скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Теория Вернадского о ноосфере и биосфере скачать рефераты

Теория Вернадского о ноосфере и биосфере

Оглавление:

Введение 2

1. Живое и косное вещество 4

2. Понятие биосферы. Начало и вечность жизни. 6

3. Вернадский о переходе биосферы в ноосферу: прогноз и реальность. 10

Заключение 17

Литература 18

Введение

История науки знает немало великих имён, с которыми связаны

фундаментальные открытия в области естественных и общественных наук, однако

в подавляющем большинстве случаев это - учёные, работавшие в одном

направлении развития наших знаний. Значительно реже появлялись мыслители,

которые охватывали своим мудрым взором всю совокупность знаний своей эпохи

и на столетия определяли характер научного мировоззрения. Такими были

Аристотель, влияние идей которого закончилось только в эпоху возрождения,

Абу Али Ибн Сина, известный на средневековом Западе под именем Авиценны. В

эпоху возрождения к этой когорте мыслителей правильнее всего отнести

Леонардо да Винчи. В XVIII в. в России выделилась могучая фигура

М.В.Ломоносова, который внёс крупный вклад в развитие астрономии, физики,

химии, геологии, минералогии, был создателем нового русского языка, поэтом,

мастером мозаики и своими трудами определил мировоззрение многих поколений.

В XX в. такой же по значению величиной в области естественных наук

стал Владимир Иванович Вернадский. На его принадлежность к своей сфере

могут претендовать и естествоиспытатели самых различных направлений, и

приверженцы точного экспериментально проверяемого знания, и историки науки

и человеческой мысли, и науковеды, и, конечно, философы-гуманисты,

социологи. Он, несомненно, принадлежал к тем немногим в истории не только

своего народа, но и человечества, кому было по силам охватить могучим умом

целостность всей картины мира и стать провидцем.

Труды В.И.Вернадского не только внесли огромный вклад в развитие

многих разделов естествознания, но и принципиально изменили научное

мировоззрение XX века, определили положение человека и его научной мысли в

эволюции биосферы, позволили по-новому взглянуть на окружающую нас природу

как среду обитания человека, поставили много актуальных проблем и наметили

пути их решения в будущем.

Одно из величайших достижений естествознания XX в. - учение

Вернадского о биосфере, области жизни, объединяющей в едином взаимодействии

живые организмы (живое вещество) и косное вещество. Первым начал

разрабатывать эту тему учитель Вернадского В.В.Докучаев. Он же обратил

внимание на единство материальной и духовной культуры людей с окружающей

природной средой. Но если Докучаева волновали в первую очередь практические

аспекты этой проблемы, то Вернадский постарался создать теоретически

стройную концепцию перехода биосферы в ноосферу в результате разумных

преобразований человеком - на основе науки - среды жизни.

В данной работе рассматриваются введённые В.И.Вернадским понятия

живого и косного вещества, составляющих биосферу, живых, косных и биокосных

природных тел. Рассматривается подход В.И.Вернадского к проблеме

возникновения жизни. Анализируется концепция перехода биосферы в ноосферу в

современный период.

1. Живое и косное вещество

Фундаментом научного мировоззрения В.И.Вернадского служит понятие

живого вещества. В работе "Несколько слов о ноосфере" он пишет: "Стоя на

эмпирической почве, я оставил в стороне, сколько был в состоянии, всякие

философские искания и старался опираться только на точно установленные

научные и эмпирические факты и обобщения, изредка допуская рабочие научные

гипотезы. В связи со всем этим в явления жизни я ввёл вместо понятия

"жизнь" понятие" живого вещества", сейчас, мне кажется, прочно

утвердившееся в науке. "Живое вещество" есть совокупность живых организмов.

Понятие "жизнь" всегда выходит за пределы понятия "живое вещество" в

области философии, фольклора, религии, художественного творчества. Это всё

отпало в живом веществе." [1, с.508].

Согласно представлениям Вернадского, живые организмы без пропусков

заполняют всю поверхность планеты. Размножением, питанием и дыханием они

создают определённое давление на среду, меняют течение всех химических

реакций, участвуют в круговороте всех химических элементов. Они выполняют в

биосфере строго определённые биогеохимические функции для поддержания жизни

на Земле.

Более подробно В.И.Вернадский определяет понятие живого вещества в

работе "О коренном материально-энергетическом отличии живых и косных

естественных тел биосферы". Он отмечает два различных подхода к изучению

явлений жизни - биогеохимический подход, когда живого вещество

рассматривается как математически выраженная совокупность средних живых

организмов, и подход других биологических наук, где изучается главным

образом отдельные усреднённые живые организмы. Кроме того, вводятся понятия

однородного живого вещества (родовое, видовое и т.п.) и неоднородного

живого вещества (лес, степь, биоценоз вообще), являющегося смесью

однородных живых веществ.

Наряду с живым веществом В.И.Вернадский вводит понятие косного

вещества: "Материально-энергетическое вещество, строящее биосферу, резко

неоднородно. Мы в нём с этой точки зрения должны различать главную массу

вещества её, не входящую в живое вещество; вещество, которое я буду

называть косным, не живым." [2,с.430]. Таким образом, косное вещество -

горные породы, жидкие и газообразные тела, в совокупности с живым веществом

образуют биосферу. Между живым и косным веществом существует непрерывно

идущая связь во время дыхания, питания, размножения живого вещества:

миграция атомов из косных тел биосферы в живые и обратно.

Кроме понятий живого и косного вещества В.И.Вернадский выдвигает

понятия о живых природных (естественных) телах (например, растение, жук, и

т.п.), косных телах (например, горная порода, кварц и т.п.) и биокосных

телах (например, почва, озёрная вода и т.п.). Если понятия живого и косного

тел природы В.И.Вернадский относит к бытовым, исторически понятным на

основе "здравого смысла, то понятие биокосного тела, как он считает,

нуждается в определении. "Биокосные естественные тела характерны для

биосферы. Это закономерные структуры, состоящие из косных и живых тел

одновременно (например, почвы), причём все их физико-химические свойства

требуют - иногда чрезвычайно больших - поправок, если при их исследовании

не учтено проявление находящегося в них живого вещества." [2, с.435].

2. Понятие биосферы. Начало и вечность жизни.

В своей работе "Очерки геохимии" Вернадский пишет: "Живое вещество

более или менее непрерывно распространено на земной поверхности, оно

образует на ней тонкий, но сплошной покров, в котором концентрирована

свободная химическая энергия, выработанная им из энергии Солнца. Этот слой

есть земная оболочка, которую знаменитый австрийский геолог Э.Зюсс почти 60

лет назад назвал биосферой и которая представляет одну из самых характерных

черт организованности нашей планеты. Только в ней сосредоточена та особая

форма нахождения химических элементов, которую мы назвали живым веществом."

[3, с.115]. В книге "Химическое строение биосферы Земли и её окружения" он

пишет по этому поводу: "Биосфера и её приближённый синоним - Лик Земли -

оба понятия, введённые Э.Зюссом, но сейчас коренным образом изменённые

ходом дальнейшего исследования, ярко определяют основные черты поверхности

нашей планеты: близость к Космосу, не повторяющуюся на нашей Земле, и

существование исключительно на ней живого вещества. "Лик Земли" - картина

Земли, если смотреть на неё из просторов Космоса." [4,с.156].

Наиболее распространённым и вместе с тем наиболее однобоким является

представление о биосфере только как о современной живой плёнке (условно -

оболочке) планеты, т.е. о достаточно автономной совокупности всех

организмов (животных, растений, бактерий), населяющих поверхность Земли и

её гидросферу и проникающих в той или иной мере в приповерхностные зоны

атмосферы и литосферы. Такая биосфера сложным образом соотносится с тремя

другими геосферами Земли, что только усиливает иллюзию её автономности.

Биосфера в духе геологического миропонимания Вернадского имеет неизмеримо

большую глубину и характеризуется большим количеством фундаментальных

параметров.

Б.С.Соколов пишет: "Величайшая заслуга Вернадского в том, что он,

используя, по существу, весьма образную метафору, вложил в понятие

"биосфера" совершенно новый смысл. Его учение о биосфере - несомненно, одно

из крупнейших обобщений естествознания XX в. Ни Ж.Б. Ламарк, ни Э.Зюсс, ни

Й. Вальтер - никто из естествоиспытателей XIX в., рассуждавших о "сфере

жизни", даже в отдалённой мере не мог предвидеть фундаментального значения

развившегося позднее понятия биосферы для жизни современного человечества.

Оно неизмеримо шире таких расплывчатых, хотя и модных понятий, как"

окружающая среда", "географическая оболочка" и .т.п." [5, с.7].

Определяя биосферу, Вернадский пишет: "Э.Зюсс (1831 - 1914) и геологи

того времени могли смотреть и на проявление жизни и на Лик Земли, как на

независимые друг от друга явления. Сейчас для нас ясно, что Лик Земли не

является результатом "случайных явлений", а отвечает определённой резко

ограниченной геологической земной оболочке - биосфере - одной из многих

других, имеющих определённую структуру, характерную для земных планет." [4,

с.156].

С.Соколов пишет: "Биосфера - не статическая структур" оболочки жизни",

выступающая как извечная данность окружающего нас мира, а прежде всего

геобиоисторический процесс - многомерная сфера развёртывания этого процесса

- от гипотетических начал во Вселенной (менее вероятно - специфически

только на Земле) к конкретным биогеохимическим циклам и эволюции живых

систем на нашей планете и далее - до почти "апокрифической" экспансии

единственного из полутора миллионов видов, который разорвал стихийно

складывающийся сотнями миллионов лет весь стиль энергетического баланса

планеты." [5, с.10]. В работе "Об условиях появления жизни на Земле",

вышедшей в 1931 г. В.И.Вернадский ставит вопрос о первом появлении жизни,

издавна волновавший философов. Однако он пытается разрешить этот вопрос не

как философ, а как учёный. При этом, как считает Вернадский, можно научно

подойти к решению этой проблемы, но не во всей её полноте. "Это необходимо

учитывать и резко определять область, которая подлежит в данное время

научному ведению. Этой областью не будет решение вопроса о механизме

зарождения или появления жизни на нашей планете, абиогенеза, например, но

ею может являться определение условий, в которых такое появление или

зарождение единственно возможно." [6, с.403]. Здесь же даётся определение

научной постановки проблемы: "Под научной постановкой проблемы я

подразумеваю такую постановку, которая сводит всю проблему, или отдельные,

логически непреклонно с ней связанные следствия к форме, допускающей точную

проверку научным опытом или научным наблюдением".

В.И.Вернадский подчёркивает два важнейших, с геологической точки

зрения, положения: во-первых, планетный, геологически закономерный характер

жизни, и, во-вторых, теснейшую связь всех геологических процессов в

биосфере с деятельностью живого вещества. Таким образом, понимание жизни

как планетного явления приводит к представлениям о прямой зависимости

существования биосферы от условий, созданных геологическими (в широком

смысле слова) процессами.

Таким образом, Вернадский сводит проблему зарождения жизни к проблеме

возникновения биосферы, т.е. к определению тех условий, при которых

возможно осуществление биогеохимических функций биосферы. Он считает, что

такие условия могли возникнуть после выделения Луны из Земли и образования

Тихого океана. В.И.Вернадский пишет: "...Первое появление жизни при

создании биосферы должно было произойти не в виде одного какого-нибудь вида

организма, а в виде их совокупности, отвечающей геохимическим функциям

жизни. Должны были сразу появиться биоценозы." [6, с.419]. При этом он

допускает в качестве механизма возникновения жизни как абиогенез

(зарождение вне живого), так и проникновение живого вещества извне, из

космоса. Абиогенез, как считает Вернадский, несмотря на то, что мы не

наблюдаем сейчас его проявлений, мог существовать в определённых условиях

до появления биосферы.

Интересно, что в работе "Начало и вечность жизни", вышедшей в 1922 г.

В.И.Вернадский анализирует различные механизмы возникновения жизни и

приходит к выводу, что жизнь могла быть вечной, не иметь начала: "Указание

на логическую необходимость признания начала для эволюционного процесса

имеет скорее философский, чем научный интерес. В конце концов, мы так же

мало можем говорить о начале, как и о конце эволюционного процесса. "Причём

одной из причин всеобщего признания в науке необходимости начала жизни

Вернадский считал проникновение в науку философских построений, в

частности, материализма, который, как он считал, "является историческим

пережитком в современной философии" [7,с.112].

По мнению В.И.Вернадского, земная кора - это область былых биосфер.

Биосфера существовала на протяжении геологической истории от криптозоя до

наших дней и была широко проникнута живым веществом.

Б.С.Соколов пишет: "Только введя понятия о "былых биосферах",

"геологической вечности биосферы" и одновременно о "пределах биосферы" как

пространственно-временном поле существования самой жизни, Вернадский создал

новое учение о биосфере - величайший из синтезов современной науки, открыл

новые пути её всё более глубокого познания. Одновременно это учение - и

современная философия естествознания, и руководство к действию, т.е. к

поведению человека в геобиосферной системе, достигшей за многие миллионы

лет определенного равновесия, устойчивости и надёжности." [5,с.10].

Биосфера Вернадского неразрывно связана с его концепцией пространства-

времени, т.е. она трехмерна и геоисторична. Сведение её к современной

жизнедеятельной плёнке планеты не просто обедняет понятие биосферы, а

лишает её самой основы - бесконечной длительности эволюции, сложности

неравномерного исторического развития, его непрерывности, направленности и

необратимости. Нынешний срез биосферы, какой бы сложной и экологически

дробной она нам ни представлялась, в своём вхождении в ландшафты Земли, в

литосферу, в гидросферу (вплоть до человека в космосе) - только вершина

древа - гигантского пути, идущего из геологического прошлого, без знания

которого вся ослепительная красота современной мозаики жизни безродна и

Страницы: 1, 2