Международные организации как механизмы регулирования международных отношений 
Международные организации как механизмы регулирования международных отношений
Международные организации
как механизмы регулирования международных отношений
А.В.Торкунов
Роль международных организаций
Международные
организации относятся к числу наиболее развитых и разнообразных механизмов
упорядочения международной жизни. Заметное повышение активности международных
организаций, равно как и значительное увеличение их общего количества, является
одним из примечательных феноменов современного международного развития.
Согласно
данным Союза международных ассоциаций, в 1998г. существовало 6020 международных
организаций; за последние два десятилетия их общее число возросло более чем
вдвое[1]
.
Международные
организации, как правило, разделяют на две основные группы.
1.
Межгосударственные (межправительственные) организации учреждаются на основе
международного договора группой государств; в рамках этих организаций
осуществляется взаимодействие стран-членов, и их функционирование основано на
приведении к некоторому общему знаменателю внешней политики участников по тем
вопросам, которые являются предметом деятельности соответствующей организации.
2.
Международные неправительственные организации возникают не на основе договора
между государствами, а путем объединения физических и/или юридических лиц,
деятельность которых осуществляется вне рамок официальной внешней политики
государств[2]
.
Понятно,
что межгосударственные организации оказывают гораздо более ощутимое воздействие
на международно-политическое развитие - в той мере, в какой главными
действующими лицами на международной арене остаются государства. Вместе с тем
международных неправительственных организаций больше, чем межгосударственных,
причем на протяжении многих лет наблюдается устойчивая тенденция увеличения их
числа. В 1968 г. было 1899 международных неправительственных организаций, в
1978 г. - 2420, в 1987 г. - 4235, в 1998г.- 5766. В этом находит свое
проявление усиливающаяся глобализация мировой системы с отчетливо выраженным
возрастанием объема разнообразных транснациональных (точнее, трансграничных)
взаимодействий.
В
принципе в таком развитии можно видеть предпосылки для радикальной
трансформации системы международных отношений и формирования глобального
мирового сообщества, в котором самоорганизация и регулирование общественных
процессов будут осуществляться не через взаимодействие между государствами, а непосредственно,
с помощью механизмов прямого действия. Международные неправительственные
организации в таком случае могут рассматриваться как элементы формирующегося
глобального гражданского общества. Следует отметить, что среди специалистов нет
единого мнения в трактовке этой тенденции. Но в любом случае появление все
большего числа негосударственных действующих лиц (акторов), оперирующих на
международной арене параллельно с государствами и в известном смысле
оспаривающих их монопольное положение, становится примечательным феноменом в
развитии международных отношений.
Достаточно
ощутимо и влияние неправительственных организаций на международную жизнь. Они
могут поднимать вопросы, которые не затрагиваются деятельностью правительств;
собирать, обрабатывать и распространять информацию о международных проблемах, требующих
общественного внимания; инициировать конкретные подходы к их решению и
побуждать правительства к заключению соответствующих соглашений; осуществлять
наблюдение за деятельностью правительств в тех или иных сферах международной
жизни и выполнением государствами взятых на себя обязательств; мобилизовывать
общественное мнение и способствовать возникновению чувства причастности
«простого человека» к крупным международным проблемам.
И
все же значение межгосударственных организаций для регулирования международной
жизни неизмеримо больше. В этом отношении они проявляют себя как бы в двух
ипостасях - с одной стороны, образуя поле кооперативного или конфликтного
взаимодействия между государствами-членами, с другой - выступая в качестве
специфических действующих лиц на международной арене и таким образом оказывая
самостоятельное влияние на динамику развития международных отношений.
Впрочем,
мера такой самостоятельности - вопрос тоже достаточно спорный и традиционно
являющийся предметом дебатов среди аналитиков. Сторонники «реалистической
парадигмы» в подходе к международным отношениям полагают, что
межгосударственные организации «производят» лишь то, что «вкладывают» в них
государства-члены, и не способны генерировать никакой импульс, выходящий за
пределы внешней политики последних. Иными словами, межгосударственные
организации рассматриваются лишь как постоянный дипломатический форум,
выявляющий совпадение позиций участников. С другой стороны, адепты «идеалистической
парадигмы» подчеркивают, что в результате деятельности межгосударственных
организаций возникает новое качество, не сводимое лишь к сумме
внешнеполитических импульсов стран-членов. Именно по этому пути, считают они,
будет происходить преобразование всей системы международных отношений, ее
трансформация из арены установления баланса интересов в механизм выявления и
решения глобальных проблем человечества.
Первый
из указанных выше двух подходов, по-видимому, в большей степени отражает
фактическое положение дел на международной арене. Но в любом случае имеет смысл
подчеркнуть три обстоятельства.
Во-первых,
даже если рассматривать межгосударственные организации как вторичные,
производные субъекты международного права, они вовлечены (и в некоторых случаях
весьма активно) в процесс формирования и осуществления международно-правовых
норм. Более того, эффективность последних все больше зависит от того, в какой
степени они санкционированы межгосударственными организациями.
Во-вторых,
деятельность этих организаций ощутимым образом влияет на
международно-политическое поведение участвующих в них государств и в более
широком смысле, причем даже в тех случаях, когда речь не идет о формировании
некоторых правовых норм, принимаемых к обязательному исполнению. Можно сказать,
что само участие в межгосударственных организациях становится для государств
фактором их международной социализации.
В-третьих,
хотя государства (общим числом порядка двухсот) и являются главными
действующими лицами на международной арене, межгосударственных организаций
значительно больше, и они в совокупности образуют довольно развернутую сеть, охватывающую практически
все сегменты современных международных отношений.
В
1998 г. существовало 254 межгосударственных организации[3]
.
Они различаются по кругу участников (универсальные и региональные),
функциональному предназначению (общей и специальной компетенции), порядку
вступления новых членов (открытые и закрытые), характеру полномочий (основанные
на традиционном приведении к общему знаменателю позиций стран-членов и
содержащие элементы наднациональности). Общими тенденциями в развитии
межгосударственных организаций можно считать следующие: а) относительное
усиление региональных аспектов в их деятельности, позволяющее сфокусироваться
на более конкретных проблемах; б) значительное возрастание числа организаций
специальной компетенции для
регулирования специфических сфер международного взаимодействия; в) более
частое и более широкое наделение межгосударственных организаций
наднациональными полномочиями.
Масштабы,
характер и глубина воздействия межгосударственных организаций на
международно-политическую жизнь варьируются в довольно широких пределах.
Деятельность некоторых из них имеет особое значение для современных
международных отношений и заслуживает специального рассмотрения.
Список литературы
Клепацкий
З М. Западноевропейские международные организации.- М., 1973.
Коваленко
И.И. Международные неправительственные организации. – М.,1976.
Кольяр
К. Международные организации и учреждения. - М., 1973.
Международное
право. Учебник. Изд. 2-е, доп. И перераб. / Отв. Ред. Ю.М. Колосов, В.И.
Кузнецов. - М., 1998.
Моравецкий
В. Функции международной организации. – М ., 1976.
Морозов
Г.И. Международные организации. Изд. 2-е. –М., 1974.
Нешатаева Т.Н. Международные организации и
право. Новые тенденции в
международно-правовом регулировании. - М.,
1998.
Шреплер
Х.А. Международные экономические организации. Справочник. – М., 1997.
Archer C. International
Organizations. 2nd ed. - L. - N.Y, 1992
Yearbook of International
Organizations, 1998/99. - Munchen -New Providence - London - Paris, 1998.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.policy03.narod.ru/
[1]
Если
учитывать все без исключения структуры, деятельность которых так или иначе
выходит на международную арену (включая, пример, благотворительные фонды,
религиозные ордена и сообщества, общественные движения, механизмы, созданные
многосторонними говорами и соглашениями, регулярно созываемые конференции и
т.п.),то их можно насчитать почти 50 тыс.
[2]
К международным неправительственным организациям не относятся структуры,
ставящие своей целью извлечение прибыли (транснациональные корпорации).
[3]
В
начале XX в. существовало
примерно три десятка межгосударственных организаций; их число стало быстро
расти после Второй мировой войны и достигло пика к середине 80-х годов (378),
после чего сократилось примерно на треть. Количество межгосударственных
организаций остается примерно одинаковым на протяжении почти всего текущего
десятилетия и, по-видимому, составляет некоторый оптимум для современного
состояния системы международных отношений.
|