скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Шпоргалка по Культурологии скачать рефераты

эголос – равенство). Западный тип культуры, начиная с первых его эпох,

характеризуется утверждениями антропоцентризма – человек воспринимается как

центр мироздания. Зап. тип культуры заложил новые основы понимания

исторического процесса. Всем традиционным цивилизациям было свойственно

воспринимать историю как упадок, культура запада воспринимает историю как

прогресс и развитие человечества воспринимается как последовательное

совершенствование его возможностей. Новое восприятие мира утвердило

рационализм в качестве основы правильного мышления, которое должно

полагаться только на твердые основы человеческого разума. Важным фактором

западной цивилизации являлся индивидуализм. Он был противоположением

средневековой идеи соборности как органически воспринятого единства

человечества. Отныне личность воспринимается как основа всего того, что

является необходимым для нормального развития культуры.

Вопрос 36 Культура Реформации. Реформация которая являлась антифеодальным

движением отрицавшим церковное предание и настаивающем на упрощении

церковных ритуалов. Представители- Томас Мюнцер, Мартин Люттер и др.

Реформация отколола от романо-католической культуры почти все народы

относящиеся к германо-скандинавской этнической ветви. Католичество ответило

контр реформацией. Представители Вильгельм Оранский, Игнатий Лайола. В

области худ. Культуры принципы контр реформации были выражены в стиле

Борокко. В следущую эпоху просвещения нарастал разрыв в светской и духовной

форме культуры. Наиболее ярко этот разрыв проявляется в деятельности

энциклопедистов которые открыто встали на антирелигиозные позиции.

Представители просвещения создали базу для великой французской революции

выдвинув лозунг “Свобода! Равенство! Братство”. Лидеры фактически

уничтожили эти идеи, приводя политику революционного террора. Это показало

что крайняя антирелигиозная позиция всегда черевата негативными

последствиями и в дальнейшем романо-католическая культура развивается в

соответствии с принципом единства традиций и новаций. В данной культуре в

сравнении с северо-западной, в большей степени присущ консерватизм и

верность традиционным вопросам.

Вопрос 29 Культура Древней Греции. В истории Др. Гр. 8-6в. до н.э. хар-

ризуются большими переменами в хоз. деятельности, соц. жизни, к-ре. Одним

из наибольших приобретений к-ры Арх. периода есть произведения Гомера

«Илиада» и «Одиссея». В 7-6вв. до н.э. возникла гр. лирика, одним из первых

лир. поэтов считается Архилох. В первой пол. 6в. до н.э. на о-ве Лесбос

творила Сапфо, творчество кот. было вершиной лирики Др. Гр. В 8-6в. в Др.

Гр. происходил подъем образотворческого иск-ва и ар-ры. В 7в. до н.э.

появляются постройки из камня. Гл. образом это храмы. В процессе

формирования гр. ар-ры возникают 3 основных направления:

дорическое(применяли в основном на Пелопоннесе, отличается простотой и

суровостью форм), ионический(легкость, стройность, декоративность),

коринфский(утонченность). Храмы арх. периода: Аполлона в Коринфе и Геры в

Пестуме. В скульптуре арх. периода основное место занимает изображение чел-

ка. Гр. худ-ки пытаются овладеть правильным построением тела чел-ка,

научиться передавать движение. Живопись гл. обр. известна нам с вазовых

росписей. В 6в. господствует чернофигурная роспись, на желтой поверхности

черным лаком изображены фигуры. В конце 6в. возникает краснофигурная

роспись, когда фигуры остаются в цвете глины, а фон черно-лаковый.

Обобщение знаний об окруж. мире были основой для развития ф-фии.

Основателем милецкой ф-фской школы был Фалес, считавший, что первоосновой

мира есть вода, из кот. все возникает и в кот. все превращается. За

первооснову также считали «апейрон», неопределенную, вечную материю,

воздух, огонь. Древнегр. ф-ф и математик Пифагор основал ф-фскую школу в

Юж. Италии. По его ф-фии мир состоит из кол-венных закономерностей, кот.

можно вычислить. Заслугой пифагорейцев были разработки теорем, теории

музыки, построенной на числовых соотношениях, установления ряда кол-ных

закономерностей в мире. Идеалистическая линия в ф-фии, основанная

пифагорейцами, была продолжена элейской ф-фской школой. Победа над Персией

дала Гр. полную власть в Сре-рье. Военная добыча, торговля, использование

рабского труда способствовали развитию всех отраслей к-ры. Классический

период. В кл. период развивается драматургия. Возникновение гр. театра было

связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали в козлиных

шкурах и поэтому этот жанр получил название «трагедия» («песнь козлов»).

Известными драматургами этого периода были Эсхил(«Закованный Прометей»),

Софокл(«Антигона» и «Царь Эдип»), Еврипид(«Медея», «Электра»). Из

прозаических жанров в классический период расцветает риторика - умение

понятно высказывать свои мысли, убедительно отстаивать свои позиции. Среди

ф-фских проблем в кл. периоде на 1 план выдвигается понимания сущности и

места человека в мире, продолжается рассмотрение проблем бытия и

первоосновы мира. Материалистическое трактование проблемы первоосновы

выдвинул Демокрит, разработав учение об атомах. Древнегр. софисты учили,

что «человек является мерой всех вещей», а сущность вещей зависит от их

связи с чел-ком. Сократ путь к достижению истины видел в самопознании.

Платон для объяснения бытия развил теорию о существовании «идей».

Значительное внимание Платон уделял и вопросам государства, он предложил

проект идеального полиса, которым управляют ф-фы. Аристотель сделал свой

вклад в ф-фию, природоведение, историю, литературу, гос-ное право, основы

формальной логики. Развивались астрономия, медицина, география, механика,

история. Вклад в медицину сделал древнегр. лекарь Гиппократ. Гр. иск-во в

кл. период достигло наивысшего развития. Скульпторы в основном изображали

богов. Наиболее выдающимися скульпторами были Фидий, Поликлет и Лисипп

(придворный скульптор А. Македонского). Созданием Фидия были статуи Афины в

Парфеноне и Зевса Олимпийского в Олимпии. Поликлет главный представитель

пелопонесской школы. Наиболее известная скульптура мастера «Дорифор», юноша

с копьем. В 4в. до н.э. гр. скульптура склоняется к передаче индивидуальных

особенностей хар-ра чел-ка. В 5в. до н.э. - время перелома в гр. живописи,

перехода к объемному изображению. Чертой гр. к-ры состязательность. Гр.

агон - борьба, состязание олицетворял хар-рные черты свободного грека.

Наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитые олимпийские

игры. В греческом агоне берет свое начало диалектика - умение вести беседу.

Эллинизм. Период от начала похода А. Македонского на Восток до завоевания

Римом Е. назван эллинским. Для него хар-рно расширение взаимосвязей и

взаимовлияний гр. и вост. к-р. Лишившись полисной ограниченность, гр. к-ра

впитывала в себя вост. эл-ты. Эти изменения нашли свое проявление в

религии, ф-фии, литературе. Возникли новые ф-фских школы. Наиболее известны

в этом периоде учения стоиков (основатель Зенон) и философия Эпикура(

последователь Демокрита). В литературе в период эллинизма растет внимание

к человеку. Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление

правителей прославить мощь своих гос-в содействовали развитию ар-ры,

особенно искусства городского планирования и виды искусства, связанные с

украшением зданий - мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика..

Появились базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей,

жилые дома. В обл. скульптуры в этот период существовало 3 школы. 1.

Родосская школа(драматизм). Скульптурные группы «Лаокоон» и «Фарнезский

бык». 2. Пергамская школа. Скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в

Пергаме. 3. Александрийская школа. Образ богини Афродиты. Большого развития

достигла живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизма стала

заключительным этапом в развитии культуры Др. Греции. Эллины поклонялись

божествам, представляющим разные силы природы, общественные силы и явления,

героям - мифическим предкам племен и родов, основателям городов. В мифах

сохранились наслоения разных эпох - от древнего поклонения растениям и

животным до антропоморфизма - обожествления человека, представления богов в

образах молодых, прекрасных и бессмертных людей. Значительное место в

греческой мифологии занимали легенды о героях - детях богов и смертных.

Мифология стала значительным элементом греческой культуры, на основе

которого позднее развивались литература, философия, наука. Основу

литературного образования составляли произведения Гомера, Гесиода, Эзопа.

Одним из наибольших приобретений к-ры Др. Гр. есть произведения Гомера

«Илиада» и «Одиссея», возникла лирика, одним из первых лир. поэтов

считается Архилох. На о-ве Лесбос творила Сапфо, творчество кот. было

вершиной лирики Др. Гр. В 7в. до н.э. появляются постройки из камня. Гл.

образом это храмы. В процессе формирования гр. ар-ры возникают 3 основных

направления: дорическое(применяли в основном на Пелопоннесе, отличается

простотой и суровостью форм), ионический(легкость, стройность,

декоративность), коринфский(утонченность). Храмы арх. периода: Аполлона в

Коринфе и Геры в Пестуме. В скульптуре арх. периода основное место занимает

изображение чел-ка. Гр. худ-ки пытаются овладеть правильным построением

тела чел-ка, научиться передавать движение. Тело человека подвергалось

тщательному геометрическому изучению, в результате кот. были установлены

правила пропорционального соотношения его частей. Историки полагают, что

теоретиком пропорций является скульптор Поликлет. Антропоцентричность

античной греческой культуры предполагает культ человеческого тела. Культ

тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости Стоило

знаменитой афинской красавице Фрине, обвиненной в совершении преступления,

сбросить перед судьями свои одежды, как они ослепленные красотой оправдали

ее. Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры. Живопись

гл. обр. известна нам с вазовых росписей. В 6в. господствует чернофигурная

роспись, на желтой поверхности черным лаком изображены фигуры. В конце 6в.

возникает краснофигурная роспись, когда фигуры остаются в цвете глины, а

фон черно-лаковый. развивается драматургия . Возникновение гр. театра было

связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали в козлиных

шкурах и поэтому этот жанр получил название «трагедия» («песнь козлов»).

Известными драматургами были Эсхил(«Закованный Прометей»),

Софокл(«Антигона» и «Царь Эдип»), Еврипид(«Медея», «Электра»). Из

прозаических жанров в классический период расцветает риторика - умение

понятно высказывать свои мысли, убедительно отстаивать свои позиции.

Скульпторы в основном изображали богов. Наиболее выдающимися скульпторами

были Фидий, Поликлет и Лисипп (придворный скульптор А. Македонского).

Созданием Фидия были статуи Афины в Парфеноне и Зевса Олимпийского в

Олимпии. Поликлет главный представитель пелопонесской школы. Наиболее

известная скульптура мастера «Дорифор», юноша с копьем. В 4в. до н.э. гр.

скульптура склоняется к передаче индивидуальных особенностей хар-ра чел-ка.

В 5в. до н.э. - время перелома в гр. живописи, перехода к объемному

изображению. Греческий агон - борьба, состязание олицетворял характерные

черты свободного грека. Наиболее ярким выражением античного агона стали

знаменитые олимпийские игры. Истоки первых олимпиад теряются в древности,

но в 776г. до н.э. было на мраморной доске впервые записано имя победителя

в беге, и этот год считается началом исторического периода олимпийских игр.

Место олимпийских празднеств была священная роща Альтис. В знаменитом храме

Зевса Олимпийского находилась статуя бога, созданная Фидием и считавшаяся

одним из семи чудес света. В священной роще заключались торговые сделки,

поэты , ораторы, и ученые выступали перед зрителями, художники и ваятели

представляли на суд присутствующих свои картины и скульптуры. Государство

имело право оглашать здесь новые законы. Афинская Академия- роща

,посвященная афинскому герою Академу прославилась тем, что отсюда позднее

начинались бега с факелом. В греческом агоне берет свое начало диалектика

(умение вести беседу). Греческая культура празднична, внешне красочна и

зрелищна. В литературе в период эллинизма растет внимание к человеку.

Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление правителей

прославить мощь своих гос-в содействовали развитию ар-ры, особенно

искусства городского планирования и виды искусства, связанные с украшением

зданий - мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика. Появились

базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей, жилые

дома. В обл. скульптуры в этот период существовало 3 школы. 1. Родосская

школа(драматизм). Скульптурные группы «Лаокоон» и «Фарнезский бык». 2.

Пергамская школа. Скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в Пергаме. 3.

Александрийская школа. Образ богини Афродиты. Большого развития достигла

живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизма стала заключительным

этапом в развитии культуры Др. Греции.

Вопрос 30 Культура Древнего Рима. До сих пор широко распространено

представление о том, что древнеримская культура не является самобытной, ибо

римляне пытались подражать недосягаемым образцам классической греческой

культуры, все перенимая и практически не создавая ничего своего. Однако

новейшие исследования показывают самобытный характер культуры Древнего

Рима, ведь она представляет собой определенное единство, возникшее в

результате сочетания оригинального с заимствованными культурными

инновациями. Не следует забывать того существенного момента, что

древнеримская и древнегреческая культуры формировались и развивались на

базе античной гражданской общины. Весь ее строй предопределял шкалу

основных ценностей, которыми, так или иначе, руководствовались все

сограждане. К таким ценностям принадлежали: идея значимости и изначального

единства гражданской общины при неразрывной связи блага индивида с благом

всего коллектива; идея верховной власти народа; идея теснейшей связи

гражданской общины с богами и героями, которые заботятся о ее благе. Такое

восприятие божества и в Греции, и в Риме открывало простор свободному

поиску в области философии, науки, искусства и самой религии, не связанному

догмами и канонами. Имеет значение и отсутствие жреческой касты. Сходство

многих черт базиса создавало благоприятные условия для взаимовлияния

культур, и, прежде всего, для воздействия греческой культуры на римскую. Но

сходство отнюдь не означает тождества — Рим во многом отличался от

греческого, в первую очередь афинского, полиса. С самого начала своего

существования Рим вел постоянные войны со своими соседями, что в

значительной мере определило и его организацию, весь строй жизни и историю.

Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в центре их

мифологии был сам Рим, его героический победоносный народ, те, кто боролся

и погиб за его величие. Боги, по убеждению римлян, лишь помогали им

победить, выказывая тем самым свое особое расположение к римскому народу.

Железная воинская дисциплина требовала воинских добродетелей — мужества,

верности, стойкости, суровой непреклонности, гордого достоинства. Такие

добродетели требовались не только для войны, но и для мирной жизни, для

исполнения долга хорошего гражданина. Свои особенности были и в отношениях

патрициев и плебеев — первостепенное значение приобрела борьба за различные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8