Языческая Культура Восточных Славян (особенности архаического сознания)
пополам, снабжённого отверстием для головы и скреплённого поясом. Другим
названием рубахи было «сорочка», «сорочица», «срачица». Некоторые
исследователи усматривают разницу между рубахой и сорочкой. Длинная рубаха,
пишут они, делалась из более грубой и толстой материи, а короткая и лёгкая
сорочка – из более тонкой и мягкой. Так постепенно она и превратилась в
собственно бельё, а верхнюю рубаху стали именовать «кошулей»,
«навершником». Рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с
бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только
согревать, но и отгонять силы зла, а душу – удерживать в теле. Так, когда
кроили ворот, вырезанный лоскут непременно протаскивали внутрь будущего
одеяния: движение внутрь обозначало сохранение, накопление жизненных сил, а
наружу – затрату, потерю. Этого последнего всячески старались избегать,
дабы не нагнать на человека беду. По мнению древних славян, следовало, так
или иначе обезопасить все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой
одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая
всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл
народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до
вполне современных работ, недаром учёные считают вышивку важным источником
в изучении древней религии. Легко догадаться, что ворот был особенно
«магически важной» деталью одежды – ведь именно через него в случае смерти
вылетала душа. Одежду детей матери всегда старались укрыть обширной
охранной вышивкой. Такую же роль выполняли и плетёные пояса – обереги, и
многие другие аксессуары. И люди активно использовали это: так, если муж
был в отъезде, то женщине, ожидавшей ребёнка, советовали подпоясываться его
поясом и на ночь укрываться чем-нибудь из его одежды, чтобы «сила» мужа
охраняла, оберегала жену.
Специальными ритуалами и предметами были окружены как все сферы
человеческой жизни, так и все её периоды. Рассмотрим основные из них.
По мысли древних людей, человек двигался по своему жизненному пути
вовсе не так, как можно двигаться по горной дороге, постепенно приближаясь
к вершине. Всё выглядело совершенно иначе: человек исчезал на одном уровне
и вновь появлялся уже на другом, уже в новом качестве. В подтверждение
своего нового рождения человек должен был сменить буквально всё – от одежды
до имени. Зато и естественная биологическая смерть не воспринималась
язычниками как окончательная гибель, полное исчезновение человека. Смерть,
как и все предыдущие события, была ещё одним переходом в новое качество,
когда разрушалось тело, но бессмертная душа оставалась неприкосновенной.
Кроме того, она вполне могла возвратиться, войдя в новорожденного младенца.
Вот почему во все времена и у всех народов детям старались давать имена
прославленных, уважаемых предков (потом эта традиция распространилась и на
чужих, но знаменитых людей). Итак, самое начало – зарождение новой жизни…
Забота о ребёнке начиналась задолго до его появления. Испокон веку
славяне старались оградить будущих матерей от всевозможных опасностей, в
том числе и сверхъестественных. Так, в последние месяцы перед родами
женщине не рекомендовалось выходить со двора, а лучше и из дому, чтобы
Домовой и священный Огонь очага всегда могли прийти ей на помощь: жуткие
истории рассказывались о злых колдунах, способных своим волшебством
похитить дитя прямо из материнского чрева или подменить его детёнышем
ведьмы – злобным уродцем… Одним словом, о наступившей беременности и тем
более сроке родов посторонним вовсе незачем было знать. Зато сама женщина,
ждущая ребёнка, считалась любимицей Богов, способной приносить счастье. Её
охотно приглашали в сады угоститься яблоками: если отведает плода с молодой
яблони, впервые принесшей урожай, эта яблоня весь свой век обильно
плодоносить будет.
Но вот наступал срок ребёнку появиться на свет. Древние славяне верили,
что рождение, как и смерть, нарушает невидимую границу между мирами умерших
и живых. Понятно, что такому опасному делу незачем было происходить вблизи
людского жилища. У многих народов роженица удалялась в лес или в тундру,
чтобы никому не повредить. Да и у славян рожали обычно не в доме, а в
другом помещении, чаще всего – в хорошо истопленной бане. А чтобы
материнское тело легче раскрылось и выпустило дитя, женщине расплетали
волосы, в избе же раскрывали все двери и сундуки, развязывали узлы,
отпирали замки. Надо думать, психологически это помогало. Роженица,
невольно отворяющая дверь в иной мир, у многих народов из-за этого
считалась «нечистой». Во все времена перед другими людьми, перед любящим
мужем был выбор – помогать женщине или думать только о себе. И конечно, во
все времена находились такие, чей выбор был благороден. О них сохранилось
немало рассказов. У славян эпоху строгого уединения роженицы хронисты уже
не застали. Здесь будущей матери обычно помогала немолодая женщина, опытная
в подобных делах. Непременным условием было, чтобы она сама имела здоровых
детей, желательно – мальчишек. Кроме того, при родах нередко присутствовал
муж. Теперь этот обычай возвращается к нам в качестве эксперимента,
заимствованного за границей. Между тем древние славяне не видели ничего
необычного в том, чтобы рядом со страдающей испуганной женщиной был
сильный, надёжный, любимый и любящий человек.
…И вот дитя благополучно родилось. Если это был мальчик, пуповину
перерезали на топорище или стреле, чтобы рос охотником и мастеровым. Если
девочка – на веретене, чтобы росла рукодельницей. Перевязывали пупок
льняной ниткой, сплетённой с волосами матери и отца. «Привязать» – по
древнерусски «повить»; вот откуда «повитухи», «повивальные бабки».
Вообще, все самые первые действия с младенцем (купание, кормление,
подстригание волос и т.д.) были окружены важными и очень интересными
ритуалами. В наши дни, желая приобщить новорождённого к христианской
религии, родители несут его в церковь, где священник крестит его, опуская в
купель с водой. При этом нарекается имя. Между тем обычай окунать младенца
в воду (или по крайней мере обрызгивать) отмечен у самых разных народов,
никогда даже не слышавших о христианстве. В чём же тут дело? Учёные видят
здесь отголосок древнейшего ритуала приобщения нового человека… Космосу!
Как это делалось? Отец – глава семьи – торжественно выносил новорождённого
и показывал его Небу и Солнцу (не садящемуся, но обязательно восходящему –
на долгую жизнь!), Огню очага, Месяцу (опять-таки растущему, чтобы дитя
хорошо росло), прикладывал к Земле-Матери и, наконец, окунал в Воду. Таким
образом, малыша представляли всем Божествам Вселенной, всем её стихиям,
отдавая под их покровительство.
Далее ребёнка нарекали именем но, как уже было сказано выше, оно
хранилось в тайне. Право на взрослую одежду мальчики и девочки получали, не
просто достигнув определённого возраста, но только когда могли делом
доказать свою «взрослость».
Лет с пяти – семи детей приучали к хозяйственным мужским и женским
работам, а также вводили в мир легенд, верований и традиций, - как мы бы
теперь выразились, ребёнок проходил ещё и духовную школу. В глубочайшей
древности для этого существовали особые дома – мужские и женские, и всё,
что там совершалось, окутывала тайна, на которую не имели права
представители противоположного пола. Исследователи пишут, что хоромы «семи
богатырей» из «Сказки о мёртвой царевне» – не что иное, как воспоминание о
таком мужском доме, расположенном в глухой лесной чаще. Когда мальчик
начинал становиться юношей, а девочка – девушкой, им приходила пора перейти
в следующее качество, в разряд молодёжи – будущих женихов и невест, готовых
к семейной ответственности и продолжению рода. Для этого надо было
выдержать испытание, называемое учёными «инициацией» – «обновлением»,
«приведением в начальное состояние». Это был своеобразный экзамен на
зрелость, физическую и духовную.
Юноша должен был вытерпеть жестокую боль, принимая татуировку или даже
клеймо со знаками своего рода и племени, полноправным членом которого он
становится отныне. Для девушек тоже были испытания, хотя и не такие
мучительные. Их цель – подтверждение зрелости, способности к свободному
проявлению воли. И самое главное – и те и другие подвергались ритуалу
«временной смерти» и «воскрешения». Это была не игра. Это происходило
абсолютно всерьёз!
Вероятно, жрецы и жрицы применяли для этого одурманивающие напитки, а
то и гипноз. Также вполне вероятно, что разыгрывалось целое представление
«проглатывания» детей мифическим животным – тотемом, «прародителем» и
символом племени – с последующим «рождением» из его брюха. Некоторые
исследователи полагают, что всем известная сказка о Красной Шапочке
содержит отголоски подобных обрядов…
Итак, прежние дети «умирали», а вместо них «рождались» новые взрослые.
В древнейшие времена получали они и новые «взрослые» имена, которых опять-
таки не должны были знать посторонние (а иногда это было первое наречение
имени). Вручали им и новую взрослую одежду: юношам – мужские штаны,
девушкам – понёвы, род юбок из клетчатого полотна, которые носили поверх
рубахи на пояске. С момента надевания взрослой одежды девушку можно было
сватать. Так начиналась взрослая жизнь.
Стоит упомянуть и ещё о таких немаловажных атрибутах внешности как
борода и коса.
Борода считалась у взрослых мужчин важнейшим символом чести. Дёрнуть за
бороду и тем более плюнуть в неё было ужасным оскорблением, за которое
могли вызвать на поединок, если не убить сразу. А коренится это в
древнейших воззрениях на волосы как на одно из сосредоточий жизненной силы
в человеке. Вспомним хотя бы змея Волоса, живой волос в речке, библейского
богатыря Самсона, чья сила помещалась в «семи косах головы его», и
остриженные волосы, которым незачем попадать в руки к злым колдунам. Не
случайно старик Хоттабыч выдёргивал волоски из своей бороды – без этого
магия не срабатывала. Не случайна и борода Черномора в пушкинской сказке…
Что касается косы, то девушка до замужества имела право ходить с
распущенными волосами, однако подобная причёска имела характер, скорее,
торжественный и ритуальный: попробуй-ка шить, готовить, стирать, ухаживать
за скотиной, распустив густые волосы длиной по колено! И девушки их
стягивали налобной повязкой, заплетали в косу – непременно одну (в знак
того, что пока холостая, «одна»). Пряди волос в косе тоже укладывали строго
определённым образом: одну поверх другой. Две косы и обратное плетение
обычаем запрещались, это была принадлежность замужней. Девичья коса
считалась не меньшим символом чести, чем борода у мужчин, и отношение к ней
было точно таким же.
Расплетение косы надвое являлось одной из главных частей свадебного
ритуала. Рассмотрим свадьбу как важную веху в жизни человека.
Дети принадлежали к роду родителей. А вот дочь-девушка, выходя замуж,
переходила в род мужа. (Именно поэтому замуж «выходят» – в смысле, выходят
из своего рода, покидают его.) Вот что означал для язычников такой переход:
девушка должна была «умереть» в прежнем роду и «снова родиться» в другом,
уже замужней, «мужатой» женщиной. Вот какие сложные превращения происходили
с невестой. Отсюда и повышенное внимание к ней, которое мы под час видим на
свадьбах, и обычай брать фамилию мужа. Ведь фамилия – это знак рода. Теперь
нам ясно, почему жених старается внести невесту через порог своего дома
обязательно на руках: ведь порог – это граница миров, и невесте, прежде
чужой в этом мире, надлежит превратиться в свою. А что белое платье? Иногда
приходится слышать, будто оно символизирует чистоту и скромность невесты,
но это не правильно. На самом деле белый – цвет траура. Чёрный цвет в этом
качестве появился сравнительно недавно. Белый же, как утверждают историки и
психологи, с древнейших времён был для человечества цветом Прошлого, цветом
Памяти и Забвения. А другим «траурно-свадебным» цветом был красный,
«чермный», как он ещё назывался. Его издавна включали в одеяние невест.
Есть даже народная песня: «не шей ты мне, матушка, красный сарафан» – песня
дочери, которая не хочет уходить из родного дома к чужим людям – замуж.
Итак, белое (или красно-белое) платье – это «скорбное» платье девушки,
«умершей» для своего прежнего рода.
Теперь про фату. Ещё совсем недавно это слово означало просто «платок»,
которым закрывали лицо девушке. Ведь с момента согласия на брак её считали
«умершей», а жители Мира Мёртвых невидимы для живых. Вот и невесту никому
нельзя было видеть, а нарушение запрета вело к несчастьям и даже к
безвременной смерти, ибо в этом случае нарушалась граница, и Мёртвый Мир
«прорывался» в наш, грозя непредсказуемыми последствиями.
Надо упомянуть и ещё об одном интересном обычае: «Не женятся на тех, с
кем вместе едят». Казалось бы, что в том плохого, если парень и девушка
дружно работают и едят из одной миски, как брат и сестра? Мы уже знаем, что
совместная трапеза делала людей «родственниками». А браки между
родственниками не поощрялись.
В условиях родового строя (и много позже) в собственном восприятии и в
восприятии общества человек оставался в первую очередь членом рода, а не
индивидуальностью. Соответственно, моральными считались только такие
поступки, которые способствовали процветанию рода. А это значит, что если
одна большая семья на своём совете решала породниться с другой, обретая тем
самым новых друзей и союзников, юноша и девушка должны были вступить в
брак, что называется, без разговоров. Именно такое поведение считалось
высоконравственным.
На русской свадьбе преимущественно звучали печальные песни. Невеста
плакала, даже если шла за любимого. И дело здесь не в трудностях жизни
замужем в прежние времена. Невеста покидала свой род и переходила в другой.
Стало быть, она покидала духов – покровителей прежнего рода и вручала себя
новым. Вот и плакала девушка, слушая жалобные песни и изо всех сил стараясь
показать свою преданность родительскому дому, прежней родне и её
сверхъестественным покровителям – умершим предкам, а в ещё более отдалённые
времена – тотему, мифическому животному-прародителю.
В некоторых областях за девичьим целомудрием очень строго следили. Но
столь же часто всё выглядело решительно наоборот: добрачные дети ни в коем
случае не оказывались помехой для свадеб. Их-то матери как раз и считались
«первыми невестами на деревне». Ведь каким было со времён глубокой
древности главное требование к женщине? Чтобы могла выносить и родить
здоровых, крепких детей. Вот и сватались парни наперебой к молодым матерям,
уже доказавшим свою женскую полноценность. А если отцом добрачного ребёнка
был знатный воин, боярин, сам князь – юную мать не только не проклинали, её
Страницы: 1, 2, 3, 4
|