скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Языческая мифология скачать рефераты

упоминаются два имени: Волос и Велес, это привело некоторых ученых

(например, М. Фасмера) к выводу о почитании двух богов у славян. Однако

большинство исследователей (Ягич, Махек, Якобсон, Топоров и др.),

основываясь на лингвистическом анализе, а также на том, что в текстах

встречается постоянно объединение Велеса и Перуна, Волоса и Перуна,

приходят к выводу о тождестве Велеса-Волоса.

Имеются данные, которые свидетельствуют о связи культа Волоса и медведя. С

Волосом связано, созвездие Плеяд-Волосынь; сияние Волосынь предвещает

удачную охоту на медведя. Это позволяет некоторым исследователям даже

утверждать, что Волос — древнее териоморфное (имеющее вид зверя) божество,

которое сохранило в новых условиях старое имя, происходящее от «волосы»,

«шерсть», «шерстистый». В таком понимании Волос не является богом скота,

как Гермес, антропоморфический бог, а богом-скотом, богом в виде животного,

териоморфнвм божеством.

Со временем бог скота, богатства, плодородия, возможно, приобретал

земледельческие функции. Этнографические исследования показывают, что

крестьяне-земледельцы в XIX в. жертвовали Волосу последние колосья,

оставшиеся на сжатой ниве. Однако дополнительные земледельческие функции не

заслонили его основной сущности: вплоть до христианизации Руси Волос-Белее

сохранил свое значение «скотьего бога» в прямом смысле этого слова. Лишь

только в силу этого и могло произойти замещение Велеса по созвучию имен

святым Власием Севастийским, который на русской почве стал покровителем

скота вплоть до XIX в.

Обряды во Власьев день (11 февраля ст. ст.) включали кормление скота"

хлебом и поение его крещенской водой. В Новгороде, Киеве, Ярославле уже в

XI в. на местах поклонения Волосу были поставлены церкви св. Власия.

Распространение культа Велеса не было ограничено исключительно землями

восточных славян. Ранее мы уже говорили о близости его к культу балтийского

божества Велса (Виелону), бога скота и мертвых. Исследователи видят также

генетическую связь между Велесом и Варуной, древнеиндийским богом мировых

вод, истины и справедливости22. Имеющиеся данные позволяют предполагать

наличие божества Велес (Волос) у всех славян. Подтверждением существования

в мифологии южных славян божества Велеса могут служить топонимы Велес в

Македонии и Волос в Крайне. Следы почитания Велеса можно обнаружить и у

западных славян, так, в чешском фольклоре известно демоническое существо

Велес, сходное с севернорусским бесом Ёлсом. (Костромское диалектное «еле»

означает «бес, черт, леший, нечистый». Д. К. Зеленин, которого поддержал и

Р. Якобсон, предположил, что слово «еле» является производным от имени

«Волос». В чешских письменных источниках XV— XVI вв. есть упоминания о

связи злого духа Велеса с морем. Это позволяет поставить вопрос: не

является ли связь Велеса с морем отголоском функций Варуны, властителя

космических вод?

Итак, Велес-Волос имеет очень древнее происхождение, и его функции

изменялись с течением времени.

Божество огня м солнца: Сварог, Сварожичм, Дажьбог

Еще одним божеством небесного пантеона славян был Сварог. Функционально

Сварог связан с огнем и небесной сферой, следовательно, с небесным огнем. В

древности люди верили, что земной огонь порождается огнем небесным. И,

действительно, в восточнославянской мифологии дух земного огня назван

Сварожичем — сыном Сварога. Бог, или дух огня, почитался у всех славян.

По данным древнерусских поучений против язычества культ Сварога был связан

в славянском переводе хроники Иоанна Малалы (XII в.) с древнегреческим

богом Гефестом. В этой записи перечисляются различные чудеса, известные в

древности. Дойдя в своем перечислении до Египта, автор сообщает, что там

царствовали потомки Хама — Местром и Ере.

Сварог в славянской мифологии — бог небесного огня и одновременно податель

культурных благ.

Согласно верованиям славян Сварог первый начал ковать железо и научил этому

людей, сбросив им с неба клещи; установил законы моногамной семьи; сделал

первый плуг и научил людей плужному земледелию; победил змея; построил

мощные укрепления — Змиевы валы. Этимология имени Сварога неясна: одни

связывают его со словом свара, т. е. «спорящий, наказующий» (Ягич, Брюкнер,

Якобсон), другие устанавливают родство с древнеиндийским svargas — «небо»

(Уленебек, Корш, Фортунатов), некоторые высказывают предположение, что в

этом слове представлен корень «вар-» — горение, жар. Б. А. Рыбаков считает

имя Сварог одним из эпитетов Сварога с греческим Ураном, оставляя за

Стрибогом равенство с Юпитером.

Отождествлять Стрибога и Сварога, трудно из-за различия выполняемых этими

богами функций. Стрибог — бог-отец дед ветров. Сварог же — бог огня и

податель культурных благ, в чем его функции сходны с крутом забот

Дажьбога, его сына. Также кажется не совсем корректным сравнение Стрибога с

Юпитером, а Сварога с Ураном, ведь в греческой мифологической системе Зевс,

сын Крон оса, является внуком Урана, т. е. Сварог оказывается на два

мифологических поколения старше Стрибога. На наш взгляд, Сварог и Стрибог —

разные боги. Отсутствие изображения Стрибога на идоле Святовита Рода

объясняется тем, что Стрибог функционально и есть Род — deus-pater.

Подобным же образом можно объяснить отсутствие идолов Рода и Сварога в

капище Владимира: при наличии Перуна, небесного бога, пускающего огненные

стрелы-молнии, излишен бог небесного огня Сварог, а при наличии Стрибога

как бога-отца излишен deus-pater Род. Функции Стрибога как подателя благ

выполняет в пантеоне Владимира deus-dator Дажьбог.

Сварог по древнему преданию предается покою, предоставляя управление своим

детям Дажьбогу и Сварожичу. В древнерусском пантеоне особо тесные связи

соединяли Сварога с Дажьбогом, названным в летописи сыном Сварога. Итак,

одним из сыновей Сварога был Дажьбог — бог солнца. Характерно, что в

русском переводе византийской хроники Иоанна Малалы словом Дажьбог

поясняется греческое «солнце» — гелиос. Славяне верили, что Дажьбог живет

далеко на востоке, где находится страна вечного лета. Каждое утро он

выезжает на своей колеснице из золотого дворца и совершает круговой объезд

по небу. В его колесницу впряжены белые огнедышащие кони. Появлению на небе

Дажьбога предшествует появление его сестры — Утренней Зари, которая выводит

на небосклон его белых коней; другая сестра —Вечерняя Заря заводит коней на

конюшню после того, как бог закончит свой объезд. У Дажьбога-солнца есть

его прислужницы, разгоняющие тучи и с помощью дождей очищающие его. лицо.

Славяне полагали, что осенью Дажьбог умирает, а 24 декабря рождается новый,

молодой.

Co временем происходит расширение значения имени Дажьбога — божества

солнца, которое стало пониматься как имя бога — подателя всех благ. Среди

идолов различных богов, поставленных Владимиром в Киеве, не было Сварога и

Сварожича, но стоял идол Дажьбога. Это подтверждает высказанную ранее

мысль, что культ Сварога позднее был вытеснен культом Дажьбога.

Второй сын Сварога — Сварожич — олицетворение огня. Неизвестный Христолюбец

писал в древнерусском поучении: «И огневи молятся, зовут его Сварожичем».

Сварожичем называли огонь, которому молились под овином и приносили жертвы

(овин — строение для сушки снопов перед молотьбой).

Дух овинного огня был очень почитаем крестьянами. Огонь в овине нужен, для

того чтобы сушить снопы, духа огня нужно почитать и задабривать, чтобы он

был милостив и сушил хлеб, а не сжег его вместе с овином, обрекая тем самым

крестьянскую семью .на голод.

Вообще, славяне, как и другие древние народы, почитали огонь. Нельзя было

на огонь плевать, бросать в него нечистоты, топтать его ногами, в противном

случае, считали они, он может отомстить. Огню приписывались очистительные и

целебные свойства. В древности больных проносили через огонь; существовал

обычай провозить жениха и невесту между кострами.

Обожествление огня, дошло до наших дней, исчезло только наименование его

Сварожичем.

После крещения Руси Сварог как покровитель кузнечного дела постепенно

вытесняется христианскими святыми Кузьмой и Демьяном. В византийской

традиции святые братья Косма и Дамиан (таковы их канонические имена) не

были связаны с кузнечным делом. На Руси же народ связал по созвучию имя

Кузьма со словом кузнь и таким образом Кузьма стал кузнецом. А так как

кузнецы обычно работают в паре: мастер и подручный, то Демьян, брат Кузьмы,

тоже оказался кузнецом.

На тот факт, что под именами Кузьмы и Демьяна почитался Сварог, указывает

слияние в народном сознании имен святых братьев в одно — Кузьмодемьян.

Кузьмодемьян являлся божественным кузнецом и покровителем брака, а кое-где

ему приписывались все те культурные подвиги, которые совершил Сварог.

Хорс - бог солнечного диска

Хоре был божеством, близким к Дажьбогу (в древнерусских памятниках

встречаются различные написания имени Хорса: Хърсъ, Хъросъ, Хръсъ, Хорсъ).

Хоре был включен в языческий пантеон, установленный Владимиром. Можно

предполагать, что это божество связано с солнцем, как и Дажь-бог. Купала,

Ярила. Не случайно Араб Масуди (X в.) называл все славянские племена

«солнцепоклонниками». Древний славянин видел в солнце могучего подателя

света и тепла, бога, от которого зависел не только урожай, благосостояние,

но и сама жизнь крестьянина. Имя анточного бога солнца Аполлона передано в

одном из древнерусских переводных памятников как "Хърс", что также

подтверждает связь с солнцем.

Упоминание Хорса на втором месте после Перуна в поучениях конца ХI века

говорит о знчительности этого божества.

Хорс-божество солнечного светила, но не солнечного света и тепла, он

представлял собою некое неотделимое дополнение к образу Дажьбога — Солнца,

подателя земных благ.

Бог Солнца Хоре, пишут исследователи, представлялся славянам белым конем,

совершающим свой бег с востока на запад. У славян конь считался священным

животным. Деревянными конскими головами украшали крыши домов. В некоторых

местах России до конца XIX в. сохранялись каменные изображения коней.

Анализ известных сведений о Хорее показывает, что в большинстве сочинений

Хоре соседствует с Перуном, небесным богом, соотносимым с громом и молнией,

а также с Дажьбогом, что позволяет интерпретировать его принадлежность к

солярным божествам.

Загадочный Стрибог

Небесным божеством, принадлежавшим к числу главнейших славянских богов, был

Стрибог. Он упоминается в «Повести временных лет» как один из тех богов,

которым князь Владимир поставил кумиры возле своего дворца.

Многие исследователи считают Стрибога одним из древнейших славянских

божеств. По поводу же этимологии его имени существует несколько различных

точек зрения. Одни лингвисты истолковывают имя Стрибогъ как исконно

славянское — «устроитель добра» и сближают его с глаголом «строить». Другие

рассматривают его как заимствование из древнеиранского со значением

«возвышенный бог». Третьи возводят этимологию имени этого божества к

индоевропейскому слову, имеющему значение «бог-отец». Продуктивнее

последняя точка зрения, поскольку на ее основе в результате сравнения имен

верховных небесных божеств в мифологических системах индоевропейских

народов делается вывод о единой природе имен древнеиндийского бога неба

Дьяуса, древнегреческого Зевса, древнеримского Юпитера и славянского

Стрибога, что в свою очередь позволяет говорить о последнем как главном

божестве неба, небе-отце.

У многих народов мира имеются мифы о небе как мужском начале,

оплодотворяющем землю — женское начало, в результате чего появляется все

живое на земле, в том числе и человек. Схожий миф об отце-небе и матери-

сырой земле был и у славян.

Б. А. Рыбаков полагает, что Стрибог, Сварог, Род и Святовит — это имена-

эпитеты одного и того же верховного небесного божества. Таким образом,

видимо, можно говорить о том, что олицетворением неба-родителя являлся не

только Сварог, но и (ранее) Стрибог. Первая часть имени Стрибог того же

корня, что и древнерусское Стрыи — дядя по отцу. Это тоже указывает на

родительные функции данного божества, ведь в семейно-родственных отношениях

многих первобытных племен дядя по отцу был значимее, чем даже отец.

Ко времени становления государственности у восточных славян Стрибог уже

утратил положение верховного божества небву хотя продолжал почитаться как

значительное небесное божество. Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванов

отмечают, что хотя имя Стрибога в эту эпоху еще и отражает статус

верховного славянского божества, но «в древнерусской традиции Стрибог(ъ)

представляет уже не верховное божество, а выражает, по-видимому, функции,

связанные с некоторыми природными явлениями.»

Б. А. Рыбаков считает, что именование Стрибога дедом ветров подчеркивает

его значимость в языческой иерархии богов и духов, он — «повелитель

повелителя ветров».

Большинство исследователей сходится в том, что Стрибог — небесное божество,

а следовательно, в его власти находились какие-то небесные или атмосферные

явления. Я. Е. Боровский считает Стрибога божеством ветра, бури, урагана и

вообще всякой погоды. Возможно, Стрибогу приписывалась и власть над

звездами. Может быть, именно поэтому он попал в пантеон князя Владимира.

Дружинная знать Руси, постоянно совершавшая военные походы на разные народы

и страны, испытывала нужду в покровительстве подобного бога, особенно во

время морских походов киевских князей. Ведь неоднократно случалось, что

внезапно налетевшая буря губила военный флот русов или внезапно поднявшийся

ветер топил, а иногда выбрасывал на сушу их суда9. А может быть, Стрибог

вошел в пантеон Владимира как бог-отец, божество, породившее все сущее на

земле, ведь кроме него во Владимировом пантеоне нет мужских генетивных

божеств.

Род - восточнославянское божество плодородия

Восточнославянское божество Род является одним из самых загадочных

персонажей славянской мифологии. Н. М. Гальковский писал по этому поводу:

«Вопрос о почитании Рода и рожаниц принадлежит к самым темным и

запутанным». Трудность определения места Рода в мифологической системе

славян заключается в том, что почитался он только восточными славянами и к

тому же следы этого почитания не уцелели в этнографическом материале. Тем

не менее, на существование данного божества и сильную укорененность

верований в него славян указывают древнерусские поучения против язычества.

А.Н. Веселовский считал, что год первоначально выступал как «производитель,

совокупность мужских членов племени, сообща владеющих ро-жаницами, матерями

нового поколения», а позже превратился в «дедушку-домового, также

пребывающего у очага».

По мнению Любора Нидерле, Род — домовой или демон мужской судьбы.

Род—главный бог восточных славян до утверждения верховенства Перуна, бога

князей и дружиников, один из богов небесной сферы, творец всего сущего,

функционально (как создатель жизни) связан с водой земной и небесной

(дождем), каким-то образом связан с небесным и подземным огнем. Аргументом

в пользу позиции Б. Рыбакова о Роде как боге-творце может служить выписка

из Евангелия с толкованием (рукопись Московского Архива Иностранных дел

XV—XVI в.): «Яко не разумеша Творца своего, создавшаго их и вдохнувшаго в

них дух жизни и вложившаго душу действенну, всем бо екть Твопеп Бог. а не

род...».

Возможно, что Род — это одно из нескольких имен бога-творца вселенной (иные

его имена — Стрибог, Святовит). Ситуация, когда одно божество обладает

различными именами, довольно типична для различных мифологических систем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8