скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Тоталитарное искусство скачать рефераты

Тоталитарное искусство

Я бы назвал это заготовкой к реферату , хотя и сдал его в таком виде

С-Пб Институт Точной Механики и Оптики

Кафедра культурологии

Преподаватель : Филичева ? ?

Оценка : 4

Введение

Льюис Мамфорд об идеальном тоталитарном обществе : « это структура ,

сложенная из живых , но жёстких человеческих частей , каждой из которых

отводится определённое место , роль и задание , что даёт возможность

бесконечно повышать производительность труда и строить дизайн этих великих

коллективных организаций » . По Мамфорду « источником питания » подобных

структур служат Мифы Религии ( что скорее относится к древности ) и Мифы

Идеологии ( к нашему времени ) , которые позволяют объединить различные

блоки и элементы в единое целое , направив на достижение некой цели.

Работая , такая структура воспроизводит великие армии и империи ; она может

погибнуть только столкнувшись с более мощной машиной или по прекращении

подачи « питания » .

Развивая метафору Мамфорда можно сказать , что в тоталитарной системе

искусство выполняет роль своего рода перерабатывающего механизма ,

превращавшего сырьё сухих идеологических догм в горючее образов и мифов ,

предназначенных для общего потребления . При этом характер исходного сырья

, будь то культ фюрера или вождя , догмат расы или класса , В целом не

имеет значения .

С момента возникновения тоталитарное государство начинает

организовывать искусство тем же образом , как и все остальное : приводя её

в строгое соответствие с функцией отводимой государством . Перед ней

ставится жёсткая цель , а всё мешающее исполнению этой цели уничтожается .

Так было и в России , с приходом к власти большевиков , и в Германии , с

приходом национал-социалистов

Общим для искусства в тоталитарных государствах является *:

1. Объявление искусства ( как и области культуры в целом )

идеологическим оружием и средством борьбы за власть .

2. Монополизация всех форм и средств художественной жизни страны .

3. Создание всеохватывающего аппарата контроля и управления искусством

.

4. Из всего многообразия тенденций , существующих в данный момент в

искусстве , выбор одной , наиболее отвечающим целям режима ( всегда

наиболее консервативную ) и объявление её официальной , единственно

правильной и обязательной .

5. Начало и доведение до « победного конца » борьбы со всеми стилями и

тенденциями в искусстве , отличными от официального, объявление их

реакционными и враждебными классу , расе , народу , партии и т. д. .

Классическими образцами такого стиля являются : социалистический

реализм 1934-1956 гг. И искусство третьего рейха 1933-1944 гг. .

Формирование

Уже на первом этапе формирования тоталитарной идеологии в Советском

Союзе и в Германии закладываются основы будущего органа культуры : внутри

авангарда была выдвинута идея служения искусства революции и государству ,

откуда следовало возведение его в статус партийного искусства ,

эффективного оружия в идеологической борьбе ; В СССР было положено начало

партийно-государственной монополии на все средства художественной жизни

страны путём национализации музеев , частных собраний , средств информации

, системы образования и т. д. .Также в 1921 г. в СССР происходит

окончательный выбор в сторону художественного направления , должного нести

в массы партийную идеологию , позднее названного соцреализмом .

Но на первых порах партийное руководство и ответственный за проведение

художественной политики Луначарский не могло найти единомышленников среди

художников : по словам Луначарского : « В Петроградском художественном мире

царило враждебное к нам учредиловское собрание . На собраниях Союза

художников всякие резолюции более или менее саботажного типа ... Эта часть

интеллигенции , как и всякая друга , была остро недовольна нашим курсом ...

В области искусства надо было прежде всего разрушить остатки царской по

самой сущности своей учреждений , вроде Академии искусства , надо было

высвободить

Школу от старых «известностей» .»

В феврале 1922 г. появилась « Ассоциация художников революционной России»

( « АХРР » ) , взявшая для себя положение : « Наш гражданский долг перед

человечеством - художественно-документально запечатлеть величайший момент в

истории в его революционном порыве . Мы изобразим сегодняшний день : быт

Красной Армии , рабочих , крестьянство , деятелей революции и героев труда

. Мы дадим действительную картину событий , а не абстрактные измышления ,

дискредитирующие нашу революцию перед лицом мирового пролетариата .» .

Впервые художники обратились к партийным руководителям за указаниями по

вопросам своего творчества . Которые не заставили себя ждать . Как и

поддержка со стороны государства .

В своём большинстве покровителями « АХРР » стали военные , упоминавшиеся

в его положении на первом месте , в частности Ворошилова можно назвать

главным советским меценатом , что не осталось без благодарности ахрровцев ,

чему свидетельствует огромное количество полотен с его изображением .

А наивысшим триумфом « АХРР » можно назвать Х выставку 1928-го года ,

которую посетило Политбюро ЦК полным составом во главе со Сталиным , и

давшее самую высокую оценку её достижениям . Никогда ни до , ни после ни

одна выставка не удостаивалась посещения самим Сталиным .

В « Майн Кампф » Гитлер писал : « художественный большевизм

представляет собой единственно возможную форму и духовное выражение

большевизма как целого ... все плакаты , пропагандистские рисунки в газетах

и т. п. Несут на себе печать не только политического но и культурного

загнивания » . Это изречение , относящееся ко всем радикальным течениям в

современном искусстве , на которые был навешен ярлык « культурбольшевизма »

стало главным стимулом Третьего Рейха в его борьбе с модернизмом .

Экспрессионизм , возникший в Германии В начале века и имеющий здесь за

собой большую национальную традицию , был первым по времени радикальным

движением немецкого модернизма . В отличие от русского авангарда , он был

чужд идее перестройки общества средствами искусства , и радикализм этого

течения заключался в его эмоциональном заряде , « обращенном против

реальности » . Экспрессионисты стремились к обновлению не столько человека

, сколько духовному . Однако кошмары войны и послевоенных неурядиц вернули

художников на землю и столкнули с конкретными проблемами социальной жизни.*

Перед концом войны Германию захлестнула волна дадаизма . Отрицание всех

ценностей прошлого и настоящего , эпатаж буржуазной публики - все это

определило чисто негативную социально-эстетическую программу немецкого

дадаизма и сближало его русским футуризмом предреволюционного этапа .

После 1923-го года возникло объединение « Новая вещественность » пожалуй

самое остросоциальное движение в современном искусстве .

Как национал-большевизм притягивал экстремистов , так и экспрессионизм

поначалу притягивал радикалов культуры .

Немецкий экспрессионизм 20-х годов как и дадаизм и « Новая

вещественность» ,

Был прежде всего негативной реакцией на войну и её последствия .

Менее чем через месяц после отречения Вильгельма второго в Берлине

создаётся « Ноябрьская группа » , основанная « как союз между художниками

- главным образом экспрессионистами - и новым , в основе своей уже

социальном , немецким государством »(Цит. по : Ibid . ,p. 644) , он

обратился к деятелям культуры : « Художники , архитекторы , скульпторы ,

вы , кому буржуазия платит большие деньги , отбросьте снобизм , тщеславие и

развратность - Слушайте ! К этим деньгам прилипли пот , кровь и нервы тысяч

голодных людей - Слушайте ! Мы должны стать истинными социалистами - мы

должны зажечь истинную доблесть социализма - братство всех людей »(Цит. по

: Myers B. S. The German Expressionists . New York 1957) . Эти идеи были

положены в основу Баухауза , основанного в 1919-м году .

В 30-е годы А. Розенберг называл « культурбольшевизмом » , и

экспрессионизм, и дадаизм , и « новую вещественность » , и Баухауз . В это

же время глава советских художников клеймил « фашистским охвостьем »

отечественных авангардистов . Для советской власти авангард стал орудием

борьбы : всячески пресекая его у себя , она охотно его экспортировала в

другие страны , в частности в Веймарскую республику , стремясь подорвать

социальные основы её либерально-демократического строя .

С выходом на политическую арену нацизма и крушением надежд на красную

революцию в Германии , идеи переделки мира средствами революционного

искусства теряют свой пропагандистский смысл и художественная политика

переводится на новые рельсы . В России и Германии в конце 20-х годов

разгорелась борьба за искусство , которое теперь рассматривается как

удобный инструмент для уловления человеческих душ .

Решительная серьёзность отношения к искусству , его отождествление с

политикой - Это естественное стремление всякого тоталитаризма включить

область художественного творчества в свою систему и сделать его , как и всё

прочее , интегральной частью самого себя . И в этом смысле идеи нацистов и

советских партийных руководителей ничем не различаются .*

В марте 1927-го года 11-й конгресс коммунистической партии Германии в

Эссене принимает решение о создание в стране групп агитпропа « Красный

фронт борьбы за культуру » . Через год основывается так называемая «

Рабочая партия художников-коммунистов » .

Тогда же возникают : « Ассоциация художников революционной Германии »

( « АХРГ» ) , почти идентичная « АХРР » -- живописная продукция её

виднейших представителей близка к работам левого крыла « АХРР » --

результатом творчества которой является в основном лобовое изображение

рабочих митингов , стачек , демонстраций , сделанные в несколько упрощённой

манере с некоторым намёком на экспрессионизм . Все установки ахрровцев - на

партийность , народность , массовость , культурное наследие и борьбу за

формализм - становятся обязательными и для немецких коммунистов ; «

Международное объединение революционных художников » , центр которого в

1930-м году переместился в Москву , где его руководителями становятся Бела

Уитц и Альфред Курелла , полностью починённые культурной политике Москвы .

В 1929-м году в противовес « АХРГ» Розенберг создает « Лигу борьбы за

немецкую культуру » , принципы которой не слишком отличались от принципов

«АХРГ» , только одни называли это искусство истинно пролетарским , а другие

-арийским .

С подъёмом нацизма « лига » проникает в городские органы власти и

начинает осуществлять контроль над центрами художественной жизни :

В 1930-м П. Шульце-Наумбург назначается главой Веймарской школы

прикладного искусства , и начинает работу с выкидывания с музейных

экспозиций работ Барлаха , Клес , Кандинского . В январе 1932-го года

пронацистский муниципалитет Дессау разгоняет Баухауз . В немецкой прессе

усиливаются нападки на « буржуазное , формалистическое , дегенеративное »

искусство , отождествляемое с «культурбольшевизмом» .

Своей кульминации битва за искусство достигла в Германии с выходом на

арену « Лиги » с одной стороны и «АХРГ» и «МОХР» , поддерживаемых как

германской , так и советской компартиями , с другой .

В 1933-м году Геббельс , заняв пост министра просвещения и пропаганды ,

как в своё время и Луначарский , придерживался сравнительно широких

взглядов на то, чем должно стать искусство национал-социализма . Геббельс

поддерживал экспрессионизм , пытаясь , если не сделать его официальным

искусством Третьего Рейха , от по крайней мере закрепить за ним право на

существование в будущей культуре нацизма .

Но несмотря на то , что влияние Геббельса было велико , фюрер не

поддержал своего любимца : в своей мюнхенской речи он объявил

экспрессионизм « дегенеративным искусством » . Здесь личные амбиции

Геббельса столкнулись с железными законами развития тоталитарной культуры .

« Культурбольшевизм » , если понимать под ним не стиль модернизма , а

внешнюю политику большевиков по отношению к культуре , выступает обряженный

в общую форму тоталитарного реализма , являющейся как бы визуализацией

сложных процессов в политике , экономике и культуре , в результате которых

Россия с конца 1929-го года заняла своё место в ряду тоталитарных

государств .*

Битва за искусство в СССР и Германии закончилась одновременно : в

Германии конец ей положил приход к власти нацизма , а в СССР -

постановление ЦК ВКП(б) от 23-го апреля 1932-го года « о перестройке

литературно-художественных организаций » , в котором говорилось : наличие в

советской литературе различных группировок стало тормозом в её развитии , в

силу чего все они подлежат ликвидации и на их месте учреждается единый союз

советских писателей , в 3-ем пункте говорилось « провести аналогичное

изменение по линии других видов искусств » .

Период с 1932-го по 1934-ый в СССР и Германии явился решающим поворотом

в сторону тоталитарной культуры :

1. Обрела окончательную формулировку догма тоталитарного искусства : в

СССР это социалистический реализм , а в Германии -« принципы фюрера »

2. И в СССР , и Германии был окончательно отстроен сходный по структуре

аппарат управления искусством и контроля над ним .

3. Была объявлена война на уничтожение всем художественным стилям ,

формам , тенденциям отличающимся от официальной догмы .

Иначе говоря в художественную жизнь вошли и полностью определили её три

специфических феномена , как главные признаки тоталитаризма : идеология ,

организация и террор .

Идеология

Ни один европейский политический деятель не говорил столько о культуре

как Гитлер: его высказывание скомпонованное так или иначе в теоретический

трактаты, нацистских идеологов, они составили то, что получило в Германии

название принципов Фюрер и обрело характер непреложных догм, управляющих

развитием искусства третьего рейха.

« Искусство - не мода, не бессмысленная чередование на поверхности

исторического процесса сиюминутных измов, оно не есть выражение какой бы

то ни было тенденции капитализма , напротив … оно выражает душу (народа) и

общественные идеалы ». Поэтому « ни одна эпоха не может считать себя

свободной от долга поддержать искусство, особенно во время потери народом

веры в свое величие и в свое будущее». В такие моменты задача искусства «

вновь поднять эту веру, указывая на внутренние бессмертные народные

ценности, которые не в состоянии разрушить ни какой политический или

Страницы: 1, 2, 3