Своеобразие творчества Петера Пауля Рубенса с жанру портрета
Своеобразие творчества Петера Пауля Рубенса с жанру портрета
МАГНИТОГОРСКИЙ ОРДЕНА «ЗНАК ПОЧЁТА»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
РЕФЕРАТ
Тема: «СВОЕОБРАЗИЕ ТВОРЧЕСТВА
ПЕТЕРА ПАУЛЯ РУБЕНСА
В ЖАНРЕ ПОРТРЕТА»
Cтудента 3 курса литфака
группы № 306 (мхк)
Фролова Олега Валерьевича.
Рецензент-
Соловьёва Ирина
Евгеньевна
[pic]
Магнитогорск-97.
Когда мы слышим имя Рубенса, перед нашим внутренним взором возникают
громадные многофигурные композиции с бурлящим движением фигур и пышнотелые
златокудрые красавицы- плоть и кровь старинной цветущей Фландрии.
Эти образы заслоняют подчас другие стороны плодотворной художественной
деятельности Рубенса, в том числе и его мастерство портретиста. В течение
своей жизни ему пришлось написать много портретов. Причём если некоторые
крупные композиции, созданные по эскизам Рубенса в его мастерской с помощью
многочисленных учеников, хранили только иногда следы собственноручной
работы, то портреты, особенно родных и друзей, он писал сам от
первоначального эскиза до окончательного завершения.
Рубенс широко известен. Его имя стоит в одном ряду с именами величайших
художников мира- Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана,
Рембрандта, Веласкеса. «Король живописцев и живописец королей»,- такая
метафора родилась в суждениях современников о Рубенсе и закрепилась в
последующие времена.
Необыкновенная творческая щедрость и плодовитось- около трёх тысяч
произведений, созданных самим Рубенсом и с помощью его учеников, а также
широкий тематический диапазон художественной деятельности и высочайшее
профессиональное мастерство были основанием для звучных сравнений и
метафор: «Апеллес не только своего века, но и всех времён», «Рубенс-это
Шекспир в живописи».
Искусство Рубенса уже при жизни было в центре внимания художников,
любителей и ценителей искусства. Интерес к его творчеству сохранился до
наших дней. Картины и рисунки Рубенса заинтересованно и пристально
изучались и пристально изучаются до сих пор. Основой этого научного
интереса является великолепная коллекция работ Рубенса в Государственном
Эрмитаже, собранная в основном во второй половине 18 века.
Произведения Рубенса имеются во многих музеях мира. Исследователь
творчества Рубенса М.В.Алпатов писал:» Рубенс принадлежал к числу тех
универсальных гениев искусства, которые не замыкаются в границах того или
иного жанра, но умеют откликнутся на самые различные стороны жизни. Он
проявил себя в исторической живописи и в области портрета, в пейзаже и
алтарном образе, в живописи декоративной и в рисунке. В каждой области им
созданы замечательные шедевры.»
Однако среди равных ему художников многие искусствоведы уделили значительно
больше широкого и глубокого научного внимания другим знаменитым живописцам
и меньше писали о Рубенсе. Может быть, аристократизм и гедонизм творчества
Рубенса стали причиной всё-таки довольно скромной, ограниченной в основном
эрмитажным собранием, исследовательской литературы о Рубенсе в
искусствознании.
В этой связи приходят на память и некоторые обстоятельства нашей, русской
художественной жизни. Начиная со второй половины 19 века, в период
утверждения передвижников в русском изобразительном искусстве значительно
больше внимания художники и исследователи уделяли голландскому искусству,
творчеству Рембрандта и «малых голландцев» и меньше интересовались
Рубенсом и фламандцами. Эта направленность в какой-то мере сохранилась и в
советское время. А если вспомнить, что на протяжении долгих лет, в 30-50-е
годы, на наших выставках не появлялись картины, изображающие обнажённую
натуру, то можно яснее понять, почему творчество Рубенса было в какой-то
мере на периферии искусствоведческих интересов в то время.
Рубенс прославился алтарными и мифологическими композициями, циклами
картин, украшавшие королевские дворцы Франции, Испании, Англии. Среди этих
прославленных произведений его портреты менее заметны и занимают как бы
второстепенное место. Сам художник, обучаясь в Италии, придавал им особое
значение, стремясь в первую очередь к исполнению крупных многофигурных
композиций по заказам королевских семейств Европы и высокопоставленных
церковнослужителей.
Возможно именно по этой причине отношение самого Рубенса к портрету
сказалось на мнении многих исследователей его творчества, которые уделили
рассмотрению портретного жанра в искусстве Рубенса меньше внимания, чем его
основным произведениям. «Портретные работы,- писала М.Я.Варшавская,- не
занимали центрального места в творчестве Рубенса. Но портретистом Рубенс
начинал свою деятельность, на портретных работах он воспитал своё
непосредственно-реалистическое мироощущение, портретные работы и в
дальнейшем были органической частью того грандиозного космоса, каким
является его огромное по диапазону творчество».
Рубенс был крупнейшим портретистом в истории западноевропейского искусства.
Приступая к изучению литературы, связанной с анализом творчества Рубенса,
можно обнаружить определённую, а точнее, недооценку, его качеств
портретиста, которая будет в какой-то степени расходиться с тем, что я
попытаюсь здесь сказать. Например, вот мнение о портретах Рубенса
крупнейшего искусствоведа В.Н.Лазарева, хотя в его суждении, на мой взгляд,
имеется не только отрицательная оценка, но и признание некоторых достоинств
портретного искусства Рубенса.
В своей статье, посвящённой творчеству художника, он писал:» Уже Фромантен
отмечал, что Рубенс не был крупным портретистом
так как его слишком импульсивная натура не могла долго задерживаться на
изучении индивидуальных явлений. И действительно, мы никогда не найдём у
Рубенса особо сильных портретов с углублённой психологической
характеристикой. Лишь в виде исключения среди его работ встречаются такие
крепкие реалистические вещи, как портреты Яна Вермулена, Николаса Респеня,
неизвестного францисканского монаха, доктора ван Тульдена и этюд с натуры,
изображающий головы негров. Обычно Рубенс идеализировал модель приближая её
к своему излюбленному типу. На ряду с подобного рода «официальными»
портретами Рубенс писал также «интимные» портреты, преимущественно портреты
своей первой и второй жены. По свежести восприятия, особой ароматности
красок и виртуозной технике исполнения эти вещи принадлежат к наиболее
совершенным творениям Рубенса.»
Не останавливаясь подробно на этом суждении, отмечу только, что сам
перечень В.Н.Лазарева « в виде исключения... крепких реалистических»
портретов Рубенса, которых другому художнику хватило бы, чтобы считать себя
признанным портретистом, уже само по себе говорит о богатом наследии
портретов, созданных фламандским живописцем. А портреты его жён отмечены
В.Н.Лазаревым как наиболее совершенные творения мастера.
Биография Рубенса имеет прямое отношение к его портретному искусству. Его
отношение к родным, близким и друзьям, широкое гуманитарное образование,
знание шести языков, длительная поездка в Италию, многочисленные
путешествия и дипломатические миссии в крупнейших королевских дворах
Европы, знание огромного количества людей различного ранга, звания и
общественного положения- всё это непосредственно на его мастерстве
портретиста.
Такая одарённая, прожившая активную общественную жизнь натура не могла
ограничиться при написании портретов только лестью «сильным мира сего» и
идеализацией дорогих и близких сердцу людей. Рубенс создаёт обширную
портретную галерею, в которой рядом с королями и министрами существуют
дети, неизвестные монахи, старуха с жаровней и камеристка инфанты Изабеллы.
События жизни очертили широкий круг его духовных интересов и человеческих
привязанностей, далеко выходящих за рамки, определённые придворному
художнику.
Петер Пауль Рубенс родился в 1577 году в немецком городке Зиген, где семья
его родителей жила в изгнании. Образованность отца и мудрость матери
сыграли огромную роль в воспитании Рубенса. Будущие его успехи - в
искусстве, в науках, в знании языков, в дипломатии- во многом состоялись
благодаря заботам матери. Она определила его, вернувшись в Антверпен после
смерти мужа и приняв католичество, в латинскую школу, где преподавали
учёные иезуиты. Здесь он обучился языкам, теологическим наукам, античной
мифологии. Возможно, она устроила его в пажи к вдове графа Филиппа де
Лаленга- Маргарите де Линь, где он усвоил дворянский этикет и обходительные
манеры.
Рубенс стал учиться живописи согласно своим наклонностям и способностям, и
мать не препятствовала, а способствовала развитию его природного дарования,
хотя сама была дочерью купца, а отец художника юристом. Живопись захватила
Рубенса целиком. Всё остальное стало сопутствующим его главному занятию-
постижению тайн изобразительного искусства.
Его учителями были Тобиас Ферхарт, Адам ван Ноорт и Отто Веен. У двух
последних Рубенс получил своё основное художественное образование,
окончательно завершённое во время его длительного путешествия в Италию с
1600 по 1608 год, к которому подготовил его и практически и духовно Отто
Веен, сам побывавший и поучившийся в Италии.
Эжен Фромантен, рассказывая об учителях Рубенса, писал: «Нет, ничего более
противоположного, чем контраст, представляемый ван Нортом и Вениюсом, этими
двумя столь неодинаковыми по характеру и , следовательно, столь различными
по оказываемому ими влиянию индивидуальностями. Нет ничего более
причудливого, чем судьба, призвавшая их, одного за другим, к разрешению
столь ответственной задачи, как воспитание гения. Заметьте, что
противоположности их характеров вполне отвечали тем контрастам, которые
сочетались в сложной натуре ученика, столь же осторожной, сколь и
дерзновенной. В отдельности они представляли собой противоречивые,
непоследовательные элементы его характера, вместе они как бы воспроизводили
всего Рубенса со всей совокупностью заложенных в нем возможностей, с его
гармонией, равновесием и единством, но только без его гения.»
Заключая свою характеристику, Фромантен подводит итог: «Без этих
наставников вряд ли и Рубенс был таким, каким мы его видим.
Вероятно, его искусство было бы лишено той единственной черты-
простонародного акцента, которая связывает его с народными массами и делает
его столь же понятным им, как и умам утончённым. Как бы то ни было, но
природа действовала здесь будто ощупью, когда с 1557 по 1581 год
подыскивала ту форму, в какую должны были вылиться элементы нового
искусства во Фландрии. Можно сказать, что она испытывала Норта и Веена,
колебалась относительно Иорданса и только в Рубенсе нашла то, что ей нужно
было».
События детства, юности и молодости Рубенса проходили в эпоху первой
буржуазной революции в Европе, начавшейся в Нидерландах во второй половине
16 века на территории современной Бельгии, части Франции, Люксембурга и
Голландии.
Семья Рубенса на себе испытывала все превратности судьбы в то время. Отец и
мать художника бежали из Антверпена в Германию, были близки ко двору
Вильгельма Оранского, призванного главы нидерландской оппозиции к Испании.
Рубен родился в вдали от родины своих предков. Затем вместе с матерью
вернулся во Фландрию, в Антверпен, там учился, долгое время прожил в Италии
и в 1608 году, накануне перемен, вернулся в родной город уже навсегда.
По своему образу жизни, по складу ума и роду занятий Рубенс был далёк от
борьбы за ценности нидерландской буржуазной революции. И тем не менее мы
можем в како-то мере почувствовать духовную связь между его искусством и
идеалами революции, стремившейся утвердить свободу и независимость для
своих сограждан. Сам Рубенс для себя добился внутренней свободы и полной
творческой независимости. В конце своей жизни он обладал почестями,
богатством, всеевропейской славой. Но его личные достижения не идут ни в
какое сравнение с теми вершинами европейской культуры, которых достигло его
творчество. Рубенс на все времена утвердил неповторимую самобытность
искусства Фландрии в мире, и в этом смысле он многогранно и полно выразил «
дух Фландрии».
Искусство Рубенса прославило Фламандцев, их трудолюбие, стремление к
свободе, жизнерадостность, исторический оптимизм, несокрушимое желание жить
в согласии и пользоваться всеми дарами, отпущенными человеку благословенный
и щедрой природой.
Небольшой «ПОРТРЕТ МУЖЧИНЫ 26 ЛЕТ» исполненный на меди, из нью-йоркского
собрания Д. Лински, который иногда называют портретом архитектора или
портретом географа, в зависимости от того, как объясняют употребление
измерительных инструментов, которые находятся в руках модели, создан
Рубенсом до его отъезда в Италию.
На мой взгляд этот портрет интересен не только как показатель степени
мастерства молодого Рубенса, но и позволяет нам представить близость
художника к старой нидерландской манере живописи, прославленной начиная с
работ Яна ван Эйка. Особенно много сил и внимания он потратил, передавая
сходство и выражение лица. Рубенс, тщательно, даже скрупулёзно, отделывает
мельчайшие детали, приписывает все изысканные изгибы кружевного воротника.
В его руке нет ещё виртуозной лёгкости и свободного владения кистью и
красками, но уже чувствуется стремление к конкретности и живости при
передачи человеческого облика.
Сохранилось немного работ, созданных Рубенсом до отъезда в Италию, но они,
в сравнении с тем, что он создал после своего возвращения в Антверпен в
1608 году, позволяют почувствовать необычайно благотворное и плодотворное
художественное влияние, которое Рубенс испытал в Италии, где его
способности получили гармоничное и естественное развитие.
Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил
Рубенс. Венецианская живопись, искусство Джорджоне, Тициана, Веронезе,
Тинторетто оставили самый глубокий след в его творчестве. Сверкающая,
богатая звучностью и чистотой цвета палитра Веронезе, могучие, полные
динамизма и необычных ракурсов композиции Тинторетто и особенно
универсальный живописный дар Тициана, заняли, пожалуй, наиболее
существенное место в художественном становлении Рубенса. Тициана он будет
изучать и копировать на протяжении всей своей жизни. Рубенс многими
приёмами, особенностями колорита, сверкающим золотом своей живописи обязан
урокам, полученным у картин Тициана.
Эти уроки состояли в глубоком, внимательном изучении и копировании. Рубенс
был исключительно трудолюбив, со свойственной жителям севера Европы
обстоятельностью, размеренностью и внутренней педантичностью. В Италии он
не только обогащал свою живопись всем богатством техники итальянского
искусства, но и сам добросовестным образом изучал многие памятники
скульптуры и декоративно- прикладного искусства Микеланджело, Рафаэля,
сделал копию с картона «БИТВА ПРИ АНГИАРИ» Леонардо да Винчи. Постоянные
занятия рисунком и копирование живописных произведений были завершающей
школой Рубенса, талант которого раскрывался последовательно и постепенно и
достиг своих вершин в зрелые годы художника. Но Рубенс не только учился, а
много и плодотворно работал, так, что к концу своего путешествия он
прославился и стал признанным живописцем в Италии.
В Италии Рубенс много работал над созданием алтарных картин, и впоследствии
этот вид изобразительного искусства займёт видное место в его творчестве
Страницы: 1, 2, 3
|