Эксплуатационные материалы
К трансмиссионным относятся масла, применяемые для смазки зубчатых
передач агрегатов трансмиссии, а также в гидротрансмиссиях.
В современных автомобилях применяют зубчатые передачи различных
типов. Особенно широко распространены винтовые (гипоидные) передачи. Их
преимущество перед передачами с прямыми зубьями состоит в большей прочности
зубьев шестерен при равных габаритах, плавной и бесшумной работе. Но к
маслам для винтовых шестерен предъявляют более высокие требования, чем к
маслам для шестерен с прямыми зубьями, поскольку скорости скольжения в
таких передачах больше.
В агрегатах трансмиссии трансмиссионные масла выполняют следующие
ф>ункции:
•снижают износ деталей;
•уменьшают потери энергии на трение;
•увеличивают теплоотвод от трущихся поверхностей;
•снижают вибрацию и шум шестерен, а также защищают их от ударных
нагрузок;
•защищают детали механизмов от коррозии;
•масла для гидромеханических передач, кроме того, выполняют функцию
рабочего тела в гидротурбине, передающей мощность. Важнейшие свойства ТМ:
•вязкостно-температурные;
•противоизносные, противозадирные, противопиттинговые;
•термическая и термоокислительная стабильность;
•стойкость к образованию эмульсий с водой;
•минимальное воздействие на резино-технические изделия, лаки, краски и
пластмассы;
•химическая и физическая стабильность при хранении и
транспортировании.
В зависимости от конструктивных особенностей и назначения
шестеренчатых передач к маслам могут предъявляться специфические
требования. Так, масла для ведущих мостов с фрикционной блокировкой
дифференциала должны обладать хорошими фрикционными свойствами,
масла для трансмиссии автомобилей с периодической эксплуатацией -хорошими
защитными свойствами и т.д.
Условия, в которых работает масло, определяются следующими факторами:
температурным режимом, частотой вращения шестерен (скорость относительного
скольжения трущихся поверхностей зубьев), удельным давлением в зоне
контакта.
Рабочая температура масла в агрегатах трансмиссии меняется в широких
пределах - от температуры окружающего воздуха в начале работы до 120...130
^С и даже 150 С в процессе работы.
В температурном режиме работы зубчатых передач различают три наиболее
характерные температуры: минимальную - в момент начала работы передачи,
равную наиболее низкой температуре окружающего воздуха; максимальную -
соответствующую экстремальным условиям работы; среднеэксплуатационную -
наиболее вероятную во время эксплуатации.
Минимальная температура масла в агрегатах трансмиссии автомобилей в
холодной климатической зоне может достигать —60 С. Максимальная и
среднеэксплуатационная температуры масла зависят от температуры воздуха,
условий эксплуатации, вязкости масла и от других факторов.
Среднеэксплуатационная температура в агрегатах трансмиссии автомобилей
обычно составляет 60...90 °С. Фактическая температура масла в зоне контакта
зубьев шестерен на 150...200 "С выше температуры масла в объеме. Заметное
влияние на температуру оказывает скорость скольжения на поверхности зубьев
в зоне их контакта. Скорости скольжения в цилиндрических и конических
передачах составляют на входе в зацепление 1.5...3 м/с; в некоторых
агрегатах они достигают 9...12 м/с; для гипоидных передач скорости
скольжения составляют 15 м/с и более.
В цилиндрических и конических передачах удельные нагрузки в полюсе
зацепления составляют обычно 0,5...1,5 ГПа, достигая в некоторых случаях 2
ГПа. В гипоидных передачах они в два раза выше. Под действием таких
нагрузок условия для гидродинамической смазки ухудшаются.
Трансмиссионные масла представляют собой сложную коллоидную систему,
включающую две группы компонентов: первая - основа масла, вторая -
функциональные присадки для улучшения эксплуатационных свойств масел.
К числу перспективных следует отнести синтетические масла, которые
характеризуются очень пологой вязкостно-температурной кривой.
Классификация и ассортимент. В агрегатах трансмиссии автомобилей
применяется широкий ассортимент масел. Согласно ГОСТ 17479.2-85 "Масла
моторные, трансмиссионные и жидкости гидравлические. Система
обозначений" масла классифицированы по
классам и группам в зависимости от них вязкости и эксплуатационных свойств
(табл. 18.5 и 18.6).
Таблица 2.1 Классы вязкости трансмиссионных масел
|Класс вязкости |Кинематическая вязкость|Максимальная температура, при|
| |при lOO^'C.MM^c |которой t| < 150Па-с, |
| | |°С |
|9 7,0 ...10,9 -45 |
|12 11,0... 13,9 -35 |
|18 14,0 ...24,9 -18 |
|34 25,0 ...41,0 |
С учетом деления на классы и группы трансмиссионные масла имеют
условные обозначения. Например, обозначение ТМ5-12 расшифровывается
следующим образом: «ТМ» - трансмиссионное масло, цифра «5» - группа по
эксплуатационным свойствам, цифра «12» - класс вязкости.
Таблица 2.2
Классификация трансмиссионных масел по эксплуатационным
свойствам
|Группа |Состав |Рекомендуемая область применения |
|ТМ-1 |Минеральные масла |Прямозубые, спирально-конические и |
| |без присадок |червячные передачи, работающие при |
| | |контактных напряжениях до 600 МПа и |
| | |температуре в объеме до 90 "С |
|ТМ-2 |Минеральные масла с|Прямозубые, спирально-конические и |
| |противоизносными |червячные передачи, работающие при |
| |присадками |контактных напряжениях до 1200 МПа и |
| | |температуре в объеме до 90 С |
|ТМ-3 |Минеральные масла с|Прямозубые, спирально-конические и |
| |противозадирными |червячные передачи, работающие при |
| |присадками |контактных напряжениях до 2000 МПа и |
| |умеренной |температуре в объеме до 90 "С |
| |эффективности | |
|ТМ-4 |Минеральные масла с|Прямозубые, спирально-конические и |
| |противозадирными |червячные передачи, работающие при |
| | |контактных напряжениях свыше 2000 |
| |присадками высокой |МПа. Гипоидные передачи, работающие при|
| |эффективности |высокой скорости и низком крутящем |
| | |моменте или низкой скорости и высоком |
| | |крутящем моменте с объемной |
| | |температурой до 130 °С |
|ТМ-5 |Минеральные масла с|Гипоидные передачи, работающие при |
| |противозадирными |высокой скорости, ударных нагрузках, |
| |присадками высокой |высоком крутящем моменте и объемной |
| |эффективности |температуре 130 °С и выше |
| |полифункциональн | |
| |ого действия | |
Представителями группы ТМ-1 являются нигролы зимний и летний (ТУ 38-
101529-75), применявшиеся в старых моделях автомобилей. Нигролы - это
неочищенные остатки от прямой перегонки нефти, характеризуются
неудовлетворительными противоизносными, антиокислительными и
низкотемпературными свойствами. На современных автомобилях не
применяются. К этой же группе могут быть отнесены базовые масла (ТБ-20, ТС-
14,5), служащие основой для изготовления автомобильных трансмиссионных
масел.
К группе ТМ-2 относится масло для коробок передач и рулевого
управления - ТС (ОСТ 38.01260-82, прежнее обозначение ГОСТ 4002-53), класс
18. Это масло имеет низкие эксплуатационные свойства, применяется в
ограниченных масштабах только на старых моделях легковых автомобилей.
В группу ТМ-3 входят масла Теп-10, ТАп-15В, ТСп-15К, выпускаемые по
ГОСТ 23652-79.
ТСп-10 применяют для смазывания тяжелонагруженных
цилиндрических, конических и спирально-конических передач грузовых
автомобилей. Служит в качестве зимнего для умеренной климатической зоны и
всесезонного для северных районов страны.
ТАп-15В служит для смазывания тяжелонагруженных
цилиндрических, конических и спиралыю-конических передач грузовых
автомобилей.
ТСп-15К имеет улучшенные по сравнению с маслом ТАп-15В
противоизносные, антиокислительные и низкотемпературные свойства. Служит в
качестве всесезонного для умеренной климатической зоны. Предназначенью для
тяжелонагруженных цилиндрических и спирально-конических передач, в том
числе болшегрузных автомобилей КамАЗ, КрАЗ, УралАЗ.
К группе ТМ-4 относятся масла Тсп-Нгип (ГОСТ 23652-79), Тсз-9гип (ОСТ
38-101158-78), Тсгип (ОСТ 38-01260-82, прежнее название -масло по ГОСТ 4003-
53).
ТСп-14гип (класс 18) применяется для гипоидных передач грузовых
автомобилей всесезонно в умеренной и жаркой климатической зоне. Обладает
высокими противозадирными, но недостаточными антиокислительными и
антикоррозионными свойствами. Показатели масла резко ухудшаются при
попадании в него воды; в этом случае масло следует немедленно заменить.
ТСз-9гип (класс 9) предназначено для применения в агрегатах
трансмиссии грузовых автомобилей в районах Крайнего Севера при температуре
воздуха до -50...-55 "С. Ввиду малой вязкости и ухудшения противоизносных
свойств при высокой температуре это масло применяется только в зимний
период.
ТСгип предназначено для гипоидных передач старых моделей легковых
автомобилей. Ввиду недостаточных низкотемпературных, противоизносных и
антиокислительных свойств для новых моделей автомобилей не рекомендуется.
В группу ТМ-5 входят масла ТАД-17И (ГОСТ 236532-79) и ТМ5-12рк (ТУ
38.101844-80).
ТАД-17И (класс 18) получают смешением остаточного и дистиллятного
масел с введением многофункциональной и депрессорной присадок. Масло
обладает высокими эксплуатационными свойствами, является универсальным и
может применяться в тяжелонагруженных цилиндрических, спирально-конических
и гипоидных передачах грузовых и легковых автомобилей в умеренной и жаркой
климатических зонах.
ТМ5-12рк (класс 12) получают из низкозастывающего масла селективной
очистки, загущенного полимерной присадкой, с введением многофункциональной
присадки. Масло относится к числу универсальных для эксплуатации и
консервации цилиндрических, спирально-конических и гипоидных передач
грузовых автомобилей. Предназначено для применения в качестве
всесезонного, в первую очередь для эксплуатации в северных районах.
Основным сортом, применяемых для автомобильных
гидромеханических коробок передач, является масло марки А (ТУ 38.101179-
79). Оно имеет температуру застывания -40 °С, его применяют всесезонно в
умеренной климатической зоне. Для автомобилей, эксплуатирующихся в северных
районах страны, разработано масло МГТ (ТУ 38-401-494-84), которое по
эксплуатационным свойствам соответствует маслу марки А, но имеет лучшие
низкотемпературные показатели - работоспособно до —50 °С.
В гидрообъемных передачах автомобилей, в частности в гидроусилителях
рулей, используют масло марки Р. Его применяют в качестве всесезонного в
умеренной климатической зоне.
Из масел зарубежного производства в автоматических коробках передач
используются только минеральные масла серии ATF, обычно марки "Дексрон"
(Dexron) с различными числовыми индексами. Все они красного цвета и
допускают смешение в различных пропорциях. Их ресурс до замены составляет
50...70 тыс. км. 6 коробку легкового автомобиля заливают б...9 л (для
полноприводного "Форд-Бронко" - 18 л). В последнее время используют масла
желтого и зеленого цвета. Смешивать их с Дексроном недопустимо.
Таблица 2.3 Рекомендации по применению трансмиссионных масел
|Масло |Тип передачи |Срок |Минимальная |
| | |смены |температура |
| | |масла, |применения, |
| | |тыс. км |°С |
|ТСгип |Ведущие мосты старых моделей |24...30 |-20 |
| |легковых автомобилей | | |
|ТАД-17И |Коробки передач и ведущие • мосты|60...80 |-30 |
| |легковых и грузовых автомобилей | | |
|ТАп-15В |Коробки передач грузовых |24...72 |-25 |
| |автомобилей с карбюраторными | | |
| |двигателями; ведущие мосты с | | |
| |пегипоидными передачами легковых | | |
| |и грузовых автомобилей | | |
|ТСп-15К |Коробки передач, ведущие , мосты |36...72 |-30 |
| |грузовых автомобилей с | | |
| |негипоидными передачами | | |
|ТСп-14гип |Ведущие мосты грузовых |36 |-30 |
| |автомобилей с гипоидными | | |
| |передачами | | |
|ТСп-10 |Коробки передач грузовых |35...50 |-45 |
| |автомобилей с карбюраторными | | |
| |двигателями; ведущие мосты | | |
| |грузовых автомобилей с | | |
| |негипоидными передачами | | |
|ТСз-9гип |Коробки передач и ведущие мосты |Зимний |-50 |
| |автомобилей при эксплуатации на |период | |
| |Севере | | |
|ТМ5-12рк |Коробки передач и ведущие мосты |50 |-50 |
| |грузовых автомобилей | | |
За рубежом для маркировки трансмиссионных масел используют
классификации SAE и API.
По классификации SAE масла подразделяются на летние (например,
SAE140), зимние (75W) и всесезонные (75W90). Соответствие классов вязкости
по ГОСТУ и SAE приведено в табл. 18.8.
Таблица 18.8
Примерное соответствие классов вязкости трансмиссионных масел по
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|