скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Традиционная казачья свадьба скачать рефераты

Традиционная казачья свадьба

Пятигорский государственный лингвистический университет

Реферат

по культуре народов Северного Кавказа

на тему:

« Традиционная казачья свадьба».

Выполнила:

Студентка группы 103

ФГСУ

Бетуганова Ж. Р.

Научный руководитель:

доц. Волова Л. А.

Пятигорск 2003г.

Содержание :

Введение.

1. Добрачные отношения молодёжи.

2. Предсвадебные обряды.

3. Свадебная обрядность

Заключение

Примечание и список литературы.

Введение.

Терское казачество — старейшая группа русского населения Северного

Кавказа. Культура этой группы представляет двоякий Интерес — как один из

вариантов восточнославянской культуры и как культура одной из этнических

общностей Северного Кавказа. Однако многие компоненты культуры казачества

изучены далеко не достаточно. К ним относится и свадебная обрядность. Л. Б.

Заседателева уделила около 30 страниц своей монографии свадебным обрядам

терских казаков '. Но поскольку объектом е^ исследования было все терское

казачество в целом, она не могла подробно описать или тщательно

проанализировать особенности обрядов тех или иных локальных групп

казачества, в частности, казачества Кабардино-Балкарии. Между тем, эти

особенности очень важны как для изучения восточнославянской свадьбы, так и

для изучения культуры народов Кабардино-Балкарии.

Ценные сведения о традиционной казачьей обрядности содержатся в двух

довольно подробных описаниях свадеб конца XIX—начала XX в2. Кроме того, в

статье использованы материалы, собранные в ходе этнографических экспедиций

в 1986— 1988 гг. в станицах Екатериноградская, Приближная, Солдатская,

Котляревская, Александровская и в городе Прохладном. В этих материалах

зафиксированы обычаи, в лучшем случае, предреволюционных лет, а большей

частью — 20-х гг. нашего века- Но поскольку в 20-е г. в станицах еще

сохранялась традиционная свадебная обрядность, полевые материалы вполне

могут быть привлечены для ее изучения. Использованные источники позволяют

выявить основные особенности и варианты казачьей свадьбы на территории

Кабардино-Балкарии, проследить, как изменялась свадебная обрядность в конце

XIX — 20-х гг. XX в., наконец, поставить вопрос о происхождении обрядов

терского казачества.

На территории Кабардино-Балкарии первая станица — Ека-

териноградская—появилась в 1777 г. В ней поселили волжских казаков, которые

за 30 лет до того были переселены на Волгу с Дона и сохраняли все обычаи

донского казачества. К середине XIX в. на территории Кабардино-Балкарии

было уже 7 станиц:

Екатериноградская, Прохладная, Приближная, Солдатская, При-шибская,

Котляревская и Александровская. В дальнейшем их число не увеличивалось.

Казачье население станиц сформировалось из 4 основных групп: 1) волжских

казаков—ст. Екатериноградская; 2) однодворцев — ст. Приближная и

Солдатская;

3) переселенцев с Украины, которые жили во всех станицах на территории

Кабардино-Балкарии, а в ст. Прохладной и Пришиб-ской составляли большую

часть казачества; 4) отставных солдат — ст. Солдатская, Котляревская,

Александровская. Эти группы, особенно последняя тоже были этнически

неоднородными — среди отставных солдат встречались выходцы из разных

губерний России. В результате этнический состав как казачества в целом, так

и населения отдельных станиц, был довольно сложным.

Каждая станица, независимо от этнического состава населения, делилась на

несколько частей — краев. В некоторых станицах, например, в ст.

Екатериноградской и Солдатской, жители разных «краев» отличались друг от

друга происхождением, языком или говором.

2. Добрачные отношения

молодежи

Различия между станичными «краями» ярче всего проявлялись в поведении

молодежи. Молодым неженатым казакам небезопасно было даже появляться в

другом «краю» станицы и особенно опасно было ухаживать за девушками того

«края». Между молодыми казаками разных «краев» одной станицы нередко

происходили драки, чаще всего из-за девушек. Свататься можно было и к

девушке с другого «края» станицы, но в таком случае жених должен был дать

ребятам того «края», где жила его невеста, своего рода выкуп — папиросы,

водку или вино, иначе они могли его избить 3.

-п Внутри одного «края» молодые парни и девушки довольно свободно общались

между собой. Весной и летом они собирались на улице, в степи, на выгоне (со

дня Пасхи), в лесу (с Троицы). Небольшая группа молодежи одного возраста

обычно называлась гуртом, реже в этом значении употребляли слово карагод.

Они пели, танцевали, играли в различные игры. Зимой ребята и девочки,

начиная лет с 14, собирались на посиделки, вечеринки (ст.

Екатериноградская, Приближная, Котляревская) или досв1т-ки (ст. Прохладная,

Солдатская). Для этого каждый гурт нанимал какую-нибудь хату, чаще всего у

одинокой женщины. Реже бывало, что собирались дома у кого-нибудь из

участников вечеринки На таких вечеринках девушки занимались работой — шили,

пряли; вязали. Но успевали они и повеселиться вместе с ребятами — песни,

игры-продолжались до поздней ночи. Здесь же все собравшиеся обычно ужинали

и ночевали 4. Вечеринки, и досвитки проходили без участия и без контроля

взрослых, но молодежь не злоупотребляла своей свободой; Как писал один из

жителей ст. Прохладной, «несмотря на то, что девушки и парни вместе

проводили целые ночи, в их отношениях строжайшим образом соблюдалась

скромность и благопристойность» 5- Однако в конце XIX в., после того как

через Прохладную прошла железная дорога, и эта станица стала превращаться в

крупный торгово-ремесленный центр, положение изменилось. Досвггки тогда

«получили новый, совсем нежелательный характер, вследствии чего в конце

1886 года по общественному приговору этот обычай запрещен»6- В других же

станицах вечеринки продолжались вплоть до 20—30-х гг., и все это время они

сохраняли благопристойный характер.

С того возраста, когда девушка начинала посещать вечеринки (то есть лет с

14), у нее мог появиться ухажер. В некоторых случаях они встречались на

протяжении нескольких лет, но далеко не всегда вступали в брак. Согласно

существовавшим тогда нормам приличия, на вечеринках дозволялось обниматься

и целоваться, но не более того. Причем, такие вольности допускались только

в молодежной среде. В присутствии старших, особенно родителей, молодежь

вела себя совершенно иначе. Считалось, что парню и девушке должно быть

«стыдно» даже просто идти вдвоем по улице. Ухажер никогда не приходил домой

к своей девушке, она, в свою очередь, обходила далеко стороной его двор.

Они явно избегали родителей друг друга.7

Если все же приличия были нарушены, что бывало редко, девушку ожидало

суровое наказание. «Замеченная в безнравственном проступке девушка уже не

могла выйти замуж за казака...» 8 Но даже когда она выходила замуж, ей не

удавалось избежать позора. Особенно тяжелым бывали последствия, если

девушка забеременела до брака. Ее могли отказаться венчать в церкви, с нее

во время свадьбы срывали фату, иногда она выходила замуж без свадьбы.

Бывало, что такая девушка кончала жизнь самоубийством. Опозорена была не

только она, но и вся ее семья. На ее сестрах никто не хотел жениться 9.

Брачный возраст. В дореволюционное время браки у казаков заключались в

довольно раннем возрасте. Девушки выходили замуж лет с 16, но чаще всего в

17—18 лет. Девушка старше 20 лет во многих станицах считалась уже старой

девой (в станице Ека-териноградской их называли передойками}. Жениться на

ней мог только вдовец с детьми 10.

Казаки женились обычно с 18, но изредка даже в 17 лет, чтобы скорее

привести в дом работницу. Обычно в 21 год, когда казак шел на военную

службу, он был уже женат. Тех, кто долго не женился, в ст. Прохладной

называли кабардинскими парубками — кабардинцы в отличие от казаков женились

поздно 11.

Выбор жениха и невесты. Хотя до брака молодые казаки и девушки свободно

общались между собой, встречались и на вечеринках, и на улице, и во время

праздников, право выбора жениха или невесты принадлежало родителям, которые

далеко не всегда считались с чувствами своих детей. До революции

существовало множество барьеров для заключения брака — национальных,

религиозных, сословных и др. В конце XIX — начале XX в. казаки не вступали

в брак с кабардинцами или другими народами Кавказа. Казачку не выдавали

замуж за иногороднего — у иногородних не было земли. Но и казак не женился

на иногородней, боясь, что его засмеют- Казаки и иногородние тало общались

между собой. Даже разговаривать с иногородним считалось предосудительным

для девушки-казачки. После революции многие из барьеров исчезли, и в 20-е

гг. браки между казаками и неказачьим населением уже могли заключаться,

хотя и тогда они былиеще редкостью.

Когда выбирали невесту, обращали внимание прежде всего на то, как она

работает, что умеет делать,— именно в качестве работницы она нужна была

семье жениха. Но учитывали также имущественное положение и репутацию семьи,

из которой брали девушку. Приблизительно те же требования предъявляли

родители девушки к жениху и его семье. Кроме того, в каждом конкретном

случае принимались в расчет многие другие обстоятельства- Например, девушку

отказывались выдать замуж в большую семью, потому что положение снохи в

такой семье было особенно тяжелым, и т. д. Решая, на ком женить сына или за

кого отдать дочь, родители советовались со своими родственниками, но

последнее слово оставалось за отцом. Он мог сказать дочери: «Не за кого ты

хочешь, а за кого я отдам» 12- Конечно, не все отцы и особенно матери (если

не было в живых отца) отдавали дочерей замуж насильно. В 20-е гг. чаще,

хотя и не всегда, при заключении брака родители стали учитывать желания

своих детей.

Если даже девушке не нравился жених, за которого ее хотели выдать

родители, она очень редко решалась пойти против их воли. В таком случае ее

мог похитить тот, за кого она хотела выйтизамуж. Бывало даже, что невесту

похищали прямо во время свадьбы, едва ли не с церковных ступеней '3. После

этого ее родителям приходилось смириться с ее выбором и дать согласие на

брак-- Но такие случаи составляли исключение. Гораздо чаще девушка

подчинялась воле родителей-

3. Предсвадебные обряды.

Традиционную казачью свадьбу можно разделить на два основных этапа.

Первый из них составляли предсвадебные, подготовительные обряды, второй —

собственно свадьба. В свою очередь предсвадебный цикл распадается на

несколько обрядовых комплексов. Первый из них включает в себя сватовство,

сговор, осмотр хозяйства жениха и т. п. Содержанием этого обрядового

комплекса было достижение договоренности между родственниками невесты л

жениха о предстоящем браке, об условиях его заключения. Одни из этих

обрядов были общими для всех станиц, другие совершались только в некоторых.

Сватовство было первым обрядом предсвадебного цикла., Тех, кто сватал

девушку, в большинстве станиц называли сватами, только в ст. Солдатской —

по-украински — старостами. В ст. Прохладной еще в конце XIX в. их тоже

называли старостами, но позднее стали именовать, как и в других станицах,

сватами (так же называли друг друга родители жениха и невесты). Сватов

выбирали родители жениха, обычно из числа своих родственников. Чаще всего к

родителям девушки посылали 2—3 сватов, среди них были и мужчины, и женщины.

Сватами, как правило, были люди пожилые, опытные, они обязательно должны

были состоять в браке, причем, именно в первом браке — «первой судьбы».

Вдовам, вдовцам, а после появления разводов и разведенным, никогда не

поручали сватовство. Очевидно, существовало представление о том, что от

выбора сватов зависела будущая судьба молодых. В дореволюционный период

родители жениха и он сам никогда не шли в дом невесты до тех пор, пока не

получали предварительного согласия на брак, но позднее это правило в

некоторых станицам стали нарушать: сватать девушку мог пойти сам жених со

своим другом или с кем-нибудь из родственников, а также его родители.

Сватовство обычно происходило вечером. Придя к родителям девушки сваты

заводили иносказательный разговор. Как сообщают информаторы, едва ли не во

всех станицах этот разговор начинался с .вопроса: «У вас телочка

продается?» или «У вас есть телочка продажная?» и Уподобление невесты

телочке характерно Ht только для казачества и не только для восточных

славян 1;. , .

-. В конце XIX—начале XX в. ни в ст. Прохладной, ни в ст. Екатериноградской

родители девушки сразу не давали согласия на брак. Даже если им нравился

жених, они откладывали окончательный ответ на несколько дней или недель.

Сваты приходили к ним во второй и в третий раз. В последующие годы

церемония сватовства упростилась и сократилась; зачастую она завершалась в

течение одного вечера. Если родители девушки согласны выдать ее замуж, то

сваты тут же звали родителей жениха и его самого или приходили все вместе

на следующий день.

Когда предварительная договоренность о свадьбе была достигнута, у жениха

и невесты спрашивали согласия на брак. Такое согласие они, как правило,

.давали независимо от того, как в действительности относились к

предстоящему браку. В станице Прохладной и Приближной девушка отвечала

своим родителям: «С вашей воли не выйду» '6.

' Осмотр хозяйства жениха. После сватовства родственники невесты шли или

ехали к жениху печь смотреть, то есть осмотреть дом, двор, хозяйство семьи,

в которую они собирались отдать свою дочь. Практическое значение этот

обычай имел только тогда, когда жених и невеста жили в разных станицах и

родители невесты не знали его имущественного положения. Но в таком случае

жених мог их и обмануть — вместо своего двора показать им хозяйство

богатого соседа '7. Если жених и невеста жили в одной станице (что бывало

чаще), то ее родителям, конечно, было известно, насколько состоятельны их

будущие родственники, но обычай соблюдался и в этом случае, хотя

родственники невесты и жениха не столько осматривали хозяйство, сколько

продолжали праздновать сватовство.

Кладка. Обычно в ходе сватовства родители жениха и невесты.

Страницы: 1, 2, 3, 4