Традиционная казачья свадьба
Традиционная казачья свадьба
Пятигорский государственный лингвистический университет
Реферат
по культуре народов Северного Кавказа
на тему:
« Традиционная казачья свадьба».
Выполнила:
Студентка группы 103
ФГСУ
Бетуганова Ж. Р.
Научный руководитель:
доц. Волова Л. А.
Пятигорск 2003г.
Содержание :
Введение.
1. Добрачные отношения молодёжи.
2. Предсвадебные обряды.
3. Свадебная обрядность
Заключение
Примечание и список литературы.
Введение.
Терское казачество — старейшая группа русского населения Северного
Кавказа. Культура этой группы представляет двоякий Интерес — как один из
вариантов восточнославянской культуры и как культура одной из этнических
общностей Северного Кавказа. Однако многие компоненты культуры казачества
изучены далеко не достаточно. К ним относится и свадебная обрядность. Л. Б.
Заседателева уделила около 30 страниц своей монографии свадебным обрядам
терских казаков '. Но поскольку объектом е^ исследования было все терское
казачество в целом, она не могла подробно описать или тщательно
проанализировать особенности обрядов тех или иных локальных групп
казачества, в частности, казачества Кабардино-Балкарии. Между тем, эти
особенности очень важны как для изучения восточнославянской свадьбы, так и
для изучения культуры народов Кабардино-Балкарии.
Ценные сведения о традиционной казачьей обрядности содержатся в двух
довольно подробных описаниях свадеб конца XIX—начала XX в2. Кроме того, в
статье использованы материалы, собранные в ходе этнографических экспедиций
в 1986— 1988 гг. в станицах Екатериноградская, Приближная, Солдатская,
Котляревская, Александровская и в городе Прохладном. В этих материалах
зафиксированы обычаи, в лучшем случае, предреволюционных лет, а большей
частью — 20-х гг. нашего века- Но поскольку в 20-е г. в станицах еще
сохранялась традиционная свадебная обрядность, полевые материалы вполне
могут быть привлечены для ее изучения. Использованные источники позволяют
выявить основные особенности и варианты казачьей свадьбы на территории
Кабардино-Балкарии, проследить, как изменялась свадебная обрядность в конце
XIX — 20-х гг. XX в., наконец, поставить вопрос о происхождении обрядов
терского казачества.
На территории Кабардино-Балкарии первая станица — Ека-
териноградская—появилась в 1777 г. В ней поселили волжских казаков, которые
за 30 лет до того были переселены на Волгу с Дона и сохраняли все обычаи
донского казачества. К середине XIX в. на территории Кабардино-Балкарии
было уже 7 станиц:
Екатериноградская, Прохладная, Приближная, Солдатская, При-шибская,
Котляревская и Александровская. В дальнейшем их число не увеличивалось.
Казачье население станиц сформировалось из 4 основных групп: 1) волжских
казаков—ст. Екатериноградская; 2) однодворцев — ст. Приближная и
Солдатская;
3) переселенцев с Украины, которые жили во всех станицах на территории
Кабардино-Балкарии, а в ст. Прохладной и Пришиб-ской составляли большую
часть казачества; 4) отставных солдат — ст. Солдатская, Котляревская,
Александровская. Эти группы, особенно последняя тоже были этнически
неоднородными — среди отставных солдат встречались выходцы из разных
губерний России. В результате этнический состав как казачества в целом, так
и населения отдельных станиц, был довольно сложным.
Каждая станица, независимо от этнического состава населения, делилась на
несколько частей — краев. В некоторых станицах, например, в ст.
Екатериноградской и Солдатской, жители разных «краев» отличались друг от
друга происхождением, языком или говором.
2. Добрачные отношения
молодежи
Различия между станичными «краями» ярче всего проявлялись в поведении
молодежи. Молодым неженатым казакам небезопасно было даже появляться в
другом «краю» станицы и особенно опасно было ухаживать за девушками того
«края». Между молодыми казаками разных «краев» одной станицы нередко
происходили драки, чаще всего из-за девушек. Свататься можно было и к
девушке с другого «края» станицы, но в таком случае жених должен был дать
ребятам того «края», где жила его невеста, своего рода выкуп — папиросы,
водку или вино, иначе они могли его избить 3.
-п Внутри одного «края» молодые парни и девушки довольно свободно общались
между собой. Весной и летом они собирались на улице, в степи, на выгоне (со
дня Пасхи), в лесу (с Троицы). Небольшая группа молодежи одного возраста
обычно называлась гуртом, реже в этом значении употребляли слово карагод.
Они пели, танцевали, играли в различные игры. Зимой ребята и девочки,
начиная лет с 14, собирались на посиделки, вечеринки (ст.
Екатериноградская, Приближная, Котляревская) или досв1т-ки (ст. Прохладная,
Солдатская). Для этого каждый гурт нанимал какую-нибудь хату, чаще всего у
одинокой женщины. Реже бывало, что собирались дома у кого-нибудь из
участников вечеринки На таких вечеринках девушки занимались работой — шили,
пряли; вязали. Но успевали они и повеселиться вместе с ребятами — песни,
игры-продолжались до поздней ночи. Здесь же все собравшиеся обычно ужинали
и ночевали 4. Вечеринки, и досвитки проходили без участия и без контроля
взрослых, но молодежь не злоупотребляла своей свободой; Как писал один из
жителей ст. Прохладной, «несмотря на то, что девушки и парни вместе
проводили целые ночи, в их отношениях строжайшим образом соблюдалась
скромность и благопристойность» 5- Однако в конце XIX в., после того как
через Прохладную прошла железная дорога, и эта станица стала превращаться в
крупный торгово-ремесленный центр, положение изменилось. Досвггки тогда
«получили новый, совсем нежелательный характер, вследствии чего в конце
1886 года по общественному приговору этот обычай запрещен»6- В других же
станицах вечеринки продолжались вплоть до 20—30-х гг., и все это время они
сохраняли благопристойный характер.
С того возраста, когда девушка начинала посещать вечеринки (то есть лет с
14), у нее мог появиться ухажер. В некоторых случаях они встречались на
протяжении нескольких лет, но далеко не всегда вступали в брак. Согласно
существовавшим тогда нормам приличия, на вечеринках дозволялось обниматься
и целоваться, но не более того. Причем, такие вольности допускались только
в молодежной среде. В присутствии старших, особенно родителей, молодежь
вела себя совершенно иначе. Считалось, что парню и девушке должно быть
«стыдно» даже просто идти вдвоем по улице. Ухажер никогда не приходил домой
к своей девушке, она, в свою очередь, обходила далеко стороной его двор.
Они явно избегали родителей друг друга.7
Если все же приличия были нарушены, что бывало редко, девушку ожидало
суровое наказание. «Замеченная в безнравственном проступке девушка уже не
могла выйти замуж за казака...» 8 Но даже когда она выходила замуж, ей не
удавалось избежать позора. Особенно тяжелым бывали последствия, если
девушка забеременела до брака. Ее могли отказаться венчать в церкви, с нее
во время свадьбы срывали фату, иногда она выходила замуж без свадьбы.
Бывало, что такая девушка кончала жизнь самоубийством. Опозорена была не
только она, но и вся ее семья. На ее сестрах никто не хотел жениться 9.
Брачный возраст. В дореволюционное время браки у казаков заключались в
довольно раннем возрасте. Девушки выходили замуж лет с 16, но чаще всего в
17—18 лет. Девушка старше 20 лет во многих станицах считалась уже старой
девой (в станице Ека-териноградской их называли передойками}. Жениться на
ней мог только вдовец с детьми 10.
Казаки женились обычно с 18, но изредка даже в 17 лет, чтобы скорее
привести в дом работницу. Обычно в 21 год, когда казак шел на военную
службу, он был уже женат. Тех, кто долго не женился, в ст. Прохладной
называли кабардинскими парубками — кабардинцы в отличие от казаков женились
поздно 11.
Выбор жениха и невесты. Хотя до брака молодые казаки и девушки свободно
общались между собой, встречались и на вечеринках, и на улице, и во время
праздников, право выбора жениха или невесты принадлежало родителям, которые
далеко не всегда считались с чувствами своих детей. До революции
существовало множество барьеров для заключения брака — национальных,
религиозных, сословных и др. В конце XIX — начале XX в. казаки не вступали
в брак с кабардинцами или другими народами Кавказа. Казачку не выдавали
замуж за иногороднего — у иногородних не было земли. Но и казак не женился
на иногородней, боясь, что его засмеют- Казаки и иногородние тало общались
между собой. Даже разговаривать с иногородним считалось предосудительным
для девушки-казачки. После революции многие из барьеров исчезли, и в 20-е
гг. браки между казаками и неказачьим населением уже могли заключаться,
хотя и тогда они былиеще редкостью.
Когда выбирали невесту, обращали внимание прежде всего на то, как она
работает, что умеет делать,— именно в качестве работницы она нужна была
семье жениха. Но учитывали также имущественное положение и репутацию семьи,
из которой брали девушку. Приблизительно те же требования предъявляли
родители девушки к жениху и его семье. Кроме того, в каждом конкретном
случае принимались в расчет многие другие обстоятельства- Например, девушку
отказывались выдать замуж в большую семью, потому что положение снохи в
такой семье было особенно тяжелым, и т. д. Решая, на ком женить сына или за
кого отдать дочь, родители советовались со своими родственниками, но
последнее слово оставалось за отцом. Он мог сказать дочери: «Не за кого ты
хочешь, а за кого я отдам» 12- Конечно, не все отцы и особенно матери (если
не было в живых отца) отдавали дочерей замуж насильно. В 20-е гг. чаще,
хотя и не всегда, при заключении брака родители стали учитывать желания
своих детей.
Если даже девушке не нравился жених, за которого ее хотели выдать
родители, она очень редко решалась пойти против их воли. В таком случае ее
мог похитить тот, за кого она хотела выйтизамуж. Бывало даже, что невесту
похищали прямо во время свадьбы, едва ли не с церковных ступеней '3. После
этого ее родителям приходилось смириться с ее выбором и дать согласие на
брак-- Но такие случаи составляли исключение. Гораздо чаще девушка
подчинялась воле родителей-
3. Предсвадебные обряды.
Традиционную казачью свадьбу можно разделить на два основных этапа.
Первый из них составляли предсвадебные, подготовительные обряды, второй —
собственно свадьба. В свою очередь предсвадебный цикл распадается на
несколько обрядовых комплексов. Первый из них включает в себя сватовство,
сговор, осмотр хозяйства жениха и т. п. Содержанием этого обрядового
комплекса было достижение договоренности между родственниками невесты л
жениха о предстоящем браке, об условиях его заключения. Одни из этих
обрядов были общими для всех станиц, другие совершались только в некоторых.
Сватовство было первым обрядом предсвадебного цикла., Тех, кто сватал
девушку, в большинстве станиц называли сватами, только в ст. Солдатской —
по-украински — старостами. В ст. Прохладной еще в конце XIX в. их тоже
называли старостами, но позднее стали именовать, как и в других станицах,
сватами (так же называли друг друга родители жениха и невесты). Сватов
выбирали родители жениха, обычно из числа своих родственников. Чаще всего к
родителям девушки посылали 2—3 сватов, среди них были и мужчины, и женщины.
Сватами, как правило, были люди пожилые, опытные, они обязательно должны
были состоять в браке, причем, именно в первом браке — «первой судьбы».
Вдовам, вдовцам, а после появления разводов и разведенным, никогда не
поручали сватовство. Очевидно, существовало представление о том, что от
выбора сватов зависела будущая судьба молодых. В дореволюционный период
родители жениха и он сам никогда не шли в дом невесты до тех пор, пока не
получали предварительного согласия на брак, но позднее это правило в
некоторых станицам стали нарушать: сватать девушку мог пойти сам жених со
своим другом или с кем-нибудь из родственников, а также его родители.
Сватовство обычно происходило вечером. Придя к родителям девушки сваты
заводили иносказательный разговор. Как сообщают информаторы, едва ли не во
всех станицах этот разговор начинался с .вопроса: «У вас телочка
продается?» или «У вас есть телочка продажная?» и Уподобление невесты
телочке характерно Ht только для казачества и не только для восточных
славян 1;. , .
-. В конце XIX—начале XX в. ни в ст. Прохладной, ни в ст. Екатериноградской
родители девушки сразу не давали согласия на брак. Даже если им нравился
жених, они откладывали окончательный ответ на несколько дней или недель.
Сваты приходили к ним во второй и в третий раз. В последующие годы
церемония сватовства упростилась и сократилась; зачастую она завершалась в
течение одного вечера. Если родители девушки согласны выдать ее замуж, то
сваты тут же звали родителей жениха и его самого или приходили все вместе
на следующий день.
Когда предварительная договоренность о свадьбе была достигнута, у жениха
и невесты спрашивали согласия на брак. Такое согласие они, как правило,
.давали независимо от того, как в действительности относились к
предстоящему браку. В станице Прохладной и Приближной девушка отвечала
своим родителям: «С вашей воли не выйду» '6.
' Осмотр хозяйства жениха. После сватовства родственники невесты шли или
ехали к жениху печь смотреть, то есть осмотреть дом, двор, хозяйство семьи,
в которую они собирались отдать свою дочь. Практическое значение этот
обычай имел только тогда, когда жених и невеста жили в разных станицах и
родители невесты не знали его имущественного положения. Но в таком случае
жених мог их и обмануть — вместо своего двора показать им хозяйство
богатого соседа '7. Если жених и невеста жили в одной станице (что бывало
чаще), то ее родителям, конечно, было известно, насколько состоятельны их
будущие родственники, но обычай соблюдался и в этом случае, хотя
родственники невесты и жениха не столько осматривали хозяйство, сколько
продолжали праздновать сватовство.
Кладка. Обычно в ходе сватовства родители жениха и невесты.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|