег из

выручки.

Методика учета кассовых операций.

К первичной документации, используемой при учете кассовых операций,

относятся:

- приходный кассовый ордер;

- расходный кассовый ордер;

- кассовая книга;

- платежная ведомость;

- журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров.

Кассир принимает деньги в кассу по приходному кассовому ордеру,

подписанному главным бухгалтером, с выдачей сдающему деньги лицу квитанции

о приеме денежной суммы. Квитанция является частью приходного кассового

ордера, заполняется одновременно с ним и выдается только после получения

денег кассиром. Приходный кассовый ордер хранится с копией листа кассовой

книги как отчет кассира. Квитанция к приходному кассовому ордеру хранится

вместе с выпиской банка о перечислении средств со счета.

Кассир выдает деньги по расходным кассовым ордерам, платежным

ведомостям, заявлениям о произведенных расходах с приложенными к ним

товарными чеками, квитанциями, справками и иными оправдательными

документами.

Расходные документы подписываются главным бухгалтером, а на

ведомостях и заявлениях обязательна разрешительная надпись руководителя

предприятия. Расходные кассовые ордера хранятся с копией листа кассовой

книги, гасятся штампом или надписью «оплачено». Прием и выдача денег по

приходным и расходным кассовым ордерам производится кассиром только в день

их выписки.

Интересным является вопрос соблюдения банками банковской тайны при

совершении сделок по поручению клиента с денежными средствами на его счете.

Комитет Верховной Рады Украины по вопросам финансовой и банковской

деятельности в письме от 19.11.2001 г.№ 06-10/678, разъяснил, что в

соответствии со ст.64 Закона Украины «О банках и банковской деятельности»

учреждения банков обязаны идентифицировать клиентов, осуществляющих

значительные и сомнительные операции и по собственной инициативе без

соответствующего запроса представлять информацию об идентифицированных

лицах специальным органам по борьбе с организованной преступностью.

Значительными операциями с наличными средствами в соответствии с ч.3

ст.64 данного закона, являются сделки с наличностью на суммы, превышающие

эквивалент 10000 евро по официальному курсу гривны к иностранной валюте,

установленном Национальным Банком Украины.

Поскольку в соответствии с п.78 Инструкции НБУ № 1 « По организации

Эмиссионно-кассовой работы в учреждениях банков Украины» выдача наличности

из касс банка осуществляется на основании денежных чеков или расходных

кассовых ордеров, то в случае получения наличных средств из касс банков под

операции с наличностью на сумму, превышающую эквивалент 10000 евро, на

основании одного денежного чека или расходного кассового ордера. А в

соответствии с п.4.18 Инструкции НБУ «Об организации работы по наличному

обращению учреждениями банков Украины» целевое назначение наличности,

которую получают предприятия (предприниматели) со своих текущих счетов,

должно указываться или в денежном чеке с четкой формулировкой сути

операций, которые будут осуществляться.

Согласно ч.5 ст.64 Закона Украины « О банках и банковской

деятельности» идентификации, и последующему уведомлению об

идентифицированных лицам соответствующим органам, подлежат также лица,

осуществляющие расчеты по сделкам на сумму ниже предусмотренной для

значительных операций, если такая сделка явно связана с другой сделкой и

общая сумма оплаты по этим сделкам превышает установленный предел.

Следовательно, если клиент банковского учреждения получает наличные

средства в течение одного операционного дня по разным денежным чекам и

общая сумма по таким чекам является выше эквивалента евро, то в случае

применения этих денежных средств для расчетов по сделкам, которые явно

связаны друг с другом, то есть при расчетах с разными контрагентами или для

расходов в разных целях, уведомлять органы по борьбе с организованной

преступностью о лицах, идентифицированных по таким операциям, не нужно.

Что касается отнесения операции по получению наличных средств к

сомнительным операциям, то ч.4 ст.64 предусматривает перечень признаков

таких операций, к которым относятся:

1. осуществление операции при непривычных или неоправданно запутанных

условиях;

2. операция не является экономически оправданной или противоречит

законодательству Украины. Данный перечень является исчерпывающим и

не подлежит расширительному толкованию.

Таким образом, снятие клиентом банка наличных денежных средств со

своего счета, если такая операция не содержит вышеуказанных признаков,

является обычной для клиента и проводится им постоянно, соответствует

характеру деятельности и др., не может быть квалифицированна как

сомнительная с последующим уведомлением соответствующие органы о нем без

наличия, оформленного в соответствии с требованиями действующего

законодательства, запроса. [34. С.19.].

2.3. Правовое регулирование безналичных расчетов в Украине.

По общему правилу, на территории Украины юридические лица всех форм

собственности, а также физические лица – граждане Украины, иностранцы, лица

без гражданства, которые являются субъектами предпринимательской

деятельности, в том числе, для выполнения договорных обязательств,

осуществляют между собой расчеты в безналичном и наличном порядке через

учреждения банков в соответствии с правилами осуществления расчетных и

кассовых операций, которые утверждаются НБУ.

Однако, следует иметь ввиду, что сфера применения наличного оборота

достаточно ограничена и определяется специальными нормами.

Преимущественное большинство расчетов между субъектами хозяйственного

права осуществляется в безналичном порядке в установленных

законодательством формах.

С целью усовершенствования организации банками расчетно-кассового

обслуживания народного хозяйства Правление НБУ Постановлением от 30 июня

1995 г. № 166 утвердило Порядок организации расчетно-кассового обслуживания

коммерческими банками клиентов и взаимоотношений по этому вопросу между

учреждениями НБУ и коммерческими банками. [Уряд. курьер.-1995.-11 июля.].

В соответствии с этим актом коммерческий банк заключает договор с

клиентом на расчетно-кассовое обслуживание, которое включает комплекс

взаимных платежных обязательств банка и клиента по пользованию средствами и

банковскими услугами, а именно:

1. использование банком временно свободных средств клиента;

2. проведение расчетных операций;

3. кассовое обслуживание;

4. транспортное обслуживание перевозок наличных.[См.Приложение.].

Безналичные расчеты между субъектами хозяйствования регулирует

подзаконный нормативно-правовой акт – Инструкция № 7 «О безналичных

расчетах в хозяйственном обороте Украины», утвержденная Постановлением

Правления НБУ от 02.08.96 г. № 204.

Инструкция распространяется на предприятия, организации и учреждения

всех форм собственности, физических лиц – субъектов предпринимательской

деятельности (далее – предприятия), банки и их учреждения, физических лиц,

и обязательна для исполнения ими.

Особенностью законодательства, регулирующего расчетные отношения

между субъектами хозяйствования, является преобладание императивных норм.

Вместе с тем стороны этих отношений могут в значительной степени

самостоятельно определять формы расчетов, по общему согласию избирать одну

из указанных в законодательстве форм расчетов.

Безналичные расчеты между ними осуществляются в национальной валюте

Украины через банки путем перечисления средств с текущих счетов

плательщиков на текущие счета получателей средств.

Средства со счетов предприятий списываются только по распоряжениям их

владельцев. Кроме случаев, когда действующим законодательством

предусмотрено бесспорное взыскание (списание) средств, а также по решению

суда, хозяйственного суда и по исполнительным надписям нотариусов.

Согласно Закону Украины «О предприятиях в Украине» [8], предприятия

самостоятельно определяют очередность и направление списания средств с

собственных счетов, которое осуществляется учреждениями банков по поручению

таких предприятий, кроме случаев, предусмотренных законами Украины.

Безналичные расчеты осуществляются по следующим формам расчетных

документов:

- платежными поручениями;

- платежными требованиями-поручениями;

- чеками;

- аккредитивами;

- векселями;

- платежными требованиями;

- инкассовыми поручениями (распоряжениями).

С целью обеспечения стандартов документов, которые вводятся в

хозяйственный оборот в Украине, Инструкцией установлено, что расчетные

документы, которые предоставляют клиенты в банк в письменной форме, должны

соответствовать требованиям стандартов и содержать, в зависимости от формы,

следующие реквизиты:

а) название документа;

б) номер документа, число, месяц, год выписки.

Число и год указываются цифрами, месяц – прописью. На расчетных

документах, которые заполняются при помощи технических средств, допускается

определение месяца цифрами (01-12);

в) наименования плательщика и получателя средств (их официальное

сокращение), которые соответствуют зарегистрированному в Уставе, их

идентификационные коды по Единому государственному реестру предприятий и

организаций Украины (далее – код), у физических лиц – идентификационные

номера, номера счетов в учреждениях банков;

г) наименования плательщиков и получателей, их местонахождение;

д) сумму платежа цифрами и прописью;

е) назначение платежа: наименование товара (выполненных работ,

предоставленных услуг), ссылка на документ, на основе которого проводится

операция (договор, счет, товарно-транспортный документ и др.), с

определением его номера и даты, и законодательный акт, который

предусматривает право бесспорного и безакцептного списания средств (его

дата, номер и соответствующий пункт).

Вместо наименования товара можно указать его кодовое (условное)

значение;

ж) на первом экземпляре (независимо от способа производства расчетного

документа) – оттиск печати и подписи соответствующих лиц плательщика либо

(и) получателя средств;

з) подразделения бюджетной классификации и срок наступления платежа (в

случае перечисления средств в бюджет);

и) сумму налога на добавленную стоимость (цифрами) либо надпись «без

налога на добавленную стоимость».

Если хотя бы один из вышеперечисленных реквизитов не заполнен либо

заполнен неправильно, банк такой документ к исполнению не принимает.

Бумажные расчетные документы, как правило, выписываются с

использованием технических средств за один раз под копирку в двух

экземплярах, платежные требования и документы предприятий, обслуживаются в

одном учреждении банка – в трех экземплярах (если применение копирки

невозможно, то на всех их в правом верхнем углу имеются последовательные

порядковые номера).

Для документального подтверждения частичной оплаты расчетных

документов ответственный представитель банка выписывает в двух экземплярах

мемориальный ордер.

Средства списываются со счета плательщика только на основе первого

экземпляра расчетного документа.

Рассмотрим в отдельности, подробнее каждую форму безналичных расчетов

между предприятиями.

Платежное поручение – это бланк установленной формы, который

предприятие подает в банк, его обслуживающий, для перерасчета указанной

суммы со своего счета. Банк принимает к выполнению поручение в течение 10

календарных дней со дня выписки и только в пределах наличных на счете

денежных средств.

Расчеты поручениями могут осуществляться:

- за фактически отгруженную продукцию;

- в порядке предварительной оплаты;

- для завершения расчетов по актам проверки взаимной задолженности

предприятий;

- для перечисления предприятиям сумм, которые принадлежат физическим

лицам (зарплата, пенсии и т.п.) на их счета в учреждениях банков;

- в других случаях по согласию сторон.

Покупатель Поставщик

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8