скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Эксплуатационные материалы скачать рефераты

ГОСТУ и SAE

|Класс вязкости |Вязкость при 99 |Соответствие классу вязкости по |

|масел по SAE |°С,мм^с |ГОСТу |

| | |не менее |не более |

|75W |4.2 |1 |- |

|80 W |7 |- |9 |

|85 W |11 |- |- |

|90 |14 |25 |18 |

|140 |25 |43 |34 |

По классификации API трансмиссионные масла подразделяются по уровню

противоизносных и противозадирных свойств:

GL-1 - применяются в зубчатых зацеплениях при невысоких давлениях и

скоростях скольжения (не содержат присадок);

GL-2 - содержат притивоизносные присадки;

GL-3 - содержат противозадирные присадки, могут быть использованы для

спирально-конических передач, в том числе гипоидных.

Всего 5 классов, которые соответствуют группам, обозначенным по

ГОСТуТМ-1,-2,-3,-4,-5.

2.3. Пластичные смазки

Пластичные смазки (ПС) - это густые мазеобразные продукты. Имеют два

основных компонента - масляную основу (дисперсионная среда) и твердый

загуститель (дисперсная среда). Для улучшения консервационных,

противоизносных свойств, химической стабильности, термостойкости в смазки

вводят присадки в количестве 0,001...5%.

Ассортимент, ПС разделены на четыре группы: антифрикционные,

консервационные, уплотнительные и канатные.

Антифрикционные предназначены' для снижения износа и трения скольжения

сопряженных деталей. Они делятся на подгруппы: С - общего назначения для

температур до 70 °С, О - для повышенной температуры (до 110 °С), М -

многоцелевые (-30...130 °С); Ж - термостойкие (150 "С и выше), Н -

морозостойкие (ниже -40 "С); И - противозадирные и

противоизносные; П - приборные; Д - приработочные; Х - химически стойкие.

Консервационные предназначены для предотвращения коррозии

металлических поверхностей при хранении и эксплуатации, обозначаются

индексом "З".

Канатные смазки обозначаются индексом "К".

Уплотнительные делятся на три группы: А - арматурные; Р -резьбовые; В

- вакуумные.

Кроме того, в классификационном обозначении указывают:

•тип загустителя;

•рекомендуемый температурный диапазон применения;

•дисперсионную среду;

•консистенцию.

Загуститель обозначается первыми двумя буквами входящего в состав мыла

металла: "Ка" - кальциевое; "На" - натриевое; "Ли" - литиевое.

Рекомендуемый температурный диапазон применения указывают дробью: в

числителе - уменьшенная в 10 раз минимальная температура без знака минус, в

знаменателе - уменьшенная в 10 раз максимальная температура.

Тип дисперсионной среды и присутствие твердых добавок обозначают

строчными буквами: "у" - синтетические углеводороды, "к"

-кремнийорганические жидкости, "г" - добавки гра4)ита, "д" - добавка

дисульфита молибдена. Смазки на нефтяной основе индекса не имеют.

Консистенцию смазок обозначают условными числами от 0 до 7.

Пример. ПС Литол-24 (товарная марка) имеет следующее классификационное

обозначение МЛи4/13-3: "М" - многоцелевая антифрикционная, работоспособна в

условиях повышенной влажности;

"Ли" - загущена литиевыми мылами; "4/13" - работоспособна в интервале

температур от -40 до 130 "С, отсутствие индекса дисперсионной среды

-приготовлена на нефтяном масле; "3" - условная характеристика густоты

смазки.

Кальциевые смазки (солидолы) - антифрикционные пластические смазки.

Они нерастворимы в воде, поэтому в условиях высокой влажности и при

контакте с водой хорошо защищают металлические детали от коррозии.

Недостаток - работоспособны при температурах до 60 "С.

Солидолы синтетические (солидол С) - применяется в подшипниках качения

и скольжения, в шарнирах, винтовых и цепных передачах. Их недостатки -

низкая механическая стабильность, работоспособность при температурах до 50

°С.

В табл. 18.9 приведены сведения о соответствии основных марок

отечественных и зарубежных смазок.

Таблица 18.9

Соответствие отечественных и зарубежных марок пластичных

смазок

|Отечественна|Смазка фирмы |

|я смазка | |

| |Shell |Mobil |BP |Esso |

|Солидол С |Uneda 2, 3 |Mobilgrease |Energrease |Chassis XX, |

| |Lirona 3 |АА№2,' |C2,C3; |Cazar K2 |

| | |Greasrex D60 |Energrease | |

| | | |GP2, GP3 | |

|Пресс-солидо|Uneda 1, |Mobilgrease |Energrease |Chassis L, H,|

|л |Retinax С |АА№ 1 |C1,CA |CazarК 1 |

|Графитная |Barbatia 2, |Graphited № 3|Energrease |Van Estan 2 |

|УСсА |-3, -4 | |C2G, C36 | |

|ЦИАТИМ- |Aeroshell, |Mobilgrease |— |Beacon 325 |

|201 |Grease 6 |BRB Zero | | |

|1-13,ЯНЗ-2 |Nerita 2, 3 |Mobilgrease |Energrease № |AndokM275, |

| |Retinax H |ВРВ№3 |2,№3 |Andok В |

|Литол-24 |Retinax A, |Mobilgrease |Energrease |Beacon 3, |

| |Alvania 3, R3|22 |L2, |Unirex 3 |

| | |Mobilgrease |Multipurpose | |

| | |BRB | | |

|Фиол-1 |Alvania 1 |Mobilux 1 |Energrease L2|Multipurpose |

| | | | | |

Применение. В шарнирах рулевого управления, шкворнях поворотных

кулаков, для пальцев рессор, оси педалей сцепления и тормоза, рычагов

коробки передач, раздаточной коробки, валов разжимных кулаков тормозов, в

механизмах лебедки, буксирных и седельных механизмах, шлицах и подшипниках

карданных шарниров используются Литол-24, солидол С, пресс-солидол С.

Для карданных шарниров равных -угловых скоростей используется AM

карданная, Униол-1.

Подшипники ступиц колес, промежуточная опора карданного вала,

выжимной подшипник сцепления, подшипники водяного насоса, передний

подшипник первичного вала коробки передач, вал привода распределителя

зажигания смазываются Литолом-24, ПС 1-13.

В подшипниках генератора, стартера, электродвигателей

стеклоочистителя и отопителя используются Литол-24, N 158.

Шарниры привода стеклоочистителя, петли дверей смазываются Литолом-

24, солидолом С.

Для рессор используется графитная смазка УСсА.

Клеммы аккумулятора смазываются Литолом-24, солидолом С, ВТВ-1,

пушечной смазкой.

Для гибкого вала спидометра используются ЦИАТИМ-201, моторное масло.

Тросы стояночного тормоза, замка капота смазываются Литолом-24, ЦИАТИМ-

201.

3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ

3.1. Амортизаторные жидкости

В легковых автомобилях нашли широкое применение амортизаторы

(виброизоляторы) телескопического типа, а в последнее время

-телескопические стойки, предназначенные для гашения колебаний кузова на

упругих элементах подвески. Установка амортизаторов делает ход автомобиля

плавным даже при движении по бездорожью.

Рабочим телом в гидравлических амортизаторах служат маловязкие

жидкости, обычно на нефтяной основе.

Требования к амортизаторным жидкостям многообразны. Основным

показателем является вязкость. Большинство рабочих жидкостей, применяемых в

телескопических амортизаторах, характеризуются следующими значениями

вязкости: при 20 °С - 30...60; при 50 °С - 10...16;

при 100 °С-3,5,„6,0 мм2/^.

Высокие требования предъявляются к вязкости амортизаторных жидкостей

при отрицательных температурах. Так, при -20 °С вязкость не должна

превышать 800 мм2/с. Желательно, чтобы во всем интервале встречающихся на

практике отрицательных температур вязкость амортизаторной жидкости не

превышала 2000 мм^с. При более высокой вязкости работа амортизаторов резко

ухудшается и происходит блокировка подвески. С этим часто встречаются на

практике, так как уже при -30 °С вязкость товарных амортизаторных жидкостей

превышает 2000 мм^с и при -40 °С достигает 5000.,.10000 мм^с. Обеспечить

требуемую вязкость (при температурах ниже -30 °С) могут амортизаторные

жидкости на синтетической основе.

Рабочая амортизаторная жидкость должна обладать определенной

теплоемкостью и теплопроводностью.

Важное значение имеют смазывающие свойства жидкостей, которые

определяются обычно при испытании на машинах трения или при испытании самих

амортизаторов на стенде. Так, амортизаторная жидкость МГП-10, применяемая

на старых моделях автомобилей ВАЗ, не обеспечила достаточной

износостойкости телескопических стоек

автомобилей ВАЗ-2108, что потребовало разработки новой

амортизаторной жидкости МГП-12.

Амортизаторные жидкости не должны быть склонны к пенообразованию,

так как это снижает энергоемкость амортизатора и нарушает условия смазки

трущихся пар.

Важными характеристиками амортизационных жидкостей являются такие, как

стабильность против окисления, механическая стабильность, испаряемость и

совместимость с конструкционными материалами, особенно резиновыми

уплотнениями.

В их состав, как правило, вводят различные добавки, улучшающие

свойства жидкости. Это высоко молекулярные присадки для улучшения вязкостно-

температурных характеристик, антиокислительные и противопенные

присадки, а также присадки для улучшения смазывающих свойств.

Обслуживание (замена рабочей жидкости) и ремонт амортизаторов требуют

специального технологического оборудования и должны производиться на

станциях технического обслуживания автомобилей.

Зарубежными аналогами отечественных амортизаторных жидкостей могут

быть следующие жидкости: фирмы Shell - Aeroshell Fluid 1, фирмы ВР - ВР

Aero Hydraulic 2, Esso - Aviation Utility Oil, DEF2901A.

3.2. Тормозные жидкости

Тормозные жидкости служат для передачи энергии к

исполнительным механизмам в гидроприводе тормозной системы автомобиля.

Рабочее давление в гидроприводе тормозов достигает 10 МПа и более.

Развиваемое давление передается на поршни колесных цилиндров, которые

прижимают тормозные накладки к тормозным дискам или барабанам. При

торможении кинетическая энергия при трении превращается в тепловую. При

этом освобождается большое количество теплоты, которое зависит от массы и

скорости автомобиля. При экстренных торможениях автомобиля температура

тормозных колодок может достигать 600 °С, а тормозная жидкость нагреваться

до 150 °С и выше. Высокие температуры в тормозах и гигроскопичность

жидкости приводят к ее обводнению и преждевременному старению. В этих

условиях жидкость может отрицательно влиять на резиновые манжетные

уплотнения тормозных цилиндров, вызывать коррозию металлических деталей. Но

наибольшую опасность для работы тормозов представляет возможность появления

в жидкости пузырьков пара и газа, образующихся при высоких температурных

режимах эксплуатации из-за низкой температуры кипения самой жидкости, а

также при наличии в ней воды.

При нажатии на педаль тормоза пузырьки газа сжимаются, и так как объем

главного тормозного цилиндра невелик (5...15 мл), даже сильное нажатие на

педаль может не привести к росту необходимого тормозного давления, т.е.

тормоз не работает из-за наличия в системе паровых пробок.

Надежная работа тормозной системы - необходимое условие безопасной

эксплуатации автомобиля, поэтому тормозная жидкость является ее

функциональным элементом и должна отвечать комплексу технических

требований. Важнейшие из них рассмотрены ниже.

Температура кипения. Это важнейший показатель, определяющий предельно

допустимую рабочую температуру гидропривода тормозов. Для большей части

современных тормозных жидкостей температура кипения в процессе эксплуатации

снижается из-за их высокой гигроскопичности. К этому приводит попадание

воды, главным образом за счет конденсации из воздуха. Поэтому наряду с

температурой кипения "сухой" тормозной жидкости определяют температуру

кипения "увлажненной" жидкости, содержащей 3,5% воды.

Температура кипения "увлажненной" жидкости косвенно

характеризует температуру, при которой жидкость будет "закипать" через

1,5...2 года ее работы в гидроприводе тормозов автомобиля. Для надежной

работы тормозов необходимо, чтобы она была выше рабочей температуры

жидкости в тормозной системе.

Из опыта эксплуатации следует, что температура жидкости в гидроприводе

тормозов грузовых автомобилей обычно не превышает 100 С. В условиях

интенсивного торможения, например на горных дорогах, температура может

подняться до 120 "С и более.

В легковых автомобилях с дисковыми тормозами температура жидкости при

движении по магистральным автострадам составляет 60...70 °С, в городских

условиях достигает 80...100 °С, на горных дорогах 100...120 °С, а при

высоких скоростях движения, температурах воздуха и при интенсивных

торможениях - до 150 С. В некоторых случаях (спецмашины, спортивные

автомобили и т.д.) температура жидкости может превышать указанные значения.

Следует отметить, что начало образования паровой фазы тормозных

жидкостей при нагреве, а следовательно, и паровых пробок в гидроприводе

тормозов происходит при температуре на 20...25°С ниже температуры кипения

жидкости. Это обстоятельство принимается во внимание при установлении

показателей качества тормозных жидкостей.

Согласно требованиям международных стандартов температура кипения

"сухой" и "увлажненной" тормозной жидкости должна иметь значения

соответственно не менее 205 и 140 "С для автомобилей при обычных условиях

их эксплуатации и не менее 230 и 155 С - для автомобилей, эксплуатирующихся

на режимах с повышенными скоростями или с частыми и интенсивными

торможениями, например на

горных дорогах. Следует иметь введу, что на автомобиле, остановившемся

после интенсивных торможений, температура жидкости может некоторое время

повышаться за счет теплоты тормозных колодок из-за прекращения их

охлаждения встречным потоком воздуха.

Вязкостно-температурные свойства. Процесс торможения обычно длится

несколько секунд, а в экстренных условиях - доли секунды. Поэтому

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6