Перевозка грузов Ж.Д. транспортом
тары не включаются контейнеры, поддоны, различные виды
специализированных транспортных средств, они частично
принимают на себя ее функции. Упаковочные и вспомогатель-
ные материалы служат для завертывания, плотной укладки
и амортизации с целью защиты груза от повреждений. Они
применяются при упаковке груза в потребительскую и транс-
портную тару, а также при размещении его непосредственно
в контейнере. К упаковочным и вспомогательным материалам
относятся древесина, бумага, картон, пластики, вата, ткани,
пенопласт, комбинированные и другие подобные этим мате-
риалы.
Защита грузов от повреждений и потерь состоит в при-
менении комплекса мероприятий, предусматривающих пра-
вильный выбор упаковочных средств, соблюдение правил по-
грузочно-разгрузочных работ, транспортирования и хранения
с учетом особенностей груза и влияния различных внешних
факторов, которые воздействуют на груз и на упаковочные
средства. На груз при погрузочно-разгрузочных работах,
транспортировании и хранении влияют три основные группы
внешних воздействий:
м е х а н и ч е с к и е — удары, толчки, вибрация, статиче-
ские нагрузки, трение;
к л и м а т и ч е с к и е — влияние атмосферных осадков,
влажного воздуха, морского тумана, солнечной радиации, пе-
ременной температуры и др.;
б и о л о г и ч е с к и е — влияние жизнедеятельности организ-
мов, насекомых и грызунов.
С учетом этих факторов надлежит правильно и соответст-
венно выбирать тару и упаковочные материалы, рассчитывать
и применять их для различных климатических районов.
Защитный комплекс в общем виде включает последова-
тельно следующие основные процессы: консервацию, обертку
в бумагу, ткань или другой материал, упаковку в тару — по-
требительскую, дополнительную, транспортную. В зависимо-
сти от свойств груза могут применяться все процессы защит-
ного комплекса или некоторые из них.
Упаковка наряду со своей основной функцией защиты
груза должна обеспечивать: удобство выполнения погрузочно-
разгрузочных и складских работ механизированным и ручным
способами; наиболее полное использование всех транспорт-
ных средств по объему, площади и грузоподъемности тары,
аккуратный внешний вид тары и сохранение товарного вида
упакованного груза.
Изделия, не подвергающиеся порче от механических и ат-
мосферных воздействий, но имеющие узлы или детали, под-
верженные повреждению и порче (обработанные рабочие по-
верхности, встроенные механизмы), допускается транспорти-
ровать в открытом виде с применением частичной защиты.
Она осуществляется с помощью консервационных смазок, ла-
ков, обертыванием водонепроницаемыми материалами, уст-
ройством деревянных щитов, колпаков, обшивки досками
легкоповреждаемых мест.
Упакованные грузы допускаются к перевозке только в том
случае, если тара удовлетворяет техническим требованиям,
изложенным в государственных стандартах. Грузоотправите-
ли обязаны предъявлять груз к перевозке в прямом железно-
дорожном, водном и прямом смешанном железнодорожно-
водном сообщении в таре, обеспечивающей сохранность груза
при транспортировании в подвижном составе железных дорог,
на автомобильном транспорте и судах пароходств. При этом
должны также учитываться климатические условия в пути
следования и пункте назначения груза. За прочность изготов-
ления тары, расположение и устойчивость груза внутри нее
ответственность несет грузоотправитель.
Размеры и конструкция тары должны обеспечивать наи-
лучшее использование грузоподъемности и вместимости ваго-
нов и судов. Штучные грузы должны пакетироваться или объ-
единяться в более крупные погрузочные единицы (пачки,
связки, мотки).
В. целях улучшения качества. тары для обеспечения со-
хранности продукции при транспортировании и хранении, а
также более рационального использования материалов в по-
следнее время введен ряд новых стандартов и внесены изме-
нения в действующие.
Стандарты на тару разделяются на о б щ е н о р м а т и в-
н ы е (установочные), в которых излагаются общие техниче-
ские требования, приводится расчет конструктивных элемен-
тов (толщина материалов, типы, конструкции и т. д ) и
стандарты конкретных видов тары для упаковки
определенной продукции. Первый вид стандартов, как пра-
вило, применяется для разработки стандартов второго вида.
Стандарты, специализированные для отдельных видов
продукции, учитывают специфические требования продукции,
без которых не обеспечивается ее сохранность (повышенная
чистота обработки, применение дополнительных защитных по-
крытий, характер соединения деталей и т. д.).
Наиболее часто применяются виды транспортной тары:
ящики разных типов — дощатые плотные, решетчатые, ящики-
лотки (для ягод), щитовые, фанерные (спички, чай), из гоф-
рированного картона (продтара) и другие, а также барабаны,
бочки.
Технические требования, предъявляемые к таре и упаков-
ке грузов, транспортируемых в районы Крайнего Севера и
отдаленные районы, изложены в специальном ГОСТе.
ГОСТом повышены требования: ящики усиливаются стальной
лентой, груз разделяется прокладками, на дно контейнера
устанавливается решетка высотой 50 мм и т. д.
Маркировка грузов
Целью маркировки является наглядный показ следующих
обязательных требований:
1) каждая отправленная грузовая единица должна следо-
вать определенным путем и достигнуть места назначения;
2) с грузовой единицей следует обращаться бережно во
время хранения, транспортирования, при погрузочно-разгру-
зочных работах и распаковке;
3) груз должен быть доставлен комплектно и в сохран-
ности.
В и д ы гр уз о в ы х ед и н и ц следующие: 1) груз в таре;
2) груз без тары или частично упакованный; 3) несколько
единиц груза без тары, скрепленных в виде связки; 4) не-
сколько мест груза в таре, составляющих пакет.
Правильная, четкая маркировка грузов является необхо-
димым условием быстрой доставки их с сохранением качества
в процессе транспортирования.
Маркировка транспортной тары регламентируется
ГОСТ
14192 — 77. Маркировка грузов. Этот стандарт устанавливает
правила маркировки транспортной тары с грузом при хране
ии, погрузочно-разгрузочных работах и перевозке всеми ви-
дами транспорта. Этот ГОСТ не распространяется на марки-
ровку тары с опасными, скоропортящимися и требующими
особых гигиенических или карантинных условий грузами,
а также на маркировку, носящую рекламный характер.
Маркировка должна
содержать отличительный
текст и при необходимо-
сти предупредительные
знаки. Отличительный
текст состоит из основных
и дополнительных надпи-
сей.
Основные надпи-
си — это наименование
получателя и место на
значения.
К дополнитель-
ным надписям относятся:
масса грузового места-брутто и нетто в килограммах, размер грузового места-
длинна, ширина и высота, если они превышают 1м;-
наимено-
вание отправителя; место
отправления; порядковый
номер каждого грузового
места и количество грузо
вых мест — через дробь;
знаки отправителя — ус-
ловные обозначения упа-
кованной продукции в
числителе дроби перед
порядковым номером.
Предупредительные
знаки должны указывать
правильный способ обращения с грузом-
а) — «осторожно, хрупкое!»; б) — «крюками непосредственно
не брать»; в) — «верх, не кантовать»; г) — «боится нагрева»;
д) — «место строповки»; е) — «боится сырости»; ж) — «центр
тяжести»; з) — «герметичная тара»; и) — «боится излучения».
При транспортировании груза в крытом подвижном соста-
ве для маркировки тары применяются бумажные, картонные
или фанерные ярлыки. В случае длительного хранения груза
маркировку допускается наносить непосредственно на тару.
При приеме к перевозке грузов мелкими и малотоннаж-
ными отправками на местах общего пользования, кроме на-
несения маркировки отправителем, станция отправления или
грузоотправитель наносит на каждом грузовом месте железно-
дорожную маркировку. В ней указывается дробью: в числи-
теле — порядковый номер книги приема грузов к отправлению
и через тире — количество мест; в знаменателе — условный
номер дороги отправления и через тире — условный номер
станции отправления. Железнодорожная маркировка, как
правило, должна наноситься на той же стороне грузового ме-
ста, на которой нанесена отправительская маркировка, и ука-
зываться в накладной.
При транспортировании груза на открытом подвижном
составе или морским транспортом маркировку следует четко
и разборчиво наносить несмываемой краской непосредствен-
но на тару или металлические ярлыки. Маркировка от руки
не допускается. Для маркировки рекомендуются черный лак
и эмаль соответствующих марок.
В последнее время появился ряд технических устройств
для маркировки грузов, которые легко интегрируются в про-
изводственный процесс. Среди них система LСР/1000, позво-
ляющая применять бесконтактный способ нанесения крупного
шрифта при маркировке и кодировании предметов упаковки,
и устройство Lasermark, обеспечивающее маркировку упако-
вок принципиально новым методом, без использования кра-
сителей.
Лазерное маркировочное устройство может использоваться
в пищевой, химической и других отраслях промышленности.
Маркировка тары при поставках грузов на экспорт должна
производиться в соответствии с образцом, приведенным в за-
казе-наряде. Надписи при поставках на экспорт производятся
на языке, указанном в заказе-наряде. При поставках экспорт-
ных грузов в тропическом исполнении следует наносить на
таре красной краской букву «Т» в круге и дату упаковки
в круге: числитель — месяц, знаменатель — год. Размер знака
«Т» — 50 мм, цифр месяца и года — 30 мм.
Маркировка и ярлыки при перевозках опасных грузов
с участием морского транспорта должны соответствовать тре-
бованиям Правил морской перевозки опасных грузов, а
при перевозке железнодорожным транспортом — требованиям
Правил перевозки опасных грузов по железным дорогам.
Характеристика вагонов
Конструкция вагонов грузового парка оказывает влияние
на сохранность грузов, скорость выполнения грузовых опера-
ций, эффективность перевозок, безопасность движения поез-
дов, сохранность грузов, максимальное использование грузо-
подъемности и вместимости, обеспечение комплексной меха-
низации погрузочно-разгрузочных работ и сокращение про-
стоя вагонов под грузовыми операциями.
Парк грузовых вагонов состоит из универсальных (кры-
тых, платформ, полувагонов) и специализированных. В уни-
версальных вагонах могут перевозиться практически все гру-
зы, в специализированных — лишь те, для которых они пред-
назначены.
К специализированным вагонам относятся цистерны, изо-
термические, зерновозы, муковозы, цементовозы, думпкары,
хопперы для перевозки цемента, минеральных удобрений,
зерна,
специальные цистерны для перевозки цемента, муки,
каустической соды, спирта, сжиженных газов, вязких ве-
ществ, двухъярусные платформы для легковых автомобилей,
транспортеры для тяжеловесных грузов и др.
По способу загрузки вагоны делят на открытые и закры-
тые. Вагоны открытого типа имеют значительные преимуще-
ства перед крытыми: шире возможность механизации погру-
зочно-разгрузочных работ, ниже простой вагонов ввиду уско-
рения погрузки и выгрузки, меньше расходы на постройку,
ремонт, содержание, возможны перевозки длинномерных,
громоздких грузов.
Технико-эксплуатационная характеристика вагонов приве-
дена в табл. 1.1.
Одной из важных характеристик грузового вагона являет-
ся его грузоподъемность, под которой понимают мак-
симально допускаемую конструкцией нагрузку вагона, уста-
навливаемую МПС с учетом полного обеспечения безопасно-
сти движения поездов.
Удельная грузоподъемность вагона — это количество тонн
грузоподъемности, приходящееся на 1 м' геометрического объ-
ема кузова (т/м').
Грузоподъемность и вместимость вагона могут быть пол-
ностью использованы при удельной грузоподъемности, равной
плотности груза, т. е. массе 1 м' груза в том виде и состоянии,
в которых его перевозят по железным дорогам. Если плот-
ность груза меньше удельной грузоподъемности вагона, вме-
стимость вагона используется полностью, а грузоподъем-
ность — не полностью, при большой плотности — наоборот.
При разработке планов перевозок грузов по железным до-
рогам используют показатели техническая норма загрузки и
статическая нагрузка вагона.
Техническая норма загрузки вагона — это
обязательное количество груза, которое должно быть погру-
жено в данный тип вагона при полном использовании вме-
стимости или грузоподъемности. Эта норма устанавливается
для каждого конкретного типа вагона при загрузке его кон-
кретным грузом (для вагонов — в тоннах, для контейнеров -
в килограммах). Сетевые технические нормы загрузки ваго-
нов разрабатываются и устанавливаются МПС, местные—
дорогами погрузки.
Статическая нагрузка вагон а — это количество
тонн погруженного груза, приходящееся в среднем на один
вагон. При планировании перевозок статическую нагрузку
определяют на основании технических норм загрузки вагонов
и соотношения четырех-, шести- и восьмиосных вагонов в об-
щем числе физических единиц при перевозке данного груза:
[pic],
где: [pic]
— доля соответственно четырех-, шести-,восьмиосных вагонов, участвующих в
перевозках;
[pic]— техническая норма загрузки четырех-, шести-, восьмиосных вагонов
данным грузом.
Характеристика вагонов грузового парка
Табл. 1.1.
|Тип вагона |Грузопод| |Объе| |Длина вагона,|Внутренн|Высота |Техниче|Удельная|Нагрузка | База|
| |ъемность|Тара, |м | | |яя |бортов |ский |грузопод|от вагона|вагон|
| |, Т. |т. |кузо| |мм |ширена |по |коэффиц|ъемность|на путь, |а, |
| | | |ва, | | |вагона |боковой|иент |[pic] |Т. |мм |
| | | |[pic| | |мм[pic] |стене |тары | | | |
| | | |] |Площад| | |вагона | | | | |
| | | | |ь пола| | |мм | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | |[pic] | | | | | | | |
| | | | | |Внутр|По | | | | | | |
| | | | | |енняя|осям | | | | | | |
|- |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |11 |12 |13 |
|1. Крытый |64 | |120,| |13 |14 730|2760 |2 91 |0,341 | |21,45 |10 |
|4-ос- | |21,8 |0 |38,1 |800 | | | | |0,533 | |000 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|