Теория языкознания
письме, представляющем собой промежуточную ступень от слогового к
собственно алфавитному письму.
Возникновение семитских систем квазиалфавитного характера (согласный +
произвольный или "нулевой" гласный) относится к первой половине 2-го тыс.
до н.э. Письмо, созданное западными семитами, оказалось предком многих
алфавитов мира. Общий прототип различных квазиалфавитных систем, в чём-то
иногда сходных и, возможно, взаимодействовавших на каких-то ступенях
развития, пока не обнаружен.Иногда этот прототип видят в протобиблском
(протоханаанейском) либо в протосинайском письме. Возможно существование
ещё более древнего, пока не открытого северносемитского прототипа.
Протобиблское (или же просто библское) письмо было псевдоиероглифическим.
Это письмо надписей, обнаруженных археологами в г. Библ (совр. Джубейль) в
Ливане на каменных и металлических предметах. Датируется оно примерно
серединой 2-го тыс. до н.э. Его знаки имели геометрический или
стилизованный рисунчатый характер (птица, рыба, змея). Их насчитывалось от
60 до 100. Они передают только открытые слоги. На некоторые из них похожи
знаки западносемитского и южносемитского письма. Направление письма справа
налево.
Памятники протосинайского письма, датируемые 19 в. до н.э., были найдены на
Синайском полуострове и в Палестине. Обнаружено около 25 кратких и сильно
повреждённых надписей и позже ещё около 10 фрагментов. Они содержат до 35
знаков рисунчатого характера как бы по египетскому образцу,
свидетельствующих о наличии консонантного алфавита как одного из возможных
предков финикийского алфавита. Предполагается, что синайское письмо (с 22-
24 графемами) родственно консонантно-алфавитному письму угаритскому,
южносемитскому, финикийскому и что оно возникло в южной Палестине в 13 вв.
до н.э. на основе северносемитского алфавита (предка финикийского) под
египетским культурным влиянием путём внешней стилизации знаков под
египетские иероглифы. Это письмо (синайско-палестинское) было
распространено в 13-11 вв. до н.э. в Палестине, Финикии, Сирии. Его
дешифровка ещё далека от завершения.
Угаритское квазиалфавитное письмо (14-13 вв. до н.э.) технически
уподоблялось шумеро-аккадской клинописи, хотя и не связано с ней
генетически. Вероятно, ему предшествовало слоговое письмо (или не дошедшее
до нас линейное письмо). С его помощью записывались тексты на угаритском
языке (гос. Угарит на севере Сирии), а также на хурритском и аккадском
языках. Оно использовалось и в Палестине.
Для лучшего понимания текстов использовались словоразделители, а также
"матери чтения", т.е. некоторые знаки для согласных, служившие обозначению
огласовки.
Сперва в угаритском алфавите насчитывалось 30 знаков, а затем их число под
влиянием финикийского письма сократилось до 22. Из употребления угаритское
письмо вышло к началу 1-го тыс. до н.э.
Ханаанейское, или финикийское, квазиалфавитное письмо возводится к какому-
то северносемитскому прототипу. Предполагается, что главную роль в его
формировании сыграли протобиблское и протосинайское письмо.
Финикийский алфавит имел 22 знака. Порядок их следования определился ещё во
2-м тыс. до н.э. Некоторые знаки похожи на начертания библского
псевдоиероглифического письма, большинство знаков совпадают со знаками
синайско-палестинского письма.
Эта система складывалась, скорее всего, во второй половине 2-го тыс. до
н.э. Сперва каждый знак воспринимался как обозначение определённого
согласного с любым (в том числе и "нулевым") гласным. Впоследствии он стал
соотноситься только с определённым согласным. Так как чтение
квазиалфавитного текста представляло трудности, для обозначения долгих
гласных иногда использовались "матери чтения". Монументальное письмо
постепенно сменялось курсивным.
Финикийский алфавит оказался наиболее конкурентоспособным среди
западносемитских систем и послужил прототипом множества как древних, так и
более новых алфавитов. Его восприятие другими народами (прежде всего в сиро-
палестинском регионе) было опосредовано арамейским письмом. В 9-8 вв. до
н.э. финикийский алфавит в его ранней разновидности (устав) был заимствован
греками, которые изобрели знаки для гласных.
Аравийское (южносемитское) линейное письмо, содержавшее 28-29 знаков,
генетически связано с северносемитскими системами письма (в частности с
протобиблским). Северноаравийские алфавиты использовались для письма на
лихьянитском, самудском, сафаитском языках, а также в древнеарабском письме
(с 7 в. до н.э.; современное арабское письмо восходит к иному источнику).
Южноаравийские алфавиты служили письму на языках сабейском, минейском,
катабанском, хадрамаутском. Более чем половина знаков этих систем (с
инвентарём из 24 графем) восходит к общим прототипам с финикийскими
знаками, некоторые имеют аналоги в синайско-палестинском письме, остальные
несопоставимы ни с теми, ни с другими.
Южноаравийским (сабейским) письмом пользовались в древнем Аксумском царстве
на территории Эфиопии, приспособив его потом к местному, ныне уже мёртвому
языку геэз. Эфиопское письмо отразило в себе конкуренцию письма
южносемитского вообще и южноаравийского как одной из его ветвей. Оно
сохранило и южносемитский порядок знаков, и названия букв, совпадающие с
финикийскими (и тем самым с северносемитскими). Под вероятным влиянием
греческой культуры были введены обозначения для гласных.
Установилось направление письма слева направо. Но способ обозначения
гласных и слоговой принцип письма были выбраны по индийскому образцу
(брахми или кхароштхи). Эфиопское письмо сохранило 24 знака из 29 знаков
южноаравийского, пополнилось ещё рядом знаков (для амхарского языка), имеет
4 лигатуры. Если в письме геэз было 202 слоговых знака, то теперь оно
достигает 270. Сохранилась форма устава, скоропись не была выработана.
С южносемитской группой квазиалфавитов сходно древнеливийское письмо
(восточнонумидийское и западнонумидийское, современный туарегский алфавит
тифинаг).
Кроме того, на основе того же западносемитского квазиалфавитного принципа
строились древние малоазийские алфавиты (фригийский, мизийский, лидийский,
ликийский, карийский и др.). Их источниками было, скорее всего,
нефиникийское письмо, а другие варианты западносемитского письма.
Финикийское письмо с течением времени менялось. Устав сменился скорописью.
Финикийская скоропись легла в основу скорописи, которая была выработана в
языках арамейской группы семитской ветви афразийской семьи языков (между
прочим, на арамейском проповедовал Иисус Христос).
Арамейское письмо в основном и послужило посредником между письмом
финикийским и огромным множеством алфавитов на Ближнем и Среднем Востоке, в
Южной и Юго-Восточной Азии. Староарамейские надписи относятся к 9-7 вв. до
н.э. (Дамаск, Хама, Арпад, Шамаль, Ассирия). Различаются следующие
разновидности арамейского (финикийско-арамейского) письма: классическое
(или имперское), арамейское письмо ахеменидских канцелярий, библейско-
арамейское; на более поздней ступени - письмо набатейское, пальмирское,
иудейско-палестинского, самаритянское, сирийское (в таких вариантах, как
эстрангело, серго с яковитской и мелькитской разновидностями,
несторианское, ассирийское).
Финикийско-арамейский консонантный алфавит лёг в основу письма
еврейского (сохранившихся до сих пор квадратного и курсивного),
набатейского (из которого в 3-4 вв. н.э. берёт своё начало арабское письмо,
послужившее прототипом письму персидскому, афганскому, турецкому, урду,
брахуи, кашмирскому и т.д.; оно распространялось вместе с арабскими
завоеваниями, а также с принятием ислама и в своё время, а подчас и поныне,
использовалось как в странах арабского языкового ареала, так и мусульманами
за пределами арабоязычного мира: Синьцзян-Уйгурский р-н Китая, Камбоджа,
западные районы Вьетнама, Малайзия и Индонезия, носители языков суахили и
хауса в Африке, более чем в 20 регионах Российской империи и СССР),
пальмирского (давшего начало эстрангело, из которого возникли системы
письма мандейского, якобитского, сирийско-палестинского, несторианского,
манихейского),
персидско-арамейского (послужившего возникновению систем письма
хорезмийскоого, пехлевийского, авестийского, согдийского, а через
посредство последнего письма уйгурского, тюркского "рунического",
старомонгольского, маньчжурского и др.).
Иллюстрации ряда западносемитских систем письма (финикийское, арамейское,
древнееврейское, пальмирское, самаритянское)
В этих системах гласные (включая дифтонги) могут обозначаться "матерями
чтения" и диакритиками, но в основном это делается в религиозных и учебных
текстах. В остальных случаях передача огласовки не считается обязательной.
Границы распространения этих систем письма обычно совпадали с границами тех
или иных религий и их ответвлений.
См. схему родословного древа важнейших алфавитов, обращая пока особое
внимание на правую половину этой схемы:
Письмо в Иране
История сменявших друг друга на одной и той же территории народов, культур
и письменностей представляет исключительный интерес.
На нынешней территории Ирана живёт более 30 народов разных языковых групп
(как иранской, так и неиранских). На этой территории в раное время
возникали и исчезали многочисленные крупные и мелкие государства. Границы
Ирана то простирались далеко на Запад и на Восток, включая в свой состав
многие народы, то Иран оказывался в составе других великих держав.
Иранцы (одна из групп индоиранской ветви индоевропейской семьи языков,
давшая своё имя стране) начали проникать сюда (сюда либо через Среднюю
Азию, либо через Закавказье) во 2-м тыс. до н.э. Постепенно они составили
большинство населения, и иранские языки (в частности персидский, историю
которого делят на древний, средний и новый периоды) постепенно стали здесь
господствующими. Но государственные образования существовали на иранской
территории ещё до прихода иранцев, возникая уже в 3-м тыс. до н.э.
Одним из наиболее крупных доиранских государств в 3-1-м тыс. до н.э. на Ю.-
З. Ирана был Элам (со столицей в Сузах). Эламиты создали около 30 вв. до
н.э. рисуночное словесно-слоговое письмо (не дешифрованное до сих пор). К
23 в. они начали применять линейное слоговое письмо, продолжившее письмо
протоэламское, и наряду с этим аккадскую клинопись. Эламская клинопись
продолжала использоваться и в персидском государстве Ахеменидов в 6-4 вв.
до н.э., когда эламский язык играл роль официального.
В 6-4 вв. до н.э. в Персидской державе утвердилось господство
древнеперсидского языка, родного для Ахеменидов. Этот язык, как и эламский,
наряду с иероглифами также использовал клинопись.
Клинописные надписи на древнеперсидском языке обычно сопровождались
переводами на эламский, аккадский, а иногда на арамейский и египетский
языки. Трёхъязычная Бехистунская надпись царя Дария позволила в новое время
осуществить дешифровку древнеперсидского, аккадского и эламского письма.
Древнеперсидский язык получил продолжение в виде среднеперсидского
(пехлевийского), который в 3-7 вв. был официальным языком державы Сасанидов
и использовал две разновидности восходящего к арамейской графике письма:
пехлевийскую (с идеограммами и лигатурами, историческими написаниями) и
манихейскую (фонетическую). Первые опыты его дешифровки относятся к 18 в.
Пехлевийский вариант арамейского письма послужил основой для создания
специального авестийского письма, которым были записаны тексты богослужения
в зороастрийских общинах. Авестийский язык был современником
древнеперсидского. Его письменная фиксация была осуществлена только около 4
в.
Свою письменность на основе арамейской графики имели языки парфянский,
бактрийский, согдийский (3 варианта), хорезмийский. Согдийское письмо легло
в основу орхонского и уйгурского, а то, в свою очередь, нашло продолжение в
письме галик, ставшем прототипом для старомонгольского и маньчжурского. На
старомонгольский алфавит опирались письмо ойратское и бурятское.
Хотаносакские тексты писались посредством индийской графики брахми.
С первой половины 9 в. начинается история новоперсидского языка (фарси). В
связи с завоеванием в 7 в. Ирана (Персии) арабами фарси и многие другие
иранские и неиранские языки переходят на арабское письмо.
----------------------------------------------------------------------------
----
Письмо в Южной и Юго-Восточной Азии
На территории Индии, откуда получили распространение многие графические
системы Южной и Юго-Восточной Азии, что позволяет именовать их собирательно
индийским письмом, история письменности насчитываает не менее 5 тысяч лет.
Но древнейшие надписи, обнаруженные в русле р. Инд (Хараппа и Мохенджо
Даро) и представляющие собой рисунки, остаются нерасшифрованными. Поэтому
трудно говорить о генетической принадлежности языка этих протоиндских
надписей. Возможно, они сделаны на каком-то доиндоевропейском языке.
Индоевропейцы же, принадлежащие к индоиранской ветви (ариям) приходят через
Среднюю Азию и Закавказье во 2-м тыс. до н.э. Одни из них (иранская группа
ариев) заселяют Иран, другие (индоарийцы) осваивают Север Индостанского
полуострова и постепенно продвигаются на юг и восток.
К 5 в. до н.э. относится создание кхароштхи - первого из древнейших
индийских алфавитов. Он был в употреблении до 5 в. н.э. у ряда народов, и
его называют также бактрийским, индобактрийским, бактропалийским,
севернзападным индийским и кабульским. Письмо кхароштхи было слоговым.
Основными знаками являлись графемы, передающие согласные в сочетании с
кратким а, все прочие гласные передавались дополнительными знаками сверху
или снизу при знаках для согласных. Сперва писали справа налево, а потом
слева направо. Кхароштхи восходил к арамейской скорописи, которая
применялась в ахеменидских канцеляриях на северо-западе Индии. Впоследствии
оно испытало влияние другого древнего индийского письма - брахми.
В 3 в. до н.э. (также на основе арамейской графики) складывается брахми - в
основе своей буквенно-слоговое письмо. Именно к брахми восходят многие
варианты индийского письма.
Здесь, как и в кхароштхи, к основной графеме (например, для ka)
приписываются дополнительные знаки для всех прочих, кроме а, гласных.
Письмо брахми оказалось прототипом для многих десятков систем письма,
употребляющихся сегодня или употреблявшихся в прошлом в самой Индии,
Бангладеше (я предпочитаю склонять это имя!), Пакистане, Непале, Шри-Ланке,
а также в Тибете и Центральной Азии, вплоть до Монголии, в Бирме, на
полуострове Индокитай и в Индонезии. Его влияние было связано с
распространением буддийской религии и литературы.
Уже в ранних памятниках письма на брахми выделились три ветви:
северная (с угловатыми начертаниями букв),
южная (с округлыми начертаниями букв) и
юго-восточная (за пределами Индии, главным образом на основе пали).
В уже знакомой схеме родословного древа алфавитов названо только письмо
брахми.
Знаки брахми менялись. Эволюция этой системы письма представляет собой
цепочку следующих друг за другом во времени и различающихся по территориям
распространения форм: брахми - маурья - кушанское - гупта
(центральноазиатский вариант) - нагари - деванагари.
Письмо деванагари, используемое сегодня для хинди, санскрита и ряда др.
индийских языков, представляет собой классический образец индийского
письма. Его алфавит строится на основе артикуляционных признаков. Сперва
перечисляютсяграфемы для отдельно употребляемых гласных (кратких и долгих,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46
|