скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Татарская свадьба скачать рефераты

Татарская свадьба

Традиционно у тулвинских татар и башкир существовало несколько вариантов

заключения брака. Первым и весьма распространенным вариантом вступления в

брак было похищение девушки - кыз урлау. Такая форма заключения брака

известна у многих народов мира на самых разных ступенях их развития. Прежде

всего, следует уточнить, что мы будем в данном случае понимать под термином

. В научной литературе, посвящённой вопросам семьи и брака, понятию

придаётся различное значение. Так, например, иногда с формами

брака отождествляются такие понятия, как групповой брак, моногамия,

полигамия, полиандрия; иногда же формами брака называют определённый

характер брачных отношений. В первом случае речь идёт главным образом

формах семьи, потому что, говоря парный или полигамный брак, мы имеем в

виду собственно парную или полигамную семью, то есть некую ячейку,

появившуюся уже в результате заключения брака; во втором случае обращается

внимание лишь на внешнюю форму, в которой проявляется заключение брачного

союза.

В нашем представлении под понятием следует видеть нечто

другое, а именно те условия, в силу которых заключается брак. Такими

условиями могут быть или установившаяся на основе обычая традиция, по

которой юноша имеет брачные права на девушку на основании определённых

родовых, вернее, межродовых связей, куда частично могут быть отнесены

некоторые категории кузенных браков, право жениться на вдове умершего брата

(т.е. левират), брак покупкой (т.е. уплата калыма, как непременное условие

брака), брак путём похищения невесты, брак по сватовству, брак отработкой и

т.д.

Следует более подробно описать такую форму заключения брака, как

умыкание невесты. Кыз урлау, то есть насильно увозили девушку без ее

согласия на брак. Для этого парень уговаривал подружек привести ее в

условленное место, где их поджидали сообщники парня. На выбранную девушку

ребята накидывали тулуп и на лошади увозили в дом жениха.

Отмечали, что односельчане девушки или её возлюбленный могли устроить

погоню за похитителем. В случае поимки, его могли жестоко избить или даже

убить. Дабы остаться целым и невредимым похититель мог обесчестить свою

избранницу прямо по дороге в свой дом. Неблагоприятными днями недели для

похищения невесты считались вторник и суббота, благоприятным - четверг.

Прежде, чем привезти девушку к себе, парень заезжал к своим

родственникам, чтобы предупредить их о случившемся. Тетка парня давала что-

нибудь девушке, обычно деньги или какой-то подарок для матери жениха,

поскольку считалось, что входить в чужой дом с пустыми руками нельзя. Когда

парень со своей избранницей заходили в дом, его родители уходили к соседям

или родственникам, оставляя молодых одних. В д.Чалково было зафиксировано

следующее. Украденную девушку родители жениха просили читать молитвы, а

затем спрашивали ее согласия на брак. На следующее утро обязательно

приглашали муллу, после чего молодые официально считались мужем и женой.

Обряд никах в этом случае проводили позднее. После совместной ночи молодым

обязательно топили баню. Этим делом обычно занималась женщина - старшая

сестра жениха или жена его брата, иногда его мать. В тот же день родители

парня отправлялись к родителям девушки, взяв четверть с водкой или

самогоном, конфеты, сладости. Они приходили и сообщали родителям невесты,

что дочь находится у них. Если отец с матерью девушки были не против, то

подарки принимались. Кроме того, бывали случаи, когда, обнаружив пропажу

дочери, родители сами шли искать ее. Обычно предполагали место нахождения

дочери. После обнаружения дочери они могли забрать ее, если парень не

нравился им. В с.Елпачиха отмечали, что родители девушки не искали свою

дочь, поскольку считали ее опозоренной и ненужной им. В тот же день, когда

топили баню, пекли оладьи коймак, причём активное участие в этом принимали

молодые. При такой форме вступления в брак девушка жила с парнем до никах.

Никах - это религиозный обряд заключения брака, на котором обязательно

присутствует мулла. Именно он объявляет молодых мужем и женой и скрепляет

их союз перед богом, а так же узаконивает родственные отношения брачующихся

пред лицом общества. Проведение никах, на наш взгляд связано с

распространением ислама. Это в некоторой степени подтверждает выводы Н.А

Кислякова, который считает, что раньше обходились без никах или же

устраивали его после всех циклов свадебного обряда. Как уже было сказано

выше, на следующий день, а иногда через одну-две недели родители жениха шли

к родителям невесты договариваться о дне проведения никах, самой свадьбы,

обговаривали размеры мэхэр - всё то, что родители жениха отдают за невесту.

Заметим, что термин тулвинские татары и башкиры не употребляют. В

некоторых деревнях, например, в с.Тюндюк заменяли термином

, но последний употребляли значительно реже.

Следующую форму заключения брака можно назвать . Без согласия родителей девушка уходила жить

к своему любимому. Такой брак осуждали, т.к. считали, что таким образом

девушка показывает неуважение к своим родителям. В этом случае свадьба не

устраивалась, но никах обязательно проводился.

Наиболее распространённой формой брака является брак по сватовству -

кинэш иту, ярэшеп алу. В литературе этот брак ещё называют

или . В этом случае парень засылал сватов в дом невесты.

Сватами - яуче могли быть старший брат жениха с женой или другой старший

родственник с супругой. В с.Сараши нами было записано, что сватами могли

быть родители жениха ил бойкие красноречивые женщины. Число сватов обычно

было чётным. Их узнавали по спущенной поверх обуви штанине, причём такой

вид принимали как мужчины, так и женщины. Подобный обычай был зафиксирован

и у других тюркских народов, например, казахов. В очень редких случаях

атрибутом сватов называли деревянную палку. Некоторые исследователи

считают, что это древнейший фаллический символ. Сватать можно было в любой

день кроме вторника. Если сватам на встречу попадался человек с пустыми

вёдрами или вредный сосед, или же чёрная кошка перебежала дорогу, то

сватовство откладывали на другой день. Перед тем, как идти сватать девушку,

сваты заходили к мулле, чтобы он, в свою очередь, одобрил их замысел и

пожелал удачи. Сваты, идя по улице, не показывали, тщательно скрывали свои

замыслы. Объясняли это тем, что злые духи могли помешать намеченному

действию. Штанину спускали непосредственно перед входом в дом. Заходили

обязательно с правой ноги, под матицу не садились во избежании неудачного

исхода дела. Сваты нередко начинали разговор на посторонние темы, а уже

затем переходили к главной цели своего визита. Девушка при сватовстве не

присутствовала, в противном случае закрывала лицо платком. Обычно сваты

приносили с собой сладости, выпечку, их в свою очередь угощали чаем. В

с.Аклуши было записано, что сватовство состояло из трёх этапов. В первый

раз сваты невесту, во второй раз рассказывали о женихе,

восхваляли его достоинство. Лишь на заключительном этапе сватовства вместе

со сватами приходили родители парня. При удачном окончании данного визита

стороны обговаривали сроки проведения свадьбы, уточняли размеры мэхэр,

приданного. Девушка оставалась в родительском доме до тех пор, пока не

выплатят весь мэхэр.

Сваты о цели своего прихода говорили в иносказательной форме, поскольку

оно считалось магическим средством обмана и запутывания злых сил. Одной из

распространённых фраз была следующая: "Бездэ кемеш, сезда - алтын, аларны

бергэ кушыйк." (перевод: У нас есть серебро, у вас - золото, давайте

соединим их в одно целое.) Такого рода иносказания были характерны и для

русского свадебного обряда. Согласия девушки не спрашивали, всё решали её

родители. Если жених не нравился, либо был беден, или же снискал себе

неблагоприятную репутацию, то ему, как правило, отказывали. В с.Сараши в

таком случае говорили: (перевод: Не отдадим дочь, уходите, топор и вилы готовы у

двери.) Если родители девушки были согласны, то они назначали день

проведения никах, обговаривали сроки свадебного пира и устанавливали мэхэр.

В состав мэхэр входили следующие предметы: золотые украшения, комплект

зимней и летней одежды, домашняя утварь, посуда, постельное бельё, мёд,

масло, определённая сумма денег - тарту акча - для родителей невесты. В

свою очередь и девушку не отпускали с пустыми руками, ей готовили приданое,

которое тулвинские татары и башкиры называли бирнэ. Приданое состояло из

лошади со всеми необходимыми принадлежностями (сбруя, телега, кошёвка, сани

и др.), тёлки или овцы, как правило яловых, для благосостояния будущей

молодой семьи. Обязательной, главной частью приданного был сундук, в

котором девушка хранила свои вещи, украшения, памятные ей предметы. При

переезде в дом мужа молодая жена обязательно выставляла сундук для

всеобщего обозрения. Вообще, выходить замуж без сундука считалось большим

позором для семьи девушки.

Кроме того, в приданое входили: две подушки, пара перин, ябу тун

(своеобразный матрац, сшитый из 5-6 овечьих шкур), одеяла, половики,

занавески. Отмечали, что богатые готовили приданое с раннего возраста, а

бедные и без него шли замуж.

Итак, через 1-2 недели после сватовства, обычно в четверг или в пятницу

во второй половине дня в доме невесты проводили никах туй (иногда никах

заменяли синонимом кэбен). Единственным запретом на проведение никах был

пост в месяц Рамазан по мусульманскому календарю. Можно провести параллель

с русской свадебной традиции, согласно которой свадьбы в пост не играли. В

более ранней традиции жениху и невесте до никах запрещали жить вместе. Но

постепенно, со временем этот запрет смягчался и брачующиеся стали всё чаще

нарушать данный запрет и вступали в супружеские отношения.

В этом случае мать жениха заставляла невесту опускать руки в муку, желая

тем самым богатой и счастливой жизни в браке.

На обряд никах приглашали только близких родственников с обеих сторон.

Во время этого обряда мужчины и женщины сидели отдельно в разных комнатах.

Если такой возможности не было, то комнату делили на две части при помощи

занавески. Все гости на никах туй были с покрытой головой: женщины в

платках, мужчины в тюбетейках. Брачующиеся сидели на мужской половине. Но

некоторые информаторы говорили, что раньше жених с невестой на никах туй не

присутствовали. Тоже самое можно сказать и о русском свадебном обряде,

когда свадьбу играли без жениха и невесты. Мулла, который был одним из

главных действующих лиц на этом обряде, садился напротив молодых, иногда

рядом с женихом и читал соответствующие для данного случая молитвы. Затем,

согласно предписаниям ислама, он трижды спрашивал у парня, потом у девушки

согласия на брак, после чего объявлял их мужем женой. Кроме того, мулла во

всеуслышание объявлял размеры мэхэр.

Естественно, что и на этом этапе свадебного обряда существовали свои

запреты, обереги. Так, во время никах нужно было вести себя тихо,

запрещалось шуметь, входить и выходить из дома, двери закрывали, окна

завешивали шторами.

После официальной части начинался обмен подарками. Сначала матери

жениха и невесты дарили мулле полотенце и намазлык - коврик для совершения

намаза, а также давали деньги. Далее стороны начинали обмениваться

подарками. Родители жениха одаривали всех присутствующих родственников

невесты, а родители невесты, соответственно - всех родственников жениха.

Женщинам и девушкам обычно вручали платок, отрез на платье, ленты; мужчинам

дарили носовые платки, рубашки. Жених дарил невесте платье, платок, камзол,

читек - сапожки с каблуком или без него с узором из разноцветных кусочков

кожи. Невеста в свою очередь дарила жениху тюбетейку, штаны и вышитые

портянки и рубашку. На никах туй и до окончания свадебного обряда невеста

была с закрытым лицом, так как нельзя было показывать лицо, да и другие

части тела старшим родственникам мужа. Подобного рода запреты и избегание

между невесткой и родственниками мужа известны многим народам Средней Азии,

в частности, киргизам, казахам, узбекам, таджикам. Если во время никах туй

молодую взял за руку другой мужчина или посмотрел ей в лицо, то брак

немедленно расторгался. Невеста показывала лицо на свадьбе, за что ей

давали подарки, этот обычай известен и другим группам татар, в частности,

мишарям, пермским татарам, а также русским, удмуртам. Кроме того, так

поступали казахи и каракалпаки. Что касается угощений, то сначала подавали

чай, затем шурпу- суп из домашней лапши, картошку с мясом, и снова чай со

сладостями, различной выпечкой. Спиртное не употребляли, позже стали пить

брагу, но только после ухода муллы.

В с.Сараши был записан следующий обычай. На никах туй после объявления

жениха невесты мужем и женой, после угощения в доме устраивали чаршау: в

комнате девушки кыз булмэ кровать завешивали пологом, который назывался

чаршау. Ткала, шила, вышивала его сама невеста. Если не было отдельной

комнаты, то кровать ставили в центре дома. Постель готовила женщина

счастливая в браке. Часто эту функцию выполняла кыз жинги - жена старшего

брата или дяди невесты. Она стелила от 3 до 7 перин. По их количеству жених

определял, сколько ночей он мог оставаться в доме невесты.

После каждой ночи убирали по одной перине. Итак, в чаршау заходил жених

и ждал невесту. У входа в чаршау стояли двое друзей жениха - кияу

егетлэре. В это время несколько парней подводили невесту к чаршау и

подкидывали её в объятия жениха. Обычай подкидывания в чаршау, но только

жениха, устраивали во время самого свадебного пира - зур туй (большая

свадьба). Но вышеописанный обычай, на наш взгляд, более архаичен, потому

что раньше весь свадебный пир ограничивался никах туй.

На следующее утро после никах туй молодым обязательно топили баню.

Обрядовая баня- распространённый эпизод в свадебном обряде у многих

народов. В основе его лежат магические воззрения людей, связанных с верой в

очистительную силу воды, а у башкир вода имеет ещё и чадодарующую функцию.

Но нужно отметить, что у тулвинских татар и башкир баня не выполняла ту

ритуальную функцию, которая была характерна для русского свадебного обряда.

Баню обычно топила кыз жинги или мать невесты. Жених в знак благодарности

оставлял деньги либо подарок тому, кто готовил баню.

Если жена оказалась нечестной, то муж оставлял на банном окошке

проколотые монеты или же делал дырочку в занавеске банного окна. Нередко

муж прокалывал одеяло, изрезал его на куски, оставлял проколотые монеты под

периной, прокалывал чаршау. В некоторых случаях, если жена оказалась не

девственной, муж отвозил ее обратно родителям и говорил: . После

бани пекли оладьи - коймак. Жена после никах могла уйти в дом мужа, но в

Страницы: 1, 2