Эксплуатационные материалы
ГОСТУ и SAE
|Класс вязкости |Вязкость при 99 |Соответствие классу вязкости по |
|масел по SAE |°С,мм^с |ГОСТу |
| | |не менее |не более |
|75W |4.2 |1 |- |
|80 W |7 |- |9 |
|85 W |11 |- |- |
|90 |14 |25 |18 |
|140 |25 |43 |34 |
По классификации API трансмиссионные масла подразделяются по уровню
противоизносных и противозадирных свойств:
GL-1 - применяются в зубчатых зацеплениях при невысоких давлениях и
скоростях скольжения (не содержат присадок);
GL-2 - содержат притивоизносные присадки;
GL-3 - содержат противозадирные присадки, могут быть использованы для
спирально-конических передач, в том числе гипоидных.
Всего 5 классов, которые соответствуют группам, обозначенным по
ГОСТуТМ-1,-2,-3,-4,-5.
2.3. Пластичные смазки
Пластичные смазки (ПС) - это густые мазеобразные продукты. Имеют два
основных компонента - масляную основу (дисперсионная среда) и твердый
загуститель (дисперсная среда). Для улучшения консервационных,
противоизносных свойств, химической стабильности, термостойкости в смазки
вводят присадки в количестве 0,001...5%.
Ассортимент, ПС разделены на четыре группы: антифрикционные,
консервационные, уплотнительные и канатные.
Антифрикционные предназначены' для снижения износа и трения скольжения
сопряженных деталей. Они делятся на подгруппы: С - общего назначения для
температур до 70 °С, О - для повышенной температуры (до 110 °С), М -
многоцелевые (-30...130 °С); Ж - термостойкие (150 "С и выше), Н -
морозостойкие (ниже -40 "С); И - противозадирные и
противоизносные; П - приборные; Д - приработочные; Х - химически стойкие.
Консервационные предназначены для предотвращения коррозии
металлических поверхностей при хранении и эксплуатации, обозначаются
индексом "З".
Канатные смазки обозначаются индексом "К".
Уплотнительные делятся на три группы: А - арматурные; Р -резьбовые; В
- вакуумные.
Кроме того, в классификационном обозначении указывают:
•тип загустителя;
•рекомендуемый температурный диапазон применения;
•дисперсионную среду;
•консистенцию.
Загуститель обозначается первыми двумя буквами входящего в состав мыла
металла: "Ка" - кальциевое; "На" - натриевое; "Ли" - литиевое.
Рекомендуемый температурный диапазон применения указывают дробью: в
числителе - уменьшенная в 10 раз минимальная температура без знака минус, в
знаменателе - уменьшенная в 10 раз максимальная температура.
Тип дисперсионной среды и присутствие твердых добавок обозначают
строчными буквами: "у" - синтетические углеводороды, "к"
-кремнийорганические жидкости, "г" - добавки гра4)ита, "д" - добавка
дисульфита молибдена. Смазки на нефтяной основе индекса не имеют.
Консистенцию смазок обозначают условными числами от 0 до 7.
Пример. ПС Литол-24 (товарная марка) имеет следующее классификационное
обозначение МЛи4/13-3: "М" - многоцелевая антифрикционная, работоспособна в
условиях повышенной влажности;
"Ли" - загущена литиевыми мылами; "4/13" - работоспособна в интервале
температур от -40 до 130 "С, отсутствие индекса дисперсионной среды
-приготовлена на нефтяном масле; "3" - условная характеристика густоты
смазки.
Кальциевые смазки (солидолы) - антифрикционные пластические смазки.
Они нерастворимы в воде, поэтому в условиях высокой влажности и при
контакте с водой хорошо защищают металлические детали от коррозии.
Недостаток - работоспособны при температурах до 60 "С.
Солидолы синтетические (солидол С) - применяется в подшипниках качения
и скольжения, в шарнирах, винтовых и цепных передачах. Их недостатки -
низкая механическая стабильность, работоспособность при температурах до 50
°С.
В табл. 18.9 приведены сведения о соответствии основных марок
отечественных и зарубежных смазок.
Таблица 18.9
Соответствие отечественных и зарубежных марок пластичных
смазок
|Отечественна|Смазка фирмы |
|я смазка | |
| |Shell |Mobil |BP |Esso |
|Солидол С |Uneda 2, 3 |Mobilgrease |Energrease |Chassis XX, |
| |Lirona 3 |АА№2,' |C2,C3; |Cazar K2 |
| | |Greasrex D60 |Energrease | |
| | | |GP2, GP3 | |
|Пресс-солидо|Uneda 1, |Mobilgrease |Energrease |Chassis L, H,|
|л |Retinax С |АА№ 1 |C1,CA |CazarК 1 |
|Графитная |Barbatia 2, |Graphited № 3|Energrease |Van Estan 2 |
|УСсА |-3, -4 | |C2G, C36 | |
|ЦИАТИМ- |Aeroshell, |Mobilgrease |— |Beacon 325 |
|201 |Grease 6 |BRB Zero | | |
|1-13,ЯНЗ-2 |Nerita 2, 3 |Mobilgrease |Energrease № |AndokM275, |
| |Retinax H |ВРВ№3 |2,№3 |Andok В |
|Литол-24 |Retinax A, |Mobilgrease |Energrease |Beacon 3, |
| |Alvania 3, R3|22 |L2, |Unirex 3 |
| | |Mobilgrease |Multipurpose | |
| | |BRB | | |
|Фиол-1 |Alvania 1 |Mobilux 1 |Energrease L2|Multipurpose |
| | | | | |
Применение. В шарнирах рулевого управления, шкворнях поворотных
кулаков, для пальцев рессор, оси педалей сцепления и тормоза, рычагов
коробки передач, раздаточной коробки, валов разжимных кулаков тормозов, в
механизмах лебедки, буксирных и седельных механизмах, шлицах и подшипниках
карданных шарниров используются Литол-24, солидол С, пресс-солидол С.
Для карданных шарниров равных -угловых скоростей используется AM
карданная, Униол-1.
Подшипники ступиц колес, промежуточная опора карданного вала,
выжимной подшипник сцепления, подшипники водяного насоса, передний
подшипник первичного вала коробки передач, вал привода распределителя
зажигания смазываются Литолом-24, ПС 1-13.
В подшипниках генератора, стартера, электродвигателей
стеклоочистителя и отопителя используются Литол-24, N 158.
Шарниры привода стеклоочистителя, петли дверей смазываются Литолом-
24, солидолом С.
Для рессор используется графитная смазка УСсА.
Клеммы аккумулятора смазываются Литолом-24, солидолом С, ВТВ-1,
пушечной смазкой.
Для гибкого вала спидометра используются ЦИАТИМ-201, моторное масло.
Тросы стояночного тормоза, замка капота смазываются Литолом-24, ЦИАТИМ-
201.
3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ
3.1. Амортизаторные жидкости
В легковых автомобилях нашли широкое применение амортизаторы
(виброизоляторы) телескопического типа, а в последнее время
-телескопические стойки, предназначенные для гашения колебаний кузова на
упругих элементах подвески. Установка амортизаторов делает ход автомобиля
плавным даже при движении по бездорожью.
Рабочим телом в гидравлических амортизаторах служат маловязкие
жидкости, обычно на нефтяной основе.
Требования к амортизаторным жидкостям многообразны. Основным
показателем является вязкость. Большинство рабочих жидкостей, применяемых в
телескопических амортизаторах, характеризуются следующими значениями
вязкости: при 20 °С - 30...60; при 50 °С - 10...16;
при 100 °С-3,5,„6,0 мм2/^.
Высокие требования предъявляются к вязкости амортизаторных жидкостей
при отрицательных температурах. Так, при -20 °С вязкость не должна
превышать 800 мм2/с. Желательно, чтобы во всем интервале встречающихся на
практике отрицательных температур вязкость амортизаторной жидкости не
превышала 2000 мм^с. При более высокой вязкости работа амортизаторов резко
ухудшается и происходит блокировка подвески. С этим часто встречаются на
практике, так как уже при -30 °С вязкость товарных амортизаторных жидкостей
превышает 2000 мм^с и при -40 °С достигает 5000.,.10000 мм^с. Обеспечить
требуемую вязкость (при температурах ниже -30 °С) могут амортизаторные
жидкости на синтетической основе.
Рабочая амортизаторная жидкость должна обладать определенной
теплоемкостью и теплопроводностью.
Важное значение имеют смазывающие свойства жидкостей, которые
определяются обычно при испытании на машинах трения или при испытании самих
амортизаторов на стенде. Так, амортизаторная жидкость МГП-10, применяемая
на старых моделях автомобилей ВАЗ, не обеспечила достаточной
износостойкости телескопических стоек
автомобилей ВАЗ-2108, что потребовало разработки новой
амортизаторной жидкости МГП-12.
Амортизаторные жидкости не должны быть склонны к пенообразованию,
так как это снижает энергоемкость амортизатора и нарушает условия смазки
трущихся пар.
Важными характеристиками амортизационных жидкостей являются такие, как
стабильность против окисления, механическая стабильность, испаряемость и
совместимость с конструкционными материалами, особенно резиновыми
уплотнениями.
В их состав, как правило, вводят различные добавки, улучшающие
свойства жидкости. Это высоко молекулярные присадки для улучшения вязкостно-
температурных характеристик, антиокислительные и противопенные
присадки, а также присадки для улучшения смазывающих свойств.
Обслуживание (замена рабочей жидкости) и ремонт амортизаторов требуют
специального технологического оборудования и должны производиться на
станциях технического обслуживания автомобилей.
Зарубежными аналогами отечественных амортизаторных жидкостей могут
быть следующие жидкости: фирмы Shell - Aeroshell Fluid 1, фирмы ВР - ВР
Aero Hydraulic 2, Esso - Aviation Utility Oil, DEF2901A.
3.2. Тормозные жидкости
Тормозные жидкости служат для передачи энергии к
исполнительным механизмам в гидроприводе тормозной системы автомобиля.
Рабочее давление в гидроприводе тормозов достигает 10 МПа и более.
Развиваемое давление передается на поршни колесных цилиндров, которые
прижимают тормозные накладки к тормозным дискам или барабанам. При
торможении кинетическая энергия при трении превращается в тепловую. При
этом освобождается большое количество теплоты, которое зависит от массы и
скорости автомобиля. При экстренных торможениях автомобиля температура
тормозных колодок может достигать 600 °С, а тормозная жидкость нагреваться
до 150 °С и выше. Высокие температуры в тормозах и гигроскопичность
жидкости приводят к ее обводнению и преждевременному старению. В этих
условиях жидкость может отрицательно влиять на резиновые манжетные
уплотнения тормозных цилиндров, вызывать коррозию металлических деталей. Но
наибольшую опасность для работы тормозов представляет возможность появления
в жидкости пузырьков пара и газа, образующихся при высоких температурных
режимах эксплуатации из-за низкой температуры кипения самой жидкости, а
также при наличии в ней воды.
При нажатии на педаль тормоза пузырьки газа сжимаются, и так как объем
главного тормозного цилиндра невелик (5...15 мл), даже сильное нажатие на
педаль может не привести к росту необходимого тормозного давления, т.е.
тормоз не работает из-за наличия в системе паровых пробок.
Надежная работа тормозной системы - необходимое условие безопасной
эксплуатации автомобиля, поэтому тормозная жидкость является ее
функциональным элементом и должна отвечать комплексу технических
требований. Важнейшие из них рассмотрены ниже.
Температура кипения. Это важнейший показатель, определяющий предельно
допустимую рабочую температуру гидропривода тормозов. Для большей части
современных тормозных жидкостей температура кипения в процессе эксплуатации
снижается из-за их высокой гигроскопичности. К этому приводит попадание
воды, главным образом за счет конденсации из воздуха. Поэтому наряду с
температурой кипения "сухой" тормозной жидкости определяют температуру
кипения "увлажненной" жидкости, содержащей 3,5% воды.
Температура кипения "увлажненной" жидкости косвенно
характеризует температуру, при которой жидкость будет "закипать" через
1,5...2 года ее работы в гидроприводе тормозов автомобиля. Для надежной
работы тормозов необходимо, чтобы она была выше рабочей температуры
жидкости в тормозной системе.
Из опыта эксплуатации следует, что температура жидкости в гидроприводе
тормозов грузовых автомобилей обычно не превышает 100 С. В условиях
интенсивного торможения, например на горных дорогах, температура может
подняться до 120 "С и более.
В легковых автомобилях с дисковыми тормозами температура жидкости при
движении по магистральным автострадам составляет 60...70 °С, в городских
условиях достигает 80...100 °С, на горных дорогах 100...120 °С, а при
высоких скоростях движения, температурах воздуха и при интенсивных
торможениях - до 150 С. В некоторых случаях (спецмашины, спортивные
автомобили и т.д.) температура жидкости может превышать указанные значения.
Следует отметить, что начало образования паровой фазы тормозных
жидкостей при нагреве, а следовательно, и паровых пробок в гидроприводе
тормозов происходит при температуре на 20...25°С ниже температуры кипения
жидкости. Это обстоятельство принимается во внимание при установлении
показателей качества тормозных жидкостей.
Согласно требованиям международных стандартов температура кипения
"сухой" и "увлажненной" тормозной жидкости должна иметь значения
соответственно не менее 205 и 140 "С для автомобилей при обычных условиях
их эксплуатации и не менее 230 и 155 С - для автомобилей, эксплуатирующихся
на режимах с повышенными скоростями или с частыми и интенсивными
торможениями, например на
горных дорогах. Следует иметь введу, что на автомобиле, остановившемся
после интенсивных торможений, температура жидкости может некоторое время
повышаться за счет теплоты тормозных колодок из-за прекращения их
охлаждения встречным потоком воздуха.
Вязкостно-температурные свойства. Процесс торможения обычно длится
несколько секунд, а в экстренных условиях - доли секунды. Поэтому
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|