скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Выдающиеся литераторы Древнего Рима скачать рефераты

Герои комедий Плавта — греки, действие их развертывается в греческих

городах или на побережье Малой Азии, но все же зрители чувствовали в этих

комедиях биение римской жизни, чувствовали созвучность поставленных в них

проблем с запросами их жизни. Недаром Н. А. Добролюбов писал, что, несмотря

на греческую обстановку, римские «зрители узнают самих себя и свои нравы».

Романизация греческих сюжетов сказывается в том, что Плавт часто

вносит в свои комедии черты римского уклада жизни, римской культуры,

римского суда, римского самоуправления. Так, он много говорит о преторах,

эдилах, а это должностные лица римского управления, а не греческого.

Говорит о сенате, куриях, — это тоже явления государственного строя Рима, а

не Греции.

Комедии были очень популярны в плебейских массах, захватывали

остроумием, динамичностью, необычайной сочностью языка.

В эпоху Возрождения Плавта начали изучать, ставить на сцене. Шекспир

высоко ценил его комедии и в своей «Комедии ошибок» использовал сюжет плав-

товской комедии «Менехмы» (или «Близнецы»), передав в ней радость жизни,

веру в силы человека, — черты, столь характерные для мировоззрения

гуманистов Ренессанса.

Мольер тоже высоко ценил комедии Плавта. Ему были созвучны образы

героев этого плебейского поэта, умные, энергичные люди, неистощимые в своих

шутках, в своей жажде жизни. Созвучны были ему и сатирические тенденции

творчества Плавта. Мольер использовал сюжеты комедий «Амфитрион» и «Клад» в

своих комедиях, из которых одна так и названа, как у Плавта, — «Амфитрион»,

а другая носит название «Скупой». Творчески используя плавтовские сюжеты,

Мольер сумел передать через них обстановку своего времени — разврат

придворных кругов, страсть к денежным накоплениям у французской буржуазии,

которая впервые выдвигалась на исторической арене.

5. Публий Теренций (около 195—159 гг.) много сделал для знакомства

римских граждан с греческой культурой, Носил прозвище Афр, так как родом

был из Африки, из Карфагена. По происхождению — раб, он еще в раннем

возрасте попал в руки сенатора Теренция Лукана. Хозяин дал образование

красивому, умному рабу, присвоил ему свое имя и отпустил на свободу. Эти

сведения сообщает нам биография, составленная Светонием и сокращенно

переданная комментатором Теренция грамматиком IV в. н. э. Донатом.

Теренций создал шесть комедий, и все они дошли до нас. Дошли и краткие

указания к ним, из которых мы узнаем о времени постановки комедий и их

исполнении.

Первая комедия Теренция — «Андриянка» была поставлена в 166 г., вторая

— «Свекровь» ставилась впервые в 165 г., но представление было сорвано, так

как зрители в середине пьесы убежали смотреть кулачных бойцов и

канатоходцев. Второй раз Теренций ставил комедию в 160 г., но зрители после

первого акта бросились на игры гладиаторов. В том же 160 г. Теренцию все же

удалось поставить комедию «Свекровь».

Третья комедия Теренция — «Самоистязатель» поставлена в 163 г.,

четвертая — «Евнух»—в 161 г., пятая—«Формион» — тоже в 161 г. и шестая

комедия — «Братья» — в 160 г.

Также и ты, о Теренций, который отборною речью,

Переводя на латинсний язык, выражаешь Менандра,

И среди общей тиши предлагаешь в театре народу,

Все выражая изящно, возде говоря сладкогласно!

Действительно, у Теренция герои говорят изящным литературным языком. В

их речи нет грубых просторечных выражений, почти нет архаизмов, но в ней

нет и той сочности, которая характерна для языка плавтовских персонажей.

В отношении композиции комедии Теренция близки к комедиям Менандра, но

прологи Теренций строит лучше своего учителя: он не раскрывает в них

заранее содержание пьес и благодаря этому держит зрителей в напряжении в

течение всего театрального представления.

У современников Теренций пользовался меньшим успехом, чем Плавт,

потому что его комедии и по вопросам, поставленным в них, и по форме были

менее созвучны интересам и вкусам плебейских масс.

Теренция главным образом ценили и в кругах образованных

эллинофильствующих аристократов. Но позже, во времена Римской империи,

комедии Теренция стали более популярны. Многие грамматики занялись

изучением и толкованием их.

В средние века и в эпоху Возрождения Теренций был одним из самых

популярных античных авторов. Язык его комедий считался образцом

классического латинского литературного языка. Теренция изучали, переводили,

и недаром до нас дошло так много списков комедий Теренция, и среди них

древнейший список IV в. Этот список называется «Соdех Веmbinus», по имени

обладателя его, кардинала Бембо, и хранится в настоящее время в Риме, в

Ватиканской библиотеке.

Высоко ценили Теренция в XVIII в. теоретики так называемой «слезливой

комедии». Они считали его своего рода зачинателем этого жанра.

С большим одобрением относился к Теренцию виднейший представитель

немецкого просвещения Лессинг. Он посвятил ему ряд статей в своей

знаменитой «Гамбургской драматургии».

V. Литература периода гражданских войн.

Этот период обостреннейшей классовой и социальной борьбы,

сопутствовавшей становлению Рима как мировой державы, нашел свое отражение

в литературе, философии, красноречии. Так, историк Полибии считал, что есть

три формы правления: монархия, аристократия и демократия, но что самой

совершенной формой государственной власти является власть в Риме, где все

три формы правления находятся в гармоническом сочетании.

1. Претекстата. В римской литературе периода гражданских войн

сказалось стремление писателей приблизиться к изображению реальной

действительности, стремление отказаться от мифологических сюжетов.

Драматург Акций (170 — ок. 85 г. до н. э.) ориентируется в своем творчестве

только на греческих трагиков, но создает и трагедии с римскими

историческими сюжетами (претекстаты); например, в трагедии «Брут»

изображалось изгнание последнего римского царя Тарквиния Гордого и

установление в Риме республики.

2. Тогата. В бурный век острой социальной борьбы и гражданских войн

особого развития достигла римская комедия. Они отражали интересы и чаяния

плебейских масс Рима. Комедия с римским сюжетом называлась тогата, по

названию национальной одежды — тоги. В отличие от нее комедия с греческим

сюжетом называлась паллиата — в связи с греческим названием плаща

(раllium).

В тогате римские писатели стремились изобразить римскую жизнь,

изобразить самостоятельно, без ориентации на греческих комедиографов.

Тогата была доходчива до плебейских масс не только по тематике, но и

по своей форме: язык был прост, в нем было много поговорок, народных

пословиц, шуток, того юмора, что называется обычно «римским уксусом».

В жанре тогаты особенно проявили себя комедиографы Титиний, Атта и

Афраний. К величайшему сожалению, ни одна из их тогат не дошла полностью,

да и фрагменты их очень незначительны.

а) Годы жизни Титиния не известны, но во всяком случае творческая

деятельность его падает главным образом на первую половину I в. до н. э.

Дошли названия его 15 комедий. Названия все латинские, большей частью они

говорят или о происхождении героев, или об их профессии, например «Квинт»,

«Вар», «Валяльщики сукон», «Юристка» и т. д. Дошедшие до нас 155 стихов

Титиния относятся к разным комедиям. На основании этих фрагментов можно

сказать, что Титиний осмеивал в своих произведениях падение семейных

нравов, пристрастие некоторых римлян ко всему греческому, он же,

несомненно, выдвигал роль труда в жизни человека.

б) Второй творец комедий тоги — Атта умер в 78 г.; год рождения

неизвестен. До нас дошло от его творчества лишь около 25 стихов. Известны

заглавия 11 комедий. Судя по свидетельству грамматика Диомеда, Атта

изображал главным образом низшие слои населения, обитателей маленьких

мастерских, лавчонок, посетителей харчевен.

В тогате «Теплые воды» (от нее сохранилось два стиха) Атта осмеивал

разврат римских богачей на курорте в Байах.

в) Но наибольшую известность как автор комедий тогаты заслужил

Афраний. Его деятельность падает на вторую половину II в. до н. э. Он

создал много комедий, до нас дошло 43 названия его комедий и около 430

стихов — мелких фрагментов из разных комедий. Судя по этим фрагментам,

можно сказать, что Афраний осмеивал в своих произведениях порчу нравов,

расточительство. Видимо, он не останавливался и перед тем, чтобы осмеять в

комедиях некоторые стороны служителей культа. Так, в комедии «Авгур» он

очень язвительно говорит об одном из представителей этой духовной коллегии.

Афраний стремился сделать стиль комедий изящным, и в этом ему немало

помогло тщательное изучение творчества Менандра и Теренция. Его комедии

были популярны и ставились еще, судя по свидетельству Светония, в I в. н.

э.

3. Ателлана. В Риме издавна существовал вид фольклорного

драматического творчества — ателлана, комедия масок. В ателланах не было

определенного сюжета, он всякий раз создавался самими актерами, но в них

были постоянные характерные маски, воплощавшие комплекс определенных

человеческих черт.

В конце II в. до н. э. римская народная ателлана получила литературную

обработку, превратилась в определенный театральный жанр и стала ставиться

после трагедий в качестве заключительной веселой пьески.

Литературную обработку ателланы провели Помпоний н Новий. Они в своих

ателланах осмеяли, и невежество, и суеверия, и падение нравов. В образе

Паппа сатирически изобразили честолюбие богачей, стремящихся подкупать

избирателей и пролезть в местные органы власти. Видимо, они уже критически

относились к мифологическим сюжетам и образам, о чем свидетельствуют такие

названия ателлан, как «Подставной Агамемнон», «Финикиянки», «Мартовские

календы», «Домашний лар» и др.

Ателланы были очень популярны среди широких народных масс, но верхушка

Рима косо смотрела на них, и ученые мужи, близкие к аристократическим

кругам, как, например, Цицерон и Квинтилиан, презрительно относились к

этому жанру плебейской литературы.

4. Сатира. В последний век Римской республики в связи с запросами

времени окончательно оформился и стал особо актуальным жанр сатиры. Когда-

то этот жанр был жанром фольклора, римляне называли его «сатура».

«Сатура» представляла собой синтез нескольких форм искусства. В ней

был текст шуточного или сатирического характера. Она сопровождалась музыкой

и танцами. Отсюда, видно, и название этого вида фольклорного творчества

«сатура» — смесь.

Луцилий. В конце II в. до н. э. «сатура» оформляется как литературный

жанр, как сатира в нашем смысле слова. Заслуга в деле литературной

обработки сатиры принадлежит поэту Луцилию (180—102 гг.). Он, правда, еще

не называет свои обличительные стихи сатирами, считает их «разговорами»

(«sermones»), подчеркивая этим их диалогическую форму. Термин сатира

создался уже после Луцилия, но его произведения, конечно, были сатирами. Он

обличал в них честолюбие, погоню за богатством, грекоманию, различные

суеверия. Иногда Луцилий смело выступал с прямым обличением видных

политических деятелей. Так, из дошедших до нас фрагментов видно, что он

осмеял политических противников Сципиона, консула Люция Аврелия Котту,

Квинта Опимия и его сына Люция, всадника Кассия.

Луцилий создал 30 книг сатир, но до нас дошли из них лишь разрозненные

фрагменты. Язык сатир Луцилия, близкий к разговорному, был доходчив до

широких масс.

5. Цицерон.

В обстановке социальной и политической борьбы конца II— начала I в. до

н. э. значительное развитие получила проза: красноречие, историография,

мемуарная и эпистолярная литература. Особенного успеха достигло ораторское

искусство. Благодаря разнообразно разработанному стилю оно оказало влияние

на все виды литературы, и прежде всего на прозу.

Цицерон оставил сочинения по теории и истории красноречия, философские

трактаты, 774 письма и 58 речей судебных и политических. Среди них, как

выражение взглядов Цицерона на поэзию, особое место занимает речь в защиту

греческого поэта Архия, присвоившего себе римское гражданство. Возвеличив

Архия как поэта, Цицерон признает гармоническое сочетание природного

дарования и усидчивой, терпеливой работы.

Литературное наследство Цицерона не только дает ясное представление о

его жизни и деятельности, часто не всегда принципиальной и полной

компромиссов, но и рисует исторические картины бурной эпохи гражданской

войны в Риме.

Цицерон сам отмечает в своих речах «обилие мыслей и слов», в

большинстве случаев проистекавшее от желания оратора отвлечь внимание судей

от невыгодных фактов, сосредоточить его только на полезных для успеха дела

обстоятельствах. В рассказ вплетались драматические эпидозы, образы,

придающие речам художественную форму.

Признавая, что «оратору следует преувеличить факт», Цицерон в своих

речах считает закономерной амплификацию — прием преувеличения. Цицерон не

чуждался и театральных приемов, которые вызывали у его противников

обвинение в его неискренности, в ложной слезливости.

Применение этих приемов в соответствии с содержанием речей создает

особый ораторский стиль. Живость его речи приобретается благодаря

пользованию общенародным языком, отсутствию архаизмов и редкому

употреблению греческих слов.

В теоретических трудах о красноречии Цицерон обобщил те принципы,

правила и приемы, которым следовал в своей практической деятельности.

Известны его трактаты «Об ораторе» (55 г.), «Брут» (46 г.) и «Оратор» (46

г.).

Произведение «Об ораторе» в трех книгах представляет собой диалог

между двумя известными ораторами, предшественниками Цицерона — Лицинием

Крассом и Марком Антонием, представителями сенатской партии. Свои взгляды

Цицерон выражает устами Красса, считающего, что оратором может быть только

разносторонне образованный человек. В таком ораторе Цицерон видит

политического деятеля, спасителя государства в тревожное время гражданских

войн.

В этом же трактате Цицерон касается построения и содержания речи, ее

оформления. Видное место отводится языку, ритмичности и периодичности речи,

ее произнесению, причем Цицерон ссылается на выступление актера, который

мимикой, жестами добивается воздействия на душу слушателей.

В трактате «Брут», посвященном своему другу Бруту, Цицерон говорит об

истории греческого и римского красноречия, останавливаясь более подробно на

последнем. Содержание этого сочинения раскрывается в другом его

наименовании — «О знаменитых ораторах». Большое значение этот трактат

получил в эпоху Возрождения. Цель его — доказать превосходство римских

ораторов перед греческими.

Цицерон считает, что недостаточно одной простоты греческого оратора

Лисия, — эта простота должна быть дополнена возвышенностью и силой

выражения Демосфена. Давая характеристику множеству ораторов, он считает

себя выдающимся римским оратором.

Наконец, в трактате «Оратор» Цицерон излагает свое мнение о применении

различных стилей в зависимости от содержания речи, с целью убедить

слушателей, произвести впечатление изяществом и красотой речи, и, наконец,

увлечь и взволновать возвышенностью. Большое внимание уделяется

периодизации речи, подробно излагается теория ритма, особенно в концовках

членов периода.

Дошедшие до нас письма Цицерона относятся к последним 25 годам его

Страницы: 1, 2, 3, 4