Новые виды транспорта
напрокат не так просто. Для этого сначала следует приобрести специальную
магнитную карточку IC. С ее помощью на терминалах ICVS можно выбрать
наиболее подходящий для конкретной поездки один из четырех видов экипажей,
оформить его аренду, вернуть экипаж на стоянку и оплатить прокат наличными
или с банковского счета. Помимо этого карточка IC используется для запуска
двигателя вместо обычных автомобильных ключей. Оформлением проката
электромобиля занимается сам клиент практически без участия служащих
терминала. Удобно и то, что не обязательно возвращать экипаж на ту же
стоянку, на которой его арендовали, можно оставить или поменять
электромобиль на любом другом терминале ICVS.
Контрольный центр ICVS получает всю оперативную информацию о месте
нахождения того или иного экипажа по специальной радиосвязи. В случае
необходимости оператор, используя внутреннюю радиосвязь и широкоугольные
лазерные радары, может в автоматическом режиме направить в нужное место до
четырех "беспилотных" экипажей. Для этого электромобили оснащены магнитными
и ультразвуковыми сенсорами, взаимодействующими с индукционными кабелями,
проложенными под покрытием терминала. Экипажи могут заезжать на стоянку,
выезжать с нее и парковаться по команде из контрольного центра также без
участия водителя. На терминалах ICVS предусмотрена автоматическая зарядка
аккумуляторных батарей всех электромобилей.
2.Легкие электротранспортные средства
Из всех разновидностей электромобилей наибольший интерес с практической
точки зрения представляют легкие электротранспортные средства (ЛЭТС) с
комбинированным электрическим и чаще всего мускульным приводом. По мнению
президента североамериканской компании "EV Global Motors" Ли
Якокка, в скором времени электророллер, электроскутер, электромопед, одно-
или двухместный мини-электромобиль, а чаще всего - электровелосипед будет
стоять в гараже каждого американца. Согласно прогнозу, в ближайшие 10 лет
ежегодный объем продаж индивидуального электротранспорта составит в мире 6-
10 миллиардов долларов.
Всемирный велобум, охвативший практически все развитые и развивающиеся
страны, в полной мере подтверждает предположение о том, что грядущее
столетие будет веком велосипеда. По прогнозу американских специалистов, уже
в первой четверти XXI века двухколесные педальные машины начнут вытеснять
автомобили и постепенно станут основным средством передвижения.
Обоснованность подобного прогноза подтверждает общая картина происходящего.
В США и Германии - безусловных мировых лидерах по количеству легковых
автомобилей на каждого жителя - ежегодно продается велосипедов больше, чем
автомобилей. Бесконечную вереницу велосипедистов можно наблюдать на дорогах
Дании, Голландии, Швеции и других стран Европы. В Японии практически каждый
второй житель регулярно ездит на велосипеде, а Токио в часы пик буквально
забит велосипедистами. Каждый день 500 миллионов человек ездят на
велосипеде на работу в Китае. Во многих европейских мегаполисах вводится
запрет на автомобильное движение в городских центрах и открываются
бесплатные пункты проката велосипедов.
Невиданная популярность велосипеда не случайна, во многом она связана с
негативными последствиями автомобилизации. Дело в том, что автомобиль,
завоевав практически всю планету, стал главным потребителем невосполнимых
природных ресурсов (нефти), загрязнителем земли, воды и воздуха и
"производителем" шума. В автомобильных авариях ежегодно погибает людей
больше, чем в иных кровопролитных войнах. Главная же опасность автомобиля,
как утверждают медики, в том, что он отучил нас самостоятельно двигаться.
Люди начинают понимать это и, чтобы бороться с гиподинамией, пересаживаются
на велосипед.
Велосипед был первым изобретением, позволившим человеку перемещаться
быстрее и дальше только за счет собственных мускулов. Но едва двухколесная
машина появилась на свет, изобретатели стали думать над тем, как увеличить
ее мощность и скорость. Начиная со второй половины прошлого века велосипед
пытались оснастить дополнительным источником энергии: паровой машиной,
электромотором, бензиновым и даже реактивным двигателем. Однако из-за
большого веса, громоздкости и целого ряда других недостатков ни один из них
на велосипеде не прижился. Тогда же, около ста лет назад, одновременно с
электромобилями были сконструированы и первые электровелосипеды. Но очень
скоро и те и другие, не выдержав конкуренции, уступили дорогу автомобилям,
а сами надолго были забыты.
Второе рождение электровелосипеда произошло буквально на наших глазах.
В 1994 году японская компания "Ямаха" начала выпуск нового велосипеда с
дополнительным электроприводом, а сейчас конструкторы фирмы разрабатывают
модели электровелосипедов уже третьего поколения. В прошлом году в одной
только Японии было продано 250 тысяч таких двухколесных "гибридов". Вслед
за "Ямахой" производством электровелосипедов одна за другой занялись
компании "Хонда", "Панасоник", "Саньо", "Мицубиси" и "Судзуки". Специалисты
прогнозируют, что через год-два на электровелосипедах будут ездить больше
миллиона японцев.
Сегодня электровелосипеды выпускают все крупные велостроительные
компании Азии, Америки и Европы. Власти Китая считают, что
электровелосипеды способны заменить десятки тысяч чадящих и тарахтящих
мотороллеров и мотоциклов и тем самым существенно улучшить транспортную
ситуацию. В Шанхае, например, уже открыто 15 центров зарядки велосипедных
аккумуляторов и более 100 пунктов их замены. Кроме того, планируется
построить сеть аварийных зарядных станций, где любой велосипедист сможет,
опустив в автомат монету и вставив вилку зарядного устройства в розетку
электрозарядной колонки, быстро зарядить аккумулятор.
Современный электровелосипед - вполне комфортное, экологически чистое
транспортное средство, требующее минимальных затрат на содержание и совсем
мало места в гараже и на стоянке. Что касается скоростных качеств
электровелосипеда, то на горизонтальном участке дороги его без особого
труда может обогнать обычный спортивно-туристский велосипед. И дело тут не
в низкой мощности мотора. Электровелосипед специально сконструирован так,
что электропривод вырабатывает ток только тогда, когда велосипедист жмет на
педали. Как только он перестает работать ногами или разгоняется до скорости
20-24 км/ч, мотор автоматически отключается. Хочешь ехать быстрее - крути
педали.
На так называемых "тихих" электровелосипедах, развивающих скорость до
24 км/ч, электропривод выполняет вспомогательную функцию - с ним
велосипедист затрачивает меньше усилий, что особенно важно в поездках на
большие расстояния, при встречном ветре или подъеме в гору. Мощность
электромотора не превышает 250 Вт - это величина, соизмеримая с мощностью,
которую может достаточно долго развивать сам велосипедист. На
электровелосипеде трогаются с места на одних педалях. Когда же скорость
достигает 2-3 км/ч, специальный датчик на вилке приводного колеса
автоматически включает мотор. Но есть электровелосипеды с более сложными
датчиками, они включают электромотор сразу после трогания с места.
В Швейцарии и некоторых штатах США выпускают более мощные "быстрые"
электровелосипеды, скорость которых не ограничивается 20-24 км/ч. На них
устанавливают электромоторы мощностью 400 Вт и более, работающие независимо
от педалей. Мощность двигателя и соответственно скорость регулируются
ручкой "газа". На "быстром" электровелосипеде электрический привод играет
основную роль, а мускульный - вспомогательную. Технические характеристики у
такой машины примерно такие же, как у легкого мопеда. Ездить на "быстром"
электровелосипеде можно только в защитном шлеме, с правами на управление
мопедом и номерным знаком (его выдают вместе со страховым полисом). Привод
электромотора передает усилие на переднее или заднее колесо велосипеда при
помощи шестеренчатого редуктора, цепной передачи или фрикционного ролика,
который прижимается к покрышке ведущего колеса (рис. 2.1).
[pic]
Рисунок 2.1. "Быстрый" электровелосипед американской компании «EV Global
Motors».
Вот уже несколько лет японские, тайваньские и немецкие фирмы выпускают
электровелосипеды с мотор-колесами мощностью 200-250 Вт, которые
встраиваются в ступицу. Идея мотор-колеса не нова, но до последнего времени
эта конструкция не находила широкого применения. Использование мотор-колеса
на электровелосипедах дало возможность отказаться от механической
трансмиссии, а значит, значительно повысить эффективность электропривода.
Специалисты считают, что управляемое бортовым микропроцессором мотор-колесо
- наиболее удачная и перспективная конструкция привода электровелосипеда.
На электровелосипедах обычно применяют никель-кадмиевые аккумуляторные
батареи емкостью 7-10 ампер-часов, весом 5-7 килограммов и более дешевые,
но менее долговечные и энергоемкие, герметичные свинцово-цинковые
аккумуляторы с желеобразным электролитом. Время зарядки аккумуляторной
батареи - 4-5 часов, запас хода при полной зарядке - 20-30 километров и
более. Хотя уже появились электровелосипеды третьего поколения, например
"Старкросс" фирмы "Ямаха", с запасом хода свыше 40 километров. Есть и
новые, пока еще достаточно дорогие никель-металлгидридные и никель-
водородные аккумуляторы, увеличивающие пробег электровелосипеда без
подзарядки до 50 километров.
В США, Японии, Германии и других, наиболее развитых, странах уже сейчас
электровелосипед вполне может заменить второй семейный автомобиль, который
обычно используют для поездок на расстояние в среднем до 15 километров,
например на работу или за покупками. Особенно он пригодится не слишком
спортивным и пожилым людям, всем тем, кто осознает необходимость умеренных,
но регулярных физических нагрузок. В гараже, на стоянке, на проезжей части
электровелосипед занимает места во много раз меньше, чем малогабаритный
автомобиль. И самое главное, он не загрязняет окружающую среду.
В последнее время "электротранспортным островом" стали называть
Тайвань. Пять лет назад здесь насчитывалось всего 67 электромопедов и
электромотоциклов, а в прошлом году их продали уже около пяти тысяч.
Правительственное агентство по охране окружающей среды (ЕРА) установило
квоту на продажу этих электротранспортных средств в размере не менее 2% от
объема продаж мопедов, мотороллеров и мотоциклов. По прогнозам, в нынешнем
году объем продаж электромопедов и электромотоциклов возрастет в три раза и
составит 16 тысяч штук. Государство компенсирует часть затрат на
приобретение электротранспортных средств таким образом, чтобы для
покупателя их стоимость была сопоставимой с ценой мопедов и мотороллеров с
объемом двигателя 50 смз.
Электровелобум можно наблюдать и в Италии. В декабре 1998 года в
историческом центре итальянской столицы, где ежегодно бывают миллионы
туристов, начали создавать парк сдаваемых в прокат электророллеров и сеть
электрозарядных станций. Этот проект финансируют муниципалитет Рима,
Министерство защиты окружающей среды, ассоциации WWF и "Italia Nostra".
Строительством зарядных станций и организацией проката электророллеров
Lepton занимается итальянская компания "Atala Rizzato". На первом этапе
планируется открыть 85 станций для "медленной" шести-, семичасовой зарядки
аккумуляторов с использованием 16-амперных зарядных устройств и
30 станций для "быстрой" одно-, полуторачасовой зарядки. Первые рассчитаны
на одновременную зарядку аккумуляторных батарей четырех экипажей, а вторые
- только двух. Все станции строятся в местах парковки, на них можно будет
заряжать аккумуляторы как муниципальных, так и частных электророллеров,
электровелосипедов и электромобилей. Ориентировочная стоимость проката
электророллера - 1,3-1,8 доллара в час.
В западных странах "тихие" электровелосипеды, у которых мотор лишь
помогает движению, наиболее популярны среди людей старше 40 лет. Больше
всего на них ездят в Японии и европейских странах. Молодежь привлекают
скоростные модели с мощным электроприводом и современным дизайном. На
"быстрых" электровелосипедах можно изменять мощность мотора, а постоянно
крутить педали необязательно. Они доминируют в США и Китае. Фото "тихого"
электровелосипеда представлено на рис. 2.2.
[pic]
Рисунок 2.2. "Тихий" электровелосипед тайбейской фирмы "Elebike Co., Ltd" с
мотор-колесом постоянного тока мощностью 250 Вт, напряжением 36 В и со
свинцово-цинковой аккумулятор ной батареей емкостью 7 ампер-часов (в
пластиковом корпусе на наклонной раме).
Цены на электровелосипеды в Европе, Японии и США колеблются от 1000 до
2000 долларов. Самые дешевые - в Китае и на Тайване, там их можно
приобрести за 200-350 долларов. Еще дешевле купить обычный велосипед и
самому или в мастерской поставить на него комплект электропривода: мотор,
аккумуляторную батарею, зарядное устройство, электронный блок, пульт и
ручку управления. Одна из моделей элктровелосипедов, пользующихся спросом,
представлена на рис. 2.3.
[pic]
Рисунок 2.3. Электровелосипед "Dracle" японской фирмы "Panasonic"
По прогнозу специалистов, к 2003 году количество электровелосипедов в
мире превысит два миллиона.
По материалам, предоставленным компанией "Honda", она будет производить
четыре базовых экипажа: двухместный электромобиль City Pal, одноместный
экипаж с комбинированной двигательной установкой Step Deck, одноместный
электророллер Mon Pal и электровелосипед Raccon.
Одноместный электророллер Mon Pal (рис. 2.4) очень удобен для
повседневных поездок на небольшие расстояния. Его скорость не более 6
километров в час. Электророллер вполне подходит для езды в пешеходных
зонах, на садово-парковых дорожках, в больших торговых и выставочных
помещениях, что наверняка понравится людям пожилого возраста. Габаритные
размеры Mon Pal - 1450 х 690 х 1080 мм (1625 мм с тентом). Привод
коллекторного электродвигателя постоянного тока осуществляется на заднюю
ось.
[pic]
Рисунок 2.4. Электророллер для пожилых людей Mon Pal.
Электровелосипед Raccon 26LX-3В (рис. 2.5) хорош тем, что требует от
велосипедиста значительно меньше усилий при езде на большие расстояния, на
затяжных подъемах и против ветра, чем все другие модели. Его вес 31 кг,
габаритные размеры 1885 х 580 х 770-920 мм (в зависимости от высоты седла).
Электровелосипед оборудован передним и задним багажниками на 4 и 10 кг.
Raccon снабжен малогабаритным коллекторным двигателем постоянного тока
напряжением 24 В, мощностью 220 Вт и компактной никель-кадмиевой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|