Христианство
супругой-гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольный град
различную церковную утварь и святыни - кресты, иконы, мощи, князь Владимир
приступил к официальному введению христианства на Руси.
5.1 Крещение Руси и образование Поместной Русской Православной Церкви.
Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной
религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных
осложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не
обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества - волхвами.
Прежде всего князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он
приказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр,
а духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный день
произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны.
"На следующий же день, - говорит летописец, - вышел Владимир с попами
царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в
воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по
грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же
совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле
по поводу стольких спасаемых душ... Люди же, крестившись расходились по
домам. Владимир же был рад, что познал бога и люди его, посмотрел на небо и
сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих
и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя
христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги,
Господи, против Диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою
силу."
Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии,
принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других - в
989-990 годах.
Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города
Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-волынский, Полоцк,
Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире подавляющее
большинство русского населения приняло христианскую веру, и Киевская Русь
стала христианской страной.
Крещение Руси создало необходимые условия для образования Русской
Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом,
а из Болгарии - священники, привезшие с собой богослужебные книги на
славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки
духовенства из русской среды. Летопись сообщает (под 988 год), что князь
Владимир "приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше
стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где
стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим
городам стали ставить церкви и определить в них попов и приводить людей на
Крещение по всем городам и селам".
С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный
каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный) и
перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот
символизировал собой истинный триумф христианства в Киевской Руси и
вещественно олицетворял собою "духовную Русскую Церковь".
Равноапостольный князь Владимир заботился и о просвещении своего
народа. По свидетельству летописи (под 988 год) он велел "собрать у лучших
людей детей и отдавать их в обучение книжное".
Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира был его сын
великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054), в правление которого
христианская вера на Руси, по свидетельству летописи (под 1037 год),
продолжала "плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и
монастыри появляться... и умножались пресвитеры и люди христианские. И
радовался Ярослав, видя много церквей и людей христианских..." При Ярославе
Мудром построены такие выдающиеся памятники русского церковного зодчества,
как киевская София (заложена в 1037 году) и новгородская София (1045-1055
годы), основан знаменитый Киево-Печерский монастырь (1051 год), во многом
определивший дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни Киевской
Руси.
Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в
Новгороде школу, в которой обучалось 300 детей. Есть основания
предполагать, что такие школы существовали и при других архиерейских
кафедрах, и прежде всего в самом Киеве. Предметом особого попечения
Ярослава Мудрого были переводы новой литературы и умножения книг путем
создания списков с имеющихся рукописей. Сам Ярослав Мудрый, как утверждает
летопись (под 1037 год), "книги любил, читая их часто и ночью и днем. И
собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И
написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди наслаждаются
учением божественным... Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и,
много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам", то
есть основал первую на Руси библиотеку.
Благодаря книгам уже второе поколение русских христиан имело
возможность более глубоко изучать истины христианской веры. О высокой
степени развития просвещения в Киевской Руси при Ярославе Мудром
свидетельствует "Слово о Законе и Благодати" Митрополита Илариона,
посвященное религиозно-философскому осмыслению события Крещения Руси и
написанное, по словам самого автора, "для насытившихся с избытком книжной
мудростью".
Говоря о значении христианско-просветительной деятельности святого
Владимира и Ярослава Мудрого, вспомним ту образную характеристику, которую
дает нам летописец (под 1037 год): "Как если бы один землю вспашет, другой
же засеет, а иные и жнут и едят пищу неоскудевающую, - так и этот. Отец
ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть Крещением просветил.
Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем,
учение получая книжное".
Со страниц летописи звучит похвала книжному просвещению. "Велика ведь
бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь
покаяния, ибо от слов книжных мудрость обретаем и воздержание. Это ведь -
реки, напояющие вселенную, это - источники мудрости; в книгах ведь
неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания...
Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе
своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми
мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские
поучения и жития святых отцов, получает душе великую пользу".
В конце XI - начале XII века христианство окончательно утвердилось в
Ростово-Суздальской земле благодаря миссионерским трудам епископов
Ростовских святого Леонтия и святого Исани, в Муромо-Рязанской, крестителем
которой был князь Константин (Ярослав) Святославович (1096-1129), среди
славянских племен вятичей и радимичей, вошедших в состав Древнерусского
государства в конце XI век и обращенных к Богу преподобным Кукшей, иноком
Киево-Печерского монастыря.
Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Появилась
новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви -
Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Православной
церкви в жизни русского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная
месть, полигамия, "умыкание" (похищение) девиц; возросли гражданская
правоспособность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья;
стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир.
"Князь, - говорил Митрополит Никифор II великому князю Рюрику
Ростиславовичу, - мы поставлены от Бога в земле Русской, чтобы удерживать
вас от кровопролития". Историки отмечают, что "Христианская церковь подняла
значение княжеской власти в Киеве на большую высоту и упрочила связь между
частями государства".
Воспитывая верующего для грядущего града, Церковь постоянно обновляет
и перестраивает и град, здесь пребывающий. Эта перестройка гражданского
общежития под действием Церкви - таинственный и поучительный процесс в
жизни христианских обществ".
Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси
грамотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с
греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы,
развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира
Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством
распространения просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава
Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе
монастырские и частные. Несомненно богатую библиотеку имел Киево-Печерский
монастырь, как известно вырастивший целую плеяду русских церковных
писателей; принятый в этом монастыре Студийский устав вменял в обязанность
каждому монаху чтение книг из монастырской библиотеки. Житие преподобного
Феодосия Печерского, написанное преподобным Нестором Летописцем,
свидетельствует, что в келии преподобного Феодосия шла напряженная работа
по составлению и изготовлению книг. Монах Иларион днем и ночью писал книги,
великий Никон переплетал их, и сам Феодосий прял нити, необходимые для
переплета. Много книг имел постриженник этого монастыря князь-инок Никола
Святоша - он передал их монастырю.
Большие библиотеки имели князь Черниговский Святослав Ярославич,
который "разными драгоценными священными книгами наполнил свои клети",
князь Ростовский Константин Всеволодович снабжавший "книгами церкви Божии";
"богат был... книгами" епископ Ростовский Кирилл I (XIII век). Рукописные
книги были очень дороги, приобретать их в большом количестве могли только
состоятельные люди (князья, епископы) и монастыри.
Содержание русских книг было преимущественно духовным. Это объясняется
влиянием переводной литературы и живым интересом ново просвещенного
русского общества к вопросам христианской веры и нравственности и тем, что
русскими писателями в то время были в основном лица духовные.
Митрополит Иларион, будучи в сане пресвитера, написал "Слово о Законе
и Благодати", получившее высокую оценку его современников и потомков.
"Нельзя не удивиться зрелости ума, глубине чувств, обилию богословских
сведений и тому ораторскому одушевлению и искусству, какими запечатлено это
образцовое слово", - пишет историк Митрополит Московский Макарий. "Слово о
Законе и Благодати" в Сербии в XIII веке было использовано иеромонахом
Дометианом при составлении житий сербских святых Симеона и Саввы.
Преподобный Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, написал жития
святых князей Бориса и Глеба (убиты Святополком в 1015 году) и преподобного
Феодосия Печерского, положив начало русской житийной литературе.
Преподобный Нестор составил новый летописный свод - "Повесть временных
лет", которая, по определению академика Д.С.Лихачева, является "цельной
литературно изложенной историей Руси". "Повесть временных лет " переведена
на языки: немецкий (в 1812 году), чешский (1864 год), датский (1869 год),
латинский (1884 год), венгерский (1916 год).
XI-XII века истории Русской Церкви ознаменованы появлением
канонических трудов. Они не только переводятся на славянский язык, но и не
осуществляется их творческое применение к русским условиям жизни. Этими
чертами отмечены такие памятники русского канонического права, как
"Канонические ответы Киевского Митрополита Иоанна II" (1080-1089),
"Кириково и Илиино вопрошания" (1130-1156), "Определение Илии, архиепископа
Новгородского" (1164-1168).
Эти памятники русской канонической мысли поражают мягкостью и
терпимостью, снисхождением к человеческой природе. Так, наряду со строгой
требовательностью к монашествующим, в Русской Церкви уже на начальном этапе
ее развития появилось милосердие к ее пасомым.
Таковы и поучения православных русских проповедников этой эпохи Луки
Жидяты, епископа Новгородского, Климента Смолятича, бывшего несколько лет
Митрополитом Киевским, и русского Златоуста - святого Кирилла, епископа
Туровского. Епископ Лука предостерегает верующих от чувства зависти, учит
их радоваться радости других. Митрополит Климент, хорошо знавший лучшие
образцы ораторского искусства античности, обличал тех, "иже прилагают дом к
дому и села к селам", бичуя стяжательство и сребролюбие.
Проповеди епископа Туровского Кирилла удивляют многосторонностью,
глубиной и высокими ораторскими достоинствам.
Поучения преподобного Феодосия Печерского, русских подвижников и аскетов
носят несколько иной характер. Они резко обличают неправоту князей,
недостаточно христианскую жизнь бояр, не правоверие иноземцев.
С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее
государственные и культурные связи не только с Византией, но и с
Балканскими странами и другими государствами Европы. Вступив в Брак с
греческой царевной Анной, князь Владимир породнился и с немецким
императором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны -
Феофании. Летописец отмечает (под 996 год): святой Владимир "жил в мире с
окрестными князьями - с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с
Андрихом Чешским. И были между ними мир и любовь".
Еще более оживились связи Киевской Руси с европейскими странами при
Ярославе Мудром. В значительной степени их укрепляли династические браки.
Так, дочь Ярослава Мудрого Анна была замужем за французским королем
Генрихом I, Анастасия - за венгерским королем Андреем I, Елизавета - за
Геральдом Норвежским, а затем за Свеном Датским; польский король Казимир
был женат на Добронеге, сестре Ярослава Мудрого. Русская церковь,
благословившая эти браки, широко простирала и свое влияние в мире.
Список используемой литературы.
1. Евангелие
2. Ф. Энгельс. О первоначальном христианстве. М.: изд. полит. лит., 1990.
3. История религии. М.: центр “Руник”, 1991.
4. К. Каутский. Происхождение христианства. М.: изд. полит. лит., 1990.
5. А. Б. Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства.
Политиздат. 1990.
6. В. Н. Савельев. Свобода совести: история и теория. М.: Высшая школа.
1991.
7. История политических учений под ред. Нерсесянца. М.: Инфра(М-Кодекс.,
1995.
8. Н.Н. Азаркин История политических учений. М.: Юрист, 1994.
9. "Русская Православная Церковь 988-1988" Издание Московской Патриархии
1988 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|