скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Христианство скачать рефераты

супругой-гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольный град

различную церковную утварь и святыни - кресты, иконы, мощи, князь Владимир

приступил к официальному введению христианства на Руси.

5.1 Крещение Руси и образование Поместной Русской Православной Церкви.

Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной

религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных

осложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не

обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества - волхвами.

Прежде всего князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он

приказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр,

а духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный день

произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны.

"На следующий же день, - говорит летописец, - вышел Владимир с попами

царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в

воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по

грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же

совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле

по поводу стольких спасаемых душ... Люди же, крестившись расходились по

домам. Владимир же был рад, что познал бога и люди его, посмотрел на небо и

сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих

и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя

христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги,

Господи, против Диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою

силу."

Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии,

принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других - в

989-990 годах.

Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города

Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-волынский, Полоцк,

Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире подавляющее

большинство русского населения приняло христианскую веру, и Киевская Русь

стала христианской страной.

Крещение Руси создало необходимые условия для образования Русской

Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом,

а из Болгарии - священники, привезшие с собой богослужебные книги на

славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки

духовенства из русской среды. Летопись сообщает (под 988 год), что князь

Владимир "приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше

стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где

стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим

городам стали ставить церкви и определить в них попов и приводить людей на

Крещение по всем городам и селам".

С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный

каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный) и

перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот

символизировал собой истинный триумф христианства в Киевской Руси и

вещественно олицетворял собою "духовную Русскую Церковь".

Равноапостольный князь Владимир заботился и о просвещении своего

народа. По свидетельству летописи (под 988 год) он велел "собрать у лучших

людей детей и отдавать их в обучение книжное".

Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира был его сын

великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054), в правление которого

христианская вера на Руси, по свидетельству летописи (под 1037 год),

продолжала "плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и

монастыри появляться... и умножались пресвитеры и люди христианские. И

радовался Ярослав, видя много церквей и людей христианских..." При Ярославе

Мудром построены такие выдающиеся памятники русского церковного зодчества,

как киевская София (заложена в 1037 году) и новгородская София (1045-1055

годы), основан знаменитый Киево-Печерский монастырь (1051 год), во многом

определивший дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни Киевской

Руси.

Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в

Новгороде школу, в которой обучалось 300 детей. Есть основания

предполагать, что такие школы существовали и при других архиерейских

кафедрах, и прежде всего в самом Киеве. Предметом особого попечения

Ярослава Мудрого были переводы новой литературы и умножения книг путем

создания списков с имеющихся рукописей. Сам Ярослав Мудрый, как утверждает

летопись (под 1037 год), "книги любил, читая их часто и ночью и днем. И

собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И

написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди наслаждаются

учением божественным... Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и,

много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам", то

есть основал первую на Руси библиотеку.

Благодаря книгам уже второе поколение русских христиан имело

возможность более глубоко изучать истины христианской веры. О высокой

степени развития просвещения в Киевской Руси при Ярославе Мудром

свидетельствует "Слово о Законе и Благодати" Митрополита Илариона,

посвященное религиозно-философскому осмыслению события Крещения Руси и

написанное, по словам самого автора, "для насытившихся с избытком книжной

мудростью".

Говоря о значении христианско-просветительной деятельности святого

Владимира и Ярослава Мудрого, вспомним ту образную характеристику, которую

дает нам летописец (под 1037 год): "Как если бы один землю вспашет, другой

же засеет, а иные и жнут и едят пищу неоскудевающую, - так и этот. Отец

ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть Крещением просветил.

Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем,

учение получая книжное".

Со страниц летописи звучит похвала книжному просвещению. "Велика ведь

бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь

покаяния, ибо от слов книжных мудрость обретаем и воздержание. Это ведь -

реки, напояющие вселенную, это - источники мудрости; в книгах ведь

неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания...

Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе

своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми

мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские

поучения и жития святых отцов, получает душе великую пользу".

В конце XI - начале XII века христианство окончательно утвердилось в

Ростово-Суздальской земле благодаря миссионерским трудам епископов

Ростовских святого Леонтия и святого Исани, в Муромо-Рязанской, крестителем

которой был князь Константин (Ярослав) Святославович (1096-1129), среди

славянских племен вятичей и радимичей, вошедших в состав Древнерусского

государства в конце XI век и обращенных к Богу преподобным Кукшей, иноком

Киево-Печерского монастыря.

Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Появилась

новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви -

Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Православной

церкви в жизни русского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная

месть, полигамия, "умыкание" (похищение) девиц; возросли гражданская

правоспособность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья;

стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир.

"Князь, - говорил Митрополит Никифор II великому князю Рюрику

Ростиславовичу, - мы поставлены от Бога в земле Русской, чтобы удерживать

вас от кровопролития". Историки отмечают, что "Христианская церковь подняла

значение княжеской власти в Киеве на большую высоту и упрочила связь между

частями государства".

Воспитывая верующего для грядущего града, Церковь постоянно обновляет

и перестраивает и град, здесь пребывающий. Эта перестройка гражданского

общежития под действием Церкви - таинственный и поучительный процесс в

жизни христианских обществ".

Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси

грамотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с

греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы,

развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира

Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством

распространения просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава

Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе

монастырские и частные. Несомненно богатую библиотеку имел Киево-Печерский

монастырь, как известно вырастивший целую плеяду русских церковных

писателей; принятый в этом монастыре Студийский устав вменял в обязанность

каждому монаху чтение книг из монастырской библиотеки. Житие преподобного

Феодосия Печерского, написанное преподобным Нестором Летописцем,

свидетельствует, что в келии преподобного Феодосия шла напряженная работа

по составлению и изготовлению книг. Монах Иларион днем и ночью писал книги,

великий Никон переплетал их, и сам Феодосий прял нити, необходимые для

переплета. Много книг имел постриженник этого монастыря князь-инок Никола

Святоша - он передал их монастырю.

Большие библиотеки имели князь Черниговский Святослав Ярославич,

который "разными драгоценными священными книгами наполнил свои клети",

князь Ростовский Константин Всеволодович снабжавший "книгами церкви Божии";

"богат был... книгами" епископ Ростовский Кирилл I (XIII век). Рукописные

книги были очень дороги, приобретать их в большом количестве могли только

состоятельные люди (князья, епископы) и монастыри.

Содержание русских книг было преимущественно духовным. Это объясняется

влиянием переводной литературы и живым интересом ново просвещенного

русского общества к вопросам христианской веры и нравственности и тем, что

русскими писателями в то время были в основном лица духовные.

Митрополит Иларион, будучи в сане пресвитера, написал "Слово о Законе

и Благодати", получившее высокую оценку его современников и потомков.

"Нельзя не удивиться зрелости ума, глубине чувств, обилию богословских

сведений и тому ораторскому одушевлению и искусству, какими запечатлено это

образцовое слово", - пишет историк Митрополит Московский Макарий. "Слово о

Законе и Благодати" в Сербии в XIII веке было использовано иеромонахом

Дометианом при составлении житий сербских святых Симеона и Саввы.

Преподобный Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, написал жития

святых князей Бориса и Глеба (убиты Святополком в 1015 году) и преподобного

Феодосия Печерского, положив начало русской житийной литературе.

Преподобный Нестор составил новый летописный свод - "Повесть временных

лет", которая, по определению академика Д.С.Лихачева, является "цельной

литературно изложенной историей Руси". "Повесть временных лет " переведена

на языки: немецкий (в 1812 году), чешский (1864 год), датский (1869 год),

латинский (1884 год), венгерский (1916 год).

XI-XII века истории Русской Церкви ознаменованы появлением

канонических трудов. Они не только переводятся на славянский язык, но и не

осуществляется их творческое применение к русским условиям жизни. Этими

чертами отмечены такие памятники русского канонического права, как

"Канонические ответы Киевского Митрополита Иоанна II" (1080-1089),

"Кириково и Илиино вопрошания" (1130-1156), "Определение Илии, архиепископа

Новгородского" (1164-1168).

Эти памятники русской канонической мысли поражают мягкостью и

терпимостью, снисхождением к человеческой природе. Так, наряду со строгой

требовательностью к монашествующим, в Русской Церкви уже на начальном этапе

ее развития появилось милосердие к ее пасомым.

Таковы и поучения православных русских проповедников этой эпохи Луки

Жидяты, епископа Новгородского, Климента Смолятича, бывшего несколько лет

Митрополитом Киевским, и русского Златоуста - святого Кирилла, епископа

Туровского. Епископ Лука предостерегает верующих от чувства зависти, учит

их радоваться радости других. Митрополит Климент, хорошо знавший лучшие

образцы ораторского искусства античности, обличал тех, "иже прилагают дом к

дому и села к селам", бичуя стяжательство и сребролюбие.

Проповеди епископа Туровского Кирилла удивляют многосторонностью,

глубиной и высокими ораторскими достоинствам.

Поучения преподобного Феодосия Печерского, русских подвижников и аскетов

носят несколько иной характер. Они резко обличают неправоту князей,

недостаточно христианскую жизнь бояр, не правоверие иноземцев.

С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее

государственные и культурные связи не только с Византией, но и с

Балканскими странами и другими государствами Европы. Вступив в Брак с

греческой царевной Анной, князь Владимир породнился и с немецким

императором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны -

Феофании. Летописец отмечает (под 996 год): святой Владимир "жил в мире с

окрестными князьями - с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с

Андрихом Чешским. И были между ними мир и любовь".

Еще более оживились связи Киевской Руси с европейскими странами при

Ярославе Мудром. В значительной степени их укрепляли династические браки.

Так, дочь Ярослава Мудрого Анна была замужем за французским королем

Генрихом I, Анастасия - за венгерским королем Андреем I, Елизавета - за

Геральдом Норвежским, а затем за Свеном Датским; польский король Казимир

был женат на Добронеге, сестре Ярослава Мудрого. Русская церковь,

благословившая эти браки, широко простирала и свое влияние в мире.

Список используемой литературы.

1. Евангелие

2. Ф. Энгельс. О первоначальном христианстве. М.: изд. полит. лит., 1990.

3. История религии. М.: центр “Руник”, 1991.

4. К. Каутский. Происхождение христианства. М.: изд. полит. лит., 1990.

5. А. Б. Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства.

Политиздат. 1990.

6. В. Н. Савельев. Свобода совести: история и теория. М.: Высшая школа.

1991.

7. История политических учений под ред. Нерсесянца. М.: Инфра(М-Кодекс.,

1995.

8. Н.Н. Азаркин История политических учений. М.: Юрист, 1994.

9. "Русская Православная Церковь 988-1988" Издание Московской Патриархии

1988 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4