скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Теория языкознания скачать рефераты

древнеегипетского языка на протяжении трёх тысячелетий. Со временем оно

было забыто самими египтянами. Опыты по расшифровке египетской письменности

первоначально были эпизодическими (4 в., 17 и 18 вв.) и окончились

неудачно. Ключ к дешифровке дал найденный в 1799 г. Розеттский камень с

тремя идентичными текстами (иероглифическим, демотическим и греческим).

Выдающийся вклад в дешифровку системы египетского языка внёс, будучи ещё в

юношеском возрасте, Жан Франсуа Шампольон, создавший египтологию как науку

в 20-х гг. 19 в.

Главные трудности в дешифровке текстов создавало отсутствие знаков для

гласных. Набор консонантных знаков в основном выявлен.

Ниже я передаю египетскими иероглифами свою фамилию Susov (Susow: w = u):

Шумерско-аккадское письмо

Шумерско-аккадское письмо, известное как клинопись (Keilschrift,

cuneiform), сыграло гигантскую роль в становлении и развитии

ближневосточной цивилизации. Его создателями были шумеры, жившие на юге

Месопотамии (Междуречья) на берегах Евфрата. Около 3500 лет до н.э. здесь

появились первые шумерские города-государства, в том числе Урук. Шумерам,

говорившим на языке, генетические связи которого до сих пор не установлены,

приписывают создание колеса, закладывание основ математики, 60-ричную

систему счёта (деление часа на 60 минут), воздвижение монументальных

архитектурных сооружений (в том числе городских стен и многоярусных башен -

циккуратов), изготовление оружия из металла. Здесь зародился миф о

всемирном потопе. Они создали оригинальную систему письма.

Изобретение шумерского письма относится одними исследователями к 29-28 вв.

до н.э., другие исследователи считают, что оно появилось в 34 в. до н.э.,

т.е. не позднее или даже раньше, чем египетское. В принадлежащем шумерам и

получившем широкую мировую известность ещё в древние времена эпическом

сказании о герое и царе Урука Гильгамеше, жившем около 2800 лет до н.э., о

роли письма упоминается в разговоре Гильгамеша со своим отцом, находящемся

в царстве мёртвых (по повести-пересказу Валерия Воскобойникова

"Блистательный Гильгамеш". М, 1996):

- Но ты сказал мне о каких-то тайных таблицах. В мои времена не было такого

слова.

- Таблицы, на которых знаками можно записать все человеческие знания.

- Зачем они? Или у вас, черноголовых, ослабла память, и вы теперь не в

состоянии запомнить знания наизусть?

- Наизусть мы тоже запоминаем. Но как передать слово на большое расстояние,

если не при помощи таблицы? Как передать наставления внукам, если человек

умирает, не дождавшись их появления? А как передать любовное послание - не

заставлять же слугу заучивать сокровенное слово? Как сохранить надолго в

памяти торговый договор, приговоры суда?

В 19 в. до н.э. в Месопотамию приходят аккадцы (носители одного из языков

семитской ветви афразийской семьи; основные диалекты этого языка -

вавилонский и ассирийский), и господствующая роль в Месопотамии переходит к

Вавилонии. Аккадцы многое восприняли из культуры шумеров, в том числе и

клинопись. Шумерский язык, даже после того как он вышел из употребления, на

протяжении очень длительного времени использовался вавилонянами в

административно-хозяйственной сфере, в дипломатической переписке. Ему как

мёртвому обучали писцов-администраторов около тысячелетия. Шумерское

письмо постепенно стало использоваться и для записи текстов на аккадском

языке. За шумерскими знаками сохранялось шумерское словесное и звуковое

чтение, и вместе с тем они приобретали аккадское звуковое и словесное

чтение. Так развивалась гетерография. Начали создаваться шумерско-аккадские

словари. Аккадский язык стал со временем международным языком для стран

Ближнего Востока.

Шумеро-аккадская клинопись и выработанные аккадцами строгие письменные

каноны получили распространение далеко за пределами Вавилонии, вплоть до

Египта. Клинопись была заимствована населявшими Малую Азию хаттами, а потом

пришедшими сюда хеттами, лувийцами, палайцами, языки которых относятся к

анатолийской ветви индоевропейской семьи. На основе клинописи создавались

системы письма для языков как родственных, так и неродственных

(древнеперсидского, эламского, хурритского, урартского, эблаитского).

Клинописными по форме, но построенными совсем по другому принципу были

знаки угаритского алфавита (Рас-Шамра, 16-14 вв. до н.э.).

При классификации типов письма могут учитываться самые разные признаки. При

различении типов письма идеографического, логографического,

силлабографического (силлабического) и фонемографического (фонематического)

во внимание принимается характер объектов, с которыми знаки этих типов

соотносятся. Знаки могут различаться по форме. Во внимание может

привлекаться и техника письма (материал и инструмент для нанесения

графических знаков). Так, египтяне высекали иероглифы резцом на камне, а

скорописные знаки наносили кисточкой на папирус или ткань. Шумеры тоже

начинали с иероглифов, представляющих собой пиктограммы. Но, изобретя для

строительства зданий кирпич, они со временем по достоинству оценили

свойства глины, которая, затвердевая, способна надолго сохранять

изображения. Ускорился и сам процесс письма. Нанесение непрямых линий на

глину оказалось неудобным, и иероглифы были были заменены знаками

клинописи, которые выдавливались специальной заострённой палочкой

(каламом) на ещё влажных глинянных табличках. Эти таблицы долго могли

храниться, и до наших дней дошло значительное их количество.

Клинописные знаки строились как комплексы конусообразных вдавливаний.

Первоначально они представляли собой стилизованные изображения объектов. Но

нередко эти знаки переставали напоминать изображаемые объекты. Уже на

начальной ступени (как показали раскопки Урука) перечень графем содержал

знаки, отображавшие человека и части его тела, разнообразных животных,

птиц, насекомых. рыб, деревья, звёзды и облака, землю и воду, здания,

лодки, предметы домашнего обихода, огонь, оружие, предметы одежды, предметы

культа, сети, капканы, глиняные изделия, музыкальные инструменты.

Первоначально число знаков в шумерском языке достигало тысячи. Постепенно

их количество сократилось до 600. Почти половина из них использовались как

логограммы и одновременно как силлабограммы, чему способствовала

моносиллабичность большинства шумерских слов, остальные были только

логограммами. Логограммы могли относиться к ассоциативно связанным объектам

(например, знак звезды для 'Бог', изображение ноги для gub- 'стоять', du-,

ra- 'идти', tum- 'приносить'. Наличие знаков, выражавших более одного

слова, создавало полифонию. С другой стороны в шумерском имелось немало

омонимичных слов - омофонов. Развитию омофонии способствовало, например,

употребление рисунка ноги не только для выражения названных глаголов, но и

для передачи просто слогов du, ra и т.д. Знак звезды мог соотноситься с

именами dingir 'Бог' и an 'небо', а также обозначать слог an. К середине 3-

го тыс.до н.э. сложилась словесно-слоговая система. Обычно основа

обозначалась идеограммой, а аффиксы и служебные слова передавались знаками

в их слоговом значении (силлабограммами). Использовались и детерминативы,

т.е. знаки, указывающие на отнесение изображаемого объекта к тому или иному

классу (люди, профессии, животные, птицы, рыбы и т.п.).

С ускорением письма знаки упрощались. Шумеры сперва писали вертикальными

столбцами, справа налево, позднее - строками, слева направо.

Аккадцы (вавилоняне и ассирийцы) приспособили шумерское письмо к своему

флективному языку в середине 3-го тыс. до н.э. Они придали прежним знакам

новые слоговые значения, в соответствии с фонологическим строем своего

языка. Стали преобладать чисто слоговые записи и прочтения слов. Число

наиболее употребительных знаков сократилось до 300. Продолжился процесс

упрощения их написания. Сохранялось большое число гетерограмм: шумерский по

происхождению знак мог иметь не совпающие значения в шумерском и вавилоно-

ассирийском: 'вода; семя; потомство; родитель' - 'вода; наследник',

'голова; глава; верх' - 'голова, глава'. Разными могли быть слоговые

значения: 'плуг' апин - апинну, 'земледелец' энгар - иккару, 'гора' кур -

шаду.

Надписи наносились чаще всего на глинянные плитки. Но немало надписей было

сделано на призмах, конусах, цилиндрах, каменных плитах.

Опыты по расшифровке клинописных текстов начались ещё в 18 в. Дешифровка

древнеперсидской слоговой клинописи 6-4 вв.до н.э., наиболее близкой по

характеру к алфавитным системам (всего 36 знаков), в середине 19 в.

позволила опереться на персидскую часть трёхъязычного текста (на

древнеперсидском, аккадском и эламском) Бехистунской надписи (около 521 г.

до н.э.) для дешифровки аккадской системы. Прочтение эламской части не

составило особого труда. В эламской системе имелось 96 силлабограмм, 16

логограмм и 5 словоразделителей. Шумерская система клинописи была

расшифрована в конце 19 - начале 20 вв. Расшифровка угаритской клинописной

системы и архаического шумерского письма пришлось на 20 в. В 20 в. были

обнаружены огромные клинописные архивы хеттов. Работа по прочтению

клинописных текстов ещё не полностью завершена и активно продолжается

усилиями ассириологов многих стран.

----------------------------------------------------------------------------

----

ЮСМ; ААР.

ЛЭС/БЭС (Статьи: Письмо. Пиктография. Идеограмма. Логограмма. Иероглифы.

Клинопись. Гетерограмма. Гетерография. Шумерский язык. Аккадский язык).

Для дополнительного (факультативного) чтения

Asian and African Languages: Sumerian

Dictionaries: English-Sumerian

Earth History (Sumeria)

Ethics of Sumer, Babylon, and Hittites

Gilgamesh

Sprachen und Kulturen des Alten Orients

Sumeria History

Sumerian and Indo-European

Sumerian Literature. Epic of Gilgamesh

Sumerian topics: Sumeria and Akkadia

Sumerian-Turkish Comparison List

Universitaetsbibliothek Heidelberg

Аккадский (вавилонско-ассирийский) язык

Assyrologie

Bibliotheken in Mesopotamien und Aegypten

Codex Hammurapi -- Textstellen

Encyclopedia Britannica: Babylonia

Китайское письмо

Китайское письмо использует иероглифы, с помощью которых записываются слова

или морфемы. В звуковом отношении иероглиф соответствует тонированному

слогу. Подавляющее большинство слов китайского языка одноморфемны, вместе с

тем границы морфемы совпадают с границами слога, так что в принципе можно

говорить о словоморфеме и слогоморфеме. К тому же слог выступает в качестве

минимальной конститутивной фонологической единицы, приближаясь по своим

функциям к фонеме неслоговых языков. Это обстоятельство и обусловило

исключительную устойчивость логографического по своему типу китайского

письма на протяжении тысячелетий.

Написание иероглифа включает в себя от одной до 28 стандартных черт,

которые составляют в каждом из знаков особую комбинацию.

Древнейшие иероглифы возникли как пиктограммы. Но способы их начертания и

их облик неоднократно менялся в сторону большего упрощения и схематизации.

См. таблицу, в которой в верхней строке показан начальный облик иероглифов,

а в нижней - их более поздний вид.

Древнекитайский текст выглядел следующим образом:

В китайском письме насчитывается около 50 тысяч графем. В современном

обиходе китайцы используют около 4-7 тысяч знаков. Среди них есть и

простые, и сложные (комбинированные). Около 1500 иероглифов представляют

собой пиктограммы и идеограммы. Ср. "говорящие" иероглифы: 'вниз' -

'вверх' . В иероглифе 'король' верняя горизонтальная черта символизирует

небо, нижняя - землю, средняя - человека, который от имени неба управляет

землёй. В их числе простые знаки для слов, обозначающих реалии: 'дерево',

'гора', 'верх', 'низ'. Сюда же входят комбинированные знаки с более

абстрактными значениями: 'человек' + 'дерево' = 'отдыхать', 'солнце' +

'луна' = 'ясный, светлый'.

Большинство иероглифов являются фонограммами. Они включают в свой состав

семантические ключи, намекающие на значение данной слогоморфемы, и

фонетические детерминативы (фонетики), передающие точную или

приблизительную информацию о звучании этой слогоморфемы. Так, в китайском

языке слог ma может быть тонирован четырьмя способами, и каждый из четырёх

тонированных слогов имеет своё значение: ma 1 'мама', ma 2 'конопля', ma 3

'конь', ma 4 'ругать'. Иероглиф для 'мама' содержит в своём составе ключ

'женщина' и знак 'лошадь' в качестве фонетика. В словарях иероглифы

располагаются по ключам. Их число составляет 214.

Особую категорию составляют так называемые "заимствованные" иероглифы. Это

знаки, которые уже не используются в прежнем, прямом значении: с их помощью

записываются другие слова, имеющие отвлечённое значение.

Китайская письменная традиция всегда предъявляла высокие требования к

каллиграфии. Обучение ей занимает много места в школьном преподавании. С

течением времени были выработаны рекомендации, касающиеся порядка

начертания черт, из комбинации которых строится иероглиф.

Ниже следует образец каллиграфического письма.

Поскольку многие иероглифы одинаково хорошо служат для записи слов,

звучание которых существенно различается по диалектам или изменилось с

течением времени, китайское письмо обеспечивает взаимопонимание между

представителями разных диалектов и даёт возможность образованному китайцу

читать не только современные, но и древние тексты. По той же самой причине

оно длительное время широко использовалось в Японии, Корее и Вьетнаме. В

японское письмо вошли многие китайские иероглифы для обозначения корневых

морфем, в то время как для перадачи грамматических морфем были изобретены

знаки слоговых азбук.

Сложность изучения иероглифической системы часто стимулировало попытки

создания буквенно-звуковых алфавитов. Сейчас в КНР и за её пределами

используется транскрипционный алфавит на латинской основе, включающий 26

графем. Но этот алфавит употребляется ограниченно: в обучении языку, в

телеграфной связи, Интернете и электронной почте.

----------------------------------------------------------------------------

----

----------------------------------------------------------------------------

----

Семитские системы письма

Алфавитные (буквенно-звуковые) системы письма возникли из слоговых

(силлабических). Слоговой же тип начал формироваться ещё внутри

логографических систем, когда рядом со знаками-логограммами стали

появляться знаки-фонограммы или же одни и те же знаки использовались то как

логограммы, то как силлабограмы. Такая эволюция наблюдалась в письме

египетском, шумерском, аккадском, критском, кипро-минойском. Логограммы уже

господствовали в письме древнеперсидском, эламском, хурритском, урартском.

Знаки для слогов создавались в разных системах письма.

Важен сам принцип обозначения слогов. К середине 2-го тыс. до н.э. на

Ближнем Востоке и в Египте выявилось 3 таких принципа:

1) принцип, использованный в аккадском письме: знаки для открытых и

закрытых слогов с разными гласными и разными согласными;

2) принцип, который был воплощён в эгейских системах (письмо крито-

микенское, лувийское, библское псевдоиероглифическое): отдельные знаки

только для открытых слогов;

3) принцип, которому следовало египетское письмо: отдельные знаки для

слогов с произвольным или нулевым гласным.

Вот этот последний принцип и смог сыграть решающую роль в становлении новых

систем линейного письма с небольшим количеством знаков. Он воплотился в

западносемитском (или северносемитском) и южносемитском квазиалфавитном

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46