скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Типологические черты культур Древнего Востока скачать рефераты

Древние египтяне обожествляли природу и земную власть. Звери считались

священными, их держали при храмах, отдавали им шану, а после смерти

бальзамировали и хоронили у саркофагах. Сохранялись целые кладбища баранов,

кошек, быков, крокодилов. На тотемизме базируется и звероликость египетских

богов, верховным среди которых считался бог Солнца Ра, которого часто

изображали соколом или же тельцом. Фараон считался "сыном солнца" с этим

связанные и почести, которые ему отдавались, и соответственное отображение

в культуре: фараон изображался величавым, освобожденным от груза времени и

земной реальности. В скульптурах он изображался спокойно-холодным,

неземным, как за позой (физически), так и за выражением лица и взглядом

глаз, отходил в вечность.

В Новом Царстве расцвела архитектура храмов. В то же время широко

проводилось сооружение святилищ (храмов). Самыми известными были храмы

Амона-Ра в Луксоре и Корнаке недалеко от Фив.

Характерная черта этих сооружений - масса разнообразных колон, что

символизировали лес. Потолок покрывали темно-синей краской и золотыми

звездами, и создавалось впечатление, как будто бы человек вечером в лесу

наблюдает звездное небо.

Очень интересны росписи гробниц в Фивах, которые впечатляют своей

пластикой, художественной оригинальностью. Древние египтяне ввели традицию

изображения фигур таким способом: голова и ноги - в профиль, а торс -

развернутым. Только в VІІ в до н.э. в египетском искусстве исчезает

традиция такого изображения.

Существует одна характерная особенность египетского искусства –

длительное следование принятым в древности образцам. Причина этого явления

заключается в том, что религиозные воззрения, складывавшиеся в своих

основных общих чертах вместе со сложением классового рабовладельческого

общества, закрепили как не подлежащие изменению формы древнейших памятников

Египетского искусства, имевшие религиозное назначение. Поскольку на

протяжении всей истории Древнего Египта памятники искусства в своем

подавляющем большинстве имели также религиозно-культовое назначение, творцы

этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам, что мешало

развитию творчества художников, хотя, конечно, не могло остановить это

развитие целиком.[1]

Значительные достижения египтян в физике, химии, медицине, хирургии.

Они пользовались десятичной системой исчисления, им были известны

арифметические и геометрические прогрессии. Древние египтяне умели

предвидеть затмение солнца, другие явления природы, особенно периоды

разлива Нила, от которых зависело везение системы орошения полей.

Для статусных отношений весьма характерным было равноправие мужчины

и женщины в частных и публичных сферах жизни, подчиняющихся требованиям

закона. Женщина могла владеть и отчуждать собственность, быть стороной в

договоре, вести дело в суде, изготовлять завещание. При содействии отца

или мужа она могла выступать свидетелем.

Собранный тысячелетиями опыт древнеегипетской культуры через Грецию и

Рим обогатили Западноевропейскую и мировую цивилизацию.[3]

Культура Древнего Китая.

Китайская культура по праву считается одной из самых древних. Древний

Китай является родиной таких изобретений как компас, спидометр, сейсмограф,

порох, книгопечатание, фарфор. В области математики был открыт метод

решения уравнений первой степени с двумя и тремя неизвестными, вычисления

отношения длины круга и его диаметра. В области астрономии китайцы знали,

как высчитывать время затмения Солнца, сложили один из первых каталогов

звезд, вели наблюдения за пятнами на солнце и др.

На весь мир славится китайская медицина, которая имеет 3000-летнюю

историю. В Древнем Китае впервые была написана "Фармакология", впервые

стали проводить хирургические операции с применением наркотических веществ,

впервые описали и применили метод лечения иглоукалыванием, прижиганием и

массажами.

Китайские зодчие приобрели славу двумя своеобразными памятками - Великий

канал (2000 л. - почти с XI в. до н.э. - по XIX в. н.э.)- сложное

гидротехническое сооружение с численными приборами, интересными способами

перекачивания и очищения воды и Великая китайская стена.

Сами китайцы называли свою страну по-разному – то Чжун Го (т.е.

Срединное царство), то Чжун Хуа (т.е. Срединная цветущая), то

Поднебесная, то по названию тех или иных династий. Как и

древнеегипетская культура, культура Древнего Китая сложилась в бассейне

крупной реки Хуанхэ. Это – очень капризная река, она очень часто меняла

русло, обрушивая берега и затапливая большие площади. В китайской

литературе её очень часто называют «рекой, надрывающей сердце»,

очевидно, из-за её капризного нрава. Поэтому китайцы упорно сооружали

на Хуанхэ плотины и дамбы, что улучшало земледельческие качества почвы,

и без того достаточно плодородной.

В Древнем Китае, в отличие от Древнего Египта, имелись большие

лесные массивы, довольно богатая флора и фауна. Что касается населения

Древнего Китая, то оно было весьма пёстрым. Собственно китайцы

первоначально заселяли лишь бассейн среднего течения Хуанхэ. Постепенно

они переселялись и в другие области, вступая в конфликты, в том числе и

военные, с другими племенами. На основании археологических данных можно

утверждать, что Китай был заселён уже в каменном веке.

Китайская традиция убеждает, что в XVII в. до н.э. было основано

государство Шан (по названию наиболее сильного тогда племени). Соседи

этого государства назвали его Инь. От этой культуры до нас дошло

большое количество памятников материальной культуры, что

свидетельствующее о переходе к осёдлости, земледелию и скотоводству.

Для изготовления различных орудий используется уже не только камень и

кость, но и медь, а затем и бронза. Археологические данные

свидетельствуют о начале имущественного расслоения. Правители (ваны) из

племенных вождей превращаются в царей – основателей династий.

Начинается и процесс централизации, а царю присваивается титул «сына

Неба».

Однако царство Шан (Инь) оказалось непрочным, и оно эффективно

противостоять атакам соседнего племени Чжоу. В китайской традиции

считается, что последний царь царства Шан был разгромлен вождём племени

Чжоу, и покончил жизнь самоубийством. В результате на смену государства

Шан приходит государство Чжоу. Новая династия просуществовала до III в.

до н.э.

Время правления династии Чжоу обычно делится на три периода – время

Западного Чжоу (XII – VIII вв. до н.э.), потом Восточного Чжоу (VIII –

V вв. до н.э.) и Чжаньго (так называемую эпоху «Воюющих царств»,

охватывающую отрезок времени от V до III вв. до н.э.). Последний период

был, собственно говоря, переходным временем. Кроме того, следует

учитывать, что эпоха Чжоу характеризуется политической и экономической

раздробленностью, и на территории Древнего Китая существовали десятки

самостоятельных, в сущности, государств. Некоторые исследователи

считают, что их количество исчислялось даже сотнями.

Для периода Западного Чжоу характерно усиление родовой знати. Земля

находилась в собственности общин, и существовала «колодезная система».

Суть её заключается в том, что вся территории, являющаяся

собственностью данного селения, разделяется на девять частей. Название

происходит от того, что схема такого деления по своему виду напоминала

китайский иероглиф, означавший «колодец». Из девяти наделов восемь

отдавалась семьям, а центральный девятый обрабатывался всей общиной;

урожай с него шёл на нужды общины. Правда, позже этот урожай перешёл в

собственность царя.

В этот период, предпринимались попытки создания централизованного

государственного правления. Вводятся должности трёх советников царя:

великого наставника, великого учителя и великого покровителя. Их

функции распределялись следующим образом: первый занимался делами

культа, второй – работами, прежде всего ирригацией, а третий – военным

делом. Однако, все попытки централизовать государственную власть

заканчивались провалом, сталкиваясь с сепаратистскими тенденциями

местных правителей. Были периоды, когда местные царьки оказывались

могущественнее главного вана. Стремление к централизации ослаблялось и

традиционным для первых осёдлых культур фактором – натиском и набегами

кочевых племён.

Если в эпоху Западного Чжоу столицей был город Хао, то в эпоху

Восточного Чжоу столица переносится в город Лои (современный Лоян). В

эпоху Восточного Чжоу сепаратистские тенденции не ослабевают, и среди

борющихся между собой государственных образований выделяются

сильнейшие. В эпоху Чжаньго, т.е. «Враждующих царств» таких сильнейших

образований насчитывалось семь. Именно в эту эпоху был достигнут

некоторый прогресс в деле интеграции Китая, что не замедлило сказаться

на экономической сфере. Появляются железные орудия труда,

совершенствуется ремесло, в частности, больших успехов древние китайцы

достигли в выделке шёлковой материи. Появляются первые металлические

деньги. Однако, все эти прогрессивные процессы сдерживаются

непрекращающейся враждой самостоятельных царств.

Любопытно, что именно ирригационная система, точнее, необходимость

согласованных действий при её обслуживании и эксплуатации, послужило к

объединению страны. Ведь отсутствие согласованности могли привести

(иногда действительно приводило) к прорыву полтин и дамб и к затоплению

больших участков; т.е. в сущности, к стихийным бедствиям. К

централизации подталкивали потребности расширяющейся торговли.

Объединённые усилия были нужны и для противостояния кочевникам. В

результате действия факторов интегративные процессы начинают

усиливаться.

Главную роль при этом сыграло государство Цинь, располагавшееся в

западных районах Китая и простиравшееся до берегов великой китайской

реки Янцзы. В IV в. до н.э. сановник по имени Шан Ян провёл в царстве

Цинь очень важные реформы, позволившие государству собрать большие

средства для реорганизации устоев сельской общины и её опоры

патриархальной семьи. В результате в III в. до н.э. государство Цинь

побеждает всех соперников, и ему удаётся низложить династию Чжоу. Китай

окончательно объединяется в эпоху Ин Чжена (246-210 гг. до н.э.),

который распространил свою власть на все царства, существовавшие на

территории Китая. В 221 г. до н.э. он принял титул императора (по-

китайски - хуанди) и вошёл в историю под именем Цинь Шихуанди (т.е.

первый император Цинь). Именно в период его правления для защиты от

напора кочевых племён была построена Великая Китайская стена.

Длина Великой Китайской стены – около 4 тыс. км. Она построена из

утрамбованной земли и каменных глыб и проходит и по горам, и оп степям,

и по пустыням. Однако смысл сооружения стены заключался не только в

том, чтобы защититься от натиска кочевых племён. Она также изолировала

Китай от всех чуждых влияний, позволяла сделать древнекитайскую

культуру замкнутой, закрытой.

Правление Цинь Шихуанди отличалось крайней жестокостью и даже

деспотичностью. Он распространил установление Шин Яна на всю территорию

Китая, а старая наследственная власть была отстранена от управления.

Естественно, это вызвало сильное недовольство сопротивление. Это

развязало руки Цинь Шихуанди, и он начал массовый террор против всех

несогласных. Император заботился о создании и поддержании своего

культа. Для этого по всей территории в его честь сооружались храмы и

дворцы. По всей видимости, к концу жизни Цинь Шихуанди заболел манией

преследования. Поэтому неудивительно, что сразу после его смерти в

Древнем Китае вспыхнуло восстание, костяк которого составляли крестьяне

и рабы. В 207 г. до н.э. один из вождей восстания, деревенский староста

Лю Бан сверг последнего представителя династии Цинь и стал основателем

новой династии. Она вошла в историю под именем Первой, или Старшей,

династии Хань.

Лю Бан в первую очередь восстановил, начавшую разрушаться,

централизацию страны, стремился, как то возместить ущерб пострадавшим

от династии Цинь. Однако по мере усиления династии Хань деспотические

порядки начинают возвращаться. Естественно, что тут, то там вспыхивают

восстания, что заставляет идти правителей на некоторые уступки. В 9 г.

н.э. династия Хань была свергнута. В условиях междоусобицы и народных

восстаний представители свергнутой династии Хань выдвинули из своих

рядов Лю Сю, объявившего себя императором. Это было началом второй,

младшей династии Хань. В конце II в. н.э. Китай вновь входит в полосу

потрясений и в 220 г. н.э. он распадается на три царства.[2.стр.93-97]

После 220 г. н.э. Китай вступает в иную полосу своей истории, и

соответственно культуры. Но, как мы видим, основной чертой Китайской

культуры является бережное отношение к традиции. Поэтому необходимо

обратиться к тем временам, когда принципы этой традиции только

формировались.

Древнекитайское общество представляло собой типичную восточную

деспотию. Во главе государства стоял наследственный монарх, и именно

ему подчинялись и религия, и наука. Однако монархия в Древнем Китае

носила патриархальный характер, и монарх наделялся скорее правами и

обязанностями отца большого семейства.

Поэтому в древнекитайской культуре очень важную роль играет культ

предков. Не менее важную роль играет небо (далеко не случайно китайцы

называли свою империю Поднебесной). Отличительной чертой китайской

мифологии является превращение мифологических персонажей в реальных

деятелей, живших якобы в глубочайшей древности. Центральные персонажи

различных мифов превращались в императора, а второстепенные в

сановников.

Так же Древний Китай качественно отличается других цивилизаций Древнего

Востока своим мировосприятием и религиозными верованиями. Во-первых, для

Древнего Китая характерна незначительная роль духовенства, приоритет

человеческого начала над богами; во-вторых, преобладание рационального

осмысления жизненных ситуаций обусловили выдвижение на первый план

этических норм; в-третьих, приоритет этики над религией привел к вытеснению

собственно религиозных функций духовенства (соблюдение ритуалов и

церемоний) чиновничье-бюрократической администрацией; в-четвертых,

поскольку основные философские школы складывались в Древнем Китае в период

ожесточенной борьбы «воюющих царств», то первостепенными в них оказались

преимущественно социально-политические вопросы. Не проблема «человек-мир» и

тем более «человек-космос» были в центре внимания древних мыслителей, а

проблема «человек-общество».

Таким образом, религия превращалась в этику, а Небо олицетворяло собой

всеобщий порядок – космический и нравственный. Подобная религиозная картина

позволила создать своеобразную картину мира, согласно которой последний

изначально совершенен, гармоничен и его не надо переделывать,

преобразовывать. Творчество принадлежит Небу, оно делает возможным

произрастание всего сущего и жизнь всех вещей. Поэтому необходимо

самоустраниться, уподобиться природе и не мешать осуществление гармонии.

Таким образом, древнекитайская религиозно-этическая традиция не

ориентирована на деятельное отношение к миру, а приказывала жить в согласии

с природой. Более подробно такие идеи развивались в даосизме и

конфуцианстве – учениях, составивших духовный стержень китайской культуры,

определивших менталитет китайцев на долгие годы.[3]

Культура Древней Индии.

Характерной особенностью Древней Индии является то, что сами

природные условия изолировали её от остального мира. На юге, юго-западе

и юго-востоке естественной границей оказывается воды Индийского

океана, Аравийского моря и Бенгальского залива. На севере её границей

служит величайший в мире горный хребет – Гималаи. Ответвления Гималаев

на востоке и западе также служат естественной границей. Впрочем, эти

границы никогда не были непроницаемыми, и через них регулярно

переходили переселенцы и торговцы.

Действительное значение гор для Древней Индии состояло не столько в

том, что они её изолировали, сколько в том, что именно с гор берут своё

начало две великие реки – Инд и Ганг. В сезон дождей влага с высоких

вершин соединяется с водой от постоянно тающих снегов и существенно

подпитывает эти реки. Территория, охваченная речной системой Инда, и

стала местом формирования древнеиндийской культуры. Название реки

послужило основой и для названия страны. Сами индийцы называли её

«Синдху», а персы, испытывающие непреодолимые трудности при

произнесении начальной «с», - «Хинду». Греки восприняли это слово

именно от персов.[2.стр107]

Ранняя индийская цивилизация была создана древним местным

населением Северной Индии в III в. до н.э. Её центры Хараппа и Мохенджо-

Даро (теперь Пакистан) поддерживали связи с Месопотамией, странами

Центральной и Средней Азии. Жители этих мест достигли высокого

мастерства, особенно в изображении образов небольших форм (статуэтки,

гравюры); их удивительным достижением была система водопровода и

канализации, которых не было ни у одной из других древних культур.

Создали они и свою оригинальную до сих пор не расшифрованную

письменность. Яркой особенностью культуры Хараппы был её необычный

консерватизм: на протяжении веков расположение улиц древнеиндийских

городов не изменялось, а новые дома строились на местах старых.

Характерной чертой культуры Индии является то, что мы встречаемся с

многочисленными религиями, которые взаимодействуют между собой. Среди

них выделяются основные – брахманизм и его формы: индуизм и джайнизм,

буддизм и ислам. Настоящего расцвета древнеиндийская культура достигла

в эпоху "Ригведы" – большого собрания религиозных гимнов, магических

заклинаний и ритуальных обычаев, созданных жрецами арийских племен,

которые появились в Индии после так называемого "великого переселения

народов". В это же время образовался брахманизм как своеобразный синтез

верований индо-ариев и религиозных представлений предыдущего местного

до арийского населения Северной Индии. В эпоху "Ригведы" начал

складываться индийский феномен – кастовая система. Впервые были

теоретически обоснованы морально-правовые мотивы разделения индийского

общества на четыре основные "Варны": жрецы, воины, простолюдины-

земледельцы и слуги. Была разработана целая система регламентов жизни и

поведения людей каждой Варны. Согласно с этим законным считался брак

лишь в пределах одной Варны. Результатом таких отношений между людьми

стало следующее разделение Варн на еще большее количество мелких каст.

Формирование каст – это итог тысячелетней эволюции и взаимодействия

разных расовых и этнических групп в единой системе культуры

древнеиндийского общества, где образовалась очень сложная социальная

структура.

Другим важным фактором, который обусловил специфику индийской культуры,

была система гражданско-политической жизни, основанная Буддой (2 пол. I

тыс. до н.э.). Особенного расцвета государственно-политическая жизнь на

принципах буддизма достигло во время царствования Ашоки (сер. III в. до

н.э.). Ашока выдвинул идею завоевания мира не путем военного нападения на

соседей, а через провозглашение учения Будды. В культуре центральное место

отводилось религии, которая должна была духовно соединять разорванное на

варны общество.

На художественную культуру древнеиндийского общества глубоко повлияли

индуизм, буддизм, ислам

Художественно-образное восприятие через призму религиозных названых и

философских систем, отмечается утонченностью изображения человека и

окружающего мира, совершенством архитектурных форм. Впечатляют фрески пещер

Аджанты и скальные храмы Кайласа. На протяжении 150 лет древние мастера

вырезали этот храм в скале. Олимп индуизма символизирует троица Брахма,

Вишну и Шива, которые представляет космические силы творения, сбережения и

уничтожения. Своеобразной реакцией населения, не относящегося к кастам

жрецов и выступающего против неравенства каст, был буддизм. Согласно с

учением буддизма миссия жизни человека есть достижение нирваны. Ислам ярко

отличался от всех предыдущих религиозных взглядов. Прежде всего,

мусульманские племена владели военной технологией и сильной политической

системой, но главное их верование опиралось на концепцию "сгруппированного

братства", которое объединяло узами глубокого уважения всех, принявших эту

веру.

Ещё одной характерной чертой старо-индийской культуры является выражение

в художественных образах идеи поклонения богу любви – Камы. Вся индийская

литература, как религиозная, так и светская, наполнена намеками

сексуального содержания и символики открытых эротических описаний. В

средние века сам процесс космического творения изображался как брачный союз

бога и богини, поэтому фигуры на стенах храмах изображались в различных

позах. В культуре Древней Индии тесно связаны оригинальность культурных

направлений и философская мысль. Философские взгляды, которые разделяли

религиозное разделение света, включали брахманизм, джайнизм, индуизм и

буддизм. Все философские взгляды играли важную роль не только в истории

культуры Индии, а и в мировой философии и науке. С ними тесно связаны

достижения разных отраслей древнеиндийской науки – математики, астрономии,

медицины и природоведения. Существует теория, что индийские ученые еще в

далеком прошлом опередили некоторые открытия, сделанные европейскими

учеными только в эпоху Возрождения или в нынешнее время. Художественная

культура древнеиндийского общества неразрывно связана с традиционными для

нее религиозными и философскими системами. Идеи, характерны для религиозных

верований древних индийцев, вдохновляли творчество в архитектуре,

литературе и живописи. Для потомков остались сделанные из металла огромные

статуи Будды, Брахмы, Вишну и Шивы, которые вызывают удивление своими

колоссальными размерами. Восприятие света через духовную призму верований

этих религий есть фрески пещерных храмов Аджанты и наскальные композиции в

храмах Эллоры, которые объединяют традиции северного и южного типа строения

храмов в Древней Индии. В отдельных деталях этих памятников искусства

ощущается и влияние искусства и других древних восточных цивилизаций. Это

объяснялось расположением Индии на Великом шелковом пути, по которому не

только шли караваны с товарами, но и происходил культурный обмен. В этом

процессе Индия сыграла культурную роль, расширив цивилизованное влияние

буддизма на другие древние страны.[3]

Заключение.

В заключение я обращусь к первоначальной теме и выделю общие черты,

присущие культурам Востока. Во-первых, это то, что зарождались все эти

культуры как первобытнообщинный строй. На ранней стадии развития этих

культур человеческая деятельность основывалась на использовании камня,

меди, бронзы, а с открытием и внедрением в практическую деятельность железа

происходят кардинальные изменения. Во-вторых, древневосточные культуры в

большинстве своём возникли в поймах крупных рек, речных долинах. И отсюда

вытекает третья черта - древневосточные государства имели в качестве

территории ориентированную и измеренную землю, т.е. они были

“территориальными царствами”. В-четвёртых, хозяйственная деятельность

основана на ирригации, притом, что землёй и оросительными сооружениями

владело государство. А так как хозяйственная деятельность древневосточных

государств зависела от природных циклов. Т.е. огромную роль в

древневосточной культуре принадлежала астрономическим знаниям, которые

тесно были связаны с астрологией. Система храмов и жречество были включены

в систему астрономических представлений. В-шестых, основным занятием людей

было сельское хозяйство, но руководящая роль во всех областях принадлежала

городу. Кроме того, города – это ориентированная и измеренная земля,

обнесённая крепостной стеной, что является характерным продуктом

древневосточной культуры. А так как в древневосточных культурах было

развито разделение труда, то соответственно, общество было разделено на

сословия. Восьмой чертой было то, что власть была деспотической,

предполагавшая собственную жесткую централизацию. Правитель считался

находящимся в таинственных отношениях со звёздным небом, считался “сыном

Неба” и лишь потому способным управлять “территорией” и проживающими на ней

людьми. Главным мифологическим сюжетом при этом оказывается тема священного

брака Земли и Неба. И ещё одна черта древневосточных государств заключается

в том, что развитие письменности происходит от пиктографии к

иероглифическому письму, обозначающему первоначально слова, а затем слоги и

согласные звуки.

Литература:

1. Хрестоматия по культурологии. Учебное пособие. Под редакцией

А.А.Радугина, М.,1998.

2. Пигалев А.И. Культурология. Волгоград, 2000.

3. История мировой культуры. Под редакцией Г.В.Драча, Ростов-на-Дону,

“Феникс”, 2000.

Страницы: 1, 2