скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Теория языкознания скачать рефераты

письме, представляющем собой промежуточную ступень от слогового к

собственно алфавитному письму.

Возникновение семитских систем квазиалфавитного характера (согласный +

произвольный или "нулевой" гласный) относится к первой половине 2-го тыс.

до н.э. Письмо, созданное западными семитами, оказалось предком многих

алфавитов мира. Общий прототип различных квазиалфавитных систем, в чём-то

иногда сходных и, возможно, взаимодействовавших на каких-то ступенях

развития, пока не обнаружен.Иногда этот прототип видят в протобиблском

(протоханаанейском) либо в протосинайском письме. Возможно существование

ещё более древнего, пока не открытого северносемитского прототипа.

Протобиблское (или же просто библское) письмо было псевдоиероглифическим.

Это письмо надписей, обнаруженных археологами в г. Библ (совр. Джубейль) в

Ливане на каменных и металлических предметах. Датируется оно примерно

серединой 2-го тыс. до н.э. Его знаки имели геометрический или

стилизованный рисунчатый характер (птица, рыба, змея). Их насчитывалось от

60 до 100. Они передают только открытые слоги. На некоторые из них похожи

знаки западносемитского и южносемитского письма. Направление письма справа

налево.

Памятники протосинайского письма, датируемые 19 в. до н.э., были найдены на

Синайском полуострове и в Палестине. Обнаружено около 25 кратких и сильно

повреждённых надписей и позже ещё около 10 фрагментов. Они содержат до 35

знаков рисунчатого характера как бы по египетскому образцу,

свидетельствующих о наличии консонантного алфавита как одного из возможных

предков финикийского алфавита. Предполагается, что синайское письмо (с 22-

24 графемами) родственно консонантно-алфавитному письму угаритскому,

южносемитскому, финикийскому и что оно возникло в южной Палестине в 13 вв.

до н.э. на основе северносемитского алфавита (предка финикийского) под

египетским культурным влиянием путём внешней стилизации знаков под

египетские иероглифы. Это письмо (синайско-палестинское) было

распространено в 13-11 вв. до н.э. в Палестине, Финикии, Сирии. Его

дешифровка ещё далека от завершения.

Угаритское квазиалфавитное письмо (14-13 вв. до н.э.) технически

уподоблялось шумеро-аккадской клинописи, хотя и не связано с ней

генетически. Вероятно, ему предшествовало слоговое письмо (или не дошедшее

до нас линейное письмо). С его помощью записывались тексты на угаритском

языке (гос. Угарит на севере Сирии), а также на хурритском и аккадском

языках. Оно использовалось и в Палестине.

Для лучшего понимания текстов использовались словоразделители, а также

"матери чтения", т.е. некоторые знаки для согласных, служившие обозначению

огласовки.

Сперва в угаритском алфавите насчитывалось 30 знаков, а затем их число под

влиянием финикийского письма сократилось до 22. Из употребления угаритское

письмо вышло к началу 1-го тыс. до н.э.

Ханаанейское, или финикийское, квазиалфавитное письмо возводится к какому-

то северносемитскому прототипу. Предполагается, что главную роль в его

формировании сыграли протобиблское и протосинайское письмо.

Финикийский алфавит имел 22 знака. Порядок их следования определился ещё во

2-м тыс. до н.э. Некоторые знаки похожи на начертания библского

псевдоиероглифического письма, большинство знаков совпадают со знаками

синайско-палестинского письма.

Эта система складывалась, скорее всего, во второй половине 2-го тыс. до

н.э. Сперва каждый знак воспринимался как обозначение определённого

согласного с любым (в том числе и "нулевым") гласным. Впоследствии он стал

соотноситься только с определённым согласным. Так как чтение

квазиалфавитного текста представляло трудности, для обозначения долгих

гласных иногда использовались "матери чтения". Монументальное письмо

постепенно сменялось курсивным.

Финикийский алфавит оказался наиболее конкурентоспособным среди

западносемитских систем и послужил прототипом множества как древних, так и

более новых алфавитов. Его восприятие другими народами (прежде всего в сиро-

палестинском регионе) было опосредовано арамейским письмом. В 9-8 вв. до

н.э. финикийский алфавит в его ранней разновидности (устав) был заимствован

греками, которые изобрели знаки для гласных.

Аравийское (южносемитское) линейное письмо, содержавшее 28-29 знаков,

генетически связано с северносемитскими системами письма (в частности с

протобиблским). Северноаравийские алфавиты использовались для письма на

лихьянитском, самудском, сафаитском языках, а также в древнеарабском письме

(с 7 в. до н.э.; современное арабское письмо восходит к иному источнику).

Южноаравийские алфавиты служили письму на языках сабейском, минейском,

катабанском, хадрамаутском. Более чем половина знаков этих систем (с

инвентарём из 24 графем) восходит к общим прототипам с финикийскими

знаками, некоторые имеют аналоги в синайско-палестинском письме, остальные

несопоставимы ни с теми, ни с другими.

Южноаравийским (сабейским) письмом пользовались в древнем Аксумском царстве

на территории Эфиопии, приспособив его потом к местному, ныне уже мёртвому

языку геэз. Эфиопское письмо отразило в себе конкуренцию письма

южносемитского вообще и южноаравийского как одной из его ветвей. Оно

сохранило и южносемитский порядок знаков, и названия букв, совпадающие с

финикийскими (и тем самым с северносемитскими). Под вероятным влиянием

греческой культуры были введены обозначения для гласных.

Установилось направление письма слева направо. Но способ обозначения

гласных и слоговой принцип письма были выбраны по индийскому образцу

(брахми или кхароштхи). Эфиопское письмо сохранило 24 знака из 29 знаков

южноаравийского, пополнилось ещё рядом знаков (для амхарского языка), имеет

4 лигатуры. Если в письме геэз было 202 слоговых знака, то теперь оно

достигает 270. Сохранилась форма устава, скоропись не была выработана.

С южносемитской группой квазиалфавитов сходно древнеливийское письмо

(восточнонумидийское и западнонумидийское, современный туарегский алфавит

тифинаг).

Кроме того, на основе того же западносемитского квазиалфавитного принципа

строились древние малоазийские алфавиты (фригийский, мизийский, лидийский,

ликийский, карийский и др.). Их источниками было, скорее всего,

нефиникийское письмо, а другие варианты западносемитского письма.

Финикийское письмо с течением времени менялось. Устав сменился скорописью.

Финикийская скоропись легла в основу скорописи, которая была выработана в

языках арамейской группы семитской ветви афразийской семьи языков (между

прочим, на арамейском проповедовал Иисус Христос).

Арамейское письмо в основном и послужило посредником между письмом

финикийским и огромным множеством алфавитов на Ближнем и Среднем Востоке, в

Южной и Юго-Восточной Азии. Староарамейские надписи относятся к 9-7 вв. до

н.э. (Дамаск, Хама, Арпад, Шамаль, Ассирия). Различаются следующие

разновидности арамейского (финикийско-арамейского) письма: классическое

(или имперское), арамейское письмо ахеменидских канцелярий, библейско-

арамейское; на более поздней ступени - письмо набатейское, пальмирское,

иудейско-палестинского, самаритянское, сирийское (в таких вариантах, как

эстрангело, серго с яковитской и мелькитской разновидностями,

несторианское, ассирийское).

Финикийско-арамейский консонантный алфавит лёг в основу письма

еврейского (сохранившихся до сих пор квадратного и курсивного),

набатейского (из которого в 3-4 вв. н.э. берёт своё начало арабское письмо,

послужившее прототипом письму персидскому, афганскому, турецкому, урду,

брахуи, кашмирскому и т.д.; оно распространялось вместе с арабскими

завоеваниями, а также с принятием ислама и в своё время, а подчас и поныне,

использовалось как в странах арабского языкового ареала, так и мусульманами

за пределами арабоязычного мира: Синьцзян-Уйгурский р-н Китая, Камбоджа,

западные районы Вьетнама, Малайзия и Индонезия, носители языков суахили и

хауса в Африке, более чем в 20 регионах Российской империи и СССР),

пальмирского (давшего начало эстрангело, из которого возникли системы

письма мандейского, якобитского, сирийско-палестинского, несторианского,

манихейского),

персидско-арамейского (послужившего возникновению систем письма

хорезмийскоого, пехлевийского, авестийского, согдийского, а через

посредство последнего письма уйгурского, тюркского "рунического",

старомонгольского, маньчжурского и др.).

Иллюстрации ряда западносемитских систем письма (финикийское, арамейское,

древнееврейское, пальмирское, самаритянское)

В этих системах гласные (включая дифтонги) могут обозначаться "матерями

чтения" и диакритиками, но в основном это делается в религиозных и учебных

текстах. В остальных случаях передача огласовки не считается обязательной.

Границы распространения этих систем письма обычно совпадали с границами тех

или иных религий и их ответвлений.

См. схему родословного древа важнейших алфавитов, обращая пока особое

внимание на правую половину этой схемы:

Письмо в Иране

История сменявших друг друга на одной и той же территории народов, культур

и письменностей представляет исключительный интерес.

На нынешней территории Ирана живёт более 30 народов разных языковых групп

(как иранской, так и неиранских). На этой территории в раное время

возникали и исчезали многочисленные крупные и мелкие государства. Границы

Ирана то простирались далеко на Запад и на Восток, включая в свой состав

многие народы, то Иран оказывался в составе других великих держав.

Иранцы (одна из групп индоиранской ветви индоевропейской семьи языков,

давшая своё имя стране) начали проникать сюда (сюда либо через Среднюю

Азию, либо через Закавказье) во 2-м тыс. до н.э. Постепенно они составили

большинство населения, и иранские языки (в частности персидский, историю

которого делят на древний, средний и новый периоды) постепенно стали здесь

господствующими. Но государственные образования существовали на иранской

территории ещё до прихода иранцев, возникая уже в 3-м тыс. до н.э.

Одним из наиболее крупных доиранских государств в 3-1-м тыс. до н.э. на Ю.-

З. Ирана был Элам (со столицей в Сузах). Эламиты создали около 30 вв. до

н.э. рисуночное словесно-слоговое письмо (не дешифрованное до сих пор). К

23 в. они начали применять линейное слоговое письмо, продолжившее письмо

протоэламское, и наряду с этим аккадскую клинопись. Эламская клинопись

продолжала использоваться и в персидском государстве Ахеменидов в 6-4 вв.

до н.э., когда эламский язык играл роль официального.

В 6-4 вв. до н.э. в Персидской державе утвердилось господство

древнеперсидского языка, родного для Ахеменидов. Этот язык, как и эламский,

наряду с иероглифами также использовал клинопись.

Клинописные надписи на древнеперсидском языке обычно сопровождались

переводами на эламский, аккадский, а иногда на арамейский и египетский

языки. Трёхъязычная Бехистунская надпись царя Дария позволила в новое время

осуществить дешифровку древнеперсидского, аккадского и эламского письма.

Древнеперсидский язык получил продолжение в виде среднеперсидского

(пехлевийского), который в 3-7 вв. был официальным языком державы Сасанидов

и использовал две разновидности восходящего к арамейской графике письма:

пехлевийскую (с идеограммами и лигатурами, историческими написаниями) и

манихейскую (фонетическую). Первые опыты его дешифровки относятся к 18 в.

Пехлевийский вариант арамейского письма послужил основой для создания

специального авестийского письма, которым были записаны тексты богослужения

в зороастрийских общинах. Авестийский язык был современником

древнеперсидского. Его письменная фиксация была осуществлена только около 4

в.

Свою письменность на основе арамейской графики имели языки парфянский,

бактрийский, согдийский (3 варианта), хорезмийский. Согдийское письмо легло

в основу орхонского и уйгурского, а то, в свою очередь, нашло продолжение в

письме галик, ставшем прототипом для старомонгольского и маньчжурского. На

старомонгольский алфавит опирались письмо ойратское и бурятское.

Хотаносакские тексты писались посредством индийской графики брахми.

С первой половины 9 в. начинается история новоперсидского языка (фарси). В

связи с завоеванием в 7 в. Ирана (Персии) арабами фарси и многие другие

иранские и неиранские языки переходят на арабское письмо.

----------------------------------------------------------------------------

----

Письмо в Южной и Юго-Восточной Азии

На территории Индии, откуда получили распространение многие графические

системы Южной и Юго-Восточной Азии, что позволяет именовать их собирательно

индийским письмом, история письменности насчитываает не менее 5 тысяч лет.

Но древнейшие надписи, обнаруженные в русле р. Инд (Хараппа и Мохенджо

Даро) и представляющие собой рисунки, остаются нерасшифрованными. Поэтому

трудно говорить о генетической принадлежности языка этих протоиндских

надписей. Возможно, они сделаны на каком-то доиндоевропейском языке.

Индоевропейцы же, принадлежащие к индоиранской ветви (ариям) приходят через

Среднюю Азию и Закавказье во 2-м тыс. до н.э. Одни из них (иранская группа

ариев) заселяют Иран, другие (индоарийцы) осваивают Север Индостанского

полуострова и постепенно продвигаются на юг и восток.

К 5 в. до н.э. относится создание кхароштхи - первого из древнейших

индийских алфавитов. Он был в употреблении до 5 в. н.э. у ряда народов, и

его называют также бактрийским, индобактрийским, бактропалийским,

севернзападным индийским и кабульским. Письмо кхароштхи было слоговым.

Основными знаками являлись графемы, передающие согласные в сочетании с

кратким а, все прочие гласные передавались дополнительными знаками сверху

или снизу при знаках для согласных. Сперва писали справа налево, а потом

слева направо. Кхароштхи восходил к арамейской скорописи, которая

применялась в ахеменидских канцеляриях на северо-западе Индии. Впоследствии

оно испытало влияние другого древнего индийского письма - брахми.

В 3 в. до н.э. (также на основе арамейской графики) складывается брахми - в

основе своей буквенно-слоговое письмо. Именно к брахми восходят многие

варианты индийского письма.

Здесь, как и в кхароштхи, к основной графеме (например, для ka)

приписываются дополнительные знаки для всех прочих, кроме а, гласных.

Письмо брахми оказалось прототипом для многих десятков систем письма,

употребляющихся сегодня или употреблявшихся в прошлом в самой Индии,

Бангладеше (я предпочитаю склонять это имя!), Пакистане, Непале, Шри-Ланке,

а также в Тибете и Центральной Азии, вплоть до Монголии, в Бирме, на

полуострове Индокитай и в Индонезии. Его влияние было связано с

распространением буддийской религии и литературы.

Уже в ранних памятниках письма на брахми выделились три ветви:

северная (с угловатыми начертаниями букв),

южная (с округлыми начертаниями букв) и

юго-восточная (за пределами Индии, главным образом на основе пали).

В уже знакомой схеме родословного древа алфавитов названо только письмо

брахми.

Знаки брахми менялись. Эволюция этой системы письма представляет собой

цепочку следующих друг за другом во времени и различающихся по территориям

распространения форм: брахми - маурья - кушанское - гупта

(центральноазиатский вариант) - нагари - деванагари.

Письмо деванагари, используемое сегодня для хинди, санскрита и ряда др.

индийских языков, представляет собой классический образец индийского

письма. Его алфавит строится на основе артикуляционных признаков. Сперва

перечисляютсяграфемы для отдельно употребляемых гласных (кратких и долгих,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46