скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Шпоргалка по Культурологии скачать рефераты

3 типа: Традиционный, харизматический, рациональный. Традиционный

Основывается на священности господствующих форм традиции. Ему соответствует

патриархальная общность во главе которой стоит господин, имеющий

сакральный статус. Харизматический. Представляет собой власть личности,

обладающий особыми враждебными, интеллектуальными и психологическими

качествами. Эти качества позволяют данной личности увлекать людей,

подчинять их, вести за собой. Данная личность воспринимается, как

обладающая особыми свойствами, которые у других отсутствуют. С точки зрения

харизматического типа культуры такая личность является критерием

абсолютной истины. Рациональный. Отрицает как традиционный так и

харизматический типы культуры, считает их устаревшими, архаистическими,

насильственными. Рациональному типу соответствует правовой тип государства,

который по Веберу характеризуется подчинением исключительно закону. Иоган

Якоб Бахофен и Лео Фробениус разделяли все культуры на матриархальные и

патриархальные. Это разделение осуществлялось по принципу доминации

мужского или женского начала. Оба исследователя качественным более высоким

представляли матриархальный тип, а абсолютной доминации патриархального

начала усматривали явную угрозу как для существующих отдельных

цивилизаций, так и для существующей культуры вообще. Культурологичесая

наука за время своего развития выработала следующие универсальности

критерии типологизации: а) Единство культурного пространства

географической среды. б) единство духовной традиции в) родство этнасов г)

единство способов хозяйственной деятельности.

Вопрос 6 Концепции культурно исторических типов. Обозначение культурно

исторических типов положен конец притязаниям западной цивилизации на

исключительность и монополию на то, что бы выступать в качестве эталона

развития. культурологический взгляд на историю раскрыл взаимодействие

самобытных культурно – исторических типов, открытие этих типов расширили

взгляд человека на сложность и многообразие процессов происходящих в

настоящей действительности, раскрыли подлинное богатство культурных миров.

Среди наиболее известных исследователей, выявлявших существование

культурно – исторических типов выделяются Николай Донилевский, Освальд

Шпендлер, Арнольд Тоинби. Данилевский в своей книге “Россия и Европа” одной

из главных задач ставил показать особенности и уникальности культуры

России. Освобождение этой культуры из западных рамок восприятия. Он

критековал “еврапеничение” Донилевский выделил существование во всей

истории 10 – ти культурно – исторических типов. Качественно новым и

обладающим большим потенциалом развития Донилевский считал славянский тип

культуры, который призывал объеденить во главе с Россией все славянские

народы в противовес Европе, вступившей в период упадка. Шпендлер выделил

существование 7- ми культурно – исторических типов: Египетский, индийский,

вавилонский, китайский, греко - римский, византийско – арабский ,западный.

В настоящие время прослеживаются признаки зарождения Русской культуры.

Тоинби выделил существования 21 цивилизации, отличающихся от примитивных

обществ формирующейся русско – сибирский тип культуры.

Вопрос 7 Диахронный подход к культуре является историческим. Его главный

задачей является рассматрение культуры во времени. Диахронный подход

показывает развитие культуры, прослеживает законы роста культурного

древа. Перед диахронным подходом встает задача соответствующей объективной

типологизации культуры. Синхронный подход изучает состояние и процессы

одновременно происходящие в культуре человечества на определенном этапе

ее развития. В синхронном подходе выделяются следующие типы

рассматриваемых культурных общностей: рассово – этническая культурная

общность , национальная культурная общность , регионально – историческая

культурная общность , культурное противоположение восток – запад, мировая

культура.

Вопрос 8 Эволюционные концепции развития культуры эволюционную- делает

акцент на необратимость культурной динамики и утверждает что развития

происходят от простого к сложному. Развиваясь человеческая культура

усовершенствуется и этим обусловливается непрерывный прогресс человеческой

истории. Внутри этой модели выделяется однолинейная концепция развития

культуры и многолинейная. Согласно однолинейной – развитие идет путем

усовершенствования человеческого рода путем усложняющейся организации

человека и общества. В процессе эволюции происходит смена 3 универсальных

этапов:

а) дикость

б) варварство

в) цивилизация

Прохождение этих этапов является неизбежным и обязательным для всех

народов. Многолинейная концепция -отказывается от признания всеобщих

законов развития, основное внимание здесь уделяется проблеме культурной

адаптации, которая представляет собой приспособление к среде. В ходе этого

приспособления происходит усложнение культуры, возникновение новых

культурных феноменов.

Вопрос 9 Циклические концепции культурно исторического процесса.

Циклические модели отрицают эволюционную однолинейную или многолинейную

концепцию исторического развития. Человеческая история воспринимается ни

как процесс который направлен ко все большему усовершенствованию форм

социальной и культурной жизни. С точки зрения циклических концепций история

представляет собой движение происходящие в рамках локальных культур. Это

движение не является прогрессом но возвращением одних и тех же законов

зарождения и упадка которые имеют характер всеобщей неизбежности . Питирин

Сорокин выделил этапы развития культурно исторического процесса. В

зависимости от смены этих этапов изменяется господствующий тип культуры.

Первым таким типом является- идеациональный тип. Он характеризуется

господством духовных принципов, теоцентрическим видением мира, истинной

веры. Второй тип – идеолистический обуславливает интеграцию духовных и

чувственных начал. Этот тип культуры Сорокин определил как

характерезующийся истинным разумом. Третий тип – Чувственная культура

характеризуется господством натурализма и эмпирического знания. В

чувственной культуре на первый план выходит утелитаризм ( принцип

практической пользы) духовные истины подвергаются забвению. Не смотря на

то что современная цивилизация проходит чувственный этап культуры, Сорокин

оптимистически трактовал будущие современной цивилизации. Он говорил о

наступлении эпохи нового средневековья которая будет являться возрождением

духовных начал и новых цивилизационных завоеваний. В наибольшей степени

завершенная циклическая концепция предстает в книге О. Шпендлера “Закат

Европы”. Шпендлер развивает идею о том что по аналогии с живыми

организмами, культуры проходят:

а) детство культуры- период накопления сил для последующего роста

б) юность-период развития

в) зрелость- период реализации потенциальных возможностей культуры

г) старость- период упадка и гибели культуры.

Вопрос 10 Синергетическая модель культурной динамики. Понятие синергетика –

сотрудничество, совместная деятельность. Синергетика – является наукой о

процессах самоорганизации в природе и обществе. Ее предметом является

механизмы спонтанного самообразования и сохранения сложных систем.

Синергетика утверждает что существует 2 противоположных и одновременно

взаимодополняющих начала – порядок и хаос, которые обуславливают протекание

культурных процессов. Хаос- является необходимым элементом в саморазвитии

мира, разрушая он созедает, а созедая приводит к разрушению, достигая

состояния своего предельного развития, сложные системы обнаруживают

тенденцию к упадку. Возникновение нового неразрывно связано с хаосом,

неустойчивостью и случайностью. Таким образом стадии возникновения и

распада, равновесия и неустойчивости непрестанно сменяют друг друга.

Вопрос 11 Культурный дуализм. Дуализм – двойственность. С точки зрения

дуализма в мире идет борьба противоположных, совершенно не сопоставляемых

между собой начал. Дуалистические воззрения известны с глубокой древности.

Одной из наиболее древних подобных возрений наблюдается в зароастризме, в

котором рассматривается борьба между добрым и злым божествами.

Дуалистические воззрения являются достаточно ограниченными т.к. в мире

наблюдается несмотря на все процессы борьбы, единство противоположных

начал. Об этом говорит 1-ый закон диалектики, которая представляет

универсальное философское учение о бытии и законах развития. Однако с точки

зрения противоположных начал вовлеченных в борьбу между собой и являющихся

в этом отношении с необходимостью ограниченными ,подобного единства

существовать не может. Наиболее крайние проявления дуализма возникают когда

ложь отрицает истину, бездуховное противополагает себя духовному. Многим

религиозным системам , а так же исходя из ряда философских воззрений,

культура воспринималась, как некое вторичное существование, которое

противополагала себя первичному, более современному, более духовному. Мир

культуры рассматривался не только как сфера творческой активности

человека, но как вторичный мир, противополагавший себя естественной или

духовной среде. В этом заключается суть понятия – культурный дуализм.

Данное понятие в религиозных и мифологических системах находило воплощение

в ярких мифологических образах: образ Канна и образ Прометея. Согласно

Библии Канн являлся земледельцем, Авель являлся скотоводом. Земледелие –

оседлое существование развертывающиеся во времени. Само понятие культуры

связано с земледелием. Скотоводство представляет собой существование в

неограниченном пространстве, и в этом отношении символизирует не временное

начало, но идею вечности. Скотовод, перемещаясь в пространстве имитирует

идею божественной вездесущности , тогда, как земледелец прикрепленный к

пространству, находится во власти постоянно изменяющегося времени. Потому

бог принимает дары Авеля, но не Канна. Убийство Канном Авеля означает

противоположение вторичного несовершенного более первичному – идеальному.

Культура восстает против дух. Бог накладывает на Канна печать и эта печать

часто воспринимается, как свидетельство богоизбранности, однако смысл

священного текста указывает на ее грозное и предупредительное значение.

Вопрос 12 Социальные типы культур в их становлении и развитии. Основными

социальными типами культуры являлись элитарная и народная культуры.

Элитарная являлась культурой высших слоев общества духовенства и

аристократии. В новое время на Западе эти две культуры вытесняются

буржуазной культурой, которая приобретает статус элитарной культуры.

Народная культура часто ошибочно отождествляется с культурой массовой,

однако ее истоки могут быть гораздо более глубокими нежели истоки

официальной культуры . Народная культура содержит в себе информацию о

традициях, мифах и ритуалах, которые являлись предшественниками ныне

господствующему типу религиозного воззрения. Так в европейской культуре

народная культура содержит в себе традиции до христианского язычества.

Массовая культура в отличии от народной не имеет глубоких духовных истоков.

Она возникла недавно и является враждебной к существованию любого

исторического типа. Массовая культура характеризуется сведением всего к

единообразию. Массовую культуру можно назвать антикультурой. Одним из

наиболее ее ярких проявлений является поп – музыка.

Вопрос 13 Этнос и культура. Понятие народа как субъекта культуры

существенно отличается от представлений о нем в других общественных науках.

В исторической науке народ идентифицируется с населением определенных стран

и государств. В этом ракурсе говорится о белорусских или французских

народах, но некорректно – о европейском народе. Функция культуры учитывает

отмеченные представления , но не сводится к ним. Тысячелетняя историческая

традиция заключалась в отрицании народа как субъекта исторического

творчества. К этому прежде всего предполагало общественное разделение

деятельности на умственную и физическую, которая подкреплялась социальном

господством представителей различных видов духовной деятельности . Народ

перестал быть материалом для создания отдельных ценных индивидов, которые

продолжают великий процесс и впервые ясно обозначили свою роль субъекта

истории с позиции марксистской философии. С точки зрения сущности культуры

как свободной ценности, деятельности, народ как субъект культуры – не

статистическая групповая величина, а динамическая общность людей, незримо и

неформально реально объединенных материальным, социальным и духовным

творчеством. Народ – это движитель обновления и совершенствования

общественного богатства, высших ценностей и смыслов общества. Народ не

возникает в истории сразу, население становится народным в совместной

исторической судьбе, практике обновления мира, выработки и обогащения

единых ценностей и смыслов. Путь населения к народу никогда не

прямолинейна, поэтому народ способен утрачивать ориентиры, заблуждаться и

блуждать. Основная причина возможного перерождения народа имеет объективный

характер. Творческая, инновационная деятельность изначально не может быть

нормативной.

Вопрос 14 Язык и культура. Язык - это орудие мысли и орудие общения. Язык

является посредником

между всеми знаковыми системами. Язык - единственная знаковая система,

знаки которой назначаются с помощью самой этой системы. Языком называют

па и фигуры танца, музыкальные сочинения и др. Средствами языка

формулируются математические задачи. Одним из основных в языке является

понятие знака. Знак создается человеком для передачи определенного

значения. Поэтому знак обладает планом

содержания - смыслом и планом выражения - вещью. Есть знаки

индивидуального пользования, знаки профессионального пользования

(дорожные знаки), знаки общего пользования (языки). Все группы знаков

находятся во взаимной зависимости. С помощью знаков общего использования

назначаются знаки профессионального и личного использования. Существуют

универсальные знаки - символы. Это слово пришло к нам из античности и со

временем перешло на то, что связывает людей. Они выражают глубинное

значение. Например, Солнце символ открытого, мощного; Луна - символ

таинственного, ночного. Символов много, и каждый из них несет свое

значение. Наряду с этнонациональным измерением не менее важную роль в

развитии культуры играет язык. Он также органически связан с культурой,

образуя ее фундамент, своеобразный внутренний базис. Вне языка национальная

культура не существует. Поэтому не случайно именно язык выступает чаще

всего в качестве критерия при типологизации культур, для их различения

между собой. Подчеркивая значение языка, немецкий философ М. Хайдеггер

говорил, что "язык - дом бытия".

По мнению Ф. Достоевского, "язык - народ". Известный французский

писатель А. Камю заявлял: "Моя родина - это французский язык".

Язык является главным инструментом познания и освоения внешнего мира.

Он также выступает основным средством общения людей. В равной мере язык

делает возможным знакомство с другими культурами. В культурологии выделяют

следующие функции языка: 1) информационная – означает выработанный

человеком способ обозначения знания о родовых, видовых свойствах предметов,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8