Шпоргалка по Культурологии
законы, вырывавшиеся плебеями у их противников, что обусловило особую роль
права в жизни общества. Обе стороны использовали в своих интересах религию,
первоначально очень близкую к праву. Тесная связь религии с правом, с
политической борьбой, с одной стороны, повышала ее значение в жизни
общества, с другой — способствовала ее формализации, детализации различных
способов общения с богами, узнавания их воли. Это исключало полет фантазии
и собственную инициативу в религиозной сфере, не ставшей источником
поэтического творчества. Упомянутые различия во многом определили путь
освоения римлянами греческой культуры. Не удивительно, что здесь мы
сталкиваемся с интересным феноменом — если греческое искусство и литература
благополучно были “пересажены” на римскую почву, то греческая математика и
логика на ней не прижились. Логика перестала быть моментом научного поиска,
логические знания античности как бы “засыхали” в силу интеллектуального
уровня “потребителей” римской культуры, их практичности и трезвости. В
результате произошло обеднение развитых логических традиций, для ранних
латинских переводов характерны поверхностность и путаница в терминологии.
Все это объясняется спецификой римской культуры: сила, а не утонченность,
мощь, а не быстрота, массивность, а не красота, утилитарность, а не
гармония в обыденной жизни, факт, а не воображение доминируют в искусстве;
беспощадно реалистичный портят в живописи, величественная скульптура
характерны для нее. “Сила, облеченная в величие”, — вот римский идеал,
который блокировал развитие логики и математики. Ясно, что постепенно
формировавшаяся греко-римская, античная культура по мере увеличения римской
державы, превратившейся в Римскую империю, не только распространилась в
римских провинциях, но и сама вобрала в себя достижения культур этрусков,
западных и восточных народов. Однако, впитывая иные культурные ценности и
образцы, римская культура эволюционирует в своей социальной логике,
сохраняя на разных этапах эволюции свою целостность и, заимствуя лишь то,
что этой целостности не противоречит.
Вопрос 31 Византийское искусство. Византийская империя возникла на рубеже
двух эпох — крушения поздней античности и рождения средневекового общества
в результате разделения Римской империи на восточную и западную части.
После падения Западной Римской империи концепция всемирного римского
владычества, титул императора и сама идея мировой монархии, а также
традиции античной образованности уцелели только на Востоке — в Византийской
империи. В ранний период наивысшего расцвета она достигла в правление
императора Юстиниана 1 (527—565). Увеличение территории Византийской
империи почти вдвое, широкие законодательные и административные реформы,
развитие ремесла и торговли, расцвет науки и других сфер культуры — все это
знаменовало превращение Византии при Юстиниане вновь в самое могущественное
государство Средиземноморья. Географическое положение Византии, раскинувшей
свои владения на двух континентах — в Европе и Азии, а порою простиравшей
свою власть и на области Африки, делало эту империю как бы связующим звеном
между Востоком и Западом. Постоянное раздвоение между восточным и западным
миром, скрещение азиатских и европейских влияний (с преобладанием в
отдельные эпохи то одних, то других) стали историческим уделом Византии.
Смешение греко-римских и восточных традиции наложило отпечаток на
общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи,
культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим
историческим путем, во многом отличным от судеб стран, как Востока, так и
Запада, что определило и особенности ее культуры. В истории европейской, да
и всей мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое место,
для нее характерны торжественная пышность, внутреннее благородство,
изящество формы и глубина мысли. В течение всего тысячелетнего
существования Византийская империя, впитавшая в себя наследие греко-
римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр
своеобразной и поистине блестящей культуры. Кроме того, вплоть до XIII в.
Византия по уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни
и красочному сверканию предметных форм культуры, несомненно, находилась
впереди всех стран средневековой Европы. Особенности византийской культуры
состоят в следующем: 1) синтез западных и восточных элементов в различных
сферах материальной и духовной жизни общества при господствующем положении
греко-римских традиций; 2) сохранение в значительной степени традиций
античной цивилизации, послуживших основой развития в Византии
гуманистических идей и оплодотворивших европейскую культуру эпохи
Ренессанса; 3) Византийская империя в отличие от раздробленной
средневековой Европы сохранила государственные политические доктрины, что
наложило отпечаток на различные сферы культуры, а именно: при все
возрастающем влиянии христианства никогда не затухало светское
художественное творчество; 4) отличие православия от католичества, что
проявлялось в своеобразии философско-богословских воззрений православных
теологов и философов Востока, в догматике, литургике, обрядности
православной церкви, в системе христианских этических и эстетических
ценностей Византии. Становление византийской культуры происходило в
обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было
время складывания идеологии византийского общества, оформления системы
христианского миросозерцания, утверждавшегося в острой борьбе с
философскими, этическими, эстетическими и естественнонаучными воззрениями
античного мира. В патриотической литературе ранневизантийской эпохи, в
трудах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в
речах Иоанна Златоуста, где закладывался фундамент средневекового
христианского богословия, мы видим сочетание идей раннего христианства с
неоплатонической философией, парадоксальное переплетение античных
риторических форм с новым идейным содержанием. Каппадокийские мыслители
Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин закладывают
фундамент византийской философии. Их философские построения уходят корнями
в древнюю историю эллинского мышления. В центре патриотической философии
находится понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание
космоса, а, следовательно, мира и человека. У Григория Нисского эта
концепция порой приближается к пантеизму.
Вопрос 33 Периодизация и основные характерные особенности культуры
западного Средневековья. Сред.и веками в к-рологии наз. длительный период(
охватывает более тысячелетия ) в истории Зап. Европы между античностью и
новым временем. выделяют 3 периода развития: 1) Раннее средневековье -
новые западные европейцы принимали христианство, кот. в Р. было гос-ной
религией, на территории бывшей римской империи формировались новые гос.
формирования, создававшиеся варварами. Р-ская империя распалась на
множество герцогств, графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих
уделов. Их властители были вполне суверенными хозяевами и не подчинялись
никаким импер-рам или королям. Официальной идеологией католицизма
становится аскетизм. В большинстве гос-в Зап. Европы еще сохраняются
традиции античной духовной к-ры. Школы, сущ-щие при монастырях,
культивировали «7 свободных искусств», ориентируясь на те знания, кот.
требовало феодальное общество. В школах сохранялось латинское богослужение,
латинский язык с эл-тами лит-рного образования, необходимый для усвоения
Писания; 2) Высокое(классическое) средневековье - Европа начала
преодолевать затруднения Раннего периода и возрождаться. С 5в.
сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные гос.
структуры и собирать сильные армии. В рез-те зап. христиане завоевали
господство на средиземном море и его о-вах. Наступившая стабильность
обеспечила быстрый подъем городов и общей эк-ки. Общ-во утратило черты
варварства, в городах расцветает духовная жизнь. На базе традиций Др. Рима
и варварских племен возникло романское, а затем готическое иск-во,
развивались театр, музыка скульптура, живопись и лит-ра. Ученые получили
возможность с трудами античных греч. и эллинистических ф-фов, прежде всего
Аристотеля. Впоследствии зародилась ф-фская система средневековья
схоластика - тип религиозной ф-фии, для которой хар-рно подчинение
теологии. В центре внимания теологов было соотношение веры и знания. С
именем П. Абеляра связывают появление понятия свободомыслия.; 3) Позднее
средневековье - продолжилось формирование европ. к-ры, но ход его был
далеко не гладким. Зап. Европа неоднократно переживала великий голод,
многочисленные эпидемии принесли много чел-ких жертв. Сильно замедлила
развитие к-ры столетняя война. Но после войны наладилось ремесло, с/х и
торговля, возникли новые условия для подъема духовной жизни науки, ф-фии,
иск-ва, особенно в Сев. Италии. Это вело к так наз. Воз-нию или Р-су. В
Зап. Европе происходят глубокие соц.-к-рные изменения. Средневековая
символика нашла свое отражение в ар-ре и христианской литургии.
Доминирующим принципом в ар-ре стала символика числа. В религиозных обрядах
используются эл-ты театра. В 10в. появляются народные путешествующие
актеры и певцы. Праздники карнавального типа были распространены по всей
Европе, но особенного разнообразия форм они достигли в романских
странах(Франция). Против монополии церкви в духовной сфере впервые
выступила новая городская к-ра. С развитием образования в городах и замках
складывается светская к-ра, отделившаяся от церковной. Во Франции и
Германии развивается придворно-рыцанская лит-ра, направленная своим смыслом
против аскетизма церковной лит-ры. Основные ее жанры - лирика и роман. В
них воспевали высокие чувства к даме сердца. Первыми куртуазными лириками
были трубадуры( провансальские поэты-певцы). Влияние народного творчества
отразилось в эпоса средневековья.
Вопрос 34 Искусство западного Средневековья. В XII—XIII вв. под влиянием
школьного и университетского образования в городах Западной Европы
развивалась латинская литература (на церковные и светские сюжеты):
стихотворения с описанием природы и обличительные произведения, осуждающие
пороки духовенства. Особое место в этой литературе занимала поэзия вагантов
(vagantus (лат.) — “бродячие”), появившаяся в Германии, Франции, Англии и
Северной Италии. Расцвет поэзии вагантов совпал с развитием школ и
средневековых университетов; носителями этой поэзии были бродячие студенты.
Их вольнодумная, озорная поэзия была очень далека от аскетических идеалов
средневековья; ваганты шли по пути создания чисто светской литературы. Они
воспевали беспечное веселье, свободную жизнь: “Бросим все премудрости,
побоку учение, наслаждаться в юности — наше назначение...” Очень остро в их
поэзии звучали сатирические антиклерикальные ноты; они резко обличали
римско-католическую церковь: “Рим и всех и каждого грабит безобразно;
пресвятая курия — это рынок грязный!” В XI—XII вв. оформился и был записан
героический эпос, который до этого передавался только в устной традиции.
Героями народных сказаний были обычно воины, защищавшие свою страну и свой
народ; в эпических сказаниях воспевались храбрость, сила, верность,
воинская доблесть. Записанный в условиях феодализма, героический эпос
испытал на себе влияние рыцарских и церковных представлений: героями эпоса
всегда были преданные вассалы своих сюзеренов, защитники христианства.
Величайшим памятником французского эпоса является “Песнь о Роланде”.
Крупнейшим памятником немецкого героического эпоса является “Песнь о
Нибелунгах” (1200). В основе эпоса лежат древние германские сказания времен
“великого переселения”, историческая основа произведения — гибель
Бургундского королевства, разрушенного гуннами в 437 г. В XI—XII вв.
сложился морально-этический образ рыцаря, отличавшегося светским
характером, чуждым аскетизму. Рыцарь должен молиться, избегать греха,
высокомерия и низких поступков, он должен защищать церковь, вдов и сирот, а
также заботиться о подданных. Он должен быть храбрым, верным и не лишать
никого его собственности; воевать он обязан лишь за правое дело. Он должен
быть заядлым путешественником, сражающимся на турнирах в честь дамы сердца,
повсюду искать отличия, сторонясь всего недостойного; любить своего
сюзерена и оберегать его достояние; быть щедрым и справедливым; искать
общества храбрых и учиться у них свершению великих деяний по примеру
Александра Македонского. Этот образ получил отражение в рыцарской
литературе. Рыцарская поэзия возникла на юге Франции, где сложился очаг
светской культуры в средневековой Западной Европе. В Лангедоке получила
широкое распространение лирическая поэзия трубадуров на провансальском
языке. При дворах феодальных сеньоров появилась куртуазная поэзия,
прославлявшая интимные чувства и культ служения “прекрасной даме”. Этот
культ занимал центральное место в творчестве трубадуров — провансальских
поэтов, среди которых были рыцари, крупные феодалы, короли, простые люди.
Поэзия трубадуров имела много самых разнообразных жанров: любовные песни
(одним из ярких певцов был Бернард де Вентадорн), лирические песни,
политические песни (наиболее яркие песни у Бертрана де Борна), песни,
выражавшие скорбь поэта по поводу смерти какого-либо сеньора или близкого
поэту человека, песни-диспуты на любовные, философские, поэтические темы,
плясовые песни, связанные с весенними обрядами.
Особое место в рыцарской литературе принадлежит стихотворной повести на
любовно-приключенческий сюжет, заимствованный из кельтских преданий и
легенд. Главная из них — история короля бриттов Артура и его рыцарей,
живших в V—VI вв. и собиравшихся за круглым столом. Из этих легенд
составился цикл романов, так называемый бретонский цикл о короле Артуре и
святом Граале. Большую роль в развитии буржуазного романа сыграл
французский поэт Кретьен де Труа, создавший романы с таинственными
приключениями героев, заколдованными людьми, чудесными странами. У него
были также произведения, открывавшие новый мир глубоких человеческих
чувств, к ним относится роман о Тристане и Изольде, принадлежавший к кругу
бретонских (кельтских) сказаний. Популярность этого романа в европейской
литературе ХП-Х1П вв. объясняется тем, что центральное место в нем
отводится земной, человеческой любви, привлекавшей внимание средневековых
поэтов. В целом можно сказать, что рыцарская литература, несмотря на ее
ограниченный характер, способствовала развитию средневековой культуры,
появлению интереса к личности человека и его переживаниям. Влияние церкви,
пытавшейся подчинить себе всю духовную жизнь общества, определило облик
средневекового искусства Западной Европы. Основным образцом средневекового
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|