скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Шпоргалка по Культурологии скачать рефераты

явлений и процессов, вовлеченных в общественную деятельность, различных

проявлений чувств и интеллектульного опыта человечества. Язык выражает,

хранит и воспроизводит такое знание. 2) комулятивная – функция накопления

знания о социальном опыте человека. Язык замещает генетическую память,

наследуемую каждым поколением, и обеспечивает их способность опереться на

совокупный предшествующий опыт и является инструментом его обновления. 3)

коммуникативная – обеспечивает универсальное, непосредственное и

опосредованное общение между людьми. 4) координационная – проявляется в 2-х

направлениях – по горизонтали и по вертикали. В первом случае язык служит

средством согласования совместных действий людей на основе консенсуса

относительно значимых для них образов, процессов и явлений. Другой ракурс –

необходимость постоянного обозначения намерений и действий по руководству

людьми. 5) Рефлексивная – одна из важнейших функций языка как способа

самопознания и самовыражения человека. Без него были бы невозможны ни

становления человека, ни его совершенствования как субъекта культуры и

цивилизации.

Вопрос 15 Культура и искусство Существует 3 основных способа классификации

искусства.

1-Деление искусств на пространственные и временные. К пространственным

относится живопись, архитектура, скульптура. К временным относится –музыка

и поэзия. Существует также такой пространственно- временной вид искусства

как театр.

2- Деление на опосредованные и непосредственные. Опосредованными называются

такие искусства в которых для создания художественного произведения

применяется какой либо материал помимо самого творца.( инструментальная

музыка , живопись, скульптура, архитектура.) Непосредственными называются

те искусства в которых творческим субъектом и материалом является сам

человек. К ним относятся- вокальная музыка, театральное искусство.

3- Классификация по принципу 4-х измерений. Искусства с одним измерением

не существует. Искусства с

2-мя измерениями это живопись, графика, фреска. Искусство с 3-мя

измерениями это скульптура и архитектура. Искусство с 4-мя измерениями –это

театральное искусство.

В то же время каждому из искусств со свойственным им количеством измерений,

является характерным переростать в дополнительное число измерений. Так

живопись с 2-мя измерениями приобретает 3-е иллюзорное измерение т.к.

создает видимость перспективы. Архитектура и скульптура приобретают

четвертое временное т.к. для того что бы произведение данных видов искусств

в их целостности, необходимо эти произведения обойти, т.е. затратить время.

Художественная культура является особым видом человеческой культурной

деятельности т.к. связана не столько с реальным миром сколько с

человеческим воображением, с идеальным представлением о мире. В этом

отношении искусство отличается от науки. Наука изучает действительность,

постигает ее законы, а искусство пересоздает окружающую действительность.

Искусство всегда связано с известной гиперболизацией, т.е. с определенным

преувеличением того что человек видит в окружающей среде. Это связано с тем

что искусству свойственно отбирать наиболее характерное для окружающего

мира и отражать это в художественных произведениях . Искусство неразрывно

связано с образностью, если для науки свойственны рациональные понятия и

категории то для искусства характерным является художественный образ.

Художественный образ призван показать наиболее характерное что есть в

окружающей действительности. Искусство имеет весьма значительную

коммуникативную функцию. Если научный факт является абсолютно объективным и

не требует субъективного и эмоционального отношения то искусству

свойственно эмоционально заражать людей. Толстой- отмечал значительную роль

искусства в объединении людей. Он утверждал что искусство как ни какой

другой род человеческой деятельности передает мысли и чувства творца

воспринимающему то или иное произведение. Созерцая произведение

изобразительного искусства зритель проникается мыслями и чувствами того кто

его создал, а так же испытывает внутреннее единение с теми кто созерцает

данное художественное произведение вместе с ним. Эта функция представлялась

Толстому важнейшей среди всех других функций.

Русский философ Гердяев отмечал способность творчества как способность к

преображению мира. Творчество это создание нового, ранее не существующего.

Оно исходит из бездонных глубин человеческого духа, которые таят в себе не

исчерпаймые возможности. Человеческое творчество по природе своей –

созедательно. Оно противостоит всему хаотическому и деструктивному, поэтому

для философии Гердяева является характерным лозунг – Твори, а то погибнешь!

В нем он уподобляется богу творцу и оправдывает свое жизненное

предназначение. Наука изучающая сферу художественной культуры- называется

эстетика. Ее создателем был – Баумгартен. Эстетика изучает законы

творческого восприятия действительности, эстетического ее основания. В

20в. вместе с появлением множества новых направлений в художественной

культуре эстетическая наука достигла значительного развития. Основы

эстетики как науки были заложены школой немецкой классической философии.

Вопрос 16 Направление, течение, стиль в западном искусстве. Обычно понятие

направление, течение и стиль являются синонимами классификации различных

художественных эпох . иногда понятие стиль может означать какое либо

частное явление в художественном направлении или течении. В западной

художественной культуре первые два значительные направления отличаются в

эпохе средневековья. 1-Первое направление романское искусство( 10-12вв.)

Понятие “романский” происходит от слова “римский”, в архитектуре культовых

зданий романская эпоха заимствовала основополагающие принципы гражданской

архитектуры. Романское искусство отличалось простотой, величественностью. 2-

Второе направление- Готическое искусство. Понятие готика происходит от

понятия варварский. Готическое искусство отличалось своей возвышенностью,

готическим соборам было присуще стремление ввысь и характерен богатый

наружный и внутренний декорум. Готическое искусство отличалось мистическим

характером, богатым и сложным символическим рядом. Наружная система стен,

большую площадь стены занимали окна, мелкая детализация. 3-Третье

направление – Эпоха возрождения которая характеризуется гуманистическими и

антропоцентрическими тенденциями обусловила приоритет чувственного начала

. Душевно природное в человеческой культуре стало доминирующим принципом.

Эпоха Возрождения не создала какого либо выделяющегося и характерного для

всего культурного пространства Западной Европы художественного направления.

4-Первым из направлений после Возрождения стало Борокко (скромный) оно

отличалось причудливостью стиля, мистицизмом. Однако в отличии от

Готического стиля имело не столько сокральный, сколько светский характер и

пользовалась достижениями искусства возрождения. Главное проявление

–Дворцово-парковая архитектура. 5- Классицизм опирался на образцы римской

художественной культуры . Для него характерна гармония, соразмерность в

произведениях искусства, четкая иерархия жанров. Классицизм

противопоставлял чувственности, изменности, мужественности. В

драматических произведениях классицизм обусловил закон триединства, который

означал единство времени, места, действия. 6- Романтизм. Романтическое

искусство отрицало классицизм обвиняя его в искусственности художественных

законов и методов. Оно ставило своей целью освободить горизонты творчества

от чего бы то не было ограничивающее творческое вдохновение. Романтизм

отличало – всечеловечность, универсальность. В то же время он отличался

стремлением глубже проникнуть в эпохи прошлого, познать древние наследия. 7-

реализм- характерное стремление к правдивому отражению реальной

действительности в котором подчеркивается прежде всего социальное

содержание. Реалистическое искусство раскрывало человека как существо

определенное социальными процессами. 8- Натурализм. Задача- Раскрытие

различных скрытых потайных сторон человеческой жизни. 9- Модернизм –общее

обозначение худ. Тенденций, школ , течений, деятельность отдельных мастеров

20 в. порывающих с традициями искусства и считающих формальный эксперимент

основой своего творческого метода. Появление связано с кризисом культуры 20

в. и с техническим прогрессом. Основная тема- одиночество и потерянность

человека в мире толпы. В рамках выделяют множество течений а) Фавизм-

отсутствие гармонии б) экспрессионизм в) Сюрреализм

г) Абстракционизм (отвлечение) выделяют геометрический и экспрессивный д)

Оп-Арт – создается эффект использования оптических средств.

Вопрос 17 Традиционалистская концепция культуры. Традиция – от латинского

традицио, что означает передача. Имелось в виду прежде всего передача

священного знания . Традиция содержала в себе знания об идеальных принципах

бытия и адаптировала эти принципы ко всем уровням существовавшего общества.

Рене Генон, Элиос Эвола, Мирга Элладе – они рассматривали традицию как

всеобщий феномен. Они показали, что традицию нельзя сводить лишь к

национальным общекультурным или социальным аспектам. Основой традиции они

считали – феномен священного, духовный порядок господствует над всеми

остальными. Наука и общественные институты являются приложением духовных

идей, господствующих в традиционной цивилизации, таким образом с точки

зрения традиционной культуры сама традиция , образ ее существования

осмысляется как совокупность священных знаний восходящих к божественному и

не человеческому источнику.

Вопрос18 Космология и ритуал в традиционных культурах. Космология имеет 3

составные части:

1) космогония – учение о происхождении мира 2) космография – учение о миро

– устройстве 3) эсхатология – учение о конце мира, о последних судьбах

мироздания. Космологические учения во всех традиционных доктринах

описывают структуру 3-х миров проявления.

1 мир – мир неба, мир высших духовных принципов.

2 мир – мир атмосферы, мир души, мир тонких форм.

3 мир – мир земли, мир плотных форм

Важное место в традиционной культуре занимает ритуал. Если мифология

повествует об изначальном совершенном времени, то ритуал призван в это

изначальное время ввести ритуал –священное действие, которое направлено на

общение со сверх естественным, на объединение с ним. Ритуал соединяет

человека с его архетипическим образом и сталкивает его с запредельным,

которое превышает границы обусловленного бытия.

Вопрос 19 Миф, архетип и коллективное бессознательное. Само слово "миф"

имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание",

"сказание". Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны

лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало

известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских

сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой

публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки.

Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов

также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания.

Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического

развития более или менее развитая мифология существовала практически у

всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы той или иной

мере повторяются в мифологических циклах разных народов. Так встал вопрос

о происхождении мифа. Сегодня большинство ученых склоняются к тому

мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что

мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления

мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности

древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии,

сущности человека. Среди всего множества мифических преданий и рассказов

принято выделять несколько важнейших циклов: космогонические мифы - мифы

о происхождении мира и вселенной, антропогонические мифы - мифы о

происхождении человека и человеческого общества, мифы о культурных

героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ,

эсхатологические мифы - мифы о "конце света", конце времен, о животных,

календарные, солярные, лунарные, астральные.

Если Зигмунд Фрейд исследовал бессознательное в качестве природной

сущности человека, то Карл Густав Юнг (1875-1961) открыл изначальные

культурные истоки бессознательного. Юнг некоторое время сотрудничал с

Фрейдом и многое воспринял из психоанализа, но основы концепции были

заложены им самостоятельно Как и Фрейд, Юнг начинал в качестве врача-

психиатра, однако он не остановился на сексуально-биологической трактовке

бессознательного. Исследования Юнга привели его к иному выводу. Юнг

обнаружил типичные образы, являвшиеся его пациентам в снах и видениях. И

эти образы совпадали с символами, проходящими через всю историю мировой

культуры и выражающими приобщенность человека к таинственной (мистической,

божественной) стороне жизни. Но самое удивительное, что большинство

пациентов Юнга в силу своего образования и своей биографии просто не могли

знать про эти достаточно сложные культурные символы! Эти символические

образы не пришли извне и не изобретались сознательно, поэтому оставалось

только заключить, что они рождены общим для всех людей бессознательным.

Однако это бессознательное уже нельзя было понимать как чисто

природную силу, подобную фрейдовскому «Оно». Открытое Юнгом бессознательное

имеет не природный, а культурный характер и родилось на заре человеческой

истории в коллективном психическом опыте. Юнг называет это бессознательное

коллективным бессознательным, а его первичные формы (структуры) —

архетипами коллективного бессознательного. Архетипы коллективного

бессознательного — это своего рода осадок от первичного душевного опыта

человечества. «Безмерно древнее психическое начало образует основу нашего

разума точно так же, как строение нашего тела восходит к общей

анатомической структуре млекопитающих» По Юнгу, коллективное

бессознательное имеет культурное происхождение, но передается по наследству

биологическим путем. Юнга иногда упрекают за тезис о биологическом

наследовании культурных форм, однако этот упрек, на наш взгляд, не вполне

справедлив. Дело в том, что по Юнгу, архетипы коллективного

бессознательного сами по себе вовсе не тождественны культурным образам или

символам. Архетип - это не образ, а некое фундаментальное переживание,

«тяготение» человеческой психики, которое само по себе лишено какой-либо

предметности (образ же всегда предметен). Архетип — это психический смысл в

чистом виде, но не просто смысл, а первосмысл, незримо организующий и

направляющий жизнь нашей души. (В этой связи стоит заметить, что вообще

психический смысл сам по себе лишен предметности; например, один из смыслов

— жажда любви, которая не связана изначально с каким-то конкретным образом

или человеком).

Юнг сравнивает архетипы с осями кристаллической структуры, по которым

растет кристалл в насыщенном растворе. Подобно этому на архетипах построена

вся психика человека: все сознательные смыслы имеют свою архетипическую

основу и так или иначе выражают соответствующий архетип. Для примера укажем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8