Двигатель ЗиЛ-130
перемещение его ограничивается двумя разрезными стальными кольцами,
установленными в выточках в бобышках поршня.
Шатун служит для соединения коленчатого вала с поршнем. Через шатун
давление на поршень при рабочем ходе передается на коленчатый вал. При
вспомогательных тактах (впуск, сжатие и выпуск) через шатун поршень
приводится в действие от коленчатого, вала. Шатун (рис. 3) состоит из
стального стержня двутаврового сечения, верхней неразъемной и нижней
разъемной головок. В верхней установлен поршневой палец, а нижняя
закреплена на шатунной шейке коленчатого вала. Для уменьшения трения в
верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая или биметаллическая с
бронзовым слоем втулка, а в нижнюю, состоящую из двух частей, установлены
тонкостенные вкладыши, представляющие собой стальную ленту, внутренняя
поверхность которой покрыта тонким слоем антифрикционного сплава (ЗиЛ-130
– высоко- оловянистый алюминий). Обе части нижней головки шатуна скреплены
двумя болтами, гайки которых во избежание самоотвертывания фиксируются. В
двигателе ЗИЛ-130 под гайки подкладываются специальные шайбы, момент
затяжки гаек 80...90,Н-м., а самоотвертыванию препятствуют специальные
штампованные стопорные гайки. Затяжку стопорной гайки необходимо
производить путем ее поворота на 1,5 ... 2 грани от положения
соприкосновения о основной гайкой.
На стержне шатуна выштампован номер детали, а на крышке метка.
Номер на шатуне и метка на его крышке всегда должны быть обращены в одну
сторону. К верхней и нижней головкам шатуна подводится масло: к нижней
головке — через канал в коленчатом валу, а к верхней — через прорезь. Из
нижней головки шатуна масло через отверстие выбрызгивается на стенки
цилиндров.
В двигателях на одной шатунной шейке коленчатого вала закреплено по
два шатуна. Для правильной их сборки с поршнями нужно помнить, что шатуны
правого ряда цилиндров собраны с поршнями так, что номер на шатуне обращен
назад по ходу автомобиля (см. рис. 3), а левого ряда — вперед, т. е.
совпадает с надписью на поршне.
Коленчатый вал воспринимает усилия, передаваемые от поршней
шатунами, и преобразует их в крутящий момент, который затем через маховик
передается агрегатам трансмиссии.
В двигателе ЗиЛ-130 коленчатый вал стальной.
Коленчатый вал (рис. 4) состоит из шатунных и коренных шлифованных
шеек, щек и противовесов. На переднем конце вала двигателей ЗМЗ-53-12 и
ЗИЛ-130 имеется углубление для шпонки распределительной шестерни и шкива
привода вентилятора, а также нарезное отверстие для крепления храповика;
задняя часть вала выполнена в виде фланца, к которому болтами прикреплен
маховик. В углублении задней торцовой части коленчатого вала расположен
подшипник ведущего вала коробки передач.
Количество и расположение шатунных шеек коленчатого вала зависит от
числа цилиндров. В V-образном двигателе количество шатунных шеек в два
раза меньше числа цилиндров, так как на одну шатунную шейку вала
установлено по два шатуна — один левого и другой правого рядов цилиндров.
Шатунные шейки коленчатого вала многоцилиндровых двигателей
выполнены в разных плоскостях, что необходимо для равномерного чередования
рабочих тактов в разных цилиндрах.
В восьмицилиндровых V-образных двигателях коленчатые валы имеют по
четыре шатунные шейки, расположенные под углом в 90°.
[pic]В двигателе число коренных шеек коленчатого вала на одну
больше, чем шатунных, т. е. каждая шатунная шейка с двух сторон имеет
коренную. Такой коленчатый вал называют полноопорным.
Коренные и шатунные шейки коленчатого вала соединены между собой
щеками.
Для уменьшения центробежных сил, создаваемых кривошипами, на
коленчатом валу выполнены противовесы, а шатунные шейки сделаны полыми.
Для повышения твердости и увеличения срока службы поверхность коренных и
шатунных шеек стальных валов закаливают нагревом токами высокой частоты.
Коренные и шатунные шейки вала соединены каналами (сверлениями) в
щеках вала. Зти каналы предназначены для подвода масла от коренных
подшипников к шатунным.
В каждой шатунной шейке вала имеется полость, которая выполняет
роль грязеуловителя. Сюда поступает масло от коренных шеек. При вращении
вала частицы грязи, находящиеся в масле, под действием центробежных сил
отделяются от масла и оседают на стенке грязеуловителя, а к шатунным
шейкам поступает очищенное масло. Очистка грязеуловителей осуществляется
через завернутые в их торцах резьбовые пробки только при разборке
двигателя.
Перемещение вала в продольном направлении ограничивается упорными
сталебаббитовыми шайбами, которые расположены по обе стороны первого
коренного подшипника или четырьмя сталеалюминиевыми полукольцами,
установленными в выточке задней коренной опоры . В местах выхода
коленчатого вала из картера двигателя имеются сальники и уплотнители,
предотвращающие утечку масла.
На переднем конце вала установлен резиновый самоподжимный сальник,
а на заднем конце выполнена маслосгонная резьба или маслоотражательный
буртик.
В заднем коренном подшипнике сделаны маслоулови-тельные каналы, в
которые сбрасывается масло с маслосгонной резьбы или маслоотражательного
буртика и установлен сальник, состоящий из двух кусков асбестового шнура.
Шатунные и коренные подшипники. В работающем двигателе нагрузки на
шатунные и коренные шейки коленчатого вала очень велики. Для уменьшения
трения коренные шейки, как и шатунные, расположены в подшипниках
скольжения, которые выполнены в виде вкладышей, аналогичных шатунным.
Вкладыши каждого коренного или шатунного подшипника состоят из двух
половинок, устанавливаемых в нижней разъемной головке шатуна и в гнезде
блока и крышке коренного подшипника. От провертывания вкладыши
удерживаются выступом, входящим в паз шатунного или коренного подшипника.
Крышки коренных подшипников закреплены при помощи болтов и гаек, которые
для предотвращения от самоотвертывания зашплинтованы проволокой либо
застопорены замковыми пластинами.
Маховик уменьшает неравномерность работы двигателя, выводит поршни
из мертвых точек, облегчает пуск двигателя и способствует плавному
троганию автомобиля с места. Маховик изготовлен в виде массивного
чугунного диска и прикреплен к фланцу коленчатого вала болтами с гайками.
При изготовлении маховик балансируется вместе с коленчатым валом. Для
предотвращения нарушения балансировки при разборке двигателя маховик
установлен на несимметрично расположенные штифты или болты.
Картер двигателя, отлитый заодно с блоком цилиндров, является
базисной (основной) деталью. К картеру крепятся детали кривошипно-
шатунного и газораспределительного механизмов. Для повышения жесткости
внутри картера выполнены ребра, в которых расточены гнезда коренных
подшипников коленчатого вала и опорных шеек распределительного вала.
Снизу картер закрыт поддоном, выштампованным из тонкого стального
листа.
Поддон является резервуаром для масла и в то же время защищает
детали двигателя от пыли и грязи. В нижней части поддона предусмотрено
отверстие для выпуска масла, закрываемое резьбовой пробкой. Поддон
прикреплен к картеру болтами. Чтобы не было утечки масла, между поддоном
и картером установлены прокладки и резиновые уплотнители.
-газораспределительный механизм:
В двигателях внутреннего сгорания своевременный впуск в цилиндры
свежего заряда горючей смеси и выпуск отработавших газов обеспечивается
газораспределительным механизмом.
На двигателе ЗиЛ-130 установлен газораспределительный механизм с
верхним расположением клапанов.
Газораспределительный механизм состоит из распределительных
шестерен, распределительного вала, толкателей, штанг, коромысел с деталями
крепления, клапанов, пружин с деталями крепления и направляющих втулок
клапанов (рис. 5).
Распределительный вал расположен между правым и левым рядами
цилиндров.
При вращении распределительного вала кулачок набегает на толкатель
и поднимает его вместе со штангой. Верхний конец штанги надавливает на
регулировочный винт во внутреннем плече коромысла, которое, провертываясь
на своей оси, наружным плечом нажимает на стержень клапана и открывает
отверстие впускного или выпускного канала в головке цилиндров. В
рассматриваемых двигателях распределительный вал действует на толкатели
правого и левого рядов цилиндров.
Газораспределительный механизм с верхним расположением клапанов
дает возможность улучшить форму камеры сгорания, наполнение цилиндров и
условия сгорания рабочей смеси. Лучшая форма камеры сгорания позволяет
повысить также степень сжатия, мощность и экономичность двигателя.
Распределительный вал (см. рис. 5) служит для открытия клапанов в
определенной последовательности в соответствии с порядком работы
двигателя.
Распределительные вал отливают из специального чугуна или
отковывают из стали. Устанавливают его в отверстия стенок и ребрах
картера. Для этой цели на валу имеются цилиндрические шлифованные опорные
шейки. Для уменьшения трения между шейками вала и опорами в отверстия
запрессовывают втулки, внутренняя поверхность которых покрыта
антифрикционным слоем.
На валу, помимо опорных шеек, имеются кулачки — по два на каждый
цилиндр, шестерня для привода масляного насоса и прерывателя-
распределителя и эксцентрик для привода топливного насоса.
От переднего торца распределительных валов двигателя ЗИЛ-130
приводится в действие датчик пневмоцентробежного ограничителя частоты
вращения коленчатого вала двигателя. Трущиеся поверхности
распределительного вала для уменьшения износа подвергнуты закалке с
помощью нагрева током высокой частоты.
Привод распределительного вала от коленчатого вала осуществляется
при помощи шестеренчатой передачи. Для этой цели на переднем торце
коленчатого вала насажена стальная шестерня, а на переднем конце
распределительного вала — чугунная шестерня. Распределительная шестерня
от провертывания на валу удерживается шпонкой и закрепляется шайбой и
болтом, завернутым в торец вала. Обе распределительные шестерни имеют
косые зубья, вызывающие при вращении вала его осевое смещение.
Для предупреждения осевого смещения вала при работе двигателя между
шестерней и передней опорной шейкой вала установлен фланец, который
закреплен двумя болтами к передней стенке блока цилиндров (рис. 6). Внутри
фланца на носке вала установлено распорное кольцо, толщина которого
несколько больше толщины фланца, в результате чего достигается небольшое
осевое смещение распределительного вала. В четырехтактных двигателях
рабочий процесс происходит за четыре хода поршня или два оборота
коленчатого вала, т. е. за это время должны последовательно открыться
впускные и выпускные клапаны каждого цилиндра, а это возможно если число
оборотов распределительного вала будет в 2 раза меньше числа оборотов
коленчатого вала, поэтому диаметр шестерни, установленной на
распределительном валу, делают в 2 раза большим, чем диаметр шестерни
коленчатого вала.
Клапаны в цилиндрах двигателя должны открываться и закрываться в
зависимости от направления движения и положения поршней в цилиндре. При
такте впуска, когда поршень двигается от в. м. т. к н. м. т., впускной
клапан должен быть открыт, а при такте сжатия, расширения (рабочего хода)
и выпуска закрыт. Чтобы обеспечить такую зависимость, на шестернях
газораспределительного механизма делают метки: на зубе шестерни
коленчатого вала и между двумя зубьями шестерни распределительного вала
(рис. 7). При сборке двигателя эти метки должны совпадать.
Толкатели предназначены для передачи усилия от кулачков
распределительного вала к штангам.
Штанги передают усилие от толкателей к коромыслам и выполнены в
виде стальных стержней с закаленными наконечниками (ЗИЛ-130)
Коромысла передают усилие от штанги к клапану. Изготовляют их из
стали в виде двуплечего рычага, посаженного на ось. В отверстие коромысла
для уменьшения трения запрессовывают бронзовую втулку. Полая ось
закреплена в стойках на головке цилиндров. От продольного перемещения
коромысло удерживается сферической пружиной. На двигателях ЗИЛ-130
коромысла не равноплечие. В короткое плечо завернут регулировочный винт с
контргайкой, упирающийся в сферическую поверхность наконечника штанги.
Клапаны служат для периодического открытия и закрытия отверстий
впускных и выпускных каналов в зависимости от положения поршней в цилиндре
и от порядка работы двигателя.
В двигателе ЗиЛ-130 впускные и выпускные каналы выполнены в
головках цилиндров и заканчиваются вставными гнездами из жаропрочного
чугуна.
Клапан (рис. 8) состоит из головки и стержня. Головка имеет узкую,
скошенную под углом 45 или 30° кромку (рабочая поверхность), называемую
фаской. Фаска клапана должна плотно прилегать к фаске седла, для чего эти
поверхности взаимно притирают. Головки впускных и выпускных клапанов имеют
неодинаковый диаметр. Для лучшего наполнения цилиндров свежей горючей
смесью диаметр головки впускного клапана делают большим, чем диаметр
выпускного.
-Система охлаждения:
Необходимость системы охлаждения вызывается тем, что детали
двигателя, соприкасающиеся с раскаленными газами, при работе сильно
нагреваются. Если не охлаждать внутренних деталей двигателя, то вследствие
перегрева может произойти выгорание слоя смазки между деталями и заедание
их. Нельзя допускать и переохлаждения двигателя, так как при этом
увеличиваются тепловые потери и уменьшается количество полезно
используемого тепла, возрастают потери на трение вследствие загустевания
смазки, ухудшаются условия смесеобразования, снижается мощность и
ухудшается экономичность. Нормальный тепловой режим работы двигателя
должен быть в пределах 80—90 °С.
На двигателе ЗиЛ-130 применяют систему жидкостного охлаждения с
принудительной циркуляцией жидкости. В качестве теплоносителя применяют
воду или специальные незамерзающие смеси — антифризы или тосолы.
К системе жидкостного охлаждения (рис. 9) относятся: полость
охлаждения блока и головок цилиндров, радиатор, водяной насос, вентилятор,
жалюзи, термостат, водораспределительная труба, патрубки, шланги, сливные
краники.
Охлаждающая жидкость, находящаяся в полости охлаждения, нагреваясь
за счет тепла, образующегося в цилиндре двигателя, поступает в радиатор,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|