скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Тоталитарное искусство скачать рефераты

экономический упадок ». Эти положения Гитлер развернул свое выступление на

открытии Дома немецкого искусства. Фюрер выдвинул концепцию искусства, как

форму отражения действительности » , а также указывал на те формирующий

силы , которые будучи наиболее ярким проявлением этой действительности ,

должны быть и главными объектами ее отражения в искусстве: лидеры, борцы ,

творцы истории должны были занять место в центре официоза тоталитарной

художественной культуры. Осуществить всю грандиозность поставленных эпохой

задач художник может только при помощи партии и государства и только под их

непосредственным руководством.

Гитлер не только выдвигал принципы партийного руководства искусством,

которое уже давно осуществляется в СССР, он определял и цель такого

руководства, которое ставил « выше культуры, выше религии и даже выше

политики » - создания нового человека, более сильного и прекрасного.

В отличие от немцев, советский народ о сущности соцреализма и о его

принципах узнавал не непосредственно из уст своего вождя. Эти принципы

вызревали где то в верхах советского партийного аппарата, доводились на

закрытых заседаниях избранной части творческой интеллигенции , а затем

дозировались в печать.

Окончательную формулировку соцреализм получил на первом всесоюзном

съезде советских писателей выступление Жданова: « Товарищ Сталин назвал вас

инженерами человеческих душ . Какие обязанности накладывает на вас это

звание. Это значит во-первых., знать жизнь, что бы уметь ее правдиво

изобразить в художественных произведениях, изобразить не схоластически, не

мертво , не просто как « объективную реальность » , а изобразить

действительность в ее революционном развитии. При этом правдивость и

историческая конкретность художественного изображения должна сочетаться с

задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе соцреализма. » .

Если в Германии в этот период объектом культурной политики нацизма в

первую очередь оказалось изобразительное искусство ; так как на первом

этапе развития тоталитарной революции основное значение приобретает прямое

воздействие на массы: живопись , скульптура, и графика, имеющие некоторое

преимущество перед литературой в качестве средства наглядной агитации ; то

в России главный удар был направлен на литературу, так как 30-м годам

изобразительное искусство было уже приспособлен к нуждам режиму: «

правдивое изображения » советской действительности стало творческим кредо

большинства советских художников еще до соцреализма . Теперь надо было

привести « в порядок » и всю остальную литературу. И на съезде писателей

кроме ждановской формулировки были высказаны, по сути , все

основополагающие идеи, составляющие плоть и кровь доктрины соцреализма.

В основе съезда лежал культ вождя и его единодушное одобрение. Этот

съезд довел до небывалых еще масштабов культ Сталина. Все остальные ораторы

приписывали ему роль архитектора и кормчего во всех отраслях советской

жизни, в том числе в литературе и искусстве.

По сути съезд сформулировал художественную идеологию , которая в

одинаковой степени применима как к соцреализму так и к принципам Фюрера.

Главный принцип тоталитарной художественной идеологии - принцип

партийного искусства, который требовал, что бы художник смотрел на

действительность глазами партии и изображал реальность не в ее плоской

эмперии, а в идеалы ее « живого » ( по Гитлеру ) или «революционного » ( по

Жданову ) развития по направлению к великой цели.

Осуществление этих принципов приведет к высочайшему развитию культуры ,

а пока оба идеологических островка надежды и бастиона прогресса

захлестывались морем маразма и разложения . В такой ситуации правомерно

требовать от художника всех сил и карать не согласных. Так как великая цель

оправдывает все средства для ее достижения. Она заключалась в создании не

только нового общества , но и его строителя и обитателя, чья психология,

идеология , этика, эстетика формировались бы по законам единственно

правильного течения : концепция Нового Человека в качестве сверх задачи

зримо или не зрима присутствует в любой тоталитарной культуры.*

Организация

Было бы не верно обвинять тоталитаризм в варварском пренебрежении

культурой, как это делают пользуясь фразой приписываемой то Розенбергу , то

Герингу, то Гиммеру: « когда я слышу слово «культура » я хватаюсь за

пистолет». Наоборот, ни в одной демократической стране сфера культуры не

привлекала к себе столь пристального внимания государства и не оценивалась

им столь высоко: Мартин Борман о культуре: « это самый важный и

значительный инструмент партии». Лаврентий Берия говорил о культуре как о «

мощном средстве воспитания масс в духе коммунизма , в духе советского

патриотизма и интернационализма ». « Искусство есть единственно бессмертный

результат человеческого труда » и « не один народ не живет дольше, чем

памятники его культуры » - эти изречения Гитлера написаны на стенах дома

немецкого искусства . И естественно , что , предавая такое значения

культурным делам , тоталитарное государство не жалеет сил и средств на

организацию их как целого: ибо только через организацию культуры можно было

идеалогизировать ее и тем самым целиком подчинить задачам политической

борьбы. Для осуществления этих целей в 1933 под юрисдикцией министерства

Геббельса учреждается Имперская палата культуры , состоящая из семи палат,

основанных на базе уже существующих организаций, так Палата

изобразительного искусства была основана на базе Картеля изобразительных

искусств , в которую обязаны были вступить члены профессий попадающих в

определение устава Палаты: « так как все существующие раннее объединения

данных профессий ликвидируются без исключений , и каждый их член обязан

стать членом Имперской палаты без оговорок » (Idib) . Разрушение уже

существующих механизмов, приводящих в действие художественную жизнь еще в

период Веймарской республики не имело смысла, так как они уже были налажены

и нужно лишь было новое идеологическое направление и сменить обслуживающий

персонал, что и стало первой задачей в области культурной политики

пришедшего к власти нацизма . Из художественной жизни по специально

составленным спискам выбрасываются не угодные режиму люди: в первую очередь

евреи и модернисты, а так же первый министр внутренних дел Фрик сразу же

учреждает внутри своего министерства институт своего рода идеологических

контролеров, которые как и в советской России 20-х, именуются « комиссары

по делам искусств », которые следят за приведением в жизнь принципов Фюрера

.

В отличии от нацисткой, большевистская революция разрушила царские

культурные институты. Но и созданные в 20-х новые « революционные » формы в

области творческой деятельности вскоре переставали отвечать требованиям

постоянно меняющей курс советской культурной политики. Существованию

последних положили конец в 1932 г. , и тогда пришлось отстраивать заново то

что было так бодро разобрано на кусочки и перемолото. Что не способствовало

темпам строительства огромной организации. Вскоре был создан Московский

областной союз советских художников ; подобные которому создаются и в

других городах. Все эти союза были мало связаны , и лишь в конце 30-х

создается Организационный комитет , ставший централизованным органом

управления.

Наиболее важно отметить, что основной чертой этих союзов была обще

обязательность : только будучи членом одного из них, художник имел право

на профессиональную деятельность. Кроме того всякий кто не являлся членом

творческого союза и не занят на государственной службе попадал под законы

тунеядства по которому мог быть судим и выслан и отдаленные области.

Руководство Палаты культуры, лично назначаемые министром народного

образования и пропаганды, в соответствии с уставом, принимало членов и

могло их отвергнуть на основании « его ненадежности и несоответствии

выполняемой им профессии » (п.10). Что было равнозначно отлучению на вечно

от профессиональной деятельности. Последнее относилась и к практике союза

советских художников.

Для стимуляции « творческих порывов » в России и Германии учреждаются:

в Германии с 1937-го года государственные премии , а в России с 1940

Сталинские премии.

С появлением лауреатов отпала необходимость каких либо теоретических

разработок, формулировок соцреализма и национал социалистического

искусства: их эстетическими эталонами стало то , что производили лауреаты.

В Германии критиков искусства назначали из тех, кто « отдается этому

роду деятельности чистосердечно и в соответствии с национал

социалистическим мировоззрением » ( « Фолькише Беобахтер » ). Право на

критику имело государство и партия .

В СССР дело решили административными мерами : запретили все

периодические издания по искусству, заменив их с 1933-го « Искусством ».

Естественно, что критику доверили « отдававшимся делу чисто сердечно » и в

соответствии марксиско-ленинско-сталинским мировоззрением.

Деятельность следовавших принципам партии художников их озолотила. Так

что Геббельс имел полное право заявить : « Германия идет впереди всех стран

не только в области искусства, но и в той заботе, которая дождем

изливается на художников ». При этих внешних различиях обе тоталитарные

структуры были построены по четко пирамидальному принципу: в Германии

деятельность организации Геббельса , Лея и Розенберга контролировалась

лично фюрером, в СССР союз советских художников , министерство культуры, и

академия художеств увенчивались соответствующим отделом при секретариате ЦК

ВКП(б) КПСС , который действовал в тесном контакте с вождем . Таким образом

в кабинете вождя/фюрера сходились нити управления культурой и принимались

не подлежащие обсуждению решения.

Террор

В 1933-ом немецкие газеты опубликовали нечто вроде художественного

манифеста: « что немецкие художники ожидают от правительства ». Где

говорилось : « они ожидают что отныне в искусстве будет проводится единая

магистральная линия : священным долгом является выдвижение на передовую

линию фронта солдат которые уже проявили свою доблесть в борьбе за

культуру. В области изобразительного искусства это означает :

1. Что вся космополитическая или большевистская по характеру

художественная продукция будет изъята из германских музеев и коллекций….

5. Что скульптуры , которые оскорбляет национальные чувства и все еще

оскверняют общественные площади и парки

, исчезнут как можно скорее ….. Они должны освободить место тем

художникам которые сохранили верность немецким традициям ».

С подобным обращением обратились в 1922-ом к правительству АХРРовцы , хотя

и не требуя пока что физического уничтожения « дискредитирующего » новую

деятельность модернизма.

Ожидания немецких художников моментально оправдываются : в том же году

и до 1938 проходит ряд выставок « дегенеративного » искусства , экспонаты

которых безвозмездно из музеев и коллекций. Часть этого была продана за

границу , а около 5000 картин 20 марта 1939-го года было сожжено.

В речах Гитлера :

1. Обвинение модернизма с точки зрения эстетики искажение реальности и

следовательно в распаде и дегенерации.

2. Политическое обвинение в « культурбольшевизме ».

3. Рассово-националистическая тема.

Первые два из них после 1932 набирают силе и в СССР только « варварские

методы изображения » называют « формализмом » , а културбольшевизма

изменяется на противоположную. Национальная тема пышно расцветает после

войны.

Московская выставка « Художники РСФСР за XXV лет » имела цель

показать до какого маразма и разложения докатилась культура 20-го века, и

что история Советского искусства поддается теперь только и исключительно

как становление и развитие соцреализма.

Логика тоталитарного мышления выявляет себя с удивительной

последовательностью при «правых» или «левых» режимах.

В СССР под формализмом - искусством «маразма и разложения»

понимается тоже что в Германии под «дегенеративным искусством» - кубизм,

дадаизм, футуризм, импрессионизм, экспрессионизм с одинаковым ассортиментом

обвинений

Культурный террор в СССР набрал силу вместе с политическим и достиг

пика синхронно: на все современное искусство кроме соцреализма навешивается

ярлык: то что в Германии выступало под культурбольшевизмом, в

большевистской РОССИИ получило наименование фашистского искусства.

И в Германии и в СССР поднимается волна истерии перед общемировым

заговором против культуры «Советской» или «Немецкой».

В отождествлении модернизма с фашизмом или большевизмом прослеживается

один из обликов тоталитаризма: эстетика отождествляется с политической

идеологией, чуждая или неправильная идеология - государственное

преступление и попадает под действие уголовного кодекса. И ни какие меры

борьбы нельзя не использовать в ход против этого врага.

С монументальной скульптурой обошлись так же: в Германии, где ее

было не много, все было разрушено; а в России действовали по первой части

названия ленинского декрета «О снятии памятников царям и их слугам …», а

так же в плане пропаганды возведения памятников « Людам великим в области

революционной и общественной деятельности», что было главной частью общего

ленинского плана монументальной пропаганды.*

Лицом к лицу

В хаосе культурных погромов берет разбег и наливается силой

официальный стиль тоталитарных реализмов: в 1937 году искусство национал-

социализма явило свой лик на первой Большой выставке в Мюнхене. В это

время в СССР создаются классические образцы искусства соцреализма, в первую

очередь скульптурная группа « Рабочий и Колхозница » Мухиной ( см. ил .1),

которая « с полным правом может быть названа эпохальным произведением

искусства, рисующим содержанием, передовые устремления и идеалы нашего

времени» (« Искусство» 1947 № 5, стр. 16). Как бывает в начале культурного

цикла, подобного рода памятники еще овеяны духом молодости и веры в

тожество своих идеалов и система художественного мышления эпохи находит в

них свое чистейшее воплощение.*

Летом 1937-го года обе системы впервые встретились и показали себя миру

на Международной выставке искусств ремесел и наук в Париже.

По словам имперского комиссара выставки доктора Руппеля, « то, что

показано на выставке, можно подытожить в 2-х словах: проекта и картины

великих сооружений фюрера, которым предназначено изменить облик немецкой

жизни». По словам советского организатора выставки Терновца, павильон

Страницы: 1, 2, 3