скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Возникновение театра в Древней Греции скачать рефераты

мимы — это главные истоки древней аттической комедии.

Возникшая из аттического комоса комедия V в. до н. э. была политической

по своему содержанию. Она постоянно затрагивала вопросы политического

строя, внешней политики Афинского государства, вопросы воспитания молодежи,

литературной борьбы и др.

Злободневность древней аттической комедии усугублялась тем, что в ней

допускалась полная свобода в карикатурном изображении отдельных граждан,

выводимых к тому же под своими подлинными именами (поэты Эсхил, Софокл,

Еврипид, Агафон, вождь афинской демократии Клеон, философ Сократ и другие —

у Аристофана). При этом древняя аттическая комедия создает обычно образ не

индивидуальный, а обобщенный, близкий к маске народного комедийного театра.

Например, Сократ в «Облаках» Аристофана наделен не чертами реального лица,

но всеми свойствами ученого-шарлатана, одной из любимых масок народных

карнавалов. Такая комедия могла существовать только в условиях афинской

рабовладельческой демократии.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Театр в Древней Греции был государственным учреждением, и организацию

театральных представлений брало на себя государство, назначая для этой цели

специальных лиц. Драмы ставились на трех праздниках в честь Диониса: на

Малых, или Сельских, Дионисиях (в декабре—январе по нашему календарю);

Ленеях (в январе—феврале); на Великих, или Городских, Дионисиях (в

марте—апреле).

Драматические представления проходили как состязания драматургов,

хорегов, актеров. В них участвовали три трагических и три комических поэта.

Каждый из трагиков должен был представить четыре пьесы: три трагедии и одну

сатировскую драму. Трагедии были связаны единым сюжетом. После них

ставилась сатировская драма на. тот же сюжет, что и трагедии. Трагическая

трилогия и сатировская драма составляли тетралогию. Комические поэты

представляли по одной комедии. Состязания продолжались три дня. Каждый день

с утра играли тетралогию одного драматурга; под вечер исполняли одну

комедию. К участию в состязаниях допускались только новые произведения;

если ставились старые, уже игравшиеся, то они шли вне конкурса.

Разрешение на постановку пьесы драматурги получали от архонта (высшее

должностное лицо в Афинах). Он же давал драматургам разрешение набрать хор.

Все издержки, связанные с обучением хора, изготовлением костюмов,

репетициями и т. д., брали на себя богатые граждане Афин. Гражданин,

подготовивший хор для драматических состязаний, назывался хорегом. Для

драматических состязаний требовалось шесть хорегов, так как у каждою

драматурга был свой хор. Хотя расходы по организации и подготовке хора

составляли весьма значительную сумму, недостатка в хорегах в период

расцвета афинской демократии не наблюдалось. Исполнение обязанностей хорега

было делом весьма почетным. Считалось, что хореги, актеры и члены хора

находятся под особым покровительством божества. Все они на время подготовки

к драматическим состязаниям освобождались даже от военной службы.

Судили на состязаниях особые выборные лица. Для победивших драматургов

были установлены три награды. (Занять на состязаниях третье место значило,

однако, по существу потерпеть поражение.) Победившие драматурги получали от

государства гонорар и награждались венком из плюща. На долю хорегов,

которые подготовили хор для победивших драматургов, выпадала еще большая

честь: хорег имел право воздвигнуть памятник в ознаменование своей победы.

На пьедестале памятника указывалось время представления, имя победившего

драматурга, название его пьесы и имя хорега. Результаты состязаний

вносились, кроме того, в особый протокол, который хранился в

государственном архиве Афин. Такие протоколы назывались дидаскалиями.

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА

Первоначально место для представлений устраивалось в Древней Греции

крайне просто: хор со своими песнопениями и плясками выступал на круглой

утрамбованной площадке — орхестре(от глагола орхеомай - «танцую»), вокруг

которой и собирались зрители. Но по мере того как возрастало значение

театрального искусства в общественной и культурной жизни Греции и по море

усложнения драмы возникла необходимость в усовершенствованиях Холмистый

ландшафт Греции подсказал наиболее рациональное устройство сценической

площадки и зрительских мест: орхестра стала располагаться у подножия холма,

а зрители размещались по его склону. Театральные сооружения не были само-

стоятельными постройками, типа городского здания или храма. они как

правило, входили в какой-нибудь, архитектурный ансамбль. Например, театр

Диониса в Афинах (сооружен ок. 500 г до н э.) расположен на склепе

Акрополя; театр в Эпидавре (сер. IV в. до н. э.) входил в ансамбль

святилища бога-врачевателя Асклепия.

Все древнегреческие театры были открытыми и вмещали огромное количество

зрителей. Афинский театр Диониса например, вмещал до 17 тысяч человек,

театр в Эпидавре — до 10 тысяч.

В V в до н. э. в Греции сложился устойчивый тип театрального сооружения,

характерный для всей эпохи античности. Театр имел три главные части:

орхестру, театрон (места для зрителей, от глагола теаомай - «смотрю») и

скену (скенэ - «палатка», позже — деревянное пли каменное строение). Все

эти термины в латинизированной форме вошли в большинство европейских

языков: театр, сцена, оркестр.

Размер театра определялся диаметром орхестры (от 11 до 30 м). Скена

располагалась по касательной к окружности орхестры Передняя стена скены —

проскений, имевший обычно вид колоннады, — изображал фасад храма или

дворца. К скене примыкали два боковых строения, которые назывались

параскенияли. Параскении служили местом для хранения декорации и другого

театрального имущества; при необходимости параскении, как н проскений,

могли изображать фасад жилища или храма и обыгрываться по ходу действия

драмы.

Между скеной и местами для зрителей, занимавшими несколько более

половины круга, находились проходы — пароды, через которые до начала

спектакля в театр входили зрители, а затем вступали на орхестру хор и

актеры, прибывшие - но ходу действия — «из города», «из гавани», «из чужой

страны». В V и IV вв. до н э греческие актеры играли па орхестре перед

проскением.

Развитие древнегреческой драматургии потребовало применения декораций. В

ранних трагедиях Эсхила декорации представляли собой массивные деревянные

сооружения (гробница царя Дария в «Персах», скала в «Прометее

Прикованном»). При Софокле появились расписные декорации: между колоннами

проскения устанавливались разрисованные доски или холсты (пинаки).

Сюжеты древнегреческих драм привели и к изобретению театральных

механизмов, постановочной техники. Наиболее употребительными были эккиклема

и эорема, или механэ. Первая представляла собой площадку на низких колесах,

которая по ходу действия выдвигалась из центральной двери скены и

показывала зрителям, что происходит или произошло внутри помещения.

Например, в «Орестее» Эсхила на эккиклеме вывозили трупы Агамемнона и

Кассандры, а затем - Эгисфа и Клитемнестры. Эорема, пли механэ (т. е.

машина), представляла собой подъемник, с помощью которого герои оказывались

наверху, например, попадая «на Олимп» (как Тригей в комедии Аристофана

«Мир»).

Простота сценического оборудования была обусловлена отнюдь не

слабым развитием античной техники. В театре классической поры внимание

зрителей сосредоточивалось на развитии действия, на судьбе героев, а не на

внешних эффектах.

Планировка греческого театра обеспечивала хорошую слышимость. Кроме

того, в некоторых театрах для усиления звука среди зрительных мест

размещались резонирующие сосуды. Занавеса в древнегреческом театре не было,

хотя возможно, что в некоторых пьесах какие-то части проскения временно

закрывались от зрителей.

АКТЕРЫ. ХОР. ЗРИТЕЛИ

По преданию, Феспид сам был единственным актером в своих трагедиях.

Эсхил ввел второго актера — девтерагониста, а младший современник Эсхила

Софокл—третьего, тритагониста. При этом основные роли исполнял всегда

первый актер — протагонист.

Благодаря тесной связи греческого театра с культом Диониса — а в эпоху

расцвета греческой рабовладельческой демократии и со всей общественной

жизнью Афин — актеры пользовались в Греции большим почетом и занимали

высокое общественное положение. Актером мог быть только свободнорожденный.

Как и драматурги, актеры принимали в V—IV вв. до н. э. самое деятельное

участие в общественной жизни полиса. Их избирали на высшие государственные

должности в Афинах, отправляли в качестве послов в другие государства.

Победителями на драматических состязаниях вначале могли быть только

хорег и драматург. Но со второй половины V в. до н.э. полноправными

участниками театральных состязаний стали и актеры-протагонисты.

Так как число актеров не превышало трех, то одному и тому же актеру

приходилось играть в спектакле несколько ролей. Впрочем, значительная часть

драмы проходила не перед глазами зрителей: они узнавали о том, что

произошло за сценой, через вестников, домочадцев, слуг. Это и давало

возможность обходиться таким малым количеством актеров. Кроме того, если в

пьесе были роли без слов, то в этих ролях могли использоваться не актеры-

профессионалы, а статисты. Женские роли всегда исполнялись мужчинами.

Актеры должны были не только хорошо декламировать стихи, но и владеть

вокальным мастерством: в наиболее патетических местах актеры исполняли арии

— монодии. Путем постоянных упражнений греческие актеры вырабатывали

звучность и выразительность голоса, безукоризненность дикции и доводили до

большого совершенства искусство пения. Греческие актеры должны были владеть

и искусством танца, искусством движения. Они много работали над гибкостью и

выразительностью тела. Актеры выступали в масках, так что мимика была

исключена из игры. Тем больше внимания приходилось уделять жесту.

Маска проникла в греческий театр вследствие исконной его связи с культом

Диониса: жрец, изображавший божество, всегда выступал в маске. В театре

классического периода маска уже не имела культового значения; зато она

отвечала задаче греческого театра создавать крупные, обобщенные образы —

или героические, возвышающиеся над действительностью, или карикатурно-ко-

медийные. Необходимость в маске вызывалась и тем, что женские роли

исполняли мужчины. Наконец, употребление маски обусловливалось размерами

греческого театра: без маски лица актеров были бы плохо видны зрителям

дальних рядов.

Маски делались из дерева или полотна (в последнем случае полотно

натягивалось на каркас, покрывалось гипсом и раскрашивалось). Маска

закрывала не только лицо, по и всю голову, так что парик был укреплен на

самой маске; к ней же в случае необходимости прикреплялась и борода. У

трагической маски обычно делали выступ надо лбом (онкос), увеличивавший

рост актера.

В древней комедии большая часть масок должна была вызывать смех, отсюда

их карикатурный и гротесковый характер.

Кроме вымышленных персонажей, авторы древних комедий, как уже

говорилось, выводили на сцену и своих современников. Маска в таких случаях

была обычно шаржированным портретом.

Костюм трагического актера представлял собой несколько видоизмененную

пышную одежду, какую носили жрецы Диониса во время исполнения религиозных

церемоний. Театральный хитон (одежда из льняной ткани, в виде широкой

рубашки) имел длинные рукава и спускался до пят. Плащи употреблялись в

основном двух видов: длинный, располагавшийся вокруг тела складками

(гиматий), и короткий, с застежкой на плече (хламида). Отдельные персонажи

носили особую одежду, например, царь — длинный плащ пурпурного цвета,

царица — белый плащ с пурпурной каймой. На театральных хитонах и плащах

были вышиты цветы, пальмы, спирали, арабески, а также фигуры людей и

животных (например, лошадей, собак). Такой расшитый костюм изображается па

одной из ваз I в. до н. э., которую называют «вазой Андромеды» (по мифу,

дочь царя Эдипа, отданная в жертву морскому чудовищу, но спасенная героем

Персеем).

Обувь трагического актера называлась котурнами. В жизни так называли

башмаки с высокими голенищами. Сценические же котурны имели толстые,

состоящие из нескольких слоев подошвы, благодаря чему увеличивался рост

актера. Чтобы придать своей фигуре большую величественность, трагический

актер укреплял под одеждой специальные подкладки или небольшие подушки, что

помогало ему—в котурнах и в парике с онкосом—сохранять естественные

пропорции тела.

В комедии употребление подушек и подкладок, наоборот, вызывалось

стремлением нарушить нормальные пропорции человеческого тела и тем самым

вызвать смех зрителей. До нас дошло много статуэток, изображающих актеров

древнегреческой комедии. У маски вытаращены глаза, безобразный нос, широко

открытый рот; живот и зад увеличены с помощью подложенных подушек.

Трагический хор насчитывал сначала 12 человек, затем состав его был

увеличен до 15. В комедии хор всегда состоял из 24 человек. Участники хора

назывались хоревтами, предводитель хора — корифеем. При выходе на орхестру

впереди хора шел флейтист, который останавливался на ступенях алтаря,

расположенного в центре орхестры.

В трагедии хор .обычно изображал людей, близких главному герою. Так, в

«Прометее Прикованном» Эсхила хор составляют Океаниды — дочери Океана,

сочувствующие страданиям Прометея и готовые разделить его судьбу.

Комический хор мог изображать не только людей, по и животных и различных

мифологических, сказочных существ. Например, в комедии Аристофана «Облака»

хор состоит из «облаков».

Среди ученых существовало мнение, что хор в греческой трагедии тормозил

действие и являлся просто данью культовой традиции. Однако это не так.

Трагедия развилась именно на основе хора, из которого впоследствии был

выделен один актер. С появлением второго и третьего актера роль хора

ослабевает, драматический конфликт может теперь развиваться и без участия

хора. Но хор не исчезает — он существует как непременный компонент у всех

драматургов классического периода, хотя не всегда несет одинаковую сюжетную

нагрузку. Жизненность хора в этот период объясняется тем, что в трагедии,

расцветшей па демократической основе, он был прежде всего выразителем

общественного мнения. Хор — это коллективный герои. Его партии и поныне

помогают понять философский и человеческий смысл трагедии, решение ее

основного конфликта.

Театральные представления, как мы уже знаем, происходили в дни

всенародных праздников в честь Диониса. Все дела на это время

приостанавливались, суды закрывались, должники освобождались от

необходимости уплачивать долги в течение всех дней праздника; даже

заключенных выпускали из тюрем, чтобы и они могли Припять участие в общем

празднике. В театре бывали не только мужчины, но и женщины, дети. Даже

слугам — домашним рабам — разрешалось посещение театра. За вход взималась

небольшая плата для покрытия расходов на содержание театральной постройки.

При Перикле неимущим гражданам выдавались для посещения театра особые

зрелищные деньги (теорикон).

Драматические представления в Афинах начинались на рассвете и шли до

самого вечера. Зрители ели и пили в самом театре. Все были одеты в

праздничные одежды, с венками на голове. Праздник Великих Дионисий собирал

огромное количество народа, причем это были це только афиняне и жители

Аттики но и граждане других полисов, приезжавшие со всей Греции.

Порядок представления тетралогий и комедий соревнующихся поэтов

определялся по жребию. Звук трубы возвещал о начало каждой пьесы.

Афинская публика была очень восприимчивой и непосредственной. Если пьеса

нравилась, зрители выражали одобрение аплодисментами и криками. Если же

пьеса не нравилась, зрители свистели, стучали ногами. Бывали и такие

случаи, когда актеров прогоняли со сцены камнями или требовали прекратить

пьесу и начинать новую. Можно сказать, что суждение парода имело

существенное значение для успеха представления. (Правда, среди публики были

иногда и подставные лица, говоря современным языком - клакеры. Так,

комедиограф Филемон не раз с успехом использовал подставных лиц против

своего противника Менандра ).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рождение театра в Афинах VI века до н. э. не представляло собою события

исторически изолированного. По времени оно совпало с целым рядом крутых и

знаменательных исторических перемен. В истории античной Греции VIII—VI века

до и. э. — века так называемого архаического периода — были временем

крупнейших и значительнейших сдвигов во всех сферах жизни: экономической,

политической и культурной. Греция меняет свое историческое лицо.

Развивается горнорудное дело. Изобретаются новые, более совершенные способы

литья и обработки металла, что закономерно сказывается на росте ремесла.

Наблюдается прогресс в области строительной техники. Совершенствуется

мореходство. Растет сельское хозяйство. Расширяются торговые связи.

Во всех передовых областях Греции города превращаются в крупные по

масштабам того времени центры ремесла, торговли и культурной жизни.

Возникает много новых городов, как путем слияния прежде обособленных

поселков, так и в результате колонизации. Благодаря последней неизмеримо

расширяются границы эллинского мира, что способствует расширению кругозора

и развитию научных знаний.

И все это происходит в обстановке ожесточенных социальных столкновений.

Рушатся вековые устои родового строя, перевороты следуют за переворотами,

сокрушается господство родовой аристократии, историческое преобладание

оказывается на стороне демоса, формируется классовый рабовладельческий

строй.

Первые же крупные победы афинского демоса в его борьбе с родовой

аристократией были ознаменованы и рождением театра. Народные праздники

стали праздниками государственными, и бытовавшие в народе испокон веков

обрядовые игры из сел и афинских улиц были перенесены на сцену

государственного театра. Родилось и стало быстро набирать силы новое, в

доподлинном смысле этого слова народное искусство. Оно было народным и

потому, что всеми корнями уходило в народные верования, обычаи и обряды, а

еще и потому, что период господства аристократии не наложил на него почти

никакого отпечатка.

Исторические судьбы афинской демократии и театра и в дальнейшем

оказались органически связанными. Расцвет демократического строя в Афинах

был временем и высочайшего творческого подъема афинской драматургии и

театра. Когда же для демократии наступили тяжелые времена, этот период

оказался кризисным и для театра. Вместе вышли они на историческую арену,

вместе достигли наивысшего подъема и вместе вступили в полосу упадка.

Министерство образования и науки Украины

Приазовский государственный технический университет

Кафедра украиноведения

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕАТРА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Реферат

Выполнила: студентка гр. АЭС-2000

Злобова В.Н.

Преподаватель: Боровков И.В.

Мариуполь 2000

План

1. Введение

2. Происхождение древнегреческой драмы и театра

3. Организация театральных представлений

4. Архитектура древнегреческого театра

5. Актёры, хор, зрители

6. Заключение

Список использованной литературы:

1. Д. П. Каллистов, Античный театр, М., 1985.

2. История зарубежного театра, К., 1990.

Страницы: 1, 2