Тоталитарное искусство
экономический упадок ». Эти положения Гитлер развернул свое выступление на
открытии Дома немецкого искусства. Фюрер выдвинул концепцию искусства, как
форму отражения действительности » , а также указывал на те формирующий
силы , которые будучи наиболее ярким проявлением этой действительности ,
должны быть и главными объектами ее отражения в искусстве: лидеры, борцы ,
творцы истории должны были занять место в центре официоза тоталитарной
художественной культуры. Осуществить всю грандиозность поставленных эпохой
задач художник может только при помощи партии и государства и только под их
непосредственным руководством.
Гитлер не только выдвигал принципы партийного руководства искусством,
которое уже давно осуществляется в СССР, он определял и цель такого
руководства, которое ставил « выше культуры, выше религии и даже выше
политики » - создания нового человека, более сильного и прекрасного.
В отличие от немцев, советский народ о сущности соцреализма и о его
принципах узнавал не непосредственно из уст своего вождя. Эти принципы
вызревали где то в верхах советского партийного аппарата, доводились на
закрытых заседаниях избранной части творческой интеллигенции , а затем
дозировались в печать.
Окончательную формулировку соцреализм получил на первом всесоюзном
съезде советских писателей выступление Жданова: « Товарищ Сталин назвал вас
инженерами человеческих душ . Какие обязанности накладывает на вас это
звание. Это значит во-первых., знать жизнь, что бы уметь ее правдиво
изобразить в художественных произведениях, изобразить не схоластически, не
мертво , не просто как « объективную реальность » , а изобразить
действительность в ее революционном развитии. При этом правдивость и
историческая конкретность художественного изображения должна сочетаться с
задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе соцреализма. » .
Если в Германии в этот период объектом культурной политики нацизма в
первую очередь оказалось изобразительное искусство ; так как на первом
этапе развития тоталитарной революции основное значение приобретает прямое
воздействие на массы: живопись , скульптура, и графика, имеющие некоторое
преимущество перед литературой в качестве средства наглядной агитации ; то
в России главный удар был направлен на литературу, так как 30-м годам
изобразительное искусство было уже приспособлен к нуждам режиму: «
правдивое изображения » советской действительности стало творческим кредо
большинства советских художников еще до соцреализма . Теперь надо было
привести « в порядок » и всю остальную литературу. И на съезде писателей
кроме ждановской формулировки были высказаны, по сути , все
основополагающие идеи, составляющие плоть и кровь доктрины соцреализма.
В основе съезда лежал культ вождя и его единодушное одобрение. Этот
съезд довел до небывалых еще масштабов культ Сталина. Все остальные ораторы
приписывали ему роль архитектора и кормчего во всех отраслях советской
жизни, в том числе в литературе и искусстве.
По сути съезд сформулировал художественную идеологию , которая в
одинаковой степени применима как к соцреализму так и к принципам Фюрера.
Главный принцип тоталитарной художественной идеологии - принцип
партийного искусства, который требовал, что бы художник смотрел на
действительность глазами партии и изображал реальность не в ее плоской
эмперии, а в идеалы ее « живого » ( по Гитлеру ) или «революционного » ( по
Жданову ) развития по направлению к великой цели.
Осуществление этих принципов приведет к высочайшему развитию культуры ,
а пока оба идеологических островка надежды и бастиона прогресса
захлестывались морем маразма и разложения . В такой ситуации правомерно
требовать от художника всех сил и карать не согласных. Так как великая цель
оправдывает все средства для ее достижения. Она заключалась в создании не
только нового общества , но и его строителя и обитателя, чья психология,
идеология , этика, эстетика формировались бы по законам единственно
правильного течения : концепция Нового Человека в качестве сверх задачи
зримо или не зрима присутствует в любой тоталитарной культуры.*
Организация
Было бы не верно обвинять тоталитаризм в варварском пренебрежении
культурой, как это делают пользуясь фразой приписываемой то Розенбергу , то
Герингу, то Гиммеру: « когда я слышу слово «культура » я хватаюсь за
пистолет». Наоборот, ни в одной демократической стране сфера культуры не
привлекала к себе столь пристального внимания государства и не оценивалась
им столь высоко: Мартин Борман о культуре: « это самый важный и
значительный инструмент партии». Лаврентий Берия говорил о культуре как о «
мощном средстве воспитания масс в духе коммунизма , в духе советского
патриотизма и интернационализма ». « Искусство есть единственно бессмертный
результат человеческого труда » и « не один народ не живет дольше, чем
памятники его культуры » - эти изречения Гитлера написаны на стенах дома
немецкого искусства . И естественно , что , предавая такое значения
культурным делам , тоталитарное государство не жалеет сил и средств на
организацию их как целого: ибо только через организацию культуры можно было
идеалогизировать ее и тем самым целиком подчинить задачам политической
борьбы. Для осуществления этих целей в 1933 под юрисдикцией министерства
Геббельса учреждается Имперская палата культуры , состоящая из семи палат,
основанных на базе уже существующих организаций, так Палата
изобразительного искусства была основана на базе Картеля изобразительных
искусств , в которую обязаны были вступить члены профессий попадающих в
определение устава Палаты: « так как все существующие раннее объединения
данных профессий ликвидируются без исключений , и каждый их член обязан
стать членом Имперской палаты без оговорок » (Idib) . Разрушение уже
существующих механизмов, приводящих в действие художественную жизнь еще в
период Веймарской республики не имело смысла, так как они уже были налажены
и нужно лишь было новое идеологическое направление и сменить обслуживающий
персонал, что и стало первой задачей в области культурной политики
пришедшего к власти нацизма . Из художественной жизни по специально
составленным спискам выбрасываются не угодные режиму люди: в первую очередь
евреи и модернисты, а так же первый министр внутренних дел Фрик сразу же
учреждает внутри своего министерства институт своего рода идеологических
контролеров, которые как и в советской России 20-х, именуются « комиссары
по делам искусств », которые следят за приведением в жизнь принципов Фюрера
.
В отличии от нацисткой, большевистская революция разрушила царские
культурные институты. Но и созданные в 20-х новые « революционные » формы в
области творческой деятельности вскоре переставали отвечать требованиям
постоянно меняющей курс советской культурной политики. Существованию
последних положили конец в 1932 г. , и тогда пришлось отстраивать заново то
что было так бодро разобрано на кусочки и перемолото. Что не способствовало
темпам строительства огромной организации. Вскоре был создан Московский
областной союз советских художников ; подобные которому создаются и в
других городах. Все эти союза были мало связаны , и лишь в конце 30-х
создается Организационный комитет , ставший централизованным органом
управления.
Наиболее важно отметить, что основной чертой этих союзов была обще
обязательность : только будучи членом одного из них, художник имел право
на профессиональную деятельность. Кроме того всякий кто не являлся членом
творческого союза и не занят на государственной службе попадал под законы
тунеядства по которому мог быть судим и выслан и отдаленные области.
Руководство Палаты культуры, лично назначаемые министром народного
образования и пропаганды, в соответствии с уставом, принимало членов и
могло их отвергнуть на основании « его ненадежности и несоответствии
выполняемой им профессии » (п.10). Что было равнозначно отлучению на вечно
от профессиональной деятельности. Последнее относилась и к практике союза
советских художников.
Для стимуляции « творческих порывов » в России и Германии учреждаются:
в Германии с 1937-го года государственные премии , а в России с 1940
Сталинские премии.
С появлением лауреатов отпала необходимость каких либо теоретических
разработок, формулировок соцреализма и национал социалистического
искусства: их эстетическими эталонами стало то , что производили лауреаты.
В Германии критиков искусства назначали из тех, кто « отдается этому
роду деятельности чистосердечно и в соответствии с национал
социалистическим мировоззрением » ( « Фолькише Беобахтер » ). Право на
критику имело государство и партия .
В СССР дело решили административными мерами : запретили все
периодические издания по искусству, заменив их с 1933-го « Искусством ».
Естественно, что критику доверили « отдававшимся делу чисто сердечно » и в
соответствии марксиско-ленинско-сталинским мировоззрением.
Деятельность следовавших принципам партии художников их озолотила. Так
что Геббельс имел полное право заявить : « Германия идет впереди всех стран
не только в области искусства, но и в той заботе, которая дождем
изливается на художников ». При этих внешних различиях обе тоталитарные
структуры были построены по четко пирамидальному принципу: в Германии
деятельность организации Геббельса , Лея и Розенберга контролировалась
лично фюрером, в СССР союз советских художников , министерство культуры, и
академия художеств увенчивались соответствующим отделом при секретариате ЦК
ВКП(б) КПСС , который действовал в тесном контакте с вождем . Таким образом
в кабинете вождя/фюрера сходились нити управления культурой и принимались
не подлежащие обсуждению решения.
Террор
В 1933-ом немецкие газеты опубликовали нечто вроде художественного
манифеста: « что немецкие художники ожидают от правительства ». Где
говорилось : « они ожидают что отныне в искусстве будет проводится единая
магистральная линия : священным долгом является выдвижение на передовую
линию фронта солдат которые уже проявили свою доблесть в борьбе за
культуру. В области изобразительного искусства это означает :
1. Что вся космополитическая или большевистская по характеру
художественная продукция будет изъята из германских музеев и коллекций….
5. Что скульптуры , которые оскорбляет национальные чувства и все еще
оскверняют общественные площади и парки
, исчезнут как можно скорее ….. Они должны освободить место тем
художникам которые сохранили верность немецким традициям ».
С подобным обращением обратились в 1922-ом к правительству АХРРовцы , хотя
и не требуя пока что физического уничтожения « дискредитирующего » новую
деятельность модернизма.
Ожидания немецких художников моментально оправдываются : в том же году
и до 1938 проходит ряд выставок « дегенеративного » искусства , экспонаты
которых безвозмездно из музеев и коллекций. Часть этого была продана за
границу , а около 5000 картин 20 марта 1939-го года было сожжено.
В речах Гитлера :
1. Обвинение модернизма с точки зрения эстетики искажение реальности и
следовательно в распаде и дегенерации.
2. Политическое обвинение в « культурбольшевизме ».
3. Рассово-националистическая тема.
Первые два из них после 1932 набирают силе и в СССР только « варварские
методы изображения » называют « формализмом » , а културбольшевизма
изменяется на противоположную. Национальная тема пышно расцветает после
войны.
Московская выставка « Художники РСФСР за XXV лет » имела цель
показать до какого маразма и разложения докатилась культура 20-го века, и
что история Советского искусства поддается теперь только и исключительно
как становление и развитие соцреализма.
Логика тоталитарного мышления выявляет себя с удивительной
последовательностью при «правых» или «левых» режимах.
В СССР под формализмом - искусством «маразма и разложения»
понимается тоже что в Германии под «дегенеративным искусством» - кубизм,
дадаизм, футуризм, импрессионизм, экспрессионизм с одинаковым ассортиментом
обвинений
Культурный террор в СССР набрал силу вместе с политическим и достиг
пика синхронно: на все современное искусство кроме соцреализма навешивается
ярлык: то что в Германии выступало под культурбольшевизмом, в
большевистской РОССИИ получило наименование фашистского искусства.
И в Германии и в СССР поднимается волна истерии перед общемировым
заговором против культуры «Советской» или «Немецкой».
В отождествлении модернизма с фашизмом или большевизмом прослеживается
один из обликов тоталитаризма: эстетика отождествляется с политической
идеологией, чуждая или неправильная идеология - государственное
преступление и попадает под действие уголовного кодекса. И ни какие меры
борьбы нельзя не использовать в ход против этого врага.
С монументальной скульптурой обошлись так же: в Германии, где ее
было не много, все было разрушено; а в России действовали по первой части
названия ленинского декрета «О снятии памятников царям и их слугам …», а
так же в плане пропаганды возведения памятников « Людам великим в области
революционной и общественной деятельности», что было главной частью общего
ленинского плана монументальной пропаганды.*
Лицом к лицу
В хаосе культурных погромов берет разбег и наливается силой
официальный стиль тоталитарных реализмов: в 1937 году искусство национал-
социализма явило свой лик на первой Большой выставке в Мюнхене. В это
время в СССР создаются классические образцы искусства соцреализма, в первую
очередь скульптурная группа « Рабочий и Колхозница » Мухиной ( см. ил .1),
которая « с полным правом может быть названа эпохальным произведением
искусства, рисующим содержанием, передовые устремления и идеалы нашего
времени» (« Искусство» 1947 № 5, стр. 16). Как бывает в начале культурного
цикла, подобного рода памятники еще овеяны духом молодости и веры в
тожество своих идеалов и система художественного мышления эпохи находит в
них свое чистейшее воплощение.*
Летом 1937-го года обе системы впервые встретились и показали себя миру
на Международной выставке искусств ремесел и наук в Париже.
По словам имперского комиссара выставки доктора Руппеля, « то, что
показано на выставке, можно подытожить в 2-х словах: проекта и картины
великих сооружений фюрера, которым предназначено изменить облик немецкой
жизни». По словам советского организатора выставки Терновца, павильон
Страницы: 1, 2, 3
|