скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Транспортная система Юга России и Новороссийска скачать рефераты

повышением эффективности международных сверхдальних транспортных коридоров

(«Север – Юг» между Россией, Ираном, Индией, Оманом; «Берлин – Варшава –

Минск – Москва»; «Китай – Казахстан – Россия – Белоруссия»), согласование

транспортной политики со странами-партнёрами (запланированное подписание

соглашений с Казахстаном, Монголией и другими странами).

В то же время полным ходом идёт подготовка новых транспортных коридоров в

обход России – TRACECA, трансазиатские коридоры, нефте- и газопроводы. К

сожалению, причины такого отношения к российской стороне не в последнюю

очередь кроются, в частности, в отсутствии унифицированного,

соответствующего международным нормам транспортного законодательства,

слабой интегрированности в мировую транспортную систему, существовании

страховых и финансовых барьеров для потенциально крупных транспортных

барьеров в России. В результате ежегодно мы недосчитываемся миллиардных

инвестиций. Сохраняется не совсем конструктивная позиция по проблеме

технического и технологического снабжения российской и мировой транспортной

систем. Эти проблемы надо решать оперативно, если мы хотим в XXI веке быть

составной частью мировой транспортной системы.

За последнее время правительством РФ сделано немало для решения текущих

микро- и макроэкономических задач развития транспортной системы. Сделаны

важные шаги для совершения финансово-экономической деятельности

транспортных предприятий. Решается вопрос повышения загрузки мощностей

отечественных портов. Сдвинулись с места вопросы стратегического развития

отечественного судостроения и др.

Но ключ к повышению рентабельности транспортной системы – в максимальном

обеспечении информационными технологиями и информатизации. В числе

первоочередных вопросов правительство РФ планирует обсудить:

- обеспечение безопасности мореплавания;

- развитие систем управления судами;

- вопросы воздушного транспорта;

- совершенствование системы управления дорожным хозяйством.

Готовится к внесению в Госдуму несколько важных законопроектов – о

морских портах РФ, Устав автотранспорта и др.

Все перечисленные проблемы и задачи могут быть полностью решены только

при действительно государственном подходе, а для этого необходимо единое

понимание положений государственной транспортной политики федеральным

центром и субъектами РФ, всеми ведомствами, причастными к выработке и

реализации такой стратегии, в сочетании с эффективной социальной политикой

в самом транспортном комплексе.

Точная формула развития транспорта в XXI веке – доступность,

эффективность, качество и безопасность.

5. Транспортная система Юга России.

В данном докладе под термином «юг России» понимается территория Южного

Федерального округа Российской Федерации, в состав которого входят

следующие субъекты:

- Волгоградская область;

- Астраханская область;

- Республика Калмыкия;

- Ростовская область (1*);

- Краснодарский край (2);*

- Ставропольский край (3);

- Республика Адыгея (4);

- Карачаево-Черкесская Республика (5);

- Кабардино-Балкарская Республика (6);

- Республика Северная Осетия – Алания (7);

- Ингушская Ресбулика (8);

- Чеченская Республика (9);

- Республика Дагестан (10);

Южный Федеральный округ (далее ЮФО) – крупный экономический район

Российской Федерации.

Площадь – 589,2 тыс. кмІ.

Население – около 20000 тыс. чел.

ЮФО является важнейшим геополитическим, стратегическим и экономическим

регионом России. Это обусловленно многими причинами, основными из которых

являются:

1) выгодное географическое положение;

2) граничит со многими странами – важными экономическими партнёрами

России: Украина, Грузия, Азейбарджан, Казахстан;

3) омывается тремя морями: Азовское, Чёрное и Каспийское;

4) через две крупнейшие реки Европейской части РФ Дон и Волгу связан

речным транспортом с другими экономическими регионами страны;

5) через вышеуказанные моря граничит с Турцией, Болгарией, Румынией,

Ираном, Туркменистаном;

6) на севере граничит с Центральным Федеральным округом, на северо-

востоке с Поволжским Федеральным округом.

Как уже говорилось в начале работы целью её является анализ и

перспективы функционирования транспортного комплекса России и отдельно Юга

РФ. Поэтому далее предлогается краткая характеристика транспортной системы

ЮФО РФ.

ЮФО благодаря своему выгодному ЭГП, близости как зарубежных важных

экономических регионов, так и российских, высокой плотности населения,

наличия рекреационных ресурсов, непосредственного прилегания к территории

крупных морских и речных бассейнов, имеет довольно густую сеть железных и

автомобильных дорог, трубопроводов, речных и морских путей.

Исторически сложилось, что южные территории России всегда, начиная с

XVIII в. оказывали огромное влияние как на экономическое, так и на

политическое развитие государства. Сначала главной задачей этой территории

была оборона основной (центральной) территории Руси от набегов кочевых

степных племён. Затем постепенно функции расширились. Уже в начале XVIII в.

кроме оборонительно-пограничных, появляются внешнеторговые функции (хотя

через территорию Волгоградской и Астраханской области по реке Волге, затем

по Каспию уже ранее были налажены торговые связи со странами Ближнего

Востока и Закавказья). Развитие получают такие населённые пункты как Азов и

Ростов-на-Дону. Сначала осваивается река Дон и побережье Азовского моря,

затем внутренние районы Предкавказья и Черноморское побережье. И уже с

середины XVIII в. и по наши дни Каваказ (в т. ч. юг Поволжья) активно

выполняют наряду с вышеперечисленными торгово-транспортные функции.

С середины XIX – до начала XX вв. начинается активное строительство и

развитие транспортной инфраструктуры региона. Появляются новые ж/д дороги,

морские порты. Следствием развития транспорта является развитие экономики

юга России. Такая политика продолжается и после революции 1917 г. Однако

именно в XX в. начался координально новый этап развития транспортной

системы юга России.

В настоящее время Северный Кавказ и Юг Поволжья представляют собой

отдельные составные части огромной транспортной отрасли РФ. Основными

задачами работы транспортной системы ЮФО являются:

1) обеспечение беспрерывного процесса перевозок по всем видам

транспорта, представленным в данном регионе;

2) эффективное взаимодействие с соседними транспортными системами

регионов России и иностранных государств;

3) внедрение новейших технологий выполнения транспортного процесса, для

повышения работы всех видов транспорта;

4) обеспечение безопасной эксплуатации все транспортной инфраструктуры

ЮФО;

5.1. Транспортные коридоры региона.

Главным преимуществом для развития транспорта на юге России является, то,

что, либо непосредственно по территории этого региона либо близко от нее

походят крупные континетальный трансмодальные транспортные коридоры (как

уже существующие, так и планируемые).

Трансмодальные коридоры – новинка для России. Однако именно они

действительно могут помочь нашей стране (региону) быстрее проити стадию

транспортного реформирования и перейти к стадии развития и

усовершенствования, а также, главное, вхождения в крупнейшие как

континетальные, так и мировые транспортные системы.

Примером вышеуказаного реформирования может служить идея создания

транспортного коридора Балтика – Центр – Чёрное море, непосредственно в

своём южном окончании проходящего по территории ЮФО. Эту идею поддержали не

только российские властные структуры различного уровня, представленные

министром транспорта и губернаторами, но и представители Запада в лице

министра транспорта Нидерландов, Европейского банка реконструкции и

развития, Всемирного банка. Транспортный коридор Балтика – Центр – Чёрное

море будет иметь протяжённость 2 тыс. км и пройдёт по территории 14

областей и краёв России (в т. ч. на территории ЮФО: Ростовская область и

Краснодарский край), площадь которых составляет 1 млн. кв. км, а население

– почти 60 млн. чел. Российский транспортный коридор со временем должен

превратиться в важную составляющую трансконтинентальной транспортной

системы, соединяющей Северную и Западную Европу со странами Ближнего

Востока, Турцией, Ираном.

Также осенью 2000 г. Председатель правительства РФ подписал постановление

«О подписании Соглашения о международном транспортном коридоре «Север –

Юг». Данный транспортный коридор свяжет страны Европы со странами Южной

Азии и Персидского залива.

Новый транспортный проект должен в корне изменить существующий подход к

морским и ж/д перевозкам между Европой и Азией, а на отдельных участках

сделать их сопоставимыми с авиаперевозками.

Суть проекта заключается в том, что транспортный коридор будет

управляться единым оператором. Грузы будут перемещаться по коридору в

железнодорожных вагонах, цистернах, контейнерах, а также на автотрейлерах.

*Согласно одобренному Правительством Российской Федерации проекту

Соглашения документ подписывается Правительством Российской Федерации,

Правительством Республики Индия, Правительством Исламской Республики Иран и

Правительством Султаната Оман.

В соответствии с проектом, целями Соглашения являются:

а) повышение эффективности транспортных связей для организации перевозок

пассажиров и товаров по международному транспортному коридору "Север-Юг";

б) содействие доступу на международный рынок услуг железнодорожного,

автомобильного, морского, речного и воздушного транспорта государств -

Сторон;

в) содействие увеличению объемов международных перевозок пассажиров и

товаров;

г) обеспечение безопасности движения транспортных средств, сохранности

товаров и охраны окружающей среды в соответствии с международными

стандартами;

д) гармонизация транспортной политики, а также правового регулирования в

сфере транспорта в целях реализации Соглашения;

е) создание равных недискриминационных условий доступа для поставщиков

транспортных услуг на различных видах транспорта при перевозках пассажиров

и товаров в пределах международного транспортного коридора "Север-Юг".

В соответствии с вышеуказанными целями, Стороны предпринимают все усилия,

направленные на:

а) сокращение времени транзитных перевозок пассажиров и товаров через

территории их государств;

б) сведение к минимуму стоимости транзитных перевозок;

в) упрощение и унификацию всей административной документации и процедур

(включая таможенные), касающихся транзитных перевозок пассажиров, товаров

через их соответствующие территории в соответствии с принятыми

международными соглашениями и стандартами.

Настоящее Соглашение регулирует международные и транзитные перевозки

пассажиров и товаров через территории государств - Сторон по маршрутам,

определяемым компетентными органами соответствующих Сторон.

Вышеописанный транспотный коридор непосредственно будет проходить по

территории Ростовской, Волгоградской и Астраханской областей.

Сегодня правительство Казахстана и руководство порта Актау, основываясь

на технических проектах, разработанных в рамках программ ТРАСЕКА, ведут

переговоры о выделении займа в размере 82 млн. дол. для финансирования

нового транспортного коридора из Европы в Центральную Азию через Кавказ с

пересечением Черного и Каспийского морей. В Казахстане крайней восточной

точкой проекта является станция Дружба на казахстанско-китайской границе,

презентация которой состоялась в прошлом году в совместном проекте с

выставкой "Транзит-Трансказахстан 2000". В свою очередь, данный

транспортный проект непосредственно затрагивает практически всю территорию

ЮФО.

Все перечисленные транспортные коридоры находятся пока в стадии

разработки, однако их эксплуатация выведет транспортную и всю экономическую

отрасль региона и отдельно каждого субъекта на принципиально новый более

эффективный уровень развития. Поэтому руководству нашего федерального

округа необходимо поддерживать новые проекты транспортных коридоров, а при

их разработке принимать в ней активное участие и отстаивать позицию, при

которой эти транспортные коридоры должны будут проходить по территории

субъектов нашего региона.

Немалые налоговые поступления в местные бюджеты от эксплуатации

транспортных коридоров автоматически помогут улучшить инфраструктуру и

общее благосостояние населения этих регионов.

5.2. Транспортная структура и инфраструктура региона.

Однако для привлечения новых транспортных проектов на территорию ЮФО

необходимо наличие собственной транспортной инфраструктуры региона. Ниже

предлагается краткая характеристика транспортной системы и инфраструктуры

описываемого региона по отдельным отраслям транспорта.

Основными транспортными узлами ЮФО являются следующие населённые пункты*:

1) Ростов-на-Дону (центр Ростовской области; население – ок. 1100 тыс.

чел.) – крупнейший транспортный узел региона – «ворота Кавказа»; узел

ж/д линий и автомобильных дорог, морской и речной порт, международный

аэропорт.

2) Батайск (расположен в Ростовской обл.; население – 100 тыс. чел.) –

ж/д и а/м узел.

3) Краснодар (центр Краснодарского края; население – 800 тыс. чел.) –

крупный узел ж/д линий и а/м дорог, имеется речной порт на р. Кубань,

аэропорт.

4) Новороссийск (ниже будет предложено подробное описание этого

транспортного узла).

5) Туапсе (расположен в Краснодарском кр.; население – ок. 80 тыс. чел.)

– порт на черноморском побережье, ж/д, трубопроводный и а/м узел.

6) Темрюк (расположен в Краснодарском кр.; население – 40 тыс. чел.) –

порт на побережье Азовского моря у устья р. Кубань.

7) Тихорецк (расположен в Краснодарском крае.; население – 70 тыс. чел.)

– крупный ж/д, трубопроводный и а/м узел.

8) Минеральные воды (расположен в Ставропольском крае; население – 80

тыс. чел.) – ж/д и а/м узел, международный аэропорт.

9) Ставрополь (центр Ставропольского края; население – 350 тыс. чел.) –

а/м узел, аэропорт.

10) Моздок (расположен в Североосетинской республике; население – 40 тыс.

чел.) – а/м узел.

11) Махачкала (столица Дагестана; население – 400 тыс. чел.) – ж/д и а/м

узел, аэропорт.

12) Астрахань (центр Астраханской обл.; население – 490 тыс. чел.) –

расположен в р-не дельты р. Волга, крупный речной порт, ж/д и а/м,

трупроводный узел, аэропорт.

13) Волгоград (центр Волгоградской обл.; население – св. 1000 тыс. чел.)

– крупный речной порт и и узел ж/д линий, а/м и трубопроводный узел,

Страницы: 1, 2, 3, 4