Транспорт
сооружений. Особенности гидрологических условий разных морей, в частности
уровень воды под влиянием ветра, приливов и отливов и притока речных вод,
определяют способ эксплуатации флота, особенно в таких мелководных морях,
как Азовское. Эксплуатацию флота осложняют туманы, облачность, волнения.
По условиям плавания моря России неодинаковы. Северные (бассейн
Северного Ледовитого океана) большую часть года находятся подо льдом.
Только юго-западная часть Баренцева моря под влиянием тёплого течения из
Атлантики не замерзает. Здесь круглый год работает Мурманский порт. Через
него за границу вывозят руды цветных металлов, апатиты, лес. В арктические
моря выходят мощные атомные ледоколы. С их помощью можно почти круглый год
«проводить» корабли северным морским путём, который является самой короткой
дорогой из Атлантического океана в Тихий. На Белом море расположен
Архангельск. Через этот порт в основном вывозят лес.
Только морем можно завести грузы на Сахалин, Курильские острова,
Камчатку и в другие районы Дальнего Востока. Однако плавание затрудняют
сильные штормы, приливы и отливы. Большая часть прибрежной полосы бассейна
Тихого океана надолго замерзает. Крупные порты – Владивосток, Находка,
Восточный – находятся в незамерзающей части Японского моря. Через них
ведется торговля с Японией и другими странами на Тихом океане.
Санкт-Петербург – самый большой российский порт на Балтийском море. К
сожалению, Финский залив, на берегу которого он расположен, мелководен и
почти полгода скован льдом. Суда приходится проводить по каналу, прорытому
по дну.
Россия по своему географическому положению обязана быть сильной
морской державой. Её омывают три океана (Северно-Ледовитый океан, Тихий
океан и Атлантический – этот океан непосредственно не омывает берегов
России: его открытые просторы удалены от российских западных рубежей на 1,5-
2 тыс. км, однако в пределы суши проникают принадлежащие его бассейну
внутренние моря: на севере Европы – Балтийское, на юге – Чёрное и Азовское
моря) и 13 морей (Каспийское море, Чёрное море, Азовское море, Балтийское
море, Белое море, Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-
Сибирское море, Чукотское море, Берингово море, Охотское море, Японское
море), т. е. больше, чем любую другую страну мира. Протяженность морских
границ России составляет 44,3 тыс. км, что почти в 3 раза больше, чем длина
сухопутных границ (14,3 тыс. км).
Рассмотрим, как развивался морской транспорт.
Моря для России и её жителей с давних пор имели огромное значение и
не были чем-то отвлечённым. Достаточно обратиться к фольклору – по морю
плавали сказочные герои, о нём слагаются песни и легенды.
Древние русичи, в отличие от других обитателей глубинных территорий
материков, были знакомы с морями не понаслышке. Они по долгу путешествовали
по широким рекам, по бескрайним морям к неведомым манящим заморским
странам, чтобы возвратиться оттуда с различными диковинными товарами и
новыми впечатлениями. Унаследовали эту страсть к дальним водным просторам и
потомки русских первопроходцев, которые обжили берега морей трёх океанов,
основали там пристани и города и превратили Россию в могучую морскую
державу.
История морского мореплавания начинается с походов киевских дружин в
Византию. Суда, которыми пользовались в то время, были одинаково пригодны
для речных и морских путешествий. Новгородцы уже в XI-XIII вв. плавали по
Северному Ледовитому океану. Однако в морскую державу Россия превратилась
только в XVIII в., при Петре I. Русские люди, родившиеся и жившие вдали от
морского побережья, удивительно быстро стали опытными моряками.
До Великой Отечественной войны морской грузооборот развивался слабо. В
1940 г. он незначительно превышал уровень 1913 г. при увеличении общего
грузооборота почти в 4 раза. Грузооборот морского транспорта составлял
всего 4,9% общего грузооборота. До революции морской транспорт обслуживал
главным образом заграничное плавание, причём перевозки осуществлялись в
основном на иностранным судах. За годы довоенных пятилеток положение
изменилось коренным образом. В 1940 г. экспорт составлял в грузообороте
портов всего 10%, а импорт 1,5%. Соответственно возросла роль каботажных
перевозок. Это было следствием блокады, а затем ограничений в торговле с
СССР со стороны капиталистических стран. С другой стороны, курс на
экономическую независимость привёл к отказу от импорта некоторых грузов,
главным образом каменного угля и хлопка.
Образование содружества социалистических стран после Великой
Отечественной войны, установление экономических связей с развивающимися
странами, расширение торговых отношений с рядом капиталистических стран при
непрерывном росте каботажных перевозок вызвали бурный рост морского
грузооборота. При увеличении общего грузооборота за период с 1940 г. по
1947 г. в 8 раз, грузооборот морского транспорта вырос в 27 раз.
Расширилась сфера деятельности морского транспорта. В 1940 г. на основе
свободного волеизъявления народов в состав СССР вошли Эстония, Латвия и
Литва с морскими портами Таллин, Рига и некоторыми другими. После ВОВ к
СССР отошла нынешняя Калининградская область на Балтийском море с портом
Калининград, на Дальнем Востоке – южный Сахалин с рядом морских портов,
главный из них – Южно-Сахалинск.
В первые годы Советской власти были расширены и реконструированы порты
Мурманск и Архангельск – основные порта Баренцева и Белого морей. Одним из
лучших стал Ленинградский (Санкт-Петербургский) порт на Балтийском море. На
Чёрном море реконструированы и расширены порты Одесса, Новороссийск, Батуми
и сооружён новый судоходный канал к порту Мариуполь. В портах с большим
отправлением хлебных грузов – Мариуполе, Херсоне, Николаеве – построены
крупные элеваторы с глубоководными причалами. В 1935 г. Северный морской
путь превратился в нормально действующую транспортную магистраль,
обслуживающую огромную территорию северных районов и связавший морские пути
северных и дальневосточных морей. Построены новые порты Ильичовск, Сочи,
Находка.
В соответствии со сдвигами в размещении производительных сил в стране
распределились и перевозки морского транспорта (отправление и приём грузов
в портах) между отдельными бассейнами.
Распад Советского Союза оказал значительное влияние на геополитическое
положение Росси и на возможности развития внешнеэкономической деятельности.
После распада СССР в России осталось 8 судоходных компаний и 37 портов
общей мощностью переработки грузов до 163 млн т в год, из них 148 млн т
приходится на долю Балтийского и Северного бассейнов. Средний возраст
российских судов 17 лет, что значительно хуже соответствующей
характеристики мирового торгового флота. В стране осталось лишь четыре
крупных судостроительных верфи, три из которых находятся в Санкт-Петербурге
(Северная, Адмиралтейская и Балтийский завод). В собственность России
отошло только 55% дедвейта транспортного флота Союза, в тои числе 47,6%
сухогрузного (в 1990 г. – 1000 судов, 67 морских портов, 26 судоремонтных
предприятий, 5 высших и 14 средних специальных заведений, 14 мореходных
школ, 7 научно – исследовательских и проектных организаций). Потребности
России в морских перевозках оценивают в настоящее время в 175 млн т в год,
в то время как принадлежащий стране флот способен перевозить примерно 100
млн т оставшиеся на территории России морские порты могут пропустить лишь
62% российских грузов, в том числе 95% каботажных и 60% экспортно-
импортных. Для перевозки поступающего импортного продовольствия и для
экспорта грузов Россия использует порты сопредельных государств: Украины,
Литвы, Латвии, Эстонии. В результате развала СССР Россия потеряла
крупнейшие по грузообороту морские порты Прибалтики (Вентспилс, Клайпеда,
Рига, Таллин и др.), Украины (Ильичёвск, Одесса, Николаев, Херсон,
Севастополь, Мариуполь, Бердянск и др.), Грузии (Батуми, Поти, Сухуми и
др.). Санкт-Петербург становится основным центром связи России с Европой,
международных транзитных перевозок из Западной Европы в страны Азиатско-
Тихоокеанского региона. Вместе с портами страна потеряла значительную часть
флота. Особенно мало осталось судов современных типов: рефрижераторов,
паромов, контейнеровозов; совсем нет газовозов. Многое корабли устарели, и
по соображениям экологической безопасности им не позволяют заходить в
иностранные порты. Только на фрахтование (наём) иностранных судов Россия
тратит до 2 млрд. долларов США ежегодно.
Выше сказанное можно определить как политический фактор размещения
морского транспорта.
Территориальные особенности в размещении морского транспорта
Основные морские бассейны
Вся морская акватория поделена на пять морских бассейнов (Азово-
Черноморский, Балтийский, Северный, Каспийский и Дальневосточный), в
которых осуществляется работа по перевозке грузов и пассажиров и,
отличающихся друг от друга хозяйственной спецификой тяготеющих к ним
экономических районов и природными условиями судоходства.
Рассмотрим Азово –Черноморский бассейн.
Северо-Восточное побережье Чёрного моря, принадлежащее России,
находится вблизи северной границы средиземноморского субтропического пояса.
Тёплые незамерзающие воды (за исключением северо-западных мелководий)
защищены от холодных северных ветров горами. Особенно важен для России
оставшийся за ней короткий отрезок Черноморского побережья Кавказа. В
огромной стране больше нигде не найти такого благодатного климата. Летом
сюда приезжают миллионы отдыхающих, хотя удобных пляжей не так уж и много.
Берега по большей части обрывисты, воды у берега глубоки, дно каменистое.
Береговая линия почти прямая; лишь у Новороссийска и Геленджика можно
обнаружить небольшие бухты, удобные для устройства портов.
Азовское море удивительно по своей мелководности – в среднем его
глубина составляет 7 м, а максимальная – 15 м. глубже не только многие
озёра, но и реки, не говоря уже о настоящих морях и заливах. Есть места,
где человек, пройдя по дну не один десяток метров, погружается в воду всего
на грудь или по пояс, с то и вовсе выходит на отмель и стоит, замочив лишь
лодыжки. Да и в открытом море из-за мелководий приходится углублять
фарватер и рыть на дне специальные каналы для крупных судов, заходящих в
азовские порты.
Азово-Черноморский бассейн занимает выгодное географическое положение,
имеет выход в страны Европы и Ближнего Востока. Он обслуживает грузовые и
пассажирские перевозки России, Украины и Грузии, а также торговые связи с
зарубежными странами. Район экспортно-импортного тяготения охватывает свыше
75 государств. Больше половины перевозок приходится на внешнюю торговлю. В
экспорте главное место занимают нефть и нефтепродукты, а также руды,
металл, цемент. В структуре импортных грузов – зерно, руды цветных
металлов, металл, сахар, машины и оборудование, трубы для газопроводов,
тропические фрукты и овощи. К Азово-Черноморскому бассейну тяготеют часть
территории Северо-Кавказского экономического района, ряд областей
Центрального, Уральского и Поволжского экономических районов. Благодаря
курортному положению бассейна большое развитие получили пассажирские
перевозки (до 30 млн. чел в год). Наиболее значительные пассажиропотоки
идут вдоль Черноморского побережья Кавказа и Крыма. Основными портами Азово-
Черноморского бассейна являются Новороссийск, Туапсе, Сочи, Ейск, Таганрог,
Ростов-на-Дону, Азов.
Новороссийск расположен в незамерзающей Цемесской бухте. Порт
специализируется на внешнеторговых перевозках. В структуре грузооборота
преобладают наливные грузы. Новороссийск главный нефтеналивной порт России.
Помимо этого отправляется значительное количество леса, цемента, а
принимаются зерно, металл, сахар, руда. По грузообороту это крупнейший
морской торговый порт.
Туапсе специализируется на вывозе заливных грузов. В основном
обслуживаются внешнеторговые перевозки. Порт отправляет также руду, уголь,
а принимает строительные материалы, сахар, металл, зерно, машины и
оборудование.
Сочи имеет значительный грузооборот и пассажирооборот
В1848 г. Ейск был основан как порт, город успешно занимался экспортом
хлеба, шерсти, другой сельскохозяйственной продукции. Но после введения в
строй Ростово-Владикавказской железной дороги в 1970 г. и Новороссийского
порта в 80-х гг. XIX в. он утратил своё торгово-транспортное значение. Ейск
становится центром лёгкой промышленности, переработки сельскохозяйственного
сырья, а в советское время и машиностроения. На город не отвернулся и от
моря. Он стал центром рыбопромыслового района. На прекрасных пляжах,
лечебных водах, иловых грязях развиваются курорты. Ейск проявил завидную
способность приспосабливаться к изменяющимся условиям, которая так нужна в
наши дни. Терпя неудачу в одном деле, он находил себе другое.
Таганрог занимается в основном экспортом хлеба. Однако, являясь одним
из центров сельскохозяйственного машиностроения, Таганрог также
обеспечивает сельское хозяйство своего района техникой.
Ростов-на-Дону представляется узлом внутренних сообщений, воротами на
Кавказ в большей степени, нежели морским портом.
Балтийский бассейн.
Балтийское море богато рыбой: в нём издревле ловят сельдь, кильку,
анчоуса, треску, окуня, лосося, сига и речного угря. Но более известно она
как важный морской путь, соединяющий народы, проживающие и на его берегах,
и внутри материка, на далёких континентах. Не случайно в устье Невы Петром
I была заложена цитадель России на её западных рубежах – Санкт-Петербург,
который и до сих пор является главными морскими воротами страны. Здесь
начинаются и заканчиваются многие маршруты трансокеанских морских судов,
соединяющие Россию практически со всем миром – от ближайших Прибалтийских
стран до Южной Америки и Австралии. Отсюда отправлялись многочисленные
экспедиции, в том числе и кругосветные, принёсшие русским мореплавателям
признание во всём мире; на этих берегах располагается база прославленного в
сражениях Балтийского военно-морского флота.
В Балтийском бассейне географическое положение и хорошая
обеспеченность транспортными связями определили доминирующую роль
внешнеторговых перевозок (свыше 90% грузооборота). Малый каботаж невелик, в
нём преобладают перевозки минеральных строительных материалов. Несколько
большее значение имеют перевозки грузов в пункты арктического побережья
нашей страны. Хорошо развит большой каботаж (в Баренцево, Белое и Чёрное
моря). Суда этого бассейна обслуживают несколько международных пассажирских
линий. Перевозки пассажиров в малом каботаже не получили значительного
распространения в связи с развитой сетью наземных путей сообщения. К этому
порту тяготеют Северо-Западный экономический район, а также ряд областей
Волго-Вятского и Уральского экономических районов. Выход в этот бассейн
Волго-Вятского и Уральского экономических районов обусловлен высокой
развитостью промышленности и внешними связями ряда отраслей.
Основные порты Балтийского бассейны: Санкт-Петербург, Калининград,
Выборг, Усть-Лужский.
Санкт-Петербург - это самый крупный на Балтике российский порт,
перерабатывающий 12-15 млн т грузов в год. В грузообороте порта около 90%
приходится на экспортно-импортные перевозки. В отправлении преобладают
древесина, нефтяные и химические грузы, металл, а в прибытии – зерно,
сахар, металл, строительные материалы. Петербургский порт – один из
крупнейших на Балтике пассажирских портов, обслуживающий в основном
иностранных туристов. Годовой пассажиропоток – 100 тыс человек.
Калининградский порт как единый комплекс состоит из трёх
самостоятельных перегрузочных предприятий – морского торгового, морского
рыбного и речного, - расположенных в искусственных бассейнах реки Прегель,
куда могут заходить суда водоизмещением не свыше 120 тыс т. суммарная
установленная мощность перегрузочных комплексов – 8 млн т. Это второй по
значению российский порт на Балтике. Через порт Калининграда экспортируются
уголь, бумага, промышленные грузы, импортируются металл, сахар, зерно,
некоторые виды оборудования.
Выборгский порт также как и Санкт-Петербургский
высокомеханизированный. Его грузооборот составляют местные строительные
материалы, экспортируемая древесина и импортируемые металл, бумага.
Усть-Лужский мощный портовый комплекс строится для разгрузки
Петербургского порта на Балтике в Лужской губе Финского залива. Этот порт
будет в три раза мощнее Петербургского, его грузовой оборот с переработкой
грузов – 35 млн т.
Каспийское море в основном используется для перевозок между Россией,
Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном. Внешнеторговые сообщения
осуществляются только с Ираном и занимают небольшую долю в грузообороте. В
Каспийском бассейне преобладают каботажные перевозки. Основная часть
приходится на нефть и нефтепродукты. Среди других массовых грузов
выделяются строительные материалы, соль, химические продукты, зерно, рыба,
хлопок, шерсть. В бассейне наряду с морскими судами широко применяются суда
смешенного («река-море») плавания. В Каспийском бассейне организованы
пассажирские рейсы морских судов из Баку в Махачкалу, Астрахань. К
Каспийскому бассейну примыкают Северо-Кавказский и Поволжский экономический
районы. Посредством судоходных рек и каналов он связан практически со всеми
морскими бассейнами европейской части России. Главные порты – Астрахань,
Махачкала.
Дальневосточный морской бассейн имеет важное народнохозяйственное
значение для развития экономических связей приморских районов Дальнего
Востока. К Дальневосточному бассейну относятся Берингово, Охотское,
Японское моря, а так же часть Северного морского пути (море Лаптевых,
Восточно-Сибирское и Чукотское моря).
Главная особенность Дальневосточного бассейна – многочисленные
внутрирайонные и межрайонные грузопотоки малой мощности. Преобладают
каботажные перевозки: 85% всего объёма перевозок в бассейне. Большой
каботаж невелик, его удельный вес в перевозках – около 1%. Основные
грузовые потоки формируются в портах Приморья и идут на Камчатку, Сахалин и
в Магаданскую область. Лесные грузы отправляются из портов Владивосток,
Находка, Ванино в северные районы. Нефтяные грузы из Владивостока идут в
Нагаево, порты Сахалина, Камчатки и Чукотки. Сахалинский уголь отправляют в
различные порты Дальнего Востока.
Внешнеторговые морские перевозки включают лес, каменный уголь,
нефтяные грузы, руда. Более 80% заграничных перевозок приходится ан Японию.
Во внешнеторговых перевозках импорт уступает экспорту. Основные грузы
импорта: зерно, сахар, цемент, химические грузы, машины и оборудование.
Дальневосточный бассейн занимает второе место в России по перевозкам
пассажиров, уступая Азово-Черноморскому бассейну. Выделяются постоянные
грузопассажирские маршруты на Чукотку, Сахалин и Курильские острова, а
также местные пассажирские линии: Владивосток – Петропавловск-Камчатский,
Владивосток – Корсаков, Владивосток – Холмск, Владивосток – Анадырь – порт
Провидения. Особое значение занимают международные пассажирские линии:
Находка – Япония, Находка – Гонконг.
Большое экономическое значение для региона имеет морская
железнодорожная переправа Ванино – Холмск, благодаря которой стало возможно
круглогодично и ритмично перевозить грузы между Сахалином и материковой
частью.
Важнейшие порты Дальневосточного бассейна: Владивосток, Находка,
Ванино, Магадан, Холмск, Петропавловск-Камчатский. Они располагают
современной техникой обработки судов, мощным ледокольным флотом.
Владивосток находится в бухте Золотой рог и служит базой снабжения
портовых пунктов Тихоокеанского побережья и восточного сектора Арктики. В
структуре грузооборота более 60% составляют каботажные перевозки нефтяных
грузов, угля, машин, оборудования, продовольственных товаров. В экспорте
преобладают лес, уголь, нефтяные грузы, а в импорте – зерно, сахар,
металлы. Годовой грузооборот порта около 10 млн т. Владивосток двенадцатью
каботажными линиями связан с портами Сахалина и Камчатки.
Находка – торговый порт международного значения. Основные грузопотоки
направляются в арктические районы и на Камчатку. Экспортно-импортные
перевозки составляют 2/3 грузооборота. Вызов грузов превышает их ввоз.
Через порт проходят нефтяные грузы, уголь, цемент, лес, чугун, калийные
соли, руда, строительные материалы, крабовые и рыбные консервы, зерно,
бумага, сахар, рис. Ежегодно порт отправляет более 10 млн т грузов и 60 тыс
пассажиров.
Порт Ванино расположен в одноимённой бухте Татарского залива.
Предназначен для перевалки грузов (металла, машин, оборудования,
продовольственных товаров, комбикорма и другие) с железной дороги на
морские суда с последующей доставкой на Сахалин, Курильские острова и в
районы побережья Охотского моря. Главная доля грузооборота приходится на
паромную переправу Ванино-Холмск.
Холмск – крупнейший порт Сахалинской области. Здесь перерабатывают
экспортно-импортные и каботажные грузы. Грузооборот порта – 4,5 млн. тонн.
Магадан – порт Охотского моря, обслуживает с помощью автомобильного
транспорта дальние районы Магаданской области и Республики Саха. Порт в
основном (90% грузооборота) принимает нефтепродукты, уголь, оборудование
для горнодобывающей промышленности, машины, металл, продовольственные
товары.
Петропавловск-Камчатский расположен в Петропавловской бухте Авачинской
губы. Через этот порт направляется основной грузопоток на Камчатку и
обратно: уголь, нефтепродукты, строительные материалы и т.д. Вывозятся, в
основном, рыбопродукты.
Недалеко от Находки создан новый порт Восточный, грузооборот которого
14-16 млн т. Это высокомеханизированное транспортное предприятие. Через
него проходят каботажные и экспортно-импортные грузы.
В бассейне имеются материковые порты: Посьет, Советская Гавань,
Николаевск-на-Амуре, Охотск, Анадырь, Провидения, Эгвекинот; сахалинские
порты: Корсаков, Углегорск, а также порт-пункты на Курильских островах:
Курильск, Северо-Курильск, Южно-Курильск.
Советская Гавань располагает великолепным заливом. В остальном
природа явно поскупилась создать удобства для развития города. На гористом
берегу с трудом удалось разместить на отдельных пятачках разрозненные части
города – портовую, железнодорожную, лесопромышленную. Однако мировая
практика показала: если есть настоятельная необходимость появления города-
порта, он будет создан, не смотря на любые трудности.
Северный бассейн – район наиболее быстрого роста морских перевозок. Он
включает Белое, Баренцево и Карское моря Северного Ледовитого океана. На
морской флот Северного бассейна возложены задачи транспортного обслуживания
территории Крайнего Севера, арктических островов и обеспечение внешне
торговых связей. Каботажные перевозки, доля которых по отправлению
составляет около 40%, осуществляются между пунктами Арктического побережья
и островами Северного Ледовитого океана. Среди грузов выделяются руда,
строительные материалы, уголь, лес, нефтепродукты, металл, оборудование,
машины, потребительские и продовольственные товары.
Районы тяготения экспортно-импортных грузов включают многие
государства Европы и Северной Америки. Через морские порты бассейна
импортируют металл, хлеб уголь, сахар, а экспортируют апатитовый
концентрат, древесину, руду и уголь.
Важный порт бассейна – Мурманск. Это незамерзающий западный порт
Северного морского пути. Основной грузопоток Мурманска приходится на
заграничные перевозки, причем экспорт значительно превышает импорт.
Грузооборот порта – более 7 млн т.
Морской торговый порт Архангельск расположен в дельте Северной Двины.
Грузооборот порта – свыше 5 млн т. По каботажным линиям отправляются уголь,
строительные материалы, нефтепродукты, металл, продовольственные грузы, а
принимаются уголь и древесина. Экспортируются, в основном, лес и
лесоматериалы, а импорте выделяются металлы. Порт обеспечивает местные
пассажирские перевозки до 40 тыс. человек в год.
В Северном бассейне большое значение имеют Онега, Мазень, Нарьян-Мар,
Игарка, Дудинка, Беломорск и Кандалакша.
Перспективы морского транспорта связаны с дальнейшим развитием
перевозок в Арктике. Освоение территории опирается на сибирские реки и моря
Северного Ледовитого океана, и связано с трассой Северного морского пути.
Новый этап освоения Северного пути начался с появления на этой трассе
атомных ледоколов, что позволяет продлить срок арктической навигации и
обеспечить круглогодичное судоходство в западном секторе до порта Дудинка,
а на Дальнем Востоке – до порта Эгвекинот на Чукотке. Разработаны
крупномасштабные проекты перевооружения ледокольного развития российского
торгового флота, технического перевооружения ледокольного и транспортного
флота, реконструкции портов и причалов, внедрения лихтерной системы
перевозок.
Распределение перевозок морским транспортом между бассейнами
|Бассейны |Всего, % |Каботажные |Перевозки в |
| | |перевозки, % |заграничное |
| | | |плавание, % |
|Азово-Черноморский |44,2 |3,2 |56,6 |
|Балтийский |16,0 |4,5 |28,2 |
|Дальневосточный |14,3 |18,5 |9,7 |
|Северный |6,8 |8,1 |5,3 |
|Каспийский |18,7 |35,7 |0,2 |
Таблица составлена по данным.
Данные таблицы 3 показывают, что наибольший объём всех перевозок
приходится на Азово-Черноморский бассейн. Наименьший – на Северный. В
каботажных перевозках наибольшие и примерно равные доли приходятся на Азово-
Черноморский и Каспийский бассейны, а наименьшая доля – на Балтийский. В
заграничных перевозках практически не участвует Каспийский бассейн, больше
половины всех перевозок приходится на Азово-Черноморский бассейн, а третья
часть принадлежит Балтийскому бассейну.
Трубопроводный транспорт
С освоением газовых месторождений в автономном округе активно получили
развитие трубопроводный и, в частности, газопроводный транспорт. В
настоящее время он занимает важное место в транспортной системе округа.
Система газопроводов связывает округ с Москвой, с Уралом, с центральными и
южными районами страны. В систему входят газопроводы "Сияние Севера",
Уренгой - Челябинск, Уренгой - Помары - Ужгород - Западная Европа. Значение
газопроводного транспорта для Ямало-Ненецкого округа будет возрастать по
мере реализации крупнейшего проекта - "Ямал-Европа", по которому предстоит
построить трубопроводную сеть длиной около 3 тыс. км. Она свяжет крупнейшие
месторождения газа на Ямале с потребителями в европейских странах. Причем
ключевое звено в этом проекте - газопроводный переход на границе Польши и
Германии через реку Одер - уже построен. С постройкой нового газопровода к
2020 г. поставки российского газа в Западную Европу возрастут вдвое,
достигнув 150 млрд. куб. м.
-----------------------
[pic]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|