скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Разработка ресурсосберегающих технологий и режимов на городском электрическом транспорте скачать рефераты

конструкции), предъявляют высокие требования к квалификации водителя.

Водитель - самая ответственная профессия на транспорте, которая относится к

категории с повышенной опасностью. От его квалификации, знания им

оборудования, от отношения к своим обязанностям зависит безопасность

пассажиров, безопасность движения, сохранность подвижного состава.

При анализе условий труда водителя путем статистических исследований

выявлены следующие опасные и вредные факторы [48]:

- повышенная запыленность воздуха рабочей зоны водителя;

- повышенная (пониженная) температура воздуха рабочей зоны и

оборудования кабин водителя;

- повышенный уровень вибрации и шума;

- повышенная (пониженная) влажность воздуха рабочей зоны;

- повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может

пройти через тело человека;

- повышенный уровень электромагнитных излучений;

- недостаточная освещенность рабочей зоны;

- физические и психологические перегрузки водителя.

9.3. Разработка организационных и технических мероприятий для

создания безвредных и безопасных условий труда водителя трамвая и

троллейбуса.

Согласно [45] подвижной состав должен иметь регулируемое отопление

салона и кабины водителя. Лобовое стекло кабины должно обогреваться для

предотвращения его запотевания. Оконные стекла должны быть снабжены

резиновыми уплотнителями, не пропускающими воду и пыль вовнутрь салона.

Стекла кабины водителя должны быть прозрачными и не искажать изображение.

Лобовое стекло с внешней стороны оборудуется стеклоочистителями и зеркалами

заднего вида, которые устанавливаются по бокам (слева и справа). Над этим

же стеклом с внутренней стороны крепятся на шарнирах козырьковые

светофильтры для защиты глаз водителя от прямых солнечных лучей.

Стеклоперегородки между кабиной водителя и пассажирским салоном должно быть

затемнено или иметь занавеску для предотвращения проникновения света из

пассажирского салона в кабину.

Сиденье водителя должно быть регулируемым в горизонтальном и

вертикальном положениях, иметь полумягкую подушку и спинку из

водонепроницаемого материала. Педали управления должны иметь рифленую

поверхность, не допускающую скольжение ноги.

Все элементу управления трамвайного вагона и троллейбуса должны быть

размещены так, чтобы водитель мог пользоваться каждым из них отдельно, не

изменяя существенно положения корпуса. Усилие на штурвале рулевого

управления троллейбуса при повороте на скорости 5 км/час не должно

превышать 6 кгс. Щиток управления со спидометром, амперметром, манометром и

другими приборами должен иметь достаточное освещение во время движения.

Электрическое оборудование в кабине водителя должно быть

заизолировано и расположено так, чтобы исключить случайное проникновение к

токоведущим частям аппаратуры и ожог водителя электрической дугой при

срабатывании автоматического выключателя. Панель с высоковольтными

предохранителями должна быть расположена отдельно и иметь защитный

изоляционный кожух. На лицевой стороне этого кожуха должна быть надпись:

«Осторожно! Высокое напряжение!». Замену перегоревших предохранителей

разрешается производить только при опущенном токоприемнике. Запрещается

устанавливать самодельные предохранители или типовые с завышенной силой

тока.

Для предотвращения влияния на водителя электромагнитных излучений

силовой тирристорный блок располагается под кузовом и помещен в специальные

защитные кожухи, на лицевой стороне которых должны быть надписи: «При

поднятом токоприемнике не открывать!», «Осторожно! Высокое напряжение!» или

«Опасно! 600 В».

Подвижной состав (трамвай, троллейбус) на линию выпускается только в

исправленном состоянии. В книге (журнале) ПС обязательно должна быть

подпись мастера (или лица его заменяющего) о технической готовности вагона.

Каждая машина при выходе из депо на линию должна быть принята водителем в

соответствии с должностными инструкциями. Приступая к приемке, водитель

обязан убедиться, что под трамвайным вагоном (троллейбусом) около него нет

людей, окриком предупредить о приемке ПС и подъеме токоприемника. Затем

водитель может выезжать со скоростью не превышающую 5 км/ч.

Документом на право выхода ПС из депо и движения его по маршруту

является путевой лист, подписанный диспетчером по выпуску и представителем

ОТК, подтверждающим техническую исправность ПС и годность его к

эксплуатации. Основанием для подписи путевого листа является

соответствующая запись технической готовности в поездном журнале.

Водитель при выезде из депо или принятии ПС у сменщика на линии

обязан проверить записи в журнале ПС, а затем убедиться в исправности

тормозов и работе основных аппаратов электрических цепей вагона [42], в

отсутствии постороннего шума при движении на маневровой позиции контроллера

водителя. При обнаружении каких-либо неисправностей, влияющих на

безопасность пассажироперевозки, водитель должен сообщить об этом

диспетчеру или линейному персоналу службы движения и действовать по их

указаниям.

Не реже одного раза в три года водитель должен пройти медицинское

освидетельствование и проверку знаний ПТЭ, «материальной части» трамвайного

вагона и троллейбуса, ПДД и правил техники безопасности (ПТБ). Водитель

обязан пройти медосмотр независимо от времени его последнего прохождения

при возвращении из кредитного отпуска (для женщин), а так же, в отдельных

случаях, по требованию администрации предприятия для определения

возможности его работы в качестве водителя. Перед поступлением на работу

водитель обязан пройти инструктаж по технике безопасности и совершить

опытно-показательную поездку. Приступая к работе, водитель должен иметь при

себе удостоверение на право управления ПС, выданное Госавтоинспекцией, и

книжку водителя трамвая и троллейбуса, выданную трамвайно-троллейбусным

управлением, а также путевой лист. Без указанных документов водитель к

управлению транспортным средством не допускается.

Водитель должен хорошо знать все маршруты, обслуживаемым данным депо,

профиль пути, опасные места и особенности работы на этих маршрутах.

9.3.1 Инструкция по технике безопасности для водителя при работе на

линии.

При обходе подвижной состав предварительно необходимо надежно

затормозить стояночным тормозом.

Заменяя высоковольтные предохранители или открывая кожухи

контроллера, электронного блока у и других электрических аппаратов,

необходимо предварительно опустить токоприемник, а разъединитель поставить

в положение «выключено».

Если необходимо подняться на крышу трамвая или троллейбуса,

токоприемник нужно предварительно опустить и надежно закрепить. В дождливое

время работать на крыше можно только в диэлектрических перчатках.

Запрещается подниматься на крышу под спецчастями контактной сети. Если

опустить токоприемник по какой-либо причине не возможно, то при нахождении

на крыше вагона запрещается прикасаться: одновременно к токоприемнику и

заземленным частям кузова; к рожкам грозоразрядника (радиореактора); к

контактным проводам. Запрещается заменять или наращивать веревку

токоприемника проволокой или другими токопроводящими материалами. При грозе

необходимо включить не менее двух групп освещения.

Если необходимо оставить кабину хотя бы на самое короткое время,

водитель обязан взять с собой съемную рукоятку выключателя управления. Пред

этим следует затормозить трамвайный вагон (троллейбус) стояночным тормозом,

выключить автоматические выключатели и выключатели управления и следить за

движущимся транспортом, с тем чтобы не быть задетым им при производстве

каких-либо работ на ПС. Водитель должен стоять лицом к встречному

транспорту. Оставлять поезд на подъемах и спусках превышающих 30%

запрещается. Если необходима длительная остановка на перегоне, следует

трамвайный вагон (троллейбус) затормозить стояночным тормозом, а при плохой

видимости или в ночное время при неосвещенном поезде немедленно его

оградить. Знаки ограждения поезда выставляют в соответствии с требованиями

ПТЭ.

Водитель может начинать движение с остановочного пункта только в том

случае, если путь свободен, посадка и высадка пассажиров закончена и двери

закрыты (сигнальные лампы на пульте управления погасли). Подавать трамвай

задним ходом водитель должен под руководством линейного работника, лично

убедившись в обеспечении безопасности.

Продавать проездные билеты пассажирам разрешается только при полной

остановке ПС.

Водителю категорически запрещается управлять вагоном в состоянии

алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;

оставлять управление при опасности возникновения ДТП; управлять ПС в

болезненном или утомленном состоянии, если это может поставить под угрозу

безопасность движения; во время движения отвлекаться от управления ПС

(принимать пищу, разговаривать, пользоваться радиоприемником); провозить в

кабине посторонних лиц; начинать движение и вести трамвай или троллейбус с

открытыми дверями.

Водитель обязан соблюдать скорость движения и дистанцию,

предусмотренную ПДД и ПТЭ.

9.3.2 Комплектация ПС средствами безопасности.

Подготовленный к выпуску на линию ПС должен быть экипирован [44]:

- углекислым или порошковым огнетушителем или ящиком с песком;

- лобовым и задним маршрутными указателями, а также боковым

трафаретом;

- громкоговорящей установкой;

- знаком аварийной остановки; Водитель должен иметь:

- съемную рукоятку выключателя управления;

- комплект необходимых инструментов;

- комплект плавких предохранителей;

- диэлектрические перчатки;

- комбинированные рукавицы;

- оранжевый сигнальный жилет;

- путевой лист;

- расписание движения;

- поездной журнал.

9.4. Обеспечение пожарной безопасности

Городской электрический транспорт относится к категории с повышенной

пожароопасностью. Пожар в трамвайном вагоне или троллейбусе может

возникнуть по следующим причинам: замена предохранителя или проведение

какого-либо ремонта при поднятом токоприемнике; применение предохранителей,

по номинальному току не соответствующих данной цепи, а также «жучков»;

поднятие токоприемника включенных высоковольтных выключателях, рубильниках

и автоматических выключателях. Пожар может возникнуть и в том случае, если

повреждена изоляция электропроводов, а также в случае попадания на

электрическую аппаратуру посторонних металлических предметов. Нельзя

продолжать работу, если в вагоне чувствуется запах гари или дыма, не

выяснена причина этого и не устранена неисправность.

В состав электрооборудования ПС ГЭТ входят силовые кабели и провода,

которые имеют горящую изоляцию, пропитанную лаками, смолами, парафином и

другими горящими веществами. Исключение возможности возникновения пожара

может быть достигнуто систематическим контролем и профилактикой изоляции,

правильным уходом и своевременным проведением технических осмотров и

ремонтов ПС согласно [45, 47]. Все силовые кабели, провода цепей

управления, освещения, отопления, аккумуляторные батареи должны

соответствовать государственным стандартам. Изоляция проводов и

электрических аппаратов должна подвергаться испытаниям в соответствии с

действующими условиями.

Все выключатели и предохранители обязательно должны быть снабжены

бирками, на которых указывается к какой цепи они относятся и на какой ток

рассчитаны. Провода низковольтных цепей должны быть тщательно изолированы

от высоковольтной проводки. Провод, связывающий токоприемник и радиореактор

(провод, который пропущен в штанге троллейбуса), должен иметь изоляцию,

рассчитанную на 3000 В, и заключен в резиновый шланг.

Сопротивление изоляции должно быть:

- провода по отношению к штанге 5 МОм;

- штанги по отношению к штангодержателю 5 МОм.

- основа к опорной раме 20 МОм.

Вся высоковольтная аппаратура трамвая и троллейбуса должна быть

изолирована от кузова и выполнена проводом с изоляцией на 2000 В.

При возникновении пожара в вагоне, водитель должен немедленно

остановить ПС, открыть двери, чтобы высадить пассажиров. Затем опустить

токоприемник и приступить к тушению пожара огнетушителем типа ОУ-2 (ОУ-5,

ОУ-8) или песком из песочниц, а при необходимости срочно вызвать пожарную

команду через линейных работников или других лиц. Водители других поездов

обязаны оказывать помощь в тушении пожара.

На территории депо необходимо выполнять водителем правила

противопожарной безопасности: запрещается устанавливать ПС так, чтобы он

перекрывал проезжую часть, выходы и входы в помещения, закрывал пожарные

колодцы, гидранты и другие противопожарные устройства или затруднял доступ

к ним.

9.5. Разработка мероприятий по охране окружающей среды

Городской электрический транспорт является источником загрязнения

окружающей среды. Отрицательное воздействие на человека и окружающую среду

оказывают загрязнение воздушного бассейна города пылью, шум и вибрация.

Хотя трамвай и троллейбус не являются источником выхлопных газов, но

работая совместно с другими видами ПС, способствует увеличению

загазованности воздуха.

Отрицательное шумовое воздействие транспортных средств на здоровье

человека выражается в развитии хронического утомления, появления

расстройства центральной нервной системы и развитии гипертонии.

Снижение вредного воздействия ПС ГЭТ на окружающую среду и доведение

его до допустимых пределов осуществляется путем планомерных конструктивных

строительных и планировочных мероприятий. Одним из главных мероприятий

является проектирование полос озеленения рядом с полосами движения ПС.

Зеленые насаждения выполняют функцию защиты окружающей среды от

транспортного шума, пыли. На остановочных пунктах и в местах отдыха они

способствуют созданию благоприятного микроклимата, а также служат

архитектурно-композиционным целям.

Полоса зеленых насаждений должна иметь ширину до 30 м, причем самые

высокие деревья рекомендуется располагать в центре полосы. Правильно

засаженные растения позволяют снизить уровень шума на 10 дБ и более.

Отдельный, плотно засаженный ряд деревьев с кустарником снижает уровень

шума на 20 дБ. Зеленые насаждения следует располагать так, чтобы они не

мешали движению транспортных средств и пешеходов, а также видимости

водителям.

9.6. Выводы

В соответствии с дипломным заданием в данном разделе определены его

цели и задачи; выявлены потенциальные вредные факторы; разработаны

организационно-технические мероприятия для создания безвредных и безопасных

условий труда водителя трамвая и троллейбуса; разработаны мероприятия

противопожарной безопасности; уделено внимание вопросам охраны окружающей

среды.

Разработанные в разделе организационные и технические мероприятия в

области охраны труда позволяют создать безопасные и здоровые условия труда

водителя подвижного состава городского электрического транспорта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обзор ресурсосберегающих технологий и режимов применительно к

городскому электрическому транспорту, убеждает, что этим вопросом

необходимо заниматься, т.к., ресурсо-, энерго- сбережение является

приоритетным направлением развития промышленной экономики Украины.

Так в дипломном проекте был рассмотрен ряд решений, которые в

значительной степени позволяют уменьшить используемый ресурс предприятиями

(сократить расход электроэнергии, уменьшить трудовые затраты, рационально

использовать финансовые ресурсы, и другие материальные). Как было указано в

дипломном проекте, ресурсосбережение необходимо рассматривать в комплексе

(в целом), иначе получится так, что, экономя какой либо ресурс в

отдельности в целом, предприятие будет нести убытки за счет еще большего

перерасхода (потерь) в другом. Поэтому к этому вопросу необходимо

подходить, взвешивая и рассчитывая все условия, которые способны привести к

экономии или затратам.

В дипломном проекте были рассмотрены вопросы современного состояния

горэлектротранспорта, повышение технико-экономических показателе работы

предприятия. Также показан на примерах опыт предприятий ближнего и дальнего

зарубежья. Были предложены ресурсосберегающие технологии регенерации масел,

смазки узлов и агрегатом с применением новых присадок, защите техники от

коррозии, старения и биоповреждения. Системы автономного

децентрализованного энергообеспечения и т. д. Ресурсосберегающие режимы

позволяют получать экономию электроэнергии за счет рационального размещения

остановок, использования различных типов подвижного состава, применение

электронных преобразователей.

Немаловажное внимание уделялось организации технического обслуживания

и ремонта основных фондов, были предложены методы механизации работ, что

значительно позволило уменьшить расход не только материальных ресурсов, но

и трудовых.

Просчитав экономическую эффективность от внедрения ресурсосберегающих

технологий и режимов, позволило показать экономическую целесообразность

данных мероприятий. Главной целью, которых является оказание помощи в

решении сложных перевозочных вопросов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Правила эксплуатации трамвая и троллейбуса. Киев 1996 г.

2. Файнберг А. И. и др. Экономика, организация и планирование городского

электрического транспорта. М.: Транспорт, 1987 г.

3. Овечников Е. В., Фишельсон М. С. Городской транспорт., 1976 г.

4. Венецкий Е. В,, Венецкая В. И. Основные математико-статистические

понятия и формулы в статистическом анализе. М.: Статистика. 1979 г.

5. Закон Украины «Про транспорт».

6. Смирнов Н. В. и др. Короткий курс математической статистики. 1959.

7. Чернов Г., Мозес Л. Е. Элементарная теория статических решений. 1969г.

8. Рабинович П. М. Статические методы достижения производственных резервов.

1983 г.

9. Коммунальное хозяйство городов. Киев. «Техника» 1998 г.

10. Кобозев В. М. Эксплуатация и ремонт подвижного состава городского

электротранспорта. М.: «Высшая школа», 1982, -320с.

11. Кузнецов Е. С. Техническая эксплуатация автомобилей. М.: «Транспорт»,

1991, -413 с.

12. Цукало П. В. Экономия электроэнергии на электроподвижном составе. М.:

«Транспорт», 1983г. -174 с.

13. Розенфельд В. Е. и д.р. Теория электрической тяги. М.: «Транспорт»,

1983г. -328с.

14. Долин П. А. Справочник по технике безопасности. - М.: Энергоатомиздат,

1984.

15. Игнатьев Р. А., Михайлова А. А.. Защита техники от коррозии, старения и

биоповреждений; Справочник - М: Россельиздат, 1987. - 364с.

16. Шевченко В. В., Арзамасцев Н. В., Бодрухина С. С., электроснабжение

наземного городского электрического транспорта. Москва 1987г. -272с.

17. Котельников А. В. Блуждающие токи электрифицированного транспорта. М.

Транспорт, 1986. - 279с.

18. Конюхов А. Д., Осадчук Г, И. Коррозионностойкие материалы для кузовов

вагонов. - М.: Транспорт, 1987. 143с.

19. Авдеенко С. П., Засавский Ю. С., Константинов И. О. и др. Компьютерно

-радиоизотопный метод исследования антипиттинговых свойств моторных

масел. -Трение и износ, т. 10, №6, 1989 г., с. 1006-1012.

20. Раджабов Э. А., Парфенова В. А., Гуреев А. А. и др. // Химия и

технология топлива и масел, 1985. №7, с. 25-27.

21. Лютый С. Н., Резников В. Д., Павлов А. Г., Метода отборочных масел.

-Трение и износ, 1989, т. 10, № 2, с. 367-371.

22. Войтов В. А., Баздеркин В. А. Универсальная машина трения. - Трение и

износ, 1994. т. 15, с. 501-506.

23. Войтов В. А., О расположении материалов в парах трения по твердости и

конструктивных способах повышения износостойкости. - Трение и износ,

1994, т. 15, с.452-460.

24. Борисов М. В., Павлов И. А., Постников В. И. Ускоренные испытания машин

на износостойкость, как основа повышения их качества. -М.: Издательство

стандартов, 1976. -352с.

25. Поверхностная прочность материала при трении /Б. И. Костецкий, И. Г.

Носовский, А. К Карзулов и др. -Киев: Техника, 1976. -296с.

26. Авдокин Ф. Н. Теоретические основы эксплуатации автомобилей. М.:

«Транспорт», 1985, -215с.

27. Веклич В. Ф. Диагностирование технического состояние троллейбусов. М.:

«Транспорт», 1990, -295с.

28. Комплект плакатов по фактическому и рациональному использованию

ресурсов на ГЭТ.

29. ГОСТ 30167-96. Порядок установления показателей ресурсосбережения в

документации на продукцию.

30. Габарда Д. Новые транспортные системы в городском общественном

транспорте. М.: «Транспорт», 1990, -216с.

31. Самойлов Д. С. Городской транспорт. М.: «Стройиздат», 1983, -384с.

32. ГОСТ 3051-95. Ресурсосбережение. Основные положения. /-Киев Госстандарт

Украины, 1995г.

33. ГОСТ 2155-93. Энергосбережение. Методы определения экономической

эффективности методов в энергосбережении. /-Киев Госстандарт Украины,

1995г.

34. Дудник А. Н., и др, Развитие энергетических установок с использованием

технологий топливных элементов за рубежом, 1996.

35. Кобелев Ф. С,, Сосновский Я. Ш. Силовая электроника и

ресурсосбережение., 1995.

36. Энергосбережение - приоритетное направление государственной политики

Украины. /Ковалко М. П., Денисюк С. П., Киев, 1998. -506с.

37. Афанасьев Н. А., Юсипов М. А. Система технического обслуживания и

ремонта оборудования энергохозяйств промышленных предприятий (система ТО

и Р). 1989, -528с.

38. Далека В. Ф. Конспект лекций. «Ресурсосбережение на ГЭТ».

39. Долин П. А. Справочник по технике безопасности. - М.: Энергоатомиздат,

1984.

40. Должностные инструкции работников службы ХТТУ. - Харьков: ХТТУ, 1997.

41. Должностная инструкция водителя трамвая. - Харьков: ХТТУД982.

42. Положение об организации работы по управлению охраной труда в жилищно-

коммунальном хозяйстве УССР: РДП 204 УССР 004-85, - Киев: МЖКХ УССР,

1985.

43. Правила техники безопасности на городском электротранспорте. - М.:

Транспорт, 1977.

44. Правила технической эксплуатации трамваев. - М.: Транспорт, 1978.

45. Правила технической эксплуатации подвижного состава городского

электротранспорта. - М.: Стройиздат, 1976.

46. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. Правила

техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. -

М.: Энергоатомиздат, 1986.

47. ГОСТ 12.0.003-74. ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы.

Классификация.

48. ГОСТ 12.1.007-76 ССБТ. Вредные вещества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18