Своеобразие деловой культуры Японии
|К 1264, когда Хубилай утвердился в Пекине в качестве императора, монголы завоевали |
|значительную часть Центральной и Северной Азии. Прежде чем монголы высадили десант на Кюсю|
|в 1274, Ходзё дважды, в 1268 и 1272, отказывались признавать сюзеренитет Хубилая. К |
|счастью для японцев, монголы покинули остров. Последовало несколько лет военных |
|приготовлений каждой из сторон, сопровождавшихся безрезультатными переговорами, пока |
|монголы не предприняли мощное наступление в 1281. На этот раз захватчики находились на |
|японской территории несколько недель, в течение которых велись ожесточенные сражения, пока|
|шторм не разбросал по морю их корабли, что означало конец экспансии. |
|Расходы на эти кампании еще более подорвали лояльность самураев. Более того, в конце |
|столетия ускорились экономические перемены, и недовольство росло вплоть до того момента, |
|когда власть Ходзё стала неприемлемой для многих гокэнин. Император Го-Дайго, правивший в |
|1318–1339, усмотрел в этом возможность для восстановления прерогатив монарха. В 1333 ему |
|удалось заручиться поддержкой в провинциях со стороны ряда крупных военных домов, с их |
|помощью была захвачена Камакура и свергнуты Ходзё. |
|Сёгуны Асикага. Важный вклад в победу Го-Дайго внес Асикага Такаудзи, воин из рода |
|Минамото. Его амбиции вскоре привели к разрыву с союзником-императором, а в 1336 он |
|захватил Киото и назначил императором своего выдвиженца. Однако Го-Дайго сумел скрыться и |
|основал свой двор в Ёсино, в горах к югу от Нары. До тех пор пока в 1392 не был достигнут |
|компромисс между двумя ветвями императорской семьи, в стране шла непрерывная гражданская |
|война. |
|Асикага Такаудзи принял титул сёгуна и основал свою резиденцию в Муромати, одном из |
|районов Киото. Гражданские войны во многом способствовали укреплению позиций и |
|независимости самураев, которые отняли часть земель у буддийских общин и у семей из |
|придворного круга. Многие создали на местах крупные поместья, и к концу века некоторые |
|правители провинций (сюго-даймё) могли уже безбоязненно игнорировать приказы сёгуна. |
|В середине 15 в. группа крупных семейств, в том числе и находившиеся в родстве с Асикага, |
|контролировали большинство важнейших учреждений в администрации сёгуна. В 1467 спор о |
|престолонаследии ускорил начало схватки за власть, продолжавшейся с небольшими перерывами |
|вплоть до 1573, когда был изгнан последний из Асикага. |
|Гражданская война не помешала вызреванию предпосылок для экономического и культурного |
|развития. В сельском хозяйстве постоянное увеличение площади обрабатываемых земель, |
|улучшение качества семенного фонда и распространение ирригации привели к расширению |
|производства, что способствовало прогрессу сельских ремесел и торговли. К 15 в. были |
|созданы постоянные рынки, часто возникавшие вблизи монастырей и храмов. В дальнейшем |
|ремесленники и купцы все более специализировались в своих занятиях и часто объединялись в |
|гильдии (дза). Внутренняя торговля испытывала подъем, в значительной мере благодаря |
|каботажному судоходству. |
|Экономические связи с Китаем так и не были восстановлены после нашествий монголов. Даже |
|приход к власти династии Мин в 1368 не принес в этом плане реальных улучшений из-за |
|недовольства, вызванного набегами японцев на побережье Китая и Кореи. Тем не менее в 1401 |
|третий сёгун Асикага по имени Ёсимицу направил послания с выражением почтения китайскому |
|императору, которые привели к обмену представительствами. Последние стали посредниками в |
|торговле, которая приобрела важное экономическое значение. Такие японские товары, как мечи|
|и медная руда, обменивались на китайский шелк, фарфор и монеты. Торговые отношения были |
|прерваны лишь в 1549, когда появились португальцы, предложившие альтернативу прямым |
|китайско-японским связям. |
|Среди тех, кто настаивал на продолжении торговли с Китаем, были буддийские монахи из секты|
|дзэн, стремившиеся восстановить контакты с дзэнскими (чаньскими) монастырями в Китае. |
|Некоторые из этих священнослужителей сопровождали миссии за границу, выступая в качестве |
|посланников и переводчиков. Японцы заимствовали в Китае стиль пейзажной живописи времен |
|сунской династии, одним из ярких представителей которого является художник Сэссю |
|(1420–1506). Дзэнские идеи использовались и в чайной церемонии, и в ландшафтном |
|садоводстве. В тот период были созданы многие наиболее знаменитые сады Киото. С того же |
|времени ведут отсчет замечательные архитектурные сооружения: Кинкакудзи, или Золотой храм |
|(1394, восстановлен в 1955), и Гинкакудзи, или Серебряный храм (1479). Эта эпоха стала |
|свидетелем развития классической драмы в жанре ноо благодаря таланту Сэами (1363–1443). |
|Гражданская война и объединение. К 1560-м годам старые семьи сюго-даймё лишились власти, |
|перешедшей к новым сеньорам. Некоторые из них контролировали целые провинции и могли |
|самостоятельно бросить вызов Асикага. Первым это сделал Ода Нобунага, правитель части |
|провинции Овари (в окрестностях современной Нагои). В 1568 он захватил Киото и назначил |
|своего кандидата сёгуном. На смену Нобунага пришел военачальник Тоётоми Хидэёси, принявший|
|в конечном счете титул кампаку. Упрочив свое положение на землях, захваченных ранее |
|Нобунага, Хидэёси в дальнейшем распространил свою власть на всю страну. В 1586–1587 |
|удачная кампания против правителя Сацума на юге привела к установлению его господства над |
|всем Кюсю, а в 1590 в результате нападения на Ходзё в Одавара к его владениям был |
|присоединен северо-восток. |
|Правление Хидэёси было недолгим, частично из-за увлечения планами заморских завоеваний. В |
|1590, намереваясь вторгнуться в Китай, Хидэёси потребовал от Кореи разрешения провести |
|свою армию через корейскую территорию, однако получил отказ и в 1592 бросил против нее |
|200-тысячное войско. Развернувшаяся партизанская война и атаки на японские корабли |
|замедлили продвижение вперед. Это дало китайской стороне возможность для встречной |
|интервенции, вынудившей японцев отступить. Вторая военная экспедиция 1597 не слишком |
|преуспела, и после смерти Хидэёси в 1598 войска с Корейского п-ова были выведены. |
|Наследником Хидэёси оставил своего сына Хидэёри, однако в стране не было общепризнанного |
|преемника. Это открыло путь к власти Токугава Иэясу, сподвижнику Хидэёси. Победив |
|сторонников Хидэёри в битве при Сэкигахара в 1600, Иэясу занялся созданием долговременных |
|институтов управления. Земли были перераспределены, значительная их часть попала в руки |
|рода Токугава и их вассалов. Крупнейшие феодалы были вынуждены согласиться с новыми |
|порядками. В 1603 Иэясу принял титул сёгуна, создав новое бакуфу в своем городе-замке Эдо |
|(современный Токио). Наконец, в 1614–1615 он атаковал и разбил силы Хидэёри в замке Осака.|
|Режим Токугава оставался у власти на протяжении 250 лет. |
|«Христианский век». Приход к власти Токугава означал также окончание контактов с Западом, |
|которые начались в 1540-х годах с прибытием португальских купцов, которые на целое |
|десятилетие фактически монополизировали торговлю между Китаем и Японией. Корабли |
|португальцев привозили шелк и золото на Кюсю и доставляли серебро обратным рейсом в Аомынь|
|(Макао). К 1600 миссионеры заявляли, что на их счету не менее 300 тыс. новообращенных |
|японцев. География, астрономия, европейская военная наука, техника печати – все это |
|изучалось японцами. За португальцами последовали испанские священники и купцы из Манилы, |
|первая миссия которых появилась в Японии в 1592. В 1600 прибыла малочисленная группа |
|голландцев и один англичанин. В 1609 была основана голландская фактория, а через четыре |
|года – английская. |
|Нобунага, Хидэёси и Иэясу первоначально считали выгодным доброжелательное отношение к |
|иностранцам, однако вскоре вероисповедание стало казаться потенциальным орудием подрывных |
|действий. Хидэёси издал в 1587 эдикт антихристианской направленности, а в 1597 казнил |
|несколько иностранных священников. Иэясу реагировал сходным образом и, постепенно усиливая|
|свою власть (с 1606), спустя 8 лет объявил о намерении удалить всех миссионеров из страны.|
|Преследования еще более ужесточились при втором и третьем сёгунах дома Токугава. |
|Настроения, вызванные гонениями на христиан, распространились и на сферу торговли. В |
|результате английская фактория была заброшена в 1623, испанцы прекратили дела в 1624. |
|Португальцам, постоянно обвинявшимся в предоставлении убежищ священникам и неофитам, было |
|приказано покинуть страну по подозрению в причастности к мятежу, поднятому под |
|руководством местных христиан в Симабара на о.Кюсю в 1637–1638. К этому времени были |
|изданы эдикты, запрещавшие японцам заниматься коммерцией или совершать путешествия за |
|рубеж. Таким образом, примерно с 1640, менее чем через 100 лет после прибытия первых |
|европейцев, начался период добровольной изоляции (сакоку). Нескольким голландским купцам |
|было разрешено остаться в Дэсима в бухте Нагасаки, где их деятельность жестко |
|контролировалась. Китайские торговцы также прибывали в Нагасаки, пользуясь там несколько |
|большей свободой, нежели голландцы. Кроме того, контакты поддерживались с Китаем через |
|о-ва Рюкю и с Кореей через о-ва Цусима. В остальном же Япония оставалась отрезанной от |
|остального мира в политическом, экономическом и культурном отношениях вплоть до 19 в. |
|Общество Токугава. Административная система Токугава, как и политика национальной |
|изоляции, были разработаны для увековечения власти семьи Иэясу. Высшие должности занимали |
|лишь наследные вассалы Токугава, феодалы фудай, часть из которых всегда назначалась |
|советниками (родзю). Множество нижестоящих чиновников помогали управлять землями сёгуна, с|
|которых, главным образом, и поступали доходы в казну. Столь же важной была задача |
|обеспечения контроля над остальной территорией страны. Это зависело в основном от |
|распределения земель: 40% земель принадлежало сёгуну, его родственникам и приближенным, |
|20% – фудай и 40% – прочим феодалам, не считавшимся вассалами Токугава (тодзама). Кроме |
|того, назначались губернаторы в ключевые города, включая Киото. Все крупные феодалы должны|
|были проводить по полгода в Эдо, где их жены и дети оставались в заложниках остальную |
|часть времени; права знатных семей на строительство замков и свободу заключения брачных |
|союзов были существенно урезаны. |
|Эта схема повторялась в каждом из крупных поместий (хан). Феодал (даймё) осуществлял всю |
|полноту власти, действуя через чиновников, которые были также и его вассалами. |
|Меньшинство, которому было позволено иметь лены (в основном члены семьи даймё), также |
|подвергалось ограничениям, сходным с теми, которые налагал сёгун на сюзерена. Остальные |
|самураи получали вознаграждение, выплачивавшееся из казны соответствующего поместья. Они |
|постоянно жили в городе-замке, за исключением периодов пребывания со своим сеньором в Эдо.|
| |
|Большинство деталей этой системы было разработано ко времени кончины третьего сёгуна |
|Токугава Иэмицу в 1651. На ее вершине были император и придворные, еще долго |
|пользовавшиеся авторитетом после потери реальной власти. За ними следовали сёгун и крупные|
|феодалы, причем последние ранжировались по размерам владений и характеру взаимоотношений с|
|Токугава. Далее шли самураи, разделенные на все растущее со временем число рангов, – |
|начиная с высших самураев, выдвигавшихся на почетные должности, и до пеших солдат |
|(асигару). Однако все они формально принадлежали к правящему классу, составлявшему |
|примерно 6% населения страны. Остальное население делилось на крестьян и группу |
|ремесленников и купцов. |
|Экономические перемены и реформа. К концу 17 в. получили развитие крупные рынки риса, |
|сосредоточенные в Эдо и Осака. Все более широкий размах приобретало денежное обращение. В |
|городах и небольших провинциальных центрах гильдии купцов и ремесленников удовлетворяли |
|растущие потребности самураев в товарах и услугах. В 18 в. правители столкнулись с |
|проблемами обнищания самураев и бюджетного дефицита. Первая из них подрывала лояльность по|
|отношению к центру значительной части господствующего класса, а вторая угрожала всей |
|структуре управления. Некоторые правители стимулировали аграрное производство, чтобы |
|добиться увеличения доходов казны, и принимали законодательные меры по ограничению |
|государственных расходов. Наиболее удачливым в этом плане был восьмой сёгун из дома |
|Токугава – Ёсимунэ (правил в 1716–1745), хотя значительную часть проделанной им работы |
|пришлось повторить в 1787–1793 родзю Мацудайра Саданобу. |
|На заре 19 в. в японской экономике начали складываться рыночные отношения. В деревне |
|появился слой предпринимателей, переключившихся на технические культуры, а также занятых |
|ростовщичеством, торговлей и даже мелким промышленным производством. В городах купцы стали|
|проникать в отдельные группы самураев, используя деньги для получения соответствующего |
|статуса путем заключения браков или установления опеки. В конце эры Тэмпо (1830–1843) это |
|стимулировало новые попытки проведения реформ, которые ассоциировались с именем родзю |
|Мидзуно Тадакуни. |
|Культура Эдо. В период Токугава выкристаллизовалась и та культура, которую последующие |
|поколения стали считать традиционной для Японии. В некоторых сферах, особенно касающихся |
|вопросов этики, политических и общественных приоритетов, она явилась результатом очередной|
|волны китаизации. Неоконфуцианство времен китайской династии Сун было принято в качестве |
|официальной философии бакуфу Токугава и класса самураев уже в начале этого периода. Столь |
|же глубоким было воздействие китайских воззрений в области истории, экономики и |
|естественных наук. |
|Явные различия между китайским и японским обществом привели к попыткам специфической |
|японской интерпретации прошлого страны со стороны ее историков, что выразилось, например, |
|в трудах Арай Хакусэки (1657–1725) и Рай Санъё (1780–1832). В религии наблюдалось |
|возрождение синтоизма, ярчайшим представителем которого был Мотоори Норинага (1730–1801). |
| |
|В литературе и искусстве получили развитие национальные жанры. Актеры и куртизанки были |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|