скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Шпоргалка по Культурологии скачать рефераты

законы, вырывавшиеся плебеями у их противников, что обусловило особую роль

права в жизни общества. Обе стороны использовали в своих интересах религию,

первоначально очень близкую к праву. Тесная связь религии с правом, с

политической борьбой, с одной стороны, повышала ее значение в жизни

общества, с другой — способствовала ее формализации, детализации различных

способов общения с богами, узнавания их воли. Это исключало полет фантазии

и собственную инициативу в религиозной сфере, не ставшей источником

поэтического творчества. Упомянутые различия во многом определили путь

освоения римлянами греческой культуры. Не удивительно, что здесь мы

сталкиваемся с интересным феноменом — если греческое искусство и литература

благополучно были “пересажены” на римскую почву, то греческая математика и

логика на ней не прижились. Логика перестала быть моментом научного поиска,

логические знания античности как бы “засыхали” в силу интеллектуального

уровня “потребителей” римской культуры, их практичности и трезвости. В

результате произошло обеднение развитых логических традиций, для ранних

латинских переводов характерны поверхностность и путаница в терминологии.

Все это объясняется спецификой римской культуры: сила, а не утонченность,

мощь, а не быстрота, массивность, а не красота, утилитарность, а не

гармония в обыденной жизни, факт, а не воображение доминируют в искусстве;

беспощадно реалистичный портят в живописи, величественная скульптура

характерны для нее. “Сила, облеченная в величие”, — вот римский идеал,

который блокировал развитие логики и математики. Ясно, что постепенно

формировавшаяся греко-римская, античная культура по мере увеличения римской

державы, превратившейся в Римскую империю, не только распространилась в

римских провинциях, но и сама вобрала в себя достижения культур этрусков,

западных и восточных народов. Однако, впитывая иные культурные ценности и

образцы, римская культура эволюционирует в своей социальной логике,

сохраняя на разных этапах эволюции свою целостность и, заимствуя лишь то,

что этой целостности не противоречит.

Вопрос 31 Византийское искусство. Византийская империя возникла на рубеже

двух эпох — крушения поздней античности и рождения средневекового общества

в результате разделения Римской империи на восточную и западную части.

После падения Западной Римской империи концепция всемирного римского

владычества, титул императора и сама идея мировой монархии, а также

традиции античной образованности уцелели только на Востоке — в Византийской

империи. В ранний период наивысшего расцвета она достигла в правление

императора Юстиниана 1 (527—565). Увеличение территории Византийской

империи почти вдвое, широкие законодательные и административные реформы,

развитие ремесла и торговли, расцвет науки и других сфер культуры — все это

знаменовало превращение Византии при Юстиниане вновь в самое могущественное

государство Средиземноморья. Географическое положение Византии, раскинувшей

свои владения на двух континентах — в Европе и Азии, а порою простиравшей

свою власть и на области Африки, делало эту империю как бы связующим звеном

между Востоком и Западом. Постоянное раздвоение между восточным и западным

миром, скрещение азиатских и европейских влияний (с преобладанием в

отдельные эпохи то одних, то других) стали историческим уделом Византии.

Смешение греко-римских и восточных традиции наложило отпечаток на

общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи,

культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим

историческим путем, во многом отличным от судеб стран, как Востока, так и

Запада, что определило и особенности ее культуры. В истории европейской, да

и всей мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое место,

для нее характерны торжественная пышность, внутреннее благородство,

изящество формы и глубина мысли. В течение всего тысячелетнего

существования Византийская империя, впитавшая в себя наследие греко-

римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр

своеобразной и поистине блестящей культуры. Кроме того, вплоть до XIII в.

Византия по уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни

и красочному сверканию предметных форм культуры, несомненно, находилась

впереди всех стран средневековой Европы. Особенности византийской культуры

состоят в следующем: 1) синтез западных и восточных элементов в различных

сферах материальной и духовной жизни общества при господствующем положении

греко-римских традиций; 2) сохранение в значительной степени традиций

античной цивилизации, послуживших основой развития в Византии

гуманистических идей и оплодотворивших европейскую культуру эпохи

Ренессанса; 3) Византийская империя в отличие от раздробленной

средневековой Европы сохранила государственные политические доктрины, что

наложило отпечаток на различные сферы культуры, а именно: при все

возрастающем влиянии христианства никогда не затухало светское

художественное творчество; 4) отличие православия от католичества, что

проявлялось в своеобразии философско-богословских воззрений православных

теологов и философов Востока, в догматике, литургике, обрядности

православной церкви, в системе христианских этических и эстетических

ценностей Византии. Становление византийской культуры происходило в

обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было

время складывания идеологии византийского общества, оформления системы

христианского миросозерцания, утверждавшегося в острой борьбе с

философскими, этическими, эстетическими и естественнонаучными воззрениями

античного мира. В патриотической литературе ранневизантийской эпохи, в

трудах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в

речах Иоанна Златоуста, где закладывался фундамент средневекового

христианского богословия, мы видим сочетание идей раннего христианства с

неоплатонической философией, парадоксальное переплетение античных

риторических форм с новым идейным содержанием. Каппадокийские мыслители

Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин закладывают

фундамент византийской философии. Их философские построения уходят корнями

в древнюю историю эллинского мышления. В центре патриотической философии

находится понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание

космоса, а, следовательно, мира и человека. У Григория Нисского эта

концепция порой приближается к пантеизму.

Вопрос 33 Периодизация и основные характерные особенности культуры

западного Средневековья. Сред.и веками в к-рологии наз. длительный период(

охватывает более тысячелетия ) в истории Зап. Европы между античностью и

новым временем. выделяют 3 периода развития: 1) Раннее средневековье -

новые западные европейцы принимали христианство, кот. в Р. было гос-ной

религией, на территории бывшей римской империи формировались новые гос.

формирования, создававшиеся варварами. Р-ская империя распалась на

множество герцогств, графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих

уделов. Их властители были вполне суверенными хозяевами и не подчинялись

никаким импер-рам или королям. Официальной идеологией католицизма

становится аскетизм. В большинстве гос-в Зап. Европы еще сохраняются

традиции античной духовной к-ры. Школы, сущ-щие при монастырях,

культивировали «7 свободных искусств», ориентируясь на те знания, кот.

требовало феодальное общество. В школах сохранялось латинское богослужение,

латинский язык с эл-тами лит-рного образования, необходимый для усвоения

Писания; 2) Высокое(классическое) средневековье - Европа начала

преодолевать затруднения Раннего периода и возрождаться. С 5в.

сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные гос.

структуры и собирать сильные армии. В рез-те зап. христиане завоевали

господство на средиземном море и его о-вах. Наступившая стабильность

обеспечила быстрый подъем городов и общей эк-ки. Общ-во утратило черты

варварства, в городах расцветает духовная жизнь. На базе традиций Др. Рима

и варварских племен возникло романское, а затем готическое иск-во,

развивались театр, музыка скульптура, живопись и лит-ра. Ученые получили

возможность с трудами античных греч. и эллинистических ф-фов, прежде всего

Аристотеля. Впоследствии зародилась ф-фская система средневековья

схоластика - тип религиозной ф-фии, для которой хар-рно подчинение

теологии. В центре внимания теологов было соотношение веры и знания. С

именем П. Абеляра связывают появление понятия свободомыслия.; 3) Позднее

средневековье - продолжилось формирование европ. к-ры, но ход его был

далеко не гладким. Зап. Европа неоднократно переживала великий голод,

многочисленные эпидемии принесли много чел-ких жертв. Сильно замедлила

развитие к-ры столетняя война. Но после войны наладилось ремесло, с/х и

торговля, возникли новые условия для подъема духовной жизни науки, ф-фии,

иск-ва, особенно в Сев. Италии. Это вело к так наз. Воз-нию или Р-су. В

Зап. Европе происходят глубокие соц.-к-рные изменения. Средневековая

символика нашла свое отражение в ар-ре и христианской литургии.

Доминирующим принципом в ар-ре стала символика числа. В религиозных обрядах

используются эл-ты театра. В 10в. появляются народные путешествующие

актеры и певцы. Праздники карнавального типа были распространены по всей

Европе, но особенного разнообразия форм они достигли в романских

странах(Франция). Против монополии церкви в духовной сфере впервые

выступила новая городская к-ра. С развитием образования в городах и замках

складывается светская к-ра, отделившаяся от церковной. Во Франции и

Германии развивается придворно-рыцанская лит-ра, направленная своим смыслом

против аскетизма церковной лит-ры. Основные ее жанры - лирика и роман. В

них воспевали высокие чувства к даме сердца. Первыми куртуазными лириками

были трубадуры( провансальские поэты-певцы). Влияние народного творчества

отразилось в эпоса средневековья.

Вопрос 34 Искусство западного Средневековья. В XII—XIII вв. под влиянием

школьного и университетского образования в городах Западной Европы

развивалась латинская литература (на церковные и светские сюжеты):

стихотворения с описанием природы и обличительные произведения, осуждающие

пороки духовенства. Особое место в этой литературе занимала поэзия вагантов

(vagantus (лат.) — “бродячие”), появившаяся в Германии, Франции, Англии и

Северной Италии. Расцвет поэзии вагантов совпал с развитием школ и

средневековых университетов; носителями этой поэзии были бродячие студенты.

Их вольнодумная, озорная поэзия была очень далека от аскетических идеалов

средневековья; ваганты шли по пути создания чисто светской литературы. Они

воспевали беспечное веселье, свободную жизнь: “Бросим все премудрости,

побоку учение, наслаждаться в юности — наше назначение...” Очень остро в их

поэзии звучали сатирические антиклерикальные ноты; они резко обличали

римско-католическую церковь: “Рим и всех и каждого грабит безобразно;

пресвятая курия — это рынок грязный!” В XI—XII вв. оформился и был записан

героический эпос, который до этого передавался только в устной традиции.

Героями народных сказаний были обычно воины, защищавшие свою страну и свой

народ; в эпических сказаниях воспевались храбрость, сила, верность,

воинская доблесть. Записанный в условиях феодализма, героический эпос

испытал на себе влияние рыцарских и церковных представлений: героями эпоса

всегда были преданные вассалы своих сюзеренов, защитники христианства.

Величайшим памятником французского эпоса является “Песнь о Роланде”.

Крупнейшим памятником немецкого героического эпоса является “Песнь о

Нибелунгах” (1200). В основе эпоса лежат древние германские сказания времен

“великого переселения”, историческая основа произведения — гибель

Бургундского королевства, разрушенного гуннами в 437 г. В XI—XII вв.

сложился морально-этический образ рыцаря, отличавшегося светским

характером, чуждым аскетизму. Рыцарь должен молиться, избегать греха,

высокомерия и низких поступков, он должен защищать церковь, вдов и сирот, а

также заботиться о подданных. Он должен быть храбрым, верным и не лишать

никого его собственности; воевать он обязан лишь за правое дело. Он должен

быть заядлым путешественником, сражающимся на турнирах в честь дамы сердца,

повсюду искать отличия, сторонясь всего недостойного; любить своего

сюзерена и оберегать его достояние; быть щедрым и справедливым; искать

общества храбрых и учиться у них свершению великих деяний по примеру

Александра Македонского. Этот образ получил отражение в рыцарской

литературе. Рыцарская поэзия возникла на юге Франции, где сложился очаг

светской культуры в средневековой Западной Европе. В Лангедоке получила

широкое распространение лирическая поэзия трубадуров на провансальском

языке. При дворах феодальных сеньоров появилась куртуазная поэзия,

прославлявшая интимные чувства и культ служения “прекрасной даме”. Этот

культ занимал центральное место в творчестве трубадуров — провансальских

поэтов, среди которых были рыцари, крупные феодалы, короли, простые люди.

Поэзия трубадуров имела много самых разнообразных жанров: любовные песни

(одним из ярких певцов был Бернард де Вентадорн), лирические песни,

политические песни (наиболее яркие песни у Бертрана де Борна), песни,

выражавшие скорбь поэта по поводу смерти какого-либо сеньора или близкого

поэту человека, песни-диспуты на любовные, философские, поэтические темы,

плясовые песни, связанные с весенними обрядами.

Особое место в рыцарской литературе принадлежит стихотворной повести на

любовно-приключенческий сюжет, заимствованный из кельтских преданий и

легенд. Главная из них — история короля бриттов Артура и его рыцарей,

живших в V—VI вв. и собиравшихся за круглым столом. Из этих легенд

составился цикл романов, так называемый бретонский цикл о короле Артуре и

святом Граале. Большую роль в развитии буржуазного романа сыграл

французский поэт Кретьен де Труа, создавший романы с таинственными

приключениями героев, заколдованными людьми, чудесными странами. У него

были также произведения, открывавшие новый мир глубоких человеческих

чувств, к ним относится роман о Тристане и Изольде, принадлежавший к кругу

бретонских (кельтских) сказаний. Популярность этого романа в европейской

литературе ХП-Х1П вв. объясняется тем, что центральное место в нем

отводится земной, человеческой любви, привлекавшей внимание средневековых

поэтов. В целом можно сказать, что рыцарская литература, несмотря на ее

ограниченный характер, способствовала развитию средневековой культуры,

появлению интереса к личности человека и его переживаниям. Влияние церкви,

пытавшейся подчинить себе всю духовную жизнь общества, определило облик

средневекового искусства Западной Европы. Основным образцом средневекового

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8