скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Двигатель ЗиЛ-130 скачать рефераты

перемещение его ограничивается двумя разрезными стальными кольцами,

установленными в выточках в бобышках поршня.

Шатун служит для соединения коленчатого вала с поршнем. Через шатун

давление на поршень при рабочем ходе передается на коленчатый вал. При

вспомогательных тактах (впуск, сжатие и выпуск) через шатун поршень

приводится в действие от коленчатого, вала. Шатун (рис. 3) состоит из

стального стержня двутаврового сечения, верхней неразъемной и нижней

разъемной головок. В верхней установлен поршневой палец, а нижняя

закреплена на шатунной шейке коленчатого вала. Для уменьшения трения в

верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая или биметаллическая с

бронзовым слоем втулка, а в нижнюю, состоящую из двух частей, установлены

тонкостенные вкладыши, представляющие собой стальную ленту, внутренняя

поверхность которой покрыта тонким слоем антифрикционного сплава (ЗиЛ-130

– высоко- оловянистый алюминий). Обе части нижней головки шатуна скреплены

двумя болтами, гайки которых во избежание самоотвертывания фиксируются. В

двигателе ЗИЛ-130 под гайки подкладываются специальные шайбы, момент

затяжки гаек 80...90,Н-м., а самоотвертыванию препятствуют специальные

штампованные стопорные гайки. Затяжку стопорной гайки необходимо

производить путем ее поворота на 1,5 ... 2 грани от положения

соприкосновения о основной гайкой.

На стержне шатуна выштампован номер детали, а на крышке метка.

Номер на шатуне и метка на его крышке всегда должны быть обращены в одну

сторону. К верхней и нижней головкам шатуна подводится масло: к нижней

головке — через канал в коленчатом валу, а к верхней — через прорезь. Из

нижней головки шатуна масло через отверстие выбрызгивается на стенки

цилиндров.

В двигателях на одной шатунной шейке коленчатого вала закреплено по

два шатуна. Для правильной их сборки с поршнями нужно помнить, что шатуны

правого ряда цилиндров собраны с поршнями так, что номер на шатуне обращен

назад по ходу автомобиля (см. рис. 3), а левого ряда — вперед, т. е.

совпадает с надписью на поршне.

Коленчатый вал воспринимает усилия, передаваемые от поршней

шатунами, и преобразует их в крутящий момент, который затем через маховик

передается агрегатам трансмиссии.

В двигателе ЗиЛ-130 коленчатый вал стальной.

Коленчатый вал (рис. 4) состоит из шатунных и коренных шлифованных

шеек, щек и противовесов. На переднем конце вала двигателей ЗМЗ-53-12 и

ЗИЛ-130 имеется углубление для шпонки распределительной шестерни и шкива

привода вентилятора, а также нарезное отверстие для крепления храповика;

задняя часть вала выполнена в виде фланца, к которому болтами прикреплен

маховик. В углублении задней торцовой части коленчатого вала расположен

подшипник ведущего вала коробки передач.

Количество и расположение шатунных шеек коленчатого вала зависит от

числа цилиндров. В V-образном двигателе количество шатунных шеек в два

раза меньше числа цилиндров, так как на одну шатунную шейку вала

установлено по два шатуна — один левого и другой правого рядов цилиндров.

Шатунные шейки коленчатого вала многоцилиндровых двигателей

выполнены в разных плоскостях, что необходимо для равномерного чередования

рабочих тактов в разных цилиндрах.

В восьмицилиндровых V-образных двигателях коленчатые валы имеют по

четыре шатунные шейки, расположенные под углом в 90°.

[pic]В двигателе число коренных шеек коленчатого вала на одну

больше, чем шатунных, т. е. каждая шатунная шейка с двух сторон имеет

коренную. Такой коленчатый вал называют полноопорным.

Коренные и шатунные шейки коленчатого вала соединены между собой

щеками.

Для уменьшения центробежных сил, создаваемых кривошипами, на

коленчатом валу выполнены противовесы, а шатунные шейки сделаны полыми.

Для повышения твердости и увеличения срока службы поверхность коренных и

шатунных шеек стальных валов закаливают нагревом токами высокой частоты.

Коренные и шатунные шейки вала соединены каналами (сверлениями) в

щеках вала. Зти каналы предназначены для подвода масла от коренных

подшипников к шатунным.

В каждой шатунной шейке вала имеется полость, которая выполняет

роль грязеуловителя. Сюда поступает масло от коренных шеек. При вращении

вала частицы грязи, находящиеся в масле, под действием центробежных сил

отделяются от масла и оседают на стенке грязеуловителя, а к шатунным

шейкам поступает очищенное масло. Очистка грязеуловителей осуществляется

через завернутые в их торцах резьбовые пробки только при разборке

двигателя.

Перемещение вала в продольном направлении ограничивается упорными

сталебаббитовыми шайбами, которые расположены по обе стороны первого

коренного подшипника или четырьмя сталеалюминиевыми полукольцами,

установленными в выточке задней коренной опоры . В местах выхода

коленчатого вала из картера двигателя имеются сальники и уплотнители,

предотвращающие утечку масла.

На переднем конце вала установлен резиновый самоподжимный сальник,

а на заднем конце выполнена маслосгонная резьба или маслоотражательный

буртик.

В заднем коренном подшипнике сделаны маслоулови-тельные каналы, в

которые сбрасывается масло с маслосгонной резьбы или маслоотражательного

буртика и установлен сальник, состоящий из двух кусков асбестового шнура.

Шатунные и коренные подшипники. В работающем двигателе нагрузки на

шатунные и коренные шейки коленчатого вала очень велики. Для уменьшения

трения коренные шейки, как и шатунные, расположены в подшипниках

скольжения, которые выполнены в виде вкладышей, аналогичных шатунным.

Вкладыши каждого коренного или шатунного подшипника состоят из двух

половинок, устанавливаемых в нижней разъемной головке шатуна и в гнезде

блока и крышке коренного подшипника. От провертывания вкладыши

удерживаются выступом, входящим в паз шатунного или коренного подшипника.

Крышки коренных подшипников закреплены при помощи болтов и гаек, которые

для предотвращения от самоотвертывания зашплинтованы проволокой либо

застопорены замковыми пластинами.

Маховик уменьшает неравномерность работы двигателя, выводит поршни

из мертвых точек, облегчает пуск двигателя и способствует плавному

троганию автомобиля с места. Маховик изготовлен в виде массивного

чугунного диска и прикреплен к фланцу коленчатого вала болтами с гайками.

При изготовлении маховик балансируется вместе с коленчатым валом. Для

предотвращения нарушения балансировки при разборке двигателя маховик

установлен на несимметрично расположенные штифты или болты.

Картер двигателя, отлитый заодно с блоком цилиндров, является

базисной (основной) деталью. К картеру крепятся детали кривошипно-

шатунного и газораспределительного механизмов. Для повышения жесткости

внутри картера выполнены ребра, в которых расточены гнезда коренных

подшипников коленчатого вала и опорных шеек распределительного вала.

Снизу картер закрыт поддоном, выштампованным из тонкого стального

листа.

Поддон является резервуаром для масла и в то же время защищает

детали двигателя от пыли и грязи. В нижней части поддона предусмотрено

отверстие для выпуска масла, закрываемое резьбовой пробкой. Поддон

прикреплен к картеру болтами. Чтобы не было утечки масла, между поддоном

и картером установлены прокладки и резиновые уплотнители.

-газораспределительный механизм:

В двигателях внутреннего сгорания своевременный впуск в цилиндры

свежего заряда горючей смеси и выпуск отработавших газов обеспечивается

газораспределительным механизмом.

На двигателе ЗиЛ-130 установлен газораспределительный механизм с

верхним расположением клапанов.

Газораспределительный механизм состоит из распределительных

шестерен, распределительного вала, толкателей, штанг, коромысел с деталями

крепления, клапанов, пружин с деталями крепления и направляющих втулок

клапанов (рис. 5).

Распределительный вал расположен между правым и левым рядами

цилиндров.

При вращении распределительного вала кулачок набегает на толкатель

и поднимает его вместе со штангой. Верхний конец штанги надавливает на

регулировочный винт во внутреннем плече коромысла, которое, провертываясь

на своей оси, наружным плечом нажимает на стержень клапана и открывает

отверстие впускного или выпускного канала в головке цилиндров. В

рассматриваемых двигателях распределительный вал действует на толкатели

правого и левого рядов цилиндров.

Газораспределительный механизм с верхним расположением клапанов

дает возможность улучшить форму камеры сгорания, наполнение цилиндров и

условия сгорания рабочей смеси. Лучшая форма камеры сгорания позволяет

повысить также степень сжатия, мощность и экономичность двигателя.

Распределительный вал (см. рис. 5) служит для открытия клапанов в

определенной последовательности в соответствии с порядком работы

двигателя.

Распределительные вал отливают из специального чугуна или

отковывают из стали. Устанавливают его в отверстия стенок и ребрах

картера. Для этой цели на валу имеются цилиндрические шлифованные опорные

шейки. Для уменьшения трения между шейками вала и опорами в отверстия

запрессовывают втулки, внутренняя поверхность которых покрыта

антифрикционным слоем.

На валу, помимо опорных шеек, имеются кулачки — по два на каждый

цилиндр, шестерня для привода масляного насоса и прерывателя-

распределителя и эксцентрик для привода топливного насоса.

От переднего торца распределительных валов двигателя ЗИЛ-130

приводится в действие датчик пневмоцентробежного ограничителя частоты

вращения коленчатого вала двигателя. Трущиеся поверхности

распределительного вала для уменьшения износа подвергнуты закалке с

помощью нагрева током высокой частоты.

Привод распределительного вала от коленчатого вала осуществляется

при помощи шестеренчатой передачи. Для этой цели на переднем торце

коленчатого вала насажена стальная шестерня, а на переднем конце

распределительного вала — чугунная шестерня. Распределительная шестерня

от провертывания на валу удерживается шпонкой и закрепляется шайбой и

болтом, завернутым в торец вала. Обе распределительные шестерни имеют

косые зубья, вызывающие при вращении вала его осевое смещение.

Для предупреждения осевого смещения вала при работе двигателя между

шестерней и передней опорной шейкой вала установлен фланец, который

закреплен двумя болтами к передней стенке блока цилиндров (рис. 6). Внутри

фланца на носке вала установлено распорное кольцо, толщина которого

несколько больше толщины фланца, в результате чего достигается небольшое

осевое смещение распределительного вала. В четырехтактных двигателях

рабочий процесс происходит за четыре хода поршня или два оборота

коленчатого вала, т. е. за это время должны последовательно открыться

впускные и выпускные клапаны каждого цилиндра, а это возможно если число

оборотов распределительного вала будет в 2 раза меньше числа оборотов

коленчатого вала, поэтому диаметр шестерни, установленной на

распределительном валу, делают в 2 раза большим, чем диаметр шестерни

коленчатого вала.

Клапаны в цилиндрах двигателя должны открываться и закрываться в

зависимости от направления движения и положения поршней в цилиндре. При

такте впуска, когда поршень двигается от в. м. т. к н. м. т., впускной

клапан должен быть открыт, а при такте сжатия, расширения (рабочего хода)

и выпуска закрыт. Чтобы обеспечить такую зависимость, на шестернях

газораспределительного механизма делают метки: на зубе шестерни

коленчатого вала и между двумя зубьями шестерни распределительного вала

(рис. 7). При сборке двигателя эти метки должны совпадать.

Толкатели предназначены для передачи усилия от кулачков

распределительного вала к штангам.

Штанги передают усилие от толкателей к коромыслам и выполнены в

виде стальных стержней с закаленными наконечниками (ЗИЛ-130)

Коромысла передают усилие от штанги к клапану. Изготовляют их из

стали в виде двуплечего рычага, посаженного на ось. В отверстие коромысла

для уменьшения трения запрессовывают бронзовую втулку. Полая ось

закреплена в стойках на головке цилиндров. От продольного перемещения

коромысло удерживается сферической пружиной. На двигателях ЗИЛ-130

коромысла не равноплечие. В короткое плечо завернут регулировочный винт с

контргайкой, упирающийся в сферическую поверхность наконечника штанги.

Клапаны служат для периодического открытия и закрытия отверстий

впускных и выпускных каналов в зависимости от положения поршней в цилиндре

и от порядка работы двигателя.

В двигателе ЗиЛ-130 впускные и выпускные каналы выполнены в

головках цилиндров и заканчиваются вставными гнездами из жаропрочного

чугуна.

Клапан (рис. 8) состоит из головки и стержня. Головка имеет узкую,

скошенную под углом 45 или 30° кромку (рабочая поверхность), называемую

фаской. Фаска клапана должна плотно прилегать к фаске седла, для чего эти

поверхности взаимно притирают. Головки впускных и выпускных клапанов имеют

неодинаковый диаметр. Для лучшего наполнения цилиндров свежей горючей

смесью диаметр головки впускного клапана делают большим, чем диаметр

выпускного.

-Система охлаждения:

Необходимость системы охлаждения вызывается тем, что детали

двигателя, соприкасающиеся с раскаленными газами, при работе сильно

нагреваются. Если не охлаждать внутренних деталей двигателя, то вследствие

перегрева может произойти выгорание слоя смазки между деталями и заедание

их. Нельзя допускать и переохлаждения двигателя, так как при этом

увеличиваются тепловые потери и уменьшается количество полезно

используемого тепла, возрастают потери на трение вследствие загустевания

смазки, ухудшаются условия смесеобразования, снижается мощность и

ухудшается экономичность. Нормальный тепловой режим работы двигателя

должен быть в пределах 80—90 °С.

На двигателе ЗиЛ-130 применяют систему жидкостного охлаждения с

принудительной циркуляцией жидкости. В качестве теплоносителя применяют

воду или специальные незамерзающие смеси — антифризы или тосолы.

К системе жидкостного охлаждения (рис. 9) относятся: полость

охлаждения блока и головок цилиндров, радиатор, водяной насос, вентилятор,

жалюзи, термостат, водораспределительная труба, патрубки, шланги, сливные

краники.

Охлаждающая жидкость, находящаяся в полости охлаждения, нагреваясь

за счет тепла, образующегося в цилиндре двигателя, поступает в радиатор,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9