Cовершенствование организации перевозок контейнеров
Показатель уровня выполнения установленных сроков доставки контейнеров
иногда определяют соотношением средних фактических и нормативных сроков
доставки грузов. При этом средний фактический срок доставки определяется
как частное от деления суммы контейнеро-суток на количество отправленных
контейнеров. Однако следует учитывать существенные различия между
результатами соотношений средних значений и соблюдением установленных
сроков доставки по конкретным отправкам (корреспонденциям) контейнеров.
Транспортная услуга, как правило, не взаимозаменяема . И тот факт, что
одному клиенту груз доставлен значительно быстрее установленной нормы, не
восполняет потерь, которые понесет другой клиент, получивший груз с
просрочкой времени доставки.
Ускорение доставки контейнеров и соблюдение установленных сроков
доставки имеют большое экономическое значение для грузовладельцев, так как
оказывают прямое влияние на размеры оборотных средств. В связи с этим
транспорт выплачивает солидные штрафы за превышение сроков доставки грузов.
Размеры этих штрафов в расчете на 1 т перевезенных грузов и количество
грузов, срок доставки по которым выше нормативного, в значительной мере
характеризуют качество работы той или иного вида транспорта.
В размеры потерь продукции в процессе перемещения, как правило,
включаются только потери грузов сверх установленных норм естественной
убыли, разработанных по родам грузов на всех видах транспорта. К сожалению,
систематический учет этих потерь не налажен. Причинами потерь грузов
являются недостатки в подготовке груза и подвижного состава к перевозкам,
нарушения в технологии грузовых работ и перевозок контейнеров, аварии и
порча грузов в процессе транспортировки. Транспорт выплачивает
грузовладельцам значительные суммы штрафов за несохранность грузов. Однако
эти штрафы часто не покрывают и половины нанесенного ущерба. Ведь
безвозвратно теряется фактически произведенная и оплаченная продукция,
наносится существенный материальный и экономический ущерб народному
хозяйству, в том числе и транспорту.
Кроме прямых (текущих) потерь грузов, целесообразно учитывать и
косвенные потери народного хозяйства из-за недостаточного развития
транспортной инфраструктуры в стране (нехватка благоустроенных автодорог,
низкая транспортная обеспеченность многих районов, не комплексность
транспортного обслуживания и т. п.). По некоторым оценкам эти потери
намного превосходят стоимость текущих потерь грузов на транспорте.
Таким образом, запросы потребителей по качеству транспортного
обслуживания удовлетворяются на 80—82%. Отметим, что речь идет только о
наиболее очевидных текущих показателя, качества транспортных услуг без
учета косвенных потерь народного хозяйства страны от некачественного
(недостаточного) транспортного обслуживания. Кроме того, здесь не
учитывались и другие количественно трудноопределяемые оценки, как,
например, уровень культуры обслуживания, быстрота выполнения заказов
(заявок) и оформления перевозочных документов, гибкость тарифной политики,
уровень транспортно-экспедиционного обслуживания и комплексность
транспортных услуг с доставкой контейнеров «от двери до двери» и «точно в
срок» и т. п. С учетом этих оценок общий уровень качества транспортного
обслуживания клиентуры будет значительно ниже.
Конкурентоспособностью товаров и услуг называется их способность
отвечать качественным требованиям конкурентного рынка в данный момент
времени и превосходить по потребительским свойствам подобные товары и
услуги конкурентов. Для обеспечения таких качественных требований
потребителей транспортных услуг, как правило, требуются затраты, и порой
значительные, например для ввода специализированного подвижного состава.
Поэтому конкурентоспособность транспортных услуг определяется не только
натуральными, но и стоимостными показателями и прежде всего их
эффективностью, т. е. соотношением результатов и затрат.
Таким образом, предприятиям транспорта, независимо от форм
собственности, чтобы успешно работать на транспортном рынке, необходимо
обеспечить высокий уровень показателей качества транспортного обслуживания
клиентуры, эффективность транспортного производства и надлежащую
конкурентоспособность транспортных услуг.
4. Разработка предложений по совершенствованию организации перевозок в ТЭК
ООО «Гранд-Сервис».
4.1. Формулировка предложений.
В настоящее время лизинговым компаниям принадлежит 51% международного
парка контейнеров. Контейнеры у них арендуют судовладельцы, грузовладельцы
и экспедиторы. Издержки по арендной плате учитываются при калькуляции
размера тарифной ставки. Соответственно, если при отправке груза
используется грузоотправителем «собственный контейнер», то для него
применяется пониженная тарифная ставка. Разницы в размере ставок – есть
усредненная ставка аренды, действующая на рынке. Она определяется в виде
средневзвешенной от ставок аренды: в одном направлении кругового рейса;
аренды на круговой рейс; краткосрочное; долгосрочное; «использование
контейнерного парка по контракту»; аренда сроком до трех и до пяти лет с
переходом в собственность арендатора.
При аренде на основе контракта о использовании контейнерного парка
арендная плата взимается за время аренды согласно договорной суточной
ставке.
Учитывая пятилетний опыт работы на рынке траспортно-экспедиторских
услуг края, а также сложившиеся отношения с руководством ОАО «ДВМП» можно
выделить перспективное направление в деятельности компании. Таким
направлением является заключение договора о долгосрочной аренде
контейнерного парка пароходства с правом их выкупа по истечении срока
аренды и использование этих контейнеров для развития грузопотоков на
направлениях Москва-Владивосток-П.-Камчатский, при этом следует отметить,
что организация железнодорожных перевозок является приоритетным
направлением развития компании (на рынке морских перевозок компании удалось
занять крепкие позиции).
Передаваемые в аренду контейнеры имеют префикс MMMU, шестизначный
номер и седьмую контрольную цифру.
Контейнеры должны быть пригодными под перевозку грузов в соответствии
с требованиями "Руководства по техническому надзору за контейнерами в
эксплуатации" (Российский Морской Регистр Судоходства, 1996 г.).
Срок аренды составляет 2 года.
Арендная ставка 0.85 дол. США в сутки. В ставку должны быть включены
все налоги, предусмотренные законодательством РФ. Платежи должны
производиться в рублях по курсу ЦБ России на дату выставления счета.
Контейнеры должны быть переданы на условиях «свободно на терминале»
портов Владивосток, Восточный, Магадан, Петропавловск-Камчатский.
«Собственник» должен предоставить контейнеры к сдаче, а «Арендатор»
принять контейнеры в аренду в течение двух месяцев партиями в согласованном
сторонами количестве. На каждую партию переданных контейнеров должен быть
составлен акт приема-передачи с указанием даты, номеров контейнеров, года
изготовления. Акт должен быть подписан представителями «Арендатора», и
«Собственника». «Собственник» обязан выставлять счета «Арендатору» авансом
за один месяц. «Арендатор» обязан оплачивать счета в течение 5 банковский
дней, начиная с даты выставления счета. По истечении двух лет и оплате
всех счетов за аренду и иных платежей «Арендатор» имеет право выкупить все,
но не менее, чем все, находящиеся в аренде контейнеры по цене 100 дол. США
за один контейнер. При письменном согласии «Собственника» и «Арендатора»
контейнеры могут быть переданы «Арендатору» в собственность до истечения
срока аренды. Условия досрочной передачи должны быть оформлены отдельным
соглашением. В случае продажи, утери контейнера или его полного
конструктивного разрушения «Арендатор» обязан продолжать платить арендную
плату до окончания срока аренды. В течение всего срока аренды «Арендатор»
своими силами, средствами и за свой счет обеспечивает контроль за
эксплуатацией контейнеров, их техническое обслуживание, ремонт и хранение.
Собственником контейнеров в течение всего срока аренды до реализации
«Арендатором» права выкупа остается ОАО «ДВМП». «Арендатор» имеет права
продавать, передавать в субаренду, закладывать или отчуждать иным способом
контейнеры только с согласия «Собственника». «Арендатор» не имеет права, в
случае каких-либо споров с «Собственником», арестовывать, использовать как
залог или отчуждать иными способами контейнеры «Собственника». Стороны
освобождаются от ответственности друг перед другом и перед третьим лицами
только в случае наступления форс-мажорных обстоятельств в соответствии KTM.
«Арендатор» имеет право использовать контейнеры только для перевозок грузов
на судах собственности ОАО «ДВМП» на каботажных направлениях и для
перевозок грузов на внутренних железных дорогах. Во избежание возникновения
недобросовестной конкуренции, могущей привести к простою арендованного
парка, «Собственник» обязуется не передавать до истечения срока договора
контейнерный парк другим арендаторам. «Арендатор» не имеет права уничтожать
имеющиеся на контейнерах/знаки и маркировку. С письменного согласия
«Собственника» «Арендатор» имеет право нанести на контейнеры дополнительные
знаки или маркировку.
4.2. Экономическое обоснование предложения.
С целью эффективного использования арендованных контейнеров и
получения максимального экономического эффекта, необходимо провести
структурный анализ грузопотока и затрат по экспедиторской работе на
выбранном направлении движения контейнеров за срок, предусмотренный
предложенным вариантом договора долгосрочной аренды.
Предполагаемое количество контейнеров необходимых для освоения
грузопотока.
Таблица 4.
| |Янв|Фев.|Мар. |Апр. |Май |Ин. |Ил. |Авг. |Сен. |Окт |Нбр |Дек|
|М-В |40 |80 |40 |40 |40 |80 |80 |80 |40 |40 |80 |80 |
|В-М |80 |80 |40 |40 |40 |40 |80 |80 |40 |40 |80 |80 |
Таким образом оптимальное количество контейнеров, которых необходимо
взять в аренду составляет 160 единиц (в год экспедируется 1440
контейнеров).
На сегодняшний день железнодорожный тариф МПС за отправку одного
контейнера (20’ TEU) согласно «Прейскуранту 10-01» на выбранном направлении
составляет 14562,36 руб., за отправку собственного/арендованного контейнера
– 11622,38 руб.
За два года работы контейнерного парка структура затрат будет
выглядеть следующим образом:
. Железнодорожный тариф, который взимается с клиентуры составит –
14562,36 руб.* 1440 КТК * 2 г. = 41939596,8 руб.;
. Затраты на содержание контейнеров (техническое обслуживание, ремонт и
т.д.) – 98 руб. * 160 КТК * 24 мес. = 376320 руб.;
. Арендная плата, которую необходимо перечислить собственнику контейнеров
(принимаемый курс ЦБ РФ 1$ = 28 руб.) –
0,85$ * 28 руб. * 160 КТК * 730 дн. = 2779840 руб.;
. Затраты на дезинфекцию и промывку (необходимо делать после каждого
использования контейнера) –
250 руб. * 120 КТК (среднее количество отправляемых контейнеров) * 24
мес. = 720000 руб.;
. Хранение порожних контейнеров –
12,60 руб. * 80 КТК (усредненное количество) * 730 дн. = 735840 руб.;
. Остаточная стоимость –
100$ * 28 руб. * 160 КТК = 448000 руб.
Таким образом за два года работы арендованных контейнеров общая сумма
затрат на их использование составляет – 5060000 руб.
Сумма, которую необходимо перечислить МПС за оплату железнодорожного
тарифа, составляет – 11622,38 руб. * 1440 КТК * 2 г. = 33473664,20 руб.
Экономический эффект предложенного варианта работы за два года
составит – 3405932,60 руб.
Прирост прибыли ТЭК ООО «Гранд-Сервис» за один год составит 1702966,30
руб. (141913,86 руб./месяц) (до налогооблажения).
Из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод: скидка на
железнодорожный тариф арендованного контейнера составляет 20%, таким
образом компания в целях конкурентоспособности может регулировать тарифную
политику в зависимости от ситуации на рынке экспедиторских услуг либо
снижая свою ставку на отправку контейнера, либо оставляя ее на прежнем
уровне.
4.3. Организация агентской работы.
Для организации перевозок на линии Москва-Владивосток необходимо
наладить работу представительства либо заключить агентское соглашение с
транспортной компанией, которая будет заниматься ведением коммерческой
работы по отслеживанию и возврату контейнеров.
Компании должны совместно продавать сервис на условиях «от двери до
двери», заключая для этого с клиентами единые для сторон договоры на
оказание транспортно-экспедиторского обслуживания. По таким договорам
стороны будут совместно оказывать услуги транспортной экспедиции: агент -
от склада в Москве до станции Владивосток (и обратно), а оператор - от
станции Владивосток до склада фактического грузополучателя (и обратно).
Компании будут продавать комплексную ставку на каждую перевозку. При этом
агент:
. организует отправку и экспедирование груза на участке от склада в Москве
до станции Владивосток;
. осуществляет прием, терминальную обработку контейнеров на станциях
г.Москвы и доставку до склада фактического грузополучателя в Москве;
. своевременно предоставляет оператору достоверную информацию обо всех
условиях и изменениях в расценках на услуги по терминальной обработке
грузов из Москвы;
. обеспечивает оператора всеми документами, необходимыми для выполнения
условий соглашения;
. в целях обеспечения конкурентоспособности услуг сторон обеспечивает
льготные условия оплаты услуг путем предоставления специальных скидок и
отсрочки платежей. Конкретные условия оплаты оформляются отдельными
договорами с клиентами;
. при оформлении железнодорожных документов на отправку грузов из Москвы во
Владивосток, в графе «Грузополучатель» указывает реквизиты оператора, а в
графе «Особые отметки и - отметки отправителя» указывает наименование
фактического грузополучателя.
Агент должен информировать оператора о месте нахождения, техническом
состоянии, движении и истории ремонта контейнеров на своей территории.
Факт передачи третьей стороне и состояние контейнера оформляются
распиской о передаче. В расписке отражаются все нанесенные контейнеру
повреждения, за исключением нормального износа.
Агент обеспечивает нормальное техническое состояние контейнеров в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|