скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Двигатель ЗиЛ-130 скачать рефераты

Неисправность можно определить путем диагностирования по внешним признакам

без разборки двигателя.

Кривошипно-шатунный механизм имеет следующие признаки

неисправности: появление посторонних стуков и шумов, падение мощности

двигателя, повышенный расход масла, перерасход топлива, появление дыма в

отработавших газах.

Стуки и шумы в двигателе возникают в результате повышенного износа

его основных деталей и появления между сопряженными деталями увеличенных

зазоров.

При износе поршня и цилиндра, а также при увеличении зазора между

ними возникает звонкий металлический стук, хорошо прослушиваемый при

работе холодного двигателя. Резкий металлический стук на всех режимах

работы двигателя свидетельствует об увеличении зазора между поршневым

пальцем и втулкой верхней головки шатуна. Усиление стука при резком

увеличении частоты вращения коленчатого вала свидетельствует об износе

вкладышей коренных или шатунных подшипников, причем стук более глухого

тона характерен при износе вкладышей коренных подшипников. Резкий

непрекращающийся стук в двигателе, сопровождающийся падением давления

масла, свидетельствует о выплавлении подшипников. Прослушивание шумов и

стуков выполняется с помощью стетоскопа.

Падение мощности двигателя вызывается уменьшением компрессии в

результате : нарушения уплотнения прокладки головки цилиндров при слабой

или неравномерной затяжке гаек крепления или повреждения прокладки;

пригорание колец в канавках поршня вследствие отложения смолистых веществ

и нагара; износа, поломки или потери упругости колец; износа стенок

цилиндров.

Компрессию в цилиндрах двигателя проверяют от руки или компрес-

сометром. Для проверки компрессии от руки вывертывают свечи зажигания, за

исключением свечи проверяемого цилиндра. Вращая коленчатый вал пусковой

рукояткой, по сопротивлению проворачиванию судят о компрессии. Так же

проверяют компрессию и в остальных цилиндрах.

Для проверки компрессии компрессометром следует прогреть

двигатель, вывернуть свечи, полностью открыть дроссельную и воздушную

заслонки. Установить резиновый наконечник компрессометра в отверстие свечи

и провернуть коленчатый вал на 8—10 оборотов. О величине компрессии судят

по показаниям компрессометра. После проворачивания коленчатого вала в

исправном цилиндре величина компрессии должна быть 7,0—7,8 кгс/см2. Таким

образом нужно последовательно проверять компрессию в каждом цилиндре.

О техническом состоянии цилиндро-поршневой группы и клапанов можно

судить по относительной величине утечки воздуха (контролируемой

специальным манометром), подаваемого под давлением в цилиндры двигателя с

помощью прибора К-69. При этом сжатый воздух подают в каждый цилиндр

двигателя через отверстия для свечей зажигания.

Повышенный расход масла, перерасход топлива и дымный выпуск

отработавших газов серого цвета (при нормальном уровне масла в картере)

обычно появляются при залегании поршневых колец или их износе. Залегание

кольца можно устранить без разборки двигателя, для чего в каждый цилиндр

горячего двигателя заливают на ночь через отверстие для свечи зажигания по

20 г смеси равных частей денатурированного спирта и керосина. Утром

двигатель следует пустить, дать проработать 10—15 мин, остановить и

заменить масло.

Отложение нагара на днищах поршней и камер сгорания снижает

теплопроводность, что вызывает перегрев двигателя, падение его мощности и

повышение расхода топлива. Для удаления нагара необходимо выпустить воду

из системы охлаждения, снять приборы, укрепленные на головке цилиндров, и

, отвернув гайки, осторожно отделить головку цилиндров, не повредив

прокладку. Если прокладка приклеилась к блоку или головке цилиндров, то ее

следует отделить, пользуясь тупым ножом или широкой тонкой металлической

полоской.

У V-образных двигателей перед снятием головок цилиндров, кроме

того, необходимо снять все приборы с впускного трубопровода, снять

трубопровод и только после этого снять головки.

Нагар удаляют деревянными скребками или скребками из мягкого

металла, чтобы не повредить днище поршней или стенки камеры сгорания.

Удаляя нагар, следует закрывать чистой ветошью соседние цилиндры. Нагар

снимается легче, если его размягчить, положив на него ветошь, смоченную

керосином.

При установке прокладки 'головки цилиндров ее нужно натереть

порошкообразным графитом.

Трещины в стенках рубашки охлаждения блока и головки цилиндров

могут появиться при замерзании воды или заполнении рубашки охлаждения

горячего двигателя холодной водой.

Газораспределительный механизм имеет две характерные неисправности—

неплотное прилегание клапанов к гнездам и неполное открытие клапанов,

Неплотное прилегание клапанов к гнездам выявляется по следующим

признакам: уменьшение компрессии; периодические хлопки во впускном или

выпускном трубопроводе; падение мощности двигателя. Причинами неплотного

закрытия клапанов могут быть: отложение нагара на клапанах и гнездах;

образование раковин на рабочих поверхностях (фасках) и коробление головки

клапана; поломка клапанных пружин; заедание клапанов в направляющих

втулках; отсутствие зазора между стержнем клапана и носком коромысла.

Неполное открытие клапанов характеризуется стуками в двигателе и

падением мощности. Эта неисправность появляется в результате большого

зазора между стержнем клапана и носком коромысла. К неисправностям

газораспределительного механизма следует отнести также износ шестерен

распределительного вала, толкателей, направляющих втулок, увеличение

продольного смещения распределительного вала и износ втулок и осей

коромысел.

В двигателях ЗИЛ-130 возможно нарушение работы механизма поворота

выпускного клапана в результате заедания шариков и пружин механизма

поворота.

Нагар необходимо удалить при помощи шабера; клапаны, имеющие

незначительные раковины на рабочей поверхности, следует притереть,

сломанную пружину заменить. Нарушенный зазор восстанавливается

регулировкой.

Для притирки клапанов снимают клапанную пружину, под его головку

подкладывают слабую пружину, на рабочую поверхность наносят, слой пасты,

состоящей из абразивного порошка и масла, и при помощи коловорота или

протирочного приспособления клапану сообщают возвратно-вращательное

движение. При изменении направления вращения клапан нужно приподнимать.

Притирку заканчивают, если па поверхности гнезда и рабочей поверхности

клапана появляются сплошные матовые полосы шириной 2—3 мм. Герметичность

посадки клапана после притирки проверяют при помощи прибора или керосина.

Для этого клапан устанавливают в седле, надевают пружину и закрепляют ее

на стержне, переворачивают головку цилиндров и в камеры сгорания заливают

керосин. Появление керосина на стержне и направляющей втулке

свидетельствует о плохой притирке.

Для регулировки зазора между стержнем клапана и носком коромысла

необходимо: снять клапанную крышку, удалив предварительно присоединенные к

ней детали; установить поршень в конце такта сжатия (чтобы клапаны были

закрыты); проверить зазор и при необходимости отрегулировать его> для чего

отвернуть контргайку регулировочного винта на коромысле и, вращая

регулировочный винт, установить нужный зазор затянуть контргайку и снова

проверить зазор.

Необходимое смещение распределительного вала достигается подбором

толщины распорного кольца. При значительном износе деталей

газораспределительного механизма двигатель подвергается ремонту.

Система охлаждения одна из важных в двигателе. Если она неисправна,

то двигатель перегревается или переохлаждается. Диагностирование системы

охлаждения осуществляется по внешним признакам.

Перегрев двигателя происходит в результате неисправности не только

системы охлаждения, но и систем питания, зажигания и смазки. Недостаточное

охлаждение двигателя и, как следствие этого, закипание охлаждающей

жидкости в системе может возникнуть от недостаточного количества ее в

системе охлаждения, пробуксовки ремня вентилятора при слабом ее натяжении

или в результате замасливания, загрязнения или отложения накипи в системе

и неправильной работы термостата.

Переохлаждение двигателя может быть вызвано неисправной работой

термостата или заеданием жалюзи в открытом положении. Зимой при низкой

температуре воздуха, если не принять предохранительных мер (прикрыть

жалюзи, надеть утеплительный чехол и т. п.), также возможно

переохлаждение двигателя и даже замерзание воды в системе.

Недостаточный уровень охлаждающей жидко с т и в верхнем бачке

радиатора бывает при утечке ее из системы охлаждения или выкипания. Утечка

охлаждающей жидкости из системы может произойти через сальники,

неплотности в соединении патрубков, сливные краники и поврежденные участки

радиатора. Течь при износе сальников обнаруживают по подтеканию

охлаждающей жидкости через контрольное отверстие в нижней части корпуса

насоса.

При появлении этой неисправности необходимо слить охлаждающую

жидкость, ослабить ремень вентилятора и снять его, ослабить хомутик,

отсоединить резиновый шланг и осторожно снять водяной насос с тем, чтобы

не повредить прокладку.

Отвернув болт крепления крыльчатки, снять ее. В сальнике может быть

повреждена либо резиновая манжета, либо самоподжимная шайба; поврежденные

детали нужно заменить, насос собрать и установить. В случае повреждения

прокладки головки цилиндров ее заменяют.

Неплотности в соединениях патрубков со шлангами устраняют

затягиванием хомутиков (если резьба затяжного болта хомутика использована

полностью, то под снятый хомутик подкладывают металлическую полоску), а

краники, пропускающие жидкость, притирают. Для этого их снимают с

двигателя, разбирают, на рабочую поверхность наносят притирочную пасту,

вращательным движением притирают до появления матовой поверхности на всех

рабочих частях краника.

Поврежденный радиатор необходимо снять и сдать в ремонт.

Натяжение ремня вентилятора в двигателе 24Д регулируют смещением

генератора. Правильно натянутый ремень прогибается на 8—10 мм при нажатии

рукой с силой в 3—4 кгс. Если ремень натянут недостаточно, то необходимо

ослабить болты крепления генератора и, отклоняя его, добиться нужного

натяжения. Пробуксовка может быть вызвана, кроме того, смазкой, попавшей

на ремень и шкивы.

В двигателе ЗИЛ-130 шкив вентилятора приводится в действие двумя

ремнями. Натяжение одного из них регулируется перемещением генератора, а

второго — перемещением насоса гидроусилителя рулевого управления.

Заедание термостата в закрытом положении прекращает циркуляцию

жидкости через радиатор. В этом случае двигатель перегревается, а радиатор

остается холодным. При заедании термостата в открытом положении происходит

переохлаждение двигателя. В обоих случаях термостат снимают,

предварительно выпустив жидкость из системы охлаждения и осторожно сняв

патрубок.

Термостат проверяют, опуская его в воду. Нагревая воду, следят за

клапаном термостата и термометром. Клапан должен начать открываться при

температуре 70° С и полностью открыться при температуре 83—90° С. При

осмотре термостата необходимо обратить внимание на отсутствие накипи и

чистоту отверстия в клапане, предназначенном для пропуска воздуха.

Жалюзи заедают из-за недостаточной смазки или неисправности

привода. Трос вместе с оболочкой необходимо снять, промыть в керосине и,

смазав, поставить на место.

В процессе эксплуатации автомобиля на стенках рубашки охлаждения

откладывается накипь, вследствие чего ухудшается отвод тепла от деталей.

Каналы приборов системы охлаждения засоряются накипью и продуктами

коррозии, что приводит к перегреву двигателя и другим неисправностям.

Накипь удаляют промывкой приборов системы охлаждения раздельно, так как

растворы, применяемые для промывки радиатора, нельзя использовать при

промывке рубашки охлаждения блока и головки цилиндров, изготовленных из

алюминиевого сплава.

Перед промывкой радиатор снимают с автомобиля и заполняют его 10-

процентным раствором едкого, натра (каустическая сода), нагретого до 90°

С. Этот раствор выдерживают в радиаторе в течение 30 мин, а затем сливают

и к патрубку нижнего бачка присоединяют смеситель, к которому подводят

горячую воду и сжатый воздух. Для контроля за давлением сжатого воздуха к

патрубку, идущему от нижнего бачка радиатора к отопителю, присоединяют

манометр.

Промывку радиатора выполняют одновременно горячей водой и сжатым

воздухом так, чтобы вода вытекала через патрубок верхнего бачка и давление

в нижнем бачке не превышало 1 кгс/см2. С раствором едкого натра следует

обращаться очень осторожно во избежание ожогов кожи и разъедания тканей

одежды.

Если отложение накипи на стенках рубашки охлаждения и в трубах

радиатора незначительное, ее удаляют при помощи раствора хромпика, не

снимая радиатор с автомобиля. Раствор хромпика приготовляют из расчета 4—8

г на 1 л воды и заливают его в систему.

Раствор с содержанием хромпика менее 3 г на 1 л воды применять

нельзя, так как он вызывает усиленную коррозию деталей системы охлаждения.

Когда система охлаждения заправлена таким раствором, автомобиль

эксплуатируется в течение месяца (при выкипании воды из раствора добавляют

воду, при утечке через неплотности соединения — раствор) Слив раствор,

систему нужно хорошо промыть чистой водой в направлении, обратном

циркуляции, пропустив 10—15-кратный объем воды.

Система смазки имеет два основных признака неисправности: понижение

или повышение давления масла. Ухудшение смазки бывает в результате

попадания сконденсированного топлива, частиц нагара, осмоления и т д.

Диагностирование технического состояния системы смазки осуществляется

контрольным манометром и по цвету масла

Понижение давления масла может быть в результате подтекания масла в

масляной магистрали, износа масляного насоса и подшипников коленчатого

вала, малого уровня масла в поддоне картера, недостаточной его вязкости,

заедания редукционного клапана в открытом положении. Подтекание масла

возникает в месте неплотной затяжки штуцеров и пробок или через трещины в

маслопроводах. Для устранения подтекания штуцера и пробки их нужно

подтянуть, а трубки с трещинами заменить Неисправности насоса,

редукционного клапана и подшипников устраняют в ремонтных мастерских

Малый уровень масла в поддоне может быть из-за выгорания масла,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9