скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Фальсификация бензинов скачать рефераты

Фальсификация бензинов

  • Фальсификация бензинов
  • СОДЕРЖАНИЕ
  • Введение 2
  • Требования и основные характеристики товарных бензинов 4
    • Детонационная стойкость автомобильного бензина 5
      • Моторный и исследовательский методы определения октанового числа 8
    • Антидетонационные добавки для повышения октанового числа товарных бензинов. 10
    • Вредные химические вещества, 14
    • образующиеся при сгорании топлива в двигателе 14
    • Экологический аспект. Мировое и Российское законодательство. 16
    • Ответственность за фальсификацию автомобильного топлива. 17

Введение

Фальсификация в России автомобильного топлива - национальная тра-диция. Говорят, сейчас только в странах Западной Европы можно заправить-ся настоящим бензином, отвечающим всем необходимым требованиям.

Если вы полагаете, что на престижных бензоколонках свой автомобиль заправляете высококачественным бензином, то сильно заблуждаетесь, - на некоторых российских АЗС бензин не соответствует стандартам. На самом деле, эта жидкость жёлтого цвета есть ни что иное, как смесь углеводород-ной основы (с низким октановым числом), воды, антифриза, технического спирта и других добавок, повышающих октановое число. Если на таком бен-зине продолжительное время эксплуатировать автомобиль, то скоро придётся покупать новую машину. Особенно сложно обстоят дела на частных АЗС. «Предприниматели» не только разбавляют топливо водой, но и превращают солярку (дизельное топливо) в 98-й бензин класса «супер». Причина фаль-сификации и подлога проста. Бензин нельзя попробовать на вкус, а цвет его качество, зачастую, не определяет.

В США и странах Европы фальсифицированный бензин определяют с помощью специального прибора - анализатора качества бензина. Портатив-ный прибор распространяется в России фирмой «Радиус», но стоит он чрез-вычайно дорого. Причём, прибор не рассчитан на очень грубый подлог и вы-даёт при этом неверные результаты.

При разбавлении углеводородной основы электролитом для повыше-ния октанового числа имеет место «большое пробивное электрическое напря-жение топлива». Оно приводит к тому, что через свечи при запуске и работе двигателя искра не проскакивает, топливо перестаёт воспламеняться и двига-тель прекращает работать. Так же работа на поддельном бензине приводит к частым засорам карбюратора или инжектора и как следствие - к поломке двигателя.

Так же работа на таком топливе сильно влияет на экологию. В этом случае в выхлопах может содержаться большое количество ароматических углеводородов, соединений свинца, диоксина и других вредных примесей.

В данное время проводится большая работа в экспертно-криминалисти-ческих управлениях при МВД в целях выявления фактов фальсификации. Разрабатываются новые методики для более быстрого и точного определения основных компонентов в бензинах.

Требования и основные характеристики товарных бензинов

В России производится автомобильное топливо четырех марок: Нор-маль-80 (А-76), Регуляр-91 (Аи-92), Премиум-95 (Аи-95) и Супер-98 (Аи-98) -- названия приведены согласно ГОСТу Р 51105-97. Большая часть выпус-каемого в России бензина удовлетворяет требованиям нового ГОСТа Р 51105-97 от 1 января 1999 года, который разработан с учетом рекомендаций европейского стандарта EN 228 -- 1987. Но и старый, менее жесткий ГОСТ 2084-77 пока что в силе.

Требования к автомобильным бензинам

Бензин

Детонационная стойкость (ОЧ)

Концентрация свинца, г/дм3, не более

Массовая доля серы, %, не более

Объемная доля бензола, %, не более

Содержание МТБЭ, % об., не более

Концентрация железа*, г/дм3, не более

Исследовательский метод, не менее

Моторный метод, не менее

По ГОСТ Р 51105-97

Нормаль-80

80,0

76,0

0,010

0,05

5,0

15

0,037

Регуляр-91

91,0

82,5

0,010

0,05

5,0

15

0,037

Премиум-95

95,0

85,0

0,010

0,05

5,0

15

0,037

Супер-98

98,0

88,0

0,010

0,05

5,0

15

0,037

По ТУ № 38.401-58-171-96 на автомобильные бензины с улучшенными экологическими свойствами

Аи-80ЭК

80,0

76,0

0,010

0,05

3,0

15

0,037

Аи-92ЭК

92,0

83,0

0,010

0,05

3,0

15

0,037

Аи-95ЭК

95,0

85,0

0,010

0,05

5,0

15

0,037

Аи-98ЭК

98,0

88,0

0,010

0,05

5,0

15

0,037

* В соответствии с ТУ № 38.401-58-100-94.

Свыше 90% всего товарного бензина выпускается на нефтеперераба-тывающих заводах (НПЗ), коих в России насчитывается 25. Подчас заводские технические условия даже жестче требований ГОСТа. Например, на Москов-ском НПЗ производят бензин Аи-92, соответствующий техническим услови-ям на автомобильные бензины с улучшенными экологическими свойствами. За качеством продукции на заводах следят заводская служба контроля ка-чества и представители заказчика, и даже военные.

Помимо НПЗ, выпуском топлива занимаются и частные производите-ли. Как правило, для этой цели арендуются простаивающие нефтехранилища, а бензин получают смешиванием готовых компонентов, выпущенных про-мышленным способом. Надо признать, что даже в таких "кустарных" усло-виях можно делать вполне качественное топливо. Но на практике часто случается по-другому. Нередко такой бензин не соответствует ГОСТу по октановому числу, а содержание добавок в нем значительно превышает допустимые концентрации.

Детонационная стойкость автомобильного бензина

Решающим показателем, определяющим соотношение компонентов в товарных бензинах, часто является детонационная стойкость. Высокая детонацион-ная стойкость достигается тремя основными путями:

использование в качестве базовых бензинов наиболее высокооктановых вторичных продуктов переработки нефти или увеличение их доли в товарных бензинах.

предусматривается широкое использование высокооктановых компонен-тов, вовлекаемых в товарные бензины.

состоит в применении антидетонационных присадок.

В настоящее время широко используют все три пути повышения стойкости.

Для отдельных групп УВ, входящих в состав бензинов, можно сделать следующие краткие выводы об их стойкости.

Алканы нормального строения: начиная с пентана углеводороды этого ряда характеризуются очень низким октановым числом, причём чем выше их молекулярная масса, тем октановые числа ниже. Существует почти линейная зависимость от их молекулярной массы.

Алканы разветвлённого строения: разветвление молекул предельного ряда резко повышает их детонационную стойкость, так у октана октановое число 20, а у 2,2,4 - триметилпентана 100. Наибольшие октановые числа отмечаются для изомеров с парными метильными группами у одного углево-дородного атома (неогексан, триптан, эталонный изооктан), а также у других триметильных изомеров октана. Благодаря высоким антидетонационным свойствам изоалканов - они весьма желательные компоненты бензина.

Алкены: появление двойной связи в молекуле у/в нормального стро-ения вызывает значительное повышение детонационной стойкости, по срав-нению с соответствующими предельными углеводородами.

Циклоалканы: первые представители рядов циклопентана и циклогек-сана обладают хорошей детонационной стойкостью, особенно это относится к циклопентану. Их приёмистость к ТЭС также очень высока. Эти углеводо-роды являются ценными составными частями бензина. Наличие боковых це-пей нормального строения как у циклопентановых, так и циклогексановых углеводородов приводит к снижению их октанового числа. При этом, чем длиннее цепь, тем ниже октановые числа. Разветвление боковых цепей и уве-личение их количества повышают детонационную стойкость циклоалканов.

Арены: почти все простейшие арены ряда бензола имеют октановые числа около 100 и выше. Арены и ароматизированные бензины наряду с разветвленными алканами - лучшие компоненты высокооктановых бензинов. Однако содержание аренов в бензинах следует ограничить примерно до 40 - 50%. Чрезмерно ароматизированное топливо повышает общую температуру сгорания, что влечёт за собой увеличение теплонапряжённости двигателя.

Вышеприведенные данные помогают понять особенности детонацион-ных характеристик типичных компонентов компаундирования. А именно:

В бензинах прямой перегонки нефти содержится много парафиновых углеводородов слабо разветвлённого строения с низкой детонационной стой-костью; октановые числа таких бензинов невелики. Лишь из отдельных «от-борных» нефтей можно получить бензины прямой перегонки с октановым числом А-70. Бензины прямой перегонки и их головные фракции используют в небольшом объёме для приготовления автомобильного бензина А-76.

Бензины, полученные каталитическим крекингом, имеют более высокую детонационную стойкость, что обусловлено главным образом уве-личением содержания в бензиновых фракциях ароматических и изопарафи-новых углеводородов. Антидетонационные свойства бензинов каталитичес-кого крекинга зависят от фракционного состава сырья, режима крекинга, сос-тава катализатора и могут колебаться в широких пределах. Бензины катали-тического крекинга часто используют как базовые для приготовления товар-ных высокооктановых бензинов.

Процесс каталитического риформинга позволяет получать бензины с высокой детонационной стойкостью за счёт ароматизации и частичной изомеризации.

При разработке рецептуры товарного бензина следует учитывать, что детонационная стойкость смеси различных компонентов не является адди-тивным свойством. Октановое число компонентов в смеси может отличать-ся от октанового числа этого компонента в чистом виде. Каждый компонент имеет свою смесительную характеристику или, как принято называть, окта-новое число смешения, причём для данного компонента оно непостоянно, и зависит от массы введённого компонента, состава базового бензина и присут-ствия других компонентов. Октановые числа смешения газовых бензинов, бензинов прямой перегонки из парафинистого и смешанного сырья некото-рых технически чистых углеводородов изостроения обычно близки к их окта-новым числам в чистом виде. Октановое число смешения высокооктанового компонента обычно тем выше, чем ниже октановое число базового топлива.

При подборе компонентов для приготовления товарных бензинов необ-ходимо обеспечить равномерность распределения октанового числа по фрак-циям бензина. В бензинах прямой перегонки низкокипящие фракции имеют более высокую детонационную стойкость, чем высококипящие. В бензинах каталитического крекинга октановые числа различных фракций близки меж-ду собой. В бензинах платформинга некоторые головные фракции имеют низкую детонационную стойкость, высококипящие ароматизированные фракции имеют октановое число выше 100.

Для получения товарного бензина с равномерным распределением де-тонационной стойкости по фракциям к бензину платформинга добавляют только тот высокооктановый компонент, который кипит в интервале от 70 до 110-130°С. При составлении рецептур смешения товарных бензинов явление фракционирования необходимо учитывать, а также, следует иметь в виду, что содержание ароматических углеводородов в автомобильных бензинах не должно быть более 45-50%. Это в стандартах не предусмотрено, однако опыт эксплуатации показывает, что такое содержание ароматических углеводо-родов является оптимальным.

Моторный и исследовательский методы определения октанового числа

Октановое число - характеризует детонационную стойкость бензина, определяется двумя методами.

1-ый принято называть моторным (м.м.). Этим методом определяется детонационная стойкость бензина при длительной работе на номинальных нагрузках, в обозначении бензина этот метод не указывается (А-76).

2-ой метод - исследовательский (и.м.), этим методом определяется детонационная стойкость бензина при неустановившихся режимах (АИ-93, А-автомобильный, И-исследовательский метод определения ОЧ, О.Ч.=93).

Разность ОЧ и.м. - ОЧ м.м. = 2-12 характеризует чувствительность бензина к режиму работы двигателя. Детонационная стойкость топлива вы-ражается октановым числом, которое численно равно содержанию по объему в процентах изооктана в смеси с нормальным гептаном, обладающей эквива-лентной данному топливу детонационной стойкостью (например, бензин А-76 имеет детонационную стойкость такую же, как смесь 76% по объему изооктана и 24% - нормального гептана).

АИ-93 и.м. примерно соответствует А-86 м.м. Если использовать бензин с меньшим октановым числом, возрастают нагрузки (жесткое сгора-ние, детонация) и износ двигателя. Если использовать бензин с большим октановым числом - перегрев и выход из строя маслоотражающих колпачков, резина становится хрупкой от перегрева, расход масла резко возрастает, про-исходит обгоpание выхлопных клапанов и нарастание нагара на впускном. И их пpогоpание как следствие. В обзоре представлена таблица:

Марка

ГОСТ/ТУ

Октановое число
(моторный метод)

Октановое число
(исследовательский метод)

А-72

ГОСТ 2084-77

72

не нормируется

А-76

ГОСТ 2084-77

76

не нормируется

А-80

ТУ38.001165-87

76

80

АИ-91

ТУ38.1011225-89

82.5

91

А-92

ТУ38.001165-87

83

92

АИ-93

ГОСТ 2084-77

85

93

АИ-95

ГОСТ 2084-77

87

95

АИ-98

ГОСТ 2084-77

89

98

Страницы: 1, 2