скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Эксплуатационные материалы скачать рефераты

К трансмиссионным относятся масла, применяемые для смазки зубчатых

передач агрегатов трансмиссии, а также в гидротрансмиссиях.

В современных автомобилях применяют зубчатые передачи различных

типов. Особенно широко распространены винтовые (гипоидные) передачи. Их

преимущество перед передачами с прямыми зубьями состоит в большей прочности

зубьев шестерен при равных габаритах, плавной и бесшумной работе. Но к

маслам для винтовых шестерен предъявляют более высокие требования, чем к

маслам для шестерен с прямыми зубьями, поскольку скорости скольжения в

таких передачах больше.

В агрегатах трансмиссии трансмиссионные масла выполняют следующие

ф>ункции:

•снижают износ деталей;

•уменьшают потери энергии на трение;

•увеличивают теплоотвод от трущихся поверхностей;

•снижают вибрацию и шум шестерен, а также защищают их от ударных

нагрузок;

•защищают детали механизмов от коррозии;

•масла для гидромеханических передач, кроме того, выполняют функцию

рабочего тела в гидротурбине, передающей мощность. Важнейшие свойства ТМ:

•вязкостно-температурные;

•противоизносные, противозадирные, противопиттинговые;

•термическая и термоокислительная стабильность;

•стойкость к образованию эмульсий с водой;

•минимальное воздействие на резино-технические изделия, лаки, краски и

пластмассы;

•химическая и физическая стабильность при хранении и

транспортировании.

В зависимости от конструктивных особенностей и назначения

шестеренчатых передач к маслам могут предъявляться специфические

требования. Так, масла для ведущих мостов с фрикционной блокировкой

дифференциала должны обладать хорошими фрикционными свойствами,

масла для трансмиссии автомобилей с периодической эксплуатацией -хорошими

защитными свойствами и т.д.

Условия, в которых работает масло, определяются следующими факторами:

температурным режимом, частотой вращения шестерен (скорость относительного

скольжения трущихся поверхностей зубьев), удельным давлением в зоне

контакта.

Рабочая температура масла в агрегатах трансмиссии меняется в широких

пределах - от температуры окружающего воздуха в начале работы до 120...130

^С и даже 150 С в процессе работы.

В температурном режиме работы зубчатых передач различают три наиболее

характерные температуры: минимальную - в момент начала работы передачи,

равную наиболее низкой температуре окружающего воздуха; максимальную -

соответствующую экстремальным условиям работы; среднеэксплуатационную -

наиболее вероятную во время эксплуатации.

Минимальная температура масла в агрегатах трансмиссии автомобилей в

холодной климатической зоне может достигать —60 С. Максимальная и

среднеэксплуатационная температуры масла зависят от температуры воздуха,

условий эксплуатации, вязкости масла и от других факторов.

Среднеэксплуатационная температура в агрегатах трансмиссии автомобилей

обычно составляет 60...90 °С. Фактическая температура масла в зоне контакта

зубьев шестерен на 150...200 "С выше температуры масла в объеме. Заметное

влияние на температуру оказывает скорость скольжения на поверхности зубьев

в зоне их контакта. Скорости скольжения в цилиндрических и конических

передачах составляют на входе в зацепление 1.5...3 м/с; в некоторых

агрегатах они достигают 9...12 м/с; для гипоидных передач скорости

скольжения составляют 15 м/с и более.

В цилиндрических и конических передачах удельные нагрузки в полюсе

зацепления составляют обычно 0,5...1,5 ГПа, достигая в некоторых случаях 2

ГПа. В гипоидных передачах они в два раза выше. Под действием таких

нагрузок условия для гидродинамической смазки ухудшаются.

Трансмиссионные масла представляют собой сложную коллоидную систему,

включающую две группы компонентов: первая - основа масла, вторая -

функциональные присадки для улучшения эксплуатационных свойств масел.

К числу перспективных следует отнести синтетические масла, которые

характеризуются очень пологой вязкостно-температурной кривой.

Классификация и ассортимент. В агрегатах трансмиссии автомобилей

применяется широкий ассортимент масел. Согласно ГОСТ 17479.2-85 "Масла

моторные, трансмиссионные и жидкости гидравлические. Система

обозначений" масла классифицированы по

классам и группам в зависимости от них вязкости и эксплуатационных свойств

(табл. 18.5 и 18.6).

Таблица 2.1 Классы вязкости трансмиссионных масел

|Класс вязкости |Кинематическая вязкость|Максимальная температура, при|

| |при lOO^'C.MM^c |которой t| < 150Па-с, |

| | |°С |

|9 7,0 ...10,9 -45 |

|12 11,0... 13,9 -35 |

|18 14,0 ...24,9 -18 |

|34 25,0 ...41,0 |

С учетом деления на классы и группы трансмиссионные масла имеют

условные обозначения. Например, обозначение ТМ5-12 расшифровывается

следующим образом: «ТМ» - трансмиссионное масло, цифра «5» - группа по

эксплуатационным свойствам, цифра «12» - класс вязкости.

Таблица 2.2

Классификация трансмиссионных масел по эксплуатационным

свойствам

|Группа |Состав |Рекомендуемая область применения |

|ТМ-1 |Минеральные масла |Прямозубые, спирально-конические и |

| |без присадок |червячные передачи, работающие при |

| | |контактных напряжениях до 600 МПа и |

| | |температуре в объеме до 90 "С |

|ТМ-2 |Минеральные масла с|Прямозубые, спирально-конические и |

| |противоизносными |червячные передачи, работающие при |

| |присадками |контактных напряжениях до 1200 МПа и |

| | |температуре в объеме до 90 С |

|ТМ-3 |Минеральные масла с|Прямозубые, спирально-конические и |

| |противозадирными |червячные передачи, работающие при |

| |присадками |контактных напряжениях до 2000 МПа и |

| |умеренной |температуре в объеме до 90 "С |

| |эффективности | |

|ТМ-4 |Минеральные масла с|Прямозубые, спирально-конические и |

| |противозадирными |червячные передачи, работающие при |

| | |контактных напряжениях свыше 2000 |

| |присадками высокой |МПа. Гипоидные передачи, работающие при|

| |эффективности |высокой скорости и низком крутящем |

| | |моменте или низкой скорости и высоком |

| | |крутящем моменте с объемной |

| | |температурой до 130 °С |

|ТМ-5 |Минеральные масла с|Гипоидные передачи, работающие при |

| |противозадирными |высокой скорости, ударных нагрузках, |

| |присадками высокой |высоком крутящем моменте и объемной |

| |эффективности |температуре 130 °С и выше |

| |полифункциональн | |

| |ого действия | |

Представителями группы ТМ-1 являются нигролы зимний и летний (ТУ 38-

101529-75), применявшиеся в старых моделях автомобилей. Нигролы - это

неочищенные остатки от прямой перегонки нефти, характеризуются

неудовлетворительными противоизносными, антиокислительными и

низкотемпературными свойствами. На современных автомобилях не

применяются. К этой же группе могут быть отнесены базовые масла (ТБ-20, ТС-

14,5), служащие основой для изготовления автомобильных трансмиссионных

масел.

К группе ТМ-2 относится масло для коробок передач и рулевого

управления - ТС (ОСТ 38.01260-82, прежнее обозначение ГОСТ 4002-53), класс

18. Это масло имеет низкие эксплуатационные свойства, применяется в

ограниченных масштабах только на старых моделях легковых автомобилей.

В группу ТМ-3 входят масла Теп-10, ТАп-15В, ТСп-15К, выпускаемые по

ГОСТ 23652-79.

ТСп-10 применяют для смазывания тяжелонагруженных

цилиндрических, конических и спирально-конических передач грузовых

автомобилей. Служит в качестве зимнего для умеренной климатической зоны и

всесезонного для северных районов страны.

ТАп-15В служит для смазывания тяжелонагруженных

цилиндрических, конических и спиралыю-конических передач грузовых

автомобилей.

ТСп-15К имеет улучшенные по сравнению с маслом ТАп-15В

противоизносные, антиокислительные и низкотемпературные свойства. Служит в

качестве всесезонного для умеренной климатической зоны. Предназначенью для

тяжелонагруженных цилиндрических и спирально-конических передач, в том

числе болшегрузных автомобилей КамАЗ, КрАЗ, УралАЗ.

К группе ТМ-4 относятся масла Тсп-Нгип (ГОСТ 23652-79), Тсз-9гип (ОСТ

38-101158-78), Тсгип (ОСТ 38-01260-82, прежнее название -масло по ГОСТ 4003-

53).

ТСп-14гип (класс 18) применяется для гипоидных передач грузовых

автомобилей всесезонно в умеренной и жаркой климатической зоне. Обладает

высокими противозадирными, но недостаточными антиокислительными и

антикоррозионными свойствами. Показатели масла резко ухудшаются при

попадании в него воды; в этом случае масло следует немедленно заменить.

ТСз-9гип (класс 9) предназначено для применения в агрегатах

трансмиссии грузовых автомобилей в районах Крайнего Севера при температуре

воздуха до -50...-55 "С. Ввиду малой вязкости и ухудшения противоизносных

свойств при высокой температуре это масло применяется только в зимний

период.

ТСгип предназначено для гипоидных передач старых моделей легковых

автомобилей. Ввиду недостаточных низкотемпературных, противоизносных и

антиокислительных свойств для новых моделей автомобилей не рекомендуется.

В группу ТМ-5 входят масла ТАД-17И (ГОСТ 236532-79) и ТМ5-12рк (ТУ

38.101844-80).

ТАД-17И (класс 18) получают смешением остаточного и дистиллятного

масел с введением многофункциональной и депрессорной присадок. Масло

обладает высокими эксплуатационными свойствами, является универсальным и

может применяться в тяжелонагруженных цилиндрических, спирально-конических

и гипоидных передачах грузовых и легковых автомобилей в умеренной и жаркой

климатических зонах.

ТМ5-12рк (класс 12) получают из низкозастывающего масла селективной

очистки, загущенного полимерной присадкой, с введением многофункциональной

присадки. Масло относится к числу универсальных для эксплуатации и

консервации цилиндрических, спирально-конических и гипоидных передач

грузовых автомобилей. Предназначено для применения в качестве

всесезонного, в первую очередь для эксплуатации в северных районах.

Основным сортом, применяемых для автомобильных

гидромеханических коробок передач, является масло марки А (ТУ 38.101179-

79). Оно имеет температуру застывания -40 °С, его применяют всесезонно в

умеренной климатической зоне. Для автомобилей, эксплуатирующихся в северных

районах страны, разработано масло МГТ (ТУ 38-401-494-84), которое по

эксплуатационным свойствам соответствует маслу марки А, но имеет лучшие

низкотемпературные показатели - работоспособно до —50 °С.

В гидрообъемных передачах автомобилей, в частности в гидроусилителях

рулей, используют масло марки Р. Его применяют в качестве всесезонного в

умеренной климатической зоне.

Из масел зарубежного производства в автоматических коробках передач

используются только минеральные масла серии ATF, обычно марки "Дексрон"

(Dexron) с различными числовыми индексами. Все они красного цвета и

допускают смешение в различных пропорциях. Их ресурс до замены составляет

50...70 тыс. км. 6 коробку легкового автомобиля заливают б...9 л (для

полноприводного "Форд-Бронко" - 18 л). В последнее время используют масла

желтого и зеленого цвета. Смешивать их с Дексроном недопустимо.

Таблица 2.3 Рекомендации по применению трансмиссионных масел

|Масло |Тип передачи |Срок |Минимальная |

| | |смены |температура |

| | |масла, |применения, |

| | |тыс. км |°С |

|ТСгип |Ведущие мосты старых моделей |24...30 |-20 |

| |легковых автомобилей | | |

|ТАД-17И |Коробки передач и ведущие • мосты|60...80 |-30 |

| |легковых и грузовых автомобилей | | |

|ТАп-15В |Коробки передач грузовых |24...72 |-25 |

| |автомобилей с карбюраторными | | |

| |двигателями; ведущие мосты с | | |

| |пегипоидными передачами легковых | | |

| |и грузовых автомобилей | | |

|ТСп-15К |Коробки передач, ведущие , мосты |36...72 |-30 |

| |грузовых автомобилей с | | |

| |негипоидными передачами | | |

|ТСп-14гип |Ведущие мосты грузовых |36 |-30 |

| |автомобилей с гипоидными | | |

| |передачами | | |

|ТСп-10 |Коробки передач грузовых |35...50 |-45 |

| |автомобилей с карбюраторными | | |

| |двигателями; ведущие мосты | | |

| |грузовых автомобилей с | | |

| |негипоидными передачами | | |

|ТСз-9гип |Коробки передач и ведущие мосты |Зимний |-50 |

| |автомобилей при эксплуатации на |период | |

| |Севере | | |

|ТМ5-12рк |Коробки передач и ведущие мосты |50 |-50 |

| |грузовых автомобилей | | |

За рубежом для маркировки трансмиссионных масел используют

классификации SAE и API.

По классификации SAE масла подразделяются на летние (например,

SAE140), зимние (75W) и всесезонные (75W90). Соответствие классов вязкости

по ГОСТУ и SAE приведено в табл. 18.8.

Таблица 18.8

Примерное соответствие классов вязкости трансмиссионных масел по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6