скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Транспорт скачать рефераты

сооружений. Особенности гидрологических условий разных морей, в частности

уровень воды под влиянием ветра, приливов и отливов и притока речных вод,

определяют способ эксплуатации флота, особенно в таких мелководных морях,

как Азовское. Эксплуатацию флота осложняют туманы, облачность, волнения.

По условиям плавания моря России неодинаковы. Северные (бассейн

Северного Ледовитого океана) большую часть года находятся подо льдом.

Только юго-западная часть Баренцева моря под влиянием тёплого течения из

Атлантики не замерзает. Здесь круглый год работает Мурманский порт. Через

него за границу вывозят руды цветных металлов, апатиты, лес. В арктические

моря выходят мощные атомные ледоколы. С их помощью можно почти круглый год

«проводить» корабли северным морским путём, который является самой короткой

дорогой из Атлантического океана в Тихий. На Белом море расположен

Архангельск. Через этот порт в основном вывозят лес.

Только морем можно завести грузы на Сахалин, Курильские острова,

Камчатку и в другие районы Дальнего Востока. Однако плавание затрудняют

сильные штормы, приливы и отливы. Большая часть прибрежной полосы бассейна

Тихого океана надолго замерзает. Крупные порты – Владивосток, Находка,

Восточный – находятся в незамерзающей части Японского моря. Через них

ведется торговля с Японией и другими странами на Тихом океане.

Санкт-Петербург – самый большой российский порт на Балтийском море. К

сожалению, Финский залив, на берегу которого он расположен, мелководен и

почти полгода скован льдом. Суда приходится проводить по каналу, прорытому

по дну.

Россия по своему географическому положению обязана быть сильной

морской державой. Её омывают три океана (Северно-Ледовитый океан, Тихий

океан и Атлантический – этот океан непосредственно не омывает берегов

России: его открытые просторы удалены от российских западных рубежей на 1,5-

2 тыс. км, однако в пределы суши проникают принадлежащие его бассейну

внутренние моря: на севере Европы – Балтийское, на юге – Чёрное и Азовское

моря) и 13 морей (Каспийское море, Чёрное море, Азовское море, Балтийское

море, Белое море, Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-

Сибирское море, Чукотское море, Берингово море, Охотское море, Японское

море), т. е. больше, чем любую другую страну мира. Протяженность морских

границ России составляет 44,3 тыс. км, что почти в 3 раза больше, чем длина

сухопутных границ (14,3 тыс. км).

Рассмотрим, как развивался морской транспорт.

Моря для России и её жителей с давних пор имели огромное значение и

не были чем-то отвлечённым. Достаточно обратиться к фольклору – по морю

плавали сказочные герои, о нём слагаются песни и легенды.

Древние русичи, в отличие от других обитателей глубинных территорий

материков, были знакомы с морями не понаслышке. Они по долгу путешествовали

по широким рекам, по бескрайним морям к неведомым манящим заморским

странам, чтобы возвратиться оттуда с различными диковинными товарами и

новыми впечатлениями. Унаследовали эту страсть к дальним водным просторам и

потомки русских первопроходцев, которые обжили берега морей трёх океанов,

основали там пристани и города и превратили Россию в могучую морскую

державу.

История морского мореплавания начинается с походов киевских дружин в

Византию. Суда, которыми пользовались в то время, были одинаково пригодны

для речных и морских путешествий. Новгородцы уже в XI-XIII вв. плавали по

Северному Ледовитому океану. Однако в морскую державу Россия превратилась

только в XVIII в., при Петре I. Русские люди, родившиеся и жившие вдали от

морского побережья, удивительно быстро стали опытными моряками.

До Великой Отечественной войны морской грузооборот развивался слабо. В

1940 г. он незначительно превышал уровень 1913 г. при увеличении общего

грузооборота почти в 4 раза. Грузооборот морского транспорта составлял

всего 4,9% общего грузооборота. До революции морской транспорт обслуживал

главным образом заграничное плавание, причём перевозки осуществлялись в

основном на иностранным судах. За годы довоенных пятилеток положение

изменилось коренным образом. В 1940 г. экспорт составлял в грузообороте

портов всего 10%, а импорт 1,5%. Соответственно возросла роль каботажных

перевозок. Это было следствием блокады, а затем ограничений в торговле с

СССР со стороны капиталистических стран. С другой стороны, курс на

экономическую независимость привёл к отказу от импорта некоторых грузов,

главным образом каменного угля и хлопка.

Образование содружества социалистических стран после Великой

Отечественной войны, установление экономических связей с развивающимися

странами, расширение торговых отношений с рядом капиталистических стран при

непрерывном росте каботажных перевозок вызвали бурный рост морского

грузооборота. При увеличении общего грузооборота за период с 1940 г. по

1947 г. в 8 раз, грузооборот морского транспорта вырос в 27 раз.

Расширилась сфера деятельности морского транспорта. В 1940 г. на основе

свободного волеизъявления народов в состав СССР вошли Эстония, Латвия и

Литва с морскими портами Таллин, Рига и некоторыми другими. После ВОВ к

СССР отошла нынешняя Калининградская область на Балтийском море с портом

Калининград, на Дальнем Востоке – южный Сахалин с рядом морских портов,

главный из них – Южно-Сахалинск.

В первые годы Советской власти были расширены и реконструированы порты

Мурманск и Архангельск – основные порта Баренцева и Белого морей. Одним из

лучших стал Ленинградский (Санкт-Петербургский) порт на Балтийском море. На

Чёрном море реконструированы и расширены порты Одесса, Новороссийск, Батуми

и сооружён новый судоходный канал к порту Мариуполь. В портах с большим

отправлением хлебных грузов – Мариуполе, Херсоне, Николаеве – построены

крупные элеваторы с глубоководными причалами. В 1935 г. Северный морской

путь превратился в нормально действующую транспортную магистраль,

обслуживающую огромную территорию северных районов и связавший морские пути

северных и дальневосточных морей. Построены новые порты Ильичовск, Сочи,

Находка.

В соответствии со сдвигами в размещении производительных сил в стране

распределились и перевозки морского транспорта (отправление и приём грузов

в портах) между отдельными бассейнами.

Распад Советского Союза оказал значительное влияние на геополитическое

положение Росси и на возможности развития внешнеэкономической деятельности.

После распада СССР в России осталось 8 судоходных компаний и 37 портов

общей мощностью переработки грузов до 163 млн т в год, из них 148 млн т

приходится на долю Балтийского и Северного бассейнов. Средний возраст

российских судов 17 лет, что значительно хуже соответствующей

характеристики мирового торгового флота. В стране осталось лишь четыре

крупных судостроительных верфи, три из которых находятся в Санкт-Петербурге

(Северная, Адмиралтейская и Балтийский завод). В собственность России

отошло только 55% дедвейта транспортного флота Союза, в тои числе 47,6%

сухогрузного (в 1990 г. – 1000 судов, 67 морских портов, 26 судоремонтных

предприятий, 5 высших и 14 средних специальных заведений, 14 мореходных

школ, 7 научно – исследовательских и проектных организаций). Потребности

России в морских перевозках оценивают в настоящее время в 175 млн т в год,

в то время как принадлежащий стране флот способен перевозить примерно 100

млн т оставшиеся на территории России морские порты могут пропустить лишь

62% российских грузов, в том числе 95% каботажных и 60% экспортно-

импортных. Для перевозки поступающего импортного продовольствия и для

экспорта грузов Россия использует порты сопредельных государств: Украины,

Литвы, Латвии, Эстонии. В результате развала СССР Россия потеряла

крупнейшие по грузообороту морские порты Прибалтики (Вентспилс, Клайпеда,

Рига, Таллин и др.), Украины (Ильичёвск, Одесса, Николаев, Херсон,

Севастополь, Мариуполь, Бердянск и др.), Грузии (Батуми, Поти, Сухуми и

др.). Санкт-Петербург становится основным центром связи России с Европой,

международных транзитных перевозок из Западной Европы в страны Азиатско-

Тихоокеанского региона. Вместе с портами страна потеряла значительную часть

флота. Особенно мало осталось судов современных типов: рефрижераторов,

паромов, контейнеровозов; совсем нет газовозов. Многое корабли устарели, и

по соображениям экологической безопасности им не позволяют заходить в

иностранные порты. Только на фрахтование (наём) иностранных судов Россия

тратит до 2 млрд. долларов США ежегодно.

Выше сказанное можно определить как политический фактор размещения

морского транспорта.

Территориальные особенности в размещении морского транспорта

Основные морские бассейны

Вся морская акватория поделена на пять морских бассейнов (Азово-

Черноморский, Балтийский, Северный, Каспийский и Дальневосточный), в

которых осуществляется работа по перевозке грузов и пассажиров и,

отличающихся друг от друга хозяйственной спецификой тяготеющих к ним

экономических районов и природными условиями судоходства.

Рассмотрим Азово –Черноморский бассейн.

Северо-Восточное побережье Чёрного моря, принадлежащее России,

находится вблизи северной границы средиземноморского субтропического пояса.

Тёплые незамерзающие воды (за исключением северо-западных мелководий)

защищены от холодных северных ветров горами. Особенно важен для России

оставшийся за ней короткий отрезок Черноморского побережья Кавказа. В

огромной стране больше нигде не найти такого благодатного климата. Летом

сюда приезжают миллионы отдыхающих, хотя удобных пляжей не так уж и много.

Берега по большей части обрывисты, воды у берега глубоки, дно каменистое.

Береговая линия почти прямая; лишь у Новороссийска и Геленджика можно

обнаружить небольшие бухты, удобные для устройства портов.

Азовское море удивительно по своей мелководности – в среднем его

глубина составляет 7 м, а максимальная – 15 м. глубже не только многие

озёра, но и реки, не говоря уже о настоящих морях и заливах. Есть места,

где человек, пройдя по дну не один десяток метров, погружается в воду всего

на грудь или по пояс, с то и вовсе выходит на отмель и стоит, замочив лишь

лодыжки. Да и в открытом море из-за мелководий приходится углублять

фарватер и рыть на дне специальные каналы для крупных судов, заходящих в

азовские порты.

Азово-Черноморский бассейн занимает выгодное географическое положение,

имеет выход в страны Европы и Ближнего Востока. Он обслуживает грузовые и

пассажирские перевозки России, Украины и Грузии, а также торговые связи с

зарубежными странами. Район экспортно-импортного тяготения охватывает свыше

75 государств. Больше половины перевозок приходится на внешнюю торговлю. В

экспорте главное место занимают нефть и нефтепродукты, а также руды,

металл, цемент. В структуре импортных грузов – зерно, руды цветных

металлов, металл, сахар, машины и оборудование, трубы для газопроводов,

тропические фрукты и овощи. К Азово-Черноморскому бассейну тяготеют часть

территории Северо-Кавказского экономического района, ряд областей

Центрального, Уральского и Поволжского экономических районов. Благодаря

курортному положению бассейна большое развитие получили пассажирские

перевозки (до 30 млн. чел в год). Наиболее значительные пассажиропотоки

идут вдоль Черноморского побережья Кавказа и Крыма. Основными портами Азово-

Черноморского бассейна являются Новороссийск, Туапсе, Сочи, Ейск, Таганрог,

Ростов-на-Дону, Азов.

Новороссийск расположен в незамерзающей Цемесской бухте. Порт

специализируется на внешнеторговых перевозках. В структуре грузооборота

преобладают наливные грузы. Новороссийск главный нефтеналивной порт России.

Помимо этого отправляется значительное количество леса, цемента, а

принимаются зерно, металл, сахар, руда. По грузообороту это крупнейший

морской торговый порт.

Туапсе специализируется на вывозе заливных грузов. В основном

обслуживаются внешнеторговые перевозки. Порт отправляет также руду, уголь,

а принимает строительные материалы, сахар, металл, зерно, машины и

оборудование.

Сочи имеет значительный грузооборот и пассажирооборот

В1848 г. Ейск был основан как порт, город успешно занимался экспортом

хлеба, шерсти, другой сельскохозяйственной продукции. Но после введения в

строй Ростово-Владикавказской железной дороги в 1970 г. и Новороссийского

порта в 80-х гг. XIX в. он утратил своё торгово-транспортное значение. Ейск

становится центром лёгкой промышленности, переработки сельскохозяйственного

сырья, а в советское время и машиностроения. На город не отвернулся и от

моря. Он стал центром рыбопромыслового района. На прекрасных пляжах,

лечебных водах, иловых грязях развиваются курорты. Ейск проявил завидную

способность приспосабливаться к изменяющимся условиям, которая так нужна в

наши дни. Терпя неудачу в одном деле, он находил себе другое.

Таганрог занимается в основном экспортом хлеба. Однако, являясь одним

из центров сельскохозяйственного машиностроения, Таганрог также

обеспечивает сельское хозяйство своего района техникой.

Ростов-на-Дону представляется узлом внутренних сообщений, воротами на

Кавказ в большей степени, нежели морским портом.

Балтийский бассейн.

Балтийское море богато рыбой: в нём издревле ловят сельдь, кильку,

анчоуса, треску, окуня, лосося, сига и речного угря. Но более известно она

как важный морской путь, соединяющий народы, проживающие и на его берегах,

и внутри материка, на далёких континентах. Не случайно в устье Невы Петром

I была заложена цитадель России на её западных рубежах – Санкт-Петербург,

который и до сих пор является главными морскими воротами страны. Здесь

начинаются и заканчиваются многие маршруты трансокеанских морских судов,

соединяющие Россию практически со всем миром – от ближайших Прибалтийских

стран до Южной Америки и Австралии. Отсюда отправлялись многочисленные

экспедиции, в том числе и кругосветные, принёсшие русским мореплавателям

признание во всём мире; на этих берегах располагается база прославленного в

сражениях Балтийского военно-морского флота.

В Балтийском бассейне географическое положение и хорошая

обеспеченность транспортными связями определили доминирующую роль

внешнеторговых перевозок (свыше 90% грузооборота). Малый каботаж невелик, в

нём преобладают перевозки минеральных строительных материалов. Несколько

большее значение имеют перевозки грузов в пункты арктического побережья

нашей страны. Хорошо развит большой каботаж (в Баренцево, Белое и Чёрное

моря). Суда этого бассейна обслуживают несколько международных пассажирских

линий. Перевозки пассажиров в малом каботаже не получили значительного

распространения в связи с развитой сетью наземных путей сообщения. К этому

порту тяготеют Северо-Западный экономический район, а также ряд областей

Волго-Вятского и Уральского экономических районов. Выход в этот бассейн

Волго-Вятского и Уральского экономических районов обусловлен высокой

развитостью промышленности и внешними связями ряда отраслей.

Основные порты Балтийского бассейны: Санкт-Петербург, Калининград,

Выборг, Усть-Лужский.

Санкт-Петербург - это самый крупный на Балтике российский порт,

перерабатывающий 12-15 млн т грузов в год. В грузообороте порта около 90%

приходится на экспортно-импортные перевозки. В отправлении преобладают

древесина, нефтяные и химические грузы, металл, а в прибытии – зерно,

сахар, металл, строительные материалы. Петербургский порт – один из

крупнейших на Балтике пассажирских портов, обслуживающий в основном

иностранных туристов. Годовой пассажиропоток – 100 тыс человек.

Калининградский порт как единый комплекс состоит из трёх

самостоятельных перегрузочных предприятий – морского торгового, морского

рыбного и речного, - расположенных в искусственных бассейнах реки Прегель,

куда могут заходить суда водоизмещением не свыше 120 тыс т. суммарная

установленная мощность перегрузочных комплексов – 8 млн т. Это второй по

значению российский порт на Балтике. Через порт Калининграда экспортируются

уголь, бумага, промышленные грузы, импортируются металл, сахар, зерно,

некоторые виды оборудования.

Выборгский порт также как и Санкт-Петербургский

высокомеханизированный. Его грузооборот составляют местные строительные

материалы, экспортируемая древесина и импортируемые металл, бумага.

Усть-Лужский мощный портовый комплекс строится для разгрузки

Петербургского порта на Балтике в Лужской губе Финского залива. Этот порт

будет в три раза мощнее Петербургского, его грузовой оборот с переработкой

грузов – 35 млн т.

Каспийское море в основном используется для перевозок между Россией,

Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном. Внешнеторговые сообщения

осуществляются только с Ираном и занимают небольшую долю в грузообороте. В

Каспийском бассейне преобладают каботажные перевозки. Основная часть

приходится на нефть и нефтепродукты. Среди других массовых грузов

выделяются строительные материалы, соль, химические продукты, зерно, рыба,

хлопок, шерсть. В бассейне наряду с морскими судами широко применяются суда

смешенного («река-море») плавания. В Каспийском бассейне организованы

пассажирские рейсы морских судов из Баку в Махачкалу, Астрахань. К

Каспийскому бассейну примыкают Северо-Кавказский и Поволжский экономический

районы. Посредством судоходных рек и каналов он связан практически со всеми

морскими бассейнами европейской части России. Главные порты – Астрахань,

Махачкала.

Дальневосточный морской бассейн имеет важное народнохозяйственное

значение для развития экономических связей приморских районов Дальнего

Востока. К Дальневосточному бассейну относятся Берингово, Охотское,

Японское моря, а так же часть Северного морского пути (море Лаптевых,

Восточно-Сибирское и Чукотское моря).

Главная особенность Дальневосточного бассейна – многочисленные

внутрирайонные и межрайонные грузопотоки малой мощности. Преобладают

каботажные перевозки: 85% всего объёма перевозок в бассейне. Большой

каботаж невелик, его удельный вес в перевозках – около 1%. Основные

грузовые потоки формируются в портах Приморья и идут на Камчатку, Сахалин и

в Магаданскую область. Лесные грузы отправляются из портов Владивосток,

Находка, Ванино в северные районы. Нефтяные грузы из Владивостока идут в

Нагаево, порты Сахалина, Камчатки и Чукотки. Сахалинский уголь отправляют в

различные порты Дальнего Востока.

Внешнеторговые морские перевозки включают лес, каменный уголь,

нефтяные грузы, руда. Более 80% заграничных перевозок приходится ан Японию.

Во внешнеторговых перевозках импорт уступает экспорту. Основные грузы

импорта: зерно, сахар, цемент, химические грузы, машины и оборудование.

Дальневосточный бассейн занимает второе место в России по перевозкам

пассажиров, уступая Азово-Черноморскому бассейну. Выделяются постоянные

грузопассажирские маршруты на Чукотку, Сахалин и Курильские острова, а

также местные пассажирские линии: Владивосток – Петропавловск-Камчатский,

Владивосток – Корсаков, Владивосток – Холмск, Владивосток – Анадырь – порт

Провидения. Особое значение занимают международные пассажирские линии:

Находка – Япония, Находка – Гонконг.

Большое экономическое значение для региона имеет морская

железнодорожная переправа Ванино – Холмск, благодаря которой стало возможно

круглогодично и ритмично перевозить грузы между Сахалином и материковой

частью.

Важнейшие порты Дальневосточного бассейна: Владивосток, Находка,

Ванино, Магадан, Холмск, Петропавловск-Камчатский. Они располагают

современной техникой обработки судов, мощным ледокольным флотом.

Владивосток находится в бухте Золотой рог и служит базой снабжения

портовых пунктов Тихоокеанского побережья и восточного сектора Арктики. В

структуре грузооборота более 60% составляют каботажные перевозки нефтяных

грузов, угля, машин, оборудования, продовольственных товаров. В экспорте

преобладают лес, уголь, нефтяные грузы, а в импорте – зерно, сахар,

металлы. Годовой грузооборот порта около 10 млн т. Владивосток двенадцатью

каботажными линиями связан с портами Сахалина и Камчатки.

Находка – торговый порт международного значения. Основные грузопотоки

направляются в арктические районы и на Камчатку. Экспортно-импортные

перевозки составляют 2/3 грузооборота. Вызов грузов превышает их ввоз.

Через порт проходят нефтяные грузы, уголь, цемент, лес, чугун, калийные

соли, руда, строительные материалы, крабовые и рыбные консервы, зерно,

бумага, сахар, рис. Ежегодно порт отправляет более 10 млн т грузов и 60 тыс

пассажиров.

Порт Ванино расположен в одноимённой бухте Татарского залива.

Предназначен для перевалки грузов (металла, машин, оборудования,

продовольственных товаров, комбикорма и другие) с железной дороги на

морские суда с последующей доставкой на Сахалин, Курильские острова и в

районы побережья Охотского моря. Главная доля грузооборота приходится на

паромную переправу Ванино-Холмск.

Холмск – крупнейший порт Сахалинской области. Здесь перерабатывают

экспортно-импортные и каботажные грузы. Грузооборот порта – 4,5 млн. тонн.

Магадан – порт Охотского моря, обслуживает с помощью автомобильного

транспорта дальние районы Магаданской области и Республики Саха. Порт в

основном (90% грузооборота) принимает нефтепродукты, уголь, оборудование

для горнодобывающей промышленности, машины, металл, продовольственные

товары.

Петропавловск-Камчатский расположен в Петропавловской бухте Авачинской

губы. Через этот порт направляется основной грузопоток на Камчатку и

обратно: уголь, нефтепродукты, строительные материалы и т.д. Вывозятся, в

основном, рыбопродукты.

Недалеко от Находки создан новый порт Восточный, грузооборот которого

14-16 млн т. Это высокомеханизированное транспортное предприятие. Через

него проходят каботажные и экспортно-импортные грузы.

В бассейне имеются материковые порты: Посьет, Советская Гавань,

Николаевск-на-Амуре, Охотск, Анадырь, Провидения, Эгвекинот; сахалинские

порты: Корсаков, Углегорск, а также порт-пункты на Курильских островах:

Курильск, Северо-Курильск, Южно-Курильск.

Советская Гавань располагает великолепным заливом. В остальном

природа явно поскупилась создать удобства для развития города. На гористом

берегу с трудом удалось разместить на отдельных пятачках разрозненные части

города – портовую, железнодорожную, лесопромышленную. Однако мировая

практика показала: если есть настоятельная необходимость появления города-

порта, он будет создан, не смотря на любые трудности.

Северный бассейн – район наиболее быстрого роста морских перевозок. Он

включает Белое, Баренцево и Карское моря Северного Ледовитого океана. На

морской флот Северного бассейна возложены задачи транспортного обслуживания

территории Крайнего Севера, арктических островов и обеспечение внешне

торговых связей. Каботажные перевозки, доля которых по отправлению

составляет около 40%, осуществляются между пунктами Арктического побережья

и островами Северного Ледовитого океана. Среди грузов выделяются руда,

строительные материалы, уголь, лес, нефтепродукты, металл, оборудование,

машины, потребительские и продовольственные товары.

Районы тяготения экспортно-импортных грузов включают многие

государства Европы и Северной Америки. Через морские порты бассейна

импортируют металл, хлеб уголь, сахар, а экспортируют апатитовый

концентрат, древесину, руду и уголь.

Важный порт бассейна – Мурманск. Это незамерзающий западный порт

Северного морского пути. Основной грузопоток Мурманска приходится на

заграничные перевозки, причем экспорт значительно превышает импорт.

Грузооборот порта – более 7 млн т.

Морской торговый порт Архангельск расположен в дельте Северной Двины.

Грузооборот порта – свыше 5 млн т. По каботажным линиям отправляются уголь,

строительные материалы, нефтепродукты, металл, продовольственные грузы, а

принимаются уголь и древесина. Экспортируются, в основном, лес и

лесоматериалы, а импорте выделяются металлы. Порт обеспечивает местные

пассажирские перевозки до 40 тыс. человек в год.

В Северном бассейне большое значение имеют Онега, Мазень, Нарьян-Мар,

Игарка, Дудинка, Беломорск и Кандалакша.

Перспективы морского транспорта связаны с дальнейшим развитием

перевозок в Арктике. Освоение территории опирается на сибирские реки и моря

Северного Ледовитого океана, и связано с трассой Северного морского пути.

Новый этап освоения Северного пути начался с появления на этой трассе

атомных ледоколов, что позволяет продлить срок арктической навигации и

обеспечить круглогодичное судоходство в западном секторе до порта Дудинка,

а на Дальнем Востоке – до порта Эгвекинот на Чукотке. Разработаны

крупномасштабные проекты перевооружения ледокольного развития российского

торгового флота, технического перевооружения ледокольного и транспортного

флота, реконструкции портов и причалов, внедрения лихтерной системы

перевозок.

Распределение перевозок морским транспортом между бассейнами

|Бассейны |Всего, % |Каботажные |Перевозки в |

| | |перевозки, % |заграничное |

| | | |плавание, % |

|Азово-Черноморский |44,2 |3,2 |56,6 |

|Балтийский |16,0 |4,5 |28,2 |

|Дальневосточный |14,3 |18,5 |9,7 |

|Северный |6,8 |8,1 |5,3 |

|Каспийский |18,7 |35,7 |0,2 |

Таблица составлена по данным.

Данные таблицы 3 показывают, что наибольший объём всех перевозок

приходится на Азово-Черноморский бассейн. Наименьший – на Северный. В

каботажных перевозках наибольшие и примерно равные доли приходятся на Азово-

Черноморский и Каспийский бассейны, а наименьшая доля – на Балтийский. В

заграничных перевозках практически не участвует Каспийский бассейн, больше

половины всех перевозок приходится на Азово-Черноморский бассейн, а третья

часть принадлежит Балтийскому бассейну.

Трубопроводный транспорт

С освоением газовых месторождений в автономном округе активно получили

развитие трубопроводный и, в частности, газопроводный транспорт. В

настоящее время он занимает важное место в транспортной системе округа.

Система газопроводов связывает округ с Москвой, с Уралом, с центральными и

южными районами страны. В систему входят газопроводы "Сияние Севера",

Уренгой - Челябинск, Уренгой - Помары - Ужгород - Западная Европа. Значение

газопроводного транспорта для Ямало-Ненецкого округа будет возрастать по

мере реализации крупнейшего проекта - "Ямал-Европа", по которому предстоит

построить трубопроводную сеть длиной около 3 тыс. км. Она свяжет крупнейшие

месторождения газа на Ямале с потребителями в европейских странах. Причем

ключевое звено в этом проекте - газопроводный переход на границе Польши и

Германии через реку Одер - уже построен. С постройкой нового газопровода к

2020 г. поставки российского газа в Западную Европу возрастут вдвое,

достигнув 150 млрд. куб. м.

-----------------------

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4