скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Языческие праздники Древней Руси скачать рефераты

дома не очень-то допускались. Ко времени викингов подобные традиции уже

уходили в прошлое, но окончательно еще не исчезли. По берегам Балтийского

моря археологами раскопано несколько норманнских укреплений, так вот, все

данные говорят о том, что жизнь в этих крепостях была организована как раз

по принципам профессионально-мистического воинского братства.

2.4 Правда

Понятие чести славянам было известно под именем правды. Репутация

человека часто была для него дороже, чем жизнь, и определяла его

взаимоотношения не только с людьми, но и с духами, богами, зверьем...

Следует различать свою личную правду и правду рода.

Сначала о личной правде. Это репутация данного человека, его лицо.

Основные нормы поведения известны всем и записаны в специальных законах,

именуемых "Правдами". Так, ложь, лжесвидетельство, нарушение клятвы, измена

долгу, трусость, отказ от вызова на поединок, хулительная песнь гусляра,

оскорбление (для оскорбленного) наносят ущерб чести. За страшные деяния,

вроде убийства родича, инцеста, нарушения законов гостеприимства человек

может быть объявлен вне закона. Напротив, месть за родича, победа над

врагом или монстром, удача на охоте, победа в поединке (над равным или

сильнейшим противником), устройство пира или состязания, преподнесение

дара, женитьба, хвалебная песнь гусляра, служба у славного князя ведут к

увеличению чести персонажа. Тем не менее, правильность поведения отдельно

взятого персонажа может определить только он сам. Однако запятнавший себя

бесчестным убийством, не позаботившийся о погребении павшего врага и т.п.

рискует обрушить на свою голову кары как людей, так и богов. Правда рода

представляла собой своеобразный "паспорт", под которым он был известен

окружающим. Человек из доброго рода априори считался достойным

(принадлежность к тому или иному роду легко отличить по знакам на одежде).

И наоборот. Отсюда, кстати: "по одежке встречают"...

Предводительствовал родом (городом) лучший в оном. Правда князя должна

быть очень высокой. Запятнавший себя князь незамедлительно изгонялся со

своего места (иначе оскорбятся боги, и там, - недород, набег, болезни:). На

его место ставился другой, непременно достойный. Также изгнать князя могли

по настоянию волхвов (впрочем, тогда не было людей мудрее волхвов). Правда

рода определяется суммой "правд" его членов. Также она повышается в

результате коллективных действий команды, например, за праздники, правильно

устроенные, пышные свадьбы, поминки. Волхвы, старики и гусляры знают, что

ведет к чести команды, а что ее позорит.

2.5 Месть

Убийство члена одного рода членом другого обычно вызывало вражду родов.

Мне приходилось читать в некоторых работах, что, мол, славяне кровной

мести не знали никогда. Но это не соответствует действительности. Стоит

заглянуть в "Русскую Правду" - сборник древнерусских законов ("правда",

кстати, в переводе на современный язык и значит "установление, правило,

закон", а также "соответствие закону"). Так вот, "Русская Правда",

записанная в XI веке, не только признает кровную месть, но даже

устанавливает порядок, какой родственник за какого должен отмщать! Во все

эпохи происходили и прямые злодейства, и трагические случайности, когда

человек убивал человека. И, естественно, близким погибшего хотелось

разыскать и покарать виноватых. Когда подобное происходит сейчас, люди

обращаются в правоохранительные органы. А тысячу лет назад люди

предпочитали надеяться на себя. Силой навести порядок мог только вождь, за

которым стояли профессиональные воины - скандинавский хирд, славянская

дружина. Но вождь, - конунг или князь, - был, как правило, далеко. Или в

своей столице, или вообще в заморском походе. Да и авторитет его как

правителя страны, вождя всего народа (а не только воинов) ещё только

устанавливался.

В упомянутых чуть выше главах говорилось, что, согласно понятиям той

эпохи, в отрыве от своего рода человек мало что значил. Человек был прежде

всего членом определённого рода, а отдельной индивидуальностью - уже во-

вторых. Поэтому "дело об убийстве" решалось не между двоими людьми, а между

двумя родами.

Специалисты шутят, что о людях тех времен можно написать художественное

произведение в любом жанре: психологический роман, боевик, душераздирающую

любовную драму, мистику, ужасы... - всё, что угодно, кроме... детектива.

Детектив посвящен раскрытию преступления и выяснению, кто преступник.

Например, в древней Скандинавии (за редчайшим исключением) преступник сам

направлялся к ближайшему жилью и подробно рассказывал, что случилось...

Почему? Причина очень проста. Если бы он попытался утаить содеянное, он

прослыл бы среди соплеменников трусом и "немужественным мужчиной",

неспособным к ответственности за собственные поступки. А это было самое

худшее, что с человеком могло случиться в те времена. В главе "Поединок"

будет приведена цитата из закона, согласно которой обозвать кого-либо

"немужественным" значило произнести попросту НЕПРОИЗНОСИМЫЕ речи! Поэтому,

если только человек был не совсем уже законченным негодяем, бесповоротной

потере репутации он предпочитал возможность весьма суровой расплаты. Дальше

события могли разворачиваться по-разному, в зависимости и от "состава

преступления", и от характеристик тех "коллективных личностей", которыми

являлись столкнувшиеся семьи. Могло кончиться примирением, могло - выплатой

денежного возмещения (виры). Но если доходило до кровной мести, это была

опять-таки месть одного рода другому. Сказанное отнюдь не означает, что все

мужчины из потерпевшей семьи брались за оружие и шли поголовно истреблять

обидчиков. Вовсе нет. Просто МСТИЛИ НЕ САМОМУ ПРЕСТУПНИКУ, А ЕГО РОДУ.

Спрашивается, как же крепче всего "насолить" враждебной семье? А вот как.

Истребить в ней самого лучшего, самого достойного человека. Которым

преступник чаще всего не являлся... Вот по этой самой причине, как пишут

авторитетные учёные, возможность кровной мести была не столько поводом для

бесконечных кровавых разборок, сколько МОЩНЫМ СДЕРЖИВАЮЩИМ ФАКТОРОМ. Если

бы дело обстояло иначе, люди просто вымерли бы, вырезав друг дружку. Этого

не произошло, потому что КРОВНОЙ МЕСТИ - а значит, и поводов дня неё -

ВСЯЧЕСКИ СТАРАЛИСЬ ИЗБЕГАТЬ.

2.6 Поединок

Был распространенным способом выяснить отношения, доказать свою

невиновность, добиться чего-либо. Поединку обязательно предшествовал вызов.

Отказаться от вызова - значит покрыть себя позором. Далеко не всегда

сражались до смерти, чаще был уговор типа "до первого удара", "до первой

раны" и т.п. Поединок являлся священнодействием, и оба участника должны

относиться к нему соответственно. Он мог проходить как со свидетелями, так

и без оных, как на равном оружии, так и не очень. По договоренности.

Ритуальные поединки, а также те, на которые хотели обратить внимание богов,

проходили без доспехов; чаще противники дрались вообще обнаженными по пояс.

Поединок обязательно предшествовал любому крупному сражению.

2.7 Социальная иерархия

Славянское общество тех времен не разделялось на видимые разряды.

Авторитет того или иного человека определялся его личной правдой, правдой

его рода, занимаемым им положением.

Тем не менее, княжение уже передавалось по наследству (однако вместо ни

к чему не пригодного наследника умершего князя город вполне мог поставить

над собой уважаемого колодезника). Воины (отчасти по причинам,

упоминавшимся ранее) представляли собой единственный четко определенный

разряд.

Землей владели свободные общинники. Занимались сельским хозяйством, в

годы войны воевали как ополченцы. Кормили воинов, князей и волхвов.

Ремесленники и прочие не имевшие земли люди платили деньгами или, что

значительно чаще бывало, работой.

Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти люди и развлекали князя

и народ, и рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как

устроен мир. Могли при случае и колдовать, своей особой, поэтической

магией. Они же и хранители древних законов и предписаний. Считалось, что

если гусляр перед исполнением какого-либо важного дела (например,

сватовства или войны) спел песнь, то этому делу обеспечена удача. Без

гусляров не обходились похороны князей, богатырей и пр., а свадьба без

певца - это вообще не свадьба. Гусляров очень уважали, считали честью для

себя их принимать. Плохо обращаться, а тем более причинять вред или убивать

гусляров в принципе возможно, но таковые деяния покрывают позором человека,

их совершившего. Волхвы - всеми уважаемая и почитаемая профессия. Это

мудрейшие из мудрых. Стать волхвом можно только после многих лет обучения.

Волхвы служат посредниками между людьми и богами, совершают обряды, моления

и жертвоприношения (в том числе человеческие). Волхвы решали споры между

людьми, советовали, кого избрать князем. Колдовали с помощью обрядов,

заклинаний, магических снадобий. Умели и лечить (особенно магические

болезни типа сглаза). Ведьмы и ведуны жили по большей части в лесу, знали

травы и заклинания. Отношение к ним простых людей было настороженное, ведь

неизвестно, какими силами те обладают и на что способны, что творят - добро

или худо.

Изгнанники - люди по тем или иным причинам изгнанные из племени/рода.

Их не кормят, им не помогают, не лечат, не любят. Если они выживают - это

большая удача. Изгнать человека можно специальным обрядом в присутствии

волхва.

Рабства как такового славяне не знали. Пленник/пленница становились

"холопьями" на определенный срок, по истечении которого могли идти на все

четыре стороны либо остаться на положении свободных. Кроме того, можно было

выкупиться, - за ту же сумму, какая была уплачена при покупке либо по

договоренности с пленившим.

3. ОСОБЫЕ ОБРЯДЫ.

3.1 Инициация.

Чтобы стать членом племени, ребенок должен был пройти инициацию.

Происходила она в три ступени. Первая - непосредственно при рождении, когда

повитуха обрезала пуповину наконечником боевой стрелы в случае с мальчиком,

либо ножницами в случае с девочкой, и пеленала ребенка в пеленку со знаками

рода.

По достижении мальчиком трех лет он проходил подстягу - т. е. его

сажали на коня, опоясывали мечом и три раза обвозили вокруг двора. После

этого его начинали учить собственно мужским обязанностям. Девочке в три

года впервые давали веретено и прялку. Действо тоже сакральное, и первой

нитью, спряденной дочерью, мать опоясывала ее в день свадьбы для защиты от

порчи. Прядение у всех народов ассоциировалось с судьбой, и с трехлетнего

возраста девочек учили прясть судьбу себе и своему дому.

В двенадцать - тринадцать лет, по достижении брачного возраста,

мальчиков и девочек приводили в мужской и женский дома, где они получали

полный набор сакральных знаний, необходимых им по жизни. После этого

девушка вскакивала в поневу (род юбки, носившийся поверх рубахи и

говоривший о зрелости). Юноша после посвящения получал право носить боевое

оружие и вступать в брак.

3.2 Свадьба.

До сих пор сохранившееся выражение "венчаться вокруг березы" довольно

точно передает смысл венчального обряда русичей. Свадьба состояла из

поклонения Ладе, Роду и Триглаву, после чего волхв призывал на них

благословение, и молодожены обходили три раза вокруг священного дерева,

призывая в свидетели богов, чуров и берегинь того места, где они

находились. Свадьбе обязательно предшествовал сговор или похищение невесты.

Невеста вообще обязана была идти в новый род как бы насильно, чтобы не

оскорбить ненароком духов-хранителей своего рода ("не я выдаю, силой

ведут"). С этим, кстати, связаны многочасовые рыдания и скорбные песни

невесты. На пиру молодоженам запрещалось пить (считалось, от любви пьяны

будут). Первую ночь молодожены проводили на тридевяти снопах, застеленных

мехами (пожелание богатства и многочадия).

3.3 Похороны.

Погребальных обрядов славяне знали несколько. В период расцвета

язычества наиболее распространенным и почетным было сожжение, с последующим

насыпанием кургана. После этого на кургане проводилась тризна в память о

покойном. Вторым способом хоронили так называемых заложных покойников -

умерших подозрительной, нечистой смертью, или же живших не по правде.

Похороны таких умерших выражались в вышвыривании тела куда подальше в

болото или овраг, после чего его заваливали сверху ветками. Делалось это

для того, чтобы не осквернять землю и воду нечистым трупом.

Привычное нам погребение в земле широко распространилось только после

принятия христианства.

4. ПРАЗДНИКИ.

В году пять основных праздников - Корочун (начало года, зимний

солнцеворот 24 декабря), Комоедицы, или Масленица (весеннее равноденствие

24 марта), Купала (летний солнцеворот 24 июня), Перунов день (21июля) и

Кузьминки (праздник урожая, праздник Рода, рожаниц, осеннего равноденствия

24 сентября).

Подавляющее большинство древнеславянских языческих празднеств и молений

проводилось общественно, являлось “событием”, совместным заклинанием

природы и проводилось не в доме или поселке, а за пределами житейского

бытового круга.

Характер многих языческих празднеств был настолько повсеместным,

связанным со всей природой вокруг села (леса, рощи, родники, реки, болота,

холмы и горы); что отыскать места древних хороводов, купальских костров,

жертвоприношении воде, различных “игрищ межю селы” почти невозможно.

Исключением являются только священнодействия на холмах, на горах,

“красных горках”, которые очень часто при археологических обследованиях

дают интересный материал о древних языческих культах.

Почитаемые идолы ставились славянами-язычниками, как правило, на

холмах.. Летописные сведения о Перуне всегда отмечают его положение на

холме: князь Игорь, скрепляя клятвой договор с Византией, “приде на холъмы,

где стояще Перун”. Владимир поставил идолов на вершине Старокиевской горы

над Днепром. После крещения Руси место языческих капищ на таких холмах

заняли христианские церкви:

“Красные горки”, “красные холмы”, где проводились масленичные

сжигания чучел зимы, обряд заклинания весны, встреча Лады и Лели, катанье

яиц на фоминой неделе (которая и называлась “красной горкой”) были,

вероятно, около каждого села. В равнинных местах, где не было заметных

возвышенностей, крестьяне отмечали на лугах первые весенние проталины, где

раньше всего начинал таять снег, и там проводили обряд встречи весны.

Для “соборов” или “событий” большего масштаба, чем жители одного

поселка, для населения верфи или тем более племени требовались более

отметные горы, которые из году в год служили местом больших языческих

богослужений.

Интересна долговечность таких религиозных центров: возникнув примерно

в 1 тысячелетии до н. э. (а может быть, и в бронзовом веке), они донесли

свою древнюю языческую сущность вплоть до позднего средневековья XV в.н.э.,

а на многих из них возникли христианские церкви и монастыри. Медвежьи

праздники с точно таким же названием, сохранившим древнюю индоевропейскую

форму “комоедицы” — известны и у славян. В Белоруссии комоедицы проводились

24 марта, накануне православного благовещения. Хозяйки пекли специальные

“комы” из гороховой муки; устраивались пляски в вывернутых мехом вверх

одеждах в честь весеннего пробуждения медведя. Древняя масленица оказалась

сдвинутой со своего календарного срока христианским великим постом,

несовместимым с масленичным разгулом. А так как пост подчинялся подвижному

пасхальному календарю, то языческая масленица, хотя и уцелела после

крещения Руси и дожила до наших дней (хотя бы в виде блинов), но сроки ее

изменчивы. Первоначальный же срок непотревоженной масленицы — весеннее

равноденствие. Непременной маской на масленичном карнавале является

“медведь”, человек ряженый в медвежью шубу или вывороченный тулуп.

1. Семенова М. Мы - славяне. 1997, С. - Петербург, Азбука - Терра.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Семенова М. Мы - славяне. 1997, С. - Петербург, Азбука - Терра.

2. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. 1997, М., Русское слово

(переиздание).

3. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. 1991, М., Наука.

4. Рыбаков Б. А. “Язычество древней Руси”. М., “Наука” 1988.

5. Рыбаков Б. А. “Язычество древних славян”. М., “Наука” 1986.

6. Поболь Л. Д. “Славянские древности Белоруссии”. М., 1974.

Страницы: 1, 2