скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Шпоргалка по Культурологии скачать рефераты

на два архетипа — архетип «священного» и архетип, «тени». Священное, по

Юнгу, есть чувство чего-то всемогущего, таинственного, ужасающего и в то же

время неодолимо притягивающего и обещающего полноту бытия. Этот архетип

выражен в самых разнообразных представлениях и символах, в образах богов

различных религий. «Тень» — это темный бессознательный двойник нашего Я:

«Мы несем в себе наше (историческое) прошлое, а именно примитивного,

низкого человека с его желаниями и эмоциями»

Вопрос 20 Традиции и новации в ареале культуры. Явление культуры в его

историческом развитии есть расширение сфер и областей человеческого опыта,

который осмысливается, закрепляясь в традиции. Однако несмотря на всю

важность традиций которые обеспечивают устойчивость, авторитет культуры и

культурных норм, нельзя себе представить развитие культуры без ее

обновления, оно проявляется в изменениях , которым подвергается весь образ

жизни . Изменения в культуре происходят в результате накопления культурного

опыта, они не могут быть внезапными. Что бы стать ценностью человеческого

бытия, им требуется определенное время. Развертываясь во времени, культура

не только обновляется, но и сохраняет себя.

Вопрос 21 Культура первобытного общества. Можно считать, что человеческая

культура в основном функционирует одинаково в прошлом и настоящем. В связи

с этим представляет интерес первобытная культура — культура собирательства

и охоты, имеющая весьма длинную историю и являющаяся в известном смысле

культурой исходной, базовой, со всеми вытекающими отсюда особенностями.

Первобытная социокультурная система обладает своей динамикой развития,

которая сводится к воспроизведению существующей системной структуры.

Описания и анализ первобытной культуры показывают, что в поведении человека

добывание пищи, размножение и самозащита неразрывно связаны. Жизнь

собирателя и охотника была принудительной игрой по жестоким правилам,

регулируемой этими тремя основными функциями человеческого поведения.

Восприятие органами чувств различных раздражителей, оценка и использование

их было ориентировано преимущественно на внешнюю среду, на природу, с

помощью умственных способностей целенаправленно совершенствовал свое

поведение.

Другой особенностью первобытной культуры является ее синкретичность,

которая нашла воплощение в тотемизме. Действительно, фундаментальная черта

этой культуры — идентификация общины и ее членов с животным, идущим в пищу,

с тотемным животным. Такого рода идентификация является выражением факта

неспособности первобытных людей при помощи рациональных средств труда

преодолеть иррациональное поведение объекта труда — животных, поэтому они

старались это компенсировать иллюзорно-магическими средствами. Необходимо

наряду с этим подчеркнуть, что на основе концепции Дж. Фрэзера о родстве

магии с наукой можно прийти к выводу, что первоначально магический тотемизм

представлял собой единую недифференцированную сферу культуры. Он содержал в

себе не только науку, но и мораль, искусство слова, а также магию

изображения, существующую благодаря эстетическому, затем происходит его

превращение в ряд относительно самостоятельных сфер обыденной и

специализированной культуры.

Третья особенность первобытной культуры состоит в том, что она представляет

собой культуру табу (запретов). Обычай табуирования возник вместе с

тотемизмом, он в тех условиях выступает в виде важнейшего механизма

контроля и регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу

регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер

пищи, предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и др. Ряд других табу

был связан с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и

обязанностями отдельных категорий членов племени. Некоторые вещи, в том

числе и пища, принадлежавшие вождю, тоже были табуированы. Исследователи

(Дж. Фрэзер, Л. С. Васильев и др.) приводят многочисленные примеры того,

что нарушения табу приводили к смерти нарушителя. Например, один из

новозеландских вождей высокого ранга и великой святости оставил на обочине

дороги остатки обеда, которые подобрал и съел его соплеменник. Когда ему

сообщили, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, он скончался в

мучительных страданиях.

К этому следует добавить, что у первобытных народов действует еще одно табу

помимо вышеупомянутых, а именно: табу на прогресс, на новации любого рода.

Подобно тому, как в случае с табу блокируется даже сильнейший инстинкт

самосохранения, здесь парализуется потребность новаций в социально-

экономической сфере.

Накопленные знания о первобытной и традиционной культурах свидетельствуют о

важной роли мифа в жизни человека древнейшей эпохи. В изобразительном

творчестве человека каменного века наиболее значительны две главные функции

древнего мифа — освоение пространства и времени. Ведь не случайно

представления о пространстве и времени впервые выражены в сюжетах мифов,

тесно связанных с ритуалами. Когда древний человек покрывал стены пещеры

или поверхность скалы различного рода изображениями, он в своем

мифологическом сознании осваивал пространство и время.

Вопрос 26 Буддизм, его универсальность и культуротворческая роль. Буддизм

возник в 6 в до н.э. Являлся во многом реакцией на издержки брахманизма и

кастовой системы индии. В период осевого времени в культуре древней индии

появляются культы многих новых божеств, усложняются ритуалы, что приносило

большую прибыль жречеству, подобная ситуация не могла служить задачам

духовной реализации человеческого существа, достижению состояния МОКШИ.

Будда утверждал что боги как и люди находятся в плену материального мира,

мира иллюзий. Будда провозгласил существование 4 истин: 1) истина страдания

(Майя) 2) истины причины страдания ( Карма) 3) истина возможности

пресечения страдания 4) истина пути.

Вопрос 22 Культура Древнего Египта. Эта древняя земледельческая

цивилизация начала формироваться в 4в. до нашей эры. История гос-ва и к-ры

Е. делится на неск-ко периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство.

Ранний Е. - это было время образования рабовладельческого строя и

деспотического гос-ва, на протяжении кот. сформировалась хар-рное для древ.

египтян религиозное верование: культ природы и предков, астральный и

загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В культовом

строительстве начал широко использоваться камень. Др. и Ср. царства хар-

ризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата

правления, усилением могущества Е. и его желания расширить свое влияние на

соседние народы. В к-рном развитии это эпоха строительства, удивляющая

размерами гробниц фараонов, таких как пирамиды Хеопса и др., создание

уникальных памятников ис-ва, таких как сфинксы фараонов, портретные рельеф

на дереве. О грандиозности самой большой из егип. пирамид - пирамиды

Хеопса, кот. не имеет себе равных среди каменных сооружений всего мира,

говорят ее размеры: 146м - высота, а длина основы каждой из 4 граней -

230м. Нов. царство было последним периодом внешней активности Е., когда он

вел войны в Азии и сев. Африке. В это время особенно расцветала ар-ра

храмов. Среди наибольших достижений худ. тв-ва этого периода образ царицы

Нифертии из скульптурной мастерской в Ахетатоне, золотая маска фараона

Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей вблизи Фив. Они продолжали хар-

рную для Др. Востока традицию изображения головы и ног фигуры в профиль, а

торса - в фас. Эта традиция исчезает в заключ. период падения Е., когда его

завоевывает Персия. В границах своеобразного мировоззрения формировалась

религиозно-мифологическая система древ. египтян о построении мира. Все

множество раздробленных религий постепенно было сведено к определенной

божественной иерархии, где культ бога Ра (наиболее главного среди всех

божеств) слился с культами других богов. В Др. Е., где лишь фараон стоял

над общ-вом, все остальные граждане считались равными перед творцом и

законом, женщины были равными с мужчинами. Вера в индивидуальное бессмертие

породила такой феномен в к-ре древ. египтян, как стремление оставить о себе

память в веках, они строили памятники-гробницы, помеченные иероглифами.

Если в эпоху Др. царства только фараоны могли войти в «царство мертвых»,

построив себе пирамиду, то с времен Ср. Царства каждый имел право построить

собственную гробницу. В Др. Е. все специальные знания концентрировались в

небольшой группе людей, кот. составляла властвующая в общ-ве каста жрецов.

Жрецы эффективно использовали для управления массами накопленные на

протяжении времен данные астрономических наблюдений, открыв периодичность

солнечных затмений и научившись их предвидеть. В Др. Е. впервые в мире

возникла практическая медицина, опред. развития достигла десятичная система

счета в арифметике. Древ. египтяне владели также некот. эл-тарными знаниями

в алгебре. Открытие иероглифов как письменности способствовало развитию

таких жанров словесности как мифы, сказки, байки.

Вопрос 23 Культура Древней Месопотамии Если Древний Египет представлял

империю со всеми вытекающими отсюда последствиями, то несколько иная

ситуация сложилась в Месопотамии (Двуречье) с ее двумя большими реками —

Евфратом и Тигром, имеющими несколько притоков. В дополнение к египетской

цивилизации цивилизация месопотамская представляет особый тип

существовавшей на древнем Ближнем Востоке сельскохозяйственной цивилизации,

основанной на ирригации. Возделываемые районы были в меньшей степени

зависимы друг от друга, чем в долине Нила, и поэтому здесь, в Шумере, около

3000 г. до н.э. возникли первые города-государства, которыми правили цари-

жрецы. Именно в регионе Двуречья и Евфрата впервые, за исключением Египта,

сложились начальные формы классового общества и древнейшего государства,

т.е. не было воздействия других более развитых обществ. Важнейшие

государства: Ур, Эриду, Ларе, Ниппур, Лагаш, Урук, Сиппар. Богатству своему

они обязаны развитию ремесла и торговли. Эпоху ранних династий в Уре,

Уруке, Лагаше и Кише называют золотым веком Шумера или “первым расцветом

Шумера”. Здесь производили предметы из золота, мечи, цветное стекло.

Свободные члены общин были еще и владельцами значительной части земли.

Владыки городов возводили дворцы, храмы и гробницы. Шумеры заложили

основания для позднейшего хозяйственного и культурного развития

Месопотамии.

Шумеры изобрели колесо к повозке, гончарный круг и бронзу, создали

клинописную письменность. Шумеры изобрели цветное стекло (около 2400 г. до

н.э.), на высоком уровне находилось ювелирное искусство. Влияние шумеров

благодаря торговым контактам распространилось на Малую Азию и Египет.

Шумеры создали правовые кодексы; в литературе особенное значение имели

эпосы мифологического содержания (поэма о Гильгамеше). Около 2300 г. до

н.э. Саргон 1 сформировал первую постоянную профессиональную армию,

примерно в 2000 г. до н.э. была создана арифметика, в основе которой лежала

60-ричная система исчисления (для сравнения: древнеегипетский “Московский

математический папирус” датируется 1900 г. до н.э.), что оказалось важным

изобретением в истории человечества.

В шумерской цивилизации уже были заложены начала науки, которая, будучи

вписанной в религиозное мировоззрение, была его служанкой. В силу этого

научная деятельность была подчинена культу традиций и ориентировалась на

недосягаемые образцы прошлого. Шумерские мыслители стремились выяснить

сущность природы и собственной цивилизации, они создали оригинальную

концепцию “Ме”, смысл которой до сих пор не установлен окончательно. В

общем плане “Ме” представляют собой совокупность различных закономерностей

и правил, обеспечивающих функционирование элементов как природы, так и

шумерской цивилизации. Все законы и правила созданы великими богами, однако

они существуют вне богов, они проявляются в движении неживой и живой

материи, которая является безличной и вечной. В законах “Ме”, согласно

шумерским мыслителям, содержится вся мудрость и наука. В мифе о том, как

царица небес и царица Урука Инанна украли божественные законы “Ме”,

сохранился список свыше ста этих законов, связанных с шумерской

цивилизацией. До сих пор расшифровано свыше половины этих законов. Здесь

самые разные понятия: правосудие, мудрость, героизм, вражда, искусство и

боевое знамя, проституция и священное очищение, музыкальные инструменты и

искусство писца, мир, победа, доброта и пр.

Кодекс Хаммурапи является прекрасным примером дальнейшего развития права,

показателем высокого уровня культуры Месопотамии. Кодекс Хаммурапи

представляет собой плод огромной работы по сбору, обобщению и

систематизации правовых норм, в нем, как и в любом древнем своде законов,

не проводилось деление на уголовное, гражданское, процессуальное,

государственное и пр. право. Цель этого правового кодекса состоит в том,

“дабы сильный не притеснял слабого, дабы сироте и вдове оказана была

справедливость...” Текст законов Хаммурапи носит “синтетический” характер,

устанавливая одновременно и правила, и ответственность за их нарушение.

Кодекс Хаммурапи уделяет много внимания наказаниям за различные проступки и

преступления — от нарушения обязанностей, связанных со службой, до

Посягательства на имущество и преступлений против личности.

Вопрос 24 Сакральная традиция Древней Индии. Хьюстон Стюарт Чемберлен

определил следующие свойства индийского мышления. 1) Чистота мышления –

свобода от каких либо привнесений 2) мышление целого народа – выросло из

глубоких корней 3) органичность мышления. В древней Индии различались 2

пути духовной реализации 1) Дэва – яна ( путь богов) – предназначалась для

интеллектуальной элиты 2) Питри – яна ( путь предков) В первом из этих

путей духовная свобода воплощается в достижении высшего Я, в становлении

сверхчеловека. Результатом этого пути является выход по ту сторону

ограничений, которые ставит перед человеком космическая среда.. Идеалом

данного пути является МОКША, т.е. великое освобождение, которое реализуется

в достижении единства с абсолютом, в растворении в этом абсолюте.

Второй путь имеет отношение к добровольному сплавлению с органическим

человеческим коллективом. На этом пути индивидум преодолевает свою

ограниченность с отождествлением себя с коллективным целым. Ради общины он

рождается, ради общины он умирает. На пути предков человек свою

индивидуальную свободу воспринемал через свободу членов своего коллектива.

Как и во всех других традициях священная литература древней индии

разделяется на канон откровения . Канон откровения состоит: Веды,

ведическая литература разделяется на 4- части: РИГВЕДЫ ( книга гимнов)

ЯДЖУРВЕДЫ(книга жертвенных изречений), АТХАРВАВЕДЫ (книга заклинаний),

САМАВЕДЫ. Как и во всякой традиционной цивилизации в древней индии

существовало разделение на социальные слои (КАСТЫ). Существовало 4 касты:

1) Брахманы (жрецы, священство) 2)Кшатрии ( аристократия, войны) 3) Вайшьи

(торговцы, ремесленники) 4) Шудры (слуги) В индуизме существовали следующие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8