Фальсификация бензинов
Фальсификация бензинов
- Фальсификация бензинов
- СОДЕРЖАНИЕ
- Введение 2
- Требования и основные характеристики товарных бензинов 4
- Детонационная стойкость автомобильного бензина 5
- Моторный и исследовательский методы определения октанового числа 8
- Антидетонационные добавки для повышения октанового числа товарных бензинов. 10
- Вредные химические вещества, 14
- образующиеся при сгорании топлива в двигателе 14
- Экологический аспект. Мировое и Российское законодательство. 16
- Ответственность за фальсификацию автомобильного топлива. 17
Введение
Фальсификация в России автомобильного топлива - национальная тра-диция. Говорят, сейчас только в странах Западной Европы можно заправить-ся настоящим бензином, отвечающим всем необходимым требованиям.
Если вы полагаете, что на престижных бензоколонках свой автомобиль заправляете высококачественным бензином, то сильно заблуждаетесь, - на некоторых российских АЗС бензин не соответствует стандартам. На самом деле, эта жидкость жёлтого цвета есть ни что иное, как смесь углеводород-ной основы (с низким октановым числом), воды, антифриза, технического спирта и других добавок, повышающих октановое число. Если на таком бен-зине продолжительное время эксплуатировать автомобиль, то скоро придётся покупать новую машину. Особенно сложно обстоят дела на частных АЗС. «Предприниматели» не только разбавляют топливо водой, но и превращают солярку (дизельное топливо) в 98-й бензин класса «супер». Причина фаль-сификации и подлога проста. Бензин нельзя попробовать на вкус, а цвет его качество, зачастую, не определяет.
В США и странах Европы фальсифицированный бензин определяют с помощью специального прибора - анализатора качества бензина. Портатив-ный прибор распространяется в России фирмой «Радиус», но стоит он чрез-вычайно дорого. Причём, прибор не рассчитан на очень грубый подлог и вы-даёт при этом неверные результаты.
При разбавлении углеводородной основы электролитом для повыше-ния октанового числа имеет место «большое пробивное электрическое напря-жение топлива». Оно приводит к тому, что через свечи при запуске и работе двигателя искра не проскакивает, топливо перестаёт воспламеняться и двига-тель прекращает работать. Так же работа на поддельном бензине приводит к частым засорам карбюратора или инжектора и как следствие - к поломке двигателя.
Так же работа на таком топливе сильно влияет на экологию. В этом случае в выхлопах может содержаться большое количество ароматических углеводородов, соединений свинца, диоксина и других вредных примесей.
В данное время проводится большая работа в экспертно-криминалисти-ческих управлениях при МВД в целях выявления фактов фальсификации. Разрабатываются новые методики для более быстрого и точного определения основных компонентов в бензинах.
Требования и основные характеристики товарных бензинов
В России производится автомобильное топливо четырех марок: Нор-маль-80 (А-76), Регуляр-91 (Аи-92), Премиум-95 (Аи-95) и Супер-98 (Аи-98) -- названия приведены согласно ГОСТу Р 51105-97. Большая часть выпус-каемого в России бензина удовлетворяет требованиям нового ГОСТа Р 51105-97 от 1 января 1999 года, который разработан с учетом рекомендаций европейского стандарта EN 228 -- 1987. Но и старый, менее жесткий ГОСТ 2084-77 пока что в силе.
Требования к автомобильным бензинам
|
|
Бензин
|
Детонационная стойкость (ОЧ)
|
Концентрация свинца, г/дм3, не более
|
Массовая доля серы, %, не более
|
Объемная доля бензола, %, не более
|
Содержание МТБЭ, % об., не более
|
Концентрация железа*, г/дм3, не более
|
|
|
Исследовательский метод, не менее
|
Моторный метод, не менее
|
|
|
|
|
|
|
По ГОСТ Р 51105-97
|
|
Нормаль-80
|
80,0
|
76,0
|
0,010
|
0,05
|
5,0
|
15
|
0,037
|
|
Регуляр-91
|
91,0
|
82,5
|
0,010
|
0,05
|
5,0
|
15
|
0,037
|
|
Премиум-95
|
95,0
|
85,0
|
0,010
|
0,05
|
5,0
|
15
|
0,037
|
|
Супер-98
|
98,0
|
88,0
|
0,010
|
0,05
|
5,0
|
15
|
0,037
|
|
По ТУ № 38.401-58-171-96 на автомобильные бензины с улучшенными экологическими свойствами
|
|
Аи-80ЭК
|
80,0
|
76,0
|
0,010
|
0,05
|
3,0
|
15
|
0,037
|
|
Аи-92ЭК
|
92,0
|
83,0
|
0,010
|
0,05
|
3,0
|
15
|
0,037
|
|
Аи-95ЭК
|
95,0
|
85,0
|
0,010
|
0,05
|
5,0
|
15
|
0,037
|
|
Аи-98ЭК
|
98,0
|
88,0
|
0,010
|
0,05
|
5,0
|
15
|
0,037
|
|
* В соответствии с ТУ № 38.401-58-100-94.
|
|
|
Свыше 90% всего товарного бензина выпускается на нефтеперераба-тывающих заводах (НПЗ), коих в России насчитывается 25. Подчас заводские технические условия даже жестче требований ГОСТа. Например, на Москов-ском НПЗ производят бензин Аи-92, соответствующий техническим услови-ям на автомобильные бензины с улучшенными экологическими свойствами. За качеством продукции на заводах следят заводская служба контроля ка-чества и представители заказчика, и даже военные.
Помимо НПЗ, выпуском топлива занимаются и частные производите-ли. Как правило, для этой цели арендуются простаивающие нефтехранилища, а бензин получают смешиванием готовых компонентов, выпущенных про-мышленным способом. Надо признать, что даже в таких "кустарных" усло-виях можно делать вполне качественное топливо. Но на практике часто случается по-другому. Нередко такой бензин не соответствует ГОСТу по октановому числу, а содержание добавок в нем значительно превышает допустимые концентрации.
Детонационная стойкость автомобильного бензина
Решающим показателем, определяющим соотношение компонентов в товарных бензинах, часто является детонационная стойкость. Высокая детонацион-ная стойкость достигается тремя основными путями:
использование в качестве базовых бензинов наиболее высокооктановых вторичных продуктов переработки нефти или увеличение их доли в товарных бензинах.
предусматривается широкое использование высокооктановых компонен-тов, вовлекаемых в товарные бензины.
состоит в применении антидетонационных присадок.
В настоящее время широко используют все три пути повышения стойкости.
Для отдельных групп УВ, входящих в состав бензинов, можно сделать следующие краткие выводы об их стойкости.
Алканы нормального строения: начиная с пентана углеводороды этого ряда характеризуются очень низким октановым числом, причём чем выше их молекулярная масса, тем октановые числа ниже. Существует почти линейная зависимость от их молекулярной массы.
Алканы разветвлённого строения: разветвление молекул предельного ряда резко повышает их детонационную стойкость, так у октана октановое число 20, а у 2,2,4 - триметилпентана 100. Наибольшие октановые числа отмечаются для изомеров с парными метильными группами у одного углево-дородного атома (неогексан, триптан, эталонный изооктан), а также у других триметильных изомеров октана. Благодаря высоким антидетонационным свойствам изоалканов - они весьма желательные компоненты бензина.
Алкены: появление двойной связи в молекуле у/в нормального стро-ения вызывает значительное повышение детонационной стойкости, по срав-нению с соответствующими предельными углеводородами.
Циклоалканы: первые представители рядов циклопентана и циклогек-сана обладают хорошей детонационной стойкостью, особенно это относится к циклопентану. Их приёмистость к ТЭС также очень высока. Эти углеводо-роды являются ценными составными частями бензина. Наличие боковых це-пей нормального строения как у циклопентановых, так и циклогексановых углеводородов приводит к снижению их октанового числа. При этом, чем длиннее цепь, тем ниже октановые числа. Разветвление боковых цепей и уве-личение их количества повышают детонационную стойкость циклоалканов.
Арены: почти все простейшие арены ряда бензола имеют октановые числа около 100 и выше. Арены и ароматизированные бензины наряду с разветвленными алканами - лучшие компоненты высокооктановых бензинов. Однако содержание аренов в бензинах следует ограничить примерно до 40 - 50%. Чрезмерно ароматизированное топливо повышает общую температуру сгорания, что влечёт за собой увеличение теплонапряжённости двигателя.
Вышеприведенные данные помогают понять особенности детонацион-ных характеристик типичных компонентов компаундирования. А именно:
В бензинах прямой перегонки нефти содержится много парафиновых углеводородов слабо разветвлённого строения с низкой детонационной стой-костью; октановые числа таких бензинов невелики. Лишь из отдельных «от-борных» нефтей можно получить бензины прямой перегонки с октановым числом А-70. Бензины прямой перегонки и их головные фракции используют в небольшом объёме для приготовления автомобильного бензина А-76.
Бензины, полученные каталитическим крекингом, имеют более высокую детонационную стойкость, что обусловлено главным образом уве-личением содержания в бензиновых фракциях ароматических и изопарафи-новых углеводородов. Антидетонационные свойства бензинов каталитичес-кого крекинга зависят от фракционного состава сырья, режима крекинга, сос-тава катализатора и могут колебаться в широких пределах. Бензины катали-тического крекинга часто используют как базовые для приготовления товар-ных высокооктановых бензинов.
Процесс каталитического риформинга позволяет получать бензины с высокой детонационной стойкостью за счёт ароматизации и частичной изомеризации.
При разработке рецептуры товарного бензина следует учитывать, что детонационная стойкость смеси различных компонентов не является адди-тивным свойством. Октановое число компонентов в смеси может отличать-ся от октанового числа этого компонента в чистом виде. Каждый компонент имеет свою смесительную характеристику или, как принято называть, окта-новое число смешения, причём для данного компонента оно непостоянно, и зависит от массы введённого компонента, состава базового бензина и присут-ствия других компонентов. Октановые числа смешения газовых бензинов, бензинов прямой перегонки из парафинистого и смешанного сырья некото-рых технически чистых углеводородов изостроения обычно близки к их окта-новым числам в чистом виде. Октановое число смешения высокооктанового компонента обычно тем выше, чем ниже октановое число базового топлива.
При подборе компонентов для приготовления товарных бензинов необ-ходимо обеспечить равномерность распределения октанового числа по фрак-циям бензина. В бензинах прямой перегонки низкокипящие фракции имеют более высокую детонационную стойкость, чем высококипящие. В бензинах каталитического крекинга октановые числа различных фракций близки меж-ду собой. В бензинах платформинга некоторые головные фракции имеют низкую детонационную стойкость, высококипящие ароматизированные фракции имеют октановое число выше 100.
Для получения товарного бензина с равномерным распределением де-тонационной стойкости по фракциям к бензину платформинга добавляют только тот высокооктановый компонент, который кипит в интервале от 70 до 110-130°С. При составлении рецептур смешения товарных бензинов явление фракционирования необходимо учитывать, а также, следует иметь в виду, что содержание ароматических углеводородов в автомобильных бензинах не должно быть более 45-50%. Это в стандартах не предусмотрено, однако опыт эксплуатации показывает, что такое содержание ароматических углеводо-родов является оптимальным.
Моторный и исследовательский методы определения октанового числа
Октановое число - характеризует детонационную стойкость бензина, определяется двумя методами.
1-ый принято называть моторным (м.м.). Этим методом определяется детонационная стойкость бензина при длительной работе на номинальных нагрузках, в обозначении бензина этот метод не указывается (А-76).
2-ой метод - исследовательский (и.м.), этим методом определяется детонационная стойкость бензина при неустановившихся режимах (АИ-93, А-автомобильный, И-исследовательский метод определения ОЧ, О.Ч.=93).
Разность ОЧ и.м. - ОЧ м.м. = 2-12 характеризует чувствительность бензина к режиму работы двигателя. Детонационная стойкость топлива вы-ражается октановым числом, которое численно равно содержанию по объему в процентах изооктана в смеси с нормальным гептаном, обладающей эквива-лентной данному топливу детонационной стойкостью (например, бензин А-76 имеет детонационную стойкость такую же, как смесь 76% по объему изооктана и 24% - нормального гептана).
АИ-93 и.м. примерно соответствует А-86 м.м. Если использовать бензин с меньшим октановым числом, возрастают нагрузки (жесткое сгора-ние, детонация) и износ двигателя. Если использовать бензин с большим октановым числом - перегрев и выход из строя маслоотражающих колпачков, резина становится хрупкой от перегрева, расход масла резко возрастает, про-исходит обгоpание выхлопных клапанов и нарастание нагара на впускном. И их пpогоpание как следствие. В обзоре представлена таблица:
Марка
|
ГОСТ/ТУ
|
Октановое число (моторный метод)
|
Октановое число (исследовательский метод)
|
|
А-72
|
ГОСТ 2084-77
|
72
|
не нормируется
|
|
А-76
|
ГОСТ 2084-77
|
76
|
не нормируется
|
|
А-80
|
ТУ38.001165-87
|
76
|
80
|
|
АИ-91
|
ТУ38.1011225-89
|
82.5
|
91
|
|
А-92
|
ТУ38.001165-87
|
83
|
92
|
|
АИ-93
|
ГОСТ 2084-77
|
85
|
93
|
|
АИ-95
|
ГОСТ 2084-77
|
87
|
95
|
|
АИ-98
|
ГОСТ 2084-77
|
89
|
98
|
|
|
Страницы: 1, 2
|
|