скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Теория языкознания скачать рефераты

фрейма (скорее, схемы фрейма) для концепта 'говорить' с незаполненными

(оставленными без ответа) слотами (щелями, пазами, вакантными позициями для

замещения).

Обычно коммуникативный (речевой) акт соотносят с одним предложением,

которое в этом акте создаётся и передаётся. Цепочка коммуникативных актов

образует дискурс. Дискурс, как минимум, может состоять из одного речевого

акта.

В рамках развёрнутого дискурса отдельные речевые акты могут объединяться в

речевые шаги. Составляющие их элементарные акты могут быть по заложеной в

них интенции однотипными (например, констатирующими некоторое положение

дел: Вчера нам была прочитана лекция по теории речевых актов. Лектором был

впервые употреблён термин дискурс. Он указал также на различие понятий

дискурс и текст.). Соответственно речевой шаг в целом оказывается

констатирующим. В других случаях элементарные речевые акты могут быть

разнотипными. Например, в дискурсе: Я не смог приобрести эту книгу. Я прошу

Вас дать мне Вашу на время? сочетаются речевые акты констатации и просьбы,

но речевой шаг (или же дискурс в целом) оказывается дискурсом просьбы:

интенция / иллокутивная функция просьбы подчиняет себе более нейтральную

интенцию констатации.

Передаваемое от говорящего слушателю высказывание становится текстом, когда

оно оказывается зафиксированным на письме (или с помощью звукозаписывающего

аппарата). Текст выступает, таким образом, в виде "информационного следа"

состоявшегося дискурса.

3. Интерактивный (лат. inter 'между' + actio 'движение; действие,

деятельность, активность; поступок; совершение, исполнение; совещание,

переговоры; судебный процесс; выразительные средства; сценическое

представление'). Отдельный коммуникативный акт, который может быть

элементарным (построение одного предложения) или же сложным, комплексным

(построение развёрнутого высказывания, включающего в свой состав несколько

предложений), очень часто оказывается только одним из звеньев в цепи

коммуникативных актов, совершаемых разными говорящими: Где ты учишься? - В

Тверском государственном университете. - А по какой специальности? -

Германистика. Тогда мы говорим о коммуникативном взаимодействии, или

комуникативной интеракции.

В коммуникативном событии такого рода (диалогическом дискурсе) участники

взаимодействия, делая свои "речевые вклады" в развитие дискурса,

обмениваются коммуникативными ролями: говорящим становится то один, то

другой из коммуникантов, беря на себя соответствующую роль (совершая акт

turn-taking, как принято это называть в англоязычной литературе по анализу

разговора / конверсационному анализу; нем. эквивалент Sprecherwechsel).

Мену коммуникативных ролей могут обеспечивать речевые (вербальные) и

неречевые (невербальные) сигналы взятия на себя роли говорящего,

предоставления этой роли другому коммуниканту, отказа от этой роли,

завершения своего речевого вклада и т.п. Каждый из говорящих, осуществляя

свой коммуникативный акт, строит вокруг себя своё коммуникативно-

прагматическое пространство.

Осуществляемые от одной мены роли говорящего до другой одиночный речевой

акт или цепочка речевых актов образуют коммуникативный ход (move в

англоязычной термиологии). Между речевыми ходами собеседников существуют

смысловые связи, которые обусловлены тождеством темы, согласованием

интенций / иллокуций (например: вопрос - ответ; просьба - отказ) и т.п. В

диалогическом взаимодействии функции коммуникативных ходов могут выполнять

невербальные акты (например, отказ выполнить просьбу или последовать совету

может быть выражен в нашей русской этнокультуре качанием головы в

горизонтальном направлении).

Коммуникативные интеракции могут иметь характер дружеских бесед, перебранок

и ссор, дискуссий, школьных уроков, массовых собраний и т.п. и т.д.

Достижение стратегических и тактических целей, поставленных перед собой

каждым из интерактантов, обеспечивается в значительной мере следованием

тем нормам, правилам и конвенциям, которые приняты в данной этнокультуре и

в данной малой группе.

4. Социально-групповой и 5. Этнокультурный (греч. ethnos 'народ, племя,

толпа; класс (людей); толпа'). Язык обеспечивает индивиду возможность

идентифицировать себя в качестве члена той или иной социально-классовой,

профессиональной, поло-возрастной группы, группы по роду занятий и по

культурным интересам, по уровню образования, в качестве представителя

определённого этноса и определённой этнографической (и диалектной) группы в

рамках этого этноса, коренного жителя этой страны или мигранта и т.д.

6. Личностный. Язык в своём функционировании даёт индивиду возможность

проявить себя в качестве личности, ведущей себя в диалогическом

взаимодействии пассивно или выступающей коммуникативным лидером, выразить

особенности своего темперамента, показать приверженность к авторитарному

или либеральному стилю речевого общения и т.д. О каждом человеке можно

говорить как об уникальной языковой личности.

Функциональное описание языка предполагает обращение к иным теоретическим

моделям в отличие от тех, которые используются представителями формального

подхода. Более предпочтительным будет другой порядок характеристики частных

систем, образующих языковую систему в целом, а именно в направлении от тех

подсистем (компонентов), которые обеспечивают получение коммуникативного

задания и первоначальную обработку смысловой информации, к компонентам,

которые отвечают за звуковую реализацию высказывания. На рисунке изображё

вариант функциональной ("работающей"; лат. functio означает 'исполнение,

совершение') модели, по сути дела, модели говорящего.

В условиях определённой коммуникативной ситуации говорящим реализуется

установка на соответствующий речевой акт. В её реализации участвуют:

сперва семантический и прагматический компоненты (они отвечают за

формирование исходной смысловой структуры высказывания, описывающего

соответствующее положение дел и выражающего определённую коммуникативную

интенцию говорящего);

информация, обработанная семантическим и прагматическим компонентами,

поступает на вход синтаксического и номинативного компонентов (они

предоставляют возможность подбора соответствующей синтаксической

конструкции и заполнения в ней позиций соответствующими лексическими

единицами);

далее включается морфологический компонент (на него ложится задача

образования соответствующих словоформ путём трансформации исходных

словоформ);

на заключительной ступени включается фонолого-фонетический компонент,

который отвечает за интонационную, слоговую, фонемно-аллофоническую

проработку и звуковое исполнение высказывания.

Между компонентами возможна прямая, непосредственная связь (независимо от

их контактного или дистантного расположения относительно друг друга). Так,

команда о подборе средств для выражения прагматического значения времени в

той или иной временной форме передаётся прагматическм компонентом

непосредственно морфологическому (если данный язык обладает грамматической

формоизменительной категорией времени). Команда о воплощении значения

вопроса может быть передана прагматическим компонентом непосредственно

фонологическому.

Такая модель представляет собой, по существу, очень сложную управляющую

программу (типа кибернетических и компьютерных). Для неё не столько важны

языковые единицы, сколько правила (= команды). Эта программа "записывается"

в психоневрологических механизмах индивида. Она не является врождённой, а

усваивается в процессе овладения родным или иностранным языком.

Обращение лингвистов второй половины 20 в. к функциональному (когнитивно-

коммуникативному) аспекту языковой системы привело к более глубокому

проникновению в познание природы языка и к появлению целого ряда новых

дисциплин (социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика, теория

речевых актов, анализ дискурса, конверсационный анализ, прагмалингвистика,

когнитивная лингвистика, синтаксическая семантика и т.д.), причём в

некоторых из этих областей весьма значителен вклад представителей

Калининской / Тверской семантико-прагматической научной школы.

Но вместе с тем следует обратить внимание, что функционально-

лингвистический подход не заменяет и не отменяет подход формально-

лингвистический. Языкознание целостно и неделимо, выделение того или иного

вектора исследований является лишь методическим приёмом, облегчающим работу

лингвиста или преподавателя языка. Более того, предварительное знание

формальной структуры языка является необходимым условием для построения его

функциональных моделей.

Дисциплины, изучающие звуковую сторону языка

Язык представляет собой многокомпонентную систему, которая, с одной

стороны, обеспечивает процессы порождения высказываний, а с другой стороны,

процессы восприятия и понимания этих высказываний.

Деятельность говорящего предполагает воплощение в высказываниях,

адресованных слушателю, своих знаний, мыслей, оценок. Функционирование

языковой системы в этих актах начинается с обработки информации, подлежащей

передаче, в семантическом и прагматическом компонентах, и завершается теми

операциями, которые происходят в фонологическом компоненте.

Деятельность слушающего заключается в извлечении из воспринятых

высказываний передаваемой информации. И языковая система в этом случае

начинает обработку высказываний в фонологическом компоненте, результаты

работы которого передаются другим компонентам системы. Завершается же

процесс интерпретации высказываний благодаря операциям в семантическом и

прагматическом компонентах.

Процессы передачи и приёма вербальных сообщений оказываются возможными

именно благодаря тому, что естественный человеческий язык располагает

звуковыми средствами, образующими в совокупности фонологический компонент.

Этот компонент имеет сложную структуру, объединяя в себе звуковые средства,

оформляющие материальную сторону морфем, слов и их словоформ, а также

словосочетаний, простых и сложных предложений, сложных языковых объектов

типа текстов или дискурсов.

Структуру фонологического компонента языковой системы и особенности его

функционирования в процессах коммуникации изучает фонетика. Термин фонетика

унаследован от так называемого "традиционного" языкознания. Как

самостоятельная дисциплина, фонетика выделилась в конце 19 в., хотя

изучение звуковой стороны языка и её элементов уходит в далёкое прошлое.

Высокого уровня фонетические знания достигали уже в древней Индии, в

древней Греции, а в средневековую пору у арабов.

Предметом фонетики считаются прежде всего отдельные звуки языка, а при

более широком подходе все звуковые явления языка (включая тоны, словесное

ударение, фразовую интонацию), служащие кодированию той смысловой

информации, которая должна быть передана говорящим своему адресату.

Фонетика изучает производство, передачу и восприятие звуковых сигналов в

процессе речевого общения, а также систему способов и средств,

обеспечивающих кодирование и декодирование переносимой в звуковых сигналах

лингвистически существенной информации.

В настоящее время часто говорят не просто о фонетике, а о фонетических

науках, имея в виду совокупность дисциплин, каждая из которых имеет свой

предмет и свою точку зрения на звуковую сторону языка.

И.А. Бодуэн де Куртенэ (1845—1929) различал антропофонику и психофонетику.

Первая, по его мнению, должна иметь дело со звуками человеческой речи как

физическими явлениями, второй предстоит заниматься звуками как психическими

явлениями. Для него фонема являлась психической сущностью, а звуки он

рассматривал как более или менее точные её реализации.

Разграничение фонетики как естественной науки и фонологии как науки

гуманитарной, социальной, предпринятое Н.С. Трубецким (1890—1938), который

исходил из разграничения Ф. де Соссюром (1857—1913) речи и языка, по сути

дела, является развитием бодуэновской идеи в русле структурализма,

предполагая депсихологизацию понятия фонемы.

В структурном языкознании к ведению фонетики обычно относят изучение

звуковой субстанции, а к ведению фонологии — исследование тех отношений,

которые связывают звуковые единицы между собой в данном языке, формируя его

фонологическую систему. Эти отношения оказываются как бы дематериализованы.

Фонетика при таком подходе часто выводится за пределы языкознания.

В отечественном языкознании и особенно в школе Л.В. Щербы (1880—1944)

принято считать, что фонология неразрывно связана с фонетикой и входит в

неё как изучение звуковых явлений языка с точки зрения собственно

лингвистической, т.е. функциональной (или структурно-функциональной).

Отношения между фонологическими единицами квалифицируются как отношения

между материальными объектами. Но тем не менее в целом и в этой школе не

снимается противопоставление в рамках фонетики в широком понимании фонетики

в узком смысле и фонологии.

Фонология имеет дело с функциональными звуковыми единицами, принадлежащими

звуковому стратуму языка. Эти единицы (как линейные, или сегментные,

следующие в речевой цепи друг за другом, так и надлинейные,

суперсегментные, просодические, которые накладываются на цепочки звуковых

сегментов, составляющих материальную сторону морфем, слов, синтаксических

объектов) обслуживают трансляционный стратум с его правилами словаря и

грамматическими правилами. Они выступают в качестве строительных

(конститутивных) и различительных элементов в плане выражения знаковых

единиц, а со смысловым (семантико-прагматическим) стратумом связаны лишь

опосредованно.

Базовой фонологической единицей является фонема (в неслоговых языках). И

одной из первых задач фонологии является установление состава фонем данного

языка, выявление принципов их организации в систему, их парадигматических

отношений и их синтагматических отношений, т.е. отношений между собой в

речевой цепи.

Для решения этих задач общая фонология вырабатывает набор методических

процедур и приёмов анализа, которые затем в основном используются также в

анализе как слога, так и суперсегментных единиц (просодем), т.е. для

установления системы слогов в тех языках, где слог выступает в качестве

конститутивной фонологической единицы, для выявления системы

смыслоразличительных тонов (тонем), системы акцентных структур, системы

интонационных контуров (интонем).

Фонетика в узом смысле рассматривает эти звуковые средства в таких

аспектах, как физический (акустический) и биологический (артикуляционный

плюс перцептивный). Иногда её членят на фонетику артикуляторную, изучающую

производство звука, фонетику акустическую, исследующую результат

звукопроизводства, и фонетику аудитивную (или перцептивную), имеющую дело с

восприятием звука.

Единство двух подходов к изучению звуковых средств языка - фонологического

(функционального) и узкофонетического (материального, субстанциального) -

вытекает из того, что звуковые явления сами по себе, без определённого их

использования в данном языке, вне их связи с оформлением, отождествлением и

различением языковых знаков, не представляют существенного интереса для

лингвиста, а каждая из функциональных звуковых единиц имеет свои

материальные корреляты а) в артикуляционных работах, б) в акустических

свойствах речевых сигналов и в) в особенностях её восприятия человеческим

органом слуха.

Принято далее, различать:

фонетику (и фонологию) общую и частную,

синхронную и историческую (диахроническую),

описательную и нормативную,

теоретическую и прикладную.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46