скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Эксплуатация автомобильных дорог скачать рефераты

Эксплуатация автомобильных дорог

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Могилевский Государственный технический университет

Кафедра “ Автомобильные дороги ”

ПРОЕКТ ЗИМНЕГО СОДЕРЖАНИЯ

АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине

“ Эксплуатация автомобильных дорог ”

Выполнил: студент гр. САД-972

Стефанович А. Г.

Проверил преподаватель

Полякова Т. М.

Могилев 2000

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

1 Климатическая характеристика района . . . . . . . 5

2 Способы уменьшения снегозаносимости . . . . . . . 7

3 Выявление снегозаносимых участков . . . . . . . . 9

4 Определение объема снегоприноса . . . . . . . . . 10

5 Разработка мер защиты дороги от снежных заносов . 11

5.1 Защита дороги от снежных заносов с помощью

деревянных щитов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

5.2 Защита дороги от снежных заносов путем

установки снегозащитного забора . . . . . . . . . . . . . 14

5.3 Защита дороги от снежных заносов с

применением снежных траншей . . . . . . . . . . . . . . . . 15

5.4 Защита дороги от снежных заносов с помощью

лесопосадок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

5.5 Обоснование выбора снегозащитных устройств . . 19

6 Технология расчистки снежных отложений . . . . . 22

7 Борьба с зимней скользкостью . . . . . . . . . . . . . 24

8 Определение потерь, вызванных зимней сколзкостью . 27

9 Организация работ по зинему содержанию

автомобильной дороги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Общие выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

Список использованных источников . . . . . . . . . . 31

Приложение

Введение

Курсовая работа по дисциплине “Эксплуатация автомобильных дорог”

посвящена решению узкого, но очень важного вопроса эксплуатации

автомобильных дорог — зимнему содержанию.

Цель зимнего содержания дорог — обеспечение безопасного движения

автомобилей с заданными скоростями и нагрузками, защита дороги, зданий и

сооружений на ней от неестественного физического износа. Эта цель

достигается путем защиты и очистки дорог от снежных заносов, лавин,

предотвращения образования и устранения возникающей ледяной корки на

проезжей части, борьбы с наледями.

В процессе выполнения курсовой работы необходимо решить следующие

задачи:

- проанализировать природно-климатические условия работы

автомобильной дороги в зимний период;

- выявить снегозаносимые участки, определить объемы снегоприноса,

определить способы снижения снегозаносимости;

- разработать и обосновать выбор мер защиты дороги от снежных

заносов;

- назначить технологию расчистки снежных отложений;

- определить средства борьбы с зимней скользкостью и потери,

вызванные зимней скользкостью;

- разработать график зимнего содержания автомобильной дороги.

1 Климатическая характеристика района

Рассматриваемая автомобильная дорога проходит в Гомельской области.

Гомельская область относится к II-б климатической зоне с умеренным климатом

и устойчивым снежным покровом продолжительностью 100(120 суток. Весенние

заморозки прекращаются в среднем 5 мая, осенние начинаются — 5 октября.

Среднемесячная температура воздуха, количество осадков, преобладающие

направления ветра представлены в таблице 1.1.

Даты перехода суточных температур через 0°С, 5°С, 10°С, 15°С и

безморозный период представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.1 - Погодно-климатические характеристики

|Месяц | |I |II |III|IV |V |VI |VII|VII|IX |X |XI |XII|

| | | | | | | | | |I | | | | |

|Среднедекадная |1|-6,|-7.|-4.|3.1|11.|16.|18.|18.|14.|7.8|2.4|-3.|

|температура | |5 |0 |0 | |8 |2 |0 |1 |4 | | |0 |

|воздуха, °С |2|-7,|-6.|-2.|6.3|13.|16.|18.|17.|12.|8.2|0.5|-4.|

| | |0 |4 |0 | |8 |9 |5 |2 |3 | | |2 |

| |3|-7.|-5.|-3.|9.2|15.|17.|18.|16.|10.|4.3|-1.|-6.|

| | |2 |6 |0 | |2 |5 |8 |1 |1 | |4 |0 |

|Среднемесячная | | | | | | | | | | | | | |

|температура | |-8 |-7 |-2 |7 |16 |21 |22 |20 |13 |6 |1 |-4 |

|поверхности почвы| | | | | | | | | | | | | |

|Среднедеканое |1|11 |10 |9 |14 |17 |22 |30 |27 |21 |15 |14 |14 |

|количество | |11 |10 |9 |15 |18 |25 |30 |24 |18 |15 |14 |14 |

|осадков, мм |2|11 |10 |11 |18 |20 |27 |28 |21 |17 |15 |14 |12 |

| | | | | | | | | | | | | | |

| |3| | | | | | | | | | | | |

|Число дней с | |0 |0 |0 |2 |3 |4 |2 |3 |2 |1 |3 |0 |

|осадками более 5 | | | | | | | | | | | | | |

|мм | | | | | | | | | | | | | |

Таблица 1.2 - Даты перехода суточных температур через определенные границы

|Температура воздуха, °С |0 |5 |10 |15 |

|Дата перехода |28 / III |11 / IV |28 /IV |24 / V |

| |18 / XI |22 / X |25 / IX |2 / IX |

|Количество дней |238 |193 |149 |100 |

Максимальное среднегодовое количество осадков составляет 812 мм,

минимальное — 227 мм, среднее количество осадков за год — 721 мм.

Максимальное количество осадков выпадающих в течение одних суток — 90 мм.

Средняя величина снежного покрова составляет 20 см, максимальная — 59

см, минимальная — 3 см.

Таблица 1.3 – Ветры зимой

| |С |СВ |В |ЮВ |Ю |ЮЗ |З |СЗ |Штиль |

|XII | | | | | | | | | |

|I | | | | | | | | | |

|II | | | | | | | | | |

[pic]

Рисунок 1.1 - Роза ветров

Рисунок 1.2 - Схема автомобильной дороги

2 Способы уменьшения снегозаносимости

Многочисленность факторов, вызывающих образование снежных заносов,

затрудняет правильное назначение в период проектирования мер,

предотвращающих снегозаносимость. Поэтому на дорогах, принятых в

эксплуатацию, часто приходится принимать меры к уменьшению

снегозаносимости, когда опыт зимнего содержания выявит заносимые снегом

места и причины снежных заносов.

Главными мерами, обеспечивающими незаносимость насыпей, являются

подъем земляного полотна до незаносимой отметки и придание поперечному

профилю дороги обтекаемого для снеговетрового потока очертания.

Следует определить снегозаносимые участки. Высота незаносимой насыпи:

Нн = Нп + (Н ,

(2.1)

|где |Нп - |расчетная высота снежного покрова с вероятностью превышения|

| | |5 % (Нп = 0.59 м); |

| |(Н - |возвышение над снежным покровом, обеспечивающее |

| | |незаносимость насыпи, м. |

Возвышение насыпи над расчетным уровнем снежного покрова определяют

из двух условий: повышения скорости снеговетрового потока до значения,

обеспечивающего перенос снега через дорожное полотно без образования

снежных отложений; и беспрепятственного размещения снега, сбрасываемого с

дорожного полотна при очистке.

Для выполнения первого условия возвышение насыпи над расчетным

уровнем снежного покрова (Нп должно быть не менее 0.5 м [4, стр.17].

Для выполнения второго условия возвышение насыпи над расчетным

уровнем снежного покрова (Нсо должно быть не менее 0.35 м.

Так как (Нп=0.5м > (Нсо=0.35м , принимаем (Н=0.5м. Таким образом

высота снегонезаносимой насыпи должна быль не менее (формула 2.1) :

Нн = 0.59 + 0.5 = 1.09 м.

Для уменьшения снегозаносимости выемок рекомендуем раскрывать выемки

глубиной менее 1м ( уклон откоса 1:10 ), в выемках глубиной до 5 м с

крутыми откосами (1:1.5 ( 1:2) устроить дополнительные полки шириной не

менее 4м для проезда роторных снегоочистителей. Для улучшения обтекания

пересечений снеговетровым потоком следует по возможности уменьшить число

ограждений, ориентирующих столбиков и других препятствий, которые могут

задерживать снег, переносимый метелью.

[pic]

Рисунок 2.2 - Поперечные профили заносимых выемок и насыпей

3 Выявление снегозаносимых участков

Выявляем месторасположение и степень снегозаносимости отдельных

участков дороги в соответствии с имеющимся профилем и отразить результаты в

графике организации зимнего содержания дороги.

Снегозаносимостью называют подверженность дорог снежным заносам.

Количественно снегозаносимость определяется как отношение объема снега,

отложившегося на дорожном полотне к общему объему снега, принесенного

метелью к дороге.

По степени снегозаносимости различают следующие категории заносимых

участков:

1) слабозаносимые — насыпи от Нп=0.59м до Нн=1.09м; пересечения в

одном уровне; насыпи с барьером безопасности;

2) среднезаносимые — раскрытые выемки; полувыемки-полунасыпи; нулевые

места и невысокие насыпи ниже Нп=0.59м; дороги, проходящие через населенные

пункты;

3) сильнозаносимые — нераскрытые выемки, подветренный откос которых

не может вместить снег, приносимый метелями и выпадающий при снегопадах;

все выемки на кривых.

4) незаносимые-насыпи более Hn=1,09; выемки ниже Hв=5м, а также

нераскрытые выемки, подветреный откос которых может вместить весь снег на

дорогу за зиму.

4 Определение объема снегоприноса

Снегопринос — объем снега, приносимого на погонную длину 1м дороги в

единицу времени. Он зависит от размеров бассейна снегоприноса, ориентации

дороги относительно направления преобладающих ветров, толщины снежного

покрова, плотности, температуры и влажности снега, силы ветра и других

факторов.

Объем снегоприноса определяется по участкам

,

(4.1)

|где |Wп - |объем снегоприноса , м3 / м; |

| |( - |коэффициент сдувания твердых осадков, (=0.5; |

| |( - |угол между направлением господствующего ветра и |

| | |направлением рассматриваемого участка дороги; |

| |(с - |Плотность снега, (с = 0.4 т/м3 ; |

| |L - |путь, который проходит метель от границы бассейна до |

| | |дороги, L=( ; |

| |Lэ - |Предельная дальность снегоприноса, Lэ = 0.5 км; |

| |Wa- |общее число твердых осадков за зиму, Wa=122мм. |

Поучастковый расчет сведем в таблицу 4.1.

Таблица 4.1 - Определение объема снегоприноса

|№ |Ветер |Дорога |Расчет |Wп , м3/м |

| | | |0.5sin(20°) | |

|1 |Ю:З |СВ:25° |Wп= (122 |26,07 |

| | | |0.4(1/(+1/0.5) | |

| | | |0.5sin(5°) | |

|2 |Ю:З |СВ:40° |Wп= (122 |6,65 |

| | | |0.4(1/(+1/0.5) | |

| | | |0.5sin(15°) | |

|3 |Ю:З |СВ:30° |Wп= (122 |19,73 |

| | | |0.4(1/(+1/0.5) | |

| | | |0.5sin(27°) | |

|4 |Ю:З |СВ:18° |Wп= (122 |34,62 |

| | | |0.4(1/(+1/0.5) | |

5 Разработка мер защиты дороги от снежных заносов

Заносимые участки автомобильных дорог можно защитить от снежных

заносов тремя путями: задержать переносимый метелью снег на подступах к

дороге и вызвать образование снежных отложений на безопасном для дороги

расстоянии; увеличить скорость снеговетрового потока, когда он проходит над

дорогой и этим предотвратить образование снежных отложений на дорожном

покрытии; полностью укрыть дорогу от снега с помощью специальных

сооружений.

5.1 Защита дороги от снежных заносов с помощью

деревянных щитов

Наиболее медленно заносятся снегом щиты с неравномерно расположенным

заполнением, при котором решетка сгущена в верхней части и разрежена в

нижней. Благодаря этому такие щиты приходится переставлять значительно

реже, чем щиты с равномерно заполненной решеткой.

В зависимости от объема снегоприноса и скорости ветра применяются

четыре типа щитов с разреженной нижней частью. Согласно [1, стр.141] и

объему снегоприноса на участках автомобильной дороги принимаем щит типа IV

(рисунок 5.1).

Щиты обычно устанавливают с кольями, привязывая к ним. На каменистом

или скальном грунте щиты ставят в “козлы”, прочно связывая верхние концы.

Наиболее эффективно задерживают снег щиты, установленные сплошной

линией. При недостатке щитов вместо сплошной линии можно ставить щитовые

линии с разрывами в один щит через каждые три щита. Максимальное удаление

одиночных щитовых линий от дороги должно быть не более 100м.

[pic]

Рисунок 5.1 – IV Тип снегозащитного щита

В случаях интенсивных метелей щиты ставят в несколько рядов.

Необходимое количество рядов можно определить по следующей зависимости:

,

(5.1)

|где |К - |Коэффициент накопления снега у наружных рядов многорядной |

| | |защиты, К=9; |

| |Н - |Высота щита, м; |

| |Lp - |Расстояние между рядами щитов, Lp ( 20*Н,м; |

| |Кр - |Коэффициент заполнения снегом пространства между рядами, Кр|

| | |= 0.6(0.8. |

Произведем расчет и сведем его в таблицу 5.1.

Таблица 5.1 - Количество рядов снегозащитных щитов по участкам

автомобильной дороги

|№ |Wп , м3/м |Н,м |Lp,м |Расчет |N |Принято |

|1 |26,07 |1.5 |30 |26,07-9(1,52 |0,18 |1 |

| | | | |0,7(1,5(30 | | |

|2 |6,65 |1.5 |30 |6,65-9(1,52 |-0,43|0 |

| | | | |0,7(1,5(30 | | |

Страницы: 1, 2